Учебно-исследовательская деятельность учащихся 6-11 классов при обучении биологии



Скачать 494.22 Kb.
страница1/3
Дата27.04.2016
Размер494.22 Kb.
  1   2   3
Учебно-исследовательская деятельность учащихся 6-11 классов при обучении биологии

Жукова Надежда Николаевна,

учитель биологии, химии

МБОУ «Нижнекулойская средняя

общеобразовательная школа»

Верховажского района

Вологодской области
«Быстрое накопление знаний, приобретаемых при слишком малом самостоятельном участии, не очень плодотворно. Ученость также может родить лишь листья, не давая плодов». Георг Кристоф Лихтенберг.

 

Развитие личности учащегося, его интеллекта, чувств, воли осуществляется лишь в активной деятельности. Человеческая психика не только проявляется, но и формируется в деятельности, и вне деятельности она развиваться не может. В форме нейтрально-пассивного восприятия нельзя сформировать ни прочных знаний, ни глубоких убеждений, ни гибких умений. Вот почему так важно научить ребенка самостоятельно мыслить. [1]

В образовании нужна не столько сумма знаний, сколько важен сам путь познания. Учёба как простое воспроизведение знаний уже не отвечает современным требованиям общества. Сейчас необходимы люди критически мыслящие, способные решать проблемы. Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира.

В основе организации исследовательской деятельности учащихся лежит системно-деятельный подход. Именно такая деятельность позволяет учащимся овладеть универсальными учебными действиями, создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться, помогает ученику осуществить переход от действия к мысли и от мысли - к действию. [2]

Учебно-исследовательская деятельность - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. [3]

Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто еще учится в школе.

«Учебно-исследовательская деятельность –  это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления». Н.П. Харитонов

Реализация учебного исследования предполагает владение учащимися определенными умениями.




Этапы учебно-исследовательской деятельности


Ведущие умения учащихся

1.Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы

Выделение основной проблемы в предложенной ситуации;

Понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса;



Рассмотрение проблемы с разных точек зрения;

Умение давать определение понятиям (раскрытие сущности понятия либо установление значения термина).



2. Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования

Анализ имеющейся информации;

Формулирование полезных гипотез, отбор и обоснование необходимой гипотезы;

Разграничение допущений и доказанных положений;

Определение темы, цели и задач исследования.



3. Планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария

Умение выделить материал, который будет исследован;

Отбор и анализ библиографических данных;

Использование разных источников информации;

Умение выделить параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные);

Возможно конструирование нового варианта прибора для осуществления конкретного опыта, изготовление моделей по собственному замыслу.


4. Поиск решения проблемы, проведение исследований с поэтапным контролем и коррекцией результатов

Умения использовать такие научные приёмы, как перебор логических возможностей, абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

Умения планирования простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез;

Проведение эксперимента или наблюдения;

Фиксирование и обработка результатов;

Умение структурировать материал: составление таблиц, графиков, диаграмм (для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследований, графического изображения законов, для установления связи полученных данных с поставленной проблемой и последовательности изучения данных);

Умение классифицировать объекты, систематизировать факты, явления;

Интерпретация данных;

Оценка полученных результатов и применение их к новым ситуациям.



5.Представление (изложение) результатов исследования, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, конструирование нового знания

Использование обобщений, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;

Установление аналогий;

Умение делать выводы и умозаключения на основе теоретических и фактических исследований;

Оформление отчета о выполнении исследования;

Устная или письменная презентация проведенного исследования;

Рефлексия. [3,4, 5]


Оценивание учебно-исследовательской деятельности учащихся - сложная и совершенно новая для педагогов задача. Такое оценивание может производиться не одной оценкой, а несколькими по разным основаниям. Оценивать проекты (исследования) можно по следующим критериям:



  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы;

  • степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;

  • практическое использование предметных и универсальных учебных действий;

  • количество новой информации, использованной для выполнения работы;

  • степень осмысления использованной информации;

  • уровень сложности и степень владения использованными методиками;

  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;

  • осмысление проблемы и формулирование цели исследования;

  • уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности;

  • владение рефлексией;

  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

  • социальное и прикладное значение полученных результатов.

Приведенный список - избыточный. Он показывает множественность оснований для оценки, их неравнозначность и предлагает выбор критериев оценки самостоятельного проекта (исследования).

На этапе 5-6-х классов дети впервые по-настоящему сталкиваются с ситуацией свободного выбора, постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению замысла. Это этап пробы себя в ситуации свободного действия. Оценка деятельности носит, скорее, иллюстративный характер. Главный образовательный результат - умение различать виды работ и виды ответственности за них (именно различать, но еще не реализовывать ответственность).

На этапе 7-9-х классов ученики приобретают необходимые навыки - планирования, целесообразного действия, оформления работ, их презентации и т.п. Поскольку к концу 9 класса необходимо спланировать собственный образовательный проект - профиль продолжения образования, мера ответственности за собственную работу возрастает. [3]

В примерной программе учебно-исследовательской и проектной деятельности на ступени основного общего образования определены следующие критерии оценивания:

Постановка проблемы

1 балл: учащийся понимает проблему, развернуто высказывается по этому вопросу.

2 балла: формулирует проблему своими словами, приводит свое отношение к проблеме, указывает на свое видение причин и последствий ее существования.

3 балла: указывает те позиции, по которым положение дел не устраивает.

4 балла: описывает желаемую ситуацию (следствие реализации проекта), указывает причины, по которым считает, что такое положение вещей окажется лучше существующего.

5 баллов: противоречие между существующей и идеальной ситуацией четко формулируется.

6 баллов: выявляет подпроблемы (проблемы более низкого уровня), анализирует ситуацию.

7 баллов: анализ причин существования проблемы основывается на построении причинно-следственных связей, оценивает проблему как решаемую или нерешаемую для себя.

8 баллов: учащийся уделяет равное внимание, как причинам, так и последствиям существования проблемы, прогнозируя развитие ситуации. [3]
Целеполагание и планирование

Предлагаются три линии оценки: постановка цели и определение стратегии деятельности, планирование и прогнозирование результатов деятельности.



1.Постановка цели и определение стратегии деятельности

1 балл: учащийся строит развернутое высказывание при определении цели.

2 балла: подтверждает понимание цели на более глубоком уровне, предлагая ее деление на задачи, окончательные формулировки которых подсказывает учитель.

3 балла: предлагает задачи, без решения которых цель не может быть достигнута (могут быть упущены 1-2 задачи, главное, чтобы не были предложены те задачи, решение которых никак не связано с продвижением к цели), учитель помогает сформулировать задачи грамотно с позиции языковых норм.

4 балла: цель должна соответствовать проблеме.

5 баллов: учащийся указывает на то, что должно измениться в реальной ситуации в лучшую сторону после достижения им цели, и предлагает способ более или менее объективно зафиксировать эти изменения.

6 баллов: учащийся показывает, как он устранит все причины существования проблемы или кто может устранить причины, на которые он не имеет влияния; при этом он должен опираться на предложенный ему способ убедиться в достижении цели и доказать, что этот способ существует.

7 баллов: продемонстрировано видение разных способов решения проблемы.

8 баллов: способы решения проблемы могут быть взаимоисключающими (альтернативными). Анализ альтернатив проводится по различным основаниям: учащийся может предпочесть способ решения, например, наименее ресурсозатратный или позволяющий привлечь к проблеме внимание многих людей и т.п. [3]
2.Планирование

2 балла: действия учащийся описывает уже после завершения работы, но при этом в его высказывании прослеживается понимание последовательности действий.

3 балла: список действий появляется в результате совместного обсуждения, но их расположение в корректной хронологической последовательности учащийся должен выполнить самостоятельно.

5 баллов: логическое разделение задачи на шаги; стимулируемый учителем, учащийся начинает не только планировать ресурс времени, но и высказывать потребность в материально-технических, информационных и других ресурсах.

6 баллов: учащийся сообщает о достижении и качестве промежуточных результатов, нарушении сроков и т.п., при этом точки текущего контроля (промежуточные результаты) намечаются совместно с учителем.

8 баллов: учащийся самостоятельно предлагает точки контроля (промежуточные результаты) в соответствии со спецификой своего проекта. [3]
3.Прогнозирование результатов деятельности

2 балла: в самых общих чертах учащийся описывает продукт до того, как он получен.

3 балла: делая описание предполагаемого продукта, учащийся детализирует несколько характеристик, которые окажутся важными для использования продукта по назначению.

5 баллов: продукт может быть оценен как самим учеником, так и другими субъектами по критериям; учащийся останавливается на тех характеристиках продукта, которые могут повлиять на оценку его качества.

6 баллов: учащийся соотносит свои потребности (4 балла) с потребностями других людей в продукте, который он планирует получить.

7 баллов: учащийся предполагает коммерческую, социальную, научную и т.п. ценность своего продукта.

8 баллов: планирует в самом общем виде свои действия по продвижению продукта в соответствующей сфере (информирование, реклама, распространение образцов, акция и т.п.); вместе с тем, учащийся может заявить об эксклюзивности или очень узкой группе потребителей продукта, если границы применения продукта обоснованы. [3]
Оценка результата

Предлагаются две линии оценки: оценка полученного продукта и оценка собственного продвижения в проекте.



1.Оценка полученного продукта

1-2 балла: 1 балл допускает предельно простое высказывание: нравится - не нравится, хорошо - плохо и т.п.; если учащийся объяснил свое отношение к полученному продукту, он претендует на 2 балла.

3 балла: учащийся проводит сравнение без выделения критериев.

4 балла: проводя сопоставление, учащийся работает на основании тех характеристик, которые он подробно описал на этапе планирования, и делает вывод («то, что я хотел получить, потому что…», «в целом то, но…» и т.п.).

5 баллов: критерии для оценки предлагает учитель.

7 баллов: учащийся предлагает группу критериев, исчерпывающих основные свойства продукта.

8 баллов: учащийся предлагает актуальность содержания оценивать по количественным и качественным критериям. [3]
2.Оценка продвижения в проекте

7 баллов: учащийся проявляет способность к рефлексии, выделяя не только отдельную новую информацию, полученную в рамках проекта, или конкретный позитивный и негативный опыт, но и обобщает способ решения разнообразных проблем, которым воспользовался в ходе деятельности по проекту, и переносит его на другие области своей деятельности.

8 баллов: учащийся демонстрирует способность соотносить свой опыт и свои жизненные планы. [3]
Работа с информацией

Поиск информации:

Предлагаются две линии оценки: определение недостатка информации для совершения действия / принятия решения (определение пробелов в информации) и получение информации из различных источников, представленных на различных носителях.



1.Определение недостатка информации

1-2 балла: признаком понимания учащимся недостаточности информации является заданный им вопрос; продвижение учащегося с 1 балла на 2 связано с проявлением первых признаков предварительного анализа информации.

3-4 балла: продвижение учащегося выражается в том, что сначала он определяет, имеет ли он информацию по конкретно очерченному вопросу, а затем самостоятельно очерчивает тот круг вопросов, связанных с реализацией проекта, по которым он не имеет информации.

5 баллов: учащийся самостоятельно предлагает те источники, в которых он будет производить поиск по четко очерченному руководителем проекта вопросу.

6 баллов: подразумевается, что учащийся спланировал информационный поиск (в том числе, разделение ответственности при групповом проекте, выделение тех вопросов, по которым может работать кто-то один, и тех, которые должны изучить все члены группы, и т.п.) и реализовал свой план.

7 баллов: учащийся не только формулирует свою потребность в информации, но и выделяет важную и второстепенную для принятия решения информацию или прогнозирует, что информация по тому или иному вопросу будет однозначной (достоверной), что выражается в намерении проверить полученную информацию, работая с несколькими источниками одного или разных видов.

8 баллов: самостоятельное завершение поиска информации означает, что учащийся может определять не только необходимую, но и достаточную информацию для того или иного решения. [3]
2.Получение информации

1 балл: демонстрировать владение полученной информацией учащийся может, отвечая на вопросы, предпринимая действия (если возможная ошибка в понимании источника не влечет за собой нарушение техники безопасности) или излагая полученную информацию.

Поиск информации тесно связан с ее первичной обработкой, которая приводит к созданию вторичного информационного источника учащимся (пометки, конспект, цитатник, коллаж и т.п.).



4 балла: библиография, тематический каталог с разнообразными пометками учащегося, "закладки", выполненные в Internet Explorer, и т.п. [3]
Обработка информации:

1.Критическое осмысление информации.

1 балл: ученик воспроизводит полученную им информацию.

2 балла: ученик выделяет те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задает вопросы на понимание.

3 балла: ученик называет несовпадения в предложенных учителем сведениях.

4 баллов: ученик "держит" рамку проекта, то есть постоянно работает с информацией с точки зрения целей и задач своего проекта, устанавливая при этом как очевидные связи, так и латентные.

5 баллов: ученик указывает на выходящие из общего ряда или противоречащие друг другу сведения, например, задает вопрос об этом учителю или сообщает ему об этом.

6 баллов: ученик привел объяснение, касающееся данных (сведений), выходящих из общего ряда, например, принадлежность авторов монографий к разным научным школам или необходимые условия протекания эксперимента.

7 баллов: ученик реализовал способ разрешения противоречия или проверки достоверности информации, предложенный учителем.

8 баллов: такой способ выбран самостоятельно. Эти способы могут быть связаны как с совершением логических операций (например, сравнительный анализ), так и с экспериментальной проверкой (например, апробация предложенного способа). [3]
2.Выводы на основе полученной информации

1 балл: умение учащегося воспроизвести готовый вывод и аргументацию, заимствованные из изученного источника информации.

2 балла: вывод, заимствованный из источника информации, понят учеником, т.к. он смог привести пример, подтверждающий вывод.

3 балла: ученик предлагает свою идею, основываясь на полученной информации.

4-5 баллов: ученик делает вывод (присоединился к выводу) на основе полученной информации и привел хотя бы один новый аргумент в его поддержку (в изученном источнике информации не приведен).

6 баллов: ученик выстраивает совокупность аргументов (заимствованных из источника информации или приведенных самостоятельно), подтверждающих вывод в собственной логике, например, выстраивая свою собственную последовательность доказательства или доказывая от противного.

7 баллов: ученик сделал вывод на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления первичной информации (то есть самостоятельно полученных или необработанных результатов опросов, экспериментов и т.п.) и вторичной информации.

8 баллов: ученик подтвердил свой вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. [3]
Коммуникация

1.Письменная презентация

1-2 балл: учитель предложил образец представления информации ученику, который должен соблюдать нормы оформления текста и вспомогательной графики, заданные образцом.

3-4 балла: нарастание балов связано с усложнением темы изложения, которая может включать несколько вопросов.

5 баллов: оценивается грамотное использование вспомогательных средств (графики, диаграммы, сноски, цитаты и т.п.).

6 баллов: ученик понимает цель письменной коммуникации и в соответствии с ней определяет жанр текста.

7 баллов: ученик самостоятельно предлагает структуру текста, соответствующую избранному жанру.

8 баллов: носитель информации и форма представления адекватны цели коммуникации. [3]
2.Устная презентация

Монологическая речь

Для всех уровней обязательным является соблюдение норм русского языка в монологической речи.



1 балл: учащийся с помощью учителя заранее составляет текст своего выступления, во время презентации обращается к нему.

2 балла: ученик предварительно с помощью учителя составляет план выступления, которым пользуется в момент презентации.

3 балла: ученик самостоятельно готовит выступление.

4-8 баллов: форма публичного выступления предполагает, что ученик использует различные средства воздействия на аудиторию.

4 балла: в монологе ученик использует для выделения смысловых блоков своего выступления вербальные средства (например, обращение к аудитории) или паузы и интонирование.

5 баллов: ученик либо использовал жестикуляцию, либо подготовленные наглядные материалы, при этом инициатива использования их исходит от учителя.

6 баллов: ученик самостоятельно подготовил наглядные материалы для презентации или использовал невербальные средства.

7 баллов: ученик реализовал логические или риторические приемы, предложенные учителем, например, проведение аналогий, доказательства от противного, сведение к абсурду или риторические вопросы, восклицания, обращения.

8 баллов: ученик самостоятельно реализовал логические или риторические приемы. [3]
Ответы на вопросы

Во-первых, при оценке учитывается, на вопросы какого типа ученик сумел ответить. Во-вторых, учитывается содержание ответа и степень аргументированности.



1 балл: ученик в ответ на уточняющий вопрос повторяет фрагмент своего выступления, при этом он может обращаться за поиском ответа к подготовленному тексту.

2 балла: при ответе на уточняющий вопрос ученик приводит дополнительную информацию, полученную в ходе работы над проектом, но не прозвучавшую в выступлении.

3 балла: ученику задается вопрос на понимание, в ответе он либо раскрывает значение терминов, либо повторяет фрагмент выступления, в котором раскрываются причинно-следственные связи.

4 балла: при ответе на вопрос на понимание ученик дает объяснения или дополнительную информацию, не прозвучавшую в выступлении.

5-6 баллов: вопрос, заданный в развитие темы, нацелен на получение принципиально новой информации, поэтому для получения 5 баллов достаточно односложного ответа по существу вопроса, для 6 баллов требуется развернутый ответ по существу вопроса.

7 баллов: допускается, что при ответе на вопрос, заданный на дискредитацию его позиции, ученик может уточнить свое понимание вопроса, если это необходимо; при ответе он обращается к своему опыту или авторитету (мнению эксперта по данному вопросу и т.п.) или апеллирует к объективным данным (данным статистики, признанной теории и т.п.).

8 баллов: свое отношение к вопросу ученик может высказать как формально (например, поблагодарить за вопрос, прокомментировать его), так и содержательно (с какой позиций задан вопрос, с какой целью и т.п.), в любом случае, необходимо, чтобы при ответе ученик привел новые аргументы. [3]
Биология как учебный предмет располагает возможностью показать учащимся процесс познания: от наблюдаемых биологических фактов и явлений к формулировке проблемы и выдвижению гипотезы, к логическому развитию гипотезы и построению теории, выводу из нее теоретических следствий, их экспериментальной проверке и практическому применению. Этот процесс познания не мыслим без применения методов науки, поэтому возникает необходимость в раскрытии процесса познания с помощью методологического аппарата исследования. [6]
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница