Теоретические материалы для самостоятельного изучения



Скачать 264.87 Kb.
Дата26.06.2016
Размер264.87 Kb.
Теоретические материалы для самостоятельного изучения.

Кокарева З.А. Оценочная деятельность в начальной школе. Учебно-методическое пособие. Вологда. изд-во ВИРО. 2007.

Оценочная деятельность учителя.
Оценочная деятельность учителя – это отбор, разработка и применение нормативных и индивидуальных критериев (эталонов) оценивания, оценочных шкал и способов контроля и оценки.

Для осуществления оценочной деятельности учителю необходимо уметь:

- использовать разные виды оценочных шкал и инструменты оценивания.

- разрабатывать и подбирать критерии (эталоны) оценки учебных достижений школьников.

- разрабатывать и подбирать методы и формы контроля.

- организовывать рефлексию учебной деятельности учащихся в соответствии с критериями и правилами оценочной деятельности.

Всякая оценка предполагает прежде всего диагностику состояния оцениваниемого объекта. Оценка связана с измерением каких - то параметров. К сегодняшнему дню, по мнению В.В. Гузеева, разработано несколько методов измерения: шкалирование, метод экспертных оценок, тестирование, контент- анализ.

В школьной практике применяется шкала оценок. Учителю важно разобраться в видах оценочных шкал.




  1. Оценочные шкалы и инструменты оценивания.

Различают несколько видов оценочных шкал. ( 8).

Оценочная шкала

Различают несколько видов оценочных шкал.

Оценочная шкала



количественная порядковая

абсолютная дескриптивная относительная ранговая




аналоговая знаковая

Прежде всего, они делятся на количественные и порядковые. Количественные предназначены для представления оценки числом. К ним относится известная система школьных отметок. Количественная шкала включает абсолютную и относительную шкалы. Абсолютная шкала предполагает абстрактную точку

отсчета. Усилия ребенка при этом не учитываются. Оценка знаний и усилий ученика выглядит как некий числовой символ. Наши цифровые отметки и есть абстрактные нормативные оценки. Они ставятся в соответствии с абстрактными критериями: нет ошибок –« 5», одна ошибка –« 4» и т. д.



Относительная оценочная шкала предполагает сравнение текущего состояния ученика с его же состоянием некоторое время назад. Относительная количественная шкала связана с самим измеряемым объектом и отражает его изменение, развитие. Она снабжена своим измерительным инструментом – шкалой приращений.

Если планируемые результаты обучения сформулированы через конкретные умения, представленные системами типовых задач, то абсолютная количественная шкала строится очень просто. Ученик умеет выполнять задания из такого то набора – такая то оценка, из другого набора – такая то оценка. Но в условиях вариативности образования, существования разных типов образовательных учреждений, одна и таже оценка может нести совершенно различную информацию. Оценка «удовлетворительно» в общеобразовательном классе не эквивалентна такой же оценке в профильном классе. В. В. Гузеев пишет, что использование абсолютных шкал целесообразно для контроля итоговых результатов некоторого учебного периода. Подвергать оценке баллом то, что еще находится в стадии становления, что будет изменяться, уточняться в дальнейшем при усвоении новых знаний, психологически неоправдано. Для

контроля внутри процесса более подходящей выступает относительная шкала. Ученик будет оцениваться по степени продвижения в умениях.

Количественные шкалы отвечают на вопрос «сколько», « на сколько».

Порядковые шкалы или номинальные шкалы.

Их применение связано с объектом оценивания. Объект оценки сравнивается с подобными объектами. Сравнение в этом случае производится экспертным путем. Экспертная оценка всегда связана с порядковой шкалой и состоит в упорядочивании множества по какому – либо набору признаков или критериев. Порядковая шкала отвечает на вопрос « который».

Примером использования порядковой шкалы является оценивание претендентов в конкурсе « Учитель года» Вологодской области. Это ранговая шкала. Каждому объекту присваивается ранг, номер в иерархии объектов. Частный случай ранговой шкалы – рейтинговая. Рейтинг получается путем опроса экспертов, или путем набора очков и баллов за различные виды работ. В конце учебной темы очки и баллы суммируются, формируется рейтинг каждого. Рейтинговые системы оценивания требуют согласования позиций экспертов, определения цены критериев оценки. В Вологодском многопрофильном лицее, строительном колледже использовалась данная шкала. Она требует больших усилий от учащихся, особенно если применяется во многих предметах. Ученик постоянно находится в ситуации набора очков ( баллов) по всем предметам, либо углубляется в творческий процесс по одному из предметов и по другим стремится набрать лишь минимум баллов.

В чем преимущество количественных шкал? Нередки были случаи, когда ученик имел «тройку» по физике и одновременно был призером региональной олимпиады. Рейтинг заставляет ребенка быть в ситуации постоянного

напряжения. Каждое учебное действие оценивается баллом. Недостаток рейтинговой системы – в размытости и неадекватности критериев оценки. Зачастую, это случайный набор показателей, слабо связанных между собой. В начальной школе применение рейтинговой шкалы возможно лишь при соревновании «звездочек» или «звеньев» в воспитательной работе.
Другой вид порядковых шкал – дескриптивные ( описательные).

Они характеризуются тем, что объект, с которым сравнивается данный , хоть и принадлежит к тому же множеству, что и измеряемый, но представлен некоторой моделью, завуалирован, как бы скрыт и даже отсутствует. Знаковая дискриптивная шкала – это описание с помощью знаковой системы, сравнивание со знаковой моделью эталона. Очевидная знаковая система – это язык, менее

очевидная – модели графические. Типичная дескриптивная оценка – это некоторая характеристика, описание достижений и усилий ученика. Для оценки деятельности ученика начальной школы данная шкала оптимально подходит. С помощью словесной оценки можно хорошо описать достижения каждого ребенка, мягко указать на недостатки. Использование данной шкалы трудоемко, учителю требуется много времени для письменной характеристики достижений каждого ученика. К дескриптивным шкалам относится и способ оценки – портфолио или портфель достижений. В папку собираются различные работы ученика. Сравнение однотипных работ, выполненных в разное время, и является оценкой. Например, в портфеле достижений несколько контрольных работ, сочинений, рисунков.

В чем преимущество количественных шкал?

В чем преимущество порядковых шкал?

Вторые очень информативны и содержательны, но не очень объективны и требуют большой затраты времени.

Первые шкалы меньше дают информации об объекте, но просты в использовании и экономны во времени. количественные показатели и шкалы беднее по содержанию качественных. Это – аксиома квалиметрии. Теории оценки качества. Использование только количественных шкал обедняет представление о таком сложном объекте оценки, каким является качество образования. (34. стр. 53 - 54).

При выборе шкал принципиальное значение имеет возраст обучающихся, их уровень психофизического развития, уровень образования.

В начальной школе уместнее использовать чисто логические, описательные оценки, а также суждения – прогнозы о способностях детей, формулируемые в виде рекомендаций. Прогноз при этом должен быть благоприятный и осторожный, ведь ребенок находится только вначале большого пути, он только начинает учиться.

Так, Ш.Амонашвили применял комбинацию двух дескриптивных шкал – языковой и аналоговой. Родители получали пакет с лучшими работами их детей

( аналоговая шкала) и вложенную в него оценку – характеристику, написанную учителем ( знаковая шкала). В технологии А.М. Кушнира основой оценочной системы является комбинация ранее описанной рейтинговой системы и некоторого варианта дескриптивной аналоговой ( «папки достижений»). такие параметры как каллиграфия, красота линий оцениваются относительно предыдущего дня. Достаточно положить рядом вчерашнюю и сегодняшнюю работы и увидеть отличие. Разница трудноуловима, но достаточна, чтобы учитель и ученик согласились : сегодня « +», « » или -«0». (29).

Современному учителю важно учиться применять в своей деятельности разные шкалы. Для оценки конечного результата - одну шкалу, для оценки процесса – другую.

Но и этого недостаточно. Успешное применение разных шкал возможно лишь, при условии грамотного определения критериев оценки учебных достижений школьников. Шкалы должны быть критериально - ориентированными.

О. Лебедев, президент Общественного института развития школы, член – корреспондент РАО, что наиболее адекватной современной ситуации развития российской школы шкалой оценивания может стать «накопительная» шкала. В этом случае оценки ставятся за выполнение контрольных заданий, каждое из которых должно быть ориентировано на выявление какого – либо значимого образовательного результата. Шкала оценки за выполнение отдельного задания может быть лишь « двоичной» - задание или выполнено, или не выполнено

( возможен и вариант « троичной» шкалы – задание не выполнено; способ решения выбран верный, но допущены технические ошибки; задание выполнено). При этом в зависимости от сложности задания цена задания может быть разная, и поэтому годовая сумма баллов у разных учащихся может быть различной.

В настоящее время, в связи с утверждением принципа вариативности программ и учебников, автономии образовательных учреждений необходимо перенести акцент с контроля за ходом учебного процесса на оценку образовательного результата.

Система оценивания прежде всего должна соответствовать целям и задачам современного образования, предусматривать применение разных шкал, соблюдать критериальный подход к оцениванию учебных достижений школьников.
2.Критериальная основа оценочной деятельности.
Оценка осуществляется в соответствии с параметрами, критериями и показателями. Параметр показывает то, что подлежит оцениванию. Критерий отражает признак, по которому оценивается результат. В переводе с греческого критерий означает мерило оценки. Показатель можно рассматривать как частный критерий, расшифровывающий его содержание. Например, оценке подлежат общеучебные умения. Это параметр. Одним из критериев может выступить умение сотрудничать в учебном процессе. Показатели в таком случае могут быть такие:

- умение договариваться в группе, паре;

- умение распределять работу;

- умение оценивать свой вклад в работу;

Главное отличие современной школы – это ориентация на конечный результат. Такой результат должен быть измерен. Г. Ковалева, заведующая Центром оценки качества образования института среднего образования РАО, считает, что введение новой отметки без введения критериальной основы оценивания абсолютно бессмысленно. ( 17). Критериальная основа оценивания фиксируется в разделе « Требования к уровню подготовки выпускников» государственного стандарта. (В настоящее время в требованиях ФГОС НОО- авт.)Существенным недостатком их является то, что они формулируются в общем виде, без учета возможности измерения их достижения. Выполнить все требования практически нереально. Если большую часть, то на каком уровне? Важно выделить минимальные требования, обеспечивающие базовый уровень подготовки, и требования более высокого уровня. Затем надо договориться, что мы понимаем под словами « достижение стандарта», определив минимально необходимый процент выполнения заданий, типы проверочных заданий к требованиям разного уровня. После этого можно создать банк заданий, проверяющих достижение того или иного уровня освоения стандарта. Лишь после того, как будет сформирована критериальная основа оценивания достижения стандарта, школа сможет действительно работать на конечный результат. Англичане устанавливали свои уровни достижений на протяжении десяти лет, предлагая детям разного возраста разные задания, для того чтобы увидеть, в каком возрасте большинство ребят осваивают данный элемент содержания образования. Это позволяет иметь точку отсчета и видеть продвижение каждого ученика в сравнении со средним показателем для его возрастной группы.

Критерии тесно связаны с целями образования. Критериально - ориентированный подход к оценке учебных достижений младших школьников заменяется понятиями « ориентированный на содержание», «ориентированный на требования к уровню подготовки». (9). Качественно новая личностно – ориентированная развивающая начальная школа призвана обеспечить выполнение следующих основных целей:

- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

-воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

- сохранение и поддержку индивидуальности ребенка;

Приоритетом является формирование общеучебных умений и навыков. (47).

В качестве предмета оценивания следует рассматривать основные результаты обучения в начальной школе, представленные группами умений.

Особенно важны следующие общеучебные умения:

- осмысленно читать художественные, научно-популярные и публицистические тексты, соответствующие возрасту, выделять в тексте главную

мысль; пересказывать текст; искать информацию в учебной литературе, в словарях и справочниках (в том числе с использованием компьютера);

- выполнять работу по несложному алгоритму; индивидуально, совместно (всем классом) ставить новую задачу, определять последовательность действий по ее решению; доводить начатое дело до конца;

- описывать объект наблюдения, проводить классификацию отдельных объектов по общему признаку, сравнивать объекты для того, чтобы найти их общие и специфические свойства, высказывать суждения по результатам сравнения;

- видеть границу между известным и неизвестным; соотносить результат своей деятельности с образцом; находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их; вырабатывать критерии для оценки учебной работы; оценивать свои и чужие действия по заданным критериям; обращаться к взрослому с запросом недостающей информации или просьбой о консультации, как устранить учебные трудности, установленные самим ребенком; а главное – склонность искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде;

- вступать в учебное общение, участвовать в дискуссии, организовывать свою работу в малых группах, владеть приемами и навыками учебного сотрудничества.

В их перечне также есть следующие требования:

- Определение способов контроля и оценки деятельности ( ответ на вопрос «такой ли получен результат»?, « Правильно ли это делается?»; определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (

ответ на вопрос « какие трудности могут возникнуть и почему?), нахождение ошибок в работе и их исправление.

В Федеральном эксперименте проверялась новая система оценивания, которая должна позволять:

- осуществлять информативную и регулируемую ( дозированную) обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперед, а на определенном этапе – и об общем уровне выполнения и о слабых своих сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание; учителю же обратная связь должна давать информацию о том, достиг он или нет поставленных им целей;

использовать ее как форму поощрения, но не наказания, стимулировать учение, сосредотачиваться более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают;

- отмечать с ее помощью даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им продвигаться в собственном темпе, и не используя фактор времени;

- ориентировать ученика на успех и не способствовать наклеиванию ярлыков, в том числе связанных с нереалистическими ожиданиями проверяющих;

- опираться на широкую основу, а не только на достижения ограниченной группы учащихся класса, содействовать становлению и развитию самооценки.

Критерии оценки результатов обучения были разработаны по каждому предмету и к каждому году обучения. Использовался тестовый метод контроля.

Критерии необходимы, чтобы привнести ясность в интерпретацию результатов обучения.

Для оценки учебных достижений на конец букварного периода могут быть использованы требования к знаниям и умениям, приведенные в авторских и рабочих программах. Критерии могут быть сформулированы через умения. Для более точного понимания необходимо конкретизировать примерами образцов заданий.





Планируемые результаты

Образцы проверочных заданий

Критерии выполнения

Сроки

Чтение незнакомых предложений

Прочитай предложение:

Бежал заяц к лесу и вдруг увидел лису.

Найди и прочитай предложение подпись к картинке.



Умение читать плавно, по слогам

21 марта.

Чтение незнакомого текста

Текст, аналогичный приведенному на стр. 159 « Русской азбуки» ( В.Г. Горецкий и др. Просвещение 2003.

Умение читать плавно, по слогам.

Умение читать плавно по слогам двухсложные слова.



Апрель

В отношении других, более коротких периодов обучения, учитель свободен в выборе критериев оценивания учебных достижений школьников. Важно только, чтобы к концу букварного периода дети достигли того результата, который

требуется по программе. В зависимости от уровня подготовленности детей класса, их обучаемости, учитель может проектировать достижение промежуточных результатов в определенный отрезок времени. При этом следует подбирать такие критерии оценки достижений, чтобы необходимый ( базовый) результат могли продемонстрировать все учащиеся класса. Все другие критерии могут быть приняты как дополнительные на данный отрезок времени. Ряд учащихся вполне может быть оценен по дополнительным критериям, но всем 100% учащимся для того, чтобы успешно идти всем дальше в обучении достаточно продемонстрировать результаты в соответствии с основными, базовыми критериями. Данные рекомендации позволяют тщательно продумывать технологию обучения.

Критерии для оценки результатов по каждой учебной теме могут быть сформулированы учителем, исходя из требований стандарта, программы,

особенностей обучаемости школьников. При этом критерии важно довести до сведения детей, родителей. Вначале изучения темы критерии оценки результатов могут быть предъявлены ученикам в виде учебных задач. Форма предъявления

может быть разная – карта знаний, комплекс учебных целей, представление планируемых результатов в виде образцов контрольных заданий, сочинений, тестов и т.д. Так уже делается в ситуации подготовки учащихся к итоговой государственной аттестации. Пробный ЕГЭ - норма процедуры итоговой аттестации.

В итогеполучается результат, который соответствует требованиям стандарта, ожиданиям педагогов, учеников, и родителей.

Критерии оценки могут быть сформулированы и для текущего контроля. Они позволят детям лучше понять сущность понятий, правил и закономерностей, оценить собственный уровень достижений.

Важно довести критерии до сведения учащихся, чтобы они были приняты ими. Мало того, необходимо, чтобы дети сами принимали участие в разработке критериев, учились оценивать свои учебные достижения по этим критериям. Так

постепенно будет формироваться самостоятельность, ответственность и инициатива, умение учиться. Уже в первом классе ребенка можно научить оценивать выполнение задания по определенным правилам, или иначе, признакам или критериям. Сущность оценочной деятельности учителя выражается не только в умении разработать или правильно подобрать критерии оценки учебных достижений детей, но и научить детей оценивать свои действия и результат собственной учебной деятельности. Это принципиальное положение оценочной деятельности, реализующейся в парадигме личностно - ориентированного и развивающего образования. Ребенок выступает как субъект деятельности на всех этапах учебного процесса, в том

числе и на этапе контроля и оценки, где традиционно гегемония учителя всегда была неоспорима. Большинству педагогов бывает непонятно, как первоклассник

может оценивать свои действия, если у него еще не сформирована позиция ученика. Вместе с тем, в практике развивающего образования разработаны методические приемы обучения детей умению оценивать свои учебные действия

и получаемые результаты. (5; 51).

Рассмотрим подобные приемы организации оценочной деятельности в первом классе.



Вначале критерием выступает образец. Учитель демонстрирует правильное написание элемента буквы, просит детей воспроизвести его в прописях и оценить свой учебный результат в соответствии с образцом (эталоном). Оценить можно с помощью волшебной линеечки или знаков = - ?

После самооценки ребенка оценку совершает учитель. Несовпадение оценок вызывает рефлексию: почему моя оценка не совпала с оценкой учителя? Какой элемент буквы я написал неправильно? Ученик стремится найти причину своей ошибки.



Критерии вводятся постепенно. Каждую работу можно оценить по разным критериям, но важно, чтобы ребенок учился видеть свой результат вначале через призму одного критерия, затем нескольких. При подготовке к выполнению

задания учитель спрашивает учеников: « Какое умение мы будем проверять ? какое правило? Что нужно для того, что бы правильно его выполнить? Так формулируется критерий. Приведем пример:

Задание: Списать текст из пяти слов безошибочно.

Ребята, что нужно уметь, чтобы безошибочно выполнить задание?

Отвечают: быть внимательными, не пропускать буквы в словах. Хорошо. Давайте оценим свою работу по критерию « Умение не пропускать буквы в словах».

Выполняют, оценивают себя. Затем учитель оценивает работу по этому же критерию.



Учитель вправе вводить дополнительные критерии оценивания. Например, ребенок выполнил работу плохо. Оценка по основному критерию будет низкая. В этой связи учитель предлагает ученику оценить себя по критерию

« аккуратность», « старательность», оценивает его и сам по одному из дополнительных критериев. Зачем?

Ну, конечно, для того, что бы ребенок испытал успех, поверил в себя. Иначе он перенесет низкую оценку в целом на собственную личность. Мотив учения может ослабеть. Младший школьник, как никто другой, должен испытать ситуацию успеха.

Далее учащиеся учатся видеть учебное задание сквозь призму нескольких критериев, учатся оценивать себя по нескольким критериям. Критерии к заданиям на этапе изучения нового материала и первичного формирования умений формулируются исходя из алгоритма правила.

Приведем пример разработки критериев оценки умений осуществлять перенос слов. 2 класс. Учебник Т.Г. Рамзаевой. Правило звучит так: проверку сформированности данного умения можно сделать на основе выполнения упражнения № 111. стр. 57.
СПИШИТЕ, РАЗДЕЛЯЯ СЛОВА ЧЕРТОЧКАМИ ДЛЯ ПЕРЕНОСА.

Школа, страна, площадь, урожай, озеро, игра, дружба, решаю, песня, одежда.

Определение критериев.


Ребята, какие критерии ( умения) надо соблюдать, чтобы правильно выполнить задание?

Назовите их в том порядке, по которому вы будете их применять.




  1. Умение определять количество гласных в слове.

  2. Умение делить слова на слоги.

  3. Умение не оставлять одну букву на строке.

Так правило переведено на язык алгоритма. Выполняя задание, ученик может осуществлять самоконтроль учебных действий и грамотно оценить себя по сформулированным критериям. Критерии к оценке умений осуществлять перенос слов могут усложняться от класса к классу, иметь отличия в разных УМК.

1. Критерии оценки учебных достижений выдвигает сам учитель накануне повторительно-обобщающего урока.

1. Умение различать объекты живой и неживой природы.

2. Знание внешних признаков групп животных.

3. Различение по внешнему виду групп растений.

4. Умение приводить примеры редких растений и правила их охраны.

5. Знание основных признаков времен года.

2. Обсуждение критериев, запись их в тетради.

а) Выполнение прогностической оценки:

«+ » ( знаю), « ?» (затрудняюсь), « - » (не выполню, не знаю)

б) Рефлексия.

Ребята, скажите, пожалуйста, какие умения вызывают у вас затруднения? Над чем еще необходимо поработать дома?

Каждый называет тот критерий, где он поставил « ?», « - ».

в) Результат: Дома готовятся по критериям, прогнозируют, какие задания могут быть даны.

3. Выполнение работы.

Каждому заданию дан балл. Учитель объясняет различие в баллах трудностью заданий. Дети могут назначить цену какого-либо балла выше или ниже. После работы оценивают себя в баллах сами, затем оценивает учитель. Можно оценить и по знакам +, - . Максимально можно набрать 5 плюсов.



4. Рефлексия: Почему не совпадают оценки? На какой критерий необходимо обратить внимание?

5. Постановка индивидуальных учебных задач в соответствии с результатами работы.


Для определения критериев в ходе рубежного контроля необходимо соотнести требования стандарта и программы. Так, в теме « Мы –

жители Земли » ( 4 класс. Программа А.А. Плешакова) рассматриваются такие требования стандарта:

- Описывать значение Солнца для жизни на Земле.

- Определять стороны горизонта по Солнцу и компасу.

- Знать сезонные изменения в природе.

- Владеть элементарными приемами чтения карты.

Значит, для рубежного контроля могут быть следующие критерии:

1. Умение объяснять значение Солнца для жизни на Земле.

2. Умение определять стороны горизонта.

3. Умение называть и показывать материки, океаны, государство Россия.

4. Умение приводить примеры сезонных изменений в природе.

Учащиеся сами могут определить « цену» каждого задания, а перед проверочной работой могут сделать прогностическую оценку с помощью знаков +, -, ?. Вместе

с учителем дети могут продумать и примерные задания, найти их по рабочей тетради или по тетради « Проверь себя»

Итоговый контроль за первый год обучения по программе образовательной области « Окружающий мир» может быть проведен по следующим критериям:




  1. Умение распознавать:

  • - части растений;

  • - группы животных

  • овощи и фрукты

  • сосну и ель




  1. Знание названия нашей Родины, города.

  2. Знание правил поведения в лесу

  3. Знание правил ухода за комнатными растениями.

5.Уметь придумывать сказку о снежинках, о правилах перехода улицы.

Формулировка критериев к итоговому контролю совпадает с планируемыми требованиями к умениям, зафиксированным за учебный год. Но не следует включать в перечень обязательных умений те, которые будут отрабатываться в последующие годы обучения в начальной школе. Особенно это касается первого года обучения. Первый класс считается адаптационным, поэтому ряд умений, например знание правил поведения в лесу и умение составлять сказку о снежинках могут являться необязательными.

Приведем пример разработки обобщенных критериев на уроках математики. В теме « Нумерация чисел в пределах 1000» ( 3 класс. Программа под. редакцией М.И. Моро) оценка учебных достижений младших школьников может осуществляться в соответствии со следующими критериями:


  1. Знание натурального ряда чисел.

  2. Знание разрядов и классов.

  3. Умение записывать состав числа.

  4. Умение заменять число суммой разрядных слагаемых.

  5. Умение превращать крупные единицы счета в мелкие и наоборот.

  6. Умение сравнивать числа.

  7. Умение увеличивать и уменьшать числа в 10 и 100 раз.

Критерии могут быть предъявлены учителем и могут быть разработаны в совместной деятельности учителя и учащихся. К данным критериям можно разработать математический диктант, включающий следующие задания:

1.Записать числа: 527, 370, 602. заменить эти числа суммой разрядных слагаемых.

2. Среди данных чисел найдите» лишнее» число, запишите их в порядке возрастания:

458, 294, 583, 79,467, 806, 790.

3. Записать число, в котором З сотни и 6 десятков.

4. Записать число, в котором 7единиц 3 разряда и 3 единицы 1 разряда.

5. Записать число, которое следует за числом 399.

6. Записать число, которое при счете называют перед числом 600.

7. Сравнить числа 609 и 690.

8. Увеличить число 20 в 10 раз.

9. Уменьшить число 8оо в 100 раз.

10. Вставить пропущенное число так, чтобы равенства были верными:

840 = * десятков. 50 десятков = * единиц.
При подготовке к диктанту учащиеся могут ориентироваться на сформулированные критерии. Оценка результатов на основе критериев позволяет учителю быть более объективным, ученику дает возможность прогнозировать уровень выполнения задания, находить причины ошибок, предупреждать их.

Критериальная оценка достижений позволяет качественно оценить учебные действия школьника, разработать адекватные контрольные процедуры: диктанты, тесты, контрольные и проверочные задания.

Критерии оценки промежуточных результатов разработаны в ряде вариативных программ, например в программе по русскому языку под редакцией Н.В. Нечаевой. ( образовательная система Л.В. Занкова). В программах традиционной начальной школы содержательные критерии оценки результатов обучения не разработаны.

Применение критериальной оценки требует и введения новых инструментов оценивания, и обучения школьников умениям самооценки.



3. Сущность оценочной деятельности ученика.
Оценочная деятельность ученика есть целенаправленная активность по составлению характеристики собственных учебных действий и учебных достижений. Деятельность по самооцениванию включает две составляющих:

  1. понимание учеником критериев качества своей работы.

  2. владение способами оценивания.

Оценочная деятельность проявляется в том, что ученик знает, что он знает хорошо, а что ему надо подучить. Он понимает, в чем причина его ошибки,

умеет ее находить и исправлять, может придумать задание для работы над ошибками. ( Цукерман Г.А.).

Главный смысл самооценки состоит в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности.

САМООЦЕНКА _ - есть умение дать содержательную и развернутую характеристику своих результатов. ( 22).

Функции самооценки.


  1. Констатирующая – на основе самоконтроля ( что я знаю хорошо, а что недостаточно?).

  2. Мобилизационная – ( мне многое удалось, но в этом вопросе я разобрался не до конца).

  3. Проектировочная – ( чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить……… )

Самооценка позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны и выстроить программу дальнейших действий.

Школьнику должна быть раскрыта вся суть оценочной деятельности, которую учитель излагает до того, чтобы оценить его.

ПРОЦЕДУРА САМООЦЕНКИ.


  • Принятие учеником четких эталонов ( критериев) оценивания или совместная разработка критериев.

  • Ознакомление с заданием.

  • Прогностическая самооценка по критериям ( смогу ли, все ли, часть задания?)

  • Сопоставление эталонов и результатов. Рефлексивная самооценка.

  • Постановка коррекционно – развивающих задач.

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ САМООЦЕНКИ. ( по Ксензовой Г.Ю.)




  1. Отсутствие оценки. Ученик всецело полагается на отметку учителя, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий.

  2. Адекватная ретроспективная самооценка. Умеет самостоятельно оценить свои действия и обосновать правильность или ошибочность результата.

Критически относится к отметкам учителя, но не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается это делать.



  1. Неадекватная прогностическая оценка. Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения. Но не учитывает при этом возможность изменения известных ему способов действий. Оценивает решенные задачи, но учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру.

  2. Потенциально адекватная прогностическая оценка. Учитывает изменения известных ему способов действий. Может с помощью учителя обосновать свою возможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия, делает это неуверенно.

  3. Актуально адекватная прогностическая оценка. Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменение известных способов действия. Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения.

Самооценка значительно легче вводится в учебный процесс, если у школьника нет другого опыта оценивания. Самооценка должна предшествовать оценке учителя. Несовпадение двух оценок становится предметом обсуждения, что порождает с одной стороны, работу над критериями оценки, а с другой стороны позволяет оформить действия самоконтроля учащихся как особую задачу. (6;51).
4. Виды самооценки и приемы формирования.
Самооценка может быть прогностической и рефлексивной. Прогностическая самооценка осуществляется перед выполнением учебного задания. Ученик определяет, что он сможет сделать хорошо, что его затруднит, что не сможет выполнить. То есть это своеобразный прогноз

своей возможности выполнения отдельных заданий, входящих в проверочную работу. Прогностическая оценка эффективна на этапе подготовки к контрольным работам. Дети вместе с учителем разрабатывают критерии оценки учебных достижений. В соответствии с ними учителем будет составлена контрольная работа, подобраны соответствующие задания. Возможен вариант, когда учащимся предъявляются конечные результаты обучения в начале изучения темы. Критерии уже известны, они адекватны учебным задачам, зафиксированы в карте знаний, образовательном маршруте. В таком случае, учащиеся обращаются к ним постоянно и в ходе подготовки к рубежному контролю могут оценить свои возможности качественного выполнения контрольной работы. Процедура организации прогностической самооценки такова:



    1. Ученики оценивают свои возможности по каждому критерию. Формой оценки может быть волшебная линеечка или значки +. - ?.

    2. Учитель организует обсуждение результатов оценивания. Выяснение того, какие критерии получили низкую оценку, какие высокую. Содержание некоторых критериев анализируется.

    3. Учащиеся обсуждают, какие задания могут соответствовать тем или иным критериям. Подбор заданий из учебника, выбор из перечня , предложенного учителем. Выполнение заданий всеми учащимися класса и по выбору в соответствии с прогностической оценкой.

    4. Каждый ребенок знает то, над чем ему необходимо поработать при подготовке к контрольной работе.

    5. Домашнее задание учащиеся могут сформулировать сами в соответствии с критериями и собственной прогностической

самооценкой. Возможен вариант составления контрольной работы самими учащимися, исходя из предложенных критериев.

Использование приемов прогностического оценивания позволяет учащимся осознать сущность изучаемых понятий и закономерностей, учиться не только выполнять задания по алгоритму, но и уметь объяснять свои действия.

Прогностическая самооценка соотносится с ретроспективной самооценкой, которая происходит после сверки с образцом решения заданий.

Ученик выясняет, по какому критерию он занизил или завысил самооценку, пытается найти причину расхождений, а также причину своих ошибок. Критерии на этапе рубежного контроля носят обобщенный характер, но каждый из них может быть раскрыт через совокупность частных критериев, или иначе показателей.


Содержательная самооценка предельно дифференцируется, что обеспечивает качественный самоанализ учебной деятельности, ее результатов.

Вначале учитель предъявляет учащимся критерии оценивания своей работы. Далее учащиеся вовлекаются в этот процесс. Если учащиеся открыли новое правило, алгоритм, закономерность, то формулировка критериев оценки учебного задания по данной теме их не затруднит. Возможно применение таких приемов.

Всем известно, как дети « любят » читать задания и вопросы к упражнениям в учебнике. Невнимательное прочтение приводит к тому, что выполнение задания бывает формальным, тренировочный эффект не достигается.

Обучение самооцениванию по критериям позволяет школьникам более осознанно усваивать учебный материал.
Для этого предлагаются следующие приемы.

Прием № 1.

Учитель предъявляет учащимся перечень критериев, связанных с изучением данной учебной темы. Критерии могут быть написаны на доске.

Вопрос: « Ребята, какое упражнение со страницы 112 необходимо выполнять, соблюдая данные критерии. Обоснуйте свой ответ ».( Или: для какого упражнения потребуются перечисленные умения ?)

Учащимся необходимо внимательно прочитать задания к упражнениям, соотнести содержание с предложенными критериями, указать номер упражнения, обосновать свое мнение. Ситуация выбора стимулирует к деятельности. Данный прием способствует формированию учебной мотивации, осознанию процесса учения.

Прием №2.

На доске написаны критерии, часть из них избыточные.

Задание: « Ребята, какие критерии нужно соблюдать, чтобы выполнить упражения № 57 ?». Обоснуйте свой ответ.

Учащимся приходится внимательно прочитать критерии, проанализировать их суть, найти лишний, избыточный для данной ситуации показатель.

Проговаривание критерия, его пояснение очень важно для формирования теоретического мышления, осмысления своих учебных действий.

Организация такой работы значительно важнее, чем требование заучивания правила наизусть.

Прием № 3.

Ученики подбирают задания из учебника, или придумывают свои упражнения в соответствии с выделенными в совместной деятельности критериями. Так происходит закрепление формируемых учебных умений.

Самооценке могут подвергаться не только результаты овладения предметным содержанием, но и общеучебные умения. Перечень их впервые предложен в материалах Федерального компонента государственного стандарта. Достижение одной из главных задач начальной школы – умения учиться, невозможно без формирования таких умений как умение сотрудничать, работать в группе, искать информацию, наблюдать, задавать вопрос и т.д. (47) . Важно продумать как в течение учебного года, и в целом, в период начального обучения будет контролироваться процесс формирования общеучебных умений – фундамента ключевых компетенций.



В первом классе достаточно научить учащихся пользоваться инструментами оценивания, выбирать критерии оценки своей работы, сравнивать свою оценку с оценкой учителя. Ребенку нужно показать смысл оценочной деятельности. Вначале он учится сверять свою работу с эталоном. Эталоном выступает образец написания букв, цифр. Несовпадение двух оценок становится предметом рефлексии. В ходе диалога, в котором сравниваются оценки, ученик приходит к пониманию причины своей ошибки, проговаривает алгоритм действий, осознает сущность изучаемого материала. Так формируется оценочная самостоятельность.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница