Технологии инклюзивной практики в обучении математике с применением икт в скоу для детей с нарушениями интеллекта



Скачать 50.41 Kb.
Дата26.06.2016
Размер50.41 Kb.
Веселов Андрей Николаевич,

учитель математики МБС(К)ОУОВОВЗ №38,

магистрант кафедры дефектологического образования ЧГУ

научный руководитель Денисова Ольга Александровна,

доктор педагогически наук, профессор

г. Череповец.



Технологии инклюзивной практики в обучении математике с применением ИКТ в СКОУ для детей с нарушениями интеллекта.
Константа всемирного, и в том числе Российского образования, на данный момент претерпевает множественные изменения в связи с гуманизацией идей и технической модернизацией ее компонентов. Нитевидный вектор мысли ученых, методистов, психологов, самих педагогов сплетается в один прочный канат совместных усилий по улучшении качества, а главное социальной адаптации всех людей имеющих те или иные нарушения развития. Процесс инклюзивного образования достаточно широко рассмотрен на многочисленных конференциях различного уровня («Инклюзивное образование: методология, практика и технология» г. Москва, 20-22 июня 2011 г., «Интеграция и инклюзия: проблемы, поиски, решения». г. Саранск 11 апреля 2013. и др.) и в трудах таких специалистов как: Малафеев Н.Н и др., но зачастую он (процесс инклюзии) освещается несколько однобоко. Виденье исторического процесса через современную действительность конечно приносит свои результаты: адаптация окружающей среды, создаются инклюзивные классы, группы в массовых школах и т.д. В свою очередь, одну из главных проблем многие специалисты обходят стороной. В соответствии с законом об образовании люди с особыми образовательными потребностями (ООП) имеют на государственном уровне обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека, что несомненно влечет за собой не только перестройку учебного процесса в целом, но и его технологического компонента [5]. Не секрет, что выпускники многих специальных коррекционно-образовательных учреждений (СКОУ) попадают в группу риска, как люди не сумевшие социально адаптироваться. У этого прецедента имеется много причин, но основной - низкая социальная адаптация. В нашем понимании социум - особая система, имеющая как осмысленно фиксированную, так и абсолютно абстрагированную конструкционную «схему», требующую глубокого ментального осмысления от ее участника.

На период обучения в СКОУ обучающимся предлагаться для изучения ряд предметов из общеобразовательного курса (математика, русский язык, чтение, география и т.д.), один предмет специального (социального) назначения (социально - бытовая ориентировка СБО), и один предмет имеющий функцию профильного (труд, в последствии профессионально-трудовое обучение). Задача всех предметов расширить имеющиеся представления об окружающем мире, а у профильных предметов, таких как «русский язык» и «математика», еще и научиться по мере своих возможностей систематизировать, обрабатывать и генерировать информацию. Все это приводит к противоречию в корневой структуре обучения, между наличием особенностей в гностической стороне мышления у людей с интеллектуальными нарушениями, что прежде всего связано с локационными поражениями коры головного мозга органического генеза, и крайним размытым информационным облаком, куда погружается обучающийся, требующее конкретных решений. На данном противоречии основана методика обучения математике лиц с интеллектуальными нарушениями [4]. Ее «месседж»: через частные понятия с помощью наглядных вспомогательных средств вывести обучающегося на новый, объективный уровень мышления. Существующая многозначная вариативность данных средств в виде схем, таблиц, графиков, картинно - схематичной линейке изображений, безусловно положительна и неотъемлема в процессе обучения, но отдельным этапом в реализации наглядности служит применение компьютерных технологий, как последнего этапа эволюции ТСО. Многие специалисты такие как: Ю.Б. Зеленская, З.М. Кордун, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина, О.Н. Лизунов, JI.P. Лизунова, Т.В. Пелымская, Б.П. Пузанов, З.А. Репина, И.В. Роберт, Речицкая Е.Г., Речицкий И.В., Ю.И. Сакулина, Т.В. Шевырева, Н.Д. Шматко, выделяют ИКТ, как прогрессивный этап развития наглядности не только объединяющий, но и отличающийся уникальными преимуществами процесс. Возможности динамического представления информации, ее озвучивание, а самое главное создание ситуационной обстановки, выводит учителя, использующего компьютер в обучении, на новый актуальный уровень не только педагогического мастерства, но и дают возможности реализовать комптентностный подход в обучении. Максимальная простота в использовании программ Flash Player, Microsoft PowerPoint, позволяет создавать уроки и презентации на темы: «Покупки в магазине», «Домашние дела», «Ремонт», где обучающийся способен узнать окружающую его реальную обстановку и решать в ней поставленные задачи обучения. Здесь он не только реализует навык практического применения, но и погружается в инклюзивною образовательную среду. Полноценно реализующиеся вопросы наглядности, практичности полученных знаний и вариативность их непосредственного мгновенного применения, в крайней степени мотивируют учеников посредством приобретения жизненно необходимых компетенций. Особенно важным моментом данного подхода можно считать реализацию междисциплинарного подхода. Трудовое обучение, СБО, география, русский язык и любой предмет из программного цикла СКОУ, может быть напрямую или косвенно проходить через такой интерактивный урок математики, давая возможность переноса полученных знаний и подкрепление ранее изученного на других предметах. Первостепенная роль компьютерных технологий - способность в виртуальном пространстве воссоздать реальные проблемы, которые могу встретиться обучающимся, и в игровой форме предоставить им возможность решения, что отражает всесторонний процесс включения и социализации воспитанников.

Созданное инклюзивное образовательное пространство в процессе обучения при помощи ИКТ:



  • Позволяет, мотивирует и объединяет учеников в процессе обучения предмету;

  • Соответствует заявленным требованиям к уровню образовательных потребностей;

  • Дает возможность апробации академических знаний в реальности, повышая свой компетентностный подход;

  • Дает возможность создавать чувственный прототип социальных связей, которые могут встретиться им при самостоятельной жизни в современном обществе.

Литература




  1. Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И.Кукушкина, Е.Л. Гончарова. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. Альманах ИКП РАО. -2012.-№12: [электронный ресурс]: URL: http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-13/edinaja-koncepcija-specialnogo-federalnogo-gosudarstvennogo (дата обращения 21. 11. 2013)

  2. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.

  3. Сергеев  И .С., Блинов В. И .  Как   реализовать   компетентностный   подход   на   уроке   и   во   внеурочной   деятельности: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. – 132 с.

  4. Перова М.Н   Методика   преподавания   математики  в специальной ( коррекционной )  школе  VIII вида — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

  5. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273 // ФЗ Сайт «Российская газета» федеральный выпуск № 5976: [электронный ресурс]: URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie dok.html (дата обращения 23. 11. 2013)


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница