«Терпение и труд»



Скачать 85.25 Kb.
Дата03.05.2016
Размер85.25 Kb.
Урок по предмету ОРКиСЭ (модуль «Основы светской этики» )4 класс

Тема: «Терпение и труд»

Тип: ознакомление с новым материалом.

Цель урока: определить нравственное значение труда в жизни детей.

Задачи:1) объяснить пословицу «терпение и труд все перетрут»;

2) определить виды посильного детского труда;

3) определить «характер» труда;

4) «собрать пословицы» о труде, дать им толкование;

5)обсудить сценку по рассказу Н. Носова «Заплатка» (Как мальчику удалось справиться с заплаткой?)

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;




Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства их осуществления;

Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии поставленной задачей и условиями ее реализации.

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения суждений;

Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого на свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.




Ресурсы урока: мультимедиа комплекс, презентация к уроку, дидактические иллюстрации, карточки с заданиями.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Мотивация деятельности. Актуализация знаний. Работа с текстом. Целеполагание.

-Добрый день, ребята. Чтобы узнать тему сегодняшнего урока прочитаем рассказ В. Осеевой «Сыновья».

- Скажите, почему старик ответил, что видит только одного сына? Можно ли сказать, что для этого мальчика помощь матери – естественная потребность? А какова роль труда в вашей жизни?

О чем будем говорить на уроке?

Да, тема сегодняшнего урока «Терпение и труд».

Терпение неразрывно связано с трудом. Помните пословицу «Терпение и труд все перетрут»? Что это означает?

Обратимся к толковому словарю и найдем определение слова «Терпение».

-Да, в любом деле, занятии нужны эти качества и тогда многое получится. Жизнь человека невозможна без труда. У детей одни трудовые обязанности, у взрослых – другие. Назовите ваши трудовые обязанности.


Дети читают рассказ, работая в парах.

-Только он один из ребят помог матери.

- О труде в нашей жизни.

-С помощью терпения и труда можно совершить любые дела.



-Слово «терпение» имеет два значения: 1) это способность терпеть;

2) это настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле.

-Учеба в школе, помощь взрослым по дому и пр.


Организация познавательной деятельности. Раскрытие темы урока.

Давайте определим, какую роль играет труд в вашей жизни.

(работа в группах: 1-мне не лень учиться; 2- дежурство по классу; 3- домашние поручения; 4-во саду ли, в огороде).

По мере ответов детей на доске составляется схема «Труд в нашей жизни».


Дети работают с дидактическими картинками, описывающими посильный детский труд, готовят устные ответы. Далее от каждой группы выступающий ребенок комментирует дидактические иллюстрации, группа приводит свои примеры. Рассказ сопровождается показом слайдов.

Обобщение по теме урока.

-Итак, вы рассказали о том, как важен труд в нашей жизни. А теперь объясним характер труда.

( Слайд). На примере рассказа «Сыновья» В. Осеевой.



Труд должен быть свободным, посильным, постоянным.

Труд должен быть свободным, такая свобода наступает тогда, когда человек осознает необходимость и важность того, что он делает.

Труд должен быть посильным, нельзя, например, поднимать тяжести, которые тебе не по силам. Если трудишься постоянно, то труд входит в привычку, появляется не только необходимость, но и потребность в труде.

Это правило относится как к физическому, так и умственному труду. Серьезный труд всегда тяжел и требует отдыха. Хорошим отдыхом от труда может быть перемена дела.



Дети обсуждают понятия

Физкультминутка.




Закрепление пройденного материала

-А теперь давайте соберем пословицы о труде.

По мере поступления ответов, появляется слайд с текстом пословицы.



Дети работают по учебнику. Вопросы и задания1. Собери пословицы. с 91.


Просмотр и обсуждение сценки по рассказу Н. Носова «Заплатка»

- Что заставило Бобку взяться за иголку?



Легко ли ему было поставить заплатку? Что помогло?


Группа детей показывает сценку, остальные учащиеся смотрят, обсуждают и отвечают на вопросы учителя.

Итог урока. Рефлексия деятельности




-Итак, ребята, чему был посвящен урок? Какие задания вы выполняли? Определили роль труда в вашей жизни?

-Запомните эти правила (слайд): нельзя только пользоваться трудом других людей, самому ничего не делая. Вноси свой вклад в общие дела, и ты будешь счастлив. Работай с увлечением, интересом, с радостью. При этом не забывай, что школьная работа и выполнение домашних заданий остается для тебя самым важным делом. Ведь за успехи ты отвечаешь не только перед родителями, но и перед государством.




-Мы говорили о терпении и труде, рассказывали о школьных и домашних обязанностях, о том как важен труд в жизни.

Дети отвечают на вопросы



  • Сегодня на уроке я……..

  • Самым интересным и полезным для меня было…….

Дети читают по очереди.

Домашнее задание

Подготовить рассказ о профессиях родителей

Приложение.

Грядка

Я давно весну ждала,

У меня свои дела:

Мне участок в огороде

Нынче мама отвела.

Я возьму свою лопатку,

Я пойду вскопаю грядку.

Мягкой грядка быть должна-

Это любят семена.

Я на грядке терпеливо

Все комочки разобью-

Рыхлой, крепкой и красивой

Грядку сделаю свою.

Посажу горох, редиску и морковку,

А с боков

Будут кустики бобов. (В. Глущенко)



Физкультминутка

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе. (Потягивания—руки в стороны.)

Вот салат, а здесь укроп.

Там морковь у нас растёт. (Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой —

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать. (Приседания.)

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива. (Потягивания — руки в стороны.)

Мы её не будем трогать —

Обожглись уже немного. (Потягивания — руки вперёд.)

Все полили мы из лейки

И садимся на скамейки. (Дети садятся.)

Николай Носов



Заплатка Н. Носов

У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:

- Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!

Все ребята, конечно, завидовали. Ни у кого больше таких зеленых штанов не было.

Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.

Мама рассердилась:

- Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?

- Я больше не буду! Зашей, мама!

- Сам зашей.

- Так я же ведь не умею!

- Сумел порвать, сумей и зашить.

- Ну, я так буду ходить, - проворчал Бобка и пошел во двор.

Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.

- Какой же ты солдат, - говорят, - если у тебя штаны порваны?

А Бобка оправдывается:

- Я просил маму зашить, а она не хочет.

- Разве солдатам мамы штаны зашивают? - говорят ребята. - Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить.

Бобке стало стыдно.

Пошел он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи. Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать ее к штанам.

Дело это было нелегкое. К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иголкой.

- Чего ты колешься? Ах ты, противная! - говорил Бобка иголке и старался схватить ее за самый кончик, так чтоб не уколоться.

Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя вокруг сморщилась так, что одна штанина даже стала короче.

- Ну, куда же это годится? - ворчал Бобка, разглядывая штаны. - Еще хуже, чем было! Придется все наново переделывать.

Он взял ножик и отпорол заплатку. Потом расправил ее, опять приложил к штанам, хорошенько обвел вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать ее снова. Теперь он шил не спеша, аккуратно и все время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту.

Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда все сделал, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами.

Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его.

- Вот молодец! - говорили они. - А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал.

А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил:

- Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну ничего. Когда-нибудь оторвется - обязательно сам пришью.

Сыновья В. Осеевад

ве женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая. А третья молчит.

- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.

- Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

- Ну что? Каковы наши сыновья?



- А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница