Способность использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ок-1)



Скачать 111.57 Kb.
Дата27.06.2016
Размер111.57 Kb.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю):
Общие сведения

1.

Кафедра

Культурологии и межкультурных коммуникаций, теории языка и журналистики

2.

Направление подготовки

050400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования

3.

Дисциплина

Б1.В.3 Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире

4.

Тип заданий

Тест

5.

Количество этапов формирования компетенций (тем)

6


Перечень компетенций

способность использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

владение историческим методом и умение его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2);

способность учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);

способность вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК- 9).


Критерии и показатели оценивания компетенций

Знания: роль и значение культурологического образования в жизни личности и общества; историю становления и развития знаний о культуре; феноменологию культуры; методологию изучения явлений, форм, типов, процессов и закономерностей развития культуры и межкультурных форм взаимодействия

Умения: использовать полученные знания в практической деятельности; осваивать и сохранять культурное наследие; осуществлять выбор собственной ориентации в мире ценностей современной культуры

Навыки: средствами сбора, проверки и анализа культурологической информации, а также навыками межкультурной коммуникации


Этапы формирования компетенций

Тема -1. Понятие, структура и функции культуры

Тема -2. Методы культурологических исследований

Тема -3. Типология культур. Глобализация и межкультурный диалог.

Тема -4. Межкультурная коммуникация в современном мире

Тема -5. Культура информационного общества

Тема -6. Современная культура в России и перспективы её развития


Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)


«2» – 60% и менее «3» – 61-80% «4» – 81-90% «5» – 91-100%


Типовое контрольное задание

Тема 1. Понятие, структура и функции культуры

  1. Сущность культуры состоит в том, что она представляет собой:

а) адаптивный механизм человека;

б) способ бытия человека или «мир человека» в единстве смыслов, средств и результатов человеческой деятельности;

в) источник изменения природы.


  1. Структура культуры состоит из основных элементов:

а) материальной и духовной;

б) политической, материальной, духовной, экономической;

в) материальной, духовной и художественной.

г) материальной, экономической, политической, духовной.



  1. К культурам, выделяемым по историческому критерию относятся:

а) национальные и религиозные культуры;

б) древняя, средневековая, нововременная, современная;

в) рыцарская, феодальная, аристократическая, крестьянская.
Тема 2. Методы культурологических исследований

1. К ведущим подходам к изучению культуры принадлежат:

а) деятельностный, системный, синергетический, семиотический, феменологический, историко-типологический, сравнительно-исторический, аксиологический;

б) археологический, семантический, информационных, интегративный;

в) футуристический, аналитический, архивный, прогностический.



2.Ментальность – это:

а) сочетание способов и содержания мышления и восприятия, которые являются определяющими для данного типа культуры общества в данное время;

б) совокупность способов практической деятельности, преобладающих в конкретной национальной культуре;

в) система смысловых связей различных культурных явлений (религиозных, политических, художественных и т.д.).



3.Назовите английского историка, философа, дипломата и общественного деятеля, создавшего один из наиболее оригинальных вариантов концепции локальных цивилизаций (основное сочинение «Постижение истории»):

а) Д.Локк;

б) Т.Гоббс;

в) А.Тойнби;

г) Ф.Бэкон.

4.Как называются, согласно взглядам К.Г. Юнга, врожденные психические структуры, присущие обществу, являющиеся результатом исторического развития человечества, выступающие основой творчески-продуктивной деятельности человека, в том числе и художественного воображения?

а) стереотипы;

б) архетипы;

в) артефакты;

г) инварианты.
Тема – 3. Типология культур. Глобализация и межкультурный диалог

1.Кто из культурологов с мировым именем высказал суждение: открытие специфичности культуры и её значения в человеческом мире «когда-нибудь станет в истории науки в один ряд с гелиоцентрической теорией Коперника или открытием клетчатой основы всех форм жизни»?

а) Чарльз Сноу;

б) Лесли Уайт;

в) Освальд Шпенглер;

г) Моисей Каган.

2.Природа культуры является:

а) внебиологической или надбиологической;

б) биологической;

в) космической,

г) божественной.

3. Известный медиамагнат Р. Мердок выдвинул специальный термин для обозначения, нового поколения людей, тех, кто не знал мир без высокоскоростного Интернета и для которых цифровая форма является «родным языком»:

а) «digital natives»;

б) «generation next»;

в) «generation »;

г) «global natives».

4. Футурологическая доктрина, получившая полемическую популярность в 1970-1980-х годах в период нарастания компьютерного бума и наиболее системно изложенная в книге американского культуролога Э.Тоффлера «Третья волна»:

а) Москва – Третий Рим;

б) Джихад;

в) Информационное общество;

г) Срединная Европа.

5. Результатами негативного влияния Интернета на общество являются (выберите два варианта ответа):

а) формирование социального неравенства;

б) ускорение социальных процессов;

в) увеличение заболеваний/психические расстройства членов общества;

г) увеличение передаваемой информации.

6.Как называется культурфилософская и мировоззренческая установка, которая основывается на идее исключительности, превосходства ценностей европейской культуры над другими?

а) европоцентризм;

б) мультикультурализм;

в) империализм;

г) национализм.
Тема 4. Межкультурная коммуникация в современном мире

1. Получатель сообщения в акте коммуникации называется

а) респондент;

б) реципиент;

в) референт;

г) репринт.


2. Упорядоченная последовательность символов, предназначенная для передачи информации, в теории коммуникации называется:

а) код;


б) фрагмент;

в) дискурс;

г) сообщение;

3. К современным информационным тенденциям не относят:

а) глобализацию аудиовизуальной коммуникации;

б) стандартизацию информации;

в) развитие интерактивности;

г) проблему выявления достоверности информации.

4. Модель процесса коммуникации в Интернете, который состоит из 4 параллельно протекающих взаимодействий (односторонней коммуникации, двусторонней коммуникации, односторонняя коммуникация с разделением функций отправителя и получателя информации, двусторонняя диалогическая форма коммуникации) была предложена:

а) Д.Бэллом;

б) С.Макмилланом;

в) Г.Лассуэллом;

г) Г.М.Маклюэном.

5. Универсальную схему анализа средства межкультурной коммуникации (на основании 5 исследовательских вопросов: Кто говорит? Что сообщается? Кому сообщается? По какому каналу? С каким эффектом?) в 20 веке предложил ученый:

а) А.Соколов;

б) С.Макмиллан;

в) Г.Лассуэлл;

г) Г.М.Маклюэн.

6. К статусным признакам интернет-коммуникации относят:

а) трансграничность, периодичность, гипертекстуальность, мультимедийность, интерактивность;

б) периодичность, многообразие контента, универсальность;

в) динамичность, актуальность, специализированность.



Тема – 5. Культура информационного общества

1. Современные средства массовой коммуникации, применяющие в своей деятельности мультимедийные и интерактивные технологии, образуют коммуникационную систему, в которой реальность, то есть материальное и символическое существование людей, погружена в виртуальные образы и замещается симуляциями. Такая система называется:

а) симулякром;

б) виртуальностью;

в) медиаполем;

г) эфиром.

2. Закончите определение: «имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе и пригодной для ее сохранения и использования – это …»:

а) информационные ресурсы;

б) информационные каналы;

в) информационные войны;

г) библиотеки.
3. Систему информационно-коммуникационных средств, выработанных человечеством в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности называют:

а) виртуальной реальностью;

б) медиакультурой;

в) медиаобразованием;

г) сетевым обществом.

4. Создателями теории постиндустриального общества являются (выберите два варианта ответа):

а) Э.Тоффлер;

б) М.Кастельс;

в) Ж.Деррида;

г) Д.Белл.

5. Способ публикации звуковых передач во Всемирной сети, получивший сегодня широкое распространение, называется:

а) слайдкастинг;

б) подкастинг;

в) твиттер;

г) постинг.

6. Компьютер, выполняющий сетевые функции (обслуживание сети, передача сообщений и пр.), а также выполняющий пользовательские задания:

а) блог;


б) хост;

в) твит;


г) пост.

Тема 6. Современная культура в России и перспективы ее развития

1. Группы и отдельные индивиды, чьи установки, ценностные ориентации, модели поведения соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из данных систем не интегрированы полностью, называются:

а) маргиналами;

б) отшельниками;

в) неформалами.



2. Понимание культуры как диалога принадлежит отечественному ученому, исследователю языка, эпических форм повествования, создателю теории европейского романа:

а) А.Соколову;

б) М.Бахтину;

в) П.Чаадаеву;

г) П.Флоренскому.

3. Особая форма культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стандартами поведения называется:

а) контркультура;

б) субкультура;

в) антикультура;

г) маргинальная культура.

4. Любой предмет или процесс как культурный феномен, несущий в себе закодированную в какой-либо знаковой системе социальную информацию называется:

а) тезаурус;

б) текст;

в) артефакт;

г) гипертекст.

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний

Ключи к тестовым заданиям.




Темы

вопр.



Т-1

Т-2

Т-3

Т-4

Т-5

Т-6

1

б

а

в

б

а

а

2

в

а

а

а

а

б

3

б

в

б

в

б

б

4




б

а

а

г

в

5







вг

в

в




6







а

а

в





База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница