Телекоммуникационные проекты как способ достижения метапредметных результатов образования в формате фгос ООО



Скачать 80.49 Kb.
Дата26.06.2016
Размер80.49 Kb.


Ершова Светлана Симоновна

учитель географии МОУ «Голузинская СОШ»




Телекоммуникационные проекты как способ достижения метапредметных результатов образования

в формате ФГОС ООО





Вологодская обл., Великоустюгский район,
п. Новатор, ул. Советская, д. 42

2014

«Думать вместе и действовать сообща»

Н. Н. Моисеев

В требованиях Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) целями обучения современного школьника определены не только формирование системы общенаучных знаний, навыков и умений, но и личностные, предметные и метапредметные результаты образования человека. Возникают закономерные вопросы: как метапредметные результаты связаны с предметными и личностными, как учителю обеспечить формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных результатов при изучении учебных предметов, как научить детей учиться, развивая у них навыки самообучения, саморегуляции, самоорганизации.

«Мета» – означает «стоящее за». Метапредметность характеризуется как выход за предметы, но не уход от них, это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и не может быть оторвано от предметности. Идея метапредметности известна с времен Аристотеля как необходимое условие эвристического обучения – обучения, при котором знания не передаются, а рождаются в собственной деятельности, в формировании и развитии познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Необходимо предоставить возможность ученику творить, делать открытия, самостоятельно приобретать новые знания и практические умения, управлять своей познавательной деятельностью. Любой образовательный результат – продукт деятельности личности, значит, личностный результат.

Современному человеку необходимы умение организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками, определение ее цели и задач, выбор средств реализации, оценки достигнутых результатов и применение их на практике; проведение самостоятельного поиска, анализа, отбора информации, ее преобразование, сохранение, передача и презентация с помощью технических средств и информационных технологий; взаимодействие с людьми, умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Если рассматривать эти качества через призму ФГОС ООО, то, очевидно, что речь идет о личностных и метапредметных результатах обучения.

Ни для кого не секрет, что вырастает новое поколение людей, которые привыкли быть в Сети и воспринимают ее, как естественное качество жизни. Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, далеко выходящих за объем школьного учебника, располагает современными технологиями обработки этой информации. Значит, это просто необходимо использовать при организации внеурочной и урочной деятельности. Организация проектной деятельности, которая подразумевает удаленное взаимодействие детей из разных уголков страны, совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата – это и есть сетевой (телекоммуникационный) проект. В процессе работы над ним совершенствуются способности к организации своей деятельности, основы умения учиться, умения создавать что-то новое, интересное, играть в умные игры, общаться со сверстниками. Работа в Сети осмысленна и активна.

В 2012 году Федеральный сетевой геопроект «День Земли» на сайте «Электронные образовательные ресурсы» Сетевых образовательных сообществ «Открытый класс» (http://www.openclass.ru/) привлек наше внимание тем, что предлагал объединить исследовательскую работу и использование социальных сервисов web – 2. Команда «Кристалл» из обучающихся 8 – 10 классов получилась дружной, творчески настроенной.

 Бренд – визитку, с включенными в нее вопросами краеведческой викторины, выполняли в сервисе Photopeach.com, используя его технические возможности, а аватарки всех участников и руководителя – в сервисах http://avatar.pho.to/ru и Voki.com. 

«Наша Земля – голубая планета, воздухом свежим и солнцем одета. Вы не найдёте чудесней на свете нашей прекрасной и доброй планеты!»так началось для нас выполнение следующего задания, предлагающего создать карту «Уникальность планеты Земля», используя картографический сервис https://maps.google.ru/(Карты Гугл). Для совместного сетевого редактирования каждый создал свой аккаунт gmail. Карту разместили на командной wiki – странице с использованием HTML – кода. Наша карта отличалась от других тем, что она была не просто картой об уникальности Земли, она была тематически единой – это отметили все участники проекта.



А вы знаете, что такое флэшмоб? Это массовая акция, в которой группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные и спланированные действия, а затем расходится. Флешмоб на экологическую тему, фоторепортаж, видеорепортаж с элементами интервьюирования и размещение его на на видеохостинге You Tube – следующий этап проекта. Первая мысль, что ничего не получится, очень скоро была забыта. Экологический рейд и урок из будущего, в котором, из – за экологических проблем, люди живут только в противогазах, проведены. Заветные слова: «Земля! Солнце! Мир! Жизнь!» - прозвучали. Презентация результатов в сервисе Prezi.com представлена на командной странице.

Задания «О, сколько нам открытий чудных...» и «Рециклинг» потребовали поиска информации на сайтах Интернета и в других источниках, анализа ее, отбора, преобразования, обобщения и правильного оформления.



Благодаря методикам Международного фонда дикой природы http://www.wwf.ru/footprint/calculator; http://jalajalg.positium.ee/?lang=RU, мы рассчитали свой «Экологический след» и увидели его в виде графических файлов каждого из участников команды.

При помощи http://www.wwf.ru/ и http://cards.yandex.ru/ создали и отправили экологические открытки на электронные адреса участников геопроекта. Составили сценарий «Зеленого праздника» и презентовали его с использованием Prezi.com. Необходимо сказать, что атмосфера, в которой происходило сетевое общение ребят, руководителей, организаторов проекта, была дружелюбной, основанной на взаимопонимании.

 Итоги проекта: мы узнали много нового, освоили незнакомые сервисы, учились сетевому общению, познакомились с участниками из разных уголков нашей огромной страны, попробовали себя в роли сценаристов, артистов, менеджеров, исследователей, фоторепортеров. Ребята вынесли из проекта то, что им обязательно пригодится в дальнейшей учебе. Ни один из них не пожалел о затраченных усилиях. Дипломы I степени стали подтверждением новых знаний, умений! Продукты геопроекта размещены на социальных сервисах Интернет, открыты к использованию и готовы для проведения мероприятий природоохранной направленности.

2012 – 2013 учебный год: мы, участники Всероссийского сетевого конкурса декоративно – прикладного искусства «Подарочки для любимой мамочки», а затем и Межрегионального сетевого творческого конкурса «Идет волшебница зима», учились создавать индивидуальные wiki – страницы и размещать на них фотоальбомы своих творческих работ. Результаты: сертификаты Национального фонда подготовки кадров (НФПК), сертификаты «ЭКО – НН», дипломы II степени.

II Межрегиональный сетевой краеведческий конкурс: «Люблю тебя, мой край родной» - дипломы I, III степени.

Всероссийский дистанционный конкурс «Зеленая планета» на портале профессионального сообщества педагогов «Методисты»:  номинации «Проект» и «Экологический видеоролик». У нас сертификаты участников.

2013 – 14 учебный год: команда «Кристалл» уже в измененном составе приняла участие в сетевом проекте «В мире природы» по произведению природоведческого характера на методическом портале учителя «Методсовет». В основе нашего подпроекта – рассказ В. П. Астафьева «Белогрудка». Проект состоял из нескольких этапов: поиск информации об авторе, составление кроссворда, викторины по произведению, исследование животного или растения – героя выбранного произведения, создание облака слов или синквейна по произведению. Анализ, оценка поступков героев, собственное мнение о роли природы в жизни человека и человека в природе – все должно было быть кратким и логичным. Творческий этап включал рисунки участников. Результат: дипломы I степени и умение работать с программами Homacosoft Crossword Creator, Windows Movie Maker и сервисами imagechef.com/; avatar.pho.to/ru/.

Мастер-класс «Мы на карте Google» на портале профессионального сообщества педагогов  «Методисты» проводился для учащихся по развитию метапредметных умений  и овладению сервисами Интернета, необходимыми  для проектной деятельности. МК был связан со «Сказочной картой России». Визитка команды с помощью сервиса Playcast, регистрация ее на https://docs.google.com, создание флаера на сайте https://www.smore.com/app  со сказочным героем своего города, отметка на карте Google, с вставленной в метку ссылкой  на флаер. Название нашего флаера, естественно, «Великий Устюг – родина Деда Мороза». Результат: дипломы III степени.

Итак, участие в сетевых проектах дает возможность учиться познавать мир, используя различные источники информации (познавательные результаты); ставить проблемы, искать, находить решения, корректировать их (регулятивные результаты), взаимодействовать с другими людьми на основе толерантности, учиться безопасной работе в Интернете (коммуникативные результаты). Это просто здорово, что дети из разных уголков России могут общаться по-деловому, осваивая сетевой этикет. Сетевые проекты – прекрасный способ организации внеурочной деятельности по любому школьному предмету, способ формирования и достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.



Литература

1. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. – № 2. – С. 3-10.

2. Метапредметные функции образовательных компетенций // Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 140-144.

Сайт - http://www.khutorskoy.ru/books/2007/osnovy_obuchenija/



3. Моисеев Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – Электронная библиотека Грамотей. http://www.gramotey.com/?open_file=1269029005#TOC_idm139931408065776




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница