Учебно-методический комплекс б в. 16 Анатомия и физиология центральной нервной системы трудоемкость



Скачать 420.58 Kb.
страница1/3
Дата21.05.2016
Размер420.58 Kb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»



              1. Декан факультета __________ Н.К. Грицкевич

              2. «_____» _________________________ 20___ г.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Б.3.В.16 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ


Трудоемкость (в зачетных единицах) - 7

Направление подготовки: 050400.62 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки: Специальная психология и педагогика

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр





  1. Цель и задачи изучения дисциплины (модуля)


Цель дисциплины – сформировать у студентов целостное представление о строении и функционировании нервной системы.

Задачи дисциплины:

  • рассмотреть онто- и филогенез нервной системы;

  • изучить структурно-функциональные особенности клеток нервной ткани;

  • изучить особенности строения и функционирования центральной нервной системы;

  • изучить особенности строения и функционирования периферической нервной системы;

  • рассмотреть методы исследования нервной системы;

  • познакомить с механизмами компенсации нарушений функций нервной системы.




  1. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы

Учебная дисциплина «Анатомия и физиология центральной нервной системы» является компонентом профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата направления подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование».


Предпосылками успешного овладения дисциплиной «Анатомия и физиология центральной нервной системы» является предваряющее этот курс изучение дисциплины Б.2.03 «Анатомия и возрастная физиология».

Учебная дисциплина «Анатомия и физиология центральной нервной системы» является базисной для освоения таких дисциплин как Б.2.06 «Анатомия, физиология и патология сенсорных систем», Б.3.В.07 «Невропатология», Б.3.В.08 «Психопатология», Б.3.В.17 «Психофизиология», Б.3.В.18 «Психолого-педагогическая антропология», Б.3.В.20 «Аддиктивные состояния».





  1. Требования к уровню освоения программы


Студент должен знать:

  • анатомо-физиологическую терминологию;

  • методы исследования функций нервной системы;

  • онто- и филогенез нервной системы;

  • критические периоды в формировании нервной системы;

  • строение и специфику функционирования нервной системы;

  • механизмы компенсации нарушенных функций в нервной системе.

Студент должен уметь:

  • демонстрировать на таблицах, муляжах и натуральных препаратах отделы спинного и головного мозга;

  • подготовить и провести простейший физиологический эксперимент;

  • работать с аппаратурой для физиологических исследований;

  • анализировать и интерпретировать полученные результаты;

  • анализировать литературу.

Данная учебная дисциплина способствует формированию у обучающихся следующих компетенций:

  • способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеть русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способность выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);

  • готовность использовать знания иностранного языка для общения и понимания специальных текстов (ОК-6);

  • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознать сущность и значение информации в развитии современного общества, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7);

  • способность понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9).


4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) 7 зачётных единиц

(252 часа) и виды учебной работы




Вид учебной работы

Трудоемкость

(в соответствии с учебным планом)

(час)

Распределение по семестрам

(в соответствии с учебным планом)

(час)

Всего

Семестр № 5

Аудиторные занятия

76

76

Лекции

38

38

Практические занятия /Семинары

38

38

Лабораторные работы

-

-

Другие виды аудиторных работ

-

-

Другие виды работ

-

-

Самостоятельная работа

149

149

Курсовой проект (работа)

-

-

Реферат

-

-

Расчётно-графические работы

-

-

Формы текущего контроля

  • промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины; подготовка научных сообщений; контрольные работы; коллоквиумы; подготовка групповых и индивидуальных проектов.

промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины;

подготовка научных сообщений;

контрольные работы; коллоквиумы;

подготовка групповых и индивидуальных проектов.



Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

экзамен

экзамен

5. Содержание учебной дисциплины (модуля)

5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля)



п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)


(в соответствии с учебным планом)

лекции

практические занятия (семинары)

лабораторные работы

самостоятельная работа

1.

Общие представления о нервной системе

2

6

-

4

2.

Структурно-функциональная характеристика клеток нервной ткани

4

6

-

20

3.

Взаимодействие нейронов ЦНС

4

2

-

14

4.

Общие принципы функционирования ЦНС

4

2




6

5.

Кодирование и передача сообщений в нервной системе

2

-

-

6

6.

Анатомия и физиология спинного мозга

4

6

-

20

7.

Анатомия и физиология головного мозга

4

6

-

30

8.

Структурно-функциональная организация

периферической нервной системы




4

2

-

10

9.

Структурно-функциональная организация

вегетативной нервной системы




2

2

-

10

10.

Общие представления о сенсорных системах

4

4

-

14

11.

Компенсация функций и пластичность нервной системы

4

2

-

15




Итого

38

38

-

149



5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля)
Раздел 1. Общие представления о нервной системе
Функции, организация и развитие нервной системы. Функции нервной системы. Общий обзор нервной системы. Понятие о центральной и периферической частях нервной системы. Понятие о соматическом и вегетативном отделах нервной системы. Онто- и филогенез нервной системы. Критические периоды в развитии нервной системы.

Методы исследования функций нервной системы. Удаление участков нервной системы. Разрушение структур мозга: использование стереотаксической техники, механические повреждения, электролитические разрушения, ультразвуковые повреждения, методы химического повреждения, обратимые повреждения. Разрушение зон мозга. Электрическое раздражение. Химическая стимуляция мозга. Электроэнцефалография. Метод ВП. Магнитоэнцефалография. Компьютерная томография. Позитронно-эмиссионная томография. Магнитно-резонансная томография. Термоэнцефалоскопия. Метод условных рефлексов. Наблюдение за поведением животных и человека.

Современные исследования в области неврологии: отечественный и зарубежный опыт.


Раздел 2. Структурно-функциональная характеристика клеток нервной ткани
Морфология и физиология нейронов. Макро- и микроструктура нейронов. Классификация, свойства и функции нейронов.

Структура клеточной мембраны нейронов. Общие представления о проницаемости и проводимости клеточной мембраны. Транспорт веществ через клеточную мембрану нейронов. Классификация, устройство и функционирование ионных каналов. Ионные насосы, характеристика, механизм работы. Потенциал покоя, электротонический потенциал, локальный ответ и потенциал действия: общая характеристика, механизм генерации. Изменения возбудимости нейрона во время его возбуждения. Оценка возбудимости нейрона.



Морфология и физиология глионов. Глиальные клетки, их морфология, функции и нейрофизиологические особенности.

Раздел 3. Взаимодействие нейронов ЦНС

Морфология и физиология нервных волокон. Нервные волокна: виды и строение. Миелогенез. Особенности проведения возбуждения по миелиновым и безмиелиновым волокнам. Закономерности проведения возбуждения по нервным волокнам. Критерии структурно-функциональной зрелости нервных волокон.

Морфология и физиология синапсов. Виды синапсов. Структура синапсов. Медиаторы, их природа, образование и разрушение. Возрастные изменения структурно-функциональной организации синапсов.
Раздел 4. Общие принципы функционирования ЦНС
Рефлекс и рефлекторная дуга. История развития и основные положения рефлекторной теории. Рефлекс как основной акт деятельности нервной системы. Классификация рефлексов. Рефлекторная дуга, ее компоненты, виды и функции.

Физиологические свойства нервных центров. Понятие о нервном центре. Одностороннее проведение возбуждения. Тонус нервных центров. Явление последействия. Задержка возбуждения и трансформация ритма в нервном центре. Явление суммации и окклюзии. Взаимодействие нервных центров.

Координирующие принципы функционирования ЦНС. Принцип конвергенции. Принцип дивергенции. Принцип обратной связи. Принцип субординации. Принцип доминанты.

Торможение в ЦНС. Виды торможения. Механизм и медиаторы пре- и постсинаптического торможения. Функциональное значение тормозных процессов.

Раздел 5. Кодирование и передача сообщений в нервной системе
Основные принципы кодирования информации в нервной системе. Кодирование: частотное, интервальное, пространственно-временное, числом импульсов. Передача различных кодов синаптическим соединениям. Периферическое кодирование сообщений в сенсорных системах. Передача и преобразование сигналов центральными нейронами.
Раздел 6. Анатомия и физиология спинного мозга
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница