Учебный курс имеет теоретическую направленность. В нем раскрываются закономерности психического развития детей с отклонениями в развитии, рассматриваются факторы



страница1/5
Дата14.05.2016
Размер0.68 Mb.
  1   2   3   4   5
Цель курса – сформировать у студентов представление о различных видах отклоняющегося детского развития, а также научить их оказывать профессионально грамотную, квалифицированную психолого-педагогическую помощь ребенку с проблемами в развитии.

Задачи курса:

- раскрыть теоретико-методологические положения специальной психологии,

- рассмотреть психологические особенности детей с различными отклонениями в развитии,

- раскрыть принципы психолого-педагогической диагностики отклоняющегося развития,

- познакомить студентов с технологиями психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии.

Учебный курс имеет теоретическую направленность. В нем раскрываются закономерности психического развития детей с отклонениями в развитии, рассматриваются факторы (физиологические, социальные, психологические и педагогические), значимые для психического развития ребенка, принципы психолого-педагогической диагностики отклоняющегося развития и вопросы организации специальной психологической помощи в системе образования.

Практическое значение курса состоит в том, что полученные знания помогут студентам более успешно осуществлять коррекционную работу с детьми, имеющими отклонения в развитии, а так же определять основные направления работы с семьей.

Изучение курса предусматривается в форме лекций, семинарских и практических занятий. Перечень изучаемых тем поясняется их кратким содержанием, понятийной основой проблемы и дополняется списком рекомендуемой литературы. Некоторые темы предполагают проведение несложных опытных исследований и выполнение ряда практических заданий.

В результате изучения дисциплины «Специальная психология»

студенты должны знать:


  • теоретико-методологические основы специальной психологии;

  • психологические особенности детей с различными отклонениями в развитии;

  • принципы психолого-педагогической диагностики отклоняющегося развития;

  • технологии психокоррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.

студенты должны уметь:

  • использовать на практике приемы и методы психологической диагностики, консультирования, психологической коррекции в работе с детьми с отклонениями в развитии;

  • определять наиболее адекватные пути и средства специализированной психологической помощи детям и подросткам с различными вариантами психического дизонтогенеза;

  • владеть эффективными формами взаимодействия психолога с родителями и педагогическим персоналом.



Содержание и объём самостоятельной работы (для всех специальностей).



№ п/п

Наименование раздела

дисциплины (модуля)



Форма самостоятельной

работы


Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Предмет, задачи и методы специальной психологии

Подготовить реферат «Знаменнитые люди с ОВЗ»

2

Защита рефератов

2

Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии

Проанализировать психологический и медицинский диагноз, составить таблицу «Особенности психического развития»

2

Самостоятельная работа, анализ таблиц

3

Причины и виды нарушений развития.

Составить таблицу «Нарушения развития»

2

Анализ талиц, бланочное тестирование

4

Понятие общего и психического дизонтогенеза

Анализ симптомологии развития по Л.С.Выготскому, выявить основные тенденции работы специального психолога (Л.С.Выготский, В.В.Лебединский, Н.Я.Семаго)

2

Контрольная работа, обсуждение тенденций

5

Основы психологической диагностики отклоняющегося развития

Составить таблицу «Методы специальной психологии», подготовить презентацию по любому методу

2

Проверка таблицы, обсуждение презентаций

6

Компенсация и коррекция отклоняющегося развития

Подготовить рефераты «Роль родителей в компенсции и коррекции отклоняющегося развития»

2

Защита рефератов, бланочное тестирование

7

Психическое недоразвитие

Проанализировать основные параметры умственного недоразвития (С.Д.Забрамная), реферат «Роль Л.С. Выготского в становлении и развитии психологии умственно отсталого ребёнка»

4

Контрольная работа, защита рефератов

8

Задержанное психическое развитие

Проанализировать разницу в психическом развитии лиц с умственной отсталостью и ЗПР, выявить особенности компенсации психического недоразвития

4

Бланочное тестирование

9

Дефицитарное развитие

Составить таблицу «Психическое развитие лиц с дефицитарным развитием», подготовить бланочное тестирование, подготовить презентацию «Психическое развитие лиц с дефицитарным развитием» (вид на выбор студента)

4

Анализ таблиц, обсуждение презентаций

10

Поврежденное развитие

Составить таблицу «Особенности психического развития при поврежденном развитии»

4

Анализ таблиц

11

Искаженное развитие

Составить схему «Специфика аффективных нарушений аутичных детей»

2

Бланочное тестирование, анализ схем

12

Дисгармоническое развитие

Конспект «Психопатии и акцентуации характера у подростков» А.Е.Личко, составить схему «Отличие психопатии от акцентуации характера».

4

Анализ конспектов, обсуждение схем

13

Социализация лиц с ОВЗ

Разработать программу «Сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»

2

Контрольная работа, анализ программ



1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Тема 1. Предмет, задачи и методы специальной психологии.
План:

1.История становления специальной психологии.

2.Современные представления о предмете специальной психологии.

3.Методы специальной психологии.



Вопросы для обсуждения:

  1. Предмет и объект исследования специальной психологии.

  2. Основные задачи и методологические положения отечественной специальной психологии.

  3. Методы специальной психологии.

  4. История развития специальной психологии.


Задания для самостоятельной работы:

1.Дайте анализ названным методам исследования, назовите их:

- исследователь не вмешивается в течение психологических процессов, но систематизирует и обобщает результаты видов деятельности ребёнка;

- исследователь создаёт необходимые условия для выявления психических процессов, свойств, качеств;

- изучение психики строится на основе её объективных проявлений;

- изучается динамика развития психики ребёнка и его личности в целом.

2.Выпишите принципы психологической диагностики отклонений в развитии у детей. Проанализируйте и законспектируйте основные этапы проведения психологического обследования.

3.Подготовьте реферат «Знаменитые люди с ОВЗ».


Литература:

Основная:

  1. Государев, Н. А. Специальная психология : учеб. пособие / Н. А. Государев. - М. : Ось-89, 2008.

  2. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И. Ю. Левченко, Н. А. Киселева. - Москва : Книголюб, 2008. - 155 с.

  3. Специальная психология : учебник для студ. пед. вузов, обуч. по дефектолог. спец. / [В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Рогозина и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - 6-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2009. - 560 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - ISBN 978-5-7695-5553-4 [Гриф]

  4. Специальная психология [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений для направлений подготовки бакалавров / [Л. М. Шипицына и др.] ; под ред. Л. М. Шипицыной. - Санкт-Петербург : Речь, 2010. - 252 с.

  5. Усанова О. Н.Специальная психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / О. Н. Усанова. - СПб. : Питер, 2006. - 400 с. : ил. - (Учебное пособие). - ISBN 5-469-00669-7 [Гриф УМО]


Дополнительная:

  1. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии : психол. диагностика, профилактика и коррекция : [учеб. пособие] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. - М. [и др.] : Питер, 2004. - 480 с.

  2. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза. СПб., 2000.

  3. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.

  4. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / [Учеб. пособие]; [Сост. В. М. Астапов. Ю. В. Микадзе]. - СПб. [и др.] : Питер, 2008. - 384 c.

  5. Сорокин В.М. Теоретические основы психологии дизонтогенеза. СПб., 2005.

  6. Холмс Д. Анормальная психология. М., 2003.

  7. Шаповал И.А. Специальная психология. М., 2005.



Тема 2. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии

План:

1.Категория развития в психологии.

2.Категория нормы в психологии.

3.Модели психического развития.

4.Теория кульно-исторического развития Л.С.Выготского.

5.Проблема патологии в специальной психологии.


Вопросы для обсуждения:

  1. Категория развития как важный методологический принцип психологии.

  2. Психическое развитие ребёнка как адаптивное поведение и как творческий процесс.

  3. Понятие нормы психического развития. Критерии нормального развития.

  4. Понятие «отклоняющееся развития».

  5. Гуманизация воспитательно-образовательного процесса.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализировать работу Л.С.Выготского «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства.». В чём, по мнению Л.С.Выготского, состоят различия психолого-педагогического и медицинского диагнозов?

  2. Составить таблицу «Особенности психического развития»:




Психическое явление

Нормативное развитие

Отклоняющееся развитие











Литература:

Основная:

  1. Братусь, Б.С. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалий личности : Учеб.-метод. пособие для студентов фак. психологии гос. ун-тов / Б. С. Братусь, И. Я. Розовский, В. Н. Цапкин; Науч.-метод. каб. по заоч. и веч. обучению МГУ им. М. В. Ломоносова. - М. : Изд-во МГУ, 1988. - 86 с .

  2. Государев, Н. А. Специальная психология : учеб. пособие / Н. А. Государев. - М. : Ось-89, 2008.

  3. Зейгарник, Б.В. Психология личности : норма и патология : избранные психологические труды / Б. В. Зейгарник; под ред. М. Р. Гинзбурга ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - 4-е изд., стер. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2007. - 414 с.

  4. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 144 с.

  5. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И. Ю. Левченко, Н. А. Киселева. - Москва : Книголюб, 2008. - 155 с.

  6. Специальная психология : учебник для студ. пед. вузов, обуч. по дефектолог. спец. / [В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Рогозина и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - 6-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2009. - 560 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - ISBN 978-5-7695-5553-4 [Гриф]

  7. Усанова О. Н.Специальная психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / О. Н. Усанова. - СПб. : Питер, 2006. - 400 с. : ил. - (Учебное пособие). - ISBN 5-469-00669-7 [Гриф УМО]



Дополнительная:

  1. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии : психол. диагностика, профилактика и коррекция : [учеб. пособие] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. - М. [и др.] : Питер, 2004. - 480 с.

  2. Лебединская, К. С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям ВПО 030301 - "Психология", 030302 - "Клиническая психология" и по направлению подготовки ВПО 030300 - "Психология" / К. С. Лебединская, В. В. Лебединский ; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 7-е изд., испр. и доп. - Москва : Трикста : Акад. Проект, 2011. - 302 с.

  3. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза. СПб., 2000.

  4. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.

  5. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / [Учеб. пособие]; [Сост. В. М. Астапов. Ю. В. Микадзе]. - СПб. [и др.] : Питер, 2008. - 384 c.

  6. Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка [Текст] : дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - Санкт-Петербург : Речь, 2011. - 373 с.

  7. Сорокин В.М. Теоретические основы психологии дизонтогенеза. СПб., 2005.

  8. Специальная психология [Текст] : учебно-методическое пособие : для студентов по направлению "Психолог, преподаватель психологии" / Т. А. Болдырева, Л. В. Тхоржевская ; М-во образования и науки Российской Федерации, Оренбургский гос. ун-т. - Москва : Перо, 2011. - 166 с.

  9. Холмс Д. Анормальная психология. М., 2003.

  10. Шаповал И.А. Специальная психология. М., 2005.


Тема 3. Причины и виды нарушений развития.

План:

1.Эндогенные факторы нарушений развития.

2.Экзогенные факторы нарушений развития.
Вопросы для обсуждения:

1.Биологические причины врожденных аномалий.

2.Биологические причины приобретенных аномалий.

3.Социальные причины нарушений развития.


Задания для самостоятельной работы:

1.Составить таблицу «Нарушения развития»




Тип нарушения

Причины нарушения

Особенности компенсации











Литература

Основная:

  1. Братусь, Б.С. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалий личности : Учеб.-метод. пособие для студентов фак. психологии гос. ун-тов / Б. С. Братусь, И. Я. Розовский, В. Н. Цапкин; Науч.-метод. каб. по заоч. и веч. обучению МГУ им. М. В. Ломоносова. - М. : Изд-во МГУ, 1988. - 86 с .

  2. Государев, Н. А. Специальная психология : учеб. пособие / Н. А. Государев. - М. : Ось-89, 2008.

  3. Зейгарник, Б.В. Психология личности : норма и патология : избранные психологические труды / Б. В. Зейгарник; под ред. М. Р. Гинзбурга ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - 4-е изд., стер. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2007. - 414 с.

  4. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 144 с.

  5. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И. Ю. Левченко, Н. А. Киселева. - Москва : Книголюб, 2008. - 155 с.

  6. Специальная психология : учебник для студ. пед. вузов, обуч. по дефектолог. спец. / [В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Рогозина и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - 6-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2009. - 560 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - ISBN 978-5-7695-5553-4 [Гриф]

  7. Усанова О. Н.Специальная психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / О. Н. Усанова. - СПб. : Питер, 2006. - 400 с. : ил. - (Учебное пособие). - ISBN 5-469-00669-7 [Гриф УМО]


Дополнительная:

  1. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии : психол. диагностика, профилактика и коррекция : [учеб. пособие] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. - М. [и др.] : Питер, 2004. - 480 с.

  2. Лебединская, К. С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям ВПО 030301 - "Психология", 030302 - "Клиническая психология" и по направлению подготовки ВПО 030300 - "Психология" / К. С. Лебединская, В. В. Лебединский ; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 7-е изд., испр. и доп. - Москва : Трикста : Акад. Проект, 2011. - 302 с.

  3. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза. СПб., 2000.

  4. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.

  5. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / [Учеб. пособие]; [Сост. В. М. Астапов. Ю. В. Микадзе]. - СПб. [и др.] : Питер, 2008. - 384 c.

  6. Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка [Текст] : дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - Санкт-Петербург : Речь, 2011. - 373 с.

  7. Сорокин В.М. Теоретические основы психологии дизонтогенеза. СПб., 2005.

  8. Специальная психология [Текст] : учебно-методическое пособие : для студентов по направлению "Психолог, преподаватель психологии" / Т. А. Болдырева, Л. В. Тхоржевская ; М-во образования и науки Российской Федерации, Оренбургский гос. ун-т. - Москва : Перо, 2011. - 166 с.

  9. Холмс Д. Анормальная психология. М., 2003.

  10. Шаповал И.А. Специальная психология. М., 2005.



Тема 4. Понятие общего и психического дизонтогенеза.

План:

1.Подходы к определению дизонтогенеза.

2.Параметры дизонтогнеза.

3.Причины дизонтогенеза.



4.Типы психического дизонтогенеза.
Вопросы для обсуждения:

  1. Онтогенез (морфогенез и функциогенез) как непрерывный и противоречивый процесс развития ребёнка.

  2. Дизонтогенез как нарушение (отклоняющееся) развитие. Психологические параметры дизонтогенеза.

  3. Взаимоотношение биологического и социального факторов как условий развития здорового и больного ребёнка.

  4. Биологические и социальные причины дизонтогенеза.

  5. Основные типы психического дизонтогенеза и их психолого-педагогическая характеристика.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализировать в работе Л.С. Выготского «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» симпотомологию развития. Как Вы понимаете «педологическая квалификация» психического явления?

  2. Пранализировав работы Л.С.Выготского, В.В.Лебединского и Н.Я.Семаго, сформулируйте новые тенденции в содержании работы практического психолога.


Литература:

Основная:

  1. Братусь, Б.С. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалий личности : Учеб.-метод. пособие для студентов фак. психологии гос. ун-тов / Б. С. Братусь, И. Я. Розовский, В. Н. Цапкин; Науч.-метод. каб. по заоч. и веч. обучению МГУ им. М. В. Ломоносова. - М. : Изд-во МГУ, 1988. - 86 с .

  2. Государев, Н. А. Специальная психология : учеб. пособие / Н. А. Государев. - М. : Ось-89, 2008.

  3. Зейгарник, Б.В. Психология личности : норма и патология : избранные психологические труды / Б. В. Зейгарник; под ред. М. Р. Гинзбурга ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - 4-е изд., стер. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2007. - 414 с.

  4. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 144 с.

  5. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И. Ю. Левченко, Н. А. Киселева. - Москва : Книголюб, 2008. - 155 с.

  6. Специальная психология : учебник для студ. пед. вузов, обуч. по дефектолог. спец. / [В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Рогозина и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - 6-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2009. - 560 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - ISBN 978-5-7695-5553-4 [Гриф]

  7. Усанова О. Н.Специальная психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / О. Н. Усанова. - СПб. : Питер, 2006. - 400 с. : ил. - (Учебное пособие). - ISBN 5-469-00669-7 [Гриф УМО]


Дополнительная:

  1. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии : психол. диагностика, профилактика и коррекция : [учеб. пособие] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. - М. [и др.] : Питер, 2004. - 480 с.

  2. Лебединская, К. С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям ВПО 030301 - "Психология", 030302 - "Клиническая психология" и по направлению подготовки ВПО 030300 - "Психология" / К. С. Лебединская, В. В. Лебединский ; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 7-е изд., испр. и доп. - Москва : Трикста : Акад. Проект, 2011. - 302 с.

  3. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза. СПб., 2000.

  4. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.

  5. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / [Учеб. пособие]; [Сост. В. М. Астапов. Ю. В. Микадзе]. - СПб. [и др.] : Питер, 2008. - 384 c.

  6. Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка [Текст] : дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - Санкт-Петербург : Речь, 2011. - 373 с.

  7. Сорокин В.М. Теоретические основы психологии дизонтогенеза. СПб., 2005.

  8. Специальная психология [Текст] : учебно-методическое пособие : для студентов по направлению "Психолог, преподаватель психологии" / Т. А. Болдырева, Л. В. Тхоржевская ; М-во образования и науки Российской Федерации, Оренбургский гос. ун-т. - Москва : Перо, 2011. - 166 с.

  9. Холмс Д. Анормальная психология. М., 2003.

  10. Шаповал И.А. Специальная психология. М., 2005.


  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница