Учебно-исследовательская и производственная (стажерская) практика



Скачать 162.38 Kb.
Дата28.05.2016
Размер162.38 Kb.
Учебно-исследовательская и производственная

(стажерская) практика.

1. Факультет педагогики и методики начального образования

2. 033300 «Безопасность жизнедеятельность»

3. Кафедры ПиТНО, БЖиОМЗ, психологии.

4. Учебно-исследовательская и производственная (стажерская) практика.

5. 4 курс

6. Сроки проведения: февраль – март

7. Продолжительность практики – 5 недель

8. Цель производственной практики:

Совершенствование студентами педагогических действий, связанных с основными функциями (проектировочная, информационная, конструктивно-интрегративная, развивающая, гностическая, исследовательская, организационная, мобилизационная, управленческая, коммуникативная, ориентационная, результативно-оценочная) педагогической деятельности учителя безопасности жизнедеятельности и формирование профессиональных черт личности.


9. Задачи производственной практики:

  1. Практически применять теоретические знания, формировать профессиональные умения и навыки, овладевать разнообразными методами и приемами проведения современного урока (с применением новых технологий), воспитательного мероприятия с учетом специфики деятельности в старших классах школы.

  2. Используя навыки изучения ученического коллектива, учитывать индивидуальные особенности учащихся, овладевать умениями организации индивидуальной помощи, вести воспитательную работу (с коллективом класса, индивидуально, с группой учащихся).

  3. Развивать и совершенствовать аналитические умения, изучая особенности работы педагога-организатора по ОБЖ в школе.

  4. Овладевать умениями творческого исследовательского подхода к педагогической деятельности.

  5. Формировать умения работы с документацией, классным журналом, дневниками тетрадями учащихся, самостоятельно вести учет знаний.

  6. Обеспечивать охрану здоровья и способствовать физическому развитию детей, выполнять санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса. Обеспечивать технику безопасности и эстетику труда.

  7. Проводить профориентационную работу, организуя знакомство учеников с образовательными возможностями МГПУ.

  8. Демонстрировать инициативу, самостоятельность, исполнительность, дисциплинированность в период прохождения практики.

10. Содержание и характер деятельности студентов:

  1. Обучающая деятельность студента-стажера.

  2. Воспитательная работа.

  3. Исследовательско-методическая деятельность.




  1. Обучающая деятельность студента-стажера.

    • Посещение и письменный анализ уроков по предмету ОБЖ;

    • Разработка и проведение 10-12 уроков по предмету (из них не менее 2-х уроков традиционного типа; 6 уроков с использованием инновационных технологий);

    • Обсуждение планов проводимых уроков с учителем и методистом университета;

    • Составление полных конспектов или развернутых планов уроков;

    • Изучение документов планирования, ведение школьной документации;

    • Изучение системы оценивания в старших классах средней школы;

    • Подбор и изучение психолого-педагогической и методической литературы.




  1. Воспитательная работа:

    • Знакомство с направлениями воспитательной работы класса, школы;

    • Составление плана-сетки воспитательной работы с классом и проводимых уроков (с указанием времени и места проведения);

    • Посещение и письменный анализ воспитательных мероприятий;

    • Еженедельная проверка дневников учащихся;

    • Разработка сценария и проведения коллективного творческого дела (КТД);

    • Разработка и проведение этической беседы;

    • Проведение беседы с родителями на родительском собрании;

    • Проведение беседы по профориентации с выпускниками школы.




  1. Исследовательско-методическая деятельность.

    • Психологический анализ личности ученика;

    • Анализ и оценивание информационного оснащения школы по безопасности жизнедеятельности;

    • Составление рекомендаций для педагогического коллектива школы по результатам аналитического отчета;

    • Выступление с сообщением на педагогическом совещании (методическом объединении педагогов-организаторов БЖ) по итогам проведенной оценки;

    • Проведение педагогического эксперимента по тематике курсовых работ (ТиМО ОБЖ).

Организация деятельности студентов


  1. Установочная конференция в университете.

  2. Знакомство с ученическим коллективом, учителем-предметником, классным руководителем, администрацией школы, сотрудниками.

  3. Планирование учебной и воспитательной работы. Составление плана-сетки с указанием времени и места проведения уроков и воспитательных мероприятий.

  4. Разработка и проведение 10-12 уроков (разных типов) по предмету (из них – 2 зачетных: 1 – традиционного типа, 1 – с применением современных технологий).

  5. Разработка и проведение воспитательных мероприятий (формы: этическая беседа, КТД, беседа на родительском собрании, профориентационная беседа).

  6. Ведение учетной тетради, дневника наблюдений с хронометражем рабочего времени.

  7. Подготовка информационной справки с анализом оснащенности школы.

  8. Проведение факультативной, кружковой работы («Школа безопасности»).

  9. Посещение уроков и воспитательных мероприятий учителя-предметника, классного руководителя, студентов-практикантов.

  10. Выполнения задания по психологии.

  11. Проведение педагогического эксперимента по проблеме курсовой работы.

  12. Выступление с методическим сообщением по проблемам ГО и ЧС.

  13. Работа в библиотеках.

  14. Консультации в университете на кафедрах ПиТНО, БЖиОМЗ, психологии каждую пятницу в 17 часов.

  15. Анализ собственной деятельности в роли педагога, классного руководителя, исследователя.

  16. Подготовка отчетной документации по практике.

  17. Итоговая конференция в университете.


11. Ожидаемые результаты.

По окончании практики студент должен уметь:



  • Выполнять планирование учебной и воспитательной работы;

  • Организовывать и проводить КТД, этическую беседу, другие виды и формы внеурочной деятельности учащихся;

  • Работать с документацией: классным журналом, дневниками и тетрадями учащихся;

  • Вести индивидуальную, групповую, коллективную деятельность с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности, обеспечивая охрану здоровья, физическое развитие детей, соблюдая технику безопасности;

  • Наблюдать и анализировать урок, воспитательные мероприятия учителя, классного руководителя, студентов-практикантов;

  • Анализировать собственную педагогическую деятельность;

  • Работать с психолого-педагогической литературой;

  • Проводить профориентационную работу с выпускниками школы;

  • Проводить уроки по предмету ОБЖ в традиционной (классической) форме и внедрять передовой педагогический опыт, апробируя новые (современные) педагогические технологии;

  • Организовывать работу с родителями, осуществляя просветительскую деятельность;

  • Осуществлять взаимодействие с учениками, коллегами, родителями, администрацией, сотрудниками школы;

  • Проводить психолого-педагогическую диагностику личности ученика, осуществлять индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания;

  • Анализировать оснащение школы по теме ОБЖ;

  • Выступать на педагогическом совещании в роли педагога-организатора ОБЖ.


12. Формы отчетности:

Вся отчетная документация оформляется в «Портфолио» и включает следующее содержание:



  1. Учетно-аналитическая тетрадь (заполняется учителем, классным руководителем и методистом-преподавателем МГПУ).

  2. Методическая тетрадь обучающей деятельности (с приложением 10-12 конспектов проведенных уроков, методико-дидактическим анализом собственных уроков, проведенных по традиционной форме и с использованием инновационных технологий; методико-педагогический анализ 6 уроков: 1- проведенный учителем; 3 – студентами – практикантами по технологиям («Модульное обучение», «Лекция - гипертекст», «Коллективная мыследеятельность»); 2 – собственные уроки (1 – традиционный урок; 1 – с применением новой технологии).

  3. Методическая тетрадь с анализом воспитательной деятельности (с приложением плановых коллективных воспитательных мероприятий).

  4. Дневник-ежедневник, где ведется учет рабочего времени в течение всей практики.

  5. Аналитическая записка об оснащении школы по БЖ, заверенная директором школы;

  6. Психологическая характеристика личности ученика.

  7. Учетная карточка-характеристика (заполняется классным руководителем, учителем-предметником и администрацией школы. Заверяется подписью и печатью.)


13. Итоговая аттестация – дифференцированный зачет.

14. Базы практики – гимназии № 1, 3, 5, лицей № 2, школа № 19, 34.
Школа № 19

183008 г. Мурманск ул. Спартака, 11 р.т. 25-13-56, 25-13-55

Директор – Белошеев Михаил Викторович
Школа № 34

183038 г. Мурманск ул. К. Либкнехта, 18а р.т. 42-09-30, 42-09-41

Директор – Вецко Лариса Михайловна
Гимназия № 1

183038 г. Мурманск пр. Связи, 30 р.т. 27-56-83

Директор – Зернова Лариса Михайловна
Гимназия № 3

183038 г. Мурманск ул. Челюскинцев, 14 р.т. 42-35-21

Директор – Девяткова Татьяна Николаевна
Гимназия № 5

183038 г. Мурманск ул. К. Маркса, 13 р.т. 45-02-08

Директор – Попова Нина Дмитриевна
Лицей № 2

183038 г. Мурманск ул. Самойловой, 2 р.т. 47-64-48, 47-73-75

Директор – Плетнева Екатерина Михайловна
15. Факультетский руководитель – Коган Н.П., ст. преподаватель кафедры ПиТНО.

Руководитель по специальности – Васюкевич В.В., ст. преподаватель кафедры БЖиОМЗ.

Методист по воспитательной работе - Коган Н.П., ст. преподаватель кафедры ПиТНО.

Методист по психологии – Барышева Т.Д., ст. преподаватель кафедры психологии.


16. Приложения.

1. Права и обязанности студентов-практикантов

Студент своевременно выполняет все виды работ, предусмотренные программой практики. В период практики студент должен проявить себя как начинающий специалист, обладающий активностью, интересом к работе и любовью к учащимся, педагогической профессии. Он должен быть примером организованности, дисциплинированности и трудолюбия. В процессе работы с учащимися студент должен показать свою профессиональную компетентность и педагогическую культуру.

Студент также обязан:



  • выполнять правила внутреннего распорядка, распоряжения администрации образовательного учреждения, дошкольного образовательного учреждения, учреждения дополнительного образования, руководителей практики, следить за строгим соблюдением техники безопасности, охраны труда, охраны жизни и здоровья детей и подростков, соблюдать нормы педагогической этики;

  • присутствовать на всех видах занятий, согласно расписанию;

  • активно участвовать в учебных занятиях, анализе уроков и других видах деятельности;

  • вести дневник практики по установленной вузом форме.

Студенты имеют право по всем вопросам, возникающим в ходе практики обращаться к руководителю практики университета, администрации учебного учреждения, методистам, вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации педагогической практики.

2. Требования к оформлению:



  • отзыва-характеристики на студента-практиканта

  • дневника практики

  • рекомендации по проведению КТД





Отзыв-характеристика на студента-практиканта

о прохождении практики (заполняется представителем школы)
Фамилия, имя, отчество________________________________________________________

Группа №____________________________________________________________________

Специальность _______________________________________________________________

Объект практики_____________________________________________________________________

(название организации, адрес, телефон)

Период прохождения практики___________________________________________________


1. Полнота и качество выполнения студентами-практикантами программы


удовлетворительно хорошо отлично


2. Степень самостоятельности при работе:
самостоятелен недостаточно зависим

самостоятелен


3.Уровень профессиональной подготовки в целом


удовлетворительно хорошо отлично


4. Умение применять полученные знания на практике


удовлетворительно хорошо отлично


5. Умение работать с методическими пособиями


удовлетворительно хорошо отлично


6. Организаторские способности, инициативность, коммуникабельность


удовлетворительно хорошо отлично

Выводы о практической деятельности студента _____________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Руководитель практики

от школы _________________________________
Рекомендации к составлению отзыва-характеристики:
Отзыв составляется руководителем практики от учебного заведения. В выводах о практической деятельности студента можно отразить:


  • Степень теоретической и практической подготовки студента

  • Количественную и качественную сторону выполнения плана прохождения практики

  • Отношение студента к исполнению поручений

  • Исполнительность и дисциплинированность студента

  • Заинтересованность студента

  • Дисциплинированность

  • Добросовестность

  • Старательность

  • Профессиональная любознательность

  • Отношение к исполнению поручений

В отзыве указываются и имеющие место недостатки (пробелы), упущения и замечания студенту в ходе прохождения практики.

Заверяется отзыв подписью руководителя практики и печатью школы.

ДНЕВНИК


прохождения стажерской педагогической практики

Студент (ки)___________________________________________________________________



(фамилия, имя, отчество)

Курс___________________Группа________________________________________________

Специальность _______________________________________________________________

Факультет____________________________________________________________________

Место практики ______________________________________________________________

(наименование организации, подразделение, адрес, телефоны)

Руководитель практики

от школы________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)



дата

Краткое описание выполняемых работ

Количество часов

оценка

Подпись рук. практики

08.02.06

Установочная конференция по стажерской практике.





университет

09.02.06

Выход в школы. Знакомство с администрацией, классом. Наблюдения уроков.







школа













и т.д.


Начало практики «___»_________ 200__г.

Окончание практики «___»_______200__г.

Студент-практикант ________________ ___________________

Содержание и объем выполненных работ подтверждаю

Руководитель практики

от школы

________________________ _________________ __________________

(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество)

Требования к ведению дневника
Студент-практикант в течение всей практики должен вести дневниковые записи по предложенной форме. В конце практики дневник заверяют учителя (по учебной и воспитательной работе) и руководитель практики.

Рекомендации по проведению коллективного творческого дела (КТД).

Каждый этап такого дела имеет свои задачи и особенности, но есть некоторые сквозные педагогические идеи, пронизывающие все этапы; Это — ориентация педагога на познание потребностей, идеалов, интересов школьника; совместная деятельность учителей и учащихся; возможность выбора дел, групп, ролей, вплоть до участия — неучастия в общем деле; подчеркивание вклада каждого, признание ценности мнений и позиций всех ребят.

Основные этапы:

коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение творческого дела, коллективный анализ. Эти этапы становятся личностно-ориентированными, если проведена соответствующим образом специфическая предварительная работа: ценностная диагностика и коллективное целеполагание.



Ценностная диагностика позволяет воспитателю узнать и понять ценностный мир школьников (их интересы, мечтания, идеалы, значимых для них людей, ценностные основы взаимоотношений с одноклассниками и другими школьниками). Возможны по крайней мере пять путей такой диагностики: в диадном, парном общении — диалоге педагога со школьником; через проблемное групповое общение; через анкеты, создаваемые воспитателем вместе со школьниками или через стандартные личностные тесты-опросники и, наконец, через анализ сочинений, рисунков школьников, исполняемых песен, предпочитаемых мелодий, видео- и кинофильмов.

Затем следует коллективное целеполагание — совместная, ребят и взрослых, воспитанников и воспитателей, выборка целей, идеалов, норм коллективной жизни и выбор на их основе дел и деятельностей. На собраниях, в дискуссиях, в анкетах, деловых играх педагог постоянно спрашивает: «Зачем это надо нам, мне, тебе?», «Помогут ли эти цели, дела, нормы что-то в себе изменить, развить, совершенствовать?». Результатом совместного целеполагания может быть не только выбор общего дела, а решение о проведении ряда дел с правом выбора у членов коллектива, в каких из них участвовать. Воспитателю необходим настрой на изменение предлагаемых им целей (вплоть до отказа от них) в случае непринятия этих целей воспитанниками. Коллективное планирование. Его результат общий коллективный, неиндивидуализированный план.



В предлагаемом нами подходе сохраняется общая идея: от предложений каждого к плану действий коллектива, но в то же время вносятся новые акценты: подчеркнутое авторство идей, предложений; планирование не только на основе проектов, предложений микрогрупп, но и индивидуальных проектов; подчеркнутое признание ценности, особенностей как принятых, так и непринятых идей; признание вклада в коллективное планирование не только авторов идей, но и ребят, выполняющих другие роли: критиков, организаторов, технических работников; возможность разработки альтернативных проектов для альтернативных дел, «работающих» на общую идею.

Подготовка коллективного творческого дела включает в себя те же акценты, что и в планировании, плюс добровольность принятия на себя поручений по подготовке дела вплоть до исключения из общего дела тех фрагментов, деталей на которые не нашлось добровольцев? (что не исключает коллективного осмысления данных ситуаций на совместном анализе прошедшего дела); поручения не только групповые, но и подчеркнуто индивидуальные; максимальное разнообразие и индивидуализация поручений вплоть до введения специальных ролей для конкретных школьников.

Проведение коллективного творческого дела. Те же акценты, что в планировании и подготовке, плюс направленность общих дел на конкретных ребят («Сюрприз для именинника», «Расскажем о нашем товарище» и т.п.); сочетание индивидуальных и групповых заданий, конкурсов, дающих возможность для личного и группового самовыражения; публичное признание достижений и позитивного вклада каждого через систему разнообразных символов; максимальное разнообразие ролей в общей деятельности, добровольность участия в коллективных делах (что не исключает тонкую педагогическую политику по стимулированию этой добровольности, не носящую характер морального принуждения).

Коллективный анализ. Его цель — не единое мнение, а углубление взаимопонимания и понимания себя. Поэтому общий анализ того, как прошло дело, дополняется анализом отношений, переживаний, мыслей через постановку соответствующих вопросов («Что тебе дало участие в общем деле? Какие вызвало мысли? Какие чувства? Что ты для себя понял?» и др.), через право выбора — на какие вопросы отвечать, о чем размышлять. Включение в обсуждение пассивных, выявление всех точек зрения.

Позиция педагога. Личностно-ориентированное коллективное творческое воспитание невозможно без определенной позиции педагога. Суть этой позиции в соответствии педагогических убеждений, установок учителя характеристикам способа воспитательной работы. Это означает, во-первых, искренний интерес к внутреннему миру школьника, признание за ним права на самостоятельность мнений и поступков, во-вторых, установка на себя как меняющегося человека и профессионала, ориентированного на самоанализ своей деятельности и значимость своей личности как средства педагогической работы, в-третьих, стремление к организации коллективной деятельности как совместной, творческой, создающей возможности для самоопределения ее участников. Диапазон «тактических» ролей педагога, стоящего на позициях коллективного творческого воспитания, весьма широк. Вот только некоторые из этих ролей. Жесткий, отвечающий за все руководитель (но не директор!). Генератор идей (но не навязывающий их насильно). Мудрый старший товарищ (но не демонстрирующий своей мудрости). Координатор отдельных идей и дел (но привлекающий к этому всех авторов идей и участников дел). Рядовой участник (но осознающий свою ответственность за происходящее).- «Тайный советник» (но предлагающий свои советы лишь в случаях действительной необходимости). Наблюдатель (но делающий это не ради любопытства, а ради решения дальнейших педагогических задач). Психолог (но не ведущий «тренер», как в групповой психологической работе). Посторонний (но не равнодушный «чужой», а сознательно принимающий эту роль на каких-то этапах КТД).
Литература:

Поляков С., Ясницкая В. Творчество – коллективное, воздействие – индивидуальное. От диагностики до коллективного анализа. // Директор школы. - № 8.- 1998.





База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница