Технологии в обучении дошкольников основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению



Скачать 444.3 Kb.
страница1/3
Дата01.05.2016
Размер444.3 Kb.
  1   2   3
Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)







УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ДН(М).В.4.1
ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

050700.62 – Педагогика

Профиль: Технологии подготовки специалиста дошкольного образования

Утверждено на заседании кафедры

социальной педагогики,

дошкольного и начального образования

психолого-педагогического института

протокол № 11 от 29.06. 2012 г.

Зав. кафедрой_______ А.А.Смага


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины

1.1. Автор программы: А.В. Белошистая, д.п.н., профессор

1.2. Рецензенты: А.А. Смага, к.п.н., доцент

Е.Н. Лебедева, зав. дошкольным отделением МПК


1.3. Пояснительная записка
Изменившийся уровень образования подрастающего поколения, несомненно, оказывает влияние на организацию обучения и воспитания детей в ДОУ. Часто для этого используются нетрадиционные методы и приемы, что положительно влияет на характер формирования личности ребенка.

Освоение методики новых технологий в процессе изучения содержания курса позволит будущему педагогу понять закономерности организации целостного педагогического процесса. Использование нетрадиционных заданий, упражнений, развивающих методик даст возможность творчески, от простого к сложному решать задачи развития ребенка.



Цель курса направлена на ознакомление студентов с новыми технологиями, т.е., «искусством учить по-новому», его методами, формами на современном этапе развития общества.

Содержание курса основывается на знаниях, которые студенты получили при изучении психолого-педагогических дисциплин. Курс призван решить следующие задачи:



  • сформировать у студентов научное понимание основных проблем, связанных с использованием новых технологий в обучении и воспитании дошкольников;

  • повысить теоретические знания студентов в области вариативности программ воспитания и обучения в ДОУ;

  • развить у студентов практические умения использования технологий в обучении дошкольников.

После изучения данного курса студенты должны знать:

- суть и содержание новых технологий: личностно-ориентированного подхода, витагенного образования с голографическим подходом, ТРИЗ;

- методику организации и внедрения данных технологий в практику деятельности.

А также должны уметь:

- творчески нестандартно решать задачи обучения дошкольников;

- осуществлять нетрадиционный подход в организации и проведении воспитательно-образовательных мероприятий в ДОУ.

Теоретический курс включает лекции, практические занятия по темам, которые составлены так, чтобы студенты смогли подтвердить знания теории практическими умениями.

Структура программы представлена пояснительной запиской, примерным распределением часов по темам, тематикой занятий; предлагаются формы и виды изучения материала, самостоятельной работы студентов, дается список литературы к каждой теме, вопросы к экзамену и глоссарий.



1.4. Извлечение из ГОС ВПО
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы по специальности

4


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля


Трудо-

ем-кость



Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

срс


1

050700.62 – Педагогика

Профиль: Технологии подготовки специалиста дошкольного образования




3

6

100

14

6

8




86

Зачет

1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)
Примерное распределение учебного времени


№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего ауд.

ЛК

ПР

СМ

I. Инновационные педагогические системы и технологии обучения дошкольников

1

1




20

I.1.
I.2.

Понятие и сущность педагогической системы и педагогической технологии.

Современные подходы к технологии активного обучения и воспитания дошкольников



1

1


1

2





П. Технология личностно-ориентированного подхода

3

1

2

20

П.1.

П.2.


Отечественная педагогика о значимости личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.

Содержание, сущность технологии личностно-ориентированного подхода обучения дошкольников в ДОУ



1
3

1
1

2





III. Технология витагенного образования дошкольников

4

2

2

20

III. 1.

III.2.


Витагенное образование с голографическим подходом в ДОУ как основа формирования творческого потенциала детей.

Основные направления педагогической деятельности по содержанию витагенной технологии



2

1


1

1

1





Раздел IV. ТРИЗ – технология

3

1

2

26

IV. 1
IV.2.
IV.3.

Исходное положение технологии ТРИЗ
Содержание, задачи ТРИЗ.
Инструменты и методы ТРИЗ.

1
1
1


1

1
1





Всего часов

14

6

8

86

1.6.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел I. Инновационные педагогические системы и технологии обучения дошкольников.
Тема I.1. Понятие и сущность педагогической системы и педагогической технологии.
Основные категории: «техника педагогическая», «технология», «педагогическая система», «педагогическая технология».

Возникновение педагогической технологии, ее значение в решении задач воспитания, обучения и развития ребенка.

Классификация педагогических систем, Вариативность технологий и систем воспитания и обучения дошкольников.

Тема I.2. Современные подходы к технологии активного обучения и воспитания дошкольников


Сущность понятия «активное обучение», его актуальность на современном этапе в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Методы технологии активного обучения, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.



Раздел П. Технология личностно-ориентированного подхода
Тема П.1. Отечественная педагогика о значимости личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.
Идея личностно-ориентированного подхода к детям, реализованная в деятельности В.А. Сухомлинского и Ш.А. Амонашвили.

Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, И.Я. Лернера и др.

Педагогика сотрудничества: Ш.А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, Е.И. Ильин.
Тема П.2. Содержание, сущность технологии личностно-ориентированного подхода обучения дошкольников в ДОУ
Механизм осуществления технологии личностно-ориентированного подхода в обучении детей.

Построение образовательного пространства посредством разговорных диалогов.

Организация разнообразных форм жизнедеятельности ребенка с учетом зоны ближайшего развития.

Организация разных вариантов развития, обучения, воспитания дошкольников (культурологическая концепция, экономическое воспитание, индивидуально-ориентированное обучение и др.).



Раздел III. Технология витагенного образования дошкольников
Тема III.1 Витагенное образование с голографическим подходом в ДОУ как основа формирования творческого потенциала детей.
Основные понятия: «творчество», «творческое развитие», «творческий потенциал», «витагенное образование».

Технология витагенного образования с голографическим подходом – опора на жизненный опыт детей, средство формирования нового отношения к детям, их равноправное участие в образовательном процессе.


Тема III.2 Основные направления педагогической деятельности по содержанию витагенной технологии
Суть педагогического взаимодействия воспитателя и детей в процессе обучения по данной технологии.

А.С. Белкин о специфических приемах формирования, необходимых потребностей в знаниях детьми. Использование опыта детей и взрослых в формировании интимно-личностных основ взаимодействия.


Раздел IV. ТРИЗ – технология
Тема IV.1. Исходное положение технологии ТРИЗ.
Сущность понятий: «технология», «ТРИЗ».

Создание, развитие, распространение ТРИЗ-технологии.

Содержание, основная идея, возможности ТРИЗ в развитии творческих способностей детей.

Тема IV.2. Содержание, задачи ТРИЗ.


Научные основы ТРИЗ. Цель «ТРИЗ + Педагогика».

Отличие данной технологии от средств проблемного обучения. Содержание, достоинства, гуманистический характер «ТРИЗ + педагогика»

Тема IV.3 Инструменты и методы ТРИЗ.
Сущность, функции, компоненты инструментов ТРИЗ: - вепольный анализ; - АРИЗ; -ММЧ.

Методы ТРИЗ их характеристика: морфологического анализа, фокальных объектов, мозговой штурм, системный оператор, синектики, гирлянд и ассоциаций.


1.6.3. Темы для самостоятельного изучения




п/п


Наименование

раздела


дисциплины, темы

Форма

самостоятельной

работы


Коли-

чество


часов


Форма

контроля


выполнения

самостоятель-

ной работы


Инновационные педагогические системы и технологии обучения дошкольников.

8




1.1

Понятие и сущность педагогической системы и педагогической технологии.

  1. Выписать определение основных понятий: «педагогическая система», «технология», «педагогическая технология», «техника педагогическая».

  2. Составить библиографический список современных работ по проблеме, дать устную аннотацию на одну из работ.




4

Выписки

Библиографичес

кий список


1.2.

Современные подходы к технологии активного обучения и воспитания дошкольников

  1. Подготовить мини-рефераты по 1 и 2 вопросам для обсуждения.

  2. Разработать содержание проблемной ситуации, стимулирующей познавательную деятельность дошкольников




4

Защита рефератов

Обсуждение проблемной ситуации



Технология личностно-ориентированного подхода

12




II.1

Отечественная педагогика о значимости личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.


  1. Разработать микро-выступление по теме «Сущность технологии личностно-ориентированного подхода в обучении дошкольников».

  2. Подготовить презентацию одного из направлений технологии личностно-ориентированного подхода в обучении дошкольников (Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, В.В. Давыдов, Е.И. Ильин и др.)




6

Устные

комментарии

Презентация


II.2.

Содержание, сущность технологии личностно-ориентированного подхода обучения дошкольников в ДОУ

  1. Разработать конспект занятия для любой возрастной группы ДОУ с учетом технологии личностно-ориентированного подхода в обучении дошкольников.

  2. Подготовить сообщение по теоретическим основам культурологической концепции, экономическому воспитанию, индивидуально-ориентированному обучению и др.).




6

Защита конспектов

Выступление с сообщением



Технология витагенного образования дошкольников

12




III.1

Витагенное образование с голографическим подходом в ДОУ как основа формирования творческого потенциала детей.

  1. Составить таблицу психолого-педагогических подходов к основным понятиям: «творчество», «творческое развитие», «творческий потенциал», «витагенное образование».

  2. Составить конспект наблюдения за сезонными изменениями природы для любой возрастной группы с учетом витагенной технологии.




6

Представление таблицы

Защита конспектов



Ш.2.

Основные направления педагогической деятельности по содержанию витагенной технологии



  1. Подготовить библиографический список литературы по теме практического занятия. Дать устный комментарий на одну из работ.

  2. Разработать конспект занятия с учетом витогенной технологии для любой возрастной группы дошкольников.




6

Библиографический список

Защита конспектов



ТРИЗ – технология

18




IV.1

История создания,

распространения

ТРИЗ.


  1. Разработать конспект занятия по технологии ТРИЗ для любой
    возрастной группы детей дошкольного возраста, провести его в
    аудитории.

  2. Составить библиографию по теме занятия.




6

Конспекты

Библиографический список



IV.2

«ТРИЗ +

Педагогика»



  1. Подготовить аннотацию на работу Богат Т. Триз в детском саду.



  1. Сделать выписки из работы: Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию РИЗ. Москва, 1991.




6

Аннотация

Устный


комментарий

IV.3

Инструменты и

Методы ТРИЗ



  1. Подготовить письменное сообщение по теме «Инструменты ТРИЗ».

  2. Подготовить конспект занятия для любой возрастной группы ДОУ с использованием одного из методов ТРИЗ.




6

Обсуждение сообщений
Защита конспектов




Всего




50




1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по курсу «Технологии в обучении дошкольников»
Тема 1. Инновационные педагогические системы и технологии обучения дошкольников.
План.
1. Понятие и сущность педагогической системы

2. Педагогическая технология – как инновационная система.

Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Основные понятия: «педагогическая система», «технология», «педагогическая технология», «техника педагогическая».

  2. Инновационный характер педагогической системы и педагогической технологии.

  3. Вариативность, своеобразие, специфика современных педагогических технологий обучения дошкольников.

Задания для самостоятельной работы:


    1. Используя словари по педагогике, психологии, философии, выписать определение основных понятий: «педагогическая система», «технология», «педагогическая технология», «техника педагогическая».

    2. Составить библиографический список современных работ по проблеме, дать устную аннотацию на одну из работ.

Основная литература:



  1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. – М., 2007.

  2. История педагогической технологии. – М., 1992.

  3. Педагогический словарь. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000.

Дополнительная литература:




  1. Актуальные проблемы дошкольного образования: Сб. научн.тр. Магнитогорск, 2003.

  2. Безрукова В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации: Сб. научн.тр. Свердловск, 1990.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница