Тестирование как метод педагогического контроля



Скачать 58.83 Kb.
Дата26.06.2016
Размер58.83 Kb.
К. Н. Никифорова

СГПА (Якутск)

Тестирование

как метод педагогического контроля

Инновационные процессы, связанные с регионализацией высшего образования, характеризуются повышением требований к педагогу как носителю человеческих ценностей, культуры и традиций региона. В связи с этим конкретизация содержания педагогического образования, основанная на применении краеведческих сведений с учетом местной специфики, относится к актуальной проблеме приобщения будущих учителей к культуре родного края. За счет гибкого сочетания дисциплин федеральной составляющей с дисциплинами национально-регионального (вузовского) компонента, курсов по выбору и дисциплин специализации достигается вариативность образовательных программ, позволяющая оперативно реагировать на запросы заказчика и учитывать адресность подготовки специалистов для системы образования, что, в свою очередь, наиболее полно реализуется в краеведческом образовании при подготовке будущего учителя.

В широком смысле слова краеведение означает совокупность научных знаний (исторических, культурологических, экономических) о каком-либо крае, области, городе, селе. Каждая из перечисленных областей по-своему важна, а взятые в комплексе они создают цельное представление о жизни той или иной общественно-экономической единицы.

В последние годы сложилась новая область краеведения — литературная. Литературное краеведение отличается специфическим набором материала. Эта дисциплина стала неотъемлемой частью разработанного нами спецкурса «Поэтика якутской прозы» в рамках национально-региональ-ного компонента для студентов-филологов Саха государственной педагогической академии, обучающихся по специальности «Русский язык и литература». Изучение этой дисциплины означает усвоение теории и истории литературы. В творчестве каждого писателя оставляет неизгладимый след край, где он родился и вырос или с которым он долгое время был связан. Не случайно Л. Н. Толстой признавал невозможным представить Россию без Ясной Поляны. Литературное краеведение призвано, прежде всего, воспитать высокие патриотические чувства, вызвать у студентов живой интерес к жизни родного края, способствовать правильной оценке общественной роли книги. В современной школе именно литературе принадлежит важная роль в патриотическом воспитании школьников. Она приобщает учащихся к литературе родного края, открывает в ней животворный родник гражданского становления личности, воспитывает чувство национальной гордости и любви к родному краю.

Изучение якутской литературы подтверждает тезис о целостности мировой культуры, изучение литературных взаимодействий раздвигает рамки национальной литературы, включает ее в единый историко-литературный процесс. Работа над краеведческим материалом помогает формированию уважительного отношения к культуре вообще и дает возможность глубже понять культуру своего народа.

Система тестирования является одной из форм эффективного контроля знаний студентов по данному спецкурсу.

Традиционные методы диагностирования успеваемости студентов (устный опрос, рефераты, и др.) имеют определенные недостатки. Рассмотрим некоторые из них.

Могут возникать трудности, связанные с особенностями преподавательской работы:



  • отличия в их уровне строгости при оценке одного и того же ответа;

  • при организации текущих проверок знаний большого числа студентов, когда оценивание проводится, главным образом, лишь по формальным критериям, наблюдается загруженность преподавателя рутинной мало творческой работой, связанной с большим объемом информации, которую требуется подготовить, обработать и проанализировать за относительно короткий промежуток времени;

  • возможная небеспристрастность преподавателя (по психологическим и иным причинам) к оценке ответов некоторых студентов;

  • иногда оценки, выставляемые студентам, оказываются недостоверными из-за опасения преподавателя, что они будут использованы для оценивания работы самого преподавателя.

Трудности, связанные со студентами: использование шпаргалок, списывание, «взаимопомощь» на экзамене, что искажает достоверность оценки знаний студентов и мешает преподавателю объективно взглянуть на качество своей педагогической работы.

Принятая, преимущественно, методика приема экзаменов и зачетов по 3–4 вопросам в билете не позволяет оценить полноту освоения материала и провоцирует списывание.

На современном этапе при оценке знаний студентов перечисленные проблемы в большей степени решаются использованием такой формы контроля, как тестирование.

Тесты — это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить преподавателями и студентами результативность познавательной деятельности студентов, т. е. оценить степень и качество достижения каждым студентом целей обучения (целей изучения).

Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями по дисциплине, и являются более объективным показателем обученности, чем оценка.

С их помощью изучают успешность овладения знаний по курсу «Поэтика якутской прозы». На формирование способностей (например, пространственных) влияние обучения также сказывается, но оно не является единственным фактором, определяющим уровень их развития.

Вместе с тем нельзя отрицать, что тесты достижений также могут в определенной степени предсказывать темпы продвижения учащегося в той или иной дисциплине, поскольку имеющийся на момент тестирования высокий или невысокий уровень овладения знаниями не может не отразиться на дальнейшем процессе обучения.

Для того, чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в тест достижений, необходимы знания конкретных фактов, дат и др. Старательный студент, обладающий хорошей памятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях теста достижений.

Подавляющее большинство вопросов сформулировано не традиционно, поэтому готовых ответов на них в учебниках нет, следовательно, у студентов на зачете или экзамене появляется возможность разрешенного доступа к литературе.

В аспекте нашей темы тест по спецкурсу — это материал (имена, события, факты, понятия, даты и т. п.), изложенный в форме вопроса с вариантами правильных или неправильных ответов.

После изучения спецкурса «Поэтика якутской прозы» студент должен суметь объяснить и продемонстрировать подходы и приемы к изучению якутской прозы 50–60-х годов, так называемого периода «оттепели». Все понятия разъясняются на примере произведений якутского прозаика Николая Алексеевича Габышева, которого якутские критики называют певцом Севера и зачинателем лирического стиля в якутской литературе, он закрепил жанр рассказа.

Студенты в процессе изучения проводят анализ текстов художественных произведений, совершенствуя инструментарий литературоведческого анализа на примере рассказов и новелл якутского прозаика.

Тест достижений составлен таким образом, что отражает знания студентов о целостной систематизированной проблеме курса; об отдельных составляющих структуры литературного произведения.

Чтобы ответить правильно на вопросы теста, студент должен знать литературоведческие понятия, определения, термины; стилевые направления в якутской литературе конкретного периода; он должен уметь анализировать художественные тексты; раскрыть значение композиции, сюжета, проблематики, авторской позиции произведений якутской литературы.

Вопросы, связанные с биографией писателя Н. А. Габышева, проверяют знания, приобретенные в ходе лекции: Почему Н. Габышева называют певцом Севера?

А) Он долгое время жил на Севере, переехав в город, скучал по родным местам.

Б) Он недолго пробыл на Севере, писал рассказы по своим воспоминаниям.

В) Он много слышал о Севере из рассказов матери.

Г) Это его родина.

При самостоятельном чтении и при подготовке к практическим занятиям, студент должен анализировать текст. Знания об использованных сравнения в рассказах Н. А. Габышева можно проверить при помощи вопроса с ответом-ориентиром: Какие сравнения использовал писатель в своих произведениях?

1. Сравнения, связанные с якутской мифологией.

2. Сравнения, связанные с темой Севера. Добавляется: приведите пример из любого произведения, который больше всего запомнился.



Вопрос «Признаки жанра рассказа и новеллы в творчестве Н. А. Габышева» (название произведений) активизирует знания не только по прочитанным произведениям, но и по теории литературы.

Таким образом, тест достижений стал эффективной формой контроля качества знаний студентов по спецкурсу «Поэтика якутской прозы», входящую в национально-региональный вузовский компонент.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница