Темы для самостоятельного изучения



Дата29.06.2016
Размер92.9 Kb.
Многие психологические концепции подвергаются сомнению на основании того, что они не были подтверждены статистически. Поэтому для того, чтобы полученные в ходе психологического исследования материалы были надежными необходимо использовать методы количественной обработки данных. Чем проще методы математической обработки, чем ближе к реально полученным эмпирическим данным, тем более надежными и осмысленными получаются результаты.

Благодаря проникновению математического аппарата в психологическое исследование, возможно, количественно описывать и сравнивать наблюдаемые явления.

Современному исследователю владение математической статистикой необходимо для обоснования своих рассуждений и обоснованности доказательств закономерностей своих выводов. Знание методов статистической обработки необходимо для того, чтобы быть хорошим психодиагностом, правильно понимать и интерпретировать результаты тестирования.

Владение математическими методами позволяет:



  1. в обобщенном виде описать закономерности психологических явлений;

  2. глубже понять суть психологических явлений;

  3. повысить доказательность умозаключений и выводов, сопроводив их статистическим доказательством;

  4. определять валидность психодиагностических методик.

Студент должен уметь:



  • выдвигать и проверять статистические гипотезы;

  • описывать экспериментальные результаты;

  • измерять степень сопряженности психологических явлений.


Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

вар1/


вар2

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Основы измерения и количественного описания данных


-привести примеры всех типов шкал;

-привести показатели осведомленности в ранговую шкалу, использовав принцип «большему значению – меньший ранг»



6/6

Проверка типов шкал, показателей

2

Общие принципы проверки статистических гипотез

-привести примеры зависимой и независимой выборок;

-составить классификацию непараметрических критериев



6/6

Проверка примеров, классификации

3

Выявление различий в уровне исследуемого признака. Оценка достоверности сдвига в значениях исследуемого признака

-определить средний показатель роста студентов группы;

-провести визуальное сравнение биноминального и эмпирического распределения



6/6

Проверка показателей

4

Параметрические методы сравнения выборок

-провести социометрический анализ взаимоотношений в своей группе

6/6

Проверка анализа

5

Коэффициенты корреляции. Корреляционный анализ

-привести примеры возможных корреляций;

-сопоставить диаграмму корреляционной зависимости (тесты подобрать самостоятельно)



6/6

Проверка примеров, диаграмм

6

Факторный анализ

-дать возможную интерпретацию результатов факторного анализа (тесты подобрать самостоятельно)

9/9

Проверка результатов факторного анализа



1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Тема 1. Основы измерения и количественное описание данных
Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Перечислите типы данных.

2.Какие правила ранжирования Вы знаете?

3.Перечислите меры центральной тенденции.

4.Какие меры изменчивости Вы знаете?
Задания для самостоятельной работы:

1.Привести примеры на каждую шкалу.

2.Составить таблицу с номинативными и метрическими показателями.

Основная литература:

1.Кутейников А.Н.Математические методы в психологии. СПб, 2008.

2.Наследов А.Д.Математические методы психологического исследования. СПб, 2007.

3.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб, 2007.
Дополнительная литература:

1.Гусев А. Н., Измайлов Ч. А., Михалевская М. Б. Измерение в психологии. М.: Смысл, 1998.

2.Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. М.:МПСИ: Флинта, 2002.

3.Суходольский Г. В. Математические методы в психологии. 2-е издание. Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2006.


Тема 2. Общие принципы проверки статистических гипотез
Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Определение гипотезу в научном исследовании.

2.Определение уровня статистической значимости.

3. Классификация психологических задач, решаемых с помощью статистических методов.


Задания для самостоятельной работы:

1.Приведите примеры невозможности определения моды у выборки с известными данными.

2.Используя программу Excel вычислите точные показатели среднего арифметического и стандартного отклонения (тесты проведите на группе).

Основная литература:

1.Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М., 2006.

2.Куликов Л.В. Психологическое исследование. СПб, 2002.

3.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб. 2007.
Дополнительная литература:

1.Мартин Д. Психологические эксперименты. СПб, 2002.

2.Солсо Р.Л. Экспериментальная психология. СПб, 2001.

3.Суходольский Г.В. Математические методы психологии. СПб, 2003.


Тема 3. Выявление различий в уровне исследуемого признака. Оценка достоверности сдвига в значениях исследуемого признака
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Обоснование задачи сопоставления и сравнения.

2.Сравнение двух независимых выборок.

3.Сравнение двух зависимых выборок.


Задания для самостоятельной работы:

1.Приведите примеры двух зависимых выборок, а затем сравните их.

2.Приведите примеры двух независимых выборок, а затем сравните их.
Основная литература:

1.Кутейников А.Н. Математические методы в психологии. СПб, 2008.

2.Наследов А.Д. математические методы психологического исследования. СПб, 2007.

3.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб. 2007.

Дополнительная литература:

1.Гмурман В.Е. Теория вероятности и математическая статистика. М., 1997.

2.Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б., Измерение в психологии: общий психологический практикум. М., 1997.
Тема 4. Параметрические методы сравнения выборки
Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Сравнение дисперсий.

2.Использование математического аппарата для описания группового поведения.
Задания для самостоятельной работы:

1.Применить критерий t – Стьюдента для одной выборки.

2.Применить критерий t – Стьюдента для зависимых выборок.
Основная литература:

1.Кутейников А.Н. Математические методы в психологии. СПб, 2008.

2.Наследов А.Д. математические методы психологического исследования. СПб, 2007.

3.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб. 2007.

Дополнительная литература:

1.Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. СПб, 1994.

2.Рунион Р. Справочник по непараметрической статистике. М., 1982.

3.Суходольский Г.В. Математическая психология. СПб, 1997.


Тема 5. Коэффициенты корреляции. Корреляционный анализ


Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Понятие корреляции.

2. Виды корреляции. Линейная, нелинейная корреляция.

3. Величина корреляции и сила связи.

4. Принципы выбора необходимого коэффициента корреляции.
Задания для самостоятельной работы:

1. Придумать 2-3 задачи на различные виды корреляции.

2.Обработать данные корреляционного анализа с помощью статистических пакетов.
Основная литература:

1.Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. М.:МПСИ: Флинта, 2002. С. 202 - 254.

2.Крылов В. Ю. Геометрическое представление данных в психологических исследованиях. М.: Наука, 1980.

3.Наследов А.Д. Математические методы в психологическом исследовании. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2007.


Дополнительная литература:

1.Суходольский Г. В. Математические методы в психологии. 2-е издание.


Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2006.

2.Тарасов С.Г. Основы применения математических методов в психологии: Учебное пособие. Спб.: Изд-во С.Петербург. ун-та, 1999.

Тема 6. Факторный анализ
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. История разработки факторного анализа.

2. Основные понятия факторного анализа: фактор, факторные нагрузки, общность, собственные значения, доля дисперсии.

3. Ограничения входных данных для факторного анализа.


Задания для самостоятельной работы:

1.Провести факторный анализ эмпирических данных.


Основная литература:

1.Благуш П. Факторный анализ с обобщениями. М., 1989.

2.Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. - М.:МПСИ: Флинта, 2002.

3.Иберла К. Факторный анализ. М., 1989.

4.Митина О.В., Михайловская И.Б. Факторный анализ для психологов. М., 2001.

Дополнительная литература:

1.Наследов А.Д. Математические методы в психологическом исследовании. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2007.

2.Наследов А.Д. SPSS: компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2005.

3.Суходольский Г. В. Математические методы в психологии. 2-е издание. Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2006.
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1.8.1 Рекомендуемая литература:


Основная:

1.Благуш П. Факторный анализ с обобщениями. М., 1989.

2.Годфруа Ж. Что такое психология? М., 1992.

3.Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М., 2006.

4.Иберла К. Факторный анализ. М., 1989.

5.Крылов В. Ю. Геометрическое представление данных в психологических исследованиях. М.: Наука, 1980.

6.Куликов Л.В. Психологическое исследование. СПб, 2002.

7.Кутейников А.Н.Математические методы в психологии. СПб, 2008.

8.Митина О.В., Михайловская И.Б. Факторный анализ для психологов. М., 2001.

9.Наследов А.Д.Математические методы психологического исследования. СПб, 2007.

10.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб, 2007.
Дополнительная:
1.Гмурман В.Е. Теория вероятности и математическая статистика. М., 1997.

2.Гусев А. Н., Измайлов Ч. А., Михалевская М. Б. Измерение в психологии. М.: Смысл, 1998.

3.Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. СПб, 1994.

4.Мартин Д. Психологические эксперименты. СПб, 2002.

5.Наследов А.Д. SPSS: компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2005.

6.Рунион Р. Справочник по непараметрической статистике. М., 1982.

7.Солсо Р.Л. Экспериментальная психология. СПб, 2001.

8.Суходольский Г.В. Математические методы психологии. Харьков, 2006.

9.Суходольский Г.В. Математическая психология. СПб, 1997.

10.Тарасов С.Г. Основы применения математических методов в психологии: Учебное пособие. Спб.: Изд-во С.Петербург. ун-та, 1999.



Словарь терминов
Выборка – ограниченная по численности группа объектов, специально отбираемая из генеральной совокупности для изучения её свойств.

Генеральная совокупность – множество объектов, в отношении которых формулируется исследовательская гипотеза.

Дисперсия – мера изменчивости для метрических данных, пропорциональная сумме квадратов отклонения измеренных значений от их арифметического среднего.

Зависимая выборка – выборка, которая характеризуется тем, что каждому испытуемому одной выборки поставлен в соответствие по определенному критерию испытуемый из другой выборки.

Измерение – это приписывание объекту числа по определенному правилу.

Интерпретация факторов – одна из основных задач факторного анализа.

Критических значений таблица – таблица содержащая теоретического распределения, соответствующие наиболее важным – критическим значениям р – уровня.

Научна гипотеза – предположение, которое проверяется с применением научного метода.

Среднее арифметическое – сумма всех значений измеренного признака, деленная на количество суммированных значений.

Статистический критерий – инструмент определения уровня статистической значимости.



Статистическая значимость – основной результат проверки статистической гипотезы.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница