Тема введение в историю экономики



страница1/6
Дата30.04.2016
Размер0.66 Mb.
  1   2   3   4   5   6
ТЕКСТ ЛЕКЦИЙ ПО КУСУ «История экономики»
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИКИ.

  1. Предмет истории экономики.

Почему одни страны богатые, а другие бедные ? Этот на первый взгляд простой вопрос имеет непосредственное отношение к одной из наиболее сложных проблем современности, связанной с неравномерностью экономического развития. Неравномерность экономического развития явилась причиной того, что в истории имели место революции и государственные перевороты; того, что тоталитарные правительства и военные диктатуры лишали целые нации политической свободы, а каждого отдельного человека его личной свободы, а зачастую и жизни. Миллроны умерли без какой либо необходимости от голода, недоедания, болезней, но не потому, что еда или другие ресурсы были недоступны, а потому что они не могли быть предоставлены тем, кто в них нуждался. Разрыв в доходах между сравнительно небольшим числом зажиточных государств и подавляющим большинством бедных государств не только сохраняется, но и становится больше год от года.

Ситуация может показаться парадоксальной. Если некоторые страны богатые, а другие нет, то почему бы бедным не попробовать применять те же методы и политики, которые сделали богатые страны богатыми? В действительности такие попытки имели место, но без особого успеха. Проблема оказывается намного сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Во-первых, не существует единого мнения по поводу того, какие факторы сыграли основную роль в росте доходов в богатых странах. Во-вторых, даже если существовала общая точка зрения на эту проблему, вряд ли можно было утверждать, что те же методы и политики дали бы те же результаты, будучи примененныеми в других географических, культурных, экономических и исторических условияъ, соответствующих настоящему положения бедных стран.

Существует несколько подходов к изучению истории экономики – к счастью они не взаимоисключающие. Исторический анализ может сфокусироваться, в отличие от других подходов, на истоках существующих в настоящий момент, отражающих неравномерный уровень развития стран. Конечно даже правильная диагностика истоков проблемы сама по себе не может гарантировать эффективное ее решение, но без такой диагностики можно вряд ли надеется, что эта проблема будет вообще решена. Во-вторых, фокусируя внимание исследователя на примерах роста и спада из прошлого, исторический подход изолирует сами фундаментальные основы экономического развития от вопросов, связанных с эффективностью или желательностью применения той или иной политики для решения текущих экономических проблем. Другими словами, обращение к историческому анализу помогает сохранить объективность и ясность мысли.

Государственные деятели при формировании государственной политики, зачастую недостаточно серьезно относятся к потенциалу исторического подхода, объясняя это тем, что современная ситуация уникальна и поэтому результаты исторического анализа вряд ли могут быть полезны для решения текущих проблем. Подобное отношение к историческому подходу есть пример двойного заблуждения. Во –первых, те, кто ничего не знают о прошлом, не способны делать о нем какре-либо обобщения. Во-вторых, подобное отношение косвенно отрицает единообразие природы, включая человеческое поведение и поведение социальных институтов – предпосылка на которой базируется все научное исследование. Подобные взгляды объясняют то, насколько просто, без исторической перспективы, перепутать симптомы проблемы с ее причинами.

Существует много причин для того, чтобы изучать историю экономики для решения конкретных современных практических проблем. Исследуя развитие человеческой цивилизации с древнейших времен до наших дней большое внимание уделено «урокам истории». Несмотря на то, что некоторые историки считают, что их задача состоит в том, чтобы позволить «фактам говорить за себя», все же «факты» лишь являются ответами на конкретные вопросы, поставленные исследователем. Но перед тем как мы перейдем непосредственно к историческому повествованию, необходимо определить, что же конкретно является предметом изучения истории экономики.

Предметом истории экономики является изучение процесса исторического развития конкретных форм общественного производства на примере отдельных стран в различные эпохи. История экономики относится к числу общеобразовательных дисциплин и способствует созданию основы для более глубокого усвоения курсов экономической теории, мировой экономики, экономики зарубежных стран и истории экономических учений.

Экономическая история выделилась в самостоятельную науку во второй половине Х1Х-ХХ вв. Структурно в истории экономики можно выделить три части:



  1. экономическую историю отдельных стран и регионов;

  2. историю народного хозяйства;

  3. историю экономической мысли.

Изучение истории экономики не сводится к чисто механическому запоминанию событий. Выделение и изучение тех или иных фактов и дат, осуществляется потому, что они представляют собой наиболее важные вехи глобального экономического развития.

2. Методы экономического и исторического исследования используются историей экономики?

В арсенале методов, которыми пользуется история экономики, присутствуют как общенаучные методы познания: диалектический,логический, описательный, так и специальные: исторические, экономические, математические и др.

Источниками данных об экономическом развитии могут служить:


  • архиологические раскопки;

  • данные переписи населения;

  • тексты сохранившихся в архивах рукописей, постановлений, законов:

  • результаты научных исследований выдающихся ученых историков и экономистов:

  • статистические данные наблюдений, характеризующие динамику экономического развития отдельных отраслей и стран мира:

  • результаты проведения экономических реформ в различных странах на определенных этапах экономического развития и др.

3.Связь истории экономики с другими экономическими и историческими дисциплинами;

История экономики тесно связана с экномическими и с историческими дисциплинами, однако она имеет свой собственный предмет изучения. История экономики – наука пограничная, она находится на стыке двух дисциплин, истории и экономики. Однако, исторические дисциплины не придают большого значения экономическим законам, а экономические, в свою очередь, примерно также относятся к истории. История, как научная дисциплина, преимущественно изучает хронология важнейших событий, а также пытается выявить причинно - следственные связи между этими событиями. Экономика, как наука, изучает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также отношения между людьми, возникающие в процесс производства. История же экономики изучает экономическое развитие в исторической перспективе.



  1. Функции и задачи истории экономики.

Среди функций истории экономики необходимо рассмотреть такие как:

  • мировоззреческую

  • познавательную

  • прогностическую

  • культурную

  • практическую

Задачи курса история экономики сводятся кследующему :

  1. рассмотрение эволюции форм общественного производства;

  2. изучение экономического развития стран и регионов в различные периоды времени;

  3. анализ альтернативности развития экономики;

  4. аккумуляция хозяйственного опыта и определение направлений экономического развития.

5. Проблемы периодизации истории экономики, формационный , цивилизационный и другие подходы к ее изучению

Существуют различные точки зрения на понимание исторического процесса. Одна из них проводит идею универсальности историчяеских закономерностей и основных этапов, через которые прошло человечество в своем развитии. Другой подход отрицает закономерности в историческом развитии различных стран и регионов. Существует великое множество подходов к периодизации истории экономического развития, т.е. к делению истории экономики на отдельные периоды. Признавая за каждой из научных школ право на периодизацию, история экономики собирает, описывает и систематизирует исторические факты, события, явления экономической жизни, а затем объединяет их в единую картину хозяйственного развития и выводит общие закономерности, которые подтверждают, что законы экономического развития имеют форму проявления в виде общей тенденции.

В зависимости от того, что именно берется за основу периодизации, следует выделить следующие основные критерии:


  • формационный подход

  • цивилизационный подход

  • классовая структура общества

  • развитие обмена

  • технологический подход.

Количество вариантов каждого из этих подходов за счет комбинирования основ классификации может быть достаточно много, поскольку реальная экономика представляет большое многообразие элементов в общей картине человеческой жизнедеятельности.

Формационный подход выдержал множество проверок и критики, данная концепция является методологически добротно сработной периодизацией история экономики, которая дает возможность исследовать социально-экономический прогресс на глобальном уровне. Для анализа истории развития человеческого общества и понимания материальных и социальных источников прогресса формационный подход может использоваться, однако для характеристики современной структуры мирового хозяйтсва, формационный подход неприемлем.

Цивилизационный подход имеет свою солидную научную аргументацию и большое число стронников, которые рассматривают исторический процесс, как смену цивилизаций.
Тема 2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО, РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО И ФЕОДАЛЬНОГО СПОСОБОВ ПРОИЗВОДСТВА.



  1. Наследство оставленное человечеству первобытной экономикой

В целом эпоха существования первобытной экономики характеризуется очень низким уровнем развития производительным сил, крайне медленным их совершенствованием, коллективным характером присвоения готовых продуктов природы и результатов производства, отсутствием эксплуатации классового деления, отсутсвием государства.

Главным результатом развития первобытнообщинного производства стал переход от присваивающего характера ведения хозяйства к производящему.



2. Известные варианты развития рабовладельческих государств.

Рабство является исторически первой грубой физической формой эксплуатации человека. Рабовладельческий тип производства просуществовал около четырех тысячелетий в странах Ближнего, Среднего и Дальнего Востока и Средиземноморья.

История человечества знает две модели развития рабовладельческой экономики: азиатскую (древневосточную) и античную (Греция и Рим). Можно выделить следующие основные черты:


  • собственность рабовладельцев на средства производства и на рабов;

  • грубый принудительный характер труда, основанный на внеэкономической эксплуатации;

  • закрепление разделения труда между промышленностью и земледелием и другие.

3. Основные черты азиатского способа производства.

Азиатская система впервые сложилась в странах древней Азии и древней Африки ( Египет, Вавилон, Ассирия, Персия, Индия, Китай), а также в ряде стран Латинской Америки ( государства ацтеков, инков, майя и некоторые другие).

Азиатская система выражала более высокий уровень развития производительных сил, нежели первобытнообщинная. Здесь повсеместно использовались металические орудия труда, появились мельницы, ирригационные сооружения, каналы, дамбы, водохранилища. Получило распространение садоводство, огородничество, строительное и военное дело, возникли деньги, торговля. Выделились купцы, ростовщики. Зародилась астрономия, математика, философия. Возникло государство.

Главной отраслью общественного производства было сельское хозяйство. Важнейшей отличительной особенностью азиатской системы было то, что земля находилась в государственной собственности, которая тесно переплеталась с частной собственностью господствующего класса (светская военная и религиозная аристократия). Господствующий класс совпадал с госапаратом. Прибавочный продукт созданный трудом крестьян – членов общины поступал госаппарату и распределялся в соответствии с занимаемыми местами в административной иерархии. Данную систему называют политарной ( от греческого “государство”). За общиной оставалось право пользования землей. Положение крестьян порою мало отличалось от положения рабов. Сложилась централизованная система управления общественным производством.

4. Античная система, античный полис, развитие торговля и ремесла.

Античная система достигла классической формы в 5-ом веке до н.э. в Древней Греции и Древнем Риме и просуществовала до 5 в н.э. Здесь рабство стало основой общественного строя. Все население делилось на свободных и рабов. Первые пользовались всеми гражданскими, имущественными и политическими правами. Последние были бесправны. Свободные люди делились на классы крупных землевладельцев (рабовладельцев) и класс мелких крестьян, ремесленников. Зажиточные слои последних, также использовали рабский труд. Интересы господствующего класса охраняло государство. Главной отраслью было сельское хозяйство. Каменные орудия уступили место металлическим. Развивались основы математики, физики, астрономии, медицины, истории, философии, литература, театральное искусство, архитектура,скульптура и т.п. Выросли города, появились деньги, рынки.

Античная система базировалась на частной собственности не только на средства производства, но и на рабов. Сущность данной системы составляла личная зависимость рабов от рабовладельцев.Существовало внеэкономическое принуждение к труду.Рабовладельческое производство было основано на простой кооперации рабов. В сельском хозяйстве основной хозяйственной единицей были латифундии ( поместья), а в ремесле – мастерские. В античном производстве существовало два уклада: рабовладельческий и мелкотоварный. Производство было преимущественно натуральным. Одной из особенностей античной системы было огромное отвлечение прибавочного продукта на непроизводительные нужды: сооружение пышных дворцов,храмов, проведение празднеств, игр прочих зрелищ. Лишь незначительная часть прибавочного продукта использовалась на расширение производства. В античном обществе наиболее интенсивно чем в азиатском развивались товарно-денежные отношения.

Античный полис - типичное поселение античности, представляющий городскую земледельческую общину. Население полиса – от нескольких сот до нескольких тысяч человек. Наиболее крупные: Рим, Афины, Александрия, Карфаген.

5. Причины разложения рабовладельческой экономики

В основе кризиса рабовладельческой системы были противоречия:



  • между принудительным рабским трудом и рабовладельческой собственностью;

  • между двумя видами хозяйств: крупных рабовладельческих и мелких, принадлежащих крестьянам и ремесленникам. Мелкие производители в борьбе с крупными разорялись.

Кризис рабовладения состоял в том, что основанное на рабском труде хозяйство латифиндий перестало приносить доход, так как непосредственный производитель не был заинтересован в результатах своего туда. В таких условиях стал невозможен технический прогресс. Приметивные средства производства ограничивали возможность роста производительности труда. В латифундиях наблюдалось всеобщее обнищание, упадок торговли, ремесла и искусства, сокращение населения,запустение городов, возврат земледелия к более низкому уровню. Кроме того рабство не решало проблему воспроизводства рабочей силы.

6. Экономическая сущность феодализма.

Феодализм – это система принудительной эксплуатации экономически полусамостоятельного, но юридически зависимого, т.е. крепостного крестьянина. Экономической основой феодального способа производства является монополия частной собственности феодалов на землю и неполная собственность на непосредственного производителя (крепостного крестьянина). Соединение работника со средствами производства осуществлялось с помощью грубой физической силы.

Основные признаки феодальной экономики:



  • господство натурального хозяйства;

  • наделение непосредственного производителя (крестьянина) средствами производства, и в первую очередь землей:

  • личная зависимость крестьянина от феодала (земледельца)т.е. внеэкономическое принуждение к труду;

  • низкое состояние техники производства.

Внеэкономическое принуждение к труду выступало в виде феодальной ренты(рента продуктами (натуральный оброк), отработочная рента (барщина, денежная рента ( денежный оброк)

7. Характеристика аграрного сектора и его роль в экономике феодального общества.

Хозяйство феодального способа производства было преимущественно натуральным. Преобладало зерновое производство. Подсечное и огневое земледелие постепенно уступало место трехполью ( озимые, яровые, пар). Повсеместно применялся тяжелый плуг, появилось стойловое содержание скота.

8.Периоды в развитии западноевропейского феодализма.

В наиболее классической форме смена рабовладельческого способа производства феодальным произошла на европейском континенте. К концу существования Римской империи объективной необходимостью стала замена раба, полностью незаинтересованного в своем труде, работником имеющим определенную заинтересованность в работе.

Феодализм в Западной Европе прошел несколько этапов, которые делятся на три периода: ранний феодализм (раннее средневековье) – с У в. до конца Х в. В этот период складывается крупное землевладение и просходит постепенное закрепощение свободных крестьян-общинников. Наиболее значительным ранним феодальным государством было государство франков. Период развитиго феодализма (расцвет средневековья) Х1 – ХУ вв. Полное развитие феодального производства в деревне и в городе. Формирование крупного централизованного государства. Время мощных крестьянских восстаний. Период позднего феодализма (позднее средневековье) – конец ХУ в. – середина ХУП в. – время разложения феодализма.

9. Формы организации ремесла феодальной экономике.

Главным занятием городского населения становится ремесло и торговля. Наиболее распространнеными отраслями являдлись: текстильная, плавка и обработка металлов, производство оружия. Характерной чертой средневекового ремесла стала его цеховая организация. Каждый цех объединял ремесленников одной профессии, специальности. Цех имел свой устав, свою выборную организацию старшин. Полноправными членами цехов были мастера. Кроме мастеров в цехе работали подмастерья и ученики. В цехах не было разделения труда. Для борьбы с конкуренцией в цехах все регламентировалось: объем производства, качество, цена, число подмастерьев и учеников, количество оборудования, сырья, продолжительность рабочего дня. Никто в городе не имел права заниматься тем или иным ремеслом если он не являлся членом соответствующего цеха. Цеховая регламентация вначале имела положительное значение, так как защищала ремесленников от конкуренции. Постепенно цехи стали тормозом в развитии общественного производства, искусственно сковывая развитие производительных сил.



10.Особенности феодального хозяйства во Франции, Англии, Германии, Японии и России.

В Странах Северной Европы (Россия, Германия) разложение первобытнообщинных отношений шло очень медленно. Рабство носило патриархальный домашний характер, что отличало его от классического рабовладения. Развитие феодализма в этих странах происходило преимущественно путем имущественной дифференциации общины. Преобладающей формой феодальной ренты поначалу был натуральный оброк ( на Руси- дань). Причиной отставания развития феодализма в Германии являлась политическая раздробленность и отсутствие единого централизованного государства. Немецкая деревны стала в основном феодальной в ХП в. В истории немецкого феодализма важное место занимает агрессия германских феодалов, направленная на захват земель западных словян. Немецким рыцарям удалось захватить всю Прибалтику, литовские земли, однако их продвижение на восток было остановлено русскими войсками, под предводительством Александра Невского. В 1242 г. в сражении, на льду Чудского озера, немецкие войска были разбиты (Ледовое побоище). В классической форме феодализм развивался во Франции. ВIХ-ХI веках основным звеном хозяйственного строя во Франции была синьория. Феодал имел свой отряд воинов, собирал налоги с населения, творил над ним суд, эксплуатировал крестьян. Владения синьоров становятся фактически самостоятельными государствами и почти теряют свою зависимость от королевской власти. Моноподлия собственности феодалов на землю становится почти неограниченной. Утверждается принцип “нет земли без синьора”. Существование свободного землевладения исключалось.. Во французской деревне насаждается система майоратов. Синьория (поместье) наследовалось целиком или на 2/3 только старшим сыном. Крепостные крестьяне – сервы, имели замельные наделы и несли в пользу феодалов разнообразные повинности. Сервы были юридически бесправны. Крупные фоедалы имелит право уголовного суда, могли даже казнить виновных. Особенно тяжелы были феодальные повинности крестьян. Крестьянин платил посевной оброк, сотоавляющий четверть урожая, одну десятую часть урожая забирала церковь. Монопольное владение дворян хозяйственными объектами (баналитет) заставляла крестьян молоть зерно лишь на господской мельнице, выпеккать хлеб только в господской печи, давить виноград господским прессом. За провоз хлеба и других продуктов через мосты, с крестьян взимался особый сбор в пользу помещиков. Крестьяне платили даже за скот, который поднимал пыль не дорогах. В то же время в каждой стране были свои особенности в развитии феодальной экономики.

Английское феодальное королевство возникло в IХ в. Феодальные отношения в Англии развивались медленнее чем во Франции. Массовая конфискация земель в пользу пришедших, после завоевания Англии нормандских и французских феодалов привела к росту крупного земледелия и закрепощения крестьян. Основной хозяйственной единицей в Англии стало поместье с крепостным трудом – манор. В ХП-ХШ в. 80 % хозяйств в Англии были манорными. Зависимые крестьяне были представлены двуми основными группаами: вилланы – крепостные члены сельских общин с земельным наделом до 30 акров, с собственным инвентарем и рабочим скотом; коотеры – крестьяне с малоенькими участками земли или совсем без земли (их численность составляла 35% от общего числа крепостных). Коттеры работали на барщине, используя господский скот и инвентарь. В ХII – ХIII вв. в Англии сохранилось и свободное крестянство – фригольдеры – но они были немногочисленны. В связи с возросшим спросом на шерсть барщина была заменеа оброком шерстью. В ХV в. главной фигурой английской деревни стал копигольдер –держатель земли по копии (документу, находящемуся в местной церкви). Копигольдер освобождался от личной крепостной зависимости и переводился на оброк, как натуральный, так и денежный.
11. Разложение феодализма, как общественно – экономической системы.

В ХШ-Х1У вв. натуральное хозяйство феодала исчерпывает свои возможности. С расширением экономических связей, возникла потребность к переходу от натурального оброка к денежному. Денежный оброк был непомерно высок. Феодалы хотели получать как можно больше денег для удовлетворения своих прихотей. Многие крестьянские хозяйства разоряются. Усиливается сопротивление крестьян феодалам. Наиболее мощные крестьянские восстания во Франции приходятся на Х1У в. Особенно крупным было восстание во Франции в 1358 г. «Жакерия» ( от жак-простак – презрительная кличка французского крестьянина). Феодалам удалось разгромить данное восстание и Жакерия потерпела поражение. В Англии в 1381 г. вспыхнуло крупное восстание крестьян под руководством Уота Тайлера. Восстание добилось серьезных успехов, захватило даже Лондон, но и оно потерпело поражение, хотя имело огромные социально-экономические последствия. В ХУ в. почти все английские крестьяне стали лично свободными. В Гервании усиливающаяся эксплуатация крестьян привела в ХУ1 в. к «Великой крестьянской войне».


ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА СВОБОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

1. Первоначальное накопление капитала и его последствия.

Первоначальное накопление капитала – процесс отделения непосредственного производителя от средств производства. Этот процесс не являлся результатом трудолюбия и бережливости одних людей и нерадивости других. Первоначальное накопление капитала осуществлялось методами жестокого насилия над ремесленниками и крестьянами. В результате первоначального накопления капитала образовалась масса неимущих людей, юридически свободных, но лишенных средств существования и средств производства и поэтому вынужденных продавать свою рабочую силу.



2.Методы осуществления первоначального накопления капитала.

Первоначальное накопление капитала осуществлялось следующими методами?



  • насильственное отделение работников от средств производства;

  • изгнание крестьян с земли;

  • превращение общинных земель в частную собственность;

  • ограбление колоний, неэквивалентный обмен с колониями, превращение рабов в бесплатную рабочую силу;

  • открытие золотых и серебряных приисков в Америке;

  • завоевание и разграбление Ост-Индии.

3. Источники первоначального накопления капитала.

Источниками накопления капитала были следующие:



  • ограбление колоний, вывоз оттуда золота и серебра ;

  • работорговля;

  • пиратство;

  • развитие пищевой промышленности ( В Голандии);

  • ссуды государству под высокие проценты ( в Англии, Франции);

  • протекционистские меры правительства ( в Англии);

4.Главные направления приложения капитала.

Главными направлениями приложения капитала были внешняя торговля и морские перевозки ( в Голандии). В Англии развитие мануфактурного строительства. Во Франции ростовщичество и откупные платежи.



5.Причины потери Галандией своего торгового первенства.

В конце ХУП Голандия стала терять свое торговое первенство по сравнению с Англией, которая превосходила ее в промышленном производстве, так как вкладывала свои капиталы в развитие промышленности, а не в сферу обращения. Принятием в 1651 г. «Навигационного акта» Англия устранила самого сильного своего конкурента в судоходстве – Галандию. В соответствии с «навигационным актом» внешнеторговые перевозки могли совершаться лишь на кораблях Англии или на кораблях стран импортеров.


6.Особенности первоначального накопления капитала в Англии.

Англия являлась классической страной первоначального накопления капитала. Именно в этой стране, одной из первых в мире ставшей на путь развития рыночной экономики, имели место все классические методы, способы и источники первоначального накопления капитала. К которым относятся:



  • экспроприация непосредственных производителей;

  • неэквивалентный обмен с колониями, вывоз оттуда золота и серебра;

  • работорговля;

  • пиратсво;

  • ростовщичество;

  • разграбление церковного имущества;

  • внутренняя и внешняя торгов и морские перевозки.


7.Сущность промышленного переворота , его осолбенности социально-экономические последствия в Англии.
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница