Тестовые материалы, используемые при контроле знаний студентов



Скачать 262.3 Kb.
Дата19.05.2016
Размер262.3 Kb.
Система контроля: текущее и промежуточное тестирование, вопросы для самоконтроля по темам дисциплины, итоговые вопросы, выносимые на экзамен.

ТЕСТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ КОНТРОЛЕ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

1. Выделите противоположное понятие понятию «имманентное»:

1) Эмпирическое;

2) Теоретическое;

3) Трансцендентное.



2. Каким понятием обозначается способность человеческого мышления осознавать свои собственные формы и содержание, критически анализировать предпосылки и методы познания?

1) Категория;

2) Рефлексия;

3) Философия.



3. Какое понятие не относится к философским категориям?

1) Материя;

2) Сознание;

3) Истина;

4) Этикет;

5) Сущность;

6) Возможность.

4. Какое понятие является противоположностью понятию «материальный»?

1) Чувственный;

2) Эмпирический;

3) Идеальный;

4) Имманентный.

5. Что такое «трансцендентный»?

1) Обозначение всего того, что выходит за пределы нашего опыта, допускается в качестве предмета, существующего вне сознания;

2) Обозначает свойство, внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу;

3) Относящийся к разуму, рассудку. Форма познавательного отношения человека к миру с позиций разума.



6. Какое понятие не характеризует философию?

1) Всеобщее;

2) Рациональный;

3) Догматизм;

4) Критичность;

5) Любовь к мудрости.



7. Выберите из списка философов Древней Греции:

1) Эмпедокл;

2) Фома Аквинский;

3) Кант;


4) Фалес;

5) Сократ;

6) Платон;

7) Ницше;

8) Аристотель;

9) Августин;

10) Парменид.

8. Определите понятие, которое не является характеристикой апейрона:

1) Беспредельный;

2) Неопределенный;

3) Находящийся в покое;

4) Бескачественный.

9. Кто из философов в качестве первоначала и сущности всего существующего называл апейрон?

1) Анаксимандр;

2) Анаксимен;

3) Фалес;

4) Гераклит;

5) Парменид.



10. В каком учении материя предстает как дискретная, прерывная?

1) Софистика;

2) Скептицизм;

3) Платонизм;

4) Атомистика.

11. Основное понятие философии Платона, выражающее сущность всего существующего?

1) Атом;


2) Идея;

3) Вода;


4) Логос.

12. Что является предметом исследования натурфилософии?

1) Человек;

2) Космос;

3) Природа;

4) Общество.

13. Как у Аристотеля называется «движущая сила», «активное начало, превращающее возможность в действительность»?

1) Бог;


2) Энтелехия;

3) Эйдос.

14. Как называется «Идея» в философии Платона?

1) Эйдос;

2) Энтелехия;

3) Фюсис.



15. Каким термином обозначается «направление в средневековой схоластике, утверждавшее, что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей»:

1) Реализм;

2) Номинализм;

3) Натурфилософия.



16. Что такое номинализм?

1) направление в средневековой схоластике, утверждавшее, что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей;

2) направление в средневековой философии, считавшее, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия (универсалии), создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.

17. Каким понятием обозначается «учение о сотворении мира, живой и неживой природы в едином творческом акте»?

1) теизм;

2) креационизм;

3) монотеизм.



18. В чем суть теизма?

1) Бог отождествляется с природой.

2) Бог после творения не принимает участия в судьбе мира;

3) Бог существует вне мира и над ним.



19. В чем суть пантеизма?

1) Бог отождествляется с природой.

2) Бог после творения не принимает участия в судьбе мира;

3) Бог существует вне мира и над ним.



20. Кто теоретически обосновал идеал исторически нового типа знания – экспериментально-индуктивного естествознания?

1) Р. Декарт;

2) Б. Спиноза;

3) Ф. Бэкон.



21. Что такое дедукция?

4) Вывод от общего к частному;

5) Вывод от частного к общему;

6) Разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения.



Вопросы для самоконтроля по каждому разделу

Тема 1. «Философия, и ее роль в жизни человека и общества».

1. Что такое мировоззрение?

2. Какие исторические типы мировоззрения вы знаете?

3. Что такое философия?

4. Что представляет собой основной вопрос философии?

5. Что общего и в чем различие между философией и философствованием?

6. Каковы основные вопросы философии?

7. В чем специфика философии по сравнению с наукой и религией?

8. Назовите основные разделы философского знания?

9. В чем состоит рациональная направленность философии?

10. Перечислите основные функции философии.

Тема 2 «История восточной и античной западной философии».

1. Перечислите основные концепции происхождения философии.

2. В чем состоял переход от мифа к логосу?

3. Ответ, на какой вопрос, искали первые древнегреческие натурфилософы?

4. Кто такие софисты?

5. В чем состоял метод Сократа?

6. Родоначальником какой науки является Сократ?

7. Как вы понимаете фразу: «добродетель есть знание добра».

8. Зачем Платону понадобилось «удваивать» мир?

9. Что означает познание как припоминание в философии Платона?

10. Почему Аристотель сказал: «Платон мне друг, но истина дороже»?

11. Какие четыре причины называет Аристотель?

12. Назовите общие черты восточной философии?

13. В чем состоит практическая направленность философии Востока?

14. Какие восточные философские школы вы знаете?

15. Каково значение Вед в древнеиндийской философии?

16. Что означает закон кармы?

17. Какие благородные истины буддизма вы знаете?

18. В чем состоит даосский принцип недеяния?

19. Перечислите основные принципы конфуцианской этики.



Тема 3 «Средневековая философия и философия эпохи Возрождения»

20. Согласны ли Вы с выражением: «Философия в Средние века была служанкой теологии»? Если нет, то почему?

21. В чем отличие реализма от номинализма?

22. Какие основные направления средневековой философии вы знаете?

23. В чем особенности апологетики, патристики и схоластики?

24. Перечислите социально-экономические предпосылки возникновения эпохи Возрождения.

25. Почему эпоха Возрождения получила такое название?

26. Что такое креационизм, провиденциализм, телеология?

27. Почему Возрождение характеризуется терминами «антропоцентризм», «гуманизм»?

28. Какие идеалы эпохи Возрождения вы знаете?

29. Что такое пантеизм?

Тема 4. «История философии Нового времени. Немецкая классическая философия».

1. Какие исторические события способствовали развитию науки и гносеологической проблематике в Новое время?

2. В чем специфика рационализма?

3. В чем специфика эмпиризма?

4. Что такое индукция и дедукция?

5. Для чего Ф. Бэкону было необходимо «великое восстановление наук»?

6. Что такое «идолы» познания? Для чего необходимо от них избавиться?

7. Как Вы понимаете знаменитую формулу Р. Декарта: «Мыслю, следовательно существую»?

8. В чем состоит метод радикального сомнения у Декарта?

9. Что такое субстанция для Р. Декарта?

10. Что такое дуализм?

11. Сформулируйте проблематику немецкой классической философии, ее вклад в историко-философскую мысль?

12. Решением каких вопросов, занимался Кант в докритический период своего творчества?

13. В чем состоял «коперниканский» переворот Канта?

14. Поясните понятия гносеологической концепции И. Канта: априоризм, явление, вещь сама по себе, антиномии, рассудок, разум.

15. Что означает «категорический императив», сформулированный И. Кантом? В чем его отличие от «гипотетического императива»?

16. Поясните, как следует понимать тождество бытия и мышления, субъекта и объекта в философии Гегеля?

17. Как назвал Гегель безличное, идеальное начало, субъект развития мира?

18. Что означают понятия «снятие» и «триада» в гегелевской философии?

Тема 5. «Западная философия 19 в. Современная философия»


  1. Объясните понятия иррационализм, волюнтаризм.

  2. В чем состоял пессимизм Шопенгауэра?

  3. Какие свойства приписывает А. Шопенгауэр воле?

  4. За что Ницше критикует христианство?

  5. Что такое «воля к власти» в философии Ницше?

  6. Какой смысл вкладывает Ницше в слова «Бог умер»?

  7. В чем состоит идея «вечного возвращения» и сверхчеловека у Ницше?

  8. Какие пласты человеческой психики выделяет З. Фрейд?

  9. Каково назначение культуры, по З. Фрейду?

  10. Назовите исторические этапы позитивизма, охарактеризуйте их.

  11. В чем состоит принцип верификации?

  12. Как называется направление в философии науки, в котором единицей анализа выступает теория, а не атомарное предложение?

  13. Кто использует в философии науки понятие «парадигмы», дайте определение этого понятия?

  14. Что послужило социально-историческими предпосылками возникновения экзистенциализма?

  15. Дайте характеристики «подлинного» и «неподлинного» существования в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера.

  16. Что означает у Сартра: существование предшествует сущности, тревога и ответственность, свобода и выбор?

  17. Поясните понятие «пограничной ситуации» в философии К. Ясперса.

  18. Какие типы коммуникации выделяет Ясперс?

  19. Назовите время рождения философской веры?

  20. Чем занимается герменевтика?

  21. Что понимается под герменевтическим кругом?

  22. В чем состоит предмет феноменологической философии?

  23. В чем состоит специфика феноменологического метода?

Тесты (промежуточный контроль).

1 Учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего:

1) Гносеология;

2) Онтология;

3) Аксиология.

2 Как называется неотъемлемое свойство предмета?

1) форма;

2) атрибут;

3) содержание;

4) модус.

3 Какому из принципов следует дуализм:

1) Признание первичности материи;

2) Признание первичности идеального;

3) Тождество мышления и бытия;

4) Признание мышления и протяженности независимыми субстанциями.

4 Субстанция – это:

1) Нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом;

2) Неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслится;

3) Временное, преходящее, несущественное свойство вещи.



5 Материя – это …

1) философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется нашими ощущениями, существуя независимо от них;

2) система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества в целом;

3) необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.



6 Категория, которая представляет собой любой объект (предмет, состояние, ситуацию), который уже существует в качестве реализации некоторой возможности:

1) Причина;

2) Сущность;

3) Действительность.



7 Движение – это …

1) существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение;

2) характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей;

3) понятие процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий.



8 Движение можно понимать как:

1) только лишь механическое перемещение;

2) изменение вообще;

3) физические и химические изменения.



9 Какие формы движения материи выделил Ф. Энгельс:

1) атомная, энергетическая, механическая;

2) физическая, химическая, биологическая, социальная;

3) механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная.



10 Философские категории, посредством которых обозначаются формы бытия вещей и явлений, которые отражают, с одной стороны, их со-бытие, сосуществование, с другой – процессы смены их в другом, продолжительность их существования:

1) пространство и время;

2) сущность и явлений;

3) возможность и действительность.



11 Одно из основных свойств пространства:

1) однонаправленность и необратимость;

2) неисчерпаемость;

3) бесконечность и исчерпаемость;

4) бесконечность и неисчерпаемость.

12 Вставьте пропущенную форму познания:

1) Ощущение;

2) Восприятие;

3) …


4) Мышление.

13 Вставьте пропущенную форму мышления:

1) …

2) Суждение;



3) Умозаключение.

14 Выделите два основных уровня мышления:

1) Знание и вера;

2) Рассудок и разум;

3) Истина и заблуждение.



15 Верное, правильное отражение действительности в мысли:

1) Практика;

2) Память;

3) Истина.



16 Специфически человеческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная чувственно-предметная деятельность:

1) Практика;

2) Познание;

3) Внимание.



17 Иллюзию можно определить как:

1) Способность непосредственного постижения истины;

2) Искаженное восприятие действительности;

3) Верное, правильное отражение действительности в мысли.



18 Вставьте пропущенное слово (одно):

1) Познание – это общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их …, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий;

2) Познание – это обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития …, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

19 Сознание – это …

1) Познание Я, самости в его специфике, условиях и способах реакции, характерных для него;

2) Естественное влечение, свойственное роду и виду врожденная, т.е. наследственная склонность, к определенному поведению;

3) Высшая, свойственная лишь человеку, форма отражения объективной действительности; свойство высокоорганизованной материи отражать объективный мир.



20 Отражение можно определить как:

1) Всеобщее свойство материи;

2) Свойство неживой природы:

3) Свойство человеческого сознания;

4) Свойство живой природы.

21 Выделите среди предложенных ниже положений такое, которое выражает правильное понятие отражения:

1) Отражение – это любое изменение одного объекта в результате воздействия на него другого объекта;

2) Отражение – это абсолютная копия отражаемого объекта отражающим;

3) Отражение – это воспроизведение структуры, свойств отражаемого объекта в отражающем объекте.



22 Представление понимается как:

1) воспроизведение в сознании образа предмета, непосредственно не действующего на органы чувств;

2) возникновение в сознании целостного образа непосредственно воспринимаемого предмета;

3) отражение отдельных свойств предмета при непосредственном его воздействии на органы чувств.



23 Самосознание – это:

1) осознание человеком своей деятельности, мыслей, чувств, интересов, потребностей;

2) способ самоосуществления личности, ее самоуправления и упорядочения отношений между людьми;

3) философский термин, обозначающий такую точку зрения, согласно которой несомненна одна реальность собственного субъективного существования.



24 Выделите два правильных определения созерцания:

1) Непосредственное зрительное воспроизведение предметов;

2) Целостное осознание предмета, предшествующее понятийному мышлению;

3) Способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании.



25 Способность непосредственного постижения истины – это:

1) Психоанализ;

2) Интуиция;

3) Идеальное.



26 Субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека – это:

1) Бессознательное;

2) Самосознание;

3) Идеальное.



Вопросы для (текущего) самоконтроля:

Тема 6 «Онтология»

1. Совпадают ли понятия существования и бытия.

2. В чем состоит философский смысл проблемы бытия.

3. В чем различие между содержанием понятие сущности и существования в средневековой философии.

4. Что такое дуализм, монизм, плюрализм?

5. Как выясняют, что что-то существует в обыденной жизни и науке?

1. Совпадает ли объемы понятий «сознание» и «психическое»?

2. Что бы Вы отнесли к явлениям сознания?

3. Что означает интенциональность сознания?

4. Как соотносятся сознание и бессознательное?

1. Что такое рационализм?

2. Что такое эмпиризм?

3. Взаимосвязаны ли эмпирический и теоретический уровни познания?

4. В чем различаются и в чем сходны корреспондентская, когерентная и прагматическая теории истины.

5. Является ли марксистское понимание истины прагматическим?

1. Что такое объективная диалектика?

2. Что такое субъективная диалектика?

3. Дайте формулировку 3-х законов диалектики.

4. Назовите парные категории диалектики, в которых отражаются противоположные аспекты действительности.

1. В чем различие между наблюдением и экспериментом?

2. Какие виды гипотез Вам известны?

3. Какая структура научной теории и какие ее функции?

4. Что такое гипотетико-дедуктивный метод, и в каких науках он применим.

5. Что такое парадигма в смысле Т. Куна.

6. Как провести границу между научным и ненаучным знанием.

Индивидуальные собеседования для пропустивших занятия студентов. Вопросы для индивидуального собеседования по каждому разделу.

Раздел 1.

Вариант 1:

1 Дать определение понятий:

сущность, материя, пространство, атрибут.

2 Ответить на вопрос:

Понятие развития и законы диалектики.

Вариант 2:

1 Дать определение понятий:

бытие, причинно-механистическая картина мира, движение, атрибут.

2 Ответить на вопрос:

Что такое онтология и какова структура бытия?

Вариант 3:

1 Дать определение понятий:

онтология, субстанция, время, атрибут.

2 Ответить на вопрос:

Содержание понятия «материя». Философское понятие материи и естественнонаучные представления о материи.

Раздел 2

Вариант 1:

1 Дать определение понятий:

антропология, общество, воля, власть.

2 Ответить на вопрос:

Общество как система. Основные структурные элементы общества.

Вариант 2:

1 Дать определение понятий:

гуманизм, культура, ценность, идеология.

2 Ответить на вопрос:

Основные положения теорий взаимодействия культуры и цивилизации.

Вариант 3:

1 Дать определение понятий:

личность, тоталитаризм, мораль, прогресс.

2 Ответить на вопрос:

Человек, индивид, личность, индивидуальность.

Раздел 3.

Вариант 1:

1 Дать определение понятий:

интуиция, восприятие, анализ, сциентизм.

2 Ответить на вопрос:

Возникновение науки. Проблема периодизации науки.

Вариант 2:

1 Дать определение понятий:

сознание, эпистемология, наблюдение, верификация.

2 Ответить на вопрос:

Гносеология. Чувственное и рациональное познание.

Вариант 3:

1 Дать определение понятий:

отражение, истина, наука, эксперимент.

2 Ответить на вопрос:

Научное и вненаучное знание. Основные компоненты научного знания.

Раздел 4.

Вариант 1:

1 Дать определение понятий:

диалектика, метафизика, содержание, форма.

2 Ответить на вопрос:

Объективная и субъективная диалектика.

Вариант 2:

1 Дать определение понятий:

противоречие, противоположности, количество, качество.

2 Ответить на вопрос:

Дайте формулировку 3-х законов диалектики.

Вариант 3:

1 Дать определение понятий:

мера, скачек, категории диалектики, законы диалектики.

2 Ответить на вопрос:

Метафизика как антипод диалектики. Другие альтернативы диалектики.

Раздел 5.

Вариант 1:

1 Дать определение понятий:

метод, методология, знание, факт.

2 Ответить на вопрос:

Общелогические методы и приемы исследования.

Вариант 2:

1 Дать определение понятий:

теоретическое познание, наблюдение, измерение, эксперимент.

2 Ответить на вопрос:

Методы теоретического познания: гипотетико-дедуктивный метод, аксиоматический метод.

Вариант 3:

1 Дать определение понятий:

Эмпирическое познание, теория, научная революция, гипотеза.

2 Ответить на вопрос:

Развитие (рост) научного знания. Научные революции и смена типов рациональности.

Вопросы для (текущего) самоконтроля по разделам: «Философская антропология», «Социальная философия»

1. Как менялись представления о природе и сущности человека в различные исторические эпохи?

2. В чем специфика человеческого существования по сравнению с существованием животных?

3. Как в человеке соотносятся биологическое, социальное и духовное начала?

4. Что такое антропосоциогенез, и какие факторы сыграли важнейшую роль процессе трансформации животного стада в человеческое общество?

5. При каких условиях индивид становится личностью?



Тесты для промежуточного контроля:

1. Вопрос о смысле жизни порожден, прежде всего, размышлением о том, стоит ли жить, если человек…

A. одинок

B. смертен

C. стремится к счастью

D. бездуховен

2. В своей трактовке сущности человека экзистенциализм исходит из того, что…

A. поведение человека обусловлено природными факторами

B. фундаментальной характеристикой человека является мышление

C. причины поступков человека находятся в его социальном окружении

D. существование человека предшествует его сущности

3. Способность человека осознавать и переживать собственное несоответствие должному называется…

A. волей


B. совестью

C. нравственностью

D. моралью

4. Выдающаяся личность – это человек, который…

A. обладает яркой индивидуальностью

B. оказал влияние на ход истории

C. очень известен

D. обладает харизмой

Вопросы для индивидуальных собеседований со студентами, пропустившими занятие:

1. Почему невозможно дать однозначное, исчерпывающее определение того, что такое человек?

2. Как проявляет себя биологическая природа человека?

3. В чем смысл утверждения: «Человек – социальное существо»?

4. Какие гипотезы происхождения человека на нашей планете Вам известны?

5. Всякого ли человека можно назвать личностью? Что означает «быть личностью»?

1. Как менялись представления о природе и сущности общества в различные исторические эпохи?

2. В чем специфика марксистского понимания общества?

3. Какие факторы формируют вертикальную и горизонтальную структуру общества?

4. Что такое гражданское общество? Существует ли оно в современной России?

5. Существуют ли объективные законы исторического развития? Если да, то как они соотносятся с законами природы?

6. Что такое социальный прогресс и каковы его критерии?



Тесты для промежуточного контроля:

1.Способом бытия человека как социального существа, обладающего сознанием, является…

A. жизнь


B. общество

C. государство

D. искусство

2.Первой малой социальной группой, из которой формировались крупные общности, является…

A. семья


B. народность

C. класс


D. сословие

3. Основным критерием общественного развития, с точки зрения марксизма, является…

A. развитие научного знания

B. духовное совершенствование человечества

C. развитие производительных сил

D. расширение человеческой свободы

4. Нормы, в которых зафиксировано формальное равенство людей, есть…

A. мораль

B. религия

C. право


D. политика

Вопросы для самоконтроля:

1.Чем отличается социально-философский подход к обществу от социологического?

2. Какую роль в развитии общества сыграл процесс разделения труда?

3. Возможно ли установление гармонии между обществом и окружающей природной средой?

4. Что такое социальная стратификация, и какие стратификационные критерии Вы можете назвать?

5. Кто является субъектом исторического процесса?

6. Может ли один выдающийся человек изменить ход истории?

7. Существует ли прогресс в истории человечества? Если да, то что свидетельствует, что современное общество «прогрессивнее», например, средневекового общества?



Вопросы для самоконтроля:

1.Почему мир культуры часто называют «второй природой»?

2. Как провести границу между объектами материальной и духовной культуры?

3. Какие механизмы социальной наследственности обеспечивают преемственность в развитии культуры?

4. Как соотносится понятие «культура» с понятием «цивилизации»?

5. Что имеют в виду, когда говорят о Западном мире? Сугубо ли географическое это понятие - Запад?

6. Чем отличается исходная установка по отношению к природе в западной и восточной культуре?

7. Когда впервые возникла дискуссия о культурной идентичности России, и чем она была обусловлена?



Тесты:

1.Характерной чертой восточных культур является…

A. традиционализм

B. динамизм

C. плюрализм

D. утилитаризм

2.Часть человеческого окружения, созданная самими людьми, называется…

A. Космосом

B. биоценозом

C. биосферой

D. культурой

3. История общества как существование локальных культур, переходящих в цивилизацию, представлена в творчестве…

A. К. Ясперса

B. П. Сорокина

C. О. Шпенглера

D. К. Леонтьева

4. Понятие «культура» входит в философский обиход в…

A. Античности

B. Средние века

C. эпоху Просвещения

D. XIX веке

Вопросы для индивидуальных собеседований со студентами, пропустившими занятие:

1. Справедливо ли жесткое противопоставление культуры природе?

2. Что превращает той или иной объект (например, картину) в культурную ценность?

3. Как Вы понимаете определение культуры как «меры человеческого в человеке»?

4. Что имеют в виду, когда говорят о «надбиологическом» характере культуры?

5. Существует ли общечеловеческая культура, общечеловеческие культурные ценности?

6. Что такое цивилизация? Как смещаются смысловые акценты при использовании понятий «человеческая культура» и «человеческая цивилизация»?

7. Многие технические изобретения, перевернувшие западный мир, гораздо раньше были сделаны на Востоке, но не привели там к серьезным социальным изменениям. Как Вы думаете, почему?

8. В оценке деятельности какой исторической фигуры радикально расходились западники и славянофилы? Почему?

Вопросы для самоконтроля:

1. Какую роль играет информация в современном обществе?

2. Какие изменения происходят в экономике, политике, профессиональной и повседневной жизни людей при переходе к информационному обществу?

3. Что такое глобализация, и в чем конкретно она проявляется?

4. Как отражается глобализация на развитии локальных и национальных культур?

5. Почему проблемы изменения климата, контроля за распространением оружия массового уничтожения и т.д. называют глобальными?



Тесты:

1.Растущая взаимозависимость различных стран, регионов, экономическая, культурная интеграция человечества выражается в понятии…

A. «информатизация»

B. «идеологизация»

C. «глобализация»

D. «технологизация»

2.Глобальные проблемы наиболее четко проявили себя в (во)…

A. конце XIX в.

B. начале XX в.

C. второй половине XX в.

D. XVIII в.

3. Для разрешения глобальных проблем необходимо…

A. унифицировать национальные культуры

B. изменить потребительское отношение человека к природе

C. снизить темп научно-технического прогресса

D. прекратить исследование космоса

4. К негативным последствиям глобализации можно отнести…

A. взаимозависимость финансовых систем отдельных стран

B. рост международной преступности

C. распространение новых технологий

D. исламизацию мировой культуры

Вопросы для индивидуальных собеседований со студентами, пропустившими занятие:

1. Почему современный этап развития цивилизации характеризуют как «информационное общество»?

2. Каковы были предпосылки трансформации индустриального общества в общество информационное?

3. Какую роль сыграл технологический прогресс в формировании глобального мира?

4. В чем причина неприятия глобализационных процессов многими социальными группами как на Западе, так и в развивающихся странах?

5. Какие возможности и риски открывает глобализация перед нашей страной?

6. В чем качественное отличие глобальных проблем от проблем, существовавших на предыдущих этапах развития человеческой цивилизации?
Перечень вопросов для подготовки к экзамену
1. Предмет философии. Специфика философского знания.

2. Основной вопрос философии. Функции философии.

3. Мировоззрение, его структура и исторические типы.

4. Философия Древней Индии и Древнего Китая.

5. Натурфилософские школы Древней Греции.

6. Античная философия: софисты и Сократ о человеке и его мире.

7. Античная философия: Ранняя классика: Учение Платона об идеях.

8. Античная философия: Высокая классика: Метафизика Аристотеля.

9. Античная философия: философские школы римско-эллинистического периода.

10. Этапы развития русской философии, ее особенности и основные представители.

11. Восток-Запад-Россия. Западники и славянофилы в русской философии.

12. Философия всеединства и цельного знания В.С. Соловьева.

13. Западноевропейская средневековая философия: Основные этапы: Средневековый спор об универсалиях.

14. Западноевропейская средневековая философия: Патристика: Аврелий Августин.

15. Западноевропейская средневековая философия: Схоластика: Фома Аквинский.

16. Философия эпохи Возрождения: Основные идеи и представители.

17. Философия Нового времени: эмпиризм и индуктивный метод Ф. Бэкона.

18. Философия Нового времени: рационализм и метафизика Р. Декарта.

19. Немецкая классическая философия: философская система и метод Г.-В. Гегеля.

20. Немецкая классическая философия: агностицизм и априоризм в философии И.Канта.

21. Немецкая классическая философия: антропологический материализм Л. Фейербаха.

22. Герменевтика. Основные идеи светского (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр) и религиозного (К. Ясперс) экзистенциализма.

23. Основные идеи иррационализма (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр). «Философия жизни» Ф. Ницше.

24. Феноменология. Постмодернизм.

25. Позитивизм и его исторические этапы.

26. Основные идеи марксизма и особенности его развития в нашей стране.

27. Онтология. Бытие как философская категория. Уровни бытия.

28. Проблема субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм.

29. Философское и естественнонаучное понимание материи. Уровни существования материи. Формы движения материи.

30. Движение, пространство и время как атрибуты материи.

31. Сознание как философская категория. Мышление и язык.

32. Сознание, самосознание, бессознательное.

33. Основные характеристики пространства и время как атрибутов материи. Основные концепции существования пространства и времени..

34. Структура и специфика научного познания. Уровни научного познания.

35. Структура и специфика научного познания. Формы научного познания.

36. Проблема антропосоциогенеза. Природа и сущность человека.

37. Смысл человеческого бытия. Смерть и бессмертие человека.

38. Индивид, индивидуальность, личность. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.

39. Культура как предмет философского анализа и ее основные функции. Соотношение культуры и цивилизации.

40. Общество как саморазвивающаяся система. Типы обществ.

41. Основные теоретические подходы к пониманию сущности общества.

42. Познание, его структура, возможности и границы. Структура познавательного процесса.

43. Гносеология как раздел философии. Роль практики в процессе познания.

44. Единство чувственного и рационального в познании. Виды чувственного познания.

45. Единство чувственного и рационального в познании. Рациональное познание. Интуиция.

46. Истина и заблуждения. Критерий истины.

47. Методология научного познания. Классификация методов.

48. Метафизика как антипод диалектики и другие альтернативы диалектики. Виды диалектики и ее исторические типы.

49. Диалектика. Структура диалектики. Законы и категории материалистической диалектики.

50. Глобальные проблемы, социальное прогнозирование и будущее человечества.





База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница