Требования к уровню освоения содержания дисциплины



Дата27.04.2016
Размер375 Kb.
Цели изучения дисциплины - сформировать у студентов представления о методологии и практике разработки и применения методов психологической коррекции.

В процессе изучения дисциплины реализуются следующие задачи:



  1. сформировать представления о методологии коррекционно-развивающей деятельности психолога;

  2. сформировать представления об истории создания методов психокоррекции

  3. -познакомить с современными методами психологической коррекции и сферами их применения;

  4. сформировать представления о технологиях коррекционно-развивающей работы психолога с разными категориями лиц, нуждающихся в психологической помощи, а также с их социальным окружением;

  5. вырабатывать профессиональные установки, отражающие миссию психолога в современном обществе; формировать представления

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В результате изучения курса «Методы психологической коррекции» студенты должны знать:

    • отечественные и зарубежные теории психокоррекционной работы;

    • современные подходы к организации и методическому обеспечению процесса психологической коррекции;

    • классификации методов и технологии психологической коррекции.

    • специфику применения психодиагностических методов в зависимости от проблемы клиента, возможностей самого метода, социальной ситуации развития клиента.

Студенты должны уметь:

  • выбирать методы психологической коррекции в зависимости от предмета коррекции, возраста клиента, социальной ситуации развития;

  • планировать коррекционно-развивающую деятельность на основе диагностических данных, отбирать содержание коррекционно-развивающей работы;

  • проводить анализ результативности психологической коррекции, использую методы качественной и количественной обработки данных;


Темы для самостоятельного изучения.




п/п

Наименование
раздела дисциплины


Тема

Кол-во часов

Форма контроля выполнения
самостоятельной работы


1.

2.

3.

4.

5.

I. Подготовка к аудиторным семинарским (практическим занятиям)

20

20




1.

Понятие психологической коррекции.

Взаимодействие психолога с клиентом в процессе осуществления психологической коррекции. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия


4

4

Аудиторное семинарское занятие

2.

Основные теоретические направления психологической коррекции


Методы поведенческой коррекции







Составление таблицы

3.

Организация психокоррекционной работы с различными категориями детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах


Взаимодействие психолога и логопеда в процессе коррекции развития детей с тяжелыми нарушениями речи.








Составление программы взаимодействия

4.

Психокоррекционная работа и раннее вмешательство.



Раннее домашнее сопровождение.

4

4

.

Составление библиографии.





5.

Психокоррекционная работа с дошкольниками с ОВЗ.


Методы психологической коррекция познавательной сферы

8

8

Аудиторное семинарское занятие

6.

Психокоррекционная работа с младшими школьниками с ОВЗ.

Профилактика и коррекция трудностей в обучении

4

4

Аудиторное семинарское занятие

7.

Тема 6. Психокоррекционная работа с подростками с ОВЗ.



. Методы психологической коррекции процессов самосознания, межличностных взаимоотношений подростков.

10

10

Аудиторное семинарское занятие.


8.

Психокоррекционная работа о старшеклассниками с ОВЗ.



Психологическая коррекция профессионального самоопределения.








Аудиторное семинарское занятие.


9.

Психокоррекционная работа с семьей и социальной микросредой.

Игровая психокоррекция детско-родительских отношений.







Аудиторное семинарское занятие.

Составление библиографии.



II. Темы для самостоятельного изучения

22

20







Организация психокоррекционной работы с различными категориями детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах


Направления и методы психологической коррекции развития у различных категорий детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах

22

20

Защита рефератов




III. Контрольные вопросы и задания

18







1.

Понятие психологической коррекции




4

2

Аудиторная контрольная работа

2.

Система раннего вмешательства




2

2

Составление библиографии

3.

Методы психологической коррекции школьной дезадаптации




2

2

Составление таблицы

4.

Психологическая коррекция профессионального самоопределения.





10

10

Круглый стол.

IV. Практическая работа студентов исследовательского характера по теме

«Методы психокоррекционной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ»



10

10



V. Зачетные тестовые задания по всему курсу

10

10




Итого

80

76






1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.

Тема: Понятие психологической коррекции

Форма изучения материала: ПР-2 ч


План:

1 Предмет психологической коррекции, ее связь с другими отраслями практической психологии.

2.Психологическая коррекция в системе профессиональной деятельности психолога.

3.История становления методов психологической коррекции.

4.Виды и формы психологической коррекции.

5.Принципы составления психокоррекционных программ. Психокоррекционная технология и метод психологической коррекции.

6.Структруа психокоррекционных программ. Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий.


Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Психологическая коррекция как область психологической науки и сфера психологической практики.

2.Этапы становления психокоррекции.

2.Сравнительный анализ психокоррекции и психотерапии:


дискуссионность проблемы.

3. Реализация принципа единства диагностики и коррекции.

4.Критерии эффективности психологической коррекции и методика ее оценки. Мониторинг развития ребенка.
Задания для самостоятельной работы:


  1. Составить схему «Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия».

  2. Составить схему «Принципы составления психокоррекционных программ».

  3. Проанализировать модель комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ (Л.М.Шипицына).

  4. Подготовить аннотацию (1).


Основная литература


  1. Венгер А.Л., Шевченко Ю.С. Онтогенетический подход к коррекции психического развития ребенка//дефектология.- 2004.- № 1.-С,8-16.

  2. Колесникова Г.И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование.- Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.

  3. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии детй детей с проблеами в развитии.- СПб, 2003.

  4. Осипова А.А. Общая психокоррекция.- М, 2006.

.

Дополнительная


  1. Афонькина Ю.А. Проблемы практической психологии и повышение квалификации педагогов-психологов// Методист.-2011.-№ 3.- С. 7-10.

  2. Афонькина Ю.А. Рабочая программа педагога-психолога современного ДОУ.- Волгоград: Учитель, 2013.

  3. Колесникова Г. И. Психокоррекция нарушений развития.- Ростов-на –Дону, Феникс, 2010.

  4. Колесникова, Г. И. Основы психопрофилактики и психокоррекции : учеб. пособие для студ. вузов - Ростов н/Д : Феникс, 2005.

  5. Организация деятельности педагога-психолога современного ДОУ// Метод. разработки для педагогов-психологов и старших воспитателей ДОУ.- Мурманск, 2011.- 106 с.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.

Форма изучения материала: ПР-2ч



Тема: Психодинамическое направление психологической коррекции.

План:

  1. Природа психокоррекционного воздействия в классическом психоанализе.

  2. Техники психоанализа.

  3. Аналитическая индивидуальная психокоррекция А. Адлера.

  4. Возможности использования методов психоанализа в коррекции эмоциональных проблем у детей.


Вопросы для коллективного обсуждения:

-Какова теоретическая основа техник психоанализа?

-В чем состоит направленность психокоррекционного воздействия методов психоанализа?

-Каковы возможности применения техник психоанализа в работе с разными возрастными категориями?
Задания для самостоятельной работы

-составить таблицу «Стадии психоанализа»;

-составить схему «Техники психоанализа».
Основная литература
1.Осипова А.А. Общая психокоррекция.- М, 2008.

2. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.- СПб, 2003.

3.Ежова Н. Справочник практического психолога. -Ростов-на-Дону, 2011.

Дополнительная
1 .Фрейд З. Психология бессознательного.- М: Классика, 2007.- 345 с.

2. Жорж Ж. Детский стресс и его причины.- М.: Витек Классик, 2003.- С. 192.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3.

Форма изучения материала: ПР-2ч



Тема: Методы игровой психокоррекции.

План:

1.Психологическая природа игрового воздействия.

2.Формы и виды игровой психокоррекции.

3.Этапы игровой психокоррекции.

4.Оборудование игровой комнаты.

5.Игротренинг как форма психологической коррекции.

6.Особенности использования игровой психокоррекции с разными возрастными категориями лиц с ОВЗ.
Вопросы для коллективного обсуждения:

-В чем состоит психологическая природа игрового воздействия?

-Каковы этапы проведения игровой коррекции?

-В чем состоят особенности организации игротренинга с детьми и подростками?



Задания для самостоятельной работы

-подготовить аннотации на сборники психокоррекционных игр.

-составить таблицу «Этапы игровой психокоррекции»

-подготовить доклад (3).



Основная литература
1.Осипова А.А. Общая психокоррекция.- М, 2006.

2.Касаткина Е. Игровые технологии в образовании и воспитании. Существуют ли они?// Дошкольное воспитание.- 2009.- № 12.


Дополнительная

1.Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику.- СПб, 2002.

2. Касаткина Е. Игровые технологии в образовании и воспитании. Существуют ли они?// Дошкольное воспитание.- 2009.- № 12.

3. Разенкова Ю.А. Театр одного зрителя (занимательные игры с показом и называнием для самых маленьких)// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2012.-№5.

4.Костина Л.М. Интегральная игровая психологическая коррекция.- СПб, Речь, 2008.

5. Битянова

6.Титова Ю. Фролова О., Винникова Л. Играть с ребенком. Как? Развитие внимания, мелкой моторики, крупной моторики у детей 1-5 лет.- М., 2010.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4.

Тема: Организация психокоррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Форма изучения материала: ПР-2ч

Проводится на базе образовательной организации Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

Тема: История и современное состояние развития методов психологической коррекции детей с проблемами в развитии.

План:
1.История методов психологической коррекции детей и подростков с проблемами в развитии.

2. Подход Э. Сегена.

3.Теория и практика М. Монтессори.

4.Вклад Л. С. Выготского в развитие методов психологической коррекции в дефектологии.

5.Современные методы психологической коррекции развития детей с ОВЗ.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Периоды становления методов психологической коррекции детей и подростков с проблемами в развитии.

2.Современное применение классических подходов к разработке методов психокоррекции.

3.Современная практика психокоррекционной работы с детьми с ОВЗ.


Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Периоды становления методов психологической коррекции детей и подростков с проблемами в развитии.

2.Современное применение классических подходов к разработке методов психокоррекции.

3.Современная практика психокоррекционной работы с детьми с ОВЗ.


Задания для самостоятельной работы

-составит таблицу «Периоды становления методов психокоррекции развития детей с ОВЗ».

-составить таблицу «Современные методы психологической коррекции развития детей с ОВЗ».

Составить аннотацию (2).


Основная литература


  1. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии детей с проблемами в развитии.- СПб, 2010.

  2. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб., 2001.



Дополнительная

  1. Лункина Н.И. Особенности коррекционной работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Коррекционная педагогика -2012.- № 5.

  2. Мамайчук И.И, Смирнова М.И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения.- СПб, Речь, 2010.

  3. Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР.- М., 2005.

.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5.

Форма изучения материала: ПР-2ч

Тема: Методы арттерапии и артпедагогики в специальном образовании.

План:

1.Механизм воздействия, общая характеристика арттерапии и артпедагогики,

2. Цели и основные направления арттерапии и артпедагогики.

3.Этапы психокоррекционного процесса.

4.Сказка как средство психологической коррекции.

5. Музыка как средство психологической коррекции.
Вопросы для коллективного обсуждения:
-В чем состоит психологическая природа арттерапевтического и артпедагогического воздействия?

-Каковы этапы использования арттерапевтических методов в коррекционно-развивающем процессе?

-В чем состоят особенности использования музыки и сказки в психокоррекционных целях?
Задания для самостоятельной работы

-составить схему «Методы работы со сказкой»

-составить таблицу «Этапы арттерапевтического воздействия»

-подготовить аннотацию (2).



Основная литература.

1.Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании/ Под ред. Е.А.Медведевой.- М, 2005.

2.Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии.- М., 2004.

3.Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками.- СПб, 2008.

. .

Дополнительная

1.Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения.- СПб, 2008.



2.Иванов А. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки.- СПб, Речь 2008. 

3.Масленникова И. Психологические сказки для детей старшего дошкольного возраста// Воспитание дошкольника.-2008.-№ 4.

4.Погосова Н.М. Погружение в сказку. Коррекционно – развивающая программа для детей.- СПб, 2008.

5.Мардер Л. Цветной мир. Групповая арттерапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- М., 2007



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6.

Форма изучения материала: ПР-2 ч



Тема: Методы психологической коррекции в специальном образовании.

План:


1.Методологические подходы к коррекционно-развивающей работе в специальном образовании.

2.Психологическая коррекция в деятельности специального психолога.

3. Формирование высших психических функций у лиц с ОВЗ.

4.Основы коррекционно-развивающих программ, ориентированных на формирование компонентов познавательной деятельности.

5. Основы коррекционно-развивающих программ, ориентированных на формирование эмоционально-аффективной сферы и личностных особенностей детей и подростков с ОВЗ.

Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Какова основная стратегия деятельности психолога в специальном образовании?

  2. Каковы требования в организации психологической коррекции в специальном образовании?

  3. Каковы этапы коррекционно-развивающих программ для лиц с ОВЗ?

  4. Каковы направления психологической коррекции разных видов дизонтогенеза?

Задания для самостоятельной работы

-составить схему «Методологические подходы к коррекционно-развивающей работе в специальном образовании»;

-составить таблицу «Принципы и этапы комплексного сопровождения»;

-составить таблицу «Этапы коррекционно-развивающих программ»;

-доготовить доклады (1,2).


Основная литература


  1. Алексеева А.А. использование средств искусства в психокоррекционной работе с дошкольниками с церебральным параличом//Коррекционная педагогика.-2009.- № 4.- С.6-15.

  2. Константинова И.С. Формирование процессов программирования и контроля деятельности у детей с тяжелыми и сложными нарушениями развития на развивающих занятиях//Дефектология.- 2010.-№ 6.- С. 11-29.

  3. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии детей с проблемами в развитии.- СПб, 2003.

  4. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования.- М, 2005.


Дополнительная

  1. Афонькина Ю.А, Усанова И.И. Филатова О.В. Технологии комплексного сопровождения детей.- Волгоград, 2012.

  2. Шаповалова О.Е. Технологии коррекционно-развивающего воздействия на эмоциональную сферу умственно отсталых школьников//Коррекционная педагогика.-2005.-№4.- С.5-11.

  3. Серова В.В. Формирование опыта социального поведения у старших дошкольников с ЗПР – воспитанников детского дома//Дефектология.-2010.-№ №.-С. 64-70


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7.

Форма изучения материала: ПР-2 ч



Тема: Организация психологической коррекции с детьми младенческого и раннего возраста

План:


  1. Диагностические признаки раннего нарушения развития.

  2. Развитие системы ранней помощи детям с ОВЗ.

  3. Методы психологической коррекции развития ребенка младенческого возраста.

  4. Методы психологической коррекции развития ребенка раннего возраста.

  5. Психологическая коррекция развития ребенка, находящегося в условиях ранней депривации. Психологическая коррекция и абилитация.

  6. Психокоррекционная деятельность психолога в Центре игровой поддержки ребенка раннего возраста.


Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Формы и виды оказания ранней помощи детям.

2.Специфика психокоррекционной работы с детьми младенческого и раннего возраста.

3.Направления психологической коррекции депривированного развития.


Задания для самостоятельной работы:

-подготовить доклады (2,3,4,5);

-составить схему «Виды депривации»;

-составить схему «Направления психокоррекционной работы с детьми раннего возраста»;

-составить аннотацию к сборникам игр для детей раннего возраста.

Основная литература


  1. Афонькина Ю.А. Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней.- Волгоград: Учитель, 2011.-205 с.

  2. Гончарова Е.Л.К вопросу о субъекте психолого - педагогического сопровождения в формирующейся практике комплексной помощи детям раннего возраста// Дефектология.-2009.-№ 1.-С. 45-49.

  3. Князев Е. Воспитание: аспект депривации// Дошкольное воспитание.- 2012.-№

  4. Разенкова Ю.А. Предложения по эффективному использованию организационных механизмов для совершенствования и развития системы ранней помощи в различных регионах страны// Дефектология.-2009.-№ 4.-С.61-64.

  5. Сазонова С.Н. Опыт и перспективы медико-психолого- педагогического сопровождения проблемного ребенка в службе ранней помощи в условиях дошкольного учреждения/ Дефектология.-2008.-№ 2.-С. 60-63.

  6. Фурманов И.А, Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка.-М.:ВЛАДОС, 2004.



Дополнительная


  1. Антонова З.П., Разенкова Ю.А. Оценка эффективности работы служб ранней помощи семье с проблемным ребенком в Самарской области// Дефектология.-2009.-№ 1.-С. 50-60.

  2. Афонькина Ю.А. Психолого-педагогическая поддержка детей второго года жизни в период адаптации к ДОУ. -Мурманск, 2008.

  3. Афонькуина Ю.А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста.- Волгоград, 2011.

  4. Браткова М. Пути формирования предметных действий//Дошкольное воспитание.-2009.-№ 1.-С.83-91.

  5. Васильева Н., Полякова М. Как поддержать личностное развитие детей 2-3 лет// Дошкольное воспитание.-2009.-№ 10.С.

  6. Ермолаева Т., Мещерякова С. Игры и занятия, развивающие практические и орудийные действия// Дошкольное воспитание.-2009.-№ 7.С.110-117.

  7. Иванова Е.А. Раннее домашнее сопровождение.- СПб, 2003.

  8. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. -М., 2004.

  9. Ларечина Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка.- СПб, 2004.

  10. Пронина Л. Пути формирования взаимоотношений детей раннего и младшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в умственном развитии// Дошкольное воспитание.-2009.-№ 10.С.80-82.

  11. Рыскина В.Л. Оптимизация диалога « взрослый-младенец» как средство развития ребенка раннего возраста// Дефектология.-2008.-№ 2.-С. 29-36.

  12. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми раннего возраста 1-3 лет.-

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8.

Форма изучения материала: ПР-2ч



Тема: Психологическая и коррекция вторичных нарушений развития у дошкольников.

План:

1. Методы психологической коррекции познавательных процессов.

2. Методы психологической коррекции тревожности.

3. Методы психологической коррекции коммуникативных трудностей.

4. Методы психологической коррекции акцентуаций характера.
Вопросы для коллективного обсуждения:

-Каковы современные подходы к отбору методов для коррекции развития дошкольников?

-Какова структура коррекционно-развивающего занятия?

- Каким образом учитывают возрастные особенности дошкольника в процессе организации психокоррекционной работы?


Задания для самостоятельной работы:

-Составить таблицу «Пути и методы коррекции акцентуаций характера у дошкольников»;

-Составить описание игр и упражнений для коррекции познавательных процессов у детей с учетом возраста;

-Составить аннотированное описание методов коррекции коммуникативных трудностей и тревожности у дошкольников.

Основная литература


  1. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми.- СПБ, 2003.

  2. Дмитриева Е.Е. Проблемные дети. Развитие через общение.- М., 2005.

3.Корнилова И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация.- М, 2004.

4. Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада на снятие психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения.- Ростов-на-Дону, 2013.

5.Маралов В.Г., Фролов Л.П. Коррекция личностного развития дошкольников. – М., 2008.
Дополнительная


  1. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения для слабослышащих детей.- СПб, 2005.

  2. Фесенко Ю.А., Фесенко Е.В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей.- М., 2010.

  3. Чистякова М. Психогимнастика.- М, 2005.

  4. Широкова Г.А., Истратова О.Н. Большая книга детского психолога.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

  5. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику.- СПб, 2002.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9.
Форма изучения материала: ПР-2ч

Тема: Профилактика и коррекция трудностей в обучении у младших школьников с ОВЗ.
План:

1.ВИды неуспеваемости.

2. Причины трудностей в обучении у младших школьников.

2.Пути и методы коррекции трудностей в обучении у младших школьников.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Какими причинами обусловлена школьная неуспеваемость?

  2. Как влияет микросоциальное окружение на достижения ребенка в учебной деятельности?

  3. Как взаимосвязана школьная успешность и особенности эмоционально-волевой сферы ребенка?


Задания для самостоятельной работы:

1.Составить схему: «Виды школьной неуспеваемости»

2.Составить таблицу «Причины трудностей в обучении младших школьников в ОВЗ».

3.Полдготовить проблемное сообщение (3).


Основная литература


  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников.-.М.: Академия, 2002.-160 с.

  2. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, псхиокоррекция, психопрофилактика. - СПб, Питер, 2009.- 368 с.

  3. Морозова Н.Л. Психокоррекционная работа по развитию самовосприятия детей с нарушениями интеллекта//Коррекционная педагогика.- 2007.- № 3.-С.60-66.

Дополнительная

  1. Монина Г., Панасюк Е. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником.- СПб, Речь, 2005.- 200 с.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10.
Форма изучения материала: ПР-2ч

Тема: Методы психологической коррекции в работе с подростками, ставшими жертвами насилия.

План:


  1. Особенности психоэмоционального состояния подростка, ставшего жертвой насилия.

  2. Методы преодоления синдрома постстрессового расстройства.

  3. Методы коррекции процессов самосознания, межличностных взаимоотношений подростков, ставших жертвами насилия.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Как взаимосвязаны особенности процессов самосознания и межличностных взаимоотношений подростков?

2.Каковы направления психологической коррекции психоэмоционального состояния подростков?

3.Чем определяется эффективность методов психологической коррекции?



Задания для самостоятельной работы:

  1. Составить таблицу «Методы психологической коррекции в работе с подростком, пережившим насилие».

  2. Составить таблицу «Виды психологического насилия».

  3. Подготовить рецензию (1, 2, 3).


Основная литература


  1. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации.-М.: Речь, 2003.

  2. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации/Под ред. Н.М. Платонова.- СПб, 2004.

  3. Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье/Автор-составитель Л.К. Неклюбова.- Волгоград, 2009.


Дополнительная
1.Кулагина И.Ю. Развитие мотивации в подростковом возрасте при социальной депривации//Дефектология.- 2010.-№ 6.- С. 61-67.

2.Евлашкина Н.М., Холмогорова А.Б, Мотивация и динамика агрессивного поведения у подростков с девиантным поведением// Дефектология.- 2011.-№ 4.- С. 65-73.



1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
1.8.1. Рекомендуемая литература.
Основная:

  1. Айхингер А,Холл В. Детская психодрама в индивидуальной и семейной психотерапии в дестком саду и школе.- М.:Генезис, 2005.

  2. Александров А. Психодиагностика и психокоррекция.- СПб, Питер, 2008.

  3. Александрова Н.А.,Баенская В.Р, Разенкова Ю.А. Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи.- М., Школьная пресса, 2012.

  4. Алексеева И.А. и др. Работа с детьми, перенесшими психологические травмы. Методики группового тренинга.- СПб, Речь, 2012.

  5. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. - М., 2003.

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. - М., 2005.

  2. Белановская О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников.- МН, 2004.

  3. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности.- СПб, 2007.

  4. Бурлачук Л.Ф., Когаряч А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. Учебник для вызов.- СПб, Питер, 2009.

  5. Вайнер М.Э. Игровые технологии в коррекции поведения дошкольников. - М., 2004.

  6. Веракса А.Н. Практический психолог в детском саду.-М., Мозаика-Синтез, 2012.

  7. Волковская Т. Психологическая помощь детям с общим недоразвитием речи.- М, Книголюб, 2008.

  8. Воробьева К.Н. Агрессия и насилие в подростковой среде. Комплексная программа профилактики.- М., Школьная пресса, 2011.

  9. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии.- М., 2004.

  10. Грабенко Т.М. Зачем читать детям сказки?- СПб, Речь, 2006.

  11. Дорлгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция.-М., Генезис, 2011.

  12. Завражин С.А., Форотова Л.К. Адаптация детей с ОВЗ.- М., Академический проект, 2005.

  13. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками.- СПб, 2008.

  14. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д,. Практикум по сказкотерапии.- СПб, Речь, 2013.

  15. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации.-М.: Речь, 2003.

  16. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники.- СПб, Речь, 2013.

  17. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник по групповой психокоррекции.- Ростов-на –Дону, Феникс, 2011.

  18. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника.- СПб, 2002.

  19. Катышева Е.Н. Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями .- СПб, Речь, 2010.

  20. Колесникова Г.И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование.- Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.

  21. Колесникова Г. И. Психокоррекция нарушений развития.- Ростов-на –Дону, Феникс, 2010.

  22. Колесникова, Г. И. Основы психопрофилактики и психокоррекции : учеб. пособие для студ. вузов - Ростов н/Д : Феникс, 2005.

  23. Колесникова, Г. И. Психологические виды помощи : психопрофилактика, психокоррекция, консультирование : учеб. пособие для студ. вузов.- Ростов н/Д : Феникс, 2005.

  24. Колодич Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков.- М., 2002.

  25. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ Под ред. Л.М. Шипицыной.- СПб, 2003.

  26. Копытин А.И. Методы арттерапевтической помощи детям и подросткам. Отечественны и зарубежный опыт. - М., Когито Центр, 2012.

  27. Костина Л.М. Интегральная игровая психологическая коррекция.- СПб, Речь, 2008.

  28. Коэн Л. Игры, которые воспитывают.- М., Поппури, 2009.

  29. Локалова Н. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика.- СПБ, Питер, 2009.

  30. Лункина Н.И. Особенности коррекционной работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Коррекционная педагогика -2012.- № 5.

  31. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб., 2001.

  32. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб., 2000

  33. Мамайчук И.И, Смирнова М.И. Психологическач помощь детям и подросткам с расстройствами поведения.- СПб, Речь, 2010.

  34. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.- СПб, 2010.

  35. Маралов В.Г., Фролов Л.П. Коррекция личностного развития дошкольников. – М., 2008.

  36. Мардер Л. Цветной мир. Групповая арттерапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- М.Генезис, 2007.

  37. Маховская О.И. Непослушный ребенок. Перезагрузка.-М., Эксмо Пресс, 2012.

  38. Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс». Диагностическая и коррекционная работа.- СПб,Речь, 2007.

  39. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ.- М., 2005.

  40. Некрепина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология.-М, МПСИ, 2010.

  41. Новикова Л. Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы.-М, Эксмо, 2008.

  42. Организация деятельности педагога-психолога современного ДОУ/Ю.А. Афонькина и др.- Мурманск, 2010.

  43. Осипова А.А. Общая психокоррекция.- М, Сфера, 2008.

  44. Петрушихина Е. Б.Психокоррекционные методы в работе школьного психолога : метод. пособие - Мурманск : МГПУ, 2004.

  45. Помощь детям, пострадавшим от насилия/ Автор-сост. Я.К.Неклюбова.- Волгоград, 2009.

  46. Психокоррекция детей и подростков/Сост.О.В.Заширинская.-СПб, Речь, 2003.

  47. Розанова Е.Г., Петрусинский В.В. Психотехнические игры и упражнения: техники игровой психокоррекции.- М., ВЛАДОС, 2013.

  48. Романов А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей.- М., 2002.

  49. Свистовская Е.Е. Арттерапия детей и подростков.- М.Когито-Центр, 2010.

  50. Селиверстов В.И. Заикание у детей. Психологическая коррекция и дидактические основы логопедического воздействия.-М, ВЛАДОС, 2001.

  51. Слабинский В.Ю. Характер ребенка. Диагностика, формирование, методы коррекции. М., Наука и техника, 2012.

  52. Специальная психология : под ред. В. И. Лубовского. - 6-е изд., испр. и доп. - М. : 2009. - 560 с.

  53. Ульенкова У. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии : учеб. пособие для студ. вузов. - М. , 2005.

  54. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения для слабослышащих детей.- СПб, Речь, 2005.

  55. Фесенко Ю.А., Фесенко Е.В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей.- М., Наука и Техника, 2010.

  56. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Ч. 1-4.- М., Генезис, 2011.

  57. Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба. Работы с учащимися.- М., Генезис, 2010.

  58. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции : Учеб.пособие для студ.пед.вузов / О. В. Хухлаева.. - М. : Академия, 2001.

  59. Цикото Г.В. Г.В. Проблемные дети. Развитие и коррекция в предметно-практичекской деятельности. - М., Парадигама, 2013.

  60. Чистякова М. Психогимнастика.- М, 2005.

  61. Широкова Г.А. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

  62. Эксакусто Т.В. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры.- Ростов-на –Дону, Феникс, 2010.

  63. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику.- СПб, 2002.

Дополнительная

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Веселая психогимнастика, или Как научить ребенка управлять своим телом.- М., 2012.

  2. Алексеева Г.М. Преодоление поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста //Психолог в детском саду. – 2007. – № 2.

  3. Алексеева Е.Е. Психологическая помощь детям при дисгармонии семейных отношений//Дошкольная педагогика.-2005.-№ 3.

  4. Астапов В.М. Тревожность у детей.- М.-СПб, 2004.

  5. Афонькина Ю.А., Белотелова Т.Э,, Борисова О.Е. Как научить дошкольника правильно думать.- М., 2011.

  6. Бавина Т.В., Агаркова Е.С. Детские страхи: решение проблемы в условиях детского сада.- М., 2008.

  7. Баженова О.В. Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников и младших школьников.-СПб, Речь, 2012.

  8. Безруких М.М. Проблемные дети. – М., 2000.

  9. Брунер Е.Ю. Лучшее, чем супервнимание: Методики диагностики и психокоррекции.- Ростов-на –Дону, Феникс, 2006.

  10. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. – М., 2001.

  11. Верещагина Н.В., Петрусинский В.В. Особый ребенок в детском саду.-СПб, Детство Пресс, 2006.

  12. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья.- М., 2001.

  13. Гаврин А.В., Ратникова Е.В. Игры на песке. Работа с семье и детьми.-СПб, 2013.

  14. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития/ Под ред. М. Пассольта.- М., 2004.

  15. Глушкова Г. Вижу, действую, познаю// Дошкольное воспитание.-2008.-№ 9.

  16. Грибанов А.В. и др. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М., 2004.

  17. Заостровцева М.Н., Першина Н.В. Агрессивное поведение. Коррекция поведения дошкольников. - М., 2006.

  18. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. -М., 2005.

  19. Иванова О.Л., Васильева И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб, Речь 2010.

  20. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы.-Ростов-на-Дону, Феникс, 2011.

  21. Карпов А.В. Волшебный лягушонок, или как рисовать вместе с детьми. – СПб; Речь, 2009. 

  22. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки.- СПб, Речь 2008. 

  23. Касаткина Е. Игровые технологии в образовании и воспитании. Существуют ли они?// Дошкольное воспитание.- 2009.- № 12.

  24. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми.- М., 2004.

  25. Ковалев С.В. НЛП- психокоррекция.-М, МПСИ, 2007.

  26. Крюкова С.В. Здравствуй, я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет.- М.. 2007.

  27. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.- М., 2005.

  28. Куражева Н. Цветик-семицветик. Интеллектуальное, эмоциональное и волевое развитие детей 3-4 лет.- СПБ, 2011.

  29. Куражева Н. Цветик-семицветик. Программа развития детей 4-5 лет.- СПБ, 2011.

  30. Куражева Н. Цветик-семицветик. Программа развития детей 5-6 лет.- СПБ, 2011.

  31. Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста.- М., 2004.

  32. Масленникова И. Психологические сказки для детей старшего дошкольного возраста// Воспитание дошкольника.-2008.-№ 4.

  33. Монакова Н.И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников.- СПб, 2008.

  34. Овечкина Н.М. Использование знаково-символической аналогии в работе с дошкольниками// Современное дошкольное образование.-2008.-№ 6.

  35. Плотникова Н.В. Хочу и могу! Как научить дошкольника эффективному общению и позитивной самооценке.- СПБ, 2010.

  36. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Коррекционно – развивающая программа для детей.- СПб, 2008.

  37. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/Под ред. М.Р.Битяновой.- СПб, Питер, 2011.

  38. Разенкова Ю.А. Театр одного зрителя (занимательные игры с показом и называнием для самых маленьких)// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2012.-№5.

  39. Розанова Е.Г. Искусство общения в играх.- М., Владос, 2007.

  40. Садовникова Е.Н.Использование элементов сказкотерапии в комплексной работе с заикающимися детьми// Коррекционная педагогика.- 2009.- № 3.- с.28-32.

  41. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка. Проблемы, диагностика, коррекция.- СПб, 2011.

  42. Сантагостино П. Как воспитать уверенного в себе ребенка… и укрепить его самооценку. -М.- СПб, 2005.

  43. Семенака С.И. Учимся сочувствовать и сопереживать (коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет)-М., 2010.

  44. Сизова С. Оптимизация взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, не принятых в коллективе сверстников//Дошкольная педлагогика.-2012.- № 3.

  45. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция.- М., 2003.

  46. Титова Ю. Фролова О., Винникова Л. Играть с ребенком. Как? Развитие внимания, мелкой моторики, крупной моторики у детей 1-5 лет.- М., 2010.

  47. Филимонова Н.И. Интеллектуальное развитие дошкольников. Игры для фантазеров.- СПб, 2004.

  48. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения.- М., 2002.

  49. Чеснокава Л.С. Ипотерапия в процессе психолога-педагогической реабилитации детей с церебральным параличом//Коррекционная педагогика.- 2007.- № 1.- с.16-25.

  50. Черницкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду.-Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.

  51. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога.- Ростов – н/Дону, 2004.

Примерные зачетные тестовые задания.
1. Вид профессиональной деятельности педагога-психолога, направленный на предупреждение и предотвращение нежелательных психических или психосоматических расстройств – это:

А) психокоррекция;

Б) психопрофилактика;

В) психологическое просвещение;

Г) психодиагностика.

2.К основным принципам сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждении не относится:

А) рекомендательный характер советов сопровождающего;

Б) приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка»;

В) анонимность;

Г) мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения.


3.К основным элементам психокоррекционной ситуации не относится:

А) набор процедур;

Б) теория;

В) человек, который помогает;

Г) онтогенетический подход.
4.Принцип психокоррекции «снизу вверх» предполагает:

А)в качестве основного содержания психокоррекции упражнение и тренировку уже имеющихся психологических способностей;

Б)определение в пределах возрастной нормы развития программу его оптимизации;

В)целостность процесса оказания психокоррекционной помощи;

Г)создание зоны «ближайшего развития».
5.Педагогическая модель психокоррекции объясняет причины нарушений, исходя из:

А)снижения темпа органического созревания;

Б)нарушений развития

В)нарушений взаимодействия между людьми

Г) явлений социальной запущенности.
6.Личностная неподготовленность психолога к проведению психокоррекции предполагает:

А) недостаточность профессиональных знаний

Б) наличие психологических барьеров

В) отсутствие опыта проведения психокоррекции

Г) неглубокое владение конкретными методами и методиками.
7.Психокоррекционный комплекс не включает один из блоков:

А) коррекционный

Б) диагностический

В) установочный

Г) формирующий
8.Одним из факторов, определяющим эффективность психокоррекции является:

А) ожидания клиента

Б) период психокоррекции

В) возраст клиента

Г) оценка работы психолога

9. К принципам, которые необходимо учитывать при составлении психокорркционных программ, не относится:

А) принцип возрастания сложности

Б) принцип единства диагностики и коррекции

В) принцип развивающего обучения

Г) деятельностный принцип

10. Психологическая коррекция предполагает:

А) восстановление ресурсов личности;

Б) исправление психологических или поведенческих недостатков

В) формирование высших психических функций

Г) обучение навыкам.

Примерный перечень вопросов к зачету.


  1. Предмет психологической коррекции. ее связь с другими отраслями практической психологии (психодиагностикой, психологическим консультированием, психотерапией)

  2. Психологическая коррекция в системе профессиональной деятельности психолога

  3. Основные принципы, цели и задачи психокоррекционной работы.

  4. Виды и формы психологической коррекции.

  5. Принципы составления психокоррекционных программ.

  6. Взаимодействие психолога с клиентом в процессе осуществления психологической коррекции.

  7. Теории психокоррекции.

  8. История развития методов психологической коррекции детей с проблемами в развитии.

  9. Общая характеристика метода игротерапии и игрокоррекции. Игротренинг.

  10. Арттерапия и артпедагогика в специальном образования

  11. Психогимнастика: психологическая природа, возможности применения.

  12. Методы поведенческой коррекции:

  13. Психодрама. Методики психодрамы.

  14. Направления и методы психологической коррекции развития у различных категорий детей с ОВЗ в развитии на разных возрастных этапах.

  15. Специфика психологической коррекции в условиях инклюзивного образования и обучения детей-инвалидов на дому.

  16. Психокоррекционная работа и раннее вмешательство.

  17. Психокоррекционная работа с дошкольниками с ОВЗ.

  18. Психокоррекционная работа с младшими школьниками с ОВЗ.

  19. Психокоррекционная работа с подростками с ОВЗ.

  20. Психокоррекционная работа со старшеклассниками с ОВЗ.

  21. Организация психокоррекционной работы с семьей воспитывающей ребенка с ОВЗ: принципы, задачи, методы.

  22. Методы психологической коррекции детско-родительских отношений.


Примерная тематика рефератов.

1.Методы игровой психокоррекции.

2. Принципы, этапы и технологии психоанализа как технологии психокоррекционной работы.

2.Принципы, этапы и технологии куклотерапии.

3. Принципы, этапы и технологии музыкотерапии.

4. Принципы, этапы и технологии библиотерапии.

5. Принципы, этапы и технологии танцевальной терапии.

6.Проективный рисунок как психокоррекционная техника

7.Сочинение историй как психокоррекционная техника

8. Принципы, этапы и технологии сказкотерапии.

9. Принципы, этапы и материал психокоррекции в Монтессори-педагогике.

10.Принципы, этапы и технологии психогимнастика .

11 Методы поведенческой психокоррекции.

12. Принципы, этапы и технологии песочной терапии.

13. Принципы, этапы и технологии психодрамы.

14. Игротренинг как психокоррекционная технология.

15. Психокоррекционные возможности сенсорной комнаты.

16. Арттераппевтические техники в специальном образовании.

17.Компьютернеы технологии в коррекционно-развивающей работе с лицами с ОВЗ.

19. Технология БОС, принципы и этапы использования.

20 Техники анималотерапии в психокоррекции развития лиц с ОВЗ

Примерная тематика курсовых работ.


  1. Направления и методы психологической коррекции развития у различных категорий детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах.

  2. Методы формирования высших психических функций у лиц с ОВЗ .

  3. Организация психокоррекционного процесса при психическом недоразвитии.

  4. Методы психологической коррекции интеллектуальных нарушений в раннем возрасте.

  5. Психокоррекционные технологии при задержанном психическом развитии.




  1. Психологическая коррекция познавательной деятельности у детей с ЗПР.



  1. Психологическая коррекция игровой деятельности у детей с ЗПР

Формирование психологической готовности к школе детей с ЗПР.

  1. Психологическая коррекция развития детей с искаженным психическим развитием.

  2. Организация психологической коррекции развития ребенка с ранним детским аутизмом.

  3. Психологическая коррекция развития детей с искаженным психическим развитием.

  4. Организация психологической коррекции с детьми, имеющими нарушения зрения.

  5. Организация психологической коррекции с детьми, имеющими нарушения слуха

  6. Организация психологической коррекции с детьми, имеющими нарушения ОДА.

  7. Психокоррекционные технологии при дисгармоническом психическом развитии.

  8. Взаимодействие психолога и логопеда в процессе коррекции развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

  9. Организация и методы психологической коррекции в условиях инклюзивного образования.

  10. Психологическая коррекция в работе психолога с детьми-инвалидами.


Примерная тематика выпускных квалификационных работ.

1.Психологическая коррекция эмоционально-волевой сферы у дошкольников

с использованием игровых методов.

2.Психологическая коррекция коммуникативных трудностей у дошкольников

с использованием игровых методов.

3.Психологическая коррекция тревожности у дошкольников (младших школьников) средствами сказки.

4.Психологическая коррекция межличностных взаимоотношений в инклюзивной группе (классе).

5.Психологическая коррекция психоэмоционального благополучия у дошкольников (младших школьников) в процессе психогимнастики.

6.Преодоление трудностей в поведении средствами игровой коррекции.

7.Психологическая коррекция последствий ранней депривации.

8.Проектирование технологии раннего вмешательства (на примере деятельности Центра игровой поддержки детей раннего возраста).

9.Психологическая коррекция мотивационной сферы младших школьников на этапе адаптации к школьному обучению.

10. Психологическая коррекция в системе предшкольного образования детей с ОВЗ.

11.Психологическая коррекция детско-родительских отношений в ситуации жесткого обращения с детьми.



12.Психологическая коррекция психоэмоционального состояния ребенка в ситуации развода родителей.





База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница