Учебная программа цель и задачи дисциплины



Скачать 99.47 Kb.
Дата26.06.2016
Размер99.47 Kb.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА




  1. Цель и задачи дисциплины

Курс «Введение в языкознание» призван дать отправную теоретическую базу, необходимую для формирования общефилологического кругозора студентов и являющуюся основой изучения проблем частного языкознания (теоретической фонетики, грамматики, лексикологии, стилистики и истории изучаемого языка), рассматриваемых в специальных курсах. Цель данного курса – ознакомить студентов с современным состоянием лингвистической науки, с основными положениями науки о языке, дать первые сведения о языкознании и сущности языка, особенностях его развития, развить у них способность делать самостоятельные практические выводы из наблюдений над теоретическим материалом.

Курс «Введение в языкознание» органически связан с изучаемыми в последующие годы курсами «История языкознания» и «Общее языкознание», вместе с которыми он составляет единый комплекс дисциплин по общей теории языка.

  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины обучаемый должен иметь четкое представление о лингвистике как науке, обладать знаниями в объеме, определенном в разделе 4.2 настоящей Программы, владеть основами лингвистической терминологии, знать классификацию языков, знать основные методы лингвистического анализа и уметь применять их на практике в процессе последующего обучения.



3. Содержание дисциплины






Разделы дисциплины
Виды занятий

лекции

семинары

1.

Язык как предмет языкознания. Разделы языкознания

*

*


2.

Общественная сущность языка. Язык и мышление

*

3.

Язык как знаковая система. Система и структура языка

*

*

4.

Основные вопросы фонетики и фонологии

*

*

5.

Система гласных и согласных. Законы функционирования звуков речи

*

*

6.

Слог. Ударение и интонация

*

*

7.

Грамматика как учение о грамматическом строе языка. Морфология. Морфологическое строение слова

*

*

8.

Синтаксис. Учение о словосочетании и предложении


*

*

*


9.

Лексикология как учение о словарном составе языка

*

*

*


10.

Значимость как фактор лексической семантики

*

*

11.

Системные отношения в лексике

*

*

12.

Классификация языков

*

*

13.

Историческое развитие и взаимодействие языков и диалектов

*

*

14.

Языки международного общения

*

*

15.

Лингвистическая картина мира

*

*

16.

История и теория письма. Графика. Орфография. Основные принципы орфографии

*

*


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

а) основная:

Введение в языкознание: учебно-методическое пособие. – Чебоксары, 2006.

Вендина Т.И. Введение в языкознание. – М., 2003.

Гируцкий А.А. Введение в языкознание. – М., 2003.

Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. – Нижний Новгород, 1998.

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 1977, 1983.

Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1979, 1987.

Кочергина В.А. Введение в языкознание. Основы фонетики, фонологии и грамматики. – М., 1979.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М., 1975, 1987.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., 1996, 1998, 2006.

Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию. – М., 1979.

Рождественский Ю.В. Введение в языкознание [Текст]. - М., 2005.

Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. – М., 1995.

Широков О.С. Введение в языкознание. – М., 1985.

б) дополнительная:

Белянин В.П. Введение в психолингвистику. – М., 1999.

Брагина А.А. Русское слово в языках мира. – М., 1964.

Будагов Р.А. Литературные языки и языковые стили. – М., 1967.

Будагов Р.А. История слов и история общества. Гл. I. – М., 1971.

Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория слова. – М., 1980.

Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. – М., 1973.

Виноградов В.В. Проблемы литературных языков. – М., 1967.

Гак В.Г. Введение во французскую филологию. – М., 1986.

Гиляревский Р.С., Гривнин В.С. Определитель языков мира по письменностям. – М., 1965.

Дирингер Д. Алфавит. – М., 1963.

Журавлев В.К. Внутренние и внешние факторы языковой эволюции. – М., 1982.

Калабина С.И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». – М, 1977.

Камчатнов А.М.   Введение в языкознание. – М., 2002.

Кондратов А.М. Звуки и знаки. – М., 1978.

Кондратов А.М., Шеворошкин В.В. Когда молчат письмена. – М., 1974.

Кондратов А.М. Земля людей – земля языков. – М., 1974.

Кондратов А.М. Книга о букве. – М., 1975.

Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. – М., 1975.

Кубрякова Е.С. Что такое словообразование? – М., 1965.

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М., 1997.

Откупщиков Ю.В. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии. – М., 1973.

Проблемы интерлингвистики. Типология и эволюция международных искусственных языков. – М., 1976.



Сизова И.А. Что такое синтаксис? – М., 1965.

Степанов Г.В. К проблеме языкового варьирования. Испанский язык Испании и Америки. – М., 1979.

Успенский Л.В. Загадки топонимики. – М., 1973.

Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. – М., 1989.

Фридрих И. История письма. – М., 1979.

Трубецкой Н.С. Основы фонологии. – М., 1960.

Швейцер А.Д. Литературный язык в Англии и США. – М., 1971.

Швейцер А.Д., Никольский Л.В. Введение в социолингвистику. – М., 1978.

Справочно-энциклопедическая

Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 1966.

Брусенская Л.А. Учебный словарь лингвистических терминов. – Ростов н/Д, 2005.

Васильева Н.В., Виноградов В.В., Шахнарович А.М. Краткий словарь лингвистических терминов. – М., 1995.

Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.

Русский язык. Энциклопедия. – М., 1979.

Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 1984.



КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ВАРИАНТ 1
1. Язык является системой:

а) идеальной;

б) искусственной;

в) первичной;

г) вторичной.

2. Фонема является:

а) односторонней единицей языка;

б) двусторонней единицей языка;

в) односторонней единицей речи;

г) её вообще не существует.

3. Какой редукции не бывает?

а) качественной;

б) количественной;

в) синтаксической;

г) морфологической.

4. Ассимиляцией называется:

а) расподобление звуков;

б) выпадение звука;

в) уподобление звуков;

г) чередование звуков.

5. Минимальная единица фонетического членения речи:

а) фраза;

б) звук;

в) слог;

г) такт.

6. Определите согласный звук: шумный, губно-зубной, щелевой, звонкий, мягкий:

а) в’;

б) г;


в) м;

г) с’.


7. Палатализация основана на:

а) округлении губ;

б) дополнительном поднятии спинки языка к твердому небу;

в) участии голосовых связок;

г) дефекте речи.

8. Экскурсия – это:

а) совокупность всех артикуляций;

б) первая фаза артикуляции;

в) общее название артикуляций;

г) последняя фаза артикуляции.

9. В каком слове грамматическое значение выражено при помощи супплетивизма?

а) лучше;

б) говоришь;

в) столу;

г) напишу.

10. Что такое морфема?

а) словарная единица, рассматриваемая во всей совокупности своих соотносительных форм;

б) структурная единица языка в отвлечении от ее конкретных реализации;

в) значимая часть слова, далее неделимая;

г) грамматическая единица.


ВОПРОСЫ ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ (ЭКЗАМЕН)
1. Предмет и объект науки о языке.

2. Связь языкознания с другими науками.

3. Функции языка.

4. Язык и мышление. Психолингвистика.

5. Язык и общество. Социолингвистика.

6. Семиотика (семиология) – наука о знаковых системах. Виды знаковых систем. Языковая система.

7. Понятие системности и структурности в языкознании. Система и структура языка.

8. Акустико-артикуляционная характеристика звуков языка.

9. Строение речевого аппарата (физиология речи).

10. Фонема и звук. Понятие фонемы как единицы языка.

11. Система гласных (вокализм). Гласные как тип звуков языка.

12. Система согласных (консонантизм). Согласные как тип звуков языка.

13. Динамические процессы в звуковом строе языка. Изменение звуков в речевом потоке.

14. Позиционные изменения звуков.

15. Комбинаторные изменения звуков.

16. Живые и исторические чередования звуков.

17. Теории слога. Типы слогов.

18. Ударение и его виды.

19. Интонация и ее компоненты.

20. Транскрипция текстов и их фонетический анализ.

21. Грамматика как раздел науки о языке. Морфология и синтаксис.

22. Морфема как основная единица языка.

23. Грамматическое значение. Грамматическая форма слова.

24. Способы и средства выражения грамматических значений.

25. Средства образования синтетических и аналитических форм. Смешанные аналитико-синтетические формы слова.

26. Предложение как основная единица синтаксиса.

27. Грамматическая категория. Словоизменительные и классифицирующие грамматические категории.

28. Части речи как самые крупные лексико-грамматические классы слов.

29. Словосочетание. Типы словосочетаний.

30. Лексикология – учение о слове.

31. Слово как центральная единица языка.

32. Понятие о лексическом значении. Структура лексического значения.

33. Полисемия и моносемия. Омонимия.

34. Синонимия и антонимия.

35. Фразеологический состав языка.

36. Историческое изменение словарного состава языка (историзмы, архаизмы, неологизмы и окказионализмы).

37. Лексикография, ее цели и задачи. Типы словарей.

38. Заимствования и их типы.

39. Признаки языкового родства языков. Генеалогическая классификация языков.

40. Морфологическая (типологическая) классификация языков. Понятие грамматического типа языка.

41. Функциональная классификация языков. Языковая ситуация (субстрат, суперстрат, адстрат).

42. Ареальная классификация языков. Языковые союзы.

43. Теории происхождения языка.

44. Внутренние и внешние законы развития языка. Язык племени, народности и нации.

45. Литературный язык. Литературно-языковая норма, ее кодификация и распространение. Понятие языкового стандарта.

46. Мертвые языки, их культурное функционирование. Искусственные международные языки.

47. Причины возникновения письма и его значение в развитии культуры.

48. Понятие о графике. Пиктография, идеография, алфавитное письмо.

49. Основные типы (семьи) алфавитов и их распространенность у современных народов. Причины широкого распространения латиницы.

50. Орфография и ее основные принципы.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
По окончании курса «Введение в языкознание» студент в данной области теории языкознания должен:

- знать цели и задачи науки о языке;

- иметь представление о современном состоянии лингвистической науки;

- иметь представление о современном строении лингвистики, задачах и методах ее разделов;

- понимать связь проблем, задач и методов лингвистики с другими науками;

- иметь представление о языке как системе знаков, уровнях языковой системы и их единицах;

- иметь представление о фонетическом, грамматическом и лексическом уровнях двух языков;

- знать классификацию языков;

- знать особенности развития языка;

- иметь представление о месте языка в ряду культурно значимых средств коммуникации и особых чертах вербальной коммуникации;

- понимать связь языка и мышления;

- понимать связь истории общества и истории языка;

- иметь представление о билингвизме и истории общества;

- иметь представление о соотношении языка и культуры;



- уметь делать самостоятельные практические выводы из наблюдений над теоретическим материалом.




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница