Учебно-методический комплекс дисциплины б 04. Методика руководства хореографическим самодеятельным коллективом



Скачать 334.38 Kb.
Дата26.06.2016
Размер334.38 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

Кафедра хореографии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Б.3.04. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА

ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ САМОДЕЯТЕЛЬНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ

Направление: 071500.62 Народная художественная культура

Профиль: Руководство хореографическим любительским коллективом
Аннотация
Данный учебно-методический комплекс (УМК) разработан для студентов 3 курса очной формы обучения по направлению подготовки: 071500.62 Народная художественная культура, профиль Руководство хореографическим любительским коллективом.

Дисциплина Б.3.04. Методика руководства хореографическим самодеятельным коллективом входит в базовую часть профессионального цикла (профильный модуль) ООП бакалавриата, соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 071500.62 Народная художественная культура.

Трудоемкость составляет 8 зачетных единиц (общее кол-во часов — 288, из них 136 - аудиторные занятия и 125 — самостоятельная работа).

Квалификация (степень) выпускников — бакалавр. Нормативный срок освоения основной образовательной программы (ООП) для очной формы обучения — 4 года.


Составными компонентами УМК являются:


1. Аннотация.

Стр. 1

2.Рабочая программа учебной дисциплины Б.3.04. Методика руководства хореографическим самодеятельным коллективом

Стр. 2

2.1. Список рекомендуемой литературы

Стр. 6

2.2. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов

Стр. 8


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)
УТВЕРЖДАЮ



Декан ФКИ

Е.А. Каюмова
«03» сентября 2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б.3.04. Методика руководства хореографическим

самодеятельным коллективом
Трудоемкость дисциплины 8 зачетных единиц


Направление подготовки: Народная художественная культура

Профиль: Руководство хореографическим любительским коллективом

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

1. Цели изучения дисциплины
Целью освоения дисциплины Б.3.04. Методика руководства хореографическим самодеятельным коллективом является формирование у студентов практических и теоретических знаний руководства хореографическим коллективом на основе современных технологий и методик.

На теоретическом уровне дисциплина представляет собой систему понятий, положений, выводов, касающихся сущности и содержания особенностей руководства хореографическим самодеятельным коллективом на основе современных требований к формированию личности педагога как субъекта обучения и воспитания.

На методическом уроне изучаются особенности методик руководства хореографическим коллективом в системе социокультурной деятельности современного образования.

На практическом уровне будущие руководители приобретают необходимые знания и практические умения в области руководства хореографическим самодеятельным коллективом.


Задачи:

  1. сформировать у студентов систему профессиональных знаний в области методики руководства хореографическим самодеятельным коллективом;

  2. познакомить студентов с особенностями руководства и организации различных по структуре коллективов с дифференцированным подходом ко всем возрастным группам;

  3. сформировать представление о социально-демографическом и социально-психологического портрете участников хореографического самодеятельного коллектива;

  4. сформировать представление о руководстве воспитательным процессом на каждом этапе развития коллектива;

  5. познакомить студентов с особенностями организации и проведения концертной деятельности, конкурсов, фестивалей и критериями оценки творчества самодеятельных коллективов.


2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина Б.3.04. Методика руководства хореографическим самодеятельным коллективом относится к базовой части профессионального цикла дисциплин и обеспечивает логическую взаимосвязь изучения дисциплин: «Организация и руководство народным художественным творчеством», «Педагогика народного художественного творчества», «История самодеятельного хореографического творчества», «Танец и методика его преподавания», «Мастерство хореографа», а также взаимосвязана с реализацией программ всех видов практик.
3. Требования к уровню освоения программы

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:



общекультурные: ОК-1, ОК-5, ОК-6.

профессиональные: ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-15, ПК-18., регламентируемые Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 071500 Народная художественная культура (2009 г.).

В результате освоения дисциплины студенты должны:

знать:

- теорию и методические основы организации, руководства, научно-методического обеспечения и творческой работы с самодеятельным (любительским) хореографическим коллективом; сущность педагогической деятельности;

уметь:

- уметь собирать, обобщать и анализировать эмпирическую информацию о самодеятельных хореографических коллективах;



  • конкретизировать полученные знания применительно к практике руководства любительским (самодеятельным) художественным хореографическим коллективом;

  • анализировать педагогический опыт руководителей хореографических коллективов, различные информационные источники;

  • ориентироваться в специальной литературе, как по профилю, так и в смежных областях художественного творчества;

  • осуществлять исполнительскую деятельность в рамках различных самодеятельных коллективов и продуктивно взаимодействовать с профессиональными коллективами;

  • участвовать в разработке и внедрении инновационных методик организации и руководства хореографическими самодеятельными коллектива,

владеть:

  • методами организации и руководства хореографическими самодеятельными коллективами;

  • спецификой проведения танцевальных занятий в коллективах различных форм и жанров;

  • методами разработки учебных и концертных программ, календарно-тематических планов работы хореографического самодеятельного коллектива.


4. Общая трудоемкость дисциплины 8 зачетных единиц и виды учебной работы


Виды учебной работы

Трудоемкость (час)

Распределение по семестрам (час)

1

2

3

4

5

6

7

8

Общая трудоемкость дисциплины

288













141

147







Аудиторные занятия

136













76

60







Лекции

68













38

30







Практические занятия

68













38

30







Семинары




























Лабораторные работы




























Другие виды аудиторных работы

6 (зан. в интеракт)













3

3







Другие виды работ




























Самостоятельная работа

125













65

60







Курсовой проект




























Реферат

+













+

+







Расчетно-графические работы




























Форма текущего контроля

тестирование













+

+







Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Зачет,

экзамен (27)


















Э.

27










5. Содержание программы учебной дисциплины

5.1. Содержание учебной дисциплины


п/п

Наименования раздела дисциплины (темы)

Аудиторные часы

Самост.раб.

всего

лекции

практичес

кие (семи

нары)


лабо

рато


рные

интерактивные формы обучения

1.

Классификация и характеристика любительских хореографических коллективов

4

4










9

2.

Функции руководителя любительского хореографического коллектива

4

4










9

3.

Создание любительского хореографического коллектива

12

6

6







10

4.

Этапы становления хореографического коллектива

4

4










4

5.

Планирование учебного процесса в хореографическом коллективе

16

8

8




2

10

6.

Специфика работы с детским хореографическим коллективом

14

6

8







11

7.

Специфика работы со взрослым хореографическим коллективом

14

6

8







12

8.

Учебно-творческая работа в коллективе

44

20

24




2

36

9.

Руководство воспитательным процессом в любительском хореографическом коллективе

12

6

6







12

10.

Руководство концертно-исполнительской деятельностью любительского хореографического коллектива

12

4

8




2

12




Итого:

136/

3,8 зач. ед.

68

68




6

125


5.2 Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Классификация и характеристика любительских хореографических коллективов

Понятийный и терминологический аппарат дисциплины. Понятие «коллектив». Классификация любительских хореографических коллективов (ЛХК) по виду деятельности, структуре, возрастным особенностям, полу, финансированию. Особенности функционирования любительских художественных коллективов.



Тема 2. Функции руководителя любительского хореографического коллектива

Определение функций руководителя ЛХК. Задачи руководителя творческого коллектива. Личность руководителя хореографического коллектива, его умения в области конструктивных, организаторских и коммуникативных функций. Слагаемые педагогического мастерства, или предпосылки эффективного педагогического руководства.

Тема 3. Создание любительского хореографического коллектива

Определение статуса ЛХК, организация набора, критерии отбора. Необходимые компоненты функционирования хореографического коллектива: подготовка помещений и служебных комнат для занятий, санитарно-гигиенические нормы и создание материальной базы. Нормативно-правовые документы по организации ЛХК. Сущность и основные этапы организаторской деятельности руководителя в процессе создания коллектива: сбор и анализ исходной информации, организационно-педагогическое проектирование, реализация проекта, оценка эффективности работы коллектива. Учет в процессе организации коллектива национально-культурных и культурно-исторических традиций региона, реальных художественных интересов и потребностей различных групп населения.



Тема 4. Этапы становления хореографического коллектива

Общая характеристика этапов организации хореографического коллектива. Мотивы создания коллектива. Определение целей и постановка задач коллектива. Важность единства обучения, воспитания и развития. Стили руководства на каждом этапе.



Тема 5. Планирование учебного процесса в хореографическом коллективе

Виды планирования, содержание каждого вида, цели и задачи, технология составления, подготовка руководителей к занятиям. Методы диагностики мотивов и ожиданий участников любительских коллективов.



Тема 6. Специфика работы с детским хореографическим коллективом

Специфика работы с детским танцевальным коллективом. Учет физических и психологических особенностей детей младшего, среднего и старшего возраста, дидактические принципы в учебной работе, формирование репертуара. Особенности работы с одаренными детьми.

Тема 7. Специфика работы со взрослым хореографическим коллективом

Методика работы со взрослым коллективом. Создание актива, традиций коллектива, развитие творческой личности.



Тема 8. Учебно-творческая работа в коллективе

Урок — основная форма проведения занятий. Цели, задачи, классификация, формы и методы, применяемые в обучении хореографии. Создание репертуара. Постановочная и репетиционная работа в коллективе.



Тема 9. Руководство воспитательным процессом на каждом этапе становления коллектива

Педагогические цели и задачи, мотивация участников. Природа возникновения конфликтов. Специфика вовлечения участников коллектива в его деятельность, методика воспитания на каждом этапе. Этика поведения и стили общения. Воспитательное значение внеклассных мероприятий. Работа с родителями. Воспитательное значение репертуара и концертно-исполнительской деятельности участников ЛХК.


Тема 10. Руководство концертно-исполнительской деятельностью любительского хореографического коллектива

Организация выступлений хореографического коллектива: открытые уроки, отчетные концерты, праздничные концерты, фестивали, конкурсы хореографического мастерства.


5.3. Лабораторный практикум — не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1. Основная литература

  1. Морозов, А.В. Управленческая психология :учебное пособие для вузов/А. В. Морозов.-4-е изд., испр. и доп.-М.:Академический Проект,2008.-286 с.

  2. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие.-4-е изд.,испр. и доп. –СПб.:Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009.-544 с. (Электронный ресурс, режим доступа — свободный, библиотека ТГПУ).

  3. Фомичев, А.Н. Исследование систем управления [Текст]:учебник для бакалавров/А. Н. Фомичев.-Москва:Дашков и К´,2013.-346, [1] с.



6. 2. Дополнительная литература

  1. Бухвостова, Л. В. Балетмейстер и коллектив : учебное пособие / Л. В. Бухвостова, Н. И. Заикин, С. А. Щекотихина. - Орел, 2007. - 248 с.

  2. Богданов Г.Ф. Педагогическое руководство любительским танцевальным коллективом: Учебно-методическое пособие. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусства»), 2011. - 160 с.

  3. Ваганова, А. Я. Основы классического танца : учебник для высших и средних учебных заведений / А. Я. Ваганова. - СПб. : Лань, 2007. - 191 с.

  4. Громова, Е.Н., Громов Ю.И., Гавликовский, Н.Л. Основы подготовки специалистов-хореографов: хореографическая педагогика: учебное пособие для вузов. Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. / Е. Н. Громова, Ю. И. Громов, Н. Л. Гавликовский. - СПб.:издательство Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, 2006.

  5. Ерохина, О. В. Школа танцев для детей / О. В. Ерохина. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. - 223 с.

  6. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности : Учебно-методическое пособие / А. Д. Жарков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Изд-во МГУК, 2002.- 287 с.

  7. Ивлева Л.Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом: Учеб. Пособие / ЧГАКИ. - Челябинск, 2004. - 58 с.

  8. Кауль, Николай. Как научиться танцевать / Николай Куль. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 350 с.

  9. Коренева, Т. Ф. Музыкально-ритмические движения : для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т. Ф. Коренева. - М. : Владос, 2001. - 103 с.

  10. Лифиц, И. В. Ритмика : Учебное пособие для сред. и высш. пед. учеб. заведений / И. В. Лифиц. - М. : Академия, 1999. - 223 с.

  11. Мессерер, Асаф. Уроки классического танца / Асаф Мессерер. - СПб. : Лань, 2004. - 400 с.

  12. Михайлова, Е. Н. Основы коррекционной педагогики : Учебно-справочное пособие / Е. Н. Михайлова; ТГПУ. - Томск : Изд-во ТГПУ, 2000. - 80 с. 4 экз.

  13. Михайлова, Е. Н. Педагогика (коррекционная педагогика с основами специальной психологии) : методические рекомендации для самостоятельной работы студентов / Е. Н. Михайлова: МО РФ, ТГПУ. - Томск : Изд-во ТГПУ, 2004. - 15 с.

  14. Новикова, Галина Павловна. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста:Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей. Конспекты занятий. Сценарии досугов, развлечений, праздников/Г. П. Новикова.-М.:АРКТИ,2002.-218, [2] с.

  15. Пряников, Г. Д. Родник юных талантов / Г. Д. Пряников. - М. : Новая школа, 1995. - 136 с.

  16. Пустовойтова, Майя Борисовна. Ритмика для детей 3-7 лет :учебно-методическое пособие/М. Б. Пустовойтова.-Москва:Владос,2008.-182 с.

  17. Ройтерштейн, М. И. Основы музыкального анализа : учебник для педагогических вузов / М. И. Ройтерштейн. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 111 с.

  18. Рофе, А.И. Организация и нормирование труда:учебное пособие для вузов : для бакалавров/А. И. Рофе.-Москва:КНОРУС,2013.-222 с.

  19. Слуцкая, С. Л. Танцевальная мозаика : хореография в детском саду : пособие для педагогов / С. Л. Слуцкая. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. - 269 с.

  20. Суворова, М. Н. Работа балетмейстера в драматическом коллективе / М. Н. Суворова. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусства»), 2007. - 144 с.

  21. Управление персоналом : теория и практика =Этика деловых отношений:учебно-практическое пособие для вузов/[А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова] ; под ред. А. Я. Кибанова ; Государственный университет управления.-Москва: Проспект, 2013.-85 с.

  22. Фольклор-музыка-театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: программно-методическое пособие. - М. : ВЛАДОС, 2003.

  23. Харламов, И. Ф. Педагогика :Учебник для пед. спец. вузов / И. Ф. Харламов. - 5-е изд., перераб. и доп. - Минск : Унiверсiтэцкае, 1998. - 560 с.

  24. Холл, Джим. Уроки танцев. Лучшая методика обучения танцам [Текст]/Джим Холл ; [пер. с англ. Т. В. Сидориной].-М.:АСТ [и др.],2009.-409 с.

  25. Чернявская, А. П. Педагогическая техника в работе учителя / А. П. Чернявская. - М. : Педагогический поиск, 2001. - 176 с.

  26. Шварева, О. В. Теория и методика воспитания : использование кейс-метода при изучении раздела «Коллектив как объект и субъект воспитания» : методическое пособие / О. В. Шварева. - Томск : Издательство ТГПУ, 2007. - 106 с.

  27. Школа сотрудничества : Практическое руководство для тех, кто хочет стать любимым учителем. - М. : Первое сентября, 2000. - 262 с.


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины

Рабочая программа дисциплины, библиотечный фонд специальной литературы, видеотеку.



Интернет-ресурсы

По видам хореографических коллективов, например:

  1. http://www.podsnezhnik.primorye.net/ (образцовый ансамбль танца «Подснежник»)

  2. http://www.youtube.com/watch?v=2GbWTYjnEWA (вокально хореографический коллектив «Карамельки», г. Томск)

  3. http://www.youtube.com/watch?v=Wqr4BmkHsgs Народный самодеятельный коллектив хореографический ансамбль «Калинка»

и мн. др.

6.4 Материально-техническое обеспечение дисциплины


№ п\п

Наименование раздела учебной дисциплины

Наименование материалов обучения, пакетов программного обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1.

Проблемы формирования репертуара в самодеятельном хореографическом коллективе

http://www.podsnezhnik.primorye.net/ (образцовый ансамбль танца «Подснежник»)

http://www.youtube.com/watch?v=2GbWTYjnEWA (вокально хореографический коллектив «Карамельки», г. Томск)

http://www.youtube.com/watch?v=Wqr4BmkHsgs Народный самодеятельный коллектив хореографический ансамбль «Калинка»

Internet Eхplover, мультимедийные средства презентации материалов



7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

7.1. Методические рекомендации преподавателю

Дисциплина знакомит студентов с теорией и практикой организационной и творческой работы руководителя хореографических коллективов. Данная дисциплина призвана положить начало организаторскому мышлению будущих руководителей хореографических коллективов. Курс изучается с учетом последовательного освоения теоретических положений, практических навыков, подкрепляется их практическим применением в период практик студентов.

Программа курса предусматривает чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий, посещение открытых уроков в коллективах города. В качестве наглядного дидактического материала используется литература по исследованию передового опыта работы творческих коллективов, видеозаписи концертных программ, уроков, спектаклей. Освоение курса предполагает написание реферата и курсовой работы с элементами исследования особенностей работы в хореографическом коллективе.
7.2 Методические рекомендации для студентов
Самостоятельная работа студента является важнейшей частью освоения дисциплины. Она предусматривают закрепление полученных знаний в ходе выполнения заданий по дисциплине.
Примерный перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы*

1. Взаимосвязь обучения, образования и воспитания.

2. Какие задачи должен решать руководитель коллектива, преподаватель, тренер?

3. Какими качествами должен обладать руководитель коллектива, тренер - преподаватель?

4. Какие группы задач решаются в творческом коллективе? Приведите примеры из жизни.

5. Из каких компонентов складывается профессионализм руководителя хореографического коллектива?

6. Приведите примеры разных сторон подготовленности руководителя.

7. Какова специфика творческого склада мышления педагога?

8. Дайте характеристику организаторским способностям педагога. Приведите

примеры.


9. Какие требования предъявляются к волевым качествам педагога? Приведите

примеры из деятельности педагогов.

10. В каких чертах педагогов раскрываются его этическая воспитанность? Приведите примеры из практики.

11. Почему ведущая роль в развитии личности принадлежит воспитанию?

12. Каковы основные направления развития личности?

13. Дайте характеристику учащихся младшего школьного возраста. Приведите примеры из практики обучения танцам школьников этого возраста.

14. Каковы возрастные особенности среднего школьного возраста? Каким образом следует их учитывать педагогу?

15. Кратко охарактеризуйте учащихся юношеского возраста. Каковы особенности педагогического руководства деятельностью учащихся этого возраста?



  1. Дайте характеристику процесса обучения танцам. Каково строение учебного процесса?

  2. Опишите основные этапы процесса обучения хореографии.

18. Какие виды планов применяются в учебном процессе? Какова их роль в обучении хореографии?

19. Что такое знания, умения и навыки в хореографии?

20. Как вы понимаете, принцип современного воспитания в процессе обучения? Дайте примеры.

21. Как следует понимать принцип научной обоснованности применительно к обучению танцами? Приведите примеры из практики.

22. Какими признаками характеризуется принцип доступности обучения?

23. В чем специфика принципа систематического обучения? Приведите примеры из практики применения этого принципа.

24. Укажите пути реализации принципа сознательности и активности в обучении танцам.

25. Какова специфика применения принципа наглядности обучения? Покажите это на примерах.

26. Объясните, какими чертами характеризуется принцип прочности усвоения знаний и всестороннего развития познавательных сил учащихся. Приведите примеры.

27. Покажите на примерах применение принципа коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.

28. В чем специфика принципа увлекательности обучения танцам?

29. Назовите и охарактеризуйте методы обучения.

30. Дайте характеристику метода показа и его различных уровней. Приведите примеры различных вариантов этого метода применительно к различным ситуациям обучения.

31. Каковы особенности метода устного изложения? Приведите примеры использования этого метода в различных моментах учебного процесса.

32. Каковы особенности описания, характеристики, объяснения? Дайте примеры использования этих форм устного изложения.

33. Приведите примеры применения приемов комментирования, инструктирования и корректирования в процессе обучения.

34. Каковы варианты метода устного изложения?

35. Объясните, какова роль танцевальных упражнений?

36. Какова роль заданий в процессе обучения танцам? Охарактеризуйте их различные варианты.

37. Охарактеризуйте методы обучения, построенные по характеру познавательной деятельности учащихся. Дайте примеры их применения в процессе обучения.

38. Дайте характеристику кружка открытого типа.

39. Дайте общую характеристику процесса воспитания. Покажите на примерах специфику процесса воспитания в хореографическом коллективе.

40. В чем выражается связь обучения и воспитания?

41. В каких основных направлениях осуществляется воспитание в хореографическом коллективе?

42. Дайте характеристику принципов воспитания.

43. Дайте определение методов воспитания и их классификацию.

44. Каковы особенности метода внушения и условия его применения? Приведите примеры использования этого метода воспитания.

45. Специфика метода убеждения и его роль в воспитательной работе хореографического коллектива. Дайте примеры из практики работы. Каковы особенности метода побуждения? Дайте примеры использования этого метода в воспитательной работе.

46. Приведите примеры, иллюстрирующие различные приемы воспитания в хореографическом коллективе.

47. Каковы признаки хореографического коллектива? Проиллюстрируйте их на примерах.

48. Каково строение коллектива? Покажите особенности строения коллектива применительно к различным формам их организации.

49. Дайте характеристику первой стадии развития коллектива. Каковы особенности взаимоотношений учащихся на этой стадии?

50. Охарактеризуйте особенности второй стадии развития коллектива? Какова роль актива в формировании внутри коллективных отношений?

51. В чем специфика третьей стадии развития коллектива? Каковы мотивы участников ансамбля, находящиеся на этой стадии развития?

52. Дайте описание четвертой стадии развития коллектива и ее особенности.

53. Охарактеризуйте основные пути сплочения коллектива. Приведите примеры из практики жизнедеятельности различных коллективов.

54. Цели, задачи и функции руководства конкретным коллективом.

55.Мотивация участников конкретного хореографического коллектива к учебно-творческой работе.

56.Составление рабочей программы деятельности коллектива различного профиля.

57.Составление календарно-тематических и репертуарных планов.

58.Анализ особенностей детского хореографического коллектива в системе дополнительного образования.

59.Репертуарная политика конкретного хореографического коллектива.

60.Методика репетиционной работы в конкретном хореографическом коллективе.

61.Методика организации и проведения групповых и индивидуальных занятий в коллективе бального танца.

62. Методика коррекционной работы в коллективе современного танца.

* - использованы материалы Шереговой В.А, Литвинова А.С. Тюменской государственной академии культуры и искусств




  1. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов

Самостоятельная работа студентов оценивается по качеству выполнения каждого раздела заданий самостоятельной работы и постановки хореографического номера на основе региональных особенностей русского народного танца.

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета (5 семестр) и экзамена (6 семестр). Условием допуска к зачету (экзамену) является регулярное посещение учебных занятий, успешное прохождение текущей аттестации.

Критерием успешности в освоении учебного материала студентом является:



  • посещение занятий;

  • положительная текущая и промежуточная аттестации;

  • выполнение курсовой работы;

  • ответ на экзаменационный билет в процессе экзамена не ниже оценки «удовлетворительно».


8.1. Примерная тематика курсовых работ


  1. Сфера деятельности руководителя хореографического коллектива.

  2. Репертуар хореографического коллектива и пути его формирования.

  3. Современный танец как фактор социализации личности подростка.

  4. Развитие эмоционально образной сферы младшего школьника в танцевально-спортивном клубе.

  5. Гуманизация подростков и молодежи средствами бального танца в условиях танцевально-спортивного клуба.

  6. Руководство постановочным и репетиционным процессом в хореографическом коллективе.

  7. Особенности организации художественного творчества в хореографическом коллективе.

  8. Формы организации и характер деятельности хореографического коллектива.

  9. Концертно-исполнительская деятельность хореографического коллектива.

  10. Социально-психологические аспекты развития подростка в хореографическом коллективе.

  11. Деятельность хореографического коллектива развитии социальной активности личности.

  12. Моделирование воспитательного процесса в хореографическом коллективе.

  13. Особенности организации художественного творчества в хореографическом коллективе.

  14. Развития творческой активности личности учащихся хореографического коллектива.

  15. Детский хореографический коллектив в системе дополнительного образования детей.

  16. Специфика работы хореографа-постановщика в коллективе народного танца.

  17. Формирование репертуара хореографического коллектива с учетом социально-демографических характеристик участников.

  18. Хореографический коллектив как условия развития и воспитания личности.

  19. Отличительные особенности, классификация и характеристика хореографических коллективов г. Томска.

  20. Организация учебно-творческой работы в коллективе разного вида деятельности: бального, современного, классического а народного танцев.

  21. Психофизическая адаптация коллектива и его участников к условиям выступления перед аудиторией.


8.2. Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Классификация и характеристика любительских хореографических коллективов.

  2. Требование к личности руководителя хореографического коллектива.

  3. Организационная работа по содержанию хореографического коллектива.

  4. Планирование учебного процесса в хореографическом коллективе.

  5. Специфика работы с детским коллективом.

  6. Специфика работы с взрослым коллективом.

  7. Учебно-творческая работа в коллективе.

  8. Руководство воспитательным процессом на I и II этапах развития коллектива.

  9. Руководство педагогическим процессом на III и IV этапах развития коллектива.

  10. Стиль руководства хореографическим коллективом.

  11. Репетиция — одна из основных форм учебной работы в коллективе.

  12. Репертуар и проблемы его формирования.

  13. Воспитательное значение концертно-исполнительской деятельности участников коллектива.

8.3. Примерный перечень вопросов к экзамену

  1. Характеристика и классификация организационных форм деятельности хореографических коллективов.

  2. Технология составления учебно – образовательной программы.

  3. Многообразие функций и задач самодеятельного хореографического коллектива.

  4. Технология и методика составления концертных программ хореографического самодеятельного коллектива.

  5. Организация процесса обучения, образования и воспитания в хореографическом самодеятельного коллективе.

  6. Методика планирования. Виды планов. Структура и содержательность планов.

  7. Социализация личности – основная функция деятельности художественного коллектива. Факторы, средства, стадии социализации.

  8. Характеристика возрастных особенностей младших школьников и дошкольников. Методы работы с ними.

  9. Назовите, какие качества необходимы руководителю хореографического самодеятельного коллектива для организации его деятельности.

  10. Характеристика возрастных особенностей среднего подросткового возраста. Специфика средств в работе с эти возрастом.

  11. Характеристика функциональных должностных обязанностей руководителя хореографического коллектива.

  12. Возрастные категории в танцевальном спорте, особенности учебно – тренировочного процесса в спортивных танцах.

  13. Организация образовательного, воспитательного и творческого процесса в хореографическом самодеятельного коллективе

  14. Выбор форм и методов в построении уроков с учетом возрастных особенностей учащихся.

  15. Характеристика принципов и методов обучения, используемых в хореографическом самодеятельном коллективе.

  16. Перечень номенклатуры дел для деятельности хореографического самодеятельного коллектива.

  17. Урок как средство достижения целей в процессе обучения. Структура построения уроков. Виды, типы и формы уроков.

  18. Стили руководства хореографическим коллективом.

  19. Основные признаки урока. Задачи и этапы урока в хореографическом самодеятельном коллективе.

  20. Методика разработки авторской программы.

  21. Основные этапы подготовки концертной программы

  22. Управление хореографическим коллективом. Задачи и сущность руководства.

  23. Значение и учет принципов дидактики при составлении программы

  24. Пути и этапы создания и развития хореографического коллектива

  25. Нормативно – правовая база в деятельности руководителя хореографического самодеятельного коллектива.

  26. Влияние возрастных особенностей на творческий репертуар хореографического самодеятельного коллектива.


8.4. Примеры тестовых заданий
1. Приоритетной целью руководителя хореографического самодеятельного коллектива является:

1) обеспечение для учащихся возможности духовного, интеллектуального и физического развития

2) возможность карьерного роста

3) организация образовательного, воспитательного и творческого процесса в хореографическом коллективе

4) выбор форм и методов в построении уроков с учетом возрастных особенностей учащихся
2. Соотнести термин и его характеристику:

1) Обучение

2) Образование

3) Воспитание


а) освоение знаний, умений и навыков в художественной деятельности

б) формирование взглядов, вкусов, идеалов, активной жизненной позиции

в) освоение знаний по историческим аспектам, художественным традициям, достижениям художественной культуры, методике исполнительского мастерства





  1. Выбрать стадии социализации личности (по Андреевой Т.В.):

1) вербальная

2) невербальная

3) дотрудовая

4) трудовая

5) послетрудовая

6) индивидуализации

7) интеграции

4. Какие из перечисленных не относятся к функциям руководителя хореографического коллектива: организаторская, управленческая, учебно – тренировочная, познавательная, образовательно–воспитательная, психолого – педагогическая, постановочно – репетиционная, концертно–исполнительская, координирующая, модифицирующая, коррекционная.


5. Что из перечисленного не относится к характеристикам принципов обучения (не менее 3):

1) принцип воспитания в процессе обучения;

2) принцип взаимодействия;

3) принцип научной обоснованности и доступности обучения;

4) принцип системности в обучении;

5) принцип сознательности и активности;

6) принцип наглядности;

7) принцип коммуникативности;

8) принцип структурированности;

9) принцип познавательности и прочности знаний, закрепления техничности;

10) принцип коллективного характера обучения в сочетании с индивидуальным подходом к учащимся;

11) принцип увлекательности;



  1. принцип устного изложения.




  1. К номенклатуре дел для руководителей хореографического коллектива относятся (выбрать верное):

1) План учебно – воспитательной работы

2) План организационной работы

3) План проведения родительских собраний.

4) Репертуарный план, календарный план соревнований

5) Журнал посещаемости

6) Расписание занятий



  1. Все из вышеперечисленного.




  1. Каков должен быть стиль руководства у руководителя детского самодеятельного хореографического коллектива?

1) эксплуататорско-авторитарный,

2) благосклонно-авторитарный,



  1. консультативно-демократический?

8. Функцией хореографического коллектива не является:

1) досуг

2) просветительская деятельностью

3) учебно-творческая деятельность

4) концертная деятельность



  1. общественно-политическая деятельность

9. Характер участия в деятельности хореографического коллектива определяется:

1) добровольностью

2) любопытством

3) принудительностью


  1. коллективизмом

10. К младшей возрастной группе относятся дети в возрасте:

1) 4-6 лет

2) 7-10 лет

3) 11-15 лет

4) 16-18 лет

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 071500.62 «Народная художественная культура».
Рабочая программу учебной дисциплины составлена:


профессором кафедры

хореографии В.И. Петриевой

Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры хореографии

протокол № 1 от «30» августа 2013г.

Зав. кафедрой В.И. Петриева

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ФКИ ТГПУ

протокол № 1 от «30» августа 2013г.


Председатель методической комиссии Л.Г. Тимошенко




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница