Участие родителей в управлении образованием: необходимость, содержание, формы Т. В. Мелехина, старший воспитатель бдоу сокольского муниципального района «Детский сад общеразвивающего вида №32



Скачать 82.48 Kb.
Дата03.05.2016
Размер82.48 Kb.
Участие родителей в управлении образованием: необходимость, содержание, формы

Т.В. Мелехина,

старший воспитатель БДОУ Сокольского муниципального района «Детский сад общеразвивающего вида № 32 «Солнышко»
«Цельность и единство семейного коллектива – необходимое условие хорошего воспитания».

А.С. Макаренко

Социальное развитие любой страны – это характер взаимодействия государства и общества. В последнее время дошкольное образование претерпевает существенные изменения. Дошкольное учреждение должно быть конкурентоспособным, т. е. предоставлять качественные услуги, внедрять новые технологии, иметь разные вариативные формы воспитания детей и быть доступным.

Система образования в нашем учреждении рассчитана на реальные потребности конкретных потребителей, т.е. на родителей. Уже в течение многих лет детский сад внедряет различные формы работы с семьей. В результате проделанной работы мы столкнулись с проблемой: отстраненность семьи и общества от проблем дошкольного учреждения. В соответствии с этим нами разработана и утверждена программа: «Вовлечение родительской общественности в управление ДОУ». Программа рассчитана на 3 учебных года (с 2011–2014 г.).



Основные задачи программы:

– Расширить демократизацию управленческой деятельности.

– Повысить конкурентноспособность и качество предоставляемых услуг.

– Создать нормативно-правовую базу учреждения по самоуправлению.

– Укрепить материально-техническую базу.
Этапы реализации программы:

1 этап – констатирующий.

Создание модели организационной структуры государственно-общественного управления, перспективного планирования работы советов общественного управления в данном направлении.



2 этап – формирующий.
Организация работы самоуправления в дошкольном учреждении: разработка мероприятий по улучшению условий работы.

3 этапконтрольный.

Мониторинг общественного управления:

– отчеты председателей советов;

– разработка опросников, анкет для выявления мнения родителей о работе комиссий; анализ анкет и опросников.

Ожидаемые результаты: Расширение участия общественности и всех участников образовательного процесса в повышении конкурентоспособности дошкольного учреждения в управлении образованием.

На 1 этапе (констатирующем работы создали модель организационной структуры государственно-общественного управления:


Модель организационной структуры государственно-общественного управления БДОУ СМР «Детский сад № 32»
Формирующий этап. Использование механизма управления основано на принципах демократизации и участия в нем коллектива сотрудников, родителей и социума. Суть данного механизма заключается в активизации работы общего собрания трудового коллектива, попечительского совета, совета ДОУ, педагогического совета. Требуется большее вовлечение членов попечительского совета в реализацию основные целей и задач учреждения, повышение мотивации родителей.

Во время реализации данного этапа в ДОУ используются различные формы работы с родителями, с привлечением общественного управления:



1. Участие в конкурсах образовательного учреждения, муниципальных, областных, всероссийских, международных.

Педагогического совет учреждения ведет постоянное привлечение родителей к участию в жизни детского сада – участию в конкурсных мероприятиях, выставках различных уровней.



2. Проведение родительских собраний в разных формах и по запросу родителей.

Подготовка и проведение родительских собраний осуществляется членами попечительского совета. Перед каждым родительским собранием члены попечительского совета проводится анкетирование, по итогам которого совместно с педагогами и представителями педагогического совета составляют повестку родительского собрания. Приглашения на родительские собрания для каждого родителя делают дети с педагогами, используя аппликации и рисунки. Собрания проходят в виде дискуссий, семинаров-практикумов, с родителями проводятся «Мозговой штурм», разгадывание кроссвордов и т.д. Также используются сценки с участием детей. Организуется просмотр видеороликов непосредственно образовательной деятельности с детьми.



3. Тематические акции.

Педагогическим советом, попечительским советом и советом ДОУ организуются акции, направленные на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребенка. Основными целями проводимых акций являются: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ, семьи и социума в интересах развития личности ребенка.



4. Организация сообществ родителей ДОУ в социальной сети «Вконтакте».

Представители попечительского совета на каждой возрастной группе, создают сообщества в социальных сетях, благодаря этому происходит постоянное общение и решение актуальных вопросов также в сети Интернет.



5. Организация работы сайта.

Детскому саду, как и любому другому образовательному учреждению, нужен сайт. Это значительно облегчает процесс коммуникации руководства сада с родителями, донесения до них новой информации, обращений, публикаций фотоотчетов и анонсов мероприятий. Сайт – это отличная возможность презентовать детский сад со всех его лучших сторон. На сайте мы рассказываем о наградах и достижения, описываем квалификацию педагогов, сообщаем об особых методиках, дополнительных возможностях и т.д. Данным вопросом занимаются члены педагогического совета с привлечением родителей.



6. Организация Дней открытых дверей.

Советом учреждения и педагогическим советом организуются открытые просмотры детской деятельности, которые информируют родителей о работе детского сада: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.



7. Организация работы родителей со спонсорами.

Члены попечительского совета, Совета ДОУ организуют работу со спонсорами. Наглядным примером является открытие третьего корпуса БДОУ СМР «Детский сад № 32», проект которого занял I место в муниципальном конкурсе социальных проектов «Мы изменяем мир».



8. Организация открытости педагогического процесса.

Члены попечительского совета присутствуют на педагогических часах, совместных мероприятиях для педагогов и родителей.



9. Федеральная экспериментальная площадка на базе БДОУ СМР «Детский сад № 32».

С марта 2012 года на базе нашего дошкольного учреждения функционирует экспериментальная площадка Федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования» по теме: «Социальное партнерство семьи и ДОУ как ресурс социокультурного развития личности ребенка».

Основные направления деятельности экспериментальной площадки:

– Решение актуальных проблем дошкольного образования

– Создание системы управления качеством образования, основанной на информационно-коммуникативных технологиях и обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам.

В течение года в рамках экспериментальной площадки проводится совместная работа родителей, педагогов и детей с «Детским календарем» («ДК»). Основная роль в приобретении «ДК» легла на плечи попечительского совета.

Содержание «ДК» делает образование в семье организованным и целенаправленным, не лишая семью своих специфических образовательных возможностей.

Образование в семьях становится единым для всех групп детей детского сада. В результате этого, у родителей, воспитателей и детей появляется единое смысловое поле. Образование детей выстраивается на взаимодополняющих действиях родителей и педагогов. Каждый из участников образовательного процесса имеет возможность постоянно дополнять и расширять образовательное содержание, начатое другим. Подобное взаимодействие открывает широкие возможности для повышения качества образования.

10. Совместные праздники и развлечения с детьми и родителями.

Члены попечительского совета, после общения с членами педагогического совета активно работают с родителями по подготовке к детским праздникам.



11. Организация рейдов безопасности.

Общее собрание трудового коллектива, члены совета ДОУ организуют 1 раз в месяц рейды безопасности развивающей среды и чистоты помещений дошкольного учреждения.



12. Организация ремонта помещений учреждения и благоустройство территории.

Попечительский совет организует ремонтные работы помещений учреждения в летний период и активно вовлекает всех родителей в благоустройство территории. В результате ежегодно дошкольное учреждение занимает призовые места в муниципальном конкурсе «Лучшее дошкольное учреждение по благоустройству территории».



13. Встречи с интересными людьми.

Совет учреждения и попечительский совет организуют «Встречи с интересными людьми» среди родителей для передачи положительного семейного опыта.

На контрольном этапе проводится анкетирование родителей.

Цель анкетирования – оценка уровня информированности о формах самоуправления, изучение субъективного мнения о влиянии форм на процесс управления в ДОУ.

Основные результаты опросов участников образовательного процесса (2011–2012 уч.г.):

– 40% – информированы о различных формах и функциях управления;

– 16% – имеют частичную информацию о деятельности совета.

– 44% – не информированы о данных формах управления, затруднились ответить на поставленные вопросы.

Основные результаты опросов участников образовательного процесса (2012–2013 уч.г.):

– 84% – достаточно информированы о различных формах управления;

– 11% – затруднились ответить на поставленные вопросы;

– 5% – имеют частичную информацию о деятельности совета.

Таким образом, анализ данных показателей позволяет говорить об эффективности реализуемых форм общественного управления.

Промежуточными итогами работы общественного управления в детском саду по результатам наблюдения являются:

– высокая активность попечительского совета в работе по укреплению материально-технической базы дошкольного учреждения;

– организация и проведение ремонтных работ на группах;

– наличие призовых мест в конкурсах федерального, регионального, муниципального уровней;

– организация субботников попечительским советом на территории детского сада;

– высокая активность родителей при проведении совместных праздников, фестивалей;

– работа родителей с населением в организации акций;

– активность представителей попечительского совета в конференциях муниципального уровня;

– обмен опытом воспитания детей среди родителей;

– повышение результатов мониторинга обследования детей;

– улучшение качества образовательных услуг;

– организация дополнительных образовательных услуг для детей;

– включение дошкольного учреждения в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России – 2012»



Полученные результаты, позволяют сделать вывод о том, что те формы самоуправления, которые существуют в нашем ДОУ, актуальны.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница