Трансформация школы в условиях икт-насыщенной среды



Скачать 206.42 Kb.
Дата29.04.2016
Размер206.42 Kb.
Трансформация школы
в условиях ИКТ-насыщенной среды


Уваров Александр Юрьевич (auvarov@mail.ru)

Вычислительный центр Российской академии наук, г. Москва

Обсуждается новая модель школы с индивидуализированной системой учебной работы на основе школьного портала. Рассмотрены предпосылки появления этой модели, используемые для ее работы информационные инструменты. Обсуждаются трансформация пространства и времени образовательного процесса в новых условиях. Показано, что переход на новую модель помогает решить ряд актуальных проблем системы общего образования.



School transformation in ict- rich environment

Alexander Uvarov (auvarov@mail.ru)

Computer Centre of Russian Academy of Science, Moscow, Russia

Десять лет назад было зафиксировано [1] развитие дополнительного измерения в изучении информатики, которое связано с процессами трансформации школы, и которое перетягивает на себя все большую часть содержания общеобразовательного курса. За последние годы совокупное действие внешних и внутренних факторов развития процессов информатизации школы [2], а также синтез работ в области педагогической инноватики с новым поколением средств ИКТ, которые доступны школе на новом этапе ее информатизации, привели к появлению представления о новом этапе информатизации школы. Новый этап связан с индивидуализацией учебного процесса. В основе этого представления лежит новая модель школы, которая качественно расширяет рамки традиционной классно-урочной системы.


От классно-урочной к индивидуализированной системе учебной работы


В основе традиционной школы лежит классно-урочная система. Ее создание – результат прозрений и разработок великих педагогов прошлого, а сама она выдержала проверку временем и стала основой существующей системы массового образования. Классно-урочная система обеспечила повсеместное становление индустриальной экономики, сделала похожими школы во всех странах мира. Однако сегодня она все шире подвергается критике. Резервы повышения результативности ее работы в значительной мере исчерпаны, а классно-урочная организация учебного процесса стала препятствием на пути индивидуализации учебной работы и достижения учащимся новых образовательных результатов [3]. История учит, что отказ от классно-урочной системы (что широко практиковалось в отечественной школе в конце 20-х гг. прошлого века) может привести к снижению результативности образовательной работы в массовой школе. Именно поэтому и сегодня наша общеобразовательная система продолжает выполнять постановление ЦК ВКП(б) от 25.08.1932 г. «Об учебных программах и режиме работы в начальной и средней школе», где сказано: «Основной формой организации учебной работы в начальной и средней школе должен являться урок с данной группой учащихся, со строго определенным расписанием занятий, с твердым составом учащихся».

Чтобы перейти от системы образования, характерной для индустриальной экономики, к индивидуализированному образованию для всех требуются другие, не менее действенные средства управления коллективной работой школьников и педагогов, чем те, что в условиях массовой школы обеспечивает классно-урочная система. Помимо прочего, они должны включать традиционную классно-урочную систему в качестве частного случая и позволять поддерживать учебную работу в ее рамках не менее успешно, чем при традиционном планировании и реализации привычного расписания занятий.

Сегодня такие средства управления коллективной работой появились, а их распространение в школах по всему миру обещает стать одним из наиболее примечательных событий наступающего десятилетия.

Новые информационные инструменты


Организационная структура и информационные инструменты, которые лежат в основе традиционной модели школы (постоянные учебные группы учащихся, сменяющиеся уроки, журнал посещаемости и успеваемости, расписание занятий по классам и т.п.), были заимствованы из практики становящегося в то время промышленного производства, которое задавало модели будущей организации больших человеческих коллективов. Организационную структуру и инструменты, которые лежат в основе новой модели школы с индивидуализированной системой учебной работы, естественно заимствовать из практики становящегося современного нам высокотехнологичного производства. Образцом может служить индивидуализированная организация работы сотрудников современных корпораций, которые находятся на переднем крае технологического прогресса.

Типичным сетевым инструментом для поддержания новой организационной структуры выступают календари, которые поддерживает MS Exchange Server. В пакете с другими портальными средствами он представляет собой современное портальное решение, которое поддерживает оперативную (в режиме он-лайн) совместную работу многих тысяч людей с динамическими индивидуальными рабочими календарями и обновляемыми заданиями. На портале фиксируется планы необходимых действий (задания) и этапы их исполнения, хранятся ссылки на результаты сделанной работы. Современные коммуникаторы позволяют определить, находится ли тот или иной сотрудник в корпоративной сети, а также отправить ему мгновенное или отсроченное сообщение, провести аудио- или видеоконференцию и т.п.

Сегодня сотни тысяч работников транснациональных корпораций повседневно используют корпоративные порталы, как информационный инструмент для оперативной поддержки совместной работы по всему миру. Использование подобного портального решения в школе дает возможность перейти к гибкому индивидуальному планированию работы и учащихся, и преподавателей. В распоряжении педагогов появляются надежные, отработанные в производственной практике, гибкие инструменты для поддержки совместной, хорошо контролируемой целенаправленной работы больших коллективов людей, которые заменяют традиционные организационные инструменты работы школы: прошитый школьный журнал, расписание уроков на стене в коридоре и в учительской, дневник учащегося и т.п.

Новый цифровой дневник школьника (равно, как и других участников образовательного процесса) представляет собой календарь индивидуальной работы, куда включаются (в том числе, в - режиме оперативной корректировки) различные мероприятия:



  • общие для постоянных групп учащихся (школы, отряда) или для динамически формируемых рабочих групп,

  • индивидуальные (в том числе, с участием педагогов, сетевых педагогов или родителей).

В дневнике также фиксируется самостоятельная работа школьника с использованием рекомендованных цифровых образовательных ресурсов, Интернет-ресурсов и т.п.

Ответственность за выполнение принятых договоренностей или участие в принятых к исполнению мероприятиях берет на себя владелец календаря (педагог, ученик, администратор). Он в явном виде принимает (подтверждает) свою готовность включить в свой календарь соответствующий пункт, извещает о возможных отказах (например, в связи с большим количеством уже принятых обязательств), устанавливает ссылки на результаты (следы) выполнения каждого из принятых к исполнению мероприятий. Каждый учащийся или педагог может по своей инициативе предложить те или иные мероприятия для согласования их проведения с другими участниками образовательного процесса.

Освоение новых инструментов и новой организационной культуры – непростое дело. Те, кто ими пользуется, должны отвечать требованиям которые предъявляет культура современного высокотехнологичного производства. Вместе с тем, появление новых инструментов создает среду, в которой учащиеся будут вырабатываться способности, необходимые для того, чтобы отвечать этим требованиям. Переход к самостоятельному планированию учениками своей учебной работы и внеурочной занятости может происходить постепенно, по мере того как они овладевают универсальными учебными действиями, техниками постановки целей и рационального планирования. Чтобы выработать эти умения в перечне работ, которые фиксируются в индивидуальном календаре, появляется пункт, который предполагает систематическую (ежедневную, еженедельную) работу учащегося и его наставника (воспитателя, куратора, тьютора) по анализу хода и результатов выполнения принятых пунктов индивидуального расписания, проведению необходимой рефлексии. Основываясь на материалах календаря и результатах его выполнения, наставник ведет систематическую работу по формированию у своего воспитанника универсальных учебных действий, организованности и ответственности, которые составляют важнейшую часть образовательных результатов XXI века. Появляется возможность оперативно анализировать результаты учебной работы и обоснованно (по мере необходимости) корректировать график ее выполнения, последовательно передавая соответствующие права и ответственность за достигнутые результаты самими учащимися.

Заметно меняется работа классного воспитателя (наставника, тьютора). Его основной обязанностью становится педагогическая поддержка [4], координация работы по выработке у школьников универсальных учебных действий [5].

Использование школьного портала для гибкого индивидуального планирования учебной работы детей создает предпосылки для проведения их систематической индивидуализированной текущей (формирующей) оценки, позволяет выстраивать ее модульно-зачетную организацию. Учащиеся могут претендовать на прохождение итогового испытания по материалам модуля и получение итоговой (констатирующей) оценки не дожидаясь усредненных сроков завершения работы по соответствующим курсам, а сразу после того, как они к ней готовы. Таким образом, у школьников появляется возможность «двигаться» по учебной программе со своей скоростью при гарантированном освоении материала каждого модуля, добиваться высоких образовательных результатов без досадных пробелов, характерных для современной классно-урочной системы.

Изменение природы времени образовательного процесса


В традиционной школе время учебной работы разорвано расписанием занятий на отдельные, как правило, не связанные между собой уроки. Учащийся погружен внутрь калейдоскопа сменяющих друг друга занятий. После школы ему предлагается выполнять «домашние задания», готовиться к следующему учебному дню, причем объем и интенсивность этой работы фактически не нормированы.

Школьный портал и инструменты индивидуализированного планирования, которые лежат в основе новой модели школы, позволяют выстраивать учебную работу вокруг потребностей ученика и учитывать его бюджет времени, стимулируют использование интегрированных курсов и учебных проектов, которые повышают интенсивность и результативность учебной работы, делают ее более осмысленной и увлекательной, реально отвечают индивидуальным интересам школьников. Здесь создаются хорошие условия для того, чтобы реализовать «педагогику, которая ориентирована на ребенке».

«Домашняя работа», а также занятия в учреждениях дополнительного образования естественно включается в общий «бюджет» учебного времени школьников, а ее содержание и интенсивность контролируются так же, как и учебное время при работе в классе, или в составе других учебных групп.

В результате появления школьного портала учащиеся, их наставники и родители получают возможность осваивать и использовать самые современные технологии «управления временем», а само время превращается в важнейший контролируемый ресурс учебно-воспитательной работы.


Изменение пространства образовательного процесса


Средства ИКТ, которые поддерживают новую модель школы, помогают трансформировать не только время, но и пространство учебной работы.

В классно-урочной системе пространство учебной работы ограничено стенами классной комнаты (учебного кабинета). Аналогично, коммуникационное пространство, как правило, ограничено условиями традиционной фронтальной учебной работы. Возможности для индивидуализированной работы, например, с цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), использования ресурсов Интернет, работы в малых группах здесь, сильно ограничены. Организовать полноценную проектную работу школьников крайне трудно. Новая модель школы помогает решить эту проблему.

Естественными и легитимными местами работы школьников, наряду с лекционной аудиторией, учебным кабинетом и лабораторией становятся помещение школьной библиотеки, или фойе школы, где оборудованы места для самостоятельной работы. В свободное время помещение школьной столовой превращается в общий холл, где учащиеся могут встречаться для работы в малых группах.

Школьный портал и поддерживаемые им сервисы позволяют еще больше расширить пространство учебной работы. ИКТ-среда школы формирует новое цифровое пространство, где школьники получают доступ к тренажерам и цифровым самоучителям, компьютерным моделям изучаемых объектов и процессов, средствам автоматизированного контроля, первоисточникам и т.п. Вебинары, сетевые проекты и Интернет курсы становятся составной частью учебного пространства школьников при изучении языка, истории, географии, естественнонаучных дисциплин.

В текущий план индивидуальной работы естественно попадает работа с ресурсами Интернет, освоение сетевых курсов (в том числе, с помощью сетевых педагогов), работа с социальными сервисами и т.п. Существенно расширяется коммуникационное пространство учебной работы: каждый школьник получает легитимную возможность для общения со своими партнерами по учебной работе (устно и письменно), что создает благоприятные условия для формирования и развития коммуникативных навыков, способности продуктивно трудиться в составе группы.

Преобразование организационных форм учебной работы


Трансформация времени и пространства учебной работы, которую порождает появление школьного портала, применение новых информационных инструментов, и переход к индивидуализированной системе учебной работы, создают условия для расширения и преобразования традиционных организационных форм учебной работы.

Наряду с «уроком с данной группой учащихся и строго определенным расписанием занятий», одной из основных форм становится работа в меняющихся по составу малых группах (освоение нового, взаимная оценка, взаимопомощь и т.п.), а также в проектных группах. Постоянными коллективами учащихся могут стать «отряды» (возможно, разновозрастные), в рамках которых проводится, предусмотренная планами школы, воспитательная и организационная работа.

Среди педагогов школы выделяется специальная категория - наставники (воспитатели, тьюторы), которые систематически ведут со школьниками индивидуально-групповую работу по разработке, согласованию, оценке хода и результативности выполнения индивидуальных планов учебной работы. Наставник целенаправленно занимается формированием у каждого воспитанника универсальных учебных действий (в том числе, в ходе подготовки, согласования, анализа хода и результатов выполнения индивидуальных планов работы школьников). Таким образом, в учебном процессе в явном виде выделяется пространство для планомерной воспитательной работы, формирования и отработки универсальных учебных действий, которые зафиксированы в новых образовательных стандартах . Появляется педагог, который отвечает за ее выполнение.

В новой модели школы учителя-предметники, как специалисты в отдельных предметных областях, выступают (помимо возможной работы наставниками) в роли содержательных консультантов, руководителей учебных проектов, организаторов работы в учебных лабораториях ит.п. Они компонуют (подбирают) учебные материалы для индивидуальной и групповой работы, дополнительно опекают «продвинутых» и «отстающих», обеспечивают освоение вариативных компонент (профильная составляющая) учебного плана школы.

Существенную часть учебного времени школьники проводят, выполняя индивидуальные задания с использованием ЦОР, работая с партнерами в малых группах. Распространенной формой учебной работы и получения признания школьниками результатов своего труда становится, в том числе, презентация своих результатов перед одноклассниками, на общеотрядных и общешкольных мероприятиях. Подготовка и участие в различных олимпиадах и соревнованиях учащихся различного уровня (районных, городских региональных, общероссийских и международных) становится составной частью учебной работы, фиксируется в индивидуальных планах, а ее результаты систематически контролируются.

Нормативная база и регламенты работы школы


Новая модель школы с индивидуализированной системой учебной работы требует существенного обновление действующих нормативов и регламентов, которые в своей основе остались теми же, что были разработаны десятилетия назад во исполнение Постановления ЦК ВКП(б) от 25.08.1932 г.

Традиционная ориентация нормативных документов на выполнение учебной программы (проведение заданного количества учебных занятий в классах), а не на достижение максимальных образовательных результатов каждым школьником, требует пересмотра. Это, в свою очередь влечет за собой изменение традиционных должностных обязанностей работников школы, появления новых видов педагогической работы, новых требований к пространству и времени работы педагогического персонала, способов учета рабочего времени, оплаты труда педагогов и т.п.

В рамках широкомасштабного эксперимента по внедрению новой системе оплаты труда учителей уже начались эксперименты по изменению нормативной базы и регламентов работы школы. Появление новой модели школы с индивидуализированной системой учебной работы на основе использования информационных технологий позволяет сделать существенный шаг в развитии этой работы. Новые нормативы и регламенты будут ориентировать работу школы на достижение высоких образовательных результатов каждым учеником, позволят в полной мере использовать возможности, которые предоставляет школьный портал для планирования, выполнения и учета результатов учебной работы школьников.

ИКТ-насыщенная среда: школьный портал и модель «1:1»


Одной из ключевых составляющих новой модели школы является технологическая инфраструктура, которая необходима для ее функционирования. ИКТ-насыщенная образовательная среда новой школы включает в себя:

• мобильные рабочие места с постоянным широкополосным доступом в сеть Интернет и в школе и дома для каждого участника учебного процесса (учащийся, учитель, администратор),

• единый информационный портал (школьный портал) позволяющий решать все задачи информационного обеспечения, которые возникают в ходе планирования и реализации индивидуализированного образовательного процесса, а также при оценке его результативности,

• горячую линию для непрерывной технической поддержки всех пользователей, которая функционирует по схеме 24х7х365 (24 часа в день, семь дней в неделю и 356 дней в году),

• систему постоянного технического обслуживания мобильных рабочих мест (включая замену вышедших из строя компьютеров за счет использования обменного фонда).

В качестве автоматизированных рабочих мест педагогов и школьников естественно использоваться принадлежащие им (или школе) личные мобильные компьютеры. Вся необходимая информация и программные средства для текущей работы могут располагаться на школьном портале.

Школьный портал предоставляет всем участникам образовательного процесса защищенный доступ в Интернет и к информационным ресурсам школы, возможность компоновать/формировать/создавать, хранить и использовать необходимые цифровые образовательные ресурсы, а также всевозможные дистанционные образовательные технологии (ДОТ), накапливать данные о результатах учебной работы, формировать необходимые справочные и отчетные формы.

Экономичные портальные решения для школы, которые наследуют проверенные технологические разработки для банков и крупного бизнеса, гарантируют высокую надежность, стабильность и безаварийность работы, а также защиту данных от несанкционированного использования, уже существуют.

ИКТ-насыщенная образовательная среда, которая позволяет создать на школьном портале единое информационное поле для всех участников учебно-воспитательного процесса, может (и должна) также поддерживать продолжающийся процесс целенаправленных изменений в работе школы. Прогнозирование, планирование и претворение в жизнь желаемых изменений в работе школы становится составной частью каждодневной работы педагогического коллектива. В результате, работа школы в условиях непрерывных (хорошо спланированных) изменений превращается в норму. Исчерпывающая информация о ходе образовательного процесса позволяет работникам школы заранее распознавать потенциальные проблемы, которые грозят успешности отдельных школьников, и принимать решения, которые направлены на их преодоление и предупреждение.

Разработка новой модели школы


В рамках одного сообщения невозможно затронуть все аспекты новой модели школы и особенностей ее введения в практику. Заметим лишь, что работа по созданию школы с индивидуализированной системой учебной работы основана на использовании школьного портала и модели «1:1», вбирает в себя все достижения многолетних усилий в области информатизации школы и снимает последние ограничения на использование потенциала ИКТ для совершенствования содержания, методов и организационных форм учебной работы. В основе новой модели лежит синтез:

  • новейших информационных технологий (в том числе тех, которые обеспечивают работу школьного портала и модели «1:1»),

  • новых педагогических технологий,

  • новых подходов к планированию и осуществлению инноваций, а также профессионального развития педагогов.

Подчеркнем, что учитель новой школы сам вынужден в полной мере владеть умениями и навыками жителя 21-го века. Требования, которые к нему предъявляет новая школа, это требования к компетентному и успешному менеджеру, которых постоянно недостает в инновационных сферах отечественного бизнеса. Хороший учитель может успешно работать не только в школе, но и в других сферах, что делает его весьма привлекательным на рынке труда. Престиж педагогов новой модели школы будет быстро расти, что, в свою очередь, приведет к изменениям в системе оплаты труда, сделает школу конкурентоспособной для таких специалистов.

Переход к новой модели школы – это не столько техническое, сколько педагогическое мероприятие, которое направлено на достижение качественно новых образовательных результатов. Оно невозможно без трансформации традиционного представления педагогов об учебной работе в школе. Преобразования, которых требует переход к работе по новой модели, невозможны без формирования у каждого члена педагогического коллектива общего для всех нового видения школы, тщательного планирования процесса изменений, систематической и кропотливой работы по последовательному претворению этих планов в жизнь. По сути дела, это радикальный инновационный проект, который требует поддержки всех членов местного сообщества: родителей, политиков, педагогов, управленцев и шефов, активного вовлечения в него самих детей.

Для того, чтобы не только реализовать новую модель школы в отдельно взятом образовательном учреждении, но и превратить ее в доказательно результативную педагогическую практику, которую можно уверенно распространять в другие школы с устойчивым воспроизведением необходимых результатов, необходимо выполнение комплекса опережающих исследований и разработок. Анализ зарубежного опыта, где первые подобные школы уже действуют, показывает, что переход к новой модели связан с трансформацией комплекса организационно-педагогических решений, на которых построена современная школа. Установка серверов и программных средств коллективной работы вкупе с беспроводным Интернет – лишь часть подготовительной работы. Исследования и разработки требуется направить и на решение педагогических проблем. Среди них:

1) пересмотр действующих и подготовка новых нормативов и регламентов работы педагогического персонала и школы в целом, переход на новую систему оплаты труда ее работников,

2) отработка методики перехода школы на модульно-зачетную систему работы и проведение необходимого обновления организации и состава традиционных учебных и методических материалов. Подготовка новых учебно-методических материалов, которые необходимы для разработки, выполнения и оценки результатов выполнения индивидуальных планов учебной работы, а также тех, которые необходимы для формирования у учащихся УУД,

3) трансформация районной (муниципальной) системы профессионального развития и методической поддержки педагогов для работы в условиях школы с индивидуализированной системой учебной работы. Подготовка комплекса учебно-методических материалов для работы по профессиональному развитию педагогов и подготовке их к работе в новых условиях,

4) проведение работы с ученическим и педагогическим коллективом школы, специалистами муниципального отдела образованием по формированию у них согласованного видения новой модели школы. Развертывание в отобранных инновационных школах учебной работы на основе новой модели, анализ и обобщение опыта этой работы, оценка ее доказательной результативности,

5) формирование методических рекомендаций по распространению новой модели школы с индивидуализированной системой учебной работы с использованием школьного портала. Предоставление членам образовательного сообщества и всем стейкхолдерам доступа к материалам, которые подготавливаются в рамках настоящего проекта (в том числе, на сайте инновационной школы).

Большая часть требуемых нововведений уже разработана и частично опробована на практике. Разработка новой модели школы – практико-ориентировнный инновационный проект, который включает в себя:

• интеграцию и пакетирование требуемых нововведений в конкретных условиях работы образовательного учреждения,

• их взаимоувязанного внедрения, освоения и использования, а также

• проверки доказательной результативности полученной модели.

Его выполнение приведет к появлению научно обоснованного модельного решения, которое позволяет массовой школе перейти от классно-урочной системы к индивидуализированной системе учебной работы.

Решение «вечных» проблем школы


Модель школы с индивидуализированной системой учебной работы на основе школьного портала позволяет решить многие проблемы современной массой школы. Упомянем некоторые из них.

Перегрузка учащихся. Сегодня школьники, которые готовы и хотят учиться, перегружены. Существующие нормы СЭС на учебную нагрузку фактически не работают: проконтролировать их выполнение невозможно. В первую очередь это касается домашнего задания. Гибкое индивидуализированное управление временем учебной работы позволяет решить эту проблему: недельная аудиторная нагрузка на ребенка уменьшается за счет интенсификации учебной работы в школе, широкого использования активных методов учебной работы, а также упорядочивания его самостоятельной работы в течение рабочей недели, включая занятия спортом, творчеством, получение дополнительное образование и т.п. Переход школы на новую модель поможет, в том числе, решению проблемы укрепления здоровья школьников.

Профильное обучение. Предлагаемая модель школы с индивидуализированной системой учебной работы на основе использования портальных технологий позволяет преодолеть многие из существующих преград на пути перехода к профильной школе, введения элективных курсов.

1) Снимается противоречие между декларируемой МОН РФ свободой в выборе экзаменов при сдаче ЕГЭ и требованием обязательного изучения в старших классах всех общеобразовательных дисциплин. Сейчас это противоречие порождает множество трудно разрешимых конфликтов в старших классах массовой школы: дети прогуливают уроки, нередко выражают свой протест асоциальным поведением. Гибкая структура индивидуализированных учебных планов позволит учащимся выбирать нужный им уровень подготовки по отдельным учебным дисциплинам, ответственно относиться к учебе.

2) Принципиально решается проблема школ с углубленным изучением отдельных дисциплин. Распространение вариативных учебных модулей в комбинации с использованием Интернет-обучения позволяет предоставить всем школьникам в любой школе равный доступ к качественному образованию, которое отвечает его потребностям, возможностям и интересам. В то же время, школы с углубленной программой по отдельным предметам смогут принимать детей не только с первого или с пятого класса, а начиная с любого года обучения. Они также смогут предоставлять свои услуги другим школам.

3) Распространение профильного обучения и элективных курсов затруднено из-за нерешенности проблем методической поддержки педагогов, отсутствия у них условий для непрерывного профессионального роста. Методическая поддержка педагогов, которая предусматривается новой моделью школы, позволяет каждой школе ввести у себя систему наставничества (или коучинга), а каждому учителю использовать свой компьютер и школьный портал для работы с коллегами в сетевых методических объединениях.



Пробелы в подготовке школьников. Индивидуализированное планирование учебной работы, ее постоянная формирующая (текущая) оценка позволяют гарантировать, что весь необходимый материал освоен полностью, без возможных пробелов (что нередко случается в условиях классно-урочной системы обучения). Школьный портал и изменения в организации учебно-воспитательной работы позволяют ввести в образовательном учреждении действенную систему управления качеством, наличие которой является характерным признаком современного высокотехнологичного производства.

Равенство доступа к качественному образованию. Дети мигрантов и тех, кто сменил место жительства (например, из-за безработицы), а также дети, которые неоднократно меняют школу, нередко испытывают затруднения в учении. Индивидуализированная система учебной работы позволяет каждой школе предоставить таким детям посильную программу обучения, выровнять условия их учебной работы, обеспечить новичкам необходимую педагогическую поддержку. Новая модель школы помогает решить для них проблему неравенства образовательных возможностей.

Нарастающая популярность экстерната. Индивидуализированная система учебной работы предоставляет каждому учащемуся возможность, не покидая школы, завершать изучение отдельных модулей в собственном темпе, а также пройти итоговые испытания (экзамен) не дожидаясь конца учебного года. В результате, каждый учащийся может, в удобные для него сроки, завершить школу не прибегая к экстернату.

Некачественные учебные материалы. Широкое использование вариативных учебных модулей по всем образовательным дисциплинам, практическое массовое использование школьниками цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), актуализация потребности в результативных методических решениях создают благоприятные условия для разработчиков современных (цифровых) учебно-методических материалов и учебного оборудования, которые ориентируются на интересы и запросы потребителей. Выпуск «усредненных», не доказательно-результативных разработок перестанет быть выгоден издательствам, которые вынуждены ориентироваться на реальный спрос. Создание и распространение модели школы позволит разрушить действующий сегодня в сфере образования диктат производителей массовых учебно-методических материалов, выстроить рынок, который ориентирован на нужды потребителей.

Оперативный мониторинг работы школы. Появление школьного портала позволяет упорядочить взаимодействие школы с работниками управления образованием, инспекцией и методической службой, с надзирающими органами (пожарники, СЭС и т.п.). Последние получат оперативный доступ к данным о состоянии учебной работы школы на своем рабочем месте, а работники школы освободятся от трудоемкой рутинной работы по предоставлению дублирующих друг друга запросов, и не всегда обоснованных поручений и т.п.

Заключение


Идея школы с индивидуализированной системой учебной работы не нова. Этот подход пытались и продолжают пытаться реализовать с помощью «бумажных» технологий многие инновационные школы. Развитие информационных технологий, появление в школе ИКТ-насыщенной образовательной среды, впервые предоставляет педагогам возможность разработать робастный вариант такой модель для массовой школы. Сегодня потребность в такой модели как никогда велика. Она уже реализована в отдельных школах в Европе и США [6, 7]. В предстоящем десятилетии распространение новой модели школы будет одним из основных трендов развития образования в мире.

Литература


1. А.Ю. Уваров Чему учить на уроках информатики // “Информатика”, № 1(194), 1999.

2. А.Ю. Уваров Потребует ли развитие техносферы школы новой дидактики? // “Образовательная политика”, № 1-2 (39-40), 2010.

3. Trilling, B. Fadel, C. 21st Century Skills: Learning for Life in Our Times. – Saint Francisco: John Willey & Sons, 2009.

4. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: учебно-методическое пособие. - М.: МИРОС, 2001.

5. Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010.

6. См., например, сайт школы Kunskapsskolan в Швеции (http://www.kunskapsskolan.se/)



7. Richard A. DeLorenzo, Wendy J. Battino), Rick M. Schreiber, Barbara B. Gaddy Carrio Delivering on the Promise: The Education Revolution. - Blumington, In.: Solution Tree Press, 2008.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница