Структура рабочей программы дисциплины (модуля). Наименование дисциплины (модуля). История художественной культуры Аннотация в результате освоения курса «история художественной культуры»



Скачать 481.21 Kb.
страница1/3
Дата01.05.2016
Размер481.21 Kb.
  1   2   3




Структура рабочей программы дисциплины (модуля).


  1. Наименование дисциплины (модуля).

История художественной культуры
2. Аннотация
В результате освоения курса «история художественной культуры» формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к различным типам культуры, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

Освоение курса «История художественной культуры» предполагает два этапа. Первый этап – ознакомление с содержанием культурологии как науки, ее местом в системе наук, общей эволюцией культурологического знания, основными понятиями и методами, ее связей с задачами прикладной культурологии. Второй этап изучения ориентирован на освоение истории культуры, структуры и типологии, понятийно-категориального аппарата.



Цель курса – формирование системы знаний о культуре как целостности и освоение содержания фундаментальных культурологических знаний по истории художественной культуры; представление о художественной культуре как части духовной культуры человечества.

Задачи курса:

  • изучить структуру, феномены, формы и типы культуры;

  • освоить многоуровневую структуру научного обобщения феноменов культуры;

  • познать закономерности исторического развития культурных форм;

  • освоить соотношение культуры с природой, обществом, человеком.

  • знакомство с выдающимися произведениями различных видов искусства.

  • раскрыть содержание традиционных сюжетов живописи, скульптуры, графики, часто связанных с верованиями и религиозными представлениями и мировоззрением различных народов.

  • знакомство с особенностями стилей и направлений, раскрывая преемственность процессов происходящих в культуре и искусстве.

  • показать социокультурные доминанты каждой эпохи, ее основные художественные идеи.

  • выявить надличностный характер древнего и средневекового искусства и роль творческой личности в художественной культуре.

- дать представление о развитии художественной культуры от первобытного общества до наших дней;

- охарактеризовать значительные достижения в области культуры и искусства, деятельность выдающихся деятелей культуры и искусства;

- охарактеризовать значительные культурные центры и цивилизации мира;

- дать представление о направлениях и стилях.


3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате обучения студенты должны знать:

Понятие «художественная культура».

Систему и структуру художественной культуры.

Способы изучения компонентов художественной культуры.

Типы художественной культуры.

Основные этапы и закономерности развития мировой художественной культуры.

Художественную культуру России в контексте развития мировой культуры.

Этнические культуры России.

Способы охраны и использования художественно-культурного наследия.

Ясно представлять процесс формирования художественного образа, являющегося специфической формой отражения объективной действительности в искусстве.

Роль и значение культурологического образования в жизни личности и общества.

Становление и развитие науки о культуре.

Объектную, предметную, феноменологическую области художественной культуры.

Методологию изучения явлений, форм, типов, процессов и закономерностей развития культуры.



В результате обучения у студентов должны быть сформированы следующие умения:

Воспринимать и анализировать произведения искусства в рамках культурологического подхода.

Соотносить произведения искусства с определённой эпохой, стилем, направлением.

Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями различных видов искусств.

Использовать достижения мировой художественной культуры для личного духовного, эстетического развития и в профессиональной деятельности.

Использовать полученные знания в педагогической деятельности.

Осуществлять выбор собственной ориентации в мире ценностей современной культуры.
4. Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.

На современном этапе дисциплина «История художественной культуры» вошла как обязательный компонент в структуру высшего образования. Аналогичный процесс начинает складываться и в средней школе. Многообразие курсов по изучению художественной культуры связано с необходимостью достижения соответствия между образовательными системами и культурными аспектами развития России.

Интегрированность, исторический объем, целостность и многоаспектность художественной культуры выдвигают особые требования к процессу подготовки педагогических кадров. Преподавателю, учителю, студенту необходимо освоить значительный объем информации. Это предполагает знание комплексной организации процесса обучения и воспитания школьников, а также места и значения художественной культуры в системе среднего образования.
5. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.


Курс

Семестр

Трудоемкость в ЗЕТ

Общая трудоемкость (час.)

Контактная работа

Всего контактных часов

Из них в интерактивной форме

Кол-во часов на СРС



Форма контроля

ЛК

ПР

ЛБ

3

5-6

8,5

200

90

40




130




70

экзамен


6. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий.


№ п/п

Наименование темы (раздела)

Контактная работа (час.)

Всего контактных часов

Из них в интерактивной форме

Кол-во часов на СРС

ЛК

ПР

ЛБ

1

Теория культуры

40

20




60




30

2

История культуры

50

20




70




40


7. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).


№ п/п

Наименование темы (раздела)

Кол-во часов на СРС

Наименование учебно-методического обеспечения

1

Искусство в системе культуры. Понятие «художественная культура». Природа, сущность и функции культуры.

4

Работа с теоретической литературой.

2

Система и структура художественной культуры и способы изучения ее компонентов. Культурология в системе наук.

4

Разработка проекта

3

Целостность мира художественной культуры. Типы художественной культуры (традиционные и личностно-креативные, восточные и европейские и т.д.). Морфология культуры. Основные подходы и методы культурологических исследований.

4

Работа с теоретической литературой. Й.Хейзенга «Homo ludens»

4

Художественная культура личности. Субкультура, культурная картина мира. Культура и цивилизация.


4

Работа с теоретической литературой. (О.Шпенглер.

«Закат Европы»)



5

Диалогическое взаимодействие искусства в современной мировой культуре. Культурогенез и динамика культуры.

4

Работа с теоретической литературой П.Сорокин «Человек, цивилизация, общество»

6

Охрана и использование художественно-культурного наследия. Типология культур.

4

Работа с теоретической литературой

Э. Тайлор «Первобытная культура»



7

Формирование навыков культурологического подхода к восприятию и анализу произведений искусства. Элитарная и массовая культуры. Этническая и национальная культуры.

2

Работа с теоретической литературой

Х.Ортега-и-Гассет «Восстание масс»



8

Сложность и многомерность мирового историко-художественного процесса. Культурные ценности и нормы. Культурные традиции и инновации. Основные этапы и закономерности развития мировой художественной культуры.

4

Работа с теоретической литературой. Н.Бердяев «Русская идея»

9

Художественная культура первобытного общества. Художественная культура Древнего Востока, Евразии, Африки и Америки.

4

Презентация

10

Европейская античная художественная культура.

4

Презентация

11

Художественная культура средневекового мира.

4

Презентация

12

Христианская художественная культура, ее православная ветка (Византия, Русь и др.)

4

Презентация

13

Возрождение как переходный тип художественной культуры.

4

Презентация

14

Художественная культура Нового времени: эпоха барокко (классицизм, реализм, барокко), эпоха Просвещения, эпоха Романтизма и Позитивизма.

4

Презентация

15

Художественная культура Новейшего времени (Модернизм и Постмодернизм).


4

Презентация

16

Художественная культура мира и российская художественная культура на рубеже XXI в. Художественная культура России в контексте развития мировой культуры. Этнические культуры современной России.

12

Подготовка к тестированию


8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю):
Общие сведения

1.

Кафедра

Искусств и дизайна

2.

Направление подготовки

050600 Художественное образование

3.

Дисциплина (модуль)

История художественной культуры

4.

Тип заданий

Тест

5.

Количество этапов формирования ДЕ

2


Критерии и показатели оценивания

Знания: Понятие «художественная культура». Систему и структуру художественной культуры. Способы изучения компонентов художественной культуры. Типы художественной культуры. Основные этапы и закономерности развития мировой художественной культуры. Художественную культуру России в контексте развития мировой культуры. Этнические культуры России. Способы охраны и использования художественно-культурного наследия. Ясно представлять процесс формирования художественного образа, являющегося специфической формой отражения объективной действительности в искусстве. Роль и значение культурологического образования в жизни личности и общества. Становление и развитие науки о культуре. Объектную, предметную, феноменологическую области художественной культуры

Умения: Воспринимать и анализировать произведения искусства в рамках культурологического подхода. Соотносить произведения искусства с определённой эпохой, стилем, направлением. Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями различных видов искусств. Использовать достижения мировой художественной культуры для личного духовного, эстетического развития и в профессиональной деятельности. Использовать полученные знания в педагогической деятельности. Осуществлять выбор собственной ориентации в мире ценностей современной культуры.

Навыки: . Методологию изучения явлений, форм, типов, процессов и закономерностей развития культуры.

Опыт деятельности: -



Этапы формирования ДЕ


1. Основные этапы развития мировой художественной культуры




2. Типология культур в культурологическом аспекте





Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)


«2» – 60% и менее «3» – 61-80% «4» – 81-90% «5» – 91-100%



Типовое контрольное задание (контрольная работа, тест, кейс-задание и пр.)

Включить тест, контрольную работу или кейс-задание и т.д.
ДЕ-1: Основные этапы развития мировой художественной культуры

  1. Назовите одну из ранних форм религии, связанную с поклонением какому-либо животному или с верой в происхождение от них:

а) Фетишизм

б) Тотемизм

в) Магия

г) Анимизм



  1. Назовите одну из отличительных черт восточного общества:

а) Инновационный характер

б) Демократичность

в) Открытость

г) Традиционность



  1. К какому тысячелетию относится зарождение египетской цивилизации:

а) 10 тыс. до н.э.

б) 4 тыс. до н.э.

в) 2 тыс. до н.э.

г) 1 тыс. до н.э.



  1. Какой древнегреческий полис стал эталоном древнегреческой демократии:

а) Сиракузы

б) Афины


в) Спарта

г) Коринф




  1. Какое название получил «храм всех богов», который был построен при императоре Андриане:

а) Колизей

б) Форум


в) Пантеон

г) Одеон


  1. Определите хронологические рамки византийской культуры:

а) 4 – конец 7 века;

б) Конец 7 – середина 9;

в) Середина 9 – 10 в.

г) 4 – середина 15 в.



  1. Какой архитектурный стиль в средние века характеризуется стрельчатыми водами на ребрах, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей и подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму

а) барокко

б) готика

в) рококо

г) ампир


  1. Назовите хронологические рамки эпохи Возрождения в Италии:

а) 13 – 17 вв.

б) 14 – 16 вв.

в) 13 – 18 вв.

г) 14 – 18 вв.



  1. Как называется художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве 17 – начала 19 в., одной из важных черт которых являлось обращении к образам и формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону:

а) реализм

б) романтизм

в) сентиментализм

г) классицизм



  1. Какое из приведенных суждений адекватно отражает понятие «романтизм»:

а) Направление в искусстве, культивировавшее повышенный интерес к жизни «простого и естественного человека», противопоставленного аристократам;

б) Направление в искусстве, ставящее себе задачу дать наиболее полное адекватное отражение действительности;

в) Направление в искусстве, которое обращалось к образам и форам античного искусства;

г) Направление в искусстве, которому свойственны исключительность героев, страстей и контрастных ситуаций, напряженность сюжета, красочность описаний.



  1. Какое из приведенных суждений адекватно отражает понятие «модернизм»:

а) Направление в искусстве, ставящее задачу дать наиболее полное, адекватное действительности;

б) Направление в искусстве, которое использовало образы и формы античного искусства как идеальный эстетический образец;

в) Направление в искусстве, отрицающее традиционные формы и опирающееся на условность стиля, ведущее поиск новых эстетических принципов;

г) Направление в искусстве, рассматривающее искусство как особую, лишенную социальной значимости эстетическую сферу.



  1. Назовите хронологические рамки развития культуры Киевской Руси:

а) с конца 8 до начала 12

б) 9 до начала 12

в) с начала 10 до конца 12

г) с начала 11 до конца 13



  1. Кто из русских архитекторов, работавших в стиле барокко, создал Зимний дворец, Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, Екатерининский дворец в Царском селе:

а) Старов

б) Баженов

в) Растрелли

г) Казаков



  1. Назовите композитора, которого считают отцом русской классической музыки:

а) Глинка

б) Даргомыжский

в) Чайковский

г) Римский-Корсаков



  1. Определите понятие «Пролеткульт»:

а) Художественное направление зарубежного русского искусства

б) Организация, занимавшаяся ликвидацией неграмотности

в) Союз пролетарских культурно-просветительских организаций

г) Отдел Наркомпроса


ДЕ-2: Типология культур в культурологическом аспекте

  1. Феноменология культуры – это …

а) сущность и внутренние определяющие основания культуры

б) описание и систематизация отдельных культурных форм

в) проблемы генезиса, динамики, типологии культуры

г) проблемы культурных кодов и коммуникаций



  1. Культурология как наука не изучает ____________ аспект человеческой деятельности.

а) генетически-хронологический

б) знаково-коммуникативный

в) ценностно-смысловой

г) нормативно-регулятивный



  1. Герменевтической функцией культурологии является...

а) описание культурной системы

б) сравнение различных объектов культуры

в) воспроизведение культурной системы изнутри

г) определение перспектив и возможных путей развития культурных процессов



  1. Для терминов “культурология” и “культурная антропология” справедливо утверждение:

а) культурная антропология исследует человека как субъекта культуры, особенно в условиях первобытного общества, культурология шире в предметном и теоретическом отношениях

б) культурная антропология и культурология имеют общий предмет исследования – культуру человеческого общества

в) термин культурология отражает европейскую традицию в исследовании культурных процессов, а термин культурная антропология характерен для американской науки

г) культурная антропология и культурология – автономные гуманитарные дисциплины



  1. Исследование проблем соотношения культуры и цивилизации характерно для:

а) культурологии

б) социологии культуры

в) философии культуры

г) культурной антропологии



  1. Социология культуры исследует...

а) динамику социальных организмов

б) социально-экономические процессы

в) строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами, институтами и пр.

г) конкретно-исторические условия осуществления социальных процессов



  1. Автор термина «осевое время», понимаемое как эпоха духовного основоположения всех культур, составляющих ныне дихотомию Восток-Запад, – это…

а) А. Тойнби

б) И. Гердер

в) К. Ясперс

г) Ф. Ницше



  1. Культура, в основе которой лежат традиции предков, связанная с особенно­стями природной среды региона, характеризующаяся преемственностью, называется...

а) этнической

б) потребительской

в) массовой

г) древней



  1. Высокий уровень специализации и социальных притязаний характерен для__________ культуры.

а) элитарной

б) этнической

в) народной

г) массовой



  1. К признакам цивилизации не относится...

а) неразрывность материальных и духовных форм активности людей

б) общественное разделение труда

в) государство

г) письменный способ трансляции культуры



  1. Добровольное соединение индивидов на основе любви к богу и друг к другу, Н. Бердяев определял термином…

а) соборность

б) духовность

в) религиозность

г) государственность



  1. Материализованный результат человеческой деятельности, в который вложен смысл, значение – это:

а) обычай

б) норма

в) обряд

г)артефакт



  1. Как называется художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве 17 – начала 19 в., одной из важных черт которых являлось обращении к образам и формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону:

а) Реализм

б) Романтизм

в) Сентиментализм

г) Классицизм



  1. Какое из приведенных суждений адекватно отражает понятие «модернизм»:

а) Направление в искусстве, ставящее задачу дать наиболее полное, адекватное действительности;

б) Направление в искусстве, которое использовало образы и формы античного искусства как идеальный эстетический образец;

в) Направление в искусстве, отрицающее традиционные формы и опирающееся на условность стиля, ведущее поиск новых эстетических принципов;

г) Направление в искусстве, рассматривающее искусство как особую, лишенную социальной значимости эстетическую сферу.



  1. Создатели исторической типологии мировой культуры и теории локальных цивилизаций:

а) Ф. Ницше, Э. Тайлор, Д. Фрезер, Г. Зиммель, А. Шопенгауэр;

б) Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби;

в) Н. Бердяев, М. Фуко,

г) Р. Барт, Ж. Бодрияр, Ж. Делёз.


Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний
Ключ к заданиям варианта № 1


ДЕ

вопр.



ДЕ-1

ДЕ-2

1

б

б

2

г

а

3

б

в

4

б

а

5

в

а

6

г

в

7

б

в

8

б

а

9

г

а

10

г

а

11

в

а

12

б

г

13

в

г

14

а

в

15

в

б


Вопросы к зачету/экзамену

Перечень вопросов


5 семестр:

1.Возникновение художественной культуры.

2.Особенности художественной культуры в первобытную эпоху.

3.Основные этапы формирования древнеегипетской художественной культуры.

4.Религия и искусство Древнего Египта.

5.Художественная культура Древней Индии. Религии Индии и их влияние на культуру.

6.Художественная культура средневековой Индии. Влияние ислама на художе­ственную культуру страны.

7.Особенности художественной культуры Китая.

8.Общая характеристика древнегреческой художественной культуры (перио­дизация, архетипы, природные и историко-культурные особенности).

9.Крито-микенская художественная культура.

10.Художественная культура гомеровской Греции и периода архаики.

11.Художественная культура классической Греции.

12.Художественная культура эпохи эллинизма.

13.Древнегреческая литература.

14.Архитектура и скульптура Древней Греции.

15.Греческий театр.

16.Истоки и особенности древнеримской художественной культуры.

17. Художественная культура Рима периода Республики.

18. Художественная культура Рима периода Империи.

19. Архитектура и скульптура Древнего Рима.

20. Литература Древнего Рима.

21. Раннехристианская художественная культура Византии.

22.Исторические условия формирования художественной культуры европей­ского Средневековья.

23. Рыцарская художественная культура европейского Средневековья.

24. Городская художественная культура европейского Средневековья.

25. Романский и готический стили европейского искусства.

26. Средневековая литература.

27.Социокультурные основы эпохи Возрождения и особенности художествен­ной культуры этого периода.

28. Художественная культура итальянского Возрождения.

29. Художественная культура Северного Возрождения.

30. Идеи Просвещения и их влияние на художественную культуру.

31. Барокко, его характерные черты, идеалы и изобразительные средства.

32. Классицизм, его художественный канон и идеалы.

33. Рококо, его характерные черты и особенности.

34. Сентиментализм как художественный стиль.

35. Индустриальное общество XIX века и его влияние на художественную куль­туру.

36. Романтизм как художественное направление.

37. Критический реализм XIX века в художественной культуре.

38.Поиски художественного стиля в конце XIX века (импрессионизм, симво­лизм, декаданс).



6 семестр:

1. Художественная культура языческой Руси.

2. Художественная культура Киевской Руси.

3.Художественная культура периода феодальной раздробленности на Руси.

4.Художественная культура периода монголо-татарского нашествия.

5.Художественная культура Руси XVI столетия.

6.Художественная культура Руси XVII века.

7.Литература Древней Руси.

8.Архитектура, живопись и музыка Древней Руси.

9.Влияние петровских реформ на художественную культуру России.

10.Барокко в России.

11.Классицизм в русской культуре.

12.Архитектура и скульптура в русском искусстве XVIII в.

13.Литература XVIII в. в России.

14.Художественная культура первой половины XIX в. в России.

15.Художественная культура второй половины XIX в. в России.

16.Русская литература XIX в. в России.

17.Архитектура и скульптура XIX в. в России.

18.Русская музыка XIX в.

19.Русская живопись XIX в.

20.Художественная культура «серебряного века» в России.

21.Русский модернизм в художественной культуре.

22.Кризис культуры XX века и его влияние па художественную культуру.

23.Европейский модернизм в художественной культуре.

24.Европейская живопись XX столетия.

25.Европейская архитектура XX века.

26.Кино, музыка, театр в художественной культуре XX века.

27.Литература XX века.



28.Постмодернизм и его влияние на художественную культуру.

9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).

Основная:

  • Арсланов, В. Г.История западного искусствознания ХХ века : учеб. пособие для вузов / В. Г. Арсланов. - М. : Академический Проект, 2003. - 768 с.




  • Варакина, Г.В. Основные этапы истории европейского искусства: учеб. Пособие для студ. Вузов, обуч. по спец. 071301 - Народное художественное творчество. Дисциплина ОПД. Ф.03 - "История искусств". - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 183 с.

  • Горелов А. А. История мировой культуры : учеб. пособие / А. А. Горелов ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : Флинта : МПСИ, 2007. - 505, [1] с.

  • Горелов А. А. История русской культуры : учебник для бакалавров : [учебник для студ. вузов, обуч. по гуманит. направл. и спец.] / А. А. Горелов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 386, [1] с.

  • Емохонова, Л. Г. Мировая художественная культура : учеб. пособие для студ. / Л. Г. Емохонова. - Изд. 5-е., перераб. и доп. - М. : Академия, 2005. - 544 с.

  • Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство : учебник для вузов / Т. В. Ильина. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : Высш. шк., 2005. - 407 с.

  • Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство : учебник для вузов. -3. изд., перераб. и доп. –М. : Высш. шк., 2002,2005. -368 с.

  • Культурология : учебник для бакалавров : [учебник для студ. вузов по дисц. "Культурология"] / В. М. Дианова [и др.] ; под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана ; С.-Петерб. гос. ун-т. - М. : Юрайт, 2012. - 566 с.

  • Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века. (Очерки истории) / Е. П. Львова [и др.]. - СПб. : Питер, 2006. - 416 с.

  • Мировая художественная культура. Эпоха Просвещения / Е. П. Львова [и др.]. - СПб. : Питер, 2006. - 464 с.

  • Мировая художественная культура : ХХ век. Изобразительное искусство и дизайн : [учеб. пособие] / Е. П. Львова [и др.]. - СПб. : Питер, 2008. - 464 с.

  • Михайлова Л. И.Народная художественная культура. Детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики : [монография] / Л. И. Михайлова. - 5-е изд. - М. : Вузовская книга, 2012. – 262 с.

  • Основы теории художественной культуры : учеб. пособие для студ., изуч. культурологические дисциплины / под общ. ред. Л. М. Мосоловой. - СПб. : Лань, 2001. - 288 с.

  • Пивоев В. М. Культурология. Введение в историю и теорию культуры : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Культурология" / В. М. Пивоев. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Академический Проект : Гаудеамус, 2008. - 564 с.

  • Рапацкая Л. А. История художественной культуры России от древних времен до конца XX века : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Художественное образование" / Л. А. Рапацкая. - М. : Академия, 2008. - 384 с.

  • Садохин, А. П. Мировая художественная культура : учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. - М. : ЮНИТИ, 2005. - 559 с.

  • Сокольникова Н. М.История изобразительного искусства : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 2 т. / Н. М. Сокольникова. - М. : Академия, 2006. - 304 с.


Дополнительная:

  1. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры.– СПб., 1997.

  2. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций.–СПб, 1994.

  3. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие.–М., 1989.

  4. Багдасарьян Н. Г. Культурология : учебник для бакалавров : [учебник для студ. негуманит. вузов] / Н. Г. Багдасарьян. - М. : Юрайт, 2011. - 495 с.

  5. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи / Б.А.Барская. – М.: Просвещение, 1993.

  6. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.–М., 1990.

  7. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество.–М., 1993, 1999.

  8. Бергер П. Лукман Т. Социальное конструирование реальности.–М., 1995.

  9. Бодриар Ж. Система вещей.– М., 1995, 2000.

  10. Гачев Г. Д. Национальные образы мира.– М., 1987.

  11. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли.– М., 1993.

  12. Культурология как она есть и как ей быть./ Гл.ред.Л.Морева.– СПб,.1998.

  13. Культуры в современном обществе. – М., 1991.

  14. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура.– М., 1991.

  15. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3-х тт. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры. – Таллин, 1992.

  16. Малиновский Б. Научная теория культуры. – М., 1999

  17. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа.– М., 1987, 1995.

  18. Метаморфозы культурных форм. – СПб, 1997.

  19. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2–х. тт./ Гл.ред. С.А.Токарев (любое издание).

  20. Мыльников А.С. Основы исторической типологии культуры. – М. 1997

  21. Пелипенко А.А. Яковенко И.Г. Культура как система. – М., 1997.

  22. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество .– М., 1992.

  23. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. – М., 1997

  24. Успенский Б.А. Семиотика истории. Семиотика культуры. – М., 1996.

  25. Успенский, Б. А. Семиотика иконы. Семиотика искусства / Б.А.Успенский. – М.: Школа "Языки русской культуры", 1995. – С. 221 – 303.

  26. Флиер А.Я. Культурогенез. – М. 1994.

  27. Флиер Я.Я. Культура как основа национальной идеологии России. – М., 1999.

  28. Яковец Ю.В. История цивилизаций. – М., 1998


10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)
Интернет-ресурсы:

http://yanko.lib.ru/gum.html — электронная библиотека Янко Славы (огромная коллекция оцифрованной литературы по культурологии, философии и пр.);

http://www.countries.ru/library.htm - сайт для специалистов (студентов, профильных специальностей, преподавателей) в области культурологии и смежных дисциплин);

http://yanko.lib.ru/fort-library/culture/index.html - раздел библиотеки Янко Славы, посвящённый культурологии (книги, учебники)

http://www.auditorium.ru/ - сайт по социально-гуманитарному и политологическому образованию

http://yanko.lib.ru/books/cultur/erasov-soc_cult-8l.pdf – учебник по Социальной культурологии, Ерасов В.Б.

http://yanko.lib.ru/books/cultur/bagdasaryan-culturology-8l.pdf — учебник по Культурологии, Багдасарьян, Н.Г.

http://www.museum.ru/ - сайт о музеях России

http://yanko.lib.ru/books/cultur/karmin-culturology.pdf - учебник по культурологии, Кармин, А.С.

http://yanko.lib.ru/books/cultur/kagan-vved_v_ist_mir_cult.rar – учебник (в архиве)

Введение в историю мировой культуры (кн.1-2), Каган, М.С.



http://yanko.lib.ru/books/cultur/kagan-vved_v_ist_mir_cult-8l.pdf - учебник (как файл pdf) Введение в историю мировой культуры (кн.1-2), Каган, М.С.

http://yanko.lib.ru/books/cultur/ageev-semiotika-8l.pdf - учебник по семиотике

http://www.philosophy.ru/edu/ref/vsk/index.html — культурологический словарь

http://www.velikanov.ru/culturology/ - Культурология ХХ век (в 2-х томах), энциклопедия

http://yanko.lib.ru/books/cultur/encyclopcultXX/all.html - Культурология ХХ век (в 2-х томах), энциклопедия.

Электронные учебники и энциклопедии, хранящиеся в библиотеке МГГУ, чит. зал ул.Егорова, 15:


  • Русские народные праздники, обряды и обычаи - М. : Falcson-Technology : Новый диск, 2005 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - Систем. требования : Pentium 100 МГц ; 32 Мб ОЗУ ; Windows 98SE/Me/2000/XP ; экран 800х600х16 ; IE 4 ; 4-х CD-ROM, Загл. с контейнера. : цв. : 250-00.

  • Монастыри и храмы Подмосковья : 1300 изображений с краткими истор. сведениями и муз. сопровожд. Ч. 1 - М. : ATOLL.SV, 2006 - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM) - Систем. требования : Windows 98/2000/XP ; Pentium 100 МГц ; 64 Мб ОЗУ ; экран 1024х768х16 ; программа проигрывания DVD-Video ; устройство для чтения DVD-дисков, Загл. с контейнера, Текст на экране рус., англ., нем.. - ISBN 5-9900266-7-6 : 450-00.

  • Импрессионизм. Постимпрессионизм : [более 50 художников, свыше 2300 изображений] - Берлин, М. : The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг : Новый диск, 2005 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; Windows 95/98/ME/NT/XP/2000 ; CD-ROM ; SVGA. - Загл. с контейнера.. : цв. - ISBN 5-94865-035-9 : 250-00.

  • Барокко : [более 4000 иллюстраций] - Берлин, М. : The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг : Новый диск, 2004 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; Windows 95/98/ME/NT/XP/2000 ; CD-ROM ; SVGA. - Загл. с контейнера.. : цв. - ISBN 5-98465-043-Х : 350-00.

  • Орнамент : [свыше 1500 цв. иллюстраций] - Берлин, М. : The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг : Новый диск, [б. г.] - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; MS Windows ; CD-ROM ; SVGA, Загл. с контейнера. : цв. - ISBN 5-94865-026-Х : 350-00.

  • Пейзаж : [более 2500 работ 870 европейских и 180 русских художников] - Берлин, М. : The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг : Новый диск, 2004 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; Windows 95/98/ME/NT/XP/2000 ; CD-ROM ; SVGA, Загл. с контейнера. : цв. - ISBN 5-94865-007-3 : 350-00.

  • Мифы народов мира : [фундаментальный науч. труд], [более 3600 статей, 1500 иллюстраций]; [авт. А. Ф. Лосев и др.] - М. : ДиректМедиа Паблишинг : Большая Рос. Энциклопедия : Новый диск, 2006 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ, Классика энциклопедий) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; Windows 95/98/ME/NT/XP/2000 ; CD-ROM ; SVGA, Загл. с контейнера. : цв. - ISBN 5-94865-108-8 : 500-00.

  • Портрет : [от эпохи Возрождения до первой половины XX в.], [более 3000 репродукций русских и европейских художников] - Берлин, М. : The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг : Новый диск, 2004 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; Windows 95/98/ME/NT/XP/2000 ; CD-ROM ; SVGA, Загл. с контейнера. : цв. - ISBN 5-94865-008-1 : 350-00.

  • 5000 шедевров рисунка : [репродукции произведений более 700 европейских художников] - Берлин, М. : The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг : Новый диск, 2003 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; Windows 95/98/ME/XP/2000 ; CD-ROM ; SVGA, Загл. с контейнера. : цв. - ISBN 5-94865-009-х : 350-00.

  • Искусство Древнего Египта : [более 1500 цв. изображений] - М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2004 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; MS Windows ; CD-ROM ; SVGA, Загл. с контейнера. : цв. - ISBN 5-94865-032-4 : 350-00.

  • Архитектура - М. : Равновесие : Вече, 2005 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Великое наследие. Т. 8) - Систем. требования : Pentium 233 ; 64 Мб ОЗУ ; Windows 9.х совместимо с Windows 2000/NT/XP ; 4-х CD-ROM, Загл. с контейнера. : цв. : 200-00.

  • Культурология : учеб. пособие; Нижегород. ин-т менеджмента и бизнеса - М. : Лаб. Мультимедиа НИМБ ; ПТИ, 2001 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - Систем. требования : Windows 98/2000/XP ; экран 800х600 ; CD-ROM ; зв. карта, Загл. с контейнера. : цв., зв. : 1125-00.

  • Лекции по истории искусств : для компьютера и мобилы, [курс для вузов и лицеев] - М. : Мебиус Артс : Бизнессофт, 2006 - 1 электрон. опт. диск (MP3) - (Аудиокурсы) - Систем. требования : Pentium 166 МГц ; 64 Мб ОЗУ ; Windows 98/2000/Ме/XP ; зв. карта SVGA ; CD-ROM, Загл. с контейнера. : зв. : 220-00.

  • Шедевры русской живописи - М. : Кирилл и Мефодий, 2001 - 1 электрон. опт. диск (CD - ROM) - Систем. требования : Windows 95/MacOS 7.5 ; Pentium 75 МГц /PowerPC 75 МГц ; ОЗУ 16 Мб ; CD-ROM 4x ; 800х600, 65536 цв. ; зв. карта ; мышь, Загл. с контейнера. : зв., цв. ; 12 см : 112-60.

  • От плуга до лазера : интерактивная энциклопедия науки и техники, пер. с англ.; авт.-сост. Маколи Д. - Версия 2.0 - М. : Новый диск, 1998 - 1 опт. электрон. диск (CD - ROM) - Систем. требования : Windows 95/98/2000 ; Pentium 100 МГц ; ОЗУ 32 Мб ; 640х480х16 ; зв. карта ; CD (DVD) - ROM 4x ; мышь, Загл. с контейнера.. : зв., цв. ; 12 см : 112-00.



11. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

Планы практических и лабораторных занятий
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница