Учебная программа «Совершенствование образовательного процесса в современной начальной школе»



Скачать 419.28 Kb.
Дата29.04.2016
Размер419.28 Kb.
Краткие аннотации к образовательным программам курсов повышения

квалификации специалистов образования,

планируемые к реализации на базе Информационно методического Центра Красносельского района района в 2012-2013 учебном году.
1.УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Совершенствование образовательного процесса

в современной начальной школе»

Актуальность программы.

Образовательная программа повышения квалификации адресована учителям начальных классов и разработана с учетом запросов педагогов. Программа реализуется в межкурсовой период повышения квалификации.

Программа «Совершенствование образовательного процесса в современной начальной школе» направлена на повышение профессиональной компетентности педагога и раскрывает новые современные возможности процесса воспитания, развития, обучения детей младшего школьного возраста. Она разработана в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к специалистам начальной школы: совершенствование и обеспечение психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей, развитие личности школьника как субъекта учебной деятельности, сохранение и поддержка индивидуальности и развитие общих способностей ребенка.

Данные задачи представлены в ряде важнейших нормативных документов, на основе которых создавалась предлагаемая образовательная программа повышения квалификации: «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года», «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования», «Петербургская школа в 2012-2013 учебном году». Новая стратегия, изложенная в документах, требует современных подходов к повышению квалификации, совершенствованию профессиональной компетентности учителя, а это в свою очередь создаёт условия для повышения качества образовательного процесса.



Категория слушателей: учителя начальной школы, лица с высшим профессиональным и средним специальным образованием.

Срок обучения: 84 часа.

Режим занятий: 12 часов в месяц, без отрыва от основной работы

Цель программы «Совершенствование образовательного процесса в современной начальной школе»:

повышение профессиональной компетентности учителей начальной школы через проектирование компонентов образовательного процесса.



Задачи:

  1. Повышение методической и теоретической компетентности учителя на основе осмысления новых научных идей и овладения современными подходами к обучению, воспитанию и развитию учащихся в условиях модернизации образования.

  2. Повышение психолого-педагогической компетентности учителя начальных классов.

  3. Ознакомление педагогов с современными педагогическими технологиями в образовании.

  4. Обучение педагогов новым приемам и техникам, обеспечивающих развитие творческих способностей детей.

Новизна программы заключается в организации учебных занятий на основе использования современных образовательных технологий, в том числе индивидуально-ориентированных форм практических занятий; обучение по данной программе дает возможность слушателям курсов повышения квалификации выбрать индивидуальный образовательный маршрут.

Практическая значимость программы: состоит в повышении профессиональной компетентности учителя по наиболее актуальному для него направлению в преподавании школьных предметов (литературное чтение, русский язык, обществознание, технология) и в освоении им современных методик и технологий творческого развития детей.

Ожидаемые результаты:

    • повышение теоретической и методической компетентности учителей начальных классов;

    • знакомство с современными подходами к обучению, воспитанию и развитию учащихся;

    • овладение современными образовательными технологиями;

    • овладение умением проектировать компоненты образовательного процесса начальной школы: современный урок, педагогическая диагностика, инновационное внеклассное мероприятие.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п


Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

В том числе:

Формы контроля










лекции

практические занятия




1

Личностно-деятельностный подход как психологическая основа организации образовательного процесса в начальной школе

12

8

4

зачет

2

Литературное образование и развитие младших школьников


721

32

40

защита конспекта урока

3




722

32

40

методическая разработка урока




Итоговый контроль










Защита итогового проекта




Итого:

84

40

44




1 учебные программы образовательного маршрута №1

2 учебные программы образовательного маршрута №2


2.УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Актуальные вопросы преподавания предметов

филологического профиля в контексте компетентностного подхода»
Актуальность программы

Правительство Российской Федерации, оценивая современную социально-экономическую ситуацию, первоочередной задачей ставит развертывание инновационных процессов во всех сферах деятельности человека. Министерство образования и науки Российской Федерации видит основную цель современных инноваций в повышении качества образования. Результат образования сегодня трактуется с позиций компетентностного подхода, предполагающего формирование у учащихся определенных типов компетенций, нацеленных на применение полученных знаний в различных жизненных ситуациях. Изменение требований к результатам образования влечет за собой коррекцию его содержания, а также способов организации учебной деятельности (введение новых учебных планов, вариативность в выборе отдельных школьных дисциплин и объема их изучения, использование новых программ и учебников, инновационных технологий и т.д.) Таким образом, современность требует «иного» учителя, умеющего проектировать и моделировать новые направления в школьной практике преподавания, обладающего высокой профессиональной компетентностью (педагогической, психологической, филологической и методической), что во многом определяет необходимость осуществления повышения квалификации педагогических кадров по основным направлениям модернизации современной системы образования. В этом контексте становится актуальным вопрос формирования и развития инновационного потенциала учителя в системе повышения квалификации.

Важнейшей чертой современного филологического образования в школе является его направленность на формирование поликультурной личности на основе компетентностного подхода. Данная программа ориентирована на изучение учителями новых направлений в филологической науке (лингвокультурология, семиотика, мифопоэтика, деконструкция, психолингвистика и т. д.), способов методической интерпретации их на уроках филологического профиля и повышение психолого-педагогической компетентности. Таким образом, методологической основой программы являются современные научные направления гуманитарной науки. В качестве инструментария выступают концептный, архетипический, лингвистический и другие формы анализа текстов культуры и социокультурной и педагогической реальности.

Образовательная программа «Актуальные вопросы преподавания предметов филологического профиля в контексте компетентностного подхода» предназначена для учителей, преподающих русский язык, литературу и иностранный язык в школе. Она направлена на ознакомление учителей – филологов с новым предметным содержанием, инновационными методами и технологиями, организующими урок, а также на получение качественно новых знаний в области педагогической психологии и на освоение новых форматов итоговой аттестации.

Предлагаемая модель обучения (сочетание лекций, семинаров-практикумов и открытых уроков с использованием ИКТ) позволяет апробировать новые подходы к проектированию уроков русского языка, литературы и иностранных языков, осуществлять интеграцию предметов гуманитарного цикла, актуализировать в образовательной деятельности потенциал современной информационной среды, будет способствовать повышению уровня культуры учителя и освоению технологии подготовки учащихся 9-11 классов к сдаче экзаменов в новом формате итоговой аттестации.

Надпредметный модуль программы раскрывает сущность и структуру психолого-педагогической компетентности учителя, показатели её сформированности, методики самодиагностики. Он направлен на совершенствование основных компонентов психолого-педагогической компетентности: психолого-педагогической грамотности, психолого-педагогических умений, профессионально-значимых личностных качеств. Наиболее подробно рассматриваются аспекты психолого-педагогической компетентности, связанные с эмоциональной сферой педагогов и учащихся, мотивационной сферой личности учащихся. Особое внимание уделяется развитию мотивации творческой деятельности учащихся и проектированию личных достижений, которые создают условия для развития индивидуальности ребенка в условиях современного образования.

Обучение в логике программы позволит слушателям успешно освоить метаязык методики преподавания данных дисциплин, вариативные стратегии профессиональной педагогической деятельности. Освоение программы будет способствовать совершенствованию профессиональных компетенций учителя. Программа предполагает совершенствование навыка педагогической рефлексии, персонализацию и актуализацию педагогического опыта, способствует индивидуальному развитию педагога как профессионала.

Данная программа составлена в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2015 года и государственным стандартом общего образования, а также действующими программами по русскому языку, литературе и иностранному языку.



Категория слушателей: учителя русского языка и литературы , иностранных языков, лица с высшим профессиональным образованием.

Срок обучения: 100 часов.

Режим занятий: 9 месяцев, 1 раз в месяц по 4 часа без отрыва от работы.

Цель программы:

повышение профессиональной компетентности учителей-филологов на основе овладения современными образовательными технологиями.



Задачи программы:

  1. продолжить знакомство учителей-предметников с новыми направлениями филологической, психологической и педагогической науки;

  2. повысить уровень социально-психологической, аутопсихологической и коммуникативной компетенций учителей;

  3. совершенствовать навыки проектирования и моделирования уроков на основе преемственности между традиционными и инновационными технологиями преподавания;

  4. способствовать освоению новых возможностей информационно-коммуникационной технологий, обеспечивающих диалоговое взаимодействие учителя и ученика в процессе совместной деятельности;

  5. способствовать освоению технологии подготовки учащихся к новым формам промежуточной и итоговой аттестации.

Новизна программы состоит в изучении учителями новых направлений филологической науки (лингвокультурология, семиотика, мифопоэтика, деконструкция, психолингвистика и т. д.) и способов методической интерпретации их на уроках.

Практическая значимость программы заключается в совершенствовании навыков проектирования и моделирования уроков на основе современных филологических, педагогических и психологических знаний; в овладении учителями технологиями подготовки учащихся к новым формам промежуточной и итоговой аттестации.

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня филологической, методической, информационной и психологической компетентностей учителя;

  • апробирование новых подходов к моделированию уроков филологического цикла;

  • внедрение в практику работы учителей методических приемов и технологий, адекватных современным научным концепциям и требованиям подготовки учащихся средней школы;

  • представление и рефлексия опыта внедрения ИКТ в практику преподавания дисциплин филологического профиля;

  • апробирование и освоение новых технологий итоговой аттестации.

Результат обучения выявляется на основе текущего и итогового контроля. Прохождение программного материала в течение года контролируется формами промежуточной аттестации. Формы и виды контроля отражены в учебных программах. Формой итогового контроля является представление и защита методических проектов уроков с использованием выработанных алгоритмов, методические разработки вариантов итоговой аттестации и зачет.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п


Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

В том числе:

Формы контроля










лекции

практические занятия




1

Психолого-педагогическая компетентность современного учителя

28

16

12

Зачет

2

Традиционные и инновационные технологии в работе учителя иностранного языка

362

14

22

Конспект урока с элементами инновационных технологий

3

Современные формы и методы подготовки учащихся к итоговой аттестации по иностранному языку

362

16

20

Методическая разработка вариантов итоговой аттестации




Итоговый контроль










Защита методических проектов




Итого

100

46

54





2 учебные программы образовательного маршрута №2

3.УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Подготовка ребенка дошкольника к обучению грамоте»
Актуальность программы
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения языка.
Д.Б. Эльконин писал, что “читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели”. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (до знакомства их с буквенной символикой).
При подготовке детей к школе важное место имеет развитие неречевых психических функций: слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, оптико – пространственных представлений.
Если указанные функции не развиты или недостаточно сформированы, то дети, как правило, имеют трудности в усвоении первоначальных навыков, прежде всего речевых:

  • Правильного и отчетливого произношения всех звуков родного языка

  • Дикции, темпа речи, силы и высоты голоса

  • Использования разных частей речи в точном соответствии с их значением

  • осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания

  • Словообразования и словоизменения

  • Диалогической и монологической речи.

Каждый возрастной этап дошкольного детства отличается развитием определенных сторон речи.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показывают, что дети 3-5 лет особо восприимчивы к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже с младшей группы детского сада. Обучение детей в средней группе должно быть направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов – первому действию по обучению собственно грамоте. Дети 5-6 лет приобретают навыки дифференциации звуков, определения их места в слове. У детей 6-7 лет формируются операции фонематического анализа.

Сформированность звукопроизношения и фонематического восприятия – основа развития мыслительных операций звукового анализа и синтеза. Это является основой для успешного обучения грамоте, так как при обучении чтению и письму исходным процессом является мысленное деление слова на составляющие его элементы (звуки), установление их последовательности и количества.

Исследования психологов доказывают, что “ от того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии”. (Д.Б.Эльконин).

Подготовка к обучению грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно - волевых и эстетических качеств личности ребенка.

Категория слушателей: старшие воспитатели, воспитатели дошкольных образовательных учреждений, лица с высшим профессиональным и средним специальным образованием.

Срок обучения: 72 часа

Режим занятий: 12 часов в месяц, без отрыва от основной работы.

Цель программы – совершенствовать профессиональные знания и практические умения педагогов дошкольных учебных заведений по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте.

Задачи программы определяются “Федеральной целевой программой развития образования (2006-2010 годы)”, “Концепцией непрерывного дошкольного – начального школьного образования “, “Концепцией дошкольного воспитания”


  1. Повысить уровень знаний слушателей по подготовке детей к обучению грамоте, особое внимание уделить методике работы по четкому произношению звуков, правильному показу артикуляции, приемам развития детей, эмоциональному настрою на работу с детьми и грамотному подбору и использованию дидактического материала.

  2. Познакомить слушателей с содержанием работы по формированию правильного звукопроизношения, умений звукового анализа и синтеза и развития неречевых психических функций на разных возрастных этапах развития ребенка для успешного обучения чтению и письму в первом классе.

  3. Ввести в практику деятельности педагогов эффективные приемы подготовки детей к обучению грамоте в разных формах организации детской деятельности.

Принципы построения программы:

  1. Учет физиологических и психологических возможностей детей на разных возрастных этапах.

  2. Системность в планировании работы по развитию фонематической системы языка.

  3. Преемственность в целях и содержании дошкольного и начального школьного образования по подготовке детей к обучению грамоте.

Новизна программы


Программа содержит систему работы по развитию фонематического восприятия и звукопроизносительных умений, звукового анализа и синтеза с учетом непрерывности и преемственности дошкольной и начальной школьной ступени образования.

Особое внимание уделяется освоению слушателями организации педагогом ситуаций, обеспечивающих развивающее речевое взаимодействие детей между собой и созданию предметной среды, мотивирующей экспериментирование со звуками и развитие творческих способностей дошкольников.



Практическая значимость программы

Практическая значимость программы заключается в овладении педагогами системой подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте , комплексом обучающих методов и приемов, современными подходами к созданию предметно-развивающей среды, инициирующей детское экспериментирование со словом и развитие творческих способностей



Ожидаемые результаты освоения программы:

  • Повышение методической грамотности педагогов в организации работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию звуковой культуры речи и фонематического анализа и синтеза при подготовке детей к обучению грамоте

  • Введение в практику методов и приемов, обеспечивающих развитие фонематической системы языка и познавательной активности в разных видах детской деятельности.



УЧЕБНЫЙ ПЛАН


№ п/п.

Наименование разделов, дисциплин

Всего часов

В том числе

Формы контроля

лекции

практические занятия

1

Общее понятие о речи

12

8

4

Зачет

2

Формирование предпосылок овладения грамотой у детей дошкольного возраста

44

26

18

Зачет

3

Методические аспекты обучения грамоте детей дошкольного возраста

16

10

6

Зачет




Итоговый контроль










Защита проектов




Итого:

72

44

28





4.УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Актуальные проблемы обучения математике в школе»

Актуальность программы:

Изменения в системе образования, происходящие сегодня, требуют от педагога выполнения своих профессиональных функций на качественно новом уровне. Высокие требования, предъявляемые к компетентности современного учителя, диктуют необходимость разработки новой стратегии повышения его квалификации. В связи с этим, актуальность образовательной программы представляется очевидной.



Категория слушателей учителя математики общеобразовательных школ

Срок обучения 72 часа (в течение 9 месяцев)

Режим занятий 9 часов в месяц, без отрыва от основной работы

Цель программы:

Содействие совершенствованию базовой и специальной профессиональной компетентности учителей математики, обеспечивающих готовность к квалификационному преподаванию курса математики в общеобразовательных учреждениях разного типа и вида.



Задачи программы (в логике традиционного подхода).

-обновление теоретических и практических знаний учителей в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач;

-способствовать преодолению затруднений, возникающих в профессиональной деятельности;

-внедрение и использование современных образовательных и информационных технологий в процесс обучения математике в школе.



Задачи программы (в логике компетентностного подхода).

Уровень ключевых компетентностей.

-сформировать умение организовывать совместную деятельность с


коллегами;

-проводить анализ (рефлексивный анализ) своей интеллектуальной и педагогической деятельности.



Уровень базовых компетентностей.

- сформировать у слушателей:

1) систему математических знаний;

2) умение обеспечивать квалифицированное методическое сопровождение процесса обучения математике, в том числе средствами ИКТ;

3) умение мотивировать самообразовательную деятельность слушателей в области обучения математике.

Уровень специальных компетентностей.

-сформировать умение осуществлять экспертизу содержательной и


технологической характеристик современных методов обучения математике, в том числе с использованием ИКТ;

-сформировать умение управлять деятельностью школьников на уроках


математики, проводимых с использованием современных технологий обучения.

Научная новизна программы заключается в том, что по своему содержанию и структуре она является интегративной, в основу ее построения положен блочно-модульный принцип, он определяет внешнее структурирование всех разделов программы в виде содержательных блоков, каждый из которых включает в себя ряд взаимосвязанных модулей. Новизна данной программы отражается также в изменении подхода к системе подготовки учителя. Идея такого подхода состоит в создании образовательной инновационной среды с целью понимания каждым слушателем себя как активной и значимой личности и профессионала.

Программа составлена в соответствии с нормативными документами, с учетом федеральных государственных стандартов общего образования, а также с документами по модернизации содержания и структуры образования. Помимо нормативно-правовых и инструктивно-методических документов Министерства образования РФ теоретико-методологическую основу программы составили современные концепции математического образования, культурологические, психологические, педагогические идеи и теории.

При отборе содержания программы и организации ее структуры использованы следующие подходы и принципы: гуманизации, интеграции, преемственности; научности, доступности, системности, наглядности, модульности; рефлексивного и межличностного общения, эмоциональной комфортности; активизации и мотивации деятельности, андрагогики; дополнительности, единства внутридисциплинарной, методической и междисциплинарной интеграции знаний и способов действий.

Ожидаемые результаты:

Слушатель, освоивший программу, должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

-понимать идеологию, стратегию и тактику современной образовательной политики;

-использовать в образовательном процессе базовые знания в области применения математических знаний в смежных дисциплинах;

-создавать учебно-методические комплексы элементов учебного процесса.

Владеть:

-технологиями использования иллюстративных, учебных и контрольных материалов, предназначенных для использования в аудитории и тестирования;

-современными методиками проведения уроков на основе современных образовательных технологий.

Уметь:

-уверенно проводить занятия с использованием наиболее эффективных технологий обучения для конкретной целевой аудитории и условий проведения обучения;

-оценивать эффективность освоения учебного материала и корректировать выбранную технологию обучения для повышения качества освоения знаний;

-организовывать взаимодействие обучающихся в целях эффективной реализации их интеллектуального и творческого потенциала;

-гибко комбинировать различные информационные коммуникационные технологии в зависимости от потребностей аудитории и уровня восприятия содержания учебного материала.

Знать:

-современные приемы и методы использования средств информационных коммуникационных технологий в компетентностно-ориентированном образовательном и учебно-воспитательном процессах;

-методы оценки достижения заявленных целей образовательного процесса и качества подготовки;

УЧЕБНЫЙ ПЛАН


№ пп

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

В том числе:

Форма контроля

Лекции

Практические занятия

1.

Инвариантный блок

« Проблемы современного образования»



18

10

8

Зачет

2.

Вариативный блок (учебные дисциплины по выбору)

«Вопросы общей и частной методики обучения математике»



54

18

36

Диагностический тест

Контрольная работа

Зачет





Итоговый контроль










Дифференцированный

зачет





ИТОГО

72

28

44





5.УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Развитие государственно-общественного управления образованием»

Актуальность программы

В стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020» одним из направлений развития системы образования определено направление «Открытая Школа 2020».Стратегическое направление «Открытая школа» включает потенциальные ресурсы, которые может использовать (и частично использует) система образования Санкт-Петербурга в целях реализации государственных задач и общественного запроса на развитие качества образования.

Разработанная в Санкт- Петербурге Концепция развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге, призвана обеспечить расширение общественного участия в управлении образованием, рост влияния общества на качество образования и его доступность для всех слоев населения, повышение эффективности деятельности Комитета по образованию, администраций районов Санкт-Петербурга в сфере образования и образовательных учреждений, ее открытости для общественности, населения Санкт-Петербурга.

Реализация Концепции позволит развивать институты гражданского общества, повышать социальную активность жителей Санкт-Петербурга.

Целью государственно-общественного управления образованием является обеспечение ответственного взаимодействия в управлении образованием всех заинтересованных лиц.

Задачи государственно-общественного управления образованием:

- вовлечение общественности в формирование и реализацию образовательной политики;

- реализация прав работников образовательного учреждения, обучающихся, родителей (законных представителей) на участие в управлении образованием;

- удовлетворение образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса;

- повышение эффективности государственной политики.

Данная программа позволит ознакомить слушателей:

- с построением новой образовательной среды с высокой интенсивностью различных форм социального и образовательного партнерства;

с разработкой новых технологических моделей развития образования за счет взаимодействия с бизнесом, наукой, искусством, политикой;

- с развитием форм общественного участия в управлении образованием и поддержкой общественно-педагогической инициативы



Категория слушателей: руководители образовательных учреждений, резерв руководящих кадров, специалисты районных отделов образования.

Срок обучения: 72 часа (9 месяцев)

Режим занятий: 9 часов в месяц, без отрыва от основной работы.

Цель программы

Формирование управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений, специалистов органов управления по вопросам развития государственно- общественного управления образованием в учреждениях общего образования в условиях модернизации современной системы образования и реализации Стратегии 2020.



Задачи программы:

-ознакомление слушателей с основными направлениями государственной политики в области образования;

-ознакомление слушателей с общими подходами к организации государственно- общественного управления образованием в учреждениях общего образования;

-ознакомление слушателей с развитием форм общественного участия в управлении образованием и поддержкой общественно-педагогической инициативы;

-изучение экономико-правовых основ функционирования образовательного учреждения в условиях государственно- общественного управления.

Основные принципы построения программы

В основы программы положены принципы Концепции модернизации российского образования: принцип системности, принцип единства познания, принцип переживания и действия, принцип научности, принцип прогностичности



Технология реализации программы

Основным принципом реализации программы выступает соблюдение технологии стажировки специалиста. Это означает, что помимо теоретического содержания материала программы и ознакомления с практиками ГОУО в образовательных учреждениях специалистам предлагается блок практической деятельности. Практика включает экспертизу инновационной деятельности ОУ в процессе проведения районной государственно – общественной экспертизы инновационной деятельности ОУ, разработку слушателями проектов по ГОУО.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН


№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

В том числе:

Форма

контроля


Лекции

Практические занятия



Стратегия развития образованием в Российской Федерации

6

4

2

Контрольная работа



Государственно – общественное управление образованием

22

8

14

Контрольная работа



Современное образовательное учреждение как объект управления.

6

2

4

Контрольная работа



Функции и технологии управления современным образовательным учреждением в условиях государственно – общественного управления.

26

12

14

Контрольная работа



Финансово- правовые основы, организационные структуры и модели управления современным образовательным учреждением в условиях государственно – общественном управлении

12

8

4

Контрольная работа




Итоговый контроль










Реферат




Итого:

72

34

38





6.УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Новые информационные технологии в образовательном процессе»

Актуальность программы

Развитие глобального процесса информатизации ставит перед системой образования новую проблему – подготовки миллионов людей к жизни и деятельности в совершенно новых для них условиях информационного общества. Это требует принципиально новых подходов к проблеме информатизации сферы образования. Система образования должна не только давать учащимся необходимые знания о новой информационной среде и практические умения использовать ее возможности, но и формировать у них новое мировоззрение, которое должно быть основано на понимании определяющей роли информации и информационных процессов в природных явлениях, человеческом обществе, а также в обеспечении жизнедеятельности самого человека. Развитие и внедрение в повседневную жизнь вычислительной техники и новейших информационных технологий производит глубокое изменение во всех сферах современного общества. Сейчас, когда компьютерные технологии непрерывно развиваясь, позволяют решать все новые задачи, компьютер стал общепризнанным инструментом. Особую актуальность приобретает использование новых информационных технологий в процессе подготовки различных разработок, исследовательской деятельности, оформление документов и различных расчетов с умением работы в сети Интернет, находить и сохранять полезную информацию. Освоение данной программы является одним из важнейших условий успешной самореализации современного педагога.



Категория слушателей: учителя, сотрудники общеобразовательных учреждений, сотрудники дошкольных образовательных учреждений.

Срок обучения: 72 часа

Режим занятий: 2 раза в неделю по 5 часов, без отрыва от основной работы.

Цель образовательной программы:

-повышение профессиональной компетентности учителей;

-формирование преподавателя нового типа, владеющего самыми современными средствами организации учебного процесса;

-ознакомление работников образовательных учреждений с проблемами информатизации и перспективами развития информационных технологий в системе образования;

-освоение технологий работы с широко распространенными офисными приложениями, а также с технологиями Интернет для поиска и обмена информацией.

Задачи программы:

Образовательные:

-ознакомление с различными сферами применения компьютера в качестве универсального инструмента для решения разнообразных задач;

-ознакомление с основными приемами оформления документов;

-освоение технологии получение и обработки информации.



Развивающие:

-развитие творческих способностей;

-развитие умения работать с информацией;

-развитие умения критически мыслить;

-расширение кругозора, знакомство с различными сферами применения компьютера.

Воспитательные:

-воспитание активной жизненной позиции;

-воспитание умения работать в команде;

-подготовка слушателей к продуктивному труду в условиях компьютеризации современного производства.



Новизна и практическая значимость программы

Программа предназначена для ознакомления слушателей с использованием новых информационных технологий в образовательном процессе, освоения технологий работы с широко распространенными офисными приложениями для практического использования их в условиях компьютеризации современного общества. Программа обеспечивает освоение новых приемов работы в прикладных компьютерных средах и межпредметные связи.



Ожидаемые результаты:

В результате обучения слушатели



должны знать:

-технику безопасности;

-функции ОС и ее место в общей структуре ПО;

-назначение системных папок, панели задач, главного меню;

-виды меню, типы окон, назначение разделов главного меню;

-правила ввода и редактирования текста;

-правила форматирования шрифта, абзаца, страницы;

-назначение и основные элементы окна EXCEL;

-типы данных и правила их ввода;

-отличие между абсолютными и относительными ссылками;

-основные понятия технологии WWW;

-правила создания доменных имен в Интернет;

-назначение программы POWER POINT

должны уметь:

-выполнять основные операции с объектами в ОС;

-правильно набирать, редактировать и форматировать документ;

-вводить данные в EXCEL, производить вычисления, форматировать и строить диаграммы;

-работать с программой-браузером;

-находить информацию по ключевым словам в Интернете;

-передавать и принимать электронные сообщения;

-создавать презентацию из нескольких слайдов;

-управлять объектами слайдов;

-добавлять, перемещать и копировать слайды;

-настраивать анимацию и переход слайдов.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН


п/п


Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

В том числе

Формы контроля

Лекции

Практические занятия



Задачи информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе

2

2









Инструктаж по технике безопасности

1

1









Персональные компьютеры. Назначение и типы основных устройств. Программное обеспечение. Освоение клавиатуры

3

1

2

Практические работы



Операционная система Windows

10

4

6

Практические работы



Текстовый процессор MS Word

24

9

15

Зачетные практические работы



Электронные таблицы MS Excel

12

4

8

Зачетные практические работы



Знакомство с Интернет

8

4

4

Зачетные практические работы



Технология создания презентаций PowerPoint

10

3

7

Зачетные практические работы



Консультации. Итоговое занятие

2

1

1

Итоговый зачет




ИТОГО:

72

29

43





7.УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся средствами изобразительного искусства»
Актуальность программы

Музей концентрирует в себе многообразие художественного опыта минувших времен и дня настоящего в его исторических, философских, эстетических, психологических и иных аспектах, он стал уникальной и необходимой для образования художественно временной средой. Учитывая общеизвестную истину, что образование – это часть культуры, включение музея в образовательный процесс способствует формированию у человека ХХI века психологической и нравственной готовности не только жить в быстро изменяющемся мире, но и быть активным участником происходящих в нем преобразований. Сегодня школа испытывает потребность решать комплекс педагогических проблем совместно с такими учреждениями культуры, как музеи. Особенно значимым является на сегодняшний решение задач духовного развития подрастающего поколения, средствами художественного музея, в пространстве которого находится поиск смыслов жизни, в том числе и на основе лучших традиций художественной культуры. Исторической практикой доказано, что взаимодействие музея с системой образования наиболее полно отражает тенденцию полноценного развития личности, а значит и сохранение культурно-исторического опыта. Этот вывод приобретает особый смысл в условиях стремительного развития информационных технологий, и интеграции во всех областях знания и жизнедеятельности человека. И если учесть, что мир и среда обитания для ребенка едины и неразделимы, то именно музей является институцией, способствующей формированию личности, которая способна, усвоив текст гуманитарной культуры, интегрировать его в контекст собственной жизни и жизни общества.

Образовательная деятельность Русского музея подтвердила это своим педагогическим опытом, в основе которого лежит многоуровневая музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!», воплотившая лучшие достижения в этой области отечественных и зарубежных музеев. Не случайно, в последние годы, она стала основой активного взаимодействия художественных музеев России с образовательной системой страны.

Ориентированная на творческое взаимодействие педагога, работающего в условиях учебного заведения, и музейного специалиста, программа «Здравствуй, музей!» дает воспитателю детского сада и школьному учителю через специальную подготовку (курсы, семинары) понимание изобразительного искусства, умения и навыки работы с его произведениями. Тем самым педагог становится реальным посредником в общении ребенка с изобразительным искусством и музеем, которые являются активным средством формирования у учащихся духовно-нравственных качеств личности, одним из ценных компонентов которого является творческое отношение к окружающему миру.



Категория слушателей:

-воспитатели дошкольных образовательных учреждений;

-учителя школ, гимназий, лицеев;

-педагоги дополнительного образования;

-специалисты помогающих профессий (социальные педагоги, психологи и др.), желающих реализовать свой профессиональный и личностный потенциал в деятельности музейного волонтера.

Срок обучения: 72 часа и 144 часа (в зависимости от модуля)(9 месяцев)

Режим занятий: 2 раза в месяц по 4 академических час

Цель программы:

-формирование базовых компетенции педагогов в области духовно-нравственного воспитания и развития учащихся средствами изобразительного искусства.



Задачи программы:

-освоение современных технологий в области духовно-нравственного воспитания и художественно-эстетического развития дошкольников и их применения в процессе реализации образовательной программы «Мы входим в мир прекрасного»i;

-освоение современных технологий в области духовно-нравственного воспитания и художественно-эстетического развития учащихся начальной школы их применения в процессе реализации образовательной программы «Мир музея»ii;

-создать условия для освоения педагогами музейно-педагогических технологий приобщения обучающихся к историко-художественному наследию, повысить квалификацию учителей в преподавании предметов образовательных областей «Обществознание» и «Искусство» на основе современных научных знаний об изобразительном искусстве, архитектуре, культуре.



Образовательные ценности

Образовательная ценность программы определяется её содержанием и формами организации образовательного процесса, сочетающие лекции, практикумы. Включение программы «Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся средствами изобразительного искусства» в систему непрерывного постдипломного педагогического образования полноценно отражает тенденцию объединения различных сфер знания и творческой деятельности, так необходимой человеку в условиях формирования новой инновационной экономики и культуры.

Обучение по программе позволит слушателям курсов «Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся средствами изобразительного искусства» овладеть базовыми компетенциями, необходимыми для образовательной деятельности на основе образовательной программы художественного музея. Данные компетенции предстают как способности:


  • видеть и формировать потенциально творческую личность;

  • индивидуализировать освоение отечественного и мирового художественного опыта;

  • воспринимать и транслировать посредством музейно-педагогических средств художественный опыт разных народов и исторических периодов;

  • осваивать информацию в области истории и теории изобразительного искусства на уровне, необходимом для эффективного воспитания, развития и обучения детей;

  • осознавать и достигать педагогические цели программы «Здравствуй, музей!» в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;

  • мотивировать учащихся и родителей к самообразованию и саморазвитию средствами изобразительного искусства и музейной среды;

  • использовать музейно-педагогические средства для освоения культурно-исторического наследия в условиях образовательного учреждения и музейной среды;

  • творчески применять предлагаемую разработчиками программы информацию в педагогической деятельности и вести самостоятельный поиск и обработку информации в области изобразительного искусства и музейной коммуникации;

  • создавать собственную образовательную программу, индивидуальный маршрут освоения изобразительного искусства на основе методики и технологии музейно-педагогической деятельности;

  • эффективно организовать музейно-педагогический процесс.

Новизна программы

Осмысленное изучение искусства позволяет учащимся формировать навыки креативности и толерантности, то есть способности к созданию собственных принципиально новых идей и уважительного отношения к чужому образу мысли. Программа «Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся средствами изобразительного искусства» позволяет выстроить модель взаимодействия художественного музея с системой образования на всех его ступенях.

Через специальную подготовку программа позволит воспитателю детского сада и школьному учителю приобрести навыки работы с произведением искусства – от уровня его визуального восприятия до осмысления художественного образа.

Программа предлагает широкий спектр музейно-педагогических приемов использования потенциала изобразительного искусства в процессе преподавания основных общеобразовательных предметов и организации воспитательной работы. Программа оснащена современными средствами обучения на электронных и бумажных носителях. Часть занятий сориентировано на освоение педагогами приемов работы с детьми в музейной среде.

Практическая значимость программы

Использование духовно-нравственного потенциала изобразительного искусства в воспитательной работе образовательного учреждения посредством реализации многоуровневой музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» в системе (основного и дополнительного образования), включение тем и тематических блоков программы в преподавание общеобразовательных дисциплин образовательных областей «Искусство», «Обществознание», «Языкознание».


Ожидаемые результаты


Освоение участниками курсовой подготовки базовых компетенций музейного педагога:

  • способность видеть и формировать потенциально творческую личность;

  • способность индивидуализировать процесс освоения отечественного и мирового художественного опыта;

  • способность воспринимать и транслировать посредством музейно-педагогических средств художественный опыт разных народов и исторических периодов;

  • информированность в области истории и теории изобразительного искусства на базовом уровне;

  • способность осознавать и решать педагогические цели программы «Здравствуй, музей!» в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;

  • способность мотивирования учащихся и родителей к самообразованию и саморазвитию средствами изобразительного искусства и музейной среды;

  • способность к использованию музейно-педагогических средств для освоения культурно-исторического наследия в условиях образовательного учреждения и музейной среды;

  • способность использовать предлагаемую разработчиками программы информацию в педагогической деятельности и вести самостоятельный поиск и обработку информации в области изобразительного искусства и музейной коммуникации;

  • способность создания собственной образовательной программы или индивидуального маршрута освоения изобразительного искусства на основе рекомендаций к музейно-педагогической деятельности;

  • способность к эффективной организации музейно-педагогического процесса.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН



№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

В том числе:

Форма

контроля


Лекции

Практические занятия



Мы входим в мир прекрасного


72

35

37

1. Комплекс методических разработок

2. Творческие задания;





Мир музея

144

90

54

1. Комплекс методических разработок;

2. Творческие задания;



3. Задания по диагностике эффективности.





Итого:

216

125

91






i Допущено Учебно-методическим объединением по направлению педагогического образования в качестве образовательной программы и учебного пособия для студентов выcших учебных заведений, обучающихся по направлению 540600(050700) «Педагогика», педагогов дошкольных образовательных учреждений и музейных педагогов. (2008).

ii Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования 540600 «Художественное образование» 050700 «Педагогика» и научно-методическим советом Русского музея в качестве образовательной программы и учебного пособия. (2009).



База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница