Темы для самостоятельного изучения



Скачать 167.99 Kb.
Дата30.04.2016
Размер167.99 Kb.
Цель данной дисциплины – ознакомление студентов с методологией и практикой сопровождения детей дошкольного возраста с проблемами в развитии.

Учебная дисциплина «Комплексное сопровождение детей» ставит цель и решает задачи:



  1. Раскрыть теоретические основы системы сопровождения детей нарушениями умственного и физического развития.

  2. Познакомить студентов с существующими методами психолого-педагогического сопровождения детей.

  3. Научить анализу результатов психолого-медико-педагогического исследования и составлению индивидуальной программы сопровождения.

В процессе обучения студенты овладевают теоретическими знаниями о целях, задачах и содержании сопровождения в условиях специального (коррекционного) образовательного дошкольного учреждения.

Студенты должны овладеть умениями:

- анализировать медицинскую и педагогическую документацию детей;

- обследовать ребенка психолого-педагогическими методами;

- определять пути и приемы психолого-педагогического сопровождения;
Темы для самостоятельного изучения




п/п

Наименование
раздела дисциплины


Тема

Кол-во часов

Форма контроля выполнения
самостоятельной работы


1.

2.

3.

4.

5.

I. Подготовка к аудиторным семинарским (практическим занятиям)







1.

Теоретические основы психолого-педагогического медико-социального сопровождения развития ребенка.

Принципы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.




Составление таблицы.

2.

Сопровождение детей «группы риска».

Сопровождение агрессивных детей.




Составление таблицы.

Составление библиографии.



3.

Сопровождение детей «группы риска».

Сопровождение гиперактивного ребенка.




Аудиторное семинарское занятие

II. Темы для самостоятельного изучения







1.

Сопровождение сопровождающих

  1. Управленческие аспекты сопровождения.

  2. Работа с педагогическим коллективом.

  3. Работа с родителями.




Аудиторное семинарское занятие
Защита рефератов.

III. Контрольные вопросы и задания







1.

Концепция сопровождения в ДОУ. консилиумов.







Аудиторная контрольная работа

2.

Организация деятельности службы сопровождения.







Составление таблицы

3.

Организация диагностики в системе сопровождения.







Составление таблицы

4.

Организация психолого-медико-педагогических







Защита рефератов. Круглый стол.

IV. Практическая работа студентов исследовательского характера




Подготовка и написание реферата

Подготовка и написание курсовой работы



V. Зачетные тестовые задания по всему курсу







Итого









1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1. (6 часов)
Тема: Теоретические основы психолого-педагогического медико-социального сопровождения развития ребенка.
Вопросы для обсуждения:


  1. Основные понятия и принципы сопровождения.

  2. Сопровождение ребенка в общеобразовательных учреждениях.

  3. Основные этапы индивидуального сопровождения.

  4. Основные этапы системного сопровождения.

  5. Качественная диагностика как основа сопровождения.


Литература:

    1. Битянова М. Р. Организация психологической службы в школе. – М., 1997

    2. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении /Под. Общ. Ред. Л. А. Венгера. – М., 1991

    3. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике. – СПб., 1998

    4. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы/ Под. Ред. Л. М. Шипицыной, Е. И. Казаковой. – СПб., 2000

    5. Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду. – М., 2000



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2. (6 часов)

Тема: Организация и содержание психолого-педагогического медико-социального сопровождения в дошкольном учреждении.
Вопросы для обсуждения:

  1. Концепция сопровождения в ДОУ.

  2. Организация деятельности службы сопровождения.

  3. Организация диагностики в системе сопровождения.

  4. Организация психолого-медико-педагогических консилиумов.

  5. Организация учета катамнеза.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Составить примерную схему сбора катамнеза.


Литература:

  1. Битянова М. Р. Организация психологической службы в школе. – М., 1997

  2. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении /Под. Общ. Ред. Л. А. Венгера. – М., 1991

  3. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике. – СПб., 1998

  4. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы/ Под. Ред. Л. М. Шипицыной, Е. И. Казаковой. – СПб., 2000

  5. Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду. – М., 2000



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3. (20 часов)
Тема: Сопровождение детей «группы риска».
Вопросы для обсуждения:

  1. Соматически ослабленные дети и их сопровождение.

  2. Сопровождение агрессивного ребенка.

  3. Сопровождение гиперактивного ребенка.

  4. Сопровождение замкнутого ребенка.

  5. Сопровождение ребенка с общим недоразвитием речи.


Задания для самостоятельной работы:

    1. Составить планирование целевой программы сопровождения детей в системе дошкольного учреждения.

    2. Составить программу коррекции детей «группы риска».


Литература:

  1. Битянова М. Р. Организация психологической службы в школе. – М., 1997

  2. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении /Под. Общ. Ред. Л. А. Венгера. – М., 1991

  3. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике. – СПб., 1998

  4. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы/ Под. Ред. Л. М. Шипицыной, Е. И. Казаковой. – СПб., 2000

  5. Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду. – М., 2000

  6. Дошкольники группы риска /Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под. Ред. И. В. Дубровиной. – М., 1999



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4. (6 часов)
Тема: Комплексное сопровождение детей с ограниченными умственными возможностями.
Вопросы для обсуждения:

  1. Реабилитационные службы помощи умственно отсталым детям.

  2. Центры дневного пребывания.

  3. Социальные гостиницы.

  4. Социально-реабилитационный центр как модель поддерживаемого проживания интернатного типа.

  5. Рекомендации по психолого-педагогической реабилитации детей с умственной отсталостью и их родителей.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Составить программу комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.


Литература:

    1. Битянова М. Р. Организация психологической службы в школе. – М., 1997

    2. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении /Под. Общ. Ред. Л. А. Венгера. – М., 1991

    3. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике. – СПб., 1998

    4. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы/ Под. Ред. Л. М. Шипицыной, Е. И. Казаковой. – СПб., 2000

    5. Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду. – М., 2000



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5. (8 часов)
Тема: Психологическое сопровождение детей с РДА.
Вопросы для обсуждения:

  1. Координация работы специалистов и семьи.

  2. Диагностика детей с РДА.

  3. Развитие форм взаимодействия с ребенком.

  4. Проблемы поведения и возможности их разрешения.


Литература:

    1. Битянова М. Р. Организация психологической службы в школе. – М., 1997

    2. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении /Под. Общ. Ред. Л. А. Венгера. – М., 1991

    3. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике. – СПб., 1998

    4. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы/ Под. Ред. Л. М. Шипицыной, Е. И. Казаковой. – СПб., 2000

    5. Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду. – М., 2000



1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература, учебные издания: учебники и учебные пособия, включая (при наличии) их электронные версии:
Рекомендуемая литература.
Основная:

  1. Битянова М. Р. Организация психологической службы в школе. – М., 1997

  2. Добсон Д. Непослушный ребенок.- СПб., 1997

  3. Дошкольники группы риска /Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под. Ред. И. В. Дубровиной. – М., 1999

  4. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении /Под. Общ. Ред. Л. А. Венгера. – М., 1991

  5. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М., 1986

  6. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике. – СПб., 1998

  7. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997

  8. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985

  9. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы/ Под. Ред. Л. М. Шипицыной, Е. И. Казаковой. – СПб., 2000

  10. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М., 2000

  11. Романов А. А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. – М., 2001

  12. Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду. – М., 2000

  13. Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. – М., 1997

  14. Шипицына Л. М. «Необучаемый ребенок» в семье и обществе. – СПб., 2005

Дополнительная:

  1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. - Брест, 1993

  2. Зинкевия-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2000

  3. Калинина Е. Р. Тренинг развития личности дошкольника. – СПб., 1997

  4. Клайн В. Как подготовить вашего ребенка к жизни. – М., 1990

  5. Мустакас К. Игровая терапия. – СПб., 2000

  6. Макшанов С.И., Хрящев Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. СПб., 1993, 1996

  7. Мамайчук И. И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. СПб., 1997

  8. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб., 2000

  9. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1990

  10. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л., 1992

Примерный перечень вопросов к зачёту (экзамену).


  1. Основные понятия и принципы сопровождения.

  2. Сопровождение ребенка в общеобразовательных учреждениях.

  3. Основные этапы индивидуального сопровождения.

  4. Основные этапы системного сопровождения.

  5. Концепция сопровождения в ДОУ.

  6. Организация деятельности службы сопровождения.

  7. Организация диагностики в системе сопровождения.

  8. Организация психолого-медико-педагогических консилиумов.

  9. Соматически ослабленные дети и их сопровождение.

  10. Сопровождение агрессивного ребенка.

  11. Сопровождение гиперактивного ребенка.

  12. Сопровождение замкнутого ребенка.

  13. Сопровождение ребенка с общим недоразвитием речи.

  14. Реабилитационные службы помощи умственно отсталым детям.

  15. Социально-реабилитационный центр как модель поддерживаемого проживания интернатного типа.

  16. Развитие форм взаимодействия с ребенком.

  17. Проблемы поведения и возможности их разрешения.

  18. Работа с педагогическим коллективом в идеологии сопровождения.

  19. Работа с родителями в процессе сопровождения.

  20. Управленческие аспекты службы сопровождения.


Примерная тематика рефератов

  1. Тренинг детско-родительского взаимодействия с использованием игровой терапии.

  2. Основные направления сопровождения в ДОУ.

  3. Роль семьи в оказании психологической помощи гиперактивному ребенку.

  4. Диагностика гиперактивного ребенка.

  5. Комплексное обследование детей с ОНР.


Примерная тематика курсовых работ.


  1. Игровая терапия в системе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста.

  2. Психологическая помощь детям с гиперактивным синдромом.

  3. Роль семьи в психолого-педагогическом сопровождении..

  4. Холдинг терапия в работе с детьми с РДА.


1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.

    1. Системная семейная психокоррекция и психотерапия.

    2. Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОНР в логике сопровождения.

    3. Психолого-педагогическое сопровождение детей с проблемами в развитии.

    4. Методы сопровождения агрессивного ребенка.


Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.

Введение дисциплины «Комплексное сопровождение детей» обусловлено актуальностью вопроса профилактики заболеваний и ранней диагностике и коррекции транзиторных физиологических состояний новорожденных детей.

В лекциях раскрываются методологические и теоретические основы неонатологии, рассматриваются основные моменты организации медицинской помощи новорожденным детям.

На семинарах систематизируются полученные теоретические знания, студенты знакомятся с принципами профилактики, диагностики и интенсивной терапии перинатальных заболеваний в периоде новорожденности.

Внеаудиторная работа студентов предполагает самостоятельное изучение теоретического материала и подготовку по разделам реферативных сообщений по заданным темам, выполнение различного рода заданий и тестовых материалов.
Глоссарий

Адаптация теста – комплекс мероприятий, обеспечивающих адекватность теста в новых условиях его применения.

Беседа - это метод получения психодиагностической информации на основе вербальной коммуникации психолога с обследуемым (пациентом, клиентом). Иное название - интервью. Беседа относится к методам нестандартизированного опроса. Беседа, как правило, служит вспомогательным методом, потому что при анализе результатов беседы встают проблемы, касающиеся откровенности испытуемого, его отношения к исследователю.

Валидность действительная способность теста измерять ту психологическую характеристику, для диагностики которой он заявлен. Количественно валидность теста может выражаться через корреляции результатов, полученных с его помощью, с другими показателями, например, с успешностью выполнения соответствующей деятельности.

Выделяют несколько типов валидности:

1.Содержательную;

2.По критерию, или эмпирическую;



3.Понятийную, или конструктивную.

Диагностический обучающий эксперимент – экспериментальный прием оценки интеллектуального развития или отдельных компонентов умственной активности с помощью выявления потенциальных способностей испытуемого к усвоению новых знаний, выработке способов решения.

Дистракторы – варианты ответов в заданиях с выбором, не являющиеся правильными решениями, но внешне близкие к правильному решению.

Естественный эксперимент — экспериментальная стратегия, разработанная А.Ф. Лазурским в l910 г. Характеризуется тем, что проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, но он не знает, что участвует в исследовании. За счет этого достигается большая чистота эксперимента. Основными методами являются наблюдение и беседа с испытуемым, результаты чего обрабатываются качественно. Вариантом естественного эксперимента является психолого–педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психических особенностей школьника, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и воспитания.

Естественное наблюдение - тщательное наблюдение за поведением в реальных условиях жизни, без прямого вмешательства наблюдателя.

Инструкция – руководство по выполнению заданий теста, предъявляемое испытуемому письменно, устно или с помощью компьютера и направленное на создание адекватной мотивации, установки субъекта на обследование.

Интервью - метод получения информации от человека в ходе живого диалога (очной беседы), согласно которому специально подготовленный исполнитель (интервьюер) задает вопросы, руководствуясь определенной целью и определенной коммуникативной тактикой (последовательность, форма постановки вопросов и т.п.).

Интроспекция (от лат. introspecto – смотрю внутрь) — метод психологического анализа. Заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р. Декарта, который указывал о непосредственном характере познания собственной душевной жизни, и Дж. Локка, разделившего человеческий опыт на внутренний, касающихся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир. В качестве самостоятельных вариантов этого метода можно выделить интроспекцию аналитическую, систематическую и феноменологическое самонаблюдение.

Латентный анализ – совокупность аналитико-статистических процедур выявления скрытых переменных, а также внутренней структуры связей между ними.

Личностные опросники — класс психодиагностических методик, предназначенных для определения степени выраженности у индивида определенных личностных особенностей.

Модераторы – характеристики контингента испытуемых, значимые для прогностической эффективности методики.

Наблюдениевосприятие того или иного процесса, имеющее целью выявление инвариантных признаков этого процесса без активного включения в сам процесс.

Надежность – характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов.

Область применения теста – характеристика теста, указывающая на особенности контингента испытуемых, для которых предназначен тест.

Опросники – обширная группа психодиагностических методик, задания которых представлены в виде вопросов.

Психодиагностика (от греч. psyche – душа и diagnosis – распознавание, определение) — технологический процесс постановки психологического диагноза. Включает в себя разработку требований к измерительным инструментам, конструирование и апробацию методик, выработку правил обследования, обработку и интерпретацию результатов. В основе психодиагностики лежит психометрика, занимающаяся количественным измерением индивидуально–психологических различий и использующая такие понятия, как репрезентативность, надежность, валидность, достоверность.

Психодиагностическое обследование – деятельность психолога, конечным результатом которой является психологический диагноз.

Проективные методики – совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода.

Психологическая диагностика – область психологической науки, разрабатывающая принципы, пути и приемы распознания, оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленный на выявление сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Психологическая оценка – результат исследований, целью которых является раскрытие индивидуально-психологических особенностей личности, необходимых для понимания различных форм ее жизнедеятельности в норме и патологии.

Психометрия – область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений.

Репрезентативность – свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности.

Социометрический метод исследования — диагностический метод, служащий для анализа межличностных отношений в малых группах. При его проведении перед каждым членом группы ставится вопрос, при ответе на который производит последовательный выбор и ранжирование других членов группы. Обычно в качестве подобного вопроса выступает вопрос о членах группы, предпочитаемых в тех или иных ситуациях.

Стандартизация – унификация, регламентация, приведение к единым нормативам процедуры и оценок теста.

Тест – фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий.

Тесты проективные (от лат. projectio – бросание вперед) — тесты, служащие для определения личностных особенностей при помощи фиксации реакций на неопределенные и многозначные ситуации. Впервые данная диагностическая стратегия была использована Э. Крепелином в его методике свободных ассоциаций. В качестве неопределенной ситуации могут выступать сюжетные картинки, которые надо проинтерпретировать (ТАТ), незаконченные предложения (тест Розенцвейга), чернильные пятна (тест Роршаха). Ответы на задания проективных тестов допускают очень широкий диапазон значений, поэтому очень большую роль при интерпретации играют качественные заключения психолога, который рассматривает эти ответы как проекции на неопределенные ситуации устойчивых особенностей индивида.

Эффективность теста - один из основных критериев оценки тестов, наряду с надежностью, валидностью, репрезентативностью, достоверностью и т.п. Более эффективным можно назвать тест, который при равном уровне валидности измеряет заданное свойство с помощью меньшего числа тестовых заданий, быстрее, дешевле. Максимальная эффективность теста достигается дифференцированным подбором для каждого испытуемого заданий требуемого уровня трудности. Такой подбор заданий может производиться с помощью алгоритмов адаптивного тестирования. В рамках адаптивного тестирования один из возможных показателей эффективности теста рассчитывается в виде отношения коэффициента валидности общего (суммарного) балла к численности заданий, или к продолжительности сеанса тестирования (в минутах).


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница