Требования гос впо к дисциплине «общее языкознание» опд. Ф. 01 Языкознание опд. Ф. 01. 2 Общее языкознание



Скачать 139.28 Kb.
Дата26.06.2016
Размер139.28 Kb.


ТРЕБОВАНИЯ ГОС ВПО К ДИСЦИПЛИНЕ

«ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ»

ОПД.Ф.01 Языкознание

ОПД.Ф.01.2 Общее языкознание

Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе на­учного знания о человеке. Современная структура знаний о языке.

Определение языка. Физиолого-акустическая и социальная сущность языка.

Социально-деятельностные основы вербальной коммуникации. Текст и коммуникация. Основные понятия теории текста. Коммуникативный анализ речевых единиц. Речемыслительная деятельность автора и порождение текста. Речемыслительная деятельность реципиента. Герменевтика и проблема понимания. Социальная обусловленность языка.

Специфика обслуживания языком общества. Задачи и методы социолингвистики. Понятие языковой ситуации, языковой политики, языкового строительства. Актуальные проблемы языковой политики на со­временном этапе.

Проблема соотношения языка и мышления. Современные представле­ния о психофизиологической основе мышления. Понятие языковой способности человека и его речевой деятельности. Развитие речи. Психолингвистика. Идеи и методы исследования. Концептуальная картина мира. Языковая картина мира.

Языковая личность, вторичная языковая личность. Понятие системы и структуры в языкознании. Уровневая модель языковой структуры. Уровни языки и единицы.

Фонология. Основные фонологические школы. Трактовка основных фонологических понятий.

Грамматика. Основные грамматические традиции мира. Влияние греко-латинской традиции. Грамматика и логика. Грамматика формальная и функциональная. Грамматическая категория и грамматическое поле. Лексикология. Свойства слова. Семасиология, понятие значения. Принципы номинации.

Лингвистическая типология. Специфика универсальной и специальной, общей и частной типологии. Характерологическая, историческая и контенсивная типологии. Проблема универсалий.

Прикладная лингвистика. Моделирование языковых процессов. Лингвистические аспекты искусственного интеллекта. Текстовые процес­соры. Искусственные языки. Лингвостатистические методы. Новые информационные технологии.

Основные методы в науке. Технические приемы и процедуры. Сравнительно-исторический метод. Коммутационный метод. Дистрибутивный анализ. Анализ по НС и трансформационный анализ.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

1. Цели и задачи дисциплины


Задачей курса «Общее языкознание» является ознакомление студентов с важнейшими проблемами общего языкознания и их решением на уровне современных научных знаний. В центре внимания предлагаемой программы находится совокупность важнейших идей, понятий, проблем и методов современного общего языкознания. Много внимания в курсе уделяется изучению системного характера языка и методов его анализа. Кроме того, в курсе рассматриваются некоторые вопросы развития языка, соотношения языка и мышления, языка и общества, вопросы сравнительно-типологического описания языков. Курс позволяет дать представление об общей картине современного состояния науки о языке.

Важной задачей является также создание теоретической основы, необходимой для самостоятельных научных исследований, для написания курсовых и дипломных работ.


2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины


В результате изучения дисциплины обучаемые должны усвоить теоретический материал в объеме, предусмотренном разделом 4.2. настоящей программы, получить четкое представление о языке как объекте исследования и о методах его изучения, приобрести навыки критического подхода к различным теориям и концепциям языкознания, уметь применять знание общих закономерностей к решению конкретных задач в области частной лингвистики.

3. Содержание дисциплины

3.1. Разделы дисциплины и виды занятий



Разделы дисциплины

Виды занятий

лекции

семинары

1.

Место языкознания в системе научного знания о человеке

*

*


2.

Семиотика. Понятие и свойства языкового знака

*

3.

Языковая система и структура

*

4.

Фонология. Трактовка основных фонологических понятий

*

*


5.

Грамматика: морфология, синтаксис. Трактовка основных грамматических категорий

*

6.

Лексикология. Семиология. Понятие слова и значения слова

*

7.

Теория текста

*

*

8.

Язык и мышление

*

*


9.

Язык как коммуникативная система

*

10.

Язык как общественное явление. Социальная природа языка

*

*

11.

Лингвистическая типология и её место в системе наук

*




12.

Методы лингвистических исследований

*

*

13.

Прикладная лингвистика

*





РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

а) основная:

Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке. – М., 2005.

Амирова Т.А. Из истории лингвистики XX века. Структурно-функциональное языкознание (истоки, направления, школы). Учебное пособие. – М., 1999.

Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М., 1979.

Бурлак С.А., Старостин С.А. Сравнительно-историческое языкознание. – М., 2009.

Гируцкий А.А. Общее языкознание. – Минск, 2003.

Гречко В.А. Теория языкознания. – М., 2003.

Гринев-Гриневич С.В. и др. Основы антрополингвистики. – М., 2009.

Кодухов В.И. Общее языкознание. – М., 1974.

Красухин К.Г. Введение в индоевропейское языкознание. – М., 2007.

Маслова В.А. Современные направления в лингвистике. – М., 2008.

Норманн Б.Ю.   Теория языка. – М., 2004.

Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М., 1990.

Общее языкознание / Под редакцией А.Е. Супруна. – Минск, 1983.



Ольховиков Б.А. Общая теория языка. Античность – XX век. – М., 2009.

Психолингвистика в очерках и изречениях. – М., 2009.

Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М., 1975.

б) дополнительная:

Белянин В.П. Введение в психолингвистику. – М., 1999.

Белянин В.П. Психолингвистика. – М., 2005.

Бенвенист Э. Об уровнях языковой системы // Новое в лингвистике. Вып. IV. М., 1965.

Бондарко А.В. Функциональная грамматика. – М., 1984.

Бондарко А.В.   Основы общей фонетики : [учеб. пособие для лингв. и филол. спец.] – М.; СПб., 2004.

Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2005.

Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. – М., 1997.

Гречко В.А. Теория языкознания. – Нижний Новгород, ч. 1, 1995; ч. 2, 1998.

Залевская А.А.   Введение в психолингвистику. – М. : РГГУ, 2000.

Засорина Л.Н. Введение в структурную лингвистику. – М., 1974.

Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. – М., 1982.

Каменская О.Л. Текст и коммуникация. – М., 1990.

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М., 1987.

Касевич В.Б. Элементы общей лингвистики. – М., 1977.

Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. – М., 2001.

Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. – М., 2002.

Крылова О.А.   Лингвистическая стилистика [Текст]. – В 2 кн. – М., 2006.

Левицкий Ю.А. Лингвистика текста. – М., 2006.

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М., 1997.

Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969.

Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.



Макаев Э.А. Общая теория сравнительного языкознания. – М., 1977.

Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. – М., 2004.

Медникова Э.М. Значение слова и методы его описания. – М., 1974.

Мечковская Н.Б.   Семиотика. Язык. Природа. Культура. – М., 2004.

Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. – М., 1994.

Назарова Т.Б. Филология и семиотика. Современный английский язык. – М., 2003.

Общее языкознание / Под ред. Б.А.Серебренникова. Т. I, II, III. – М., 1970, 1972, 1973.

Общее языкознание. Хрестоматия / Составители Б.И. Косовский, Н.А. Павленко. – Минск, 1987.

Основы общей теории речевой деятельности. – М., 1974.



Плунгян В.А. Почему языки такие разные? – М., 2001.

Плотников Б.А. Основы семасиологии. – Минск, 1984.

Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию. – М., 1979.

Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира. – М., 1988.



Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. – М., 1976.

Соломоник А. Язык как знаковая система. – М., 1992.

Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. – М., 1975.

Степанов Ю.С. Семиотика. – М., 1971.

Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. – М., 1989.

Фрумкина Р.М. Психолингвистика. – М., 2006.

Фундаментальные направления современной американской лингвистики. // Сб. обзоров. – М., 1997.

Шахнарович А.М. Основные проблемы психолингвистики. – М., 1987.

Швейцер А.Д. Перевод и лингвистика. – М., 1978.

Швейцер А.Д. Современная социолингвистика: теория, проблемы, методы. – М., 1977.

Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – М., 1974.
КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

I вариант

1. Семиотика –

а) наука, изучающая языковые знаки;

б) наука, изучающая процесс обмена информацией;

в) наука, изучающая системы, окружающие человека;

г) наука, изучающая знаковые системы.

2. Язык – это система знаков. Они

а) материальны;

б) идеальны.

3. Язык является системой:

а) идеальной;

б) искусственной;

в) материальной;

г) первичной материальной;

д) вторичной материальной

4. Единица любого уровня языка может быть единицей любого другого уровня:

а) верно;

б) неверно.

5. Две стороны языкового знака – это:

а) язык и речь;

б) фонема и морфема;

в) синтагматические и парадигматические отношения;

г) план выражения и план содержания.

6. Парадигматические отношения – это:

а) отношения взаимной противопоставленности в системе языка между единицами одного уровня;

б) выражение языковыми средствами отношения содержания высказываемого к действительности;

в) это отношения возникающие между единицами одного уровня, которые соединяются друг с другом в процессе речи.

7. Дайте определение грамматическому значению:

а) обобщенное значение, накладывающееся на конкретное лексическое значение слова;

б) содержание слова, т.е. устанавливаемая нашим мышлением соотнесенность между звуковым комплексом и предметом действительности;

в) значение, выступающее как добавочное к лексическому значению слова и выражающее различные отношения.

8. Что такое тема?

а) при актуальном членении предложения – смысловое подчеркивание одного из компонентов предложения;

б) при актуальном членении предложения – та его часть, которая содержит что-то известное, знакомое и служит отправной точкой для передачи нового;

в) при актуальном членении – ядро высказывания, содержание сообщения, то, что говорящий сообщает.

9. Приведите определение языка, подчеркивающее

а) его функцию – ______;

б) его сущность – ______;

в) динамику – _________;

г) связь с обществом – ______.

10. Антиномии Ф. де Соссюра:

а) язык – социален, речь – ________

б) язык – ________, речь – асистемна

в) язык – потенциален, речь – _____

г) язык – ________, речь – диахронична

д) язык – сущность, речь – ________


ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ
Семинар 1

Общее языкознание как наука

  1. Предмет языкознания. Сложность научного объекта. Проблемы языкознания.

  2. Теории происхождения языка.

  3. Определение и функции языка.

  4. Язык, речь и речевая деятельность.

  5. Понятие о знаке. Типы знаков и виды знаковых систем.

  6. Свойства и природа знака как физической и психической сущности (произвольность, линейный характер означающего и т.д).

  7. Специфика языкового знака.

  8. Референты (денотаты) языковых знаков разного уровня.

Семинар 2


Уровни языковой структуры и их единицы

  1. Основные фонологические понятия. Функции фонем.

  2. Основные фонологические школы.

  3. Основные грамматические традиции мира.

  4. Грамматика формальная и функциональная.

  5. Грамматическая категория и грамматическое поле.

  6. Слово как знак. Семантическое развитие слова.

  7. Лексические и семантические поля.

  8. Методы исследования лексики.

  9. Семасиология, понятие значения.

  10. Принципы номинации.


Семинар 3

Теория текста

  1. Текст как объект языкознания и смежных наук.

  2. Понятийный аппарат теории текста (сверхфразовое единство, когезия, континуум, тема-рематическая структура текста).

  3. Типы текстов.

  4. Дискурсный анализ.

  5. Процесс интерпретации текста.

  6. Проблема понимания текста.

  7. Модели понимания текста.


Семинар 4

Язык и мышление. Язык как коммуникативная система

  1. Проблема взаимоотношения языка и мышления.

  2. Психолингвистика: задачи и методы исследования.

  3. Понятие языковой способности человека.

  4. Когнитивная лингвистика: задачи и методы исследования.

  5. Концепт, концептосфера языка, языковая картина мира и межкультурная коммуникация.

  6. Языковая личность. Язык и интеллект.

  7. Коммуникация как деятельность. Виды коммуникации.

  8. Компоненты коммуникативного акта.

  9. Теория речевых актов. Компоненты и типы РА.


Семинар 5

Язык как общественное явление. Социальная природа языка

  1. Социальная природа языка.

  2. Понятие языковой ситуации. Виды языковой ситуации.

  3. Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе.

  4. Билингвизм и диглоссия. Виды билингвизма.

  5. Норма и языковое варьирование.

  6. Социолингвистика: задачи и методы исследования.

  7. Гендерная лингвистика.


Семинар 6

Методы лингвистических исследований

  1. Понятие метода в науке. Методология и методы научного исследования.

  2. Описательная лингвистика.

  3. Сопоставительный метод. Сравнительно-исторический метод.

  4. Синхронное и диахроническое описание языков.

  5. Лингвистическая география.

  6. Дистрибутивный анализ. Понятие дистрибуции и ее модели. Дистрибутивные методы в фонологии и морфологии.

  7. Анализ по непосредственным составляющим. Правила анализа. Недостатки метода.

  8. Трансформационный анализ. Виды трансформаций. Ядерные предложения.

  9. Порождающая лингвистика.

  10. Математические методы.

  11. Экспериментально-фонетические методы.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЭКЗАМЕН)

  1. Общее языкознание как наука. Раздел языкознания. Предмет, объект и проблемы общего языкознания.

  2. Язык как средство общения. Вербальное и невербальное общение.

  3. Язык, речь и речевая деятельность.

  4. Теории происхождения языка.

  5. Общие основания семиотики.

  6. Лингвистическая концепция языкового знака (Ф. де Соссюр).

  7. Виды знаковых систем. Своеобразие языка как знаковой системы.

  8. Основные свойства знаков. Свойства языкового знака.

  9. Психологический подход к языковому знаку (А.А. Потебня, К. Бюлер).

  10. Язык как система и структура.

  11. Язык и культура. Гипотеза лингвистической относительности.

  12. Социальная природа языка. Социальная структура общества и подъязыки.

  13. Влияние социального строя на язык.

  14. Понятие «языковая ситуация» и ее типы. Диглоссия. Билингвизм.

  15. Функции языка.

  16. Формы существования языка.
  17. Фонетика и фонология, их соотношение. Становление фонологии как отдель­ной лингвистической дисциплины; ее роль для развития лингвистической теории.


  18. Фонема: определения, функции, оппозиции.

  19. Основные фонологические школы и их принципы.

  20. Виды значения слова. Значение и понятие. Определения термина «значение».

  21. Принципы первичной и вторичной номинации.

  22. Морфема: определение, функции, типы.

  23. Основные грамматические традиции.

  24. Определения грамматической категории и грамматического поля.

  25. Понятие грамматической категории. Грамматическое значение. Грамматическая форма. Пути образования грамматических форм.

  26. Принципы генеративной лингвистики.

  27. Принципы трансформационной грамматики.

  28. Понятие «дистрибуции». Основные типы дистрибуции.

  29. Современное языкознание: лингвистика текста. Понятие микро- и макротекста, сложного синтаксического целого (ССЦ), сверхфразового единства (СФЕ); когезии, тема-рематической структуры текста.

  30. Текст как объект исследования. Типы тектов.

  31. Дискурсный анализ. Понятие «текст». Процесс интерпретации текста.

  32. Процесс порождения и восприятия высказывания.

  33. Задачи и методы социолингвистики.

  34. Гендерная лингвистика.

  35. Методы синтаксических исследований.

  36. Сравнительно-исторический метод.

  37. Методы ареальной лингвистики.

  38. Методы структурного анализа.

  39. Направления типологических исследований.

  40. Современное языкознание: когнитивная лингвистика. Задачи, методы исследования.

  41. Концепт, концептосфера языка, языковая картина мира и межкультурная коммуникация.

  42. Современное языкознание: психолингвистика. Идеи и методы исследования.

  43. Анализ по непосредственным составляющим. Правила анализа. Недостатки метода.

  44. Дистрибутивный анализ. Понятие дистрибуции и ее модели. Дистрибутивные методы в фонологии и морфологии.

  45. Трансформационный анализ. Виды трансформаций. Ядерные предложения.

  46. Лингвистическая география.

  47. Математические методы.

  48. Экспериментально-фонетические методы.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Дипломированный специалист в области теории языкознания должен:

- знать цели и задачи науки о языке;

- иметь представление о месте языка в ряду культурно значимых средств коммуникации и особых чертах вербальной коммуникации;

- иметь четкое представление о языке как объекте исследования и о методах его изучения;

- приобрести навыки критического подхода к различным теориям и концепциям языкознания;

- уметь применять знание общих закономерностей к решению конкретных задач в области частной лингвистики;

- понимать связь истории общества и истории языка;

- иметь представление о билингвизме и истории общества;

- знать классификацию языков;

- иметь представление о языке как системе знаков, уровнях языковой системы и их единицах;

- быть знакомым с основными понятиями теории текста;

- владеть методами коммуникативного анализа единиц языковой системы, интерпретации текста;

- понимать принципы межличностной и массовой коммуникации и речевого воздействия;

- понимать связь проблем, задач и методов лингвистики с семиотикой, логикой, психологией, биологией и другими науками;

- иметь представление о современном строении лингвистики, задачах и методах ее разделов;

- иметь представление о соотношении языка и культуры.






База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница