Учебная программа по информатике для основной школы, а также варианты тематического и поурочного планирования для расширенного, базового и углубленного вариантов изучения курса информатики на основе умк л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой



страница1/12
Дата27.04.2016
Размер1.08 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
ИНФОРМАТИКА

Программа для основной школы

5–9 классы

7–9 классы

Л.Л. Босова

А.Ю. Босова

Аннотация

Настоящий сборник предназначен для использования при формировании основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, а именно таких её разделов как программа изучения информатики и программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

В сборник включена авторская учебная программа по информатике для основной школы, а также варианты тематического и поурочного планирования для расширенного, базового и углубленного вариантов изучения курса информатики на основе УМК Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой.

Для учителей информатики, методистов и администрации образовательных учреждений.



Оглавление


Введение 4

Программа основного общего образования по информатике 8

Пояснительная записка 8

Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования 8

Общая характеристика учебного предмета 9

Место учебного предмета в учебном плане 10

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики 10

Содержание учебного предмета 12

Раздел 1. Введение в информатику 12

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования 14

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии 14

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 15

5–6 классы 15

7–9 классы 21

Рекомендуемое поурочное планирование 32

5 класс 32

6 класс 34

7 класс 35

8 класс 37

9 класс 38

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса 40

Авторский учебно-методический комплект по курсу информатики для основной школы 42

Планируемые результаты изучения информатики 44

Приложения 48

1. Соответствие учебников требованиям ФГОС ООО по формированию и развитию универсальных учебных действий (УУД) 48

2. Соответствие учебников требованиям ФГОС ООО по формированию предметных результатов 52

3. Содержание учебников и требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, по информатике и ИКТ 57

4. Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов 62





Введение


В данный сборник входят материалы, необходимые для подготовки основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Материалы предназначены для формирования содержательного раздела образовательной программы, включающего программу развития универсальных учебных действий (УУД) на ступени основного общего образования и программы отдельных учебных предметов, курсов. Материалы разработаны на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы.

Предлагаемая авторская программа по информатике содержит:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики информатики;

2) общую характеристику учебного предмета;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;

5) содержание учебного предмета;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) рекомендуемое поурочное планирование;

8) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

9) планируемые результаты изучения информатики.

В соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования содержание обучения должно быть направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по информатике. Авторами выделены требования к личностным результатам и группа метапредметных результатов, развитие которых обеспечивается использованием учебников и других компонентов учебно-методического комплекта (УМК).

Согласно ФГОС, основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности в рамках части (30%), формируемой участниками образовательного процесса. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение. Для развития потенциала одаренных и талантливых детей с участием самих обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Эта идея появилась в образовательном стандарте 2004 г. и получила свое развитие в ФГОС. Реализация индивидуальных учебных планов может быть организована, в том числе, с помощью дистанционного образования.

Предлагаемая авторская программа может быть дополнена проектной и исследовательской деятельностью обучающихся за счет времени на внеурочную деятельность.

Для подготовки индивидуальных учебных планов, программы развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающей формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности (как урочной, так и внеурочной) необходимо обратить внимание на потенциал курса информатики.

В настоящее время отчетливей стала видна роль информатики в формировании современной научной картины мира, фундаментальный характер ее основных понятий, законов, всеобщность ее методологии. Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария, т. е. методов и средств познания реальности. Современная информатика представляет собой метадисциплину, в которой сформировался язык, общий для многих научных областей. Изучение предмета дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественнонаучных областях, социологии, экономике, языке, литературе и др.). Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. В информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ-компетентность.

Современные направления создания и использования информационной образовательной среды (ИОС) школы предоставляют множество новых возможностей в развитии авторских методик обучения. Их многообразие позволяет на практике обеспечивать индивидуальные потребности учащихся и профильные интересы детей, т. е. повсеместно в массовой школе реализовывать педагогику развития ребенка. В целях активного использования возможностей ИОС издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» осуществляет интерактивную методическую поддержку учителей через сайт методической службы http://metodist.lbz.ru. Всевозможные конкурсы, олимпиады, видеолекции авторов УМК и ведущих ученых страны, интернет-газета, форумы позволят быть в курсе всех актуальных изменений в преподавании предмета.

Именно комплексное использование в работе всех составляющих УМК издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» способствует формированию у учащихся целостного естественнонаучного мировоззрения, направлено на развитие потребности к познанию и формирование системного опыта познавательной деятельности с опорой на математическую культуру и методологический аппарат информатики, а также практическое применение знаний и умений, активное использование ИКТ в учебной деятельности.

В период внедрения ФГОС серия сборников «Программы и планирование» призвана обеспечить администрацию образовательных учреждений и учителей предметников необходимым содержательным материалом для подготовки основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, с учетом типа и вида этого образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. При подготовке сборников учитывались все действующие положения нормативных правовых актов системы образования Российской Федерации. Поскольку ФГОС утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, он является нормативным документом федерального уровня, которым следует руководствоваться работникам системы образования всех уровней. В соответствии с ФГОС разработка и утверждение образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования осуществляются самостоятельно на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования. В свою очередь примерная основная образовательная программа основного общего образования является только ориентиром для образовательных учреждений. Поскольку она не утверждается приказом федерального органа исполнительной власти то, соответственно, нормативным документом не является. Так же как и примерные программы предметных курсов, предлагаемые различными авторами, не требуют отдельного утверждения органами, осуществляющими управление в системе образования разных уровней, поскольку входят в УМК автора, проходят федеральную экспертизу и издаются аккредитованными издательствами.

При выборе учебных и методических изданий образовательные учреждения должны руководствоваться прежде всего статьей 32 Закона Российской Федерации «Об образовании», в которой к полномочиям образовательного учреждения отнесено «определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях».

Федеральные перечни учебников ежегодно формируются на основе результатов экспертизы, проводимой наиболее авторитетными в области науки и образования организациями страны — Российской академией наук, Российской академией образования: Российская академия наук оценивает соответствие содержания учебника современным представлениям науки о соответствующей области действительности; Российская академия образования анализирует соответствие учебников образовательному стандарту и возрастным возможностям учащихся.

Согласно ГОСТ 7.60-90 «Издания. Основные виды. Термины и определения» «учебник — учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания». Таким образом, согласно определению, учебник обладает двумя формальными, но весьма важными признаками — он полностью соответствует учебной программе и имеет официальный гриф министерства образования о допуске или рекомендации.

Учебник в современной информационной образовательной среде следует рассматривать не отдельно, а как компонент предлагаемого УМК, обеспечивающего развитие УУД на ступени основного общего образования в соответствии с ФГОС. В целом, УМК — открытая система учебных и методических пособий на печатной и (или) электронной основе, являющихся источниками учебной и методической информации, предназначенных для участников образовательного процесса, и ориентированных на обеспечение эффективной учебной деятельности школьников, развитие их способностей, склонностей, удовлетворение их познавательных потребностей и интересов. Каждый компонент УМК (учебная программа, учебник, книги для учителя, книги для ученика, задачники, сборники тестовых заданий, лабораторный журнал, дидактические материалы по учебному предмету, плакаты, CD-диски, средства ИКТ и др.) обеспечивает свои приоритетные функции при изучении предметного курса.

Состав УМК определяется сочетанием принципа функциональной полноты, отражающего требования обеспечения всех видов учебной деятельности школьника, предусмотренных методической системой обучения предмету, и принципа минимизации (оптимизации) набора компонентов УМК. При этом важно понимать, что определение УМК как «открытой системы» предусматривает возможность дальнейшего совершенствования и развития его состава.

В современный УМК должны входить цифровые образовательные ресурсы, которые уже сформированы как бесплатные в рамках национальных программ информатизации образования и будут поддерживаться отраслью. Их классификация и прикрепление как рекомендаций к УМК являются необходимой частью работы издательства.

Следует отметить, что основная координирующая роль среди всех учебных и методических материалов, входящих в состав УМК, а также других источников учебной информации неформального образования, отводится школьному учебнику. Необходимо полное соответствие всей системы учебных и методических материалов, входящих в состав УМК, содержанию и структуре учебника, а, с другой стороны, изложение учебного материала в учебнике должно быть ориентировано на полное использование всех компонентов УМК. Это и определяет требование компактности учебника (оптимизации по объему учебной информации).

Отсюда важным выводом, позволяющим учителям и администрации образовательного учреждения правильно ориентироваться в выборе учебных изданий, является то, что, выбрав учебник из Федерального перечня, можно использовать в учебном процессе все остальное его «окружение», входящее в УМК. Можно считать, что официальный гриф министерства образования о допуске или рекомендации относится не только к учебнику, но и ко всему УМК.

Можно еще проще аргументировать свой выбор учебных пособий для их использования в учебном процессе. Вполне достаточно, чтобы они были изданы организацией, которая есть в приказе Минобрнауки России от 14 декабря 2009 г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях». Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» в этом перечне присутствует. Аналогичное разъяснение есть в письме Департамента общего образования Минобрнауки России «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе» № 03-105 от 10 февраля 2011 г., направленном руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.



Методическая служба издательства «БИНОМ»
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница