Структура рабочей программы дисциплины (модуля) Методика работы на пленэре



Скачать 142.07 Kb.
Дата21.05.2016
Размер142.07 Kb.
сканирование0072.jpg
Структура рабочей программы дисциплины (модуля)


  1. Методика работы на пленэре.




  1. Аннотация к дисциплине.

Данный курс неразрывно связан с дисциплинами художественного цикла: рисунком, живописью и композицией, и направлен на всестороннее художественное развитие студентов.

Место, роль и связи курса с другими дисциплинами в структуре ООП определены его общепрофессиональной направленностью и целью преподавания данной дисциплины является формирование профессионального мышления студента. Задачи, которые решает данный курс по выбору: пробудить интерес к реалистическому изображению природы; приобрести сумму знаний по организации работы на пленэре, о методах и приемах реалистического изображения живой природы; развить и закрепить навыки и умения, необходимые для самостоятельной работы на пленэре; формирование художественного мышления, пространственного воображения, воспитание художественного вкуса и эмоционально – эстетического отношения к действительности.


  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

Студенты должны знать следующее:



  • Историю развития пейзажа как самостоятельного жанра.

  • Основные правила и особенности организации рациональной деятельности на пленэре.

  • Материалы и оборудование, используемое на пленэре.

  • Особенности композиции пейзажа, виды.

  • Художественные методы и приемы реалистического изображения живой природы.

  • Усвоить приемы использования эскиза в работе над пейзажем.

Студенты должны уметь следующее:



  • Формулировать основные понятия по дисциплине.

  • Выполнять краткосрочные работы на пленэре (этюды, зарисовки, наброски).

  • Грамотно компоновать изображение, вести композиционный поиск.

  • Строить пейзаж по законам линейной перспективы.

  • Передавать тональные, цветовые отношения в пейзаже.

  • Передавать пространство средствами воздушной перспективы.

  • Передавать особенности (состояние, настроение) освещения, погоды, времени года, времени суток.

  • Использовать выразительные возможности графических и живописных материалов для передачи особенностей различных поверхностей (фактуры, текстуры).

  • Используя подготовительный материал (этюды, зарисовки, наброски), выполнять длительные пейзажные композиции, самостоятельно контролировать свою работу, определять и устранять недостатки.

Студент должен владеть навыками работы на пленэре (выполнять этюды, зарисовки, наброски; длительные пейзажные работы)




  1. Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.

Курс органически связан с дисциплинами учебного плана: историей искусств, основами декоративно-прикладного искусства. Является важнейшим пропедевтическим курсом при изучении дисциплины «Дизайн».





  1. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.




Курс

Семестр

Общая трудоемкость (час.)

Контактная работа

Всего контактных часов

Кол-во часов на СРС



Форма контроля

ЛК

ПР

ЛБ

3

6

62

6

30

-

36

26

зачет

ИТОГО:

62

6

30

-

36

26







  1. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий.




п/п

Наименование темы (раздела)

Контактная работа (час.)

Всего контактных часов

Кол-во часов на СРС

ЛК

ПР

ЛБ

1

Пленэр как вид художественной деятельности. Введение. Предмет и содержание курса. История развития пейзажа как самостоятельного жанра

4

-

-

4

-

2

Организация работы на пленэре. Классификация материалов. Основные свойства материалов и подготовка к работе.

2

2

-

4

-

3

Пространственные построения в пейзаже. Классификация пространственных построений. Линейная перспектива. Центральная криволинейная перспектива. Светотень. Воздушная перспектива.

-

10

-

10

14

4

Цвет и колорит в пейзаже. Передача пространства в пейзаже живописными средствами.

-

8

-

8

12

5

Изображение форм. Изображение растительных мотивов. Изображение архитектурных мотивов (экстерьера). Изображение пространственных, панорамных мотивов.

-

10

-

10

-

ИТОГО:

6

30

-

36

26




  1. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).




№ п/п

Наименование темы (раздела)

Кол-во часов на СРС

Наименование учебно-методического обеспечения

1.

  1. Пространственные построения в пейзаже. Построение улицы. Фронтальная перспектива. Построение улицы на две точки схода. Построение архитектурных объектов с различной линией горизонта. Построение теней в перспективе

14

практическая работа


  1. 2.

  1. Цвет и колорит в пейзаже. Контраст, нюанс. Использование контраста и нюанса при работе на пленэре. Пуантилизм в пейзаже. Оптическое смешение цвета. Живописные техники в пейзаже. Живописные методы передач пространства. Особенности восприятия и оптические иллюзии

12

практическая работа




  1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине:


Общие сведения

1.

Кафедра

Искусств и дизайна

2.

Направление подготовки

Художественное образование

3.

Дисциплина (модуль)

Методика работы на пленэре

4.

Тип заданий

тест

5.

Количество ДЕ

4


Выделенные ДЕ

ДЕ1 Пленэр как вид художественной деятельности. Введение. Предмет и содержание курса. История развития пейзажа как самостоятельного жанра

ДЕ2 Организация работы на пленэре. Классификация материалов. Основные свойства материалов и подготовка к работе.

ДЕ3 Пространственные построения в пейзаже. Классификация пространственных построений. Линейная перспектива. Центральная криволинейная перспектива. Светотень. Воздушная перспектива.

ДЕ4 Цвет и колорит в пейзаже. Передача пространства в пейзаже живописными средствами.


Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)


«2» – 60% и менее «3» – 61-80% «4» – 81-90% «5» – 91-100%



Типовое контрольное задание

Вариант 0

Инструкция: Внимательно прочитайте вопрос. Выберите из 3 вариантов, 1 правильный ответ.


1. Пленэр

а) вид художественной практики, работа над пейзажем с натуры.

б) жанр живописи

в) работа над пейзажем в мастерской.


2. Визирование это

а) передача пропорций в рисунке и живописи.

б) определение пропорций с помощью карандаша.

в) выбор точки зрения на изображаемый объект.


3. Передача фактуры в рисунке это

а) передача рисунка поверхности предметов.

б) передача свойств поверхности предметов.

в) передача особенностей формы предметов.


4. Светотень это

а) средство передачи объема предметов.

б) особенность (характер) освещения.

в) средство передачи конструкции предмета.


5. Рефлекс это

а) отраженный свет

б) направленный свет

в) преломленный свет


6. Линейный рисунок

а) контурный

б) тоновой

в) рисунок пятном


7. Смешанная техника это

а) рисунок выполненный акварелью по сырому.

б) использование в рисунке двух и более материалов

в) вид печатной графики.


8. Отдельное изображение производственных построек

а) ведута.

б) индустриальный пейзаж.

в) городской пейзаж.


9. Основным видом работы на пленэре будет:

а) этюд


б) эскиз

в) длительный рисунок пейзажа.


10. Средством передачи воздушной перспективы на пленэре будет

а) линейная перспектива

б) тональная и цветовая нюансировка

в) введение в пейзаж стаффажей.


11. Рисунки, выполненные каким материалом нуждаются в фиксации?

а) тушью и пером

б) соусом, пастелью, углем.

в) графитным карандашом.


12. Воздушная перспектива это.

а) передача иллюзии пространства.

б) передача конструкции предметов

в) линейная перспектива.


13. Что такое рисунок экстерьера?

а) изображение пространства внутри здания, вместе с оборудованием и мебелью.

б) изображение внешнего вида здания

в) изображение отдельных архитектурных элементов.

14. Что из перечисленного не является элементом светотени?

а) рефлекс

б) блик

в) штрих
15. Что из перечисленного не является техникой печатной графики:



а) гризайль

б) монотипия

в) ксилография.
16. Компоновка это:

а) поиск композиции рисунка.

б) принцип подбора предметов натюрморта

в) завершающий этап рисунка


17. Что такое паспарту

а) элемент оформления графических работ

б) сорт бумаги.

в) техника печатной графики.


18. При выборе формата рисующий в большей степени руководствуется

а) особенностями выбранной техники

б) целями и задачами рисунка

в) собственными предпочтениями.


19. Работа давшая начало русскому лирическому пейзажу:

а) «Над вечным покоем» Левитана.

б) «Грачи прилетели» Саврасова.

в) «Березовая роща» Куинджи.


20. Набросок это

а) подробная зарисовка.

б) длительный рисунок

в) быстрый, лаконичный контурный рисунок.


21. Отмывка это

а) прием работы акварелью.

б) способ тонирования бумаги.

в) покрытие бумаги красителем


22. Какое освещение считается искусственным?

а) лунный свет

б) солнечный свет

в) освещение лампой дневного света.


23. Какую перспективу считать фронтальной.

а) не имеет точек схода

б) с одной точкой схода

в) с двумя точками схода


24. Падающая тень это

а) тень на предмете

б) тень от предмета.

в) полутень.


25. Выберете вид работы на пленэре:

а) этюд


б) эскиз

в) длительный живописный пейзаж.


26. Каким способом выполняли пейзажи художники постимпрессионисты?

а) пуантилизм

б) аль прима

в) лессировкой


27. Когда падающие тени самые короткие?

а) в полдень

б) вечером

в) утром
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний


Ключи к тесту

№ вопроса

Вариант ответа

№ вопроса

Вариант ответа

1

а

14

б

2

а

15

а

3

б

16

а

4

в

17

б

5

а

18

а

6

б

19

в

7

б

20

а

8

в

21

б

9

в

22

в

10

а

23

в

11

б

24

а

12

б

25

а

13

в

26

а



Вопросы к зачету

  1. Пленэр как вид художественной практики, цели, задачи и особенности работы на пленэре.

  2. Виды (поджанры) пейзажа.

  3. Материалы и оборудование для работы на пленэре.

  4. Организация работы на пленэре.

  5. История развития пейзажного жанра.

  6. Творчество барбизонцев и импрессионистов.

  7. Изображение архитектурных мотивов, экстерьера.

  8. Пространственные построения в пейзаже.

  9. Особенности композиции в пейзаже.

  10. Изображение растительных мотивов.

  11. Воздушная перспектива и способы ее передачи в пейзаже.

  12. Виды работ на пленэре.

  13. Цвет и колорит в пейзаже.

  14. Способы передачи состояния в пейзаже.

  15. Тон в пейзаже.

  16. Графика пейзажа. Использование выразительных средств графики при работе над пейзажем.

  17. Живописный пейзаж. Использование выразительных средств живописи при работе над пейзажем.

  18. Механическое и оптическое смешение цветов, пуантилизм и дивизионизм в пейзаже.

  19. Способы передачи материальности предметов. Текстура, фактура.

  20. Изображение человека в пейзаже.




  1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).


Основная литература:

  1. Акварельная живопись. Шаг за шагом : [пер. с англ.] / Б. Фудурих [и др.]. - М. : АСТ : Астрель, 2009. – 63 с.

  2. Бесчастнов Н. П.Графика натюрморта : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. подгот. дипломир. специалистов "Художеств. проектирование изделий текстильной и легкой пром-ти"] / Н. П. Бесчастнов. - М. : Владос, 2008. - 255 с.

  3. Визер В. В.Живописная грамота : основы пейзажа / В. В. Визер. - СПб. : Питер, 2007. - 192 с.

  4. Крошоу Э.Как рисовать пейзажи акварелью : подробный самоучитель для начинающих : [пер. с англ.] / Э. Крошоу. - М. : Астрель : АСТ, 2007. - 96 с.


Дополнительная литература:

  1. Беда Г.В. Цветовые отношения и колорит. М., Изобразительное искусство, 1974.

  2. Бесчастнов Н. П. Графика пейзажа. М., Владос, 2005.

  3. Бесчастнов Н. П. Изображение растительных мотивов, М., Владос, 2005.

  4. Бесчастнов Н. П. Черно – белая графика. Владос, 2005.

  5. Иттен Иоханес. Искусство цвета. М., Д.Аронов 2005.

  6. Макарова М.Н. Перспектива. М., академический проект, 2002.

  7. Макарова М.Н. Практическая перспектива. М., академический проект, 2005.

  8. Маслов Н.Я. Пленэр. М., Просвещение, 1984.

  9. Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность. М., Просвещение, 1978.




  1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля):

Электронно-библиотечные системы (ЭБС):



  • Университетская библиотека online, режим доступа: http://biblioclub.ru;

  • Электронно-библиотечная система издательства «Лань», режим доступа: http://e.lanbook.com;

  • Электронной библиотека издательства «КДУ» на базе ЭБС «Библиотех», режим доступа: https://mshu.bibliotech.ru;

  • ЭБС "Айбукс", режим доступа: Ibooks.ru.




  1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).


Практическое занятие

Тема: Классификация материалов использующихся на пленэре.

  1. Графические материалы.

  2. Живописные материалы.


Практическое занятие

Тема: Выразительные и изобразительные возможности художественных материалов их подготовка к работе на пленэре.

План:

1. Выполнение упражнений на формате (А3) различными материалами, учитывая особенности и возможности выбранных материалов.


Практическое занятие

Тема: Линейная перспектива

План:

1. Анализ построения перспективы улицы по репродукциям и фото.

2. Выполнение упражнений на формате (А3) Фронтальная и угловая перспектива улицы.
Практическое занятие

Тема: Состояние пейзажа

План:


  1. Краткосрочные этюды несложных мотивов пейзажа (земля, лес и небо; берег, вода и небо и т.п.) при различном освещении (гризайль)

  2. Краткосрочные этюды одного и того же пейзажа при различном цветовом состоянии свето-воздушной среды в природе

  3. Краткосрочные этюды пейзажей в разнообразных условиях общего освещения (задание выполняется в течение всего периода практики, по возможности при различной погоде и в разное время дня)



Практическое занятие

Тема: Детали пейзажа

План:

  1. Этюд и зарисовка деталей рельефа естественного происхождения (обрывы, овраги, скалы, осыпи и т.п.)

  2. Быстрые этюды и цветовые наброски характерных признаков местных предметов (поверхность почвы, грунтов и камней, травяной покров, кора деревьев, пни и т.д.)

  3. Этюды и наброски лесных трав и цветов

  4. Этюды лесной растительности (отдельные деревья, поросль леса, кустарники и т.д.). Зарисовки и наброски групп стволов деревьев и лесного массива

  5. Этюд облаков в различное время дня (утром, в полдень, на закате, в сумерки)

  6. Этюды и наброски фрагментов пейзажа с отражением в воде

  7. Этюд архитектурного мотива с контрастными пространственными планами. Наброски с различных точек зрения для композиции этюда


Тематика курсовых работ (при наличии в учебном плане)

написание курсовых работ по дисциплине «Методика работы на пленэре» не предусмотрено учебным планом.
12. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Microsoft Power Point

  2. Программы-браузеры: Microsoft Internet Explorer, Opera, Mozilla Firefox


13. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).


№ п\п

Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения занятий с перечнем основного оборудования

Фактический адрес учебных кабинетов и объектов, номер ауд.

1

Оборудование: 30 мольбертов, 6 постановочных столиков, 4 тумбы.

183720,

г. Мурманск

ул. Капитана Егорова, д.16

ауд. 214



14. Технологическая карта дисциплины.
не предусмотрена (основная образовательная программа подготовки бакалавров направления 050600.62 «Художественное образование», обучающихся по ГОС ВПО (2 поколение))
15. Иные сведения и материалы на усмотрение ведущей кафедры.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница