Структура рабочей программы дисциплины (модуля) Колористика



Скачать 185.79 Kb.
Дата30.04.2016
Размер185.79 Kb.
сканирование0054.jpg

Структура рабочей программы дисциплины (модуля)


  1. Колористика




  1. Аннотация к дисциплине.

Теория цвета лежит в основе изучения живописи и композиции (станковой и декоративной). Она вооружает художника рядом объективных знаний, которые необходимы для профессиональной деятельности дизайнеров.

Колористика–наука, изучающая и объясняющая явления цвета: происхождение цвета тел и всех наблюдаемых объектов, изменения цвета при различном освещении и на различных расстояниях, смешение, взаимодействие цветов и основы их гармонизации.

Особенно важны эти знания студентам художественно-графического направления подготовки при проведении пленэра и педагогической практики. Этот предмет поможет не только самому понять задачи живописи и композиции, но и донести эти знания своим учащимся. Колористика рождает большую уверенность в себе и формирует творческое отношение к педагогической деятельности.



Целью курса является освоение предмета, расширение круга интересов студентов, воспитание у них эстетических потребностей, творческого воображения, художественных способностей, эмоционально – эстетического отношения к действительности.

Ведущим принципом построение программы является: формирование у студентов через систему теоретических и практических знаний представлений о связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой.

Другим принципом построения программы вариантность заданий и тем, возможность замены одних заданий, другими при условии сохранения общей структуры и единой логики содержания программы курса.

Задачами предлагаемого спецкурса являются:


  • опираясь на законы колористики, учитывая опыт художников разных школ, решить проблему применения теоретических знаний в практической деятельности в зависимости от будущей специальности;

  • духовно - эмоциональное обогащение личности;

  • развитие творческих способностей;

  • развитие профессиональных навыков, через формирование практических умений;

  • познакомить с видами цветовых гармоний и их эмоционального воздействия на зрителя:

  • познакомить с психологией восприятия цвета.




  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.


Должны знать Должны уметь

История развития науки о цвете - колористике


Понятие «колористика» и «цвет»;

Основные цвета в палеолитической живописи;

Цветовые символы и их значение;

Первоначальную сущность цвета;

Античную философию цвета;

Искусство цвета средневековья;

Теоретические исследования эпохи Возрождения;

Использовать семантику цвета в творческой практике;

Объяснить физическое и философское значение цвета, используя толкования античных учёных;

Использовать знания колористики в формировании цветового климата интерьеров;




Теоретические исследования периода

Классической науки конец ХУ11в. –

конец Х1Х в.

Природа света и цвета

Понятие природы цвета и света; Использовать теоретические знания

Открытия Ньютона о природе света; в творческой практике;

Волновая теория света; Использовать на практике теорию

Квантовая теория света; света;

Природа цветового ощущения; Использовать знания природы цвета

Принципы измерения цвета в практической деятельности
Основные понятия о цвете


Основные, дополнительные и Выполнять таблицы смешения

производные цвета; цветов основных и дополнительных;

Понятие: ахроматического цвета; Передавать тоном объём предмета;

Степени светлотности, Качественно выполнять упражнения

воспринимаемых глазом человека; переходных оттенков способом ахроматические и хроматические Выстраивать хроматический

цвета; и ахроматический ряд;

Тёплые и холодные цвета; Выполнять цветовой круг;

Форма и цвет; пространственное воздействие цвета



Взаимоотношение цвета и формы;

Знать антитезы «форма и цвет» и «цвет и свет»;

Исторические аспекты приоритета формы над цветом и цвета на формой в зависимости от эпохи;



Взаимоотношение формы и цвета в живописи в искусстве разных времён и народов;

Соподчинённость основных цветов и основных геометрических форм;

Использовать на практике законы

соотношения цвета и формы для составления гармоничных композиций;






Цветовой климат искусственной среды обитания человека
Определение понятие гармонии; Находить гармонические триады на

колорит. Принципы гармонии в цветовом круге;.

искусстве колористики, Составлять цветовые схемы

базирующегося на античной определённых типов колорита.

философии;

Педагогические аспекты колористики
Дидактические методы преподавания разнообразить формы заданий

колористики; (плоскость, объём, рельеф)

Различные методики преподавания для использовать знания колористики

учащихся разных возрастов; в создании разных цветовых

композиций;


  1. Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.

Курс колористики органически связан с дисциплинами учебного плана: историей искусств, основами декоративно-прикладного искусства, технологиями и методикой обучения (по дисциплинам профильной подготовки), историей и теорией художественного образования. Является важнейшим пропедевтическим курсом при изучении таких дисциплин, как «Дизайн», «Компьютерное моделирование», «Векторная и растровая графика»




  1. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.




Курс

Семестр

Общая трудоемкость (час.)

Контактная работа

Всего контактных часов

Кол-во часов на СРС



Форма контроля

ЛК

ПР

ЛБ

2

3


4

5


40

40


6

6


14

14


-

-


20

20


20

20


-

зачет


ИТОГО:

80

12

28

-

40

40







  1. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий.




п/п

Наименование темы (раздела)

Контактная работа (час.)

Всего контактных часов

Кол-во часов на СРС

ЛК

ПР

ЛБ

1

История развития науки - колористики

2

-

-

2

6

2

Природа света и цвета

2

8

-

10

8

3

Основные понятия о цвете

2

6

-

8

6

4

Форма и цвет, основные пространственные воздействия цвета

2

6

-

8

8

5

Цветовой климат искусственной среды обитания человека

2

8

-

10

6

6

Педагогические аспекты колористики

2

-

-

2

6

  1. ИТОГО:

12

28

-

40

40




  1. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).




№ п/п

Наименование темы (раздела)

Кол-во часов на СРС

Наименование учебно-методического обеспечения

1.

Значение научно-исследовательских трудов по теории цвета Леонардо да Винчи, Ньютона, Гёте.

6

бланочное тестирование

2.

Взгляд на природу света и цвета философов классического периода.

Средневековые исследования природы света. Опыты по измерению цвета и света.

Открытия Ньютона о природе цветов. Волновая теория света. Работы Гюйгеса. Френеля. Квантовая теория света. Фотоны.

Электромагнитная природа света.

Период классической науки конец ХУ11 начало Х1Х века.


8

бланочное тестирование

3

Какие цвета входят в группу ахроматических цветов?

Форма контраста ахроматических цветов?

Как используются ахроматические цвета в изобразительном искусстве?

Визуальное восприятие ахроматических цветов.

Гармонизация ахроматических и хроматических цветов;

Какие цвета входят в группу хроматических цветов?

Что называют спектров. От чего зависит цвет освещения?

Какие гаммы существуют в цветовом круге?

Дополнительные цвета и их свойства.

Виды хроматического контраста.

На чём основано оптическое смешение цветов?


6

практическая работа

бланочное тестирование

4

Каковы взаимоотношения цвета и формы.

Психологическое восприятие цвета и формы в искусстве разных времён и народов.

От чего зависит рациональное и эмоциональное восприятие формы и цвета.

Как воспринимается цвет и форма в зависимости от пространственного влияния.

Как строится схема тоновых и цветовых отношений в предметах сложной формы.


8

практическая работа

бланочное тестирование

5

Цветовые иллюзии формы и пространства.

Физиология восприятие цвета. Основные качества цвета.

Изобразительная функция цвета в живописи.

Психология цвета. Символика цвета.

Выразительность цвета и чувственное действие цвета.

Колористическое соотношение цветов гармонического пространства.

Выявление ритма, тектоники, композиционного центра.


6

практическая работа

бланочное тестирование

6

Освоение теоретических основ в процессе практических занятий.

Связь колористики с историей, философией и мифологией.

Значение индивидуального подхода к учащимся в освоении колористики.

Разнообразие методов и форм работы с разными возрастными категориями учащихся.



6

практическая работа


ИТОГО:

40







  1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине:


Общие сведения

1.

Кафедра

Искусств и дизайна

2.

Направление подготовки

Художественное образование

3.

Дисциплина (модуль)

Колористика

4.

Тип заданий

тест

5.

Количество ДЕ

5


Выделенные ДЕ

ДЕ-1 История развития науки - колористики

ДЕ-2 Природа цвета и света

ДЕ-3 Основные понятия о цвете

ДЕ-4 Форма и цвет основные пространственные воздействия цвета

ДЕ-5 Цветовой климат искусственной среды обитания человека



Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)

«2» – 60% и менее «3» – 61-80% «4» – 81-90% «5» – 91-100%


Типовое контрольное задание

Вариант 0
1. Какие цвета относятся к ахроматическим.

а) чёрный, б) светло-серый, в) пурпурный.

2. Какие цвета называют сложных сочетаний дополнительных цветов.

а) фиолетовый, б) зелёный, в) коричневый.


3. Назовите основные характеристики цвета.

а) лиризм, б) цветовой тон в) эмоциональность.

4. Назовите один из типов колорита...

а) светлый. б) тёплый, в) тёмный.

5. Перечислите основной способ смешения цветов.

а) пастельный, б) механический, в) контрастный.

6. Назовите основной тип живописного приема.

а) лессировочный, б) последовательный, в) пограничный.


7. Какой цвет соответствуют стихиям: воздуха (по Леонардо да Винчи).

а) синий, б) серый, в) белый.


8. Назовите цвет первого порядка.

а) зеленый, б) красный алый, в) серый.


9. Назовите ахроматический цвет.

а) серый, б) фиолетовый, в) фисташковый

10. Перечислите контрастно -дополнительных цветов по Иттену.

а) красный - зелёный, б) оранжевый- фиолетовый. в) желтый - красный.

11. Какие цвета соответствуют трем основным первородным.

а) красный алый, б) фиолетовый, в) зелёный.


12. Назовите основные законы колористики

а) среда, б) целостность, в) наличие доминанты.

13. Назовите пару контрастно - дополнительного сочетания.

а) сиреневый- синий, б) чёрный- красный, в) жёлтый - фиолетовый.

14. Назовите основные типы колорита.

а) тёплый, б) пастельный, в) приглушенный.


15. Назовите используемый вариант в ахроматическом смешении цвета.

а) серый, б) зелёный. в) синий.


16. Назовите неиспользуемые в таблице близких родственных цветов.

а) пурпурный, б) карминовый, в) жёлтый.


17. Какие выразительные свойства цвета не используются в рекламной графике.

а) цветовой баланс, б) локальный цвет, в) цветовой рефлекс.


18. Назовите ученого работавшего над созданием световой таблицы.

а)Васнецов, б) Итен, в) Ньютон.


19 Назовите имя выдающегося деятеля написавшего труды о сущности природы цвета. принципах гармонии.

а) Леонардо да Винчи, б) Микеланджело, в) Буонаротти.


20.) Основной цвет объекта, без влияния окружающей среды.

а) локальность, б) нюансировка, в) тональность.


21. Что такое одновременный ахроматический контраст, отображающий разную тональность предметов.

а) выразительный контраст, б) светлотный контраст, в) механическое смешение.


22. Цвета- красный, желтый. синий, это....

а) дополнительные, б) смешанные, в) основные.


23. Нивелирование изменений в цвете вызванных освещением.

а) трансформация цветов, б) изменение колорита, в) взаимодействие цвета и света.


24. Цвета выделяющие фактуру и рельеф поверхности.

а) световые, б) поверхностные, в) пространственные.


25. Один из видов оптического смешения цветов, слияние на различных мелких цветовых образов.

а) пространственное смешение, б) углубленное смешение, в) последовательное смешение.


26. Разделяются на два вида: ахроматические и хроматические.

а) сочетания. б) смешения, в) контрасты.


27. Цвета дающие третий дополнительный цвет, при оптическом смешении в определенных соотношениях.

а) дополнительные, б) противоположные, в) контрастные.


28. Качество цвета, зависящее от его светлоты и его насыщенности.

а) интенсивность, б) локальность, в) насыщенность.


29. Цвета, кажущиеся ближе своего фактического положения в пространстве.

а) весомые, б) выступающими, в) контрастными.


30. Цветовые сочетания, соотношения красок. создающее определенное единство в картине.

а) совмещение. б) соотношение, в )колорит.


Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний
Ключ к заданиям варианта №0 для бланочного тестирования


№ воп.

вариант ответа

№ воп.

вариант ответа

№ воп.

вариант ответа

№ воп.

вариант ответа

1

в

9

а

17

в

25

а

2

в

10

а

18

б

26

в

3

б

11

а

19

а

27

а

4

б

12

б

20

а

28

а

5

б

13

в

21

б

29

б

6

а

14

а

22

в

30

в

7

в

15

а

23

а







8

б

16

в

24

б







Вопросы к зачету:
1. Что такое спектр. Зависимость цвета от освещения;

2. Какие цвета входят в цветовой круг;

3. Какова последовательность расположения цветов в цветовом круге;

4. Какие гаммы существуют в цветовом круге;

5. Свойства тёплых и холодных цветов;

6. Дополнительные цвета и их свойства;

7. Виды хроматического контраста;

8. Новая нормативная теория гармонических сочетаний цветовых тонов;

9. Цвет и колорит;

10.Причины Возникновения цветовых ощущений;

11.Какие цвета относятся к ахроматическим;

12.Фактор воздушной среды и расстояния;

13.Тональный, светлотный контраст; краевой контраст; последовательный контраст;

14.Чем отличаются способы «отмывки» и «заливки»;

15.Цветовые иллюзии формы и пространства;

16.Физиология восприятие цвета. Основные качества цвета;

17.Изобразительная функция цвета в живописи;

18.Психология цвета. Символика цвета;

19.Выразительность цвета и чувственное действие цвета;

20.Колористическое соотношение цветов гармонического пространства;

21. Выявление ритма, тектоники, композиционного центра;

22. Световой поток, единица измерения светового потока;

23. Свет и зрение. Глаз человека. Дать представление о строении аппарата зрения;

24. Дать понятие терминам: светотень, светосила, яркость, освещенность;

25. Что называют световым лучом, называют световым потоком;

26. Что называют силой света;

27. От чего зависит освещенность предмета;

28. Как человеческий глаз воспринимает изображение окружающей среды;


29. Какого взаимовлияние света и цвета и их воздействие на психологическое состояние человека;

30. Какие используются цветовые сочетания для помещений с дневным и искусственным источником освещения;




  1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).


Основная литература:


  1. Алиева Н. З.Физика цвета и психология зрительного восприятия : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Технология и конструирование изделий легкой промышленности" / Н. З. Алиева. - М. : Академия, 2008. - 208 с., [8] с. цв. ил. : ил. - (Высшее профессиональное образование. Легкая промышленность).

  2. Паранюшкин Р. В. Цветоведение для художников. Колористика : [учеб. пособие для студ. высш. и сред. худож. учеб. заведений] / Р. В. Паранюшкин, Г. Н. Хандова. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 93 с.

  3. Сурина М. О.Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре : [учеб. пособие для вузов, обучающих художеств. спец. и дизайну] / М. О. Сурина. - 3-е изд., изм. и доп. - Ростов н/Д : Феникс : МарТ, 2010. - 151 с.


Дополнительная литература:


  1. Ящухин А.П., Ломов С.П. Живопись. – М.: Агар. 1999.

  2. Алексеев С.С. О цвете и красках. – М.: Искусство. 1962.

  3. Алексеев С.С. О цвете и красках. – М.: Искусство. 1962.

  4. Алексеев С.С. Цветоведение. – М.: Искусство. 1962.

  5. Алексеев С.С. Цветоведение. – М.: Искусство. 1962.

  6. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство. 1984.

  7. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство. 1984.

  8. Волошинов А.В. Математика и искусство. М.: Просвещение.2000.

  9. Волошинов А.В. Математика и искусство. М.: Просвещение.2000.

  10. Гёте И.В. Трактат о цвете. Избранные произведения. М., АН СССР.1972.

  11. Гёте И.В. Трактат о цвете. Избранные произведения. М., АН СССР.1972.

  12. Зайцев А.И. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство. 1986.

  13. Зайцев А.И. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство. 1986.

  14. Итен Иоханнес. Искусство цвета. – М.: Д. Аронов. 2001.

  15. Итен Иоханнес. Искусство цвета. – М.: Д. Аронов. 2001.

  16. Киплик Д.И. Техника живописи. «Сварог и К». 1999.

  17. Киплик Д.И. Техника живописи. «Сварог и К». 1999.

  18. КудинП.А. Ломов Б.Ф., Митькин А.А. Психология восприятия и искусство плаката. –М.: Плакат, 1987.

  19. КудинП.А. Ломов Б.Ф., Митькин А.А. Психология восприятия и искусство плаката. –М.: Плакат, 1987.

  20. Леонардо да Винчи. О живописи. Избранные произведения. М.: 1999.

  21. Леонардо да Винчи. О живописи. Избранные произведения. М.: 1999.

  22. -М.: Лёгкая промышленность. 1983.

  23. -М.: Лёгкая промышленность. 1983.

  24. Секачёва А.В., Чуйкина А.М., Пименова Л.Г. Рисунок и живопись.

  25. Секачёва А.В., Чуйкина А.М., Пименова Л.Г. Рисунок и живопись.

  26. Серов Н.В. Античный хроматизм. Санкт-Петербург. ЛИСС. 1994

  27. Серов Н.В. Античный хроматизм. Санкт-Петербург. ЛИСС. 1994

  28. Степанов Н.Н. Цвет в интерьере. Киев.: Высшая школа. 1987.

  29. Степанов Н.Н. Цвет в интерьере. Киев.: Высшая школа. 1987.

  30. Суздалев П.К. Основы понимания живописи. – М.: Искусство.1964.

  31. Суздалев П.К. Основы понимания живописи. – М.: Искусство.1964.

  32. Художественные модели мироздания. – М.: НИИ РАХ. 1997.

  33. Художественные модели мироздания. – М.: НИИ РАХ. 1997.

  34. Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. – М.: АСТ. 2001.

  35. Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. – М.: АСТ. 2001.

  36. Энциклопедия художника. - М.: СИГМА АСТ. 2000.

  37. Энциклопедия художника. - М.: СИГМА АСТ. 2000.

  38. Ящухин А.П., Ломов С.П. Живопись. – М.: Агар. 1999.




  1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля):

Электронно-библиотечные системы (ЭБС):



  • Университетская библиотека online, режим доступа: http://biblioclub.ru;

  • Электронно-библиотечная система издательства «Лань», режим доступа: http://e.lanbook.com;

  • Электронной библиотека издательства «КДУ» на базе ЭБС «Библиотех», режим доступа: https://mshu.bibliotech.ru;

  • ЭБС "Айбукс", режим доступа: Ibooks.ru.




  1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).


Практическая работа

Тема: Основные понятия о цвете. Ахроматические цвета.



Выполнить таблицы соотношения ахроматические цветов (белый, чёрный, серый).
ЗАДАЧИ:

  • выявить тональные соотношение ахроматических;

  • показать изменение реагирующего пятна в зависимости от фона;

  • отработать практические умения в работы в технике гуашь;


Практическая работа

Тема: Основные понятия о цвете. Хроматические цвета.

Выполнить таблицу основных характеристик цвета на примере абстрактной композиции.


  • научить составлять цветовые схемы определённых типов колорита;

  • создавать ритмическую организацию элементов на плоскости;

  • уметь воздействовать при помощи цвета локального окрашенных предметов, для создания эмоционального образа;

  • умело использовать символику цвета,



Практическая работа

Тема: Цветовой климат искусственной среды обитания человека

Выполнить цветовое решение жилого интерьера;


  • научить строить цветовую среду жилого интерьера, используя определённый тип колорита;

  • создавать ритмическую цветовую пространственную организацию интерьера;

  • закрепить знания общих закономерностей формирования гармоничной цветовой среды;

  • научить создавать колерную карту интерьера, с учётом его площади и расположения;


Тематика курсовых работ (при наличии в учебном плане)

написание курсовых работ по дисциплине «Колористика» не предусмотрено учебным планом.
12. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Microsoft Power Point

  2. Программы-браузеры: Microsoft Internet Explorer, Opera, Mozilla Firefox


13. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).


№ п\п

Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения занятий с перечнем основного оборудования

Фактический адрес учебных кабинетов и объектов, номер ауд.

1

Стандартное учебное оборудование, переносное оборудование (ноутбук, экран, видеопроектор), дидактические материалы, наглядные пособия

183720,

г. Мурманск

ул. Капитана Егорова, д.16

ауд. 210, 211




14. Технологическая карта дисциплины.
не предусмотрена (основная образовательная программа подготовки бакалавров направления 050600.62 «Художественное образование», обучающихся по ГОС ВПО (2 поколение))
15. Иные сведения и материалы на усмотрение ведущей кафедры.



База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница