Учебный год 10 – 11 классы Дорогие участники олимпиады!



Скачать 76.09 Kb.
Дата30.04.2016
Размер76.09 Kb.
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников

по русскому языку

2015-2016 учебный год

10 – 11 классы
Дорогие участники олимпиады!

Предлагаем вам выполнить задания, которые помогут определить уровень вашей лингвистической эрудиции, языковую интуицию, умение рассуждать и выражать собственное мнение.

Работа включает десять заданий разного типа: лингвистические тесты, в которых вы, опираясь на школьные знания, указываете нужные термины или языковые примеры; лингвистические задачи, в которых вам нужно не только вспомнить какие-то сведения из уроков русского языка, но и провести анализ предложенного языкового материала, прийти к самостоятельным выводам; творческое задание, в которых вам нужно создать текст заданного жанра.

Выполняя задания, внимательно читайте формулировку. Не спешите отказываться от выполнения задания, если оно показалось вам сложным. Формулировка задания часто содержит подсказки, учитывая которые, вы сможете понять способ решения лингвистической задачи. Помните, что даже за частично выполненное задание вы можете получить баллы. Старайтесь рассуждать и грамотно, точно, полно выражать свои мысли.

На выполнение работы отводится три астрономических часа.

Задания выполняются на отдельных листах, при этом переписывать формулировку задания не нужно.

Можно использовать черновик, его нужно будет сдать вместе с работой. Задания, выполненные на черновике, не проверяются. В черновике задания можно делать в любом порядке. В чистовике ответы на задания должны быть оформлены последовательно. Если вам не удалось выполнить какое-то из заданий, запишите его номер и оставьте пустое место.

Пишите аккуратно, оставляйте поля и небольшое расстояние между заданиями. Это поможет правильно посчитать все набранные вами баллы.



Максимальная оценка за выполнение конкурсных заданий –

110 баллов.

Постарайтесь рационально использовать отведенное время. Обязательно оставьте время на проверку работы.

Надеемся, что выполнение задания будет для вас увлекательным и полезным занятием.

Желаем успешной работы!

Задание 1.

Прочитайте текст, написанный на чешском языке. Попробуйте перевести его на русский язык, учитывая то, что в родственном русскому чешском языке многие слова созвучны с русскими словами, однако могут иметь иную мотивировку (внутреннюю форму) или могут соотноситься с архаичными значениями русских слов. Постарайтесь сделать перевод каждого слова.


Čas od času si rodina připravila vynikající večeři.
Справка. Чешская буква č произносится как [ч], ř произносится как [рж] или [рш].
8 баллов

Задание 2. Распределите слова по группам на основании их этимологического родства (родства по происхождению):
Год, ложе, нашивка, логовище, связь, погоди, ложбина, вязать, угождать, ложка, непогода, шов, вензель, пришила, связной, угодник, положение, неугодный, шитье, налаживать.

10 баллов

Задание 3.

В приведенных словах каждого ряда выделите суффиксы, сформулируйте их значения. Обратите внимание на общее лексическое значение слов.

Найдите четвертое лишнее. Свой ответ обоснуйте. В случаях, когда это необходимо, подтвердите высказанное мнение своими примерами.
1. Малышня, беготня, ребятня, шоферня.

2. Шитьё, нытьё, зверьё, бритьё.

3. Закладка, стрижка, варка, сушка.

8 баллов
Задание 4.

Существительное муж в разных значениях имеет разные формы множественного числа именительного падежа: мужья – от «муж», супруг, мужи – от «муж», мужчина (устарелое и в высоком стиле). Однако форма родительного падежа в этих значениях совпадает: мужей. Одинаково ли образована эта форма? Ответ объясните.


6 баллов

Задание 5.

Ученик готовился сделать сообщение на уроке русского языка по теме «Виды предложений в русском языке». Чтобы одноклассникам было удобно его слушать, он подготовил обобщающую таблицу, которой планировал пользоваться. Однако некоторые фрагменты не сохранились. Восстановите необходимую информацию (для удобства оформления пропуски обозначены цифрами).

Назовите, какие виды предложений не отражены в таблице (примеры приводить не нужно).

Виды предложений в русском языке

Виды предложений

Примеры

По цели высказывания

[1 - ???]

Дни поздней осени бранят обыкновенно.(А.Пушкин)

[2 -???]

[3 -???]

Побудительные

Не кричи так жалобно, кукушка. (Н.Рубцов)

По характеру выражаемого отношения к действительности

утвердительные

Печален долгий вечер в октябре! (И.Бунин)

[4 -???]

Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем.(А.Пушкин)

[5 - ???]

Простые

[7 - ???]

[6 -???]

Заря прощается с землёю,

Ложится пар на дне долин. (А.Фет)

По характеру грамматической основы

[8 - ???]

Любил я осень позднюю в России. (И.Бунин)

Односоставные

[9 - ???]

По условиям контекста и речевой ситуации

[10 -???]

Весь город лежал во тьме. (А.Фадеев)

[11 - ???]

Мне всё послушно,

я же – ничему. (А.Пушкин)

8 баллов

Задание 6. Кто живет в этих городах и странах? Образуйте слово, обозначающее лицо мужского пола по месту жительства.

Новгород –

Нижний Новгород –

Архангельск –

Курск –

Донецк –

Бологое –

Псков –


Бретань –

Калуга –

Конго –

Индия –


Ирак –

6 баллов
Задание 7 Найдите диалектные особенности в тексте, записанном в костромской деревне: фонетические, грамматические, лексические. Перечислите эти особенности, приведите примеры из текста.
Жыли мы, робя, на хуторе, в лесу. Хутор-то этот Мундор. Пошто так назвали, не знаю. Жыти шыпко баско было, имелися свои кони, коровы, овецьки. Нас у тяти было шесь девок. Я старшой была.

(Обратите внимание, что это не орфографическое письмо, а запись звучащей речи!)



8 баллов
Задание 8. Прочитайте фрагменты словарных статей из «Иллюстрированного словаря забытых и трудных слов», составленного на материале произведений русской литературы XVIII – XIX вв.


  1. ДОШЛЫЙ, ая, ое.___________________Подносчики – молодчики Наметанные, дошлые. А им все не поспеть. Со сдачей не управиться! Некр. Кому на Р.

  2. ЗАПИСНОЙ, ая, ое.____________________ Как рано мог уж он тревожить сердца кокеток записных. Пушк. Е.О.

  3. САМОДОВЛЕЮЩИЙ, ая, ое; САМОДОВЛЕЮЩ, а, е. ______________________Теперь он еще более казался горд и самодовлеющ. Л.Толст. Анна К.

Какая часть словарной статьи пропущена? Попытайтесь ее восстановить. Укажите авторов и названия произведений, из которых взят иллюстративный материал.

6 баллов

Задание 9. Прочитайте стихотворение Б. Пастернака:
Любить иных – тяжелый крест.

А ты прекрасна без извилин.

И прелести твоей секрет

Загадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов

И шелест новостей и истин.

Ты из семьи таких основ.

Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть

И жить – не засоряясь впредь,

Все это – не большая хитрость. (1931)
1. Есть ли в первых двух строфах стихотворения односоставные предложения? Обоснуйте свой ответ.

2. Какая синтаксическая конструкция использована Пастернаком в 3-й строфе? Какова смысловая нагрузка этой конструкции? Почему она позволяет точно и ёмко выразить авторскую идею?

10 баллов

Задание 10. В сочинениях выпускников часто встречаются ошибки – орфографические (О), пунктуационные (П), речевые (Р), грамматические (Г), фактические (Ф).

Из данного ниже списка выпишите номера тех предложений, в которых встречаются ошибки (недочеты не учитывайте). Укажите разновидность каждой ошибки, используя буквенное обозначение, исправьте дефектные фрагменты (всё предложение переписывать не нужно).




  1. Наиболее важной мне представляется проблема нравственного выбора.

  2. Автор пишет о плохих воспоминаниях о родном доме, что когда то его дом сгорел, и ему не хотелось глядеть на него даже старался обходить стороной.

  3. Дмитрий Сергеевич Лихачев затрагивает проблему ценностей, рассуждая о том, какая жизненная цель является самой главной.

  4. Вспомним рассказ Гоголя «Старуха Изергиль».

  5. В деревне, где я живу, много неблагоприятных семей: дети болтаются на улице, занимаются воровством и даже совершают особо тяжкие преступления.

  6. Евгений Александрович Субботин стал полноценным членом общества и послушнозаконным гражданином.

  7. Проблема жизненных целей всегда была актуальной для великих русских писателей.

  8. В повести Бажова «Левша» представлен образ мастера, который смог изобрести минеатюрную блоху, а потом подковать ее.

  9. Дак вот автор дает нам понять, что всегда надо оставаться человеком.

  10. Будьте добрее, с детских лет воспитывайте в себе чувство сострадания!

10 баллов

Задание 11.

Опираясь на анализ грамматических форм и семантических ассоциаций, переведите на современный русский язык высказывания и дайте им толкование:



А) Аще обрящеши кротость, одолееши мудрость.

Б) Уничижение паче гордости.

Итого - 10 баллов

Задание 12.

Прочитайте афоризмы. Напишите текст для участия в конкурсе ораторов, в котором вы для развития своей мысли используете эти мудрые изречения. Сформулируйте на базе данных афоризмов тезис и создайте аргументирующую, убеждающую речь. Включите краткое описание каких-нибудь типичных ситуаций из жизни или из известных вам произведений, которые помогут наиболее ярко проиллюстрировать ваши мысли, выступить максимально убедительно.

Обратите внимание на то, чтобы в результате работы у вас получился целостный текст с небольшим вступлением и заключением, который будет интересно и легко слушать. Включите в ваш текст 1) риторический вопрос, 2) риторическое восклицание, 3) вопросно-ответный ход изложения.

Попробуйте дать вашему тексту интересное, оригинальное название.


Время – деньги.

Б. Франклин
Веди счет каждому дню, учитывай каждую потраченную минуту! Время единственное, где скаредность похвальна.

Т. Манн

Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать.

А. Шопенгауэр

Объем работы: 1-1,5 стр.


20 баллов


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница