Учебная программа по обж состоит из следующих структурных блоков: Блок «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях»



Скачать 343.23 Kb.
Дата29.06.2016
Размер343.23 Kb.
Тема 6. Структура школьного курса ОБЖ
Структура содержания образования по ОБЖ отражена в ГОСе и примерной учебной программе. Рабочие учебные программы по дисциплине разрабатываются и обосновываются учителями ОБЖ, а затем обсуждаются на заседаниях педагогического совета школ, методических объединений учителей ОБЖ или научно-методических советов государственных органов исполнительной власти в сфере образования субъектов Федерации (республик, краев, губерний, областей).

Содержание программы по ОБЖ представляется как система знаний, практических навыков и умений, норм и требований, а также видов деятельности по использованию практических навыков и умений безопасности жизнедеятельности в процессе самостоятельных занятий. Единицы структуры содержания образования именуются блоками.



Учебная программа по ОБЖ состоит из следующих структурных блоков:

1. Блок «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях». Состоит из теоретических и методических положений основ безопасности жизнедеятельности. Содержание блока включает в себя следующие темы:



Основы безопасности личности, общества и государства: Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Обеспечение безопасности дорожного движения. Пожарная безопасность. Безопасность в быту. Опасные ситуации социального характера. Обеспечение безопасного поведения на воде.

Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях: Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Дальний и международный туризм, меры безопасности. Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономии. Опасные ситуации, встречающиеся в природных условиях.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, обеспечение безопасности населения: Чрезвычайные ситуации природного характера и их возможные последствия. Чрезвычайные ситуации геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения. Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера. Правила безопасного поведения населения в чрезвычайных ситуациях природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия.

Современный комплекс проблем безопасности: Россия в мировом сообществе, национальные интересы России Угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства, изложенная в Концепции национальной безопасности России. Международный терроризм. Меры, принимаемые в государстве по противодействию терроризму. Нарушение экологического равновесия в местах проживания. Мероприятия по защите здоровья человека, проводимые в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций: Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Основные положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области безопасности, определяющие совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства. Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности. Государственные структуры по защите населения в чрезвычайных ситуациях. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС); Государственная противопожарная служба МЧС России. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона, ее структура и задачи. Организация ГО в общеобразовательном учреждении.

2. Блок «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи». В блоке определено следующее содержание:

Основы медицинских знаний. Основные неинфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни. Профилактика неинфекционных заболеваний. Основные, наиболее часто встречающиеся инфекционные болезни, их возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики. Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека.

Основные правила оказания первой медицинской помощи. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях, при травмах опорно-двигательного аппарата, при кровотечениях, при утоплении. Правила проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Правила и способы транспортировки пострадавших.



3. Блок Основы военной службы представляет совокупность нормативно-правовых законодательных знаний, военно-профессиональных умений и физической подготовки, ориентированные на воспитание будущих защитников Отечества. Содержание блока включает в себя следующие темы: Воинская обязанность, Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, Вооруженные силы Российской Федерации - основы обороны государства, Боевые традиции Вооруженных сил России, Государственные и военные символы Российской Федерации, Военнослужащий - вооруженный защитник Отечества, Военно-профессиональная ориентация и подготовка специалистов для службы в Вооруженных силах Российской Федерации, Основы военной службы (учебные сборы на базе воинской части),

4. Блок «Основы здорового образа жизни». Содержание блока включает в себя следующие темы: Особенности физического, психического и социального развития человека в подростковом возрасте. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие. Формирование навыков здорового образа жизни. Здоровый образ жизни и профилактика заболевания.

Факторы, разрушающие здоровье и их профилактика. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Влияние окружающей среды на здоровье человека.

Правовые аспекты взаимоотношений полов. Репродуктивное здоровье и социально-демографические процессы в России. Семья, основные функции семьи и здоровье человека. Основы семейного права в Российской Федерации.

5. Блок норм и требований. Нормативыэто показатель, научно обоснованных и директивно установленных величин, характеризующих конкретные и объективизированные показатели огневой, строевой и прикладной физической подготовки.

Требования – комплекс научно обоснованных или установившихся показателей знаний и умений теории и методики безопасности жизнедеятельности.

Содержание общего среднего образования школьников, формы и методы его реализации учитывают специфику среды учебно-воспитательного учреждения конкретного региона. Объем учебного времени, выделенного на реализацию содержания образования, может пересматриваться в плане с учетом возраста учащихся. Представлять основные блоки в структуре содержания образования по годам обучения по годам обучения наиболее приемлемо в спиралевидной форме. В этом случае содержание образования предстает как учебный материал однообразного характера, при переходе из класса в класс усложняются объем и глубина изучения с учетом особенностей возрастного развития детей школьного возраста. Такая форма традиционна. Она приемлема для модернизации содержания образования по дисциплине на базе современных стандартов.

О вариативном обучении ОБЖ

Модернизация российского образования предполагает не только

масштабные структурные, институциональные, организационно -

экономические изменения, но в первую очередь - значительное обновление

содержания общего образования, приведение его в соответствие с

требованиями времени и задачами развития страны.

За 15-летний период существования учебного предмета "Основы

безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) накоплен немалый опыт

преподавания данного учебного предмета. Произошла определенная

коррекция содержания общего образования в сторону более основательного

и последовательного изучения вопросов, связанных с обеспечением

безопасности личности, общества и государства в повседневных условиях,

в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и

социального характера. Разработаны учебно-методическая литература и

учебно-методические комплекты. Более чем в 40 вузах страны открыта

новая специальность "Безопасность жизнедеятельности", квалификация -

учитель безопасности жизнедеятельности. Подготовлены научные и

педагогические кадры, в том числе доктора наук и кандидаты наук. Во

многих общеобразовательных учреждениях страны учебный предмет "Основы

безопасности жизнедеятельности" преподается за счет времени

вариативной части базисного учебного плана с 1 по 11 класс как

региональный (национально-региональный) компонент и компонент

образовательного учреждения. Фактически закладывается

фундаментальность содержания и психолого-педагогических технологий

ОБЖ, формирующих личность гражданина, ответственно относящегося к

личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей

среде.


Вместе с тем единый подход к организации образовательного

процесса по учебному предмету "Основы безопасности жизнедеятельности",

к определению его роли и месту в период модернизации образования в

органах управления образованием субъектов Российской Федерации и

общеобразовательных учреждениях на должном уровне не осуществляется.

Причинами данного положения дел являются:

- отсутствие четкой прогностической работы, опирающейся на анализ

современного состояния и содержания безопасности жизнедеятельности как

учебной и научной дисциплины;

- низкий уровень развития содержания и методологии учебного

предмета в системе общего образования, недостаточность использования

современных педагогических технологий как составной части обучения и

воспитания обучающихся;

- фрагментарность подхода к преподаванию ОБЖ в

общеобразовательных учреждениях на региональном уровне, отсутствие

четкого комплексного и тематического планирования образования

обучающихся в области безопасности жизнедеятельности;

- отсутствие конкретных требований к уровню подготовки

обучающихся на региональном уровне, детализирующих результаты освоения

обязательного минимума образовательного стандарта по ОБЖ и

свидетельствующих об их способностях обеспечить личную безопасность в

повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях

природного, техногенного и социального характера, постоянном

совершенствовании своих знаний и умений в этой области.

Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью оказания

методической помощи органам управления образованием субъектов

Российской Федерации, методистам, преподавателям-организаторам и

учителям ОБЖ в планировании и организации учебно-воспитательного

процесса по основам безопасности жизнедеятельности с учетом системного

подхода к обеспечению личной, общественной и государственной

безопасности. Они выполняют три основные функции:

- информационно-методическую, которая позволяет всем участникам

образовательного процесса получить представление о целях, содержании,

общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами

учебного предмета ОБЖ;

- организационно-планирующую, которая предусматривает введение

дополнительных часов на преподавание ОБЖ за счет времени вариативной

части базисного учебного плана, структурирование учебного материала по

ступеням обучения общего образования, определение его количественных и

качественных характеристик;

- методическую, которая позволяет преподавателям-организаторам и

учителям ОБЖ, учителям-предметникам, привлекающимся к проведению

занятий по ОБЖ, реализовать собственный подход в части тематического

планирования курса и структурирования учебного материала, определения

последовательности его изучения, а также выбора путей формирования

системы знаний, умений, способов деятельности, развития и социализации

обучающихся.

Определение содержания и распределение тематики ОБЖ по

ступеням и учебным годам общего образования за счет времени

вариативной части базисного учебного плана должно соответствовать

возрастным особенностям и возможностям обучающихся по освоению

материала с учетом региональных и местных особенностей, а также

особенностей уровней безопасности:

а) первый уровень (1 - 4 классы) - безопасность школьника;

б) второй уровень (5 - 9 классы) - безопасность личности;

в) третий уровень (10 - 11 классы) - безопасность

жизнедеятельности личности, общества и государства.

Федеральный компонент государственного стандарта начального

общего образования предусматривает изучение отдельных элементов основ

безопасности жизнедеятельности в интегрированном учебном предмете

"Окружающий мир". При этом на изучение основных вопросов безопасности

жизнедеятельности в курсе "Зеленый дом" автора А.А. Плешакова отведено

более 25 часов, в курсе "Природа и люди" автора З.А. Клепиной - более

20 часов, в курсе "Окружающий мир" автора Н.Ф. Виноградовой - более 25

часов, в курсе "Мир и человек" автора А.А. Вахрушевой - более 15

часов.


Формирование у младших школьников системных знаний о здоровом

образе жизни и личной гигиене, об угрозах и опасностях в сфере

жизнедеятельности школьника, приемах и правилах самозащиты и поиска

своевременной помощи со стороны взрослых (в том числе по телефону), об

обеспечении безопасности собственных действий и предотвращения опасных

ситуаций и конфликтов дома, в школе, на улице, в общественных местах,

на водоемах, при пожаре, а также умений и навыков оказания простейшей

медицинской помощи рекомендуется осуществлять за счет времени

компонента образовательного учреждения из расчета не менее 0,5 часа в

неделю (17 часов в год).

С этой целью целесообразно использовать авторскую программу по

курсу ОБЖ для 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений автора А.Т.

Смирнова и др. (изд-во "Просвещение"), учебники "Основы безопасности

жизнедеятельности" автора В.В. Полякова (изд-во "Дрофа"),

альбомы-задачники "Жизнь без опасности" автора Л.П. Анастасовой и др.

(изд-во "Вентана-Граф"), рабочие тетради "Безопасное поведение" автора

А.В. Гостюшина (изд-во "Открытый мир"), дополнительные пособия из

серии "Азбука безопасности" автора А. Иванова (изд-во "АСТ-Пресс").

Федеральный компонент государственного стандарта основного

общего образования устанавливает обязательное изучение учебного

предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в 8 классе по 1 часу

в неделю и определяет самостоятельные образовательные линии

(обеспечение личной безопасности в повседневной жизни; оказание первой

медицинской помощи; основы безопасного поведения в чрезвычайных

ситуациях), которые дают обобщенное представление об обязательном

минимуме содержания основных образовательных программ.

Формирование у обучающихся системных знаний, умений и навыков

обеспечивать здоровье и безопасность, оценивать и строить свою

жизнедеятельность с позиций собственной безопасности в среде обитания

возможно за счет вариативного подхода к образованию по ОБЖ,

адаптированного к специфике образовательной деятельности и

формирования содержания тематических направлений.

С учетом этого в основной школе дополнительное время на изучение

основ безопасности жизнедеятельности рекомендуется отводить за счет

времени регионального (национально-регионального) компонента из

расчета не менее 1 часа в неделю (34 часа в год) в 5, 6, 7, 9 классах.

При этом более детальному изучению подлежат следующие тематические

направления:

- безопасность в бытовой (городской) среде (безопасность в

населенном пункте, безопасное участие в дорожном движении,

безопасность на транспорте, безопасность в быту);

- пожарная безопасность и правила поведения при пожаре;

- безопасность в природной среде (безопасность при вынужденном

автономном существовании, безопасность при смене климатогеографических

условий, безопасность на воде);

- безопасность в социальной среде (безопасность в криминогенных

ситуациях, безопасность при террористических актах);

- безопасность в чрезвычайных ситуациях (безопасность в

чрезвычайных ситуациях природного характера, безопасность в

чрезвычайных ситуациях техногенного характера);

- основы здорового образа жизни (факторы, укрепляющие здоровье,

факторы, разрушающие здоровье человека).

В Приложении N 1 даны рекомендации по примерному содержанию

образовательных направлений учебного предмета "Основы безопасности

жизнедеятельности" для основного общего образования, преподавание

которых целесообразно предусмотреть за счет времени вариативной части

базисного учебного плана.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего

(полного) общего образования устанавливает изучение учебного предмета

"Основы безопасности жизнедеятельности" в 10 классе по 1 часу в неделю

на базовом уровне с целью получения обучающимися начальных знаний об

обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение

обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовку

обучающихся, граждан мужского пола, не прошедших военную службу, по

основам военной службы. Федеральный компонент государственного

стандарта среднего (полного) общего образования определяет

самостоятельные образовательные направления (сохранение здоровья и

обеспечение личной безопасности, государственная система обеспечения

безопасности населения, основы обороны государства и воинская

обязанность), которые дают обобщенное представление об обязательном

минимуме содержания основных образовательных программ.

Формирование у обучающихся системных знаний, умений и навыков

позволит им создать цельное представление о безопасности

жизнедеятельности, необходимой для благополучного развития личности,

общества и государства за счет вариативного подхода к образованию по

ОБЖ, адаптированного к специфике образовательной деятельности и

формированию содержания образовательных направлений.

С учетом этого дополнительное время на преподавание основ

безопасности жизнедеятельности в старшей школе рекомендуется отводить

за счет времени регионального (национально-регионального) компонента

из расчета не менее 1 часа в неделю (34 часа в год) в 11 классе на

базовом уровне. При этом более детальному изучению подлежат следующие

образовательные направления:

- основы здорового образа жизни (факторы, укрепляющие здоровье;

факторы, разрушающие здоровье человека);

- безопасность в социальной среде (безопасность при

террористических актах, безопасность при возникновении региональных и

локальных вооруженных конфликтов и массовых беспорядков);

- безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций военного

характера;

- пожарная безопасность и правила поведения при пожаре;

- основные направления деятельности государственных организаций

по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и

военного времени;

- мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций

мирного и военного времени;

- государственные службы по охране здоровья и обеспечению

безопасности граждан;

- правовые основы организации обеспечения безопасности и защиты

населения;

- вопросы государственного и военного строительства Российской

Федерации (военные, политические и экономические основы военной

доктрины Российской Федерации, Вооруженные Силы России в структуре

государственных институтов);

- военно-историческая подготовка (военные реформы в истории

Российского государства, дни воинской славы в истории России);

- военно-правовая подготовка (правовые основы защиты государства

и военной службы, воинская обязанность и подготовка граждан к военной

службе, правовой статус военнослужащего, прохождение военной службы,

воинская дисциплина);

- государственная и военная символика Вооруженных Сил Российской

Федерации (символика Вооруженных Сил Российской Федерации, ритуалы

Вооруженных Сил Российской Федерации).

В Приложении N 2 даны рекомендации по примерному содержанию

образовательных направлений учебного предмета "Основы безопасности

жизнедеятельности" для среднего (полного) общего образования,

преподавание которых целесообразно предусмотреть за счет времени

вариативной части базисного учебного плана. Главная цель организации образовательного процесса по

основам безопасности жизнедеятельности за счет времени вариативной

части базисного учебного плана - дать возможность участникам

образовательного процесса расширить познавательные возможности и

навыки в области обеспечения безопасности личности, общества и

государства, сохранения и укрепления своего здоровья за счет различных

наиболее приемлемых и эффективных форм занятий исходя из региональных

и местных особенностей, их степени потенциальной опасности,

климатогеографических условий, состояния материальной базы и

квалификации педагогов, а также контингента обучающихся в конкретном

населенном пункте и образовательном учреждении.

Достижение высоких результатов в подготовке обучающихся по

основам безопасности жизнедеятельности во многом зависит от качества

планирования учебного процесса, которое должно обеспечивать логическую

последовательность и обоснованную связь при изучении тем, а также

наращивание знаний, навыков и умений обучаемых по всем годам обучения.

Правильное планирование обеспечивает: необходимое направление,

структуру и качество обучения; рациональное распределение времени на

темы учебного материала; логичную организацию формирования навыков и

умений; продуманное использование учебной и учебно-методической

литературы, технических средств обучения и оборудования.

При планировании учебного процесса анализируются действующие

образовательные программы и учебные издания, изучаются методическая

литература, наглядные и учебные пособия, различные справочные и

статистические данные, а также ведомственные рекомендации по тематике

ОБЖ. Наряду с традиционными источниками информации следует активно

использовать глобальную информационную сеть Интернет. В первую очередь

ее русскоязычные ресурсы: законодательные акты Российской Федерации и

указы Президента Российской Федерации; законодательные акты органов

государственного управления субъектов Российской Федерации и органов

местного самоуправления; сайты федеральных органов исполнительной

власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов

Российской Федерации и местного самоуправления; правила поведения в

экстремальных и опасных ситуациях, данные о чрезвычайных ситуациях

природного и техногенного характера (поиск в системе "Рамблер");

рекомендации и методические разработки учебных заведений.

При разработке комплексных календарных планов в них

необходимо учитывать мероприятия по основным направлениям деятельности

общеобразовательных учреждений и организации учебного процесса по ОБЖ:

- учебная работа (учебные и учебно-тренировочные занятия с

элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций,

индивидуальные консультации, факультативные занятия по отдельным

образовательным линиям ОБЖ, групповые предэкзаменационные

консультации, учебные сборы на базе воинской части по основам военной

службы с учащимися юношами 10 классов, итоговая аттестация по ОБЖ

учащихся 9 классов, итоговая аттестация по ОБЖ учащихся 11 классов и

т.д.);


- методическая работа (методические семинары с учителями

начальных классов, с классными руководителями 5 - 9 классов и

преподавателями-предметниками, привлекаемыми для проведения занятий по

ОБЖ; индивидуальные консультации для преподавателей ОБЖ; открытые

уроки и проведение мастер-класса с учителями ОБЖ по отдельным темам

учебного предмета, индивидуальная работа преподавателя по

совершенствованию методического мастерства и др.);

- внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и

соревнованиях в рамках детско-юношеского движения "Школа

безопасности", проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и

викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками

военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД,

медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся,

походы по местам боевой славы и др.);

- работа по совершенствованию учебно-материальной базы

(приобретение учебной и методической литературы, наглядных пособий,

видео- и фотоматериалов, приборов, оборудования и имущества,

оформление классов и методических уголков по ОБЖ, ремонт оборудования

и инвентаря и т.п.).

При планировании и организации занятий целесообразно

разработать региональные программы по основам безопасности

жизнедеятельности, определяющие региональный

(национально-региональный) компонент для основного общего и среднего

(полного) общего образования, учитывающие особенности региона. При

этом авторы учебных программ могут предложить собственный подход в

части структурирования и определения последовательности изучения

учебного материала, а также путей формирования системы знаний, умений

и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Кроме того,

рекомендуется использовать существующие примерные и авторские

программы, которые конкретизируют содержание предметных тем

образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов

по разделам и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов

учебного предмета в основной и старшей школе за счет вариативной части

базисного учебного плана.

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРИМЕРНОМУ СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРЕПОДАВАНИЕ КОТОРЫХ

РЕКОМЕНДУЕТСЯ ЗА СЧЕТ ВРЕМЕНИ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ

БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА


-----------------------------------------------------------------------------

| Тематические | Рекомендуемое примерное содержание |

| линии | тематических линий |

|----------------|----------------------------------------------------------|

| 1 | 2 |

|---------------------------------------------------------------------------|

| ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ |

|---------------------------------------------------------------------------|

| Основы | Факторы, укрепляющие здоровье. Личная гигиена и |

| здорового | здоровье. Основные понятия о личной гигиене. |

| образа жизни | Рациональное питание в жизнедеятельности человека. |

| | Гигиена и культура питания. Режим труда и отдыха. |

| | Основные принципы и содержание режима дня подростков. |

| | Физическая культура и закаливание. Влияние физических |

| | упражнений на развитие растущего организма. |

| | Правила использования факторов окружающей среды для |

| | закаливания организма. Психологическая уравновешенность, |

| | ее значение для здоровья человека. Достижение |

| | эмоционального благополучия. |

| | Факторы, разрушающие здоровье. Профилактика вредных |

| | привычек. Профилактика табакокурения. Профилактика |

| | разрушающего влияния алкоголя на здоровье учащихся. |

| | Профилактика наркомании и токсикомании. Опасные |

| | ситуации, связанные с суицидами (самоубийствами). |

| | Профилактика суицидов |

|----------------|----------------------------------------------------------|

| Безопасность | Безопасность в населенном пункте. Особенности города как |

| в бытовой | среды обитания человека. Источники и зоны повышенной |

| (городской) | опасности в современном городе. Правила безопасного |

| среде | поведения в зонах повышенной опасности. Системы |

| | обеспечения безопасности города (милиция, пожарная |

| | охрана, "Скорая помощь", Служба спасения, коммунальные и |

| | другие службы). Правила вызова служб безопасности. |

| | Безопасное участие в дорожном движении. Дорожное |

| | движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. |

| | Дорога и ее составные части. Правила движения пешеходов |

| | по улицам и дорогам. Правила перехода проезжей части. |

| | Правила движения колонны, пешеходов и групп детей. |

| | Правила безопасного поведения велосипедиста на улицах и |

| | дорогах. |

| | Безопасность на транспорте. Причины возникновения |

| | дорожно-транспортных происшествий. Основные правила |

| | безопасности на городском общественном транспорте. |

| | Правила безопасного поведения при аварийных ситуациях на |

| | городском общественном транспорте. Правила безопасного |

| | поведения на метрополитене. Причины опасных и аварийных |

| | ситуаций на метрополитене. Зоны опасности в метро. |

| | Правила безопасного поведения пассажиров метрополитена |

| | при аварийных ситуациях. Безопасность в быту. Источники |

| | опасности в быту и их характеристика. Правила |

| | безопасного поведения при пользовании бытовым газом. |

| | Правила пользования газовыми приборами. Правила |

| | безопасного поведения при обнаружении запаха газа. |

| | Правила безопасного поведения при обращении с |

| | электрическими и электронными приборами в быту. Правила |

| | безопасности при просмотре телепередач. Затопление |

| | жилища. Правила поведения при затоплении жилища и меры |

| | по его предотвращению. Правила безопасного поведения при |

| | пользовании опасными веществами и средствами бытовой |

| | химии. Правила безопасного поведения с животными в |

| | городе |

|----------------|----------------------------------------------------------|

| Пожарная | Понятие о пожаре. Основные поражающие факторы пожара. |

| безопасность | Причины возникновения пожаров и их последствия. |

| и правила | Классификация и характеристика пожаров, их причины и |

| поведения | последствия. Условия процесса горения. Группы |

| при пожаре | возгораемости веществ и материалов. Стадии развития |

| | пожара. Условия, способствующие распространению пожаров. |

| | Правила пожарной безопасности в быту. Правила |

| | безопасного поведения при пожаре в доме. Способы |

| | эвакуации из горящего здания. Пожары и паника. Правила |

| | безопасного поведения при панике во время пожара. |

| | Первичные средства пожаротушения и правила пользования |

| | ими. Средства индивидуальной защиты органов дыхания |

| | (газодымозащитные комплекты) |

|----------------|----------------------------------------------------------|

| Безопасность | Безопасность при вынужденном автономном существовании. |

| в природной | Возможные причины попадания человека в условия |

| среде | вынужденного автономного существования в природных |

| | условиях. Первоочередные действия потерпевших бедствие |

| | при аварии транспортных средств и попавших в |

| | экстремальные условия на природе. Определение |

| | направления выхода. Способы ориентирования на местности. |

| | Правила оборудования временного жилища. Правила и |

| | способы добывания огня. Правила обеспечения водой и |

| | питанием. Правила поиска и сбора растительной пищи. |

| | Сигналы бедствия в условиях вынужденного автономного |

| | существования и способы их подачи. Безопасность на воде. |

| | Особенности состояния водоемов в разное время года. |

| | Соблюдение правил безопасности при купании в |

| | оборудованных и необорудованных местах. Правила |

| | безопасности поведения на водоемах летом и зимой. |

| | Правила переправы по льду водоемов. Помощь терпящим |

| | бедствие на воде и на льду. Способы самоспасения на |

| | воде. Оказание помощи терпящим бедствие на льду. |

| | Основные и подручные спасательные средства на воде. |

| | Правила пользования ими. |

| | Безопасность при смене климатогеографических условий. |

| | Факторы, влияющие на здоровье человека при смене |

| | климатогеографических условий. Акклиматизация, общие |

| | понятия и определения. Смена часовых поясов. Смена |

| | климата. Акклиматизация к условиям жаркого климата, к |

| | условиям горной местности, к условиям Севера |

|----------------|----------------------------------------------------------|

| Безопасность | Безопасность в криминогенных ситуациях. Понятие и |

| в социальной | условия личной безопасности. Опасное время. Опасные и |

| среде | безопасные места в населенном пункте. Общие сведения о |

| | зонах криминогенной опасности. Правила безопасного |

| | поведения при возникновении криминогенных ситуаций в |

| | доме (квартире), на улице. Правила профилактики личной |

| | безопасности в опасных ситуациях криминогенного |

| | характера: в общественных местах и в общественном |

| | транспорте. Правила обеспечения сохранности личных |

| | вещей. Правила безопасного поведения в местах массового |

| | скопления людей. |

| | Внешние и внутренние признаки людей, способных |

| | совершать преступные действия. Правила поведения, |

| | уменьшающие риск встречи с насильниками и хулиганами. |

| | Правила поведения при встрече с хулиганами. Подручные |

| | средства самообороны и способы самозащиты. |

| | Условия, при которых наступает уголовная |

| | ответственность. Формы преступного поведения. Виды |

| | преступлений. Возраст, с которого наступает уголовная |

| | ответственность. Особенности уголовной ответственности и |

| | наказания несовершеннолетних. Виды наказаний, |

| | предусмотренные Уголовным кодексом в отношении |

| | несовершеннолетних. |

| | Безопасность при террористических актах. Понятие о |

| | терроризме. Правила безопасного поведения при |

| | обнаружении взрывоопасного предмета. Правила безопасного |

| | поведения при захвате в заложники. Правила безопасного |

| | поведения при освобождении заложников сотрудниками |

| | спецслужб |

|---------------------------------------------------------------------------|

| ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ |

|---------------------------------------------------------------------------|

| Безопасность в | Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного |

| чрезвычайных | характера. Классификация чрезвычайных ситуаций |

| ситуациях | природного характера. Понятие о землетрясениях и их |

| | характеристика. Правила безопасного поведения при |

| | заблаговременном оповещении о землетрясении, во время |

| | землетрясения и после него. |

| | Понятие о вулкане и его характеристики. Правила |

| | безопасного поведения при заблаговременном оповещении об |

| | извержении вулкана, во время извержения и после него. |

| | Понятие об оползнях, селях, обвалах, лавинах и их |

| | характеристика. Правила безопасного поведения при |

| | заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, |

| | оползня, обвала, во время и после схода. Понятие об |

| | урагане, буре, смерче и их характеристика. Правила |

| | безопасного поведения при заблаговременном оповещении о |

| | приближении урагана, бури, смерча. Правила безопасного |

| | поведения во время и после ураганов, бури, смерча. |

| | Понятие о наводнении и его характеристика. Меры по |

| | снижению потерь от последствий наводнений. Правила |

| | безопасного поведения при заблаговременном оповещении о |

| | наводнениях, во время и после наводнений. |

| | Изготовление и использование самодельных подручных |

| | плавательных средств для эвакуации. |

| | Понятие о цунами и их характеристика. Правила |

| | безопасного поведения при заблаговременном оповещении о |

| | цунами, во время прихода и после цунами. |

| | Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их |

| | характеристика. |

| | Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного |

| | поведения при возникновении природных пожаров. |

| | Правила безопасного поведения в зоне лесных пожаров и |

| | тушения лесного пожара в лесу. |

| | Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного |

| | характера. Классификация и характеристика чрезвычайных |

| | ситуаций техногенного характера. Пожары и взрывы, |

| | пожаро- и взрывоопасные объекты. Правила безопасного |

| | поведения во время пожаров на промышленных объектах. |

| | Промышленные аварии с выбросом опасных химических |

| | веществ. Правила безопасного поведения при авариях с |

| | выбросом опасного химического вещества. |

| | Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Правила |

| | безопасного поведения при авариях на радиационно опасных |

| | объектах. |

| | Гидродинамические аварии. Правила безопасного поведения |

| | при авариях на гидродинамически опасных объектах. |

| | Транспортные аварии. Правила безопасного поведения на |

| | железнодорожном транспорте. Правила безопасного |

| | поведения пассажиров при авариях на железнодорожном |

| | транспорте. |

| | Правила безопасного поведения на водном транспорте. |

| | Действия пассажиров при объявлении шлюпочной тревоги. |

| | Способы эвакуации с судна. |

| | Правила безопасного поведения на авиационном |

| | транспорте. Правила безопасного поведения авиапассажиров |

| | при аварийных ситуациях на авиационном транспорте |

-----------------------------------------------------------------------------


РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРИМЕРНОМУ СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

ДЛЯ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРЕПОДАВАНИЕ

КОТОРЫХ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ЗА СЧЕТ ВРЕМЕНИ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ

БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА
-----------------------------------------------------------------------------

| Тематические | Рекомендуемое примерное содержание |

| линии | тематических линий |

|-----------------|----------------------------------------------------------|

| 1 | 2 |

|----------------------------------------------------------------------------|

| СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ |

|----------------------------------------------------------------------------|

| Основы | Факторы, укрепляющие здоровье. Формирование навыков |

| здорового | здорового образа жизни. Здоровый образ жизни и |

| образа жизни | профилактика заболеваний. Влияние окружающей среды на |

| | здоровье человека. |

| | Репродуктивное здоровье. Нравственность и здоровье. |

| | Правовые аспекты взаимоотношений полов. |

| | Репродуктивное здоровье и социально-демографические |

| | процессы в России. Семья, основные функции семьи и |

| | здоровье человека. Основы семейного права в Российской |

| | Федерации. |

| | Факторы, разрушающие здоровье человека. Вредные |

| | привычки и их влияние на здоровье человека |

| | (табакокурение, алкоголизм, наркомания и токсикомания). |

| | Ранние половые связи и их последствия для здоровья. Меры |

| | профилактики факторов, разрушающих здоровье |

|-----------------|----------------------------------------------------------|

| Безопасность | Безопасность при террористических актах. Современный |

| в социальной | терроризм, его характерные черты и особенности. |

| среде | Основные причины и факторы, влияющие на распространение |

| | терроризма в России. Законодательство Российской |

| | Федерации в области борьбы с терроризмом. |

| | Правила безопасного поведения: при обнаружении |

| | взрывоопасного (подозрительного) предмета; при угрозе |

| | взрыва; при взрыве; после взрыва. Правила безопасного |

| | поведения при стрельбе в населенном пункте. Правила |

| | безопасного поведения при захвате в заложники; во время |

| | операции спецслужб по освобождению заложников. |

| | Безопасность при возникновении региональных и локальных |

| | вооруженных конфликтов и массовых беспорядков. Понятия о |

| | вооруженном конфликте. Региональные и локальные |

| | вооруженные конфликты, их причины и последствия. |

| | Чрезвычайное положение (ЧП) и правила безопасного |

| | поведения при его введении. Правила безопасного |

| | поведения при объявлении военного положения в городе. |

| | Правила безопасного поведения при ведении боевых |

| | действий в городе. Массовые беспорядки и характер их |

| | проявления. Основные причины массовых беспорядков и их |

| | характеристика. Толпа как главная опасность массовых |

| | беспорядков. Безопасное поведение в толпе |

|-----------------|----------------------------------------------------------|

| Безопасность | Понятие о ядерном оружии, его классификация и поражающие |

| при | факторы. Способы защиты от ядерного оружия. Понятие о |

| возникновении | химическом оружии и отравляющем веществе. |

| чрезвычайных | Способы защиты от химического оружия. Понятие о |

| ситуаций | бактериологическом (биологическом) оружии, его |

| военного | поражающие факторы. Способы защиты от |

| характера | бактериологического (биологического) оружия. Понятие о |

| | современных обычных средствах поражения, их краткая |

| | характеристика и способы |

|-----------------|----------------------------------------------------------|

| Пожарная | Основы противопожарной защиты и безопасного поведения |

| безопасность | при пожарах в общественных зданиях и на объектах |

| и правила | экономики. Организация обеспечения пожарной безопасности |

| поведения | на объектах экономики |

| при пожаре | |

|----------------------------------------------------------------------------|

| ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ |

|----------------------------------------------------------------------------|

| Мероприятия | Прогнозирование и мониторинг чрезвычайных ситуаций. |

| по защите | Оповещение и информирование населения об опасностях. |

| населения от | Организация инженерной защиты населения от поражающих |

| чрезвычайных | факторов чрезвычайных ситуаций. Средства индивидуальной |

| ситуаций | защиты органов дыхания и кожи. Их классификация, |

| мирного и | назначение и правила пользования. Организация и ведение |

| военного | аварийно-спасательных и других неотложных работ. |

| времени | Санитарная обработка населения после пребывания в зоне |

| | заражения |

|-----------------|----------------------------------------------------------|

| Основные | Единая государственная система предупреждения и |

| направления | ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). История |

| деятельности | создания и организация РСЧС. Цели, задачи и структура |

| государственных | РСЧС. Режимы функционирования, силы и средства РСЧС. |

| организаций по | Гражданская оборона. История создания и предназначение. |

| защите | Организация гражданской обороны на территории Российской |

| населения и | Федерации. Организация гражданской обороны в |

| территорий от | образовательном учреждении. Силы и средства гражданской |

| чрезвычайных | обороны. Гражданские организации гражданской обороны и |

| ситуаций | их предназначение |

| мирного и | |

| военного | |

| времени | |

|-----------------|----------------------------------------------------------|

| Государственные | МЧС России как система государственной защиты населения |

| службы по | от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного |

| охране здоровья | характера. Поисково-спасательные службы и их |

| и обеспечению | предназначение. Пожарная охрана, ее основные задачи и |

| безопасности | функции по защите населения от пожаров. Милиция как |

| граждан | государственная система в области защиты прав, свобод и |

| | собственности граждан от противоправных посягательств. |

| | Служба скорой медицинской помощи как система в области |

| | защиты здоровья населения. Государственные органы |

| | надзора и контроля за соблюдением законодательства по |

| | охране здоровья и безопасности граждан |

|-----------------|----------------------------------------------------------|

| Правовые основы | Деятельность государственной власти в области гарантий |

| организации | прав и свобод человека и гражданина, охраны его жизни и |

| обеспечения | здоровья, регламентируемых Конституцией Российской |

| безопасности и | Федерации. Концепция национальной безопасности |

| защиты | Российской Федерации. Краткое содержание Законов |

| населения | Российской Федерации: "О безопасности", "О защите |

| | населения и территорий от чрезвычайных ситуаций |

| | природного и техногенного характера", "О безопасности |

| | дорожного движения", "О пожарной безопасности", "Об |

| | обороне", "О гражданской обороне" |

|----------------------------------------------------------------------------|

| ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА И ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ ГРАЖДАН |

|----------------------------------------------------------------------------|

| Вопросы | Военные, политические и экономические основы военной |

| государственного| доктрины Российской Федерации. Современная военная |

| и военного | доктрина Российской Федерации. Источники военной |

| строительства | опасности. Политические принципы и основные направления |

| Российской | обеспечения военной безопасности России. Задачи |

| Федерации | государства в области обеспечения военной безопасности. |

| | Вооруженные Силы России в структуре государственных |

| | институтов. Место и роль Вооруженных Сил в структуре |

| | Российского государства. Предназначение и состав |

| | Вооруженных Сил России. Виды Вооруженных Сил и рода |

| | войск, их предназначение. Другие войска, их состав и |

| | предназначение. Руководство и управление Вооруженными |

| | силами Российской Федерации. |

| | Военные реформы в истории Российского государства. |

| | Военные реформы на Руси в допетровскую эпоху. Создание |

| | русской регулярной армии. Военные реформы периода |

| | раннего капитализма в России (1862 - 1864). Военные |

| | преобразования российской армии в 1905 - 1912 гг. |

| | Создание Красной Армии и пути ее совершенствования в |

| | условиях существования СССР. Современная военная реформа |

| | Вооруженных Сил России. Дни воинской славы в истории |

| | России. Понятие о героизме и мужестве, примеры из |

| | истории России. Истоки зарождения воинской славы русской |

| | армии. Дни воинской славы. Основные формы увековечения |

| | памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, |

| | связанных с днями воинской славы России |

|-----------------|----------------------------------------------------------|

| Военно- | Правовые основы защиты государства и военной службы. |

| правовая | Вопросы защиты Отечества в Конституции Российской |

| подготовка | Федерации, Федеральные законы: "Об обороне", "О статусе |

| | военнослужащих", "О воинской обязанности и военной |

| | службе". Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской |

| | Федерации - законы воинской жизни. Права военнослужащих. |

| | Воинская обязанность и подготовка граждан к военной |

| | службе. Основные понятия о воинской обязанности. |

| | Организация воинского учета и его предназначение. |

| | Первоначальная постановка граждан на воинский учет. |

| | Обязанности граждан по воинскому учету. Организация |

| | медицинского освидетельствования и медицинского |

| | обследования при постановке на воинский учет. |

| | Обязательная подготовка граждан к военной службе. |

| | Добровольная подготовка граждан к военной службе. |

| | Увольнение с военной службы и пребывание в запасе. |

| | Правовой статус военнослужащего. Определение статуса |

| | военнослужащего. Общие, должностные и специальные |

| | обязанности военнослужащих. Права военнослужащих. |

| | Правовые основы социальной защищенности военнослужащих. |

| | Ответственность военнослужащих. Прохождение военной |

| | службы. Призыв на военную службу. Особенности |

| | прохождения военной службы по призыву. |

| | Прохождение военной службы по контракту. Альтернативная |

| | гражданская служба. Требования, предъявляемые к |

| | моральным, психологическим и профессиональным качествам |

| | военнослужащих. |

| | Воинская дисциплина. Воинская дисциплина, ее сущность и |

| | значение. Принцип единоначалия в Вооруженных Силах. |

| | Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил |

| | Российской Федерации. Военная форма одежды |

|-----------------|----------------------------------------------------------|

| Государственная | Символика Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевое |

| и военная | знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и |

| символика | славы. Ордена и медали - почетные государственные |

| Вооруженных Сил | награды за воинские и другие отличия и заслуги. Система |

| Российской | государственных наград в Российской Федерации. |

| Федерации | Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Ритуал |

| | приведения к военной присяге. Ритуал вручения боевого |

| | знамени воинской части. Ритуал вручения военнослужащим |

| | вооружения и военной техники. Ритуал проводов |

| | военнослужащих, уволенных в запас или в отставку |

|-----------------|----------------------------------------------------------|

| Военно - | Организация военно-профессиональной ориентации и |

| профессиональная| военно-профессионального отбора. Военные образовательные |

| ориентация | учреждения высшего профессионального образования и |

| | правила приема в них |

|-----------------|----------------------------------------------------------|

| Основы военной | Размещение и быт военнослужащих, основы безопасности |

| службы (учебные | военной службы. Организация суточного наряда, |

| сборы на базе | обязанности лиц суточного наряда. Организация караульной |

| воинской части) | службы, обязанности часового. Строевая подготовка. |

| | Огневая подготовка. Тактическая подготовка. Физическая |

| | подготовка |



------------------------------------------------------------------------------
Задания для слушателей курсов


  1. Проанализировать методические системы обучения безопасности жизнедеятельности

  2. Проанализировать методы и приемы обучения основам БЖ, используемые в Вашей школе

  3. Провести анализ адекватности методов, используемых для активизации познавательной деятельности учащихся


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница