Требования к уровню освоения содержания дисциплины



страница1/7
Дата27.04.2016
Размер1.09 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7


Цель курса: подготовить студентов к работе с детьми, имеющими от­клонения в развитии, как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, так и в общеобразователь­ных дошкольных и школьных учреждениях, учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты населения.

Задачи дисциплины:



  1. Сформировать у студентов представление о специальной педагогике как особой области знаний, о взаимосвязи ее с науками о человеке и практическим опытом образования и воспитания детей с отклонениями в развитии.

  2. Развить психолого-педагогическое сознание студентов на основе расширения понятийного аппарата, овладения базовой системой профессионально-педагогических знаний и умений.

  3. Раскрыть биологические, психолого-педагогические и со­циально-экономические аспекты проблемы нарушения раз­ вития;

  4. Познакомить будущих специалистов с основными видами нарушений физического, психического и интеллектуального развития детей дошкольного и школьного возраста;

  5. Показать единство закономерностей нормального и нарушенного развития детей и подростков с различными видами отклонений, основные механизмы компенсации, принципы коррекционного обучения и воспитания;

  6. Познакомить с организацией в России системы помощи, специального образования и системой специальных учреждений для детей и подростков с нарушениями развития;

  7. Познакомить студентов с приемами изучения особенностей учебной деятельности и поведения учащихся, имеющих нарушения развития, раскрыть некоторые пути преодоления данных нарушений;

  8. Познакомить с работой психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК) и организацией приема детей в специальные учреждения;

  9. Повысить теоретическую и практическую подготовку студентов к работе с исключительными детьми.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Специальная пе­дагогика» студенты должны знать:

- научные основы специальной педагогики: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические;


  • основные категории специальной педагогики (дефект, нарушения психофизического развития, дизонтогенез, аномальный ребенок, коррекция, компенсация, со­циальная адаптация, социальная реабилитация, специаль­ное (коррекционное) образование);

  • основные виды дефектов, психофизические особенности и категории детей с нарушениями развития;

  • законодательные акты, определяющие основные права де­тей и инвалидов;

- технологии, методы, формы, средства специального образования;

- современную систему специальных образовательных услуг;


Студенты должны уметь:



  • работать с личным делом и медицинской картой учащихся;

  • выявлять психофизические особенности деятельности и затруднения в образовательно-воспитательной работе детей с ограниченными возможностями здоровья, намечать пути их преодоления;

  • организовывать и осуществлять коррекционно-образовательный процесс.


Темы для самостоятельного изучения



№№

п/п


Наименование раздела дисциплины

Тема

Коли-чество часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

2.

3.

4.

5.
















I. Подготовка к аудиторным семинарским (практическим занятиям)

24






Система помощи детям с нарушениями в развитии в России

История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный аспект)

2

Аудиторная контрольная работа



Объект, предмет, цели и основные категории специальной педагогики

Система работы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы по социальной адаптации учащихся

2

Аудиторная контрольная работа



Объект, предмет, цели и основные категории специальной педагогики

Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии

2

Подготовка библиографического списка по проблеме
















II. Темы для самостоятельного изучения

12






Объект, предмет, цели и основные категории специальной педагогики

Коррекционное воспитание детей с отклонениями в развитии

2

Деловая игра



Профилактика нарушений психофизического развития

Сохранение и укрепление здоровья детей, проживающих в неблагоприятных эколого-гигиенических условиях

2

Лабораторное занятие в базовом (до- или школьном) учреждении системы специального образования
















III. Контрольные вопросы и задания

7,7






Объект, предмет, цели и основные категории специальной педагогики




0,5

Понятийный диктант



Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК)




0,5

Представить таблицу «Современная психолого-педагогическая классификация лиц с ограниченными возможностями»



Система помощи детям с нарушениями в развитии в России




0,5

Представить схему «Современная система специальных образовательных услуг»:

  • медико-социально-педагогический патронаж;

  • дошкольное–школьное-постшкольное специальное образование;

  • профессиональная подготовка и адаптация;

  • социальное сопровождение
















IV. Практическая работа студентов исследовательского характера

2

Подготовка и написание реферата.

Подготовка и написание курсовой работы.


















V. Зачетные тестовые задания по всему курсу

2






1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный аспект)
План

  1. Основные терминологические понятия в специальной педагогике и психологии.

  2. Понятия нарушений в развитии человека их причины.

  3. Статистические сведения о детях с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации.

  4. Информационные сведения Мурманской области статистического управления о положении детей с отклонениями в развитии.

  5. Классификация детей с нарушениями развития.


Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Дайте определения понятий «аномалия», «нарушенное развитие», «физический и психический недостатки».

  2. Перечислите причины врожденных и приобретенных нарушений в развитии человека.

  3. Дайте определение понятиям специальной (коррекционной) педагогики.

  4. Проанализируйте классификации нарушений в развитии человека.

  5. Охарактеризуйте основные группы детей с нарушениями в развитии.


Рекомендуемая литература:

  1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.

  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М., 1967.

  3. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. – М., 1973.

  4. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие/ Под ред. В.А. Сластенина. – М., 1999.

  5. Коррекционная педагогика: Учеб. пособие /Под ред. Б.П. Пузанова – М., 1998.

  6. Лапшин В.А., Пузанов Б.П., Основы дефектологии: Учеб. пособие. – М., 1990.

  7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.

  8. Проект Федерального Закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями в состоянии здоровья (специальном образовании)». – М., 1999.

  9. Специальная педагогика: Учеб. пособие /Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000.

  10. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М., 1995.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2



Тема: Психолого-педагогическая характеристика лиц с сенсорными нарушениями
План

    1. Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушениями слуха

    1. Причины нарушения слухового анализатора.

    2. Классификация детей с нарушениями слуха.

    3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха.

    1. Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушениями зрения.

    1. Причины нарушения зрения.

    2. Классификация детей с нарушениями зрения.

    3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения.


Вопросы и задания для самостоятельной работы по 1 вопросу

  1. Представьте определения понятий «глухие», «слабослышащие», «позднооглохшие».

  2. Перечислите основные причины нарушения слуха.

  3. Какие критерии используют при определении степени нарушения слуха?

  4. Составьте таблицу «Особенности речи глухих и слабослышащих детей».

  5. Представьте схему, характеризующую систему обучения глухих.


Рекомендуемая литература:

  1. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Книга для учителя. – М., 1988.

  2. Зайцева Г.Л. Дактилология. Жестовая речь. – М., 1992.

  3. Крайнин В.А., Крайнина З.М. Человек не слышит. – М., 1987.

  4. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособие. – М., 1990.

  5. Специальная педагогика: Учеб. пособие /Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000.

  6. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит: Книга для воспитателей. – М., 1995.


Вопросы и задания для самостоятельной работы по 2 вопросу

  1. Каковы причины нарушения зрительной функции?

  2. Проанализируйте классификацию лиц с нарушением зрения.

  3. Составьте таблицу психолого-педагогической характеристики слепых детей.

  4. Ставьте таблицу психолого-педагогической характеристики слабовидящих детей.

  5. Представьте схематично основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения.

Рекомендуемая литература:

  1. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М., 1990.

  2. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 1992.

  3. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. – М., 1973.

  4. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.

  5. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. – М., 1980.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3



Тема: Основные виды нарушений речи у детей и подростков
План

  1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи.

  2. Биологические и социально-психологические факторы и причины, вызывающие речевые нарушения в детском возрасте.

  3. Современные действующие классификации нарушений речи.

  4. Основные виды логопедической помощи детям.

  5. Система обучения и воспитания лиц с речевыми нарушениями в Российской Федерации.


Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Составьте терминологический словарь, используя «Большую медицинскую энциклопедию», «Педагогический словарь», «Дефектологический словарь» и др.:

  • аглоссия; - прикус;

  • гнусавость (ринолалия); - псевдоголос;

  • ларингит; - уранопластика;

  • леворукость; - хитизм;

  • мутация голоса; - эхолалия.

  • абтураторы;

  1. Выполните графическую работу следующего содержания:

  • строение речевого анамулятора;

  • головной мозг с выделением речевых зон.

  1. Перечислите причины нарушения речи: органические и функциональные.

  2. Охарактеризуйте клинико-педагогический и психолого-педагогический подход к классификации нарушений речи.

  3. Нарушения чтения. Причины. Проявления. Коррекция.

  4. Нарушения голоса. Причины. Проявления. Коррекция.

  5. Нарушения темпа и ритма речи. Причины. Проявления. Коррекция.

  6. Мутизм. Профилактика и преодоление.

  7. Проанализируйте состав вверенного вам коллектива детей по имеющимся речевым нарушениям.




Наличие речевых нарушений

№№

п/п


Общее количество детей в классе

в устной речи

в письменной речи

чтение

письмо

дисла-лия

заика-ние

О Н Р

голос

др.

нар.


алексия

дисле-сия

агра-фия

дисгра-фия

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%


























































































































  1. Опишите и обоснуйте влияние речевых нарушений на ход развития ребенка.

  2. Чем отличаются дети с нарушениями речи от других известных вам категорий аномальных детей, у которых также могут отмечаться различные речевые дефекты?


Рекомендуемая литература:

  1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. Заикание. – М., 1998.

  2. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1998.

  3. Расстройства речи у детей и подростков/ Под. ред.С.С. Ляпидевского. – М., 1969.

  4. Филичева Т.Б., Чебелева Н.А., Черкина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.

  5. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. – М., 1996.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности
План

  1. Современное состояние проблемы.

  2. Клинико-психологическая характеристика.

  • Этнология, патогенез, вопросы классификации, прогноза.

  • Особенности подхода к проблеме раннего детского аутизма в отечественной дефектологии.

  • Вопросы клинико-психологической структуры.

  • Клинико-психологическая классификация.

  • Проблемы ранней диагностики.

  1. Особенности психического развития детей с ранним аутизмом первых двух лет жизни.

  • Аутизм.

  • Страхи.

  • «Феномен тождества».

  • Нарушение чувства самосохранения.

  • Стереотипии.

  • Речь.

  • Интеллект.

  • Игра.

  • Витальные функции и аффективная сфера.

  • Восприятие.

  • Влечения.

  • Моторика.

  • Навыки самообслуживания.

  • Церебрально-органические знаки.

  • Психосоматические корреляции.

  1. Клинико-психологические варианты РДА у детей раннего возраста.

  2. Вопросы дифференциальной диагностики.

  3. Возможности развития, образования, социализации.

  4. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме.


Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Что такое синдром раннего детского аутизма (РДА)? Каковы основные характеристики этого синдрома?

  2. Почему возникает РДА? Дайте характеристику современных представлений по этому вопросу (наследственность, органическое поражение головного мозга, психогенные факторы).

  3. Охарактеризуйте основные клинические проявления синдрома РДА. Каковы современные представления об основном дефекте при РДА? Какие нарушения можно отнести к вторичным, третичным?

  4. Каковы возможности социализации для лиц с аутизмом? От каких факторов и условий зависит процесс социализации?

  5. Как развивалась система помощи аутичным детям, подросткам и взрослым в России и за рубежом? Дайте общую характеристику основных зарубежных и отечественных подходов к коррекции РДА.

  6. Что должен делать учитель массовой школы (педагог или воспитатель ДОУ), если у воспитанника предполагается синдром РДА?

  7. Посмотрите фильм «Человек дождя». Опишите свое восприятие и свое отношение к проблеме человека с РДА Рекомендации.


Литература:

  1. Аутичный ребенок: проблемы в быту/ Под ред. С.А. Морозова. – М., 1998.

  2. Каган В.Е. Аутизм у детей. – Л., 1981.

  3. Каган В.Е. Преодоление. Неконтактный ребенок в семье. – СПб., 1996.

  4. Лебединская К.С., Никольская О.С. и др. Дети с нарушениями общения. – М., 1989.

  5. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего аутизма. – М., 1991.

  6. Морозов С.А., Морозова Т.И. Мир за стеклянной стеной // Материнство. – 1997. - № 1.

  7. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М., 1977.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5



  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница