Учебно-методический комплекс дисциплины б 05 теория и методика этнокультурного образования



Скачать 317.71 Kb.
Дата02.06.2016
Размер317.71 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

Кафедра хореографии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Б.2.05 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление: 071500.62 Народная художественная культура

Профиль: Руководство хореографическим любительским коллективом
Аннотация
Данный учебно-методический комплекс (УМК) разработан для студентов 3 курса очной формы обучения по направлению: 071500.62 Народная художественная культура.

Дисциплина «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» входит в базовую часть этнокультурного, этнохудожественного и этнопедагогического цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению: 071500.62 Народная художественная культура.

Трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (общее кол-во часов — 144, из них 76 - аудиторные занятия (38 — лекционные занятия; 19 — практические занятия, 19 — лабораторные работы) и 41 — самостоятельная работа).

Степень (квалификация) выпускника — бакалавр народной художественной культуры.



Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению: 071500.62 Народная художественная культура при очной форме обучения — 4 года.
Составными компонентами УМК являются:

1. Аннотация.

Стр. 1

2. Рабочая программа дисциплины Б.2.05 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению: 071500.62 Народная художественная культура

Стр. 2

2.1. Список рекомендуемой литературы

Стр. 7

2.2. Примерный перечень заданий к экзамену

Стр. 12


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ



Декан ФКИ

Е.А. Каюмова
«_03_» сентября 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Б.2.05 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТРУДОЕМКОСТЬ — 4 зачетных единицы



Направление подготовки: «Народная художественная культура»

Профиль: Руководство хореографическим любительским коллективом

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины: профессиональная подготовка студентов к педагогической деятельности в сфере современного этнокультурного образования.

Задачи дисциплины:

1. Сформировать у студентов представление о сущности, предмете, целях и задачах современного этнокультурного образования, о его взаимосвязях с различными отраслями педагогической науки.

2. Раскрыть роль этнокультурного образования в современном мировом культурно-информационном пространстве, в государственной культурной и образовательной политике РФ.

3. Познакомить студентов с истоками и системой этнокультурного образования в России.

4. Изучить теоретико-методологические основы этнокультурного образования на различных уровнях данной системы (дошкольном, школьном, дополнительном, среднем специальном и высшем образовании).
2. Место курса в структуре ООП

В учебном процессе высшего образования дисциплина «Теория и методика этнокультурного образования» формирует педагогические и методические навыки, необходимые будущему бакалавру в его профессиональной деятельности. Она помогает осмыслить проблемно-воспитательные, эстетические и другие аспекты научного знания в области этнокультурного образования. Понять его место и значение в мировом культурном процессе. Тесно взаимосвязан с общегуманитарными дисциплинами, теорией и историей хореографического искусства, методикой преподавания танца и др.


3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Формируемые компетенции:

  • осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

  • быть способным реализовывать актуальные задачи воспитания различных групп населения, развития духовно-нравственной культуры общества и национально-культурных отношений на материале и средствами народной художественной культуры, любительского хореографического творчества, любительского театра, декоративно-прикладного творчества, кино, фото- и видеотворчества (ПК-1);

  • быть способным содействовать активному распространению в обществе информации о народной художественной культуре для повышения культурного уровня различных групп населения, формирования у них духовно-нравственных ценностей и идеалов, повышения культуры межнационального общения, развития межкультурных коммуникаций, сохранения этнокультурной идентичности разных народов и культурного многообразия России (ПК-22);

  • быть способным принимать участие в деятельности российских и зарубежных этнокультурных центров, музеев, других учреждений культуры, издательств, учебных заведений, общественных организаций и движений по пропаганде культурного наследия народов России, достижений народного художественного творчества (ПК- 24);

  • принимать участие в формировании общего мирового научного, образовательного и культурно-информационного пространства, трансляции и сохранения в нем культурного наследия народов России, достижений в различных видах народного художественного творчества (любительского хореографического, театрального, декоративно-прикладного, кино, фото- и видеотворчества) (ПК-27).

В результате обучения студенты должны:

знать особенности системы этнокультурного образования; проблемы, цели и задачи современного этнокультурного образования;

владеть профессиональной терминологией, методами и приемами, организационными формами этнокультурного воспитания и обучения;

уметь использовать полученные знания для решения задач в своей профессиональной деятельности.

4. Объем дисциплины — 4 зачетных единицы - и виды учебной работы


Виды учебной работы

Трудоемкость (час)

Распределение по семестрам (час)

5

Общая трудоемкость дисциплины

144




Аудиторные занятия

76

76

Лекции

38

38

Практические занятия (в т.ч. интерактивные)

19

19

Семинары







Лабораторные работы

19

19

Другие виды аудиторных работ







Другие виды работ







Самостоятельная работа

41

41

Курсовой проект (работа)







Расчетно-графические работы







Реферат







Расчетно-графические работы







Формы текущего контроля







Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Экзамен (27)

Экзамен (27)


5. Содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплины и виды занятий


№ п/п

Разделы дисциплины

Аудиторные часы

Самостоятельная работа







ВСЕГО

Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные

В т.ч. интерактивные формы обучения

I.

Характеристика дисциплины «Теория и методика этнокультурного образования» как отрасли педагогической науки

14

8

6







8

1

Предмет и ключевые понятия дисциплины




3

2







4

2

Особенности традиционной народной культуры и этнокультурное направление в образовании




3

2







2

3

Проблемы современного этнокультурного образования




2

2







2

II.

Система этнокультурного образования в России

16

10

6







10

2

Истоки этнокультурного образования




4










2

3

Становление современной системы этнокультурного образования в России




4

2







4

4

Этнокультурная деятельность и ее роль в культурной и образовательной политике РФ




2

4







4

III.

Этнокультурное образование и воспитание детей

20

10

3

9

2

9

1

Этнокультурное образование и

педагогика народного художественного творчества






3

3







2

2

Особенности этнокультурной деятельности детей




3




5

2

2

3

Формы организации этнокультурной деятельности детей




4




4



5

IV.

Методические основы этнокультурного образования

26

12

4

10

2

14

1

Методы педагогики, их классификации




2




4

2

4

2

Социально-культурные технологии и их применение в практической деятельности педагога




3

3







2

3

Особенности организации и проведения занятий в сфере этнокультурного образования




2




2




2

4

Требования к разработке и оформлению документации при организации занятий в сфере этнокультурного образования




5

1

4




6




ИТОГО:

76 час.

(2,1 зач.ед.)

38

19

19

4 час.

5,3%

41


5.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел I. Характеристика дисциплины «Теория и методика этнокультурного образования» как отрасли современной педагогической науки

Тема 1. Предмет и ключевые понятия дисциплины. Теоретическая основа дисциплины. Профессиональная компетентность будущего педагога, взаимосвязь данного курса с общей теорией обучения – дидактикой, опора на другие науки (теория и история народной художественной культуры, эстетика, педагогика, психология, физиология). Понятия «теория», «методика», «этнос», «культура», «образование», «воспитание», «традиция».

Тема 2. Особенности традиционной народной культуры и этнокультурное направление в образовании. Понятие о синкретизме, традиционности, утилитарности, анонимности, вариативности и импровизационности народной культуры. Фольклор и его связь с этнопедагогикой. Народная педагогика в системе воспитания этнокультурных традиций разных народов.

Тема 3. Проблемы современного этнокультурного образования. Проблемы этнической идентификации в поликультурном социуме. Мир детства в традиционном обществе. Традиционные формы воспитания детей у разных народов. Проблема преемственности в современном этнокультурном образовании.
Раздел II. Система этнокультурного образования в России

Тема 1. Истоки этнокультурного образования. Становление народного творчества в России XI-XVIII вв. Собирание и изучение народного творчества в XIX в. Западная ориентация в развитии российской школы (ХVII-ХVIII вв.).

Тема 2. Становление современной системы этнокультурного образования в России. Народное воспитание в наследии классиков педагогики. Современная система этнокультурного образования. Задачи этнокультурного воспитания и проблемы в их решении.

Тема 3. Этнокультурная деятельность и ее роль в культурной и образовательной политике РФ. Образовательные учреждения и их роль в этнокультурной деятельности. Функции этнокультурной деятельности. Культурная и образовательная политика в РФ.
Раздел III. Этнокультурное образование и воспитание детей

Тема 1. Этнокультурное образование и педагогика народного художественного творчества. Этнокультурное воспитание как система обучения и воспитания детей и молодежи. Этнокультурные традиции семейного воспитания. Подходы к изучению этнокультурного наследия.

Тема 2. Особенности этнокультурной деятельности детей. Деятельность как процесс овладения опытом и достижениями культуры. Возрастные особенности детей и их учет в этнокультурном образовании и воспитании. Детское исполнительство, детское творчество. Формирование у ребенка «словаря эмоций».

Тема 3. Формы организации этнокультурной деятельности детей. Общая характеристика форм этнокультурной деятельности детей. Направления и типологии форм воспитательной работы. Функции форм воспитательной работы.
Раздел IV. Методические основы этнокультурного образования

Тема 1. Методы педагогики, их классификации. Общая характеристика методов этнокультурного обучения и воспитания и их классификации. Методы педагогических исследований в области этнокультурного воспитания и обучения детей.

Тема 2. Социально-культурные технологии и их применение в практической деятельности педагога. Термин «технология». Виды и сущность социальных технологий. Современные педагогические технологии. Культура этноса и его ценности. Технология организации этнокультурного образования в системе разных видов и типов образовательных учреждений.

Тема 3. Особенности организации и проведения занятий в сфере этнокультурного образования. Организация учебного процесса и его функции. Принципы обучения в этнокультурном образовании. Создание условий для организации учебного процесса. Формы организации обучения. (Методика подготовки и проведения занятий по народной художественной культуре.) Способы и функции проверки знаний.

Тема 4. Требования к разработке и оформлению документации при организации занятий в сфере этнокультурного образования. Требования к составлению учебных программ. Планирование работы. Требования к составлению планов и конспектов занятий.
5. 3 Лабораторный практикум




п/п

раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

1

III/2

Особенности этнокультурной деятельности детей

2

III/3

Формы организации этнокультурной деятельности детей

3

IV/1

Методы педагогики, их классификации

4

IV/3

Социально-культурные технологии и их применение в практической деятельности педагога

5

IV/4

Требования к разработке и оформлению документации при организации занятий в сфере этнокультурного образования



6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1. Основная литература по дисциплине:


    1. Георгиева, Т.С. Культура повседневности. Русская культура и православие :учебное пособие для вузов/Т. С. Георгиева.-М.:Аспект Пресс,2008.-396, [1] с.

    2. Демина, Л. С. Дополнительное образование детей. Теоретические основы: учеб. пособие для вузов. - Томск: Изд-во ТГПУ. - Ч. 1: Теоретические основы. - 2014. - 235с.

    3. Нездемковская, Г.В. Этнопедагогика :учебное пособие для вузов/Г. В. Нездемковская.-М.:Академический Проект [и др.],2011.-225 с.


6.2. Дополнительная литература:


  1. Бережнова, Л. Н. Этнопедагогика: учебное пособие для вузов / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. - М.: Академия, 2007. - 232 с.

  2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учеб. для бакалавров / О. В. Акулова и др.; под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2014. - 464 с.

  3. Из истории русской фольклористики / редкол.: А. Н. Власов и др. - СПб.: Наука. Вып. 8 / отв. ред. Ю. И. Марченко. - 2013. - 614 с.

  4. Еремин, В. А. Созидайте дух. - М.: Стрелецкий В. А., 2014. - 205 с.

  5. Крысько, В. Г. Этническая психология: учебное пособие для вузов / В. Г. Крысько. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2008. - 313 с.

  6. Кукушин, В. С. Этнопедагогика и этнопсихология: учебное пособие для вузов / В. С. Кукушин, Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону:Феникс, 2000. - 443 с.

  7. Лунина, Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры: Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2010. - 125 с.

  8. Милевская, Н. И. Русское устное народное творчество: методическое пособие / Н. И. Милевская ; МО РФ ТГПУ. - Томск : Изд-во ТГПУ, 2002. - 54 с.

  9. Мировая художественная культура : Методические рекомендации для преподавания мировой художественной культуры. Пособие для учителя / под ред. Л. М. Предчетенской, Л. В. Пешковой. Серия : Теория. Методика. Опыт. - 2000. - 344 с.

  10. Нездемковская Г. Становление этнопедагогики в России // Вестник ТГУ. 2009.Вып. № 326. - С. 186 — 193.

  11. Нестеренко, А. В. Этнохудожественное образование детей и подростков : Учебное пособие / А. В. Нестеренко ; науч. ред. Т. И. Бакланова. - М. : МГУКИ, 2008. - 209 с.

  12. Педагогика: учеб. для вузов: для бакалавров / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Проспект, 2013. - 487 с.

  13. Педагогика народов мира: история и современность : учебное пособие для вузов /[авт. колл. : Ричард Селлек, Кадрия Салимова, Нан Додде и др.]. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 576 с.

  14. Педагогические технологии: учебное пособие для вузов / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, Г. В. Сучков, В. С. Кукушин; под общ. ред. В. С. Кукушина. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2006. - 333 с.

  15. Пешкова, Л. В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе : пособие для учителя / Л. В. Пешкова. - М. : Владос, 2002, 2003. - 92 с.

  16. Полная энциклопедия быта русского народа. В 2 т. / сост. и лит. обработка И. Панкеев. - М. : ОЛМА-ПРЕСС. - 1998.

  17. Русское устное народное творчество : хрестоматия по фольклористике : Учебное пособие / сост. Ю. Г. Круглова [и др.]. - М. : Высшая школа, 2003. - 709 с.

  18. Русское устное народное творчество. Хрестоматия / сост. В. Аникин. - Изд-во : Высшая школа, 2006. - 1128 с.

  19. Рябцев, Ю. С. Методическое пособие для учителя по курсу «История русской культуры X-XX вв.». Программа : Методические рекомендации / Ю. С. Рябцев. - М. : Владос, 2002. - 302 с.

  20. Терещенко, А. В. Быт русского народа / А. В. Терещенко. - М : Русская книга, 1999. - 309 с.

  21. Тимошенко Л. Г. Этнокультурное образование в условиях современного социума // Научно-педагогическое обозрение. - 2013. - №1 (1). - С. 46 — 51.

  22. Химик, И. А. Как преподавать мировую художественную культуру : книга для учителя / И. А. Химик. - М. : Просвещение, 1994. - 157 с.

  23. Шафранская, Э. Ф. Устное народное творчество : учебное пособие для вузов / Э. Ф. Шафранская. - М. : Академия, 2008. - 345 с.

  24. Юдин, А. В. Русская народная духовная культура : учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 1999. - 330 с.


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины

Интернет-ресурсы

  1. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования // http://www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2009/3/

  2. Afanasieva/29_2009_3.pdf

  3. Григорьева М. И., Журавлева Н. Н. Этнокультурное образование: сущность, подходы, опыт реализации // http://cyberleninka.ru/article/n/etnokulturnoe-obrazovanie-suschnost-podhody-opyt-realizatsii

  4. Макеева О. М. Этнокультурное образование в современной российской образовательной ситуации // http://college4.ru/2-uncategorised/37-avtorskaya-statya-etnokulturnoe-obrazovanie-v-sovremennoj-rossijskoj-obrazovatelnoj-situatsii-makeeva-o-m

  5. Этнографическая действительность и фольклор // http://www.infoliolib.info/philol/putilov/4.html

  6. Этнохудожественное воспитание детей // http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2014/08/05/etnokhudozhestvennoe-vospitanie-detey

  7. Курс лекций по СКД // http://lektsiopedia.org/lek-7087.html


6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины


п/п

Наименование раздела (темы) дисциплины

Наименование материалов обучения, пакетов программного обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств

1

Характеристика дисциплины «Теория и методика этнокультурного образования» как отрасли современной педагогической науки

Афанасьева А. Б. Совершенствование этнокультурного образования современных педагогов. Офисный пакет приложений, предназначенных для обработки электронной документации на ПК (Microsoft Office, LibreOffice, OpenOffice.org)

Мультимедийные средства презентации материалов

2

Система этнокультурного образования в России

Фоменко Н. Проблемы реализации концепции этнокультурного образования в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений Офисный пакет приложений, предназначенных для обработки электронной документации на ПК (Microsoft Office, LibreOffice, OpenOffice.org)

Мультимедийные средства презентации материалов

3

Этнокультурное образование и воспитание детей

Горшенина С. Н., Саттарова К. Р. Современные технологии в этнокультурном образовании школьников. Офисный пакет приложений, предназначенных для обработки электронной документации на ПК (Microsoft Office, LibreOffice, OpenOffice.org)

Мультимедийные средства презентации материалов

4

Методические основы этнокультурного образования

Тазиев С. Ф. Научно-методическое обеспечение деятельности образовательных учреждений с этнокультурным компонентом. Офисный пакет приложений, предназначенных для обработки электронной документации на ПК (Microsoft Office, LibreOffice, OpenOffice.org)

Мультимедийные средства презентации материалов


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю

Дисциплина «Теория и методика этнокультурного образования» изучается на протяжении одного (5-го) семестра.

По данной дисциплине предусмотрены аудиторные и внеаудиторные (самостоятельная работа студента) часы.

В процессе преподавания дисциплины рекомендуется проведение практических и семинарских занятий, на которых студентам предоставляется возможность защиты результатов самостоятельной работы, а также лабораторных работ,.

Особое внимание следует уделить усвоению понятийно-категориального аппарата. Важно помочь студенту не только изучить основные понятия и категории, но также научить его свободно оперировать ими.

Большое значение имеют практические занятия, в ходе которых после ознакомления и изучения материала, преподаватель должен помочь студентам применять полученные знания и умения для решения различного рода педагогических задач, а также привить навыки правильного ведения документации. Преподаватель в процессе аудиторной работы производит проверку качества усвоения изучаемого материала и вносит необходимые коррективы для исправления ошибок и погрешностей, допущенных студентами.

Посещение занятий фольклорных и танцевальных коллективов города Томска может познакомить студентов с уже имеющимися, апробированными методиками в сфере преподавания НХК.



7.2. Методические указания для студентов

Для освоения содержания дисциплины, достижения целей и задач обучения, выполнения заданий по самостоятельной работе необходимо руководствоваться следующими указаниями и рекомендациями.

Как известно, освоение любой дисциплины начинается с усвоения ее понятийно-категориального аппарата, поэтому в процессе обучения особое внимание следует уделить самостоятельной работе с терминологией. В этом студенту помогут справочные издания и учебные пособия, указанные в списке основной и дополнительной литературы, а также поиск информации в сети Интернет.

Для достижения основной цели дисциплины большое значение имеет выполнение заданий для самостоятельной работы, которые позволят не только усовершенствовать теоретическую подготовку студентов, но и помогут овладеть практическими навыками работы в сфере этнокультурного образования.



Практические занятия способствуют развитию у студентов навыков самостоятельного решения профессиональных задач и усвоению современных достижений науки в сфере этнокультурного образования.
8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
8.1. Тематика рефератов (докладов)


  1. Развитие образования в России в XVIII в.

  2. Идеи К. Д. Ушинского о народной педагогике.

  3. Педагогические теории второй половины XIX в.

  4. Педагогические идеи Л. Н. Толстого.

  5. Особенности развития образования в России в начале XX в.

  6. Этнопедагогика в России в первой половине XX в.

  7. Педагогическая теория А. С. Макаренко.

  8. В. А. Сухомлинский о культурных ценностях в содержании образования.

  9. Тенденции развития образования в России и мире во второй половине XX — начале XXI в.

  10. Современные концепции образования на основе национально-культурных традиций (Г. Н. Волкова, Т. И. Баклановой и др.).

  11. Психофизиологические особенности развития детей дошкольного возраста.

  12. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

  13. Кризис социального развития в подростковом возрасте.

  14. Особенности работы с детьми старшего школьного возраста.

  15. Особенности организации работы с молодежью в сфере этнокультурного образования.


8.2. Задания для самостоятельной работы студентов


№ п/п

Задание (тема)

Формы контроля

Формируемые компетенции

1

Выписать из справочной литературы несколько вариантов определений терминов: «теория», «методика», «этнос», «культура», «образование», «воспитание»

Конспект, семинар

ПК-22

2

Выписать из Концепции художественного образования в РФ (2001 г.) проблемы этнохудожественного образования

Конспект, семинар

ПК-27

3

Пути реализации концепции этнохудожественного образования

Конспект, семинар

ПК-27

4

Традиционные ценности воспитания русского народа

Конспект, семинар

ОК-8; ПК-1

5

Педагогические возможности традиционной русской культуры в формировании личностных качеств обучающихся

Конспект, тест

ПК-24

6

Роль народных традиций в воспитании детей

Эссе, семинар

ОК-8; ПК-27

7

Составить план-конспект занятия в сфере этнокультурного образования

Конспект, семинар

ПК-1


8.3. Примеры тестовых заданий
1. Организация рационального и содержательного досуга людей на основе народной культуры, удовлетворение и развитие культурных потребностей населения являются целью:

а) этнохудожественного образования;

б) этнокультурного образования;

в) этнокультурной деятельности;

г) этнокультурного воспитания.

2. Понимание ценностей этнокультуры, осознание и ценностной природы и преемственности в развитии культуры является … компонентом этнокультурной компетентности (выберите верное определение):

а) когнитивно-познавательным;

б) эмоционально-мотивационным;

в) аксиологическим;

г) художественно-операциональным;

д) поведенческим;



е) творческим.

3. Соотнесите высказывание с его автором:

А. «Все, чему следует учить в школе, - это учить работать. Школа есть место, где обрабатываются, систематизируются результаты своего личного опыта и приводятся в связь с результатами чужого.»;

Б. «Единственный метод образования есть опыт, а единственный критериум его есть свобода»;

В. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.»;

Г. «...подлинная школа - это не только место, где дети приобретают знания и умения,... подлинная школа - это многогранная духовная жизнь детского коллектива...»

а) Толстой Л. Н.;

б) Ушинский К. Д.;

в) Шацкий С. Т.;

г) Сухомлинский В. А.

4. ….. считал, что если человека правильно воспитывать с младенчества, то можно создать «новую породу людей», свободную от пороков общества, для чего предлагал создать сеть закрытых учебно-воспитательных учреждений (выберите верный вариант):

а) М. В. Ломоносов;

б) Н. А. Корф;

в) Л. Н. Толстой;

г) И. И. Бецкой;

д) А. С. Макаренко;

е) В. А. Сухомлинский;

ж) С. Т. Шацкий.

5. Ядром педагогической теории … является его учение о коллективе (выберите верный вариант):

а) В. А. Сухомлинского;

б) С. Т. Шацкого;

в) А. С. Макаренко;

г) Г. С. Виноградова;

д) Г. Н. Волкова.

8.4. Примерный перечень вопросов к экзамену

  1. Фольклор и его роль в этнокультурном образовании.

  2. Понятие о методе в этнокультурном образовании.

  3. Истоки этнокультурного образования.

  4. Современная система этнокультурного образования в России.

  5. Задачи этнокультурного воспитания детей.

  6. Специфика произведений народной художественной культуры.

  7. Формы организации этнокультурной деятельности детей.

  8. Деятельность педагогического коллектива по этнокультурному воспитанию детей.

  9. Методы этнокультурного воспитания.

  10. Функции этнокультурной деятельности.

  11. Педагогические идеи XIX в.

  12. Педагогические теории XX в.

  13. Образовательная и этнокультурная политика в РФ в начале XXI в.

  14. Образовательные учреждения и их роль в этнокультурной деятельности.

  15. Возрастные особенности детей дошкольного возраста и их учет при организации занятий в сфере этнокультурного образования.

  16. Особенности организации и проведения занятий с детьми подросткового возраста.

  17. Понятие «социальная технология», сущность и виды.

  18. Методика подготовки и проведения занятий в сфере этнокультурного образования.

  19. Требования к документации в сфере этнокультурного образования.

  20. Традиционные ценности воспитания русского народа.

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 071500.62 Народная художественная культура.


Рабочая программа учебной дисциплины составлена:

ст. преподавателем кафедры

хореографии Н.Г. Ганзюк

Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры хореографии

протокол №_1_от «30» августа 2013 г.

Зав. кафедрой В.И. Петриева

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ФКИ ТГПУ

протокол №_1_от «30» августа 2013 г.


Председатель методической комиссии Л.Г. Тимошенко


Лист внесения изменений в рабочую программу учебной дисциплины
Дополнения и изменения в рабочую программу учебной дисциплины на 2014 - 2015 учебный год:
п. 6.2. Дополнительная литература
1. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения: справ. для студентов: учеб. пособие для вузов / авт.-сост. А. В. Виневская; под общ. ред. И. А. Стеценко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 253 с.


Изменения в рабочую программу учебной дисциплины внесены:


ст. преподавателем кафедры



хореографии Н.Г. Ганзюк


Внесенные изменения в рабочую программу учебной дисциплины утверждены на заседании кафедры хореографии

Протокол № 1 от 29.08. 2014 г.



Зав. кафедрой В.И. Петриева
Изменения рабочей программы учебной дисциплины одобрены методической комиссией факультета культуры и искусств.

Протокол № 1 от 29.08.2014г.



Председатель методической комиссии

факультета культуры и искусств Л.Г. Тимошенко
Согласовано:

Декан факультета Е.А. Каюмова


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница