Тема Здоровьесберегающая организация учебного процесса Требования к школьным образовательным технологиям



Дата01.05.2016
Размер181 Kb.
Тема 3. Здоровьесберегающая организация учебного процесса
Требования к школьным образовательным технологиям

Образовательные технологии оцениваются как здоровьесберегающие при следующих условиях:

• разработана и реализуется система оперативного, текущего и этапного контроля за состоянием здоровья учащихся — мониторинг здоровья;

• в содержание и организацию преподавания всех учебных предметов интегрированы вопросы, связанные с охраной здоровья, с учетом межпредметных связей и схемы общего структурирования учебно-тематических блоков;

• процесс обучения строится с учетом возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей детей (биологического возраста, их базовых потребностей, ведущей деятельности, психологических новообразований и др.), закономерностей становления их психических функций (переход от совместных действий к самостоятельным, от действий материального плана к действиям речевого и умственного планов и т.д.);

• обучение строится по единицам, а не по элементам, отдается предпочтение значимому, осмысленному материалу, минимализуются чисто технические задания, учитываются закономерности угасания следа при запоминании;

• учтены индивидуальные особенности учеников, разработаны приемы работы с разными типами учащихся, особое внимание — детям группа риска;

• учащиеся стимулируются к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, что способствует их саморазвитию;

• работой всех учителей обеспечивается достаточный уровень мотивации учащихся, они эмоционально вовлечены в процесс обучения, заинтересованы в его результатах;

• учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование представлений, а не на передачу знаний, на развитие личности ребенка как субъекта обучения;

• обеспечивается предупреждение переутомления учащихся, перегрузки их памяти и связанные с этим состояния дистресса путем чередования периодов напряженной работы и расслабления, адекватного восстановления после периодов интенсивной деятельности, смены видов деятельности и т.д.;

• вся образовательная технология строится на приоритете позитивных воздействий, у ученика планомерно формируются сознание успешности его деятельности, адекватная самооценка, для чего выбираются соответствующие по сложности задания;

• учитель использует показатель успешности ученика для развития позитивных начал личности;

• оценка деятельности ученика выполняет стимулирующую роль и осуществляется не только по конечному результату, но и по процессу его достижения, обращение к прошлому — только в поисках позитивных моментов;

• учебный процесс ориентирован на развитие творческого начала в учебной деятельности учащихся;

• обеспечивается достаточный уровень общей и коммуникативной культуры учителя, что позволяет исключить элементы дидактогенного общения.


Оптимизация учебной нагрузки на учащихся
Показателями рациональной организации учебного процесса являются:

• объем учебной нагрузки — количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

• нагрузка от дополнительных занятий в школе: факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору и т.д. — их частота, продолжительность, виды и формы работы;

•„ нагрузка от занятий активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т.д. — их частота, продолжительность, виды и формы занятий.



Главное внимание — рационально составленному расписанию учебных занятий. «Расписание уроков, удобное для детей, а не для преподавателей!» — таким должен быть девиз администрации школы.

Физиолого-гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе определяются динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели. В рационально составленном школьном расписании должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического компонента во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков можно использовать ранговую шкалу трудности предметов.



Ухудшение работоспо обности у учащихся как младших, так и старших классов может приходиться на разные часы дня. У школьников младших классов на первом уроке работоспособность довольно низкая, так как происходит врабатывание в учебный процесс. Период относительно устойчивого состояния физиологических показателей и работоспособности наблюдается у учащихся на втором и третьем уроках. С четвертого урока у большинства учащихся начинается снижение работоспособности. Самый низкий уровень физиологических функций и работоспособности учащихся отмечается на последних уроках.

Таблица 2

Шкала трудности предметов для младших классов (по В.И. Агаркову)


п/п

Предмет

Баллы

1

Математика

8

2

Русский (национальный) язык

7

3

Природоведение

6

4

Русская (национальная) литература

5

5

История (4 класс)

4

6

Рисование и музыка

3

7

Труд

2

8

Физкультура

1

Таблица 3

Шкала трудности предметов для старших классов (по И.Г. Сивкову)


п/п

Предмет

Баллы

1

Математика, русский язык (национальная школа)

11

2

Иностранный язык

10

3

Физика, химия

9

4

История

8

5

Родной язык, литература

7

6

Естествознание, география, ОБЖ

6

7

Физкультура

5

8

Труд

4

9

Черчение

3

10

Рисование

2

11

Пение

1

Наиболее трудные предметы рекомендуется включать в расписание вторыми или третьими уроками, но не первыми и не последними. Нельзя ставить 2 или 3 трудных урока подряд, например физику, математику, иностранный язык, лучше чередовать их с менее трудными, например с историей, географией. Уроки физкультуры, труда, пения, рисования, дающие возможность переключаться с умственной деятельности на физическую, более эмоциональны, их лучше всего использовать во второй части учебного дня (четвертыми или пятыми), но не в самом конце. Утомительность урока определяется не каким-то одним фактором (сложностью материала или его эмоциональностью), а определенным сочетанием, совокупностью трех основных факторов: трудностью, насыщенностью учебными элементами, эмоциональным состоянием учащихся.

Дневная динамика работоспособности учащихся средних и старших классов носит другой характер. На четвертом уроке наблюдается значительное снижение работоспособности. На пятом уроке, благодаря включению компенсаторных механизмов, возможно повышение работоспособности, а к шестому уроку она резко падает.

Недельная динамика изменения работоспособности выглядит следующим образом. В понедельник происходит врабатывание в учебный процесс, вторник и среда — дни оптимальной работоспособности, период оптимальной регуляции физиологических функций. В четверг работоспособность падает, а наиболее низок ее уровень в пятницу и субботу.

В течение учебного года динамику умственной работоспособности рассматривают по учебным четвертям. Работоспособность, как правило, значительно снижается к концу 2-й четверти, что связывают с естественным снижением функциональных возможностей организма. Отдых во время зимних каникул способствует восстановлению работоспособности учащихся. Но врабатывание в учебный процесс после новогодних каникул на фоне неблагоприятных средовых факторов зимы приводит к тому, что именно февраль оказывается одним из самых трудных месяцев для учащихся. В 4-й четверти умственная работоспособность школьников снова снижается.

Школьное расписание оценивается положительно, если образуется кривая с одним подъемом — в среду и пятницу или во вторник и среду, как в дни самой высокой продуктивности, и считается нерациональным при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при неравномерном распределении нагрузок в недельном цикле.

При 5-дневной учебной недели нагрузка учащихся в течение каждого учебного дня не должна быть выше, чем при 6-дневной неделе: не должны увеличиваться количество занятий, а также суммарный балл нагрузки. Это связано с изменением работоспособности во время учебной деятельности. В начале она повышается — период врабатывания, затем устанавливается на высоком уровне — период снижения работоспособности и развития утомления (табл. 4).

В период снижения работоспособности выделяют 3 зоны:

• неполной компенсации;

• конечного порыва;

• прогрессирующего утомления.

Начало урока, учебной недели, четверти, года должно быть облегченным, так как продуктивность учебной деятельности в это время снижена. По завершении периода врабатывания к учащимся можно предъявить более высокие требования. В это время рекомендуется давать новый сложный материал, проводить контрольные работы и др. В середине учебной недели (вторник, среда), четверти и года следует планировать наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия, кружковую работу и т.д. По окончании периода высокой работоспособности, т.е. при появлении начальных признаков утомления, если речь идет об учебном дне, рекомендуется проведение уроков труда, физкультуры или других предметов, обеспечивающих смену деятельности. В зоне прогрессивного падения работоспособности нельзя требовать выполнения интенсивных нагрузок: происходит истощение организма, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья школьников.

Плотность занятия — это отношение времени, в течение которого учащийся занят учебной работой, ко всей продолжительности занятия, выраженное в процентах. Ко времени занятости относится время, затрачиваемое на выполнение задания, слушание объяснений учителя, наблюдение за показом, а также время на подготовку и уборку рабочего места. На основе анализа хронометражных наблюдений, сопоставления их с данными функционального состояния и работоспособности учащихся базируется рациональное построение режима дня детей, определяются оптимальные учебно-воспитательные и физические нагрузки, планируется организация отдыха школьников.

Таблица 4

Максимально допустимое количество часов в учебную неделю (при разной ее продолжительности)


Классы

Максимально допустимая нагрузка, ч

при 6-дневной неделе

при 5-дневной неделе

3-летняя начальная школа

1-3

25

22

4-летняя начальная школа

1

22

20

2-4

25

22

5

31

28

6

32

29

7

34

31

8-9

35

32

10-11

36

33

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школах должны входить в объем максимально допустимой нагрузки учащихся.

Гигиенически регламентируется и продолжительность перемен между уроками: она должна быть не менее 10 мин; большая перемена (после 2 или 3 урока) — 30 мин. Вместо одной большой перемены допускаются после 2 и 3 уроков две перемены по 20 мин каждая. Перемены лучше проводить в подвижных играх.

При проведении ежедневной динамической паузы допустимо удлинять большую перемену до 45 мин, из которых не менее 30 мин отводятся на организацию двигательно-активных видов деятельности учащихся на пришкольной спортплощадке, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.

Полная гигиеническая оценка (экспертиза) расписания включает исследование и оценку следующих составляющих.

1. Количество учебных смен в школе и начало занятий 1-й и 2-й смен.

2. Малые и большие перемены (продолжительность, место и количество больших перемен).

3. Дневная и недельная нагрузки школьников в учебных часах (общее количество ежедневных и еженедельных уроков по классам).

4. Место уроков в расписании учебного дня и недели в зависимости от степени их трудности.

5. Распределение учебных предметов различной трудности по дням недели.

6. Распределение уроков, сходных по характеру учебных действий.

7. Наличие сдвоенных уроков по изучению одного предмета.

8. Место уроков физкультуры и труда в расписании дня и недели (по классам).

9. Соответствие учебной нагрузки динамике работоспособности учащихся.

10. Наличие облегченного дня в течение учебной недели.

11. Особенности организации занятий первоклассников (ступенчатый режим обучения).

Рациональная организация урока — важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока, в основном, зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Гигиенические условия влияют и на состояние учителя, его здоровье, что, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.

Физиологически обоснованным считается урок продолжительностью 45 мин (хотя не все специалисты согласны с этой нормой). Исключение составляют лишь ученики 1 классов, для которых урок должен длиться 35 мин в соответствии с низкой устойчивостью их внимания. Для учащихся 2 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 мин для снятия утомления — чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др. В остальных классах нужно проводить физкультминутки на втором и последующих уроках, примерно через 20 мин от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса - фазы двигательного беспокойства. Такая работа необходима для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения. Сдвоенные уроки нерациональны, за исключением тех случаев, когда проводятся лабораторные, контрольные работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время при выполнении программы по лыжной подготовке.

Существуют и различные инновационные варианты структурирования учебного дня, например «составные» уроки (3x30 мин), предложенные проф. Латышевым, здоровьесберегающий результат которых заметен. Но их внедрение в общеобразовательную школу тормозится существующими правилами и регламентациями. Для учащихся 8-11 классов можно снять ограничения на сдвоенные уроки, решение этих вопросов отнести к компетенции школы.

Оценка соблюдения гигиенических требований проводится по регламентированным позициям с использованием хронометража:

• плотности урока (% времени, затраченного школьниками на учебную работу);

• числа видов учебной деятельности (письма, чтения, слушания, рассказа, наглядных пособий, ответа на вопрос, решения примеров);

• длительности каждого вида учебной деятельности (в мин);

• частоты чередования видов учебной деятельности (среднее время смены деятельности в мин);

• числа видов преподавания (словесного, наглядного, аудиовизуального через технические средства обучения), продолжительности выполнения самостоятельной работы;

• места, длительности и условий применения ТСО;

• частоты чередования видов преподавания;

• наличия, своевременности, содержания и длительности физкультминуток.

Отслеживается момент снижения учебной активности школьников как показатель наступления их утомления — он определяется в ходе хронометража по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений детей в процессе учебной работы.

Кроме того, определяются и фиксируются психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок, соблюдение учащимися правильной позы, ее соответствие виду работы в течение урока.

Для предотвращения наступления у школьников утомления необходимо учитывать, что первые 3-5 мин любого урока занимает врабатывание, т.е. привыкание к учителю и предмету. Оптимально устойчивая работоспособность длится около 10-15 мин для младших школьников, 20-25 — для среднего звена, 25-30 мин — для старшеклассников. После этого на несколько минут наступает предутомление, или неустойчивая работоспособность. Если не изменить педагогическую тактику, наступит состояние утомления, при котором работоспособность школьников заметно падает, еще больше снижается интерес к происходящему в классе. Это пока еще утомление, но если не устраивать физкультминуток, оно от урока к уроку будет накапливаться, наступит переутомление, с которым невозможно справиться только педагогическими методами (табл. 5).


Таблица 5

Гигиенические критерии рациональной организации урока



п/п

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока







Рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

1

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

Более 90%

2

Число видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин

11-15 мин

Более 15 мин

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7-10 мин

Смена через 11-15 мин

Смена через 15-20 мин

5

Число видов преподавания

Не менее 3

2

1

6

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10-15 мин

Через 15-20 мин

Не чередуются

7

Наличие эмоциональных разрядок(число)

2-3

1

Нет

8

Место и длительность применения ТСО

В соотвегствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

9

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учашихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда конгролирует посадку учашихся

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем

10

Физкультминутки

Две за урок, состоящие из 3 легких упражнений, по 3-5 повторений каждого

1 физкультминутка за урок, с недостаточной продолжительностью

Отсутствуют

11

Психологический климат

Преобладают

положительные

эмоции


Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок, эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

12

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

Не ранее чем через 40 мин

Не ранее чем через 35-37 мин

Менее чем через 30 мин

Необходимо учитывать мотивацию учащихся к обучению, отсутствие которой усиливает утомление. Положительная мотивация к обучению предметам по личному выбору является позитивным фактором, оказывающим благоприятное воздействие на:

• формирование функционального состояния сердечно-сосудистой системы; способствует меньшему напряжению центральных механизмов регуляции вегетативного гомеостаза;

• динамику скорости зрительно-моторной реакции учащихся (в среднем на 50%) и существенное уменьшение (в 5-10 раз) числа ошибок, допущенных при дифференцировке сложных зрительно-моторных реакций;

• формирование психоэмоционального состояния; способствует снижению тревожности.

Альтернативный (экспериментальный) график каникул учащихся — особый вопрос, касающийся здоровьесберегающей организации учебного процесса. Недельные каникулы после каждых 5-6 недель обучения позволяют в значительной степени нивелировать издержки учебного процесса, снизить его утомляющее воздействие даже при использовании интенсивных педагогических техпологий. Улучшение функционального состояния организма учащихся связывается с сокращением продолжительных периодов с выраженной статической нагрузкой и профилактикой кумулятивного утомления в условиях равномерной, более частой возможности отдыха. Такой график каникул способствует сохранению адаптационных возможностей детей в конце года, их эмоциональной устойчивости и повышению учебной успеваемости.

В то же время, при частом чередовании режимов труд — отдых повышаются требования к адаптационным возможностям школьников — необходимость каждый раз проходить период врабатывания, занимающий у некоторых детей до трех недель.

С 2001 г. под научным руководством автора проводится исследование модели, при которой учащиеся школы разделены по классам на основе их психофизиологических характеристик, и одни классы отдыхают по традиционной схеме каникул, а другие — по экспериментальной. Предварительные результаты позволяют положительно оценить такой подход, основанный на принципах учета индивидуальных особенностей школьников.

По данным проведенных в школах опросов, 86% школьников поддерживают эту инновацию. Среди опрошенных учащихся 5-11-х классов 63% считают, что такая структура учебного года обеспечивает меньшую их утомляемость по сравнению с традиционной, 21% видят преимущества новой структуры в более быстром восстановлении их работоспособности, и лишь 4% учащихся отмечают, что они стали больше утомляться. По мнению 39% школьников, с переходом на новую структуру учебного года их школьные успехи стали лучше. Благодаря равномерному чередованию учебного и каникулярного времени, 40% респондентов — учащихся отметили улучшение самочувствия.

Здоровьесберегающий эффект альтернативной структуры учебного года по сравнению с традиционной формой его организации определяется:

• снижением острой заболеваемости;

• снижением в 3-5 раз числа неблагоприятных реакций сердечно-сосудистой системы;

• сохранением более высоких адаптационных возможностей учащихся в конце учебного года;

• меньшей частотой случаев повышенной и высокой степени невротизации учащихся;

• более устойчивым их психоэмоциональным состоянием;

• повышением учебной успеваемости.


Задания для слушателей курсов повышения квалификации по теме 3


  1. Провести валеологический анализ расписания в Вашей школе

  2. Составить расписание, предусматривающее чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся

  3. Проанализировать приемы и методы физического оздоровления организма, используемых в Вашей школе

  4. Провести диагностику школьных заболеваний у учащихся Вашей школы


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница