Структура, содержание и учебно-методическое обеспечение пропедевтического курса информатики и информационных технологий



Скачать 71.55 Kb.
Дата08.06.2016
Размер71.55 Kb.


Структура, содержание и учебно-методическое обеспечение пропедевтического курса информатики и информационных технологий

Босова Л.Л. (akulll@mail.ru)

Институт информатизации РАО, Москва

Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ) в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества.

Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Целями изучения этого предмета в 5-6 классах являются: формирование готовности к использованию методов информатики и средств ИКТ в учебной деятельности; пропедевтика понятий базового курса информатики; развитие творческих и познавательных способностей школьников. Основополагающими принципами построения курса информатики в 5-6 классах являются: целостность и непрерывность; научность в сочетании с доступностью; практико-ориентированность и межпредметность; концентричность в структуризации материала.

Содержание курса информатики и информационных технологий для 5-6 классов общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики можно представить следующими укрупненными модулями.



1. Модуль "Теоретическая информатика".

Основные понятия: информация, информативность, информационный объект, информационный процесс, кодирование информации, язык, двоичная система счисления, бит, байт, алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя, блок-схема.

Темы для изучения: информатика и информация; многообразие форм представления информации; действия с информацией: поиск информации, сбор информации, обработка информации, хранение информации, передача информации; кодирование информации; метод координат как универсальный способ кодирования графической информации с помощью чисел; системы счисления; двоичное кодирование текстовой и графической информации; единицы измерения информации; элементы формальной логики: понятие, суждение, умозаключение; необходимые и достаточные условия; понятие алгоритма, примеры алгоритмов; исполнители алгоритмов, СКИ; способы записи алгоритмов.

2. Модуль "Средства информатизации".

Основные понятия: процессор, оперативная память, внешняя память, носители информации, устройства ввода информации, устройства вывода информации, файл, операционная система.

Темы для изучения: аппаратное обеспечение компьютера; виды памяти в компьютере; информационные носители; файл, основные операции с файлами; программное обеспечение компьютера; назначение операционной системы; техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере.

3. Модуль "Информационные технологии".

Основные понятия: текстовый редактор, графический редактор, калькулятор, мультимедийный документ.

Темы для изучения: текстовый редактор: назначение и основные функции; графический редактор: назначение и основные функции; приложение Калькулятор и его возможности; мультимедийные технологии.

4. Модуль "Социальная информатика".

Основные понятия: информационное общество, информационная этика.

Темы для изучения: предыстория информатики; основные этапы развития вычислительной техники; роль информации в жизни общества; информационная этика.

Такое содержательное наполнение курса позволяет установить педагогически целесообразный баланс между его фундаментальной и технологической составляющими, обеспечивающими достижение заявленных целей обучения. Основываясь на вышеизложенном можно сформулировать комплекс требований к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий.

По окончании 5 класса учащиеся должны: понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия "информация", "информационный объект"; различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях; приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; приводить примеры информационных носителей; иметь представление о способах кодирования информации; уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение; определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека; различать программное и аппаратное обеспечение компьютера; вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши; уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов; уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков; уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор; знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

По окончании 6 класса учащиеся должны: определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию; понимать смысл терминов "понятие", "суждение", "умозаключение"; приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями; различать необходимые и достаточные условия; иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления; уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно; иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры; иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей; уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера; выполнять основные операции с файлами; создавать собственное информационное пространство; уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц; уметь применять простейшие растровый и векторный графические редакторы для создания и редактирования рисунков; создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений; иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.

Необходимым условием модернизации школьного образования является разработка учебных материалов нового поколения, предполагающих активное использование в учебном процессе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Проектирование, разработку, оценку учебных материалов нового поколения, базирующихся на педагогических, психологических, методических, эргономических подходах к организации эффективной учебной деятельности, сегодня все чаще определяют как область педагогического дизайна. Важнейшая задача, стоящая в настоящее время перед специалистами этой области - разработка учебно-методических комплексов (УМК), под которыми понимается оптимальное множество взаимосвязанных компонентов, обладающих целостностью и определенной структурой, подобранных в соответствии с особенностями учебной деятельности. Можно выделить следующие основные компоненты современных УМК: традиционный: учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, практикумы, рабочие тетради, плакаты, дидактические материалы, учебно-методические пособия и др.; цифровой: справочные системы и энциклопедии; контролирующие программы; имитационно-моделирующие программы; тренажеры для отработки и закрепления навыков; лабораторные практикумы для проведения наблюдений, численного и графического представления полученных данных; автоматизированные системы обучения и др.; сетевой: сайты, поддерживающие УМК.

Ядром УМК, безусловно, является первый компонент. Второй и третий компоненты дополняют и расширяют возможности УМК за счет уникальных с педагогической точки зрения возможностей средств ИКТ, среди которых: обеспечение незамедлительной обратной связи между пользователем и программным средством; компьютерная визуализация информации об исследуемых объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и "виртуальных"; автоматизация процессов сбора, обработки, передачи, тиражирования учебной информации, в том числе полученной из глобальной сети Интернет; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов экспериментов, как реально протекающих, так и представленных на экране; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.

Именно эти подходы положены в основу УМК по информатике для 5-6 классов [1-5], включающего для каждого года обучения учебник и рабочую тетрадь, электронное пособие на CD и методическое пособие для учителя. Кратко охарактеризуем каждый компонент этого УМК.

Учебники, являющиеся важнейшим элементом УМК, имеют следующую структуру: теоретические сведения (материал для изучения, самое главное, вопросы и задания), материал для любознательных (тексты для дополнительного чтения, расширения кругозора), компьютерный практикум (подробные описания технологии выполнения практических заданий на компьютере), терминологический словарь и справочные материалы.

Рабочие тетради (по одной для каждого года обучения) расширяют границы учебника за счет большого количества различных заданий, упражнений и задач, направленных на формирование системного мышления и развитие творческих способностей школьников 5-х и 6-х классов, побуждающих их учиться самостоятельно, с увлечением и азартом.

Методическое пособие для учителя содержит несколько вариантов планирования, подробные поурочные разработки, дидактические материалы, а также ответы, указания и решения ко всем заданиям в учебниках и рабочих тетрадях.

В состав CD включены не только готовые программные средства для поддержки учебного процесса и файлы, необходимые для организации компьютерного практикума, но и своеобразная библиотека медиаобъектов, на базе которой учитель сможет самостоятельно скомпоновать материал для конкретного урока.



УМК построен так, что может использоваться как учениками, изучавшими информатику в начальной школе, так и служить "точкой входа" в предмет для школьников, приступающих к её изучению впервые. Обучение по данному учебно-методическому комплекту обеспечивает необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся к изучению базового курса информатики по учебникам Н.Д. Угриновича и И.Г. Семакина. Представленный материал позволит избежать повторов при построении непрерывного курса информатики и акцентировать внимание школьников на тех аспектах предмета, которые не нашли отражения в базовом курсе информатики, хотя и имеют огромный образовательный потенциал.

Литература

  1. Босова Л.Л. Программа по пропедевтическому курсу информатики для 5-6 классов общеобразовательной средней школы // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. - М.: "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2003. - С. 85-97.

  2. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.: "БИНОМ Лаборатория знаний", 2003.-10 п.л.

  3. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. - М.: "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2004. - 10 п.л.

  4. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2003. - 3,5 п.л.

  5. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. - М.: "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2004. - 3 п.л.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница