Технологии гуманизации образовательного процесса по формированию элементарных математических представлений



Скачать 71.52 Kb.
Дата30.04.2016
Размер71.52 Kb.
ГришкоО.И.

г. Полтава, Украина, Полтавский национальный педагогический университетимени В. Г. Короленко

ТЕХНОЛОГИИ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Аннотациястатье рассматривается проблема интеллектуального развития дошкольников в процессеформирования элементарных математических представлений, технологии гуманизации образовательного процесса, охарактеризована деятельность воспитателя, способствующая обеспечению высокого уровня логико-математического развития детей в ДОУ.

В современных условиях становления образовательного пространства Украины формирование элементарных математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных и творческих способностей.

Актуальность проблемы интеллектуального развития дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений связана с педагогической практикой, которая показывает, что в дошкольных образовательных учреждениях(ДОУ) недостаточное внимание уделяется формированию логических структур мышления, развития креативных способностей, связи математического образования с духовной жизнью ребенка и его практическим опытом. Это не соответствует запросу современной школы и обусловливает необходимость анализа исследований по проблеме.

Анализ педагогической и методической научной литературы позволяет говорить, что проблема интеллектуального развития ребенка давно и плодотворно разрабатывается в психологии и педагогике. Теоретические основы решения этой проблемы представлены в целом ряде исследований (Л. Выготский, П. Гальперин, К. Кабанова-Меллер, Н. Менчинская, В. Паламарчук, Ж. Пиаже, С. Рубинштейн, Т. Шамова, И. Якиманская и др.). Научный поиск Ш. Амонашвили, К. Бардина, А. Венгера, Н. Виноградовой, Е. Кравцовой, В.  Мухиной, Б. Никитина, Г. Селиховой, А. Тамбовцевой, Д. Эльконина и других направлен на исследования путей интенсификации воспитания и развития интеллекта детей в процессе подготовки их к дальнейшему обучению, труду, жизни в социуме.

Все авторские программыДОУ Украины предусматривают осуществление интеллектуального развития дошкольника. Известно, что эффективное развитие умственных операций происходит лишь при условии активного функционирования мотивационной, волевой, эмоциональной и других сфер психики человека. Таким образом, формирование интеллектуальных умений должно опираться на активизацию мотивационных состояний (заинтересованности, желания, интереса), эмоций и чувств и т. д.

Остановимся на понятии «интеллект». Интеллект, согласно психологическомуэнциклопедическому словарю М. Еникеева – это устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей; механизм психической адаптации индивида к жизненным обстоятельствам, понимание существенных связей действительности, включенность индивида в социокультурный опыт социума [3, с. 131].

Сущность интеллектуального развития дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений рассматривается как достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения знаний и интеллектуальных умений.

Познавательная активность детей дошкольного возраста способствует развитию интеллекта и формированию готовности к систематическому обучению. Основное направление в обучении маленьких детей – осуществление постепенного перехода от конкретных, эмпирических знаний к более обобщенным знаниям. Эмпирические знания, сенсорный опыт –это предпосылка и необходимое условие интеллектуального развития детей дошкольного возраста [4, с. 264].

Развивающая направленность обучения в математике является ведущей тенденцией современного учебно-воспитательного и учебно-познавательного процесса в ДОУ. Однако, как отмечала Н. Менчинская, «интеллектуальное развитие зависит не только от учебы, но и от активности самого ребенка, его сензитивности к обучению на том или ином этапе онтогенеза. Автор подчеркивает также значение индивидуальных различий детей, влияющих на результаты обучения»[2, с. 75]. Результаты современных исследованийдоказывают, что формирование элементарных математических представлений дошкольников обусловлено взаимодействием природных предпосылок (физиологические особенности, задатки), условий окружающей среды (воспитание, обучение) и собственной активностью ребенка в процессе познания. Но важнейшая роль, все же, принадлежит воспитанию и обучению, что делает этот процесс управляемым.Современный образовательный процесс по формированию математических представлений – это регламентированные занятия по математике, которые готовят ребенка к школе; совместная деятельность, в которой происходит опосредованное обучение на основе сотрудничества и «сотворчества» взрослого с ребенком; а также свободная самостоятельная деятельность, в ходе которой создаются условия для творческой самореализации дошкольника.

В ДОУ г. Полтавы в настоящее время все чаще используются технологии гуманизации образовательного процесса по формированию элементарных математических представлений на основе системы, которая представлена нами ниже. Эта работа осуществлялась в старших группах детского сада №40 г. Полтавы. Элементы технологий (три предлагаемых нами блока) способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей на занятиях по математике:

І. Специально организованное обучение в форме занятий.

1. Учет индивидуальных особенностей детей. Используются следующие методы воздействия на детей: установление эмоционального контакта с учетом их индивидуальных возможностей; музыкальное оформление занятий; перенос обращенных на себя эмоций в сферу радостного общения с коллективом; решение интересных задач; включение в игровую деятельность; организация взаимопомощи; коррекция поведения детей через труд; занятия ритмикой.

2. Создание положительного эмоционального настроя на занятиях в группе происходит следующим образом: используютсяразнообразное невербальное общение воспитателя (мимика, жесты, интонации речи и т. д.), интересный материал, этюды на выражение различных эмоций (удовольствия, радости, удивления, выразительности движения, интереса, враждебности, недовольства и т. д.), физкультминутки.

3. Творческий перенос некоторых авторских достижений с начальных классов в работу с дошкольниками. Например, использование приёмов гуманной педагогикиШ. Амонашвили.

4. Выбор детьми видов деятельности. Например, решение задач, которые дети придумывают сами. Готовые или составленные взрослыми задачи не всегда вызывают у них интерес. Поэтому каждый ребенок «составляет» задачу на близкую ему тему.

5. Создание в группе психологического пространства. От того, какая атмосфера сложится в группе, зависит, возникнет ли у каждого ребенка стремление узнавать новое, учиться новому.

6. Использование многообразия игр, которые обеспечивают переход реальных действий во внутренний план (сопереживание, сочувствие, радость успеха и т. д.). В дидактической игре ребенок учится счету, решению задач в зависимости от того, на что игра направлена; игровые задания и приемы позволяют разнообразить учебную деятельность ребенка, вносят в нее интерес.

7. Создание ситуаций, которые требуют от ребенка сообразительности (головоломки, ребусы, задачи-шутки). Они развивают творческое воображение, образное мышление, внимание, снимают утомление, предостерегают ребенка от поспешных и необоснованных выводов.

8. Использование загадок, как средство формирования познавательной активности детей. Загадки развивают мышление, сообразительность, способность к абстрагированию. Являются комбинированным средством воздействия на сознание и эмоциональную сферу дошкольника [5].

9. Организация взаимопомощи. Известно, что в сотрудничестве ребенок оказывается сильнее и умнее, чем в самостоятельной работе. Качественная и количественная возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве –характеризует динамику развития и успешность умственной деятельности дошкольника.

10. Алгоритмические игры в детском саду. Они учат детей рассуждать, преодолевать трудности, используя на практике свои знания. Основная задача таких игр – обучение детей старшего дошкольного возраста монологической речи, развитие логического мышления, закрепление правил, углубление знаний в различных сферах, ориентирование в пространстве.

ІІ. Совместная деятельность воспитателя с детьми. Работа в рамках этого блока по овладению детьми математическим представлениям предполагает усвоение различных видов дидактических игр. Это и настольные игры, и игры-соревнования, и игры-загадки, и игры-головоломки, и игры-открытия, и игры-путешествия, и подвижные игры и т. д. На прогулках и в свободное время с целью развития мышления детям предлагаются различные виды несложных логических задач и упражнений. Это могут быть задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, недостающих в ряду фигуры (нахождение закономерностей, которые лежат в основе выбора этой фигуры) и другие.

III. Свободная самостоятельная деятельность самих детей. Этот блок также обеспечивает возможность развития ребенка, который свободно выбирает деятельность, соответствующую его способностям и интересам. При этом развивается творческая активность в различных видах деятельности (игре, конструировании, изобразительной деятельности и др.). Ребенок получает возможность самореализации: будучи хозяином вещей, действий, отношений, он чувствует самоуважение, познает себя. Функция воспитателя– создать разнообразную предметную среду, которая обеспечивает ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и способствующий его развитию.

Таким образом, формирование интеллекта у детей дошкольного возраста – это кропотливая, целенаправленная, комплексная деятельность воспитателя. Опыт полтавских ДОУ по гуманизации процесса обучения математике показал, что использование всех предложенных блоков обеспечивают высокий уровень развития детей, стимулируют стойкий интерес к математическому материалу, создает комфортный эмоциональный фон, способствует гуманному стилю общения воспитателей и детей.


Литература

1. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? / Ш.А. Амонашвили. – М. : Просвещение, 1996. – С. 46-47.

2. Богоявлинский Д.Н. Психология усвоения знаний в школе / Д.Н. Богоявлинский, Н.А. Минчинская. – М. : Просвещение, 1959. – С. 6-7.

3. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. – М. : Проспект, 2006. – 560 с.



4. Папи Ж. Дети и графы. Обучение детей дошкольного возраста математическим понятиям / Ж. Папи, Ф. Папи. – М. : Просвещение, 1974. – 320 с.

5. Шаталова Е.В. Загадка как средство формирования познавательной деятельности детей / Е.В. Шаталова // Воспитание и развитие дошкольника / Под ред. И.П. Прокопьева и П.Т. Фролова. – Москва-Белгород : Просвещение, 1995. – С. 121-130.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница