Т. Н. Дубакова Участники проекта



Скачать 121.17 Kb.
Дата01.05.2016
Размер121.17 Kb.


Министерство образования и науки РФ

МДОУ № 21 детский сад комбинированного вида

«Золотой ключик»


Проект разработан

Л.С. Стельмах

Т.Н. Дубакова

Участники проекта

Старшая группа

«Вишенка»

Г. Шарыпово. 2009 - 2011 учебный год



Введение.

Формирование личности начинается с детства. Как указывают отечественные психологи: (Л.И.Божович, А.В.Вологодский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев) старший дошкольный возраст – это особо ответственный период в психическом развитии ребенка, когда закладываются основные личностные механизмы деятельности и поведения, характерологические особенности человека: у ребенка возникают первые представления об окружающей действительности, формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности, (потребность в признании сверстников, в уважении взрослого). Ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе.

Как воспитать ребенка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близкими людьми, друзьями? Несомненно, этот вопрос волнует всех педагогов. Не всегда дети могут легко наладить общение, ведь способность общаться со сверстниками и взрослыми – это проявление коммуникативных способностей, индивидуально-психологических особенностей личности.

Психическое развитие ребенка начинается с общения, оно формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.

Наблюдая процесс общения детей в группе, мы пришли к выводу, что у детей не достаточно хорошо сформированы коммуникативные навыки. Группа многочисленна и в ней есть всякие дети: умеющие общаться, уважающие товарищей, но есть и несдержанные, среди них зачастую возникают споры, некоторые дети выражают свое недовольство партнерами по игре или общению с помощью драк.

Неумение видеть и воспринимать сверстника, его переживания, желания, проблемы – основной источник трудных взаимоотношений в детском коллективе. Не секрет: многие дети настолько сосредоточены на себе, на своем «я», что сверстник для них лишь фон их жизни. Интерес представляет только собственная персона. Задача взрослых – научить дошкольников навыкам общения.

Для детей старшего дошкольного возраста эта проблема особо актуальна, так как они будущие первоклассники, и им нужно будет адаптироваться в реальных условиях современной школы: заводить новых друзей, выступать публично. И наша задача – вооружить дошкольников необходимыми приемами общения, отвлечь внимание ребенка от фиксированности на собственном «Я», от сосредоточенности на отношении к себе сверстников, обратить внимание на товарищей вне контекста взаимоотношений.

ЦЕЛЬ:
ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА КОМПЕТЕНТНОГО В ОБЩЕНИИ

ЗАДАЧИ:
1. Воспитывать этически ценные способы общения.


  1. Развивать диалогическую речь у детей, как средство общения.

  2. Включить детей в процесс активного общения, привить социально - коммуникативные навыки.

  3. Учить детей взаимодействовать с окружающими с учетом своих интересов и интересов партнеров по общению.


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА:

Принцип нравственного воспитания

построение жизни на основе нравственного воспитания.



Гуманистическая направленность – реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром. (Отношение педагогов к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития).

Природосообразность – воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту.

Культуросообразность – воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами общества.
Принцип отбора содержания образования

научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии).



Учет требования программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой.

Многоуровневость. Учет возрастных особенностей детей.
Принципы организации занятий

наглядность, сознательность и активность, доступность, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.



ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:


  1. Сочетание обучения с развитием навыков общения.

  2. Проект рассчитан на два года, на две возрастные группы: старшая и подготовительная.



Для реализации проекта использовались следующие методы:
Наглядный метод

чтение художественной литературы, экскурсии, моделирование сказок, дидактические игры, наблюдения и др.


Словесный метод

художественная литература, беседы, с элементами диалога, проведение разнообразных видов игр, составление рассказов, разбор житейских ситуаций, проведение викторин, праздников.


Практический метод

Организация продуктивной деятельности, экскурсии, изготовление с детьми наглядных пособий.



ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ


  • родительские собрания;

  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

  • проведение совместных мероприятий;

  • индивидуальные консультации специалистов;

  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки передвижки, выставки детских работ.


ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

формирование у дошкольников необходимых навыков общения, для успешной адаптации в школе


СПОСОБЫ ДИАГНОСТИКИ:
1.Наблюдение.

2.Моделирование проблемных ситуаций.

3.Анализ игровой деятельности.

4.Тестирование.



СТУПЕНЬКИ ОБЩЕНИЯ

Компетентность в общении





Анализ положительных и отрицательных


сторон поведения

Умение устанавливать контакты и действовать

в различных коммуникативных ситуациях

Способность к восприятию другого человека





Положительный образ «Я»





МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЁЙ.




СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ.





Совместный Беседы

труд


Театральная

деятельность




совместная С/ролевые игры

Выполнение деятельность

коллективных педагога

работ с детьми



Имитационные

игры

,



Чтение и

обсуждение подвижные,

х/литературы словесные

дидактические

игры



Блоки.

1 ступенька. Положительный образ «Я».

Блок «Это – Я».




2 ступенька. Способность к восприятию другого человека.

Блок «Я и другие», «Развитие эмоциональной сферы».




3 ступенька. Умение устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях.

Блок «Один и вместе».



4 ступенька. Анализ положительных и отрицательных сторон поведения.

Блок «Я и моя семья».




ИГРЫ.



  • НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

  • НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

  • ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СПЛОЧЕННОСТЬ, СОТРУДНИЧЕСТВО

  • НА ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫМ СПОСОБАМ ОБЩЕНИЯ

  • НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНЯТИЕ КОНФЛИКТНОСТИ

  • НА ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ.


ЗАДАЧИ:


      • Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности конструктивно решать проблемы;




      • Развивать умение проявлять интерес друг к другу и свое отношение к другим;




      • Развивать социально - коммуникативные навыки и умения мирно разрешать конфликты;




      • Воспитывать чувство заинтересованности в достижении общей цели;




      • Учить умению считаться с другими;






Диагностика

социально-коммуникативной

компетентности (старшая группа).

Диагностика социально-коммуникативной компетентности детей 5-7 лет осуществляется по следующим параметрам:



  1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрос­лого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем.

  2. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

  3. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.

  4. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами дру­гих людей.

5.Умение принимать участие в коллективных делах (договаривать­ся, уступать и т.д.).

6.Умение уважительно относиться к окружающим людям.

7.Умение принимать и оказывать помощь.

8. Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ­


ситуациях.

По каждому параметру выделяются уровни сформированности со­циально-коммуникативной компетентности: высокий, средний, низ­кий.



Высокий уровень (оценивается в 3 балла) — ребенок самостоятель­но выполняет задания, добивается результата.

Средний уровень (оценивается в 2 балла) — ребенок понимает ин­струкцию взрослого, готов выполнить задание, прибегая к помощи взрослого.

Низкий уровень (оценивается в 1 балл) —ребенок понимает смысл предлагаемого ему задания, но либо отказывается его выполнить (не проявляет интереса или не уверен в достижении результата), либо за­трудняется выполнить задание, совершив несколько мало результа­тивных действий (теряет интерес, отказывается от выполнения), на помощь взрослого не реагирует.

Сводная таблица результатов диагностики уровня

социально-коммуникативной компетентности детей

старшего дошкольного возраста.
Группа:____________Дата проведения_________________

Воспитатели:________________________________________




№ п/п

Фамилия И.О. ребенка

Параметры социально-коммуникативной компетентности в баллах

Кол-во баллов

Уровень







№ № № № № № № №

1 2 3 4 5 6 7 8



















































































Подпись проводившего диагностику________________


Литература.
1. Ансупова Г.Л. Давай поиграем. Р на Д., 2000.

2.Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей. М., 2009.

3.Белая К.Ю. Сотникова В.М. Разноцветные игры. М., 2007.

4.Веракса Н.Е.Диагностика готовности ребёнка к школе. М., 2008.

5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2008.

6.Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. М., 2008.

7.Коноваленко С. А. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. М.,2004.

8. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М., 1986.

9. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4 – 7 лет. – М., 2007.

10. Печегора А.В. Развивающие игры для дошкольников. М., 2008.

11. Снегирева Л. А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации. Минск, 1995.

12. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Р на Д., 2005.






База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница