Учебно-методический комплекс дисциплины б в. 18 Спецсеминар по теории языка для образовательной программы 050100. 62 Педагогическое образование



Скачать 182.9 Kb.
Дата26.06.2016
Размер182.9 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования



«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

Кафедра теории языка и методики обучения русскому языку и литературе
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

б.3.в.18 Спецсеминар по теории языка

для образовательной программы

050100.62 Педагогическое образование

Профиль: Русский язык

Аннотация
УМК по дисциплине «Спецсеминар по теории языка» составлен для обучающихся очной формы обучения, по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профилю «Русский язык» , квалификация (степень) «Бакалавр».

Комплекс составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профилю «Русский язык».


Составные компоненты УМК

№п/п

Наименование

Вид/ наличие

1

Аннотация

Печат. и электр./ Кафедра

2

Рабочая программа, определяющая:

  • Цели изучения дисциплины,;

  • Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы;

  • Требования к уровню освоения программы;

  • Общую трудоемкость дисциплины и виды учебной работы;

  • Содержание учебной дисциплины;

  • Учебно-методическое обеспечение дисциплины;

  • Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателя и обучающихся;

  • Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Печат. и электрон.

Кафедра,


Папка

№ 12-5-10/1



3

Контрольно-измерительные материалы для текущей и рубежной аттестации

Печат. и электрон.

Кафедра,


4

Темы курсовых работ

Печат. и электрон.

Кафедра.

Составитель комплекса — к.ф.н., доцент кафедры теории языка и методики обучения русскому языку и литературе ИФФ ТГПУ Л.В. Дубина.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)

Утверждаю

Декан факультета

_______________/Т.В. Галкина/


«___» ___________ 20__ года

рабочая Программа учебной дисциплины
Б.3.в.15 Спецсеминар по теории языка

Трудоемкость (в зачетных единицах) ____6_____

Направление подготовки: 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Профиль подготовки: РУССКИЙ ЯЗЫК

Квалификация (степень) выпускника БАКАЛАВР


1. Цели изучения дисциплины

Цель спецсеминара «Язык Интернета» – познакомить обучающихся с одним из актуальных направлений в современной лингвистике и подготовить к написанию квалификационных работ по данной тематике. Курс также направлен на расширение кругозора, способствует формированию научно-лингвистического мышления.

Интернет играет огромную роль в жизни современного человека. Все больше форм коммуникации и других видов деятельности переносится в виртуальное пространство Интернета. В рамках данного курса изучаются особенности Интернета как коммуникативной среды и его влияние на речевое поведение людей и развитие языковых средств. Обучающиеся знакомятся с различными методиками исследования и описания языка в динамике его развития.


Задачи курса:

      1. ознакомление с основными направлениями исследования языка Интернета;

      2. изучение методов и приемов лингвистического исследования;

      1. подготовка к написанию курсовых работ.


2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Дисциплина «Спецсеминар по теории языка»» относится к вариативной части образовательной программы (дисциплины по выбору студента). Она представляет собой один из курсов, которое предоставляются обучающимся для ознакомления и выбора дальнейшего направления научно-исследовательского интереса

Данный курс изучается в третьем семестре после курсов «Введение в языкознание» и «Лексикология» и, таким образом, опирается на сформированные этими курсами профессиональные и специальные компетенции. Знания, умения и навыки, полученные в рамках спецсеминара в свою очередь могут быть использованы как при изучении других дисциплин лингвистического цикла, так и при написании квалификационных работ.
3. Требования к уровню освоения программы.

Работа в спецсеминаре по теории языка способствует формированию ряда общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра:



  • владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

  • способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

  • способность к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка (СК-1);

  • способность выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций (СК-2);

  • владение основными понятиями о функциях языка, соотношении языка и мышления, роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка (СК-3);

  • способность ориентироваться в дискуссионных вопросах языкознания и этапах его развития (СК-5);

  • готовность к лингвистическому анализу текстов с учетом знаний об уровневой системе русского языка и ее единицах в единстве их содержания, формы и функции (СК-12).

4. Общая трудоемкость дисциплины ___6___ зачетных единицы и виды учебной работы.


Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)

(час)


Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)


Всего

3 семестр

4 семестр

Аудиторные занятия

74

36

36

Лекции

0

0

0

Практические занятия и семинары

74

36

36

Занятия в активной и интерактивной форме

36

18

18

Самостоятельная работа

115

36

79

Курсовая работа







Курсовая работа

Формы текущего контроля




Тестирование, доклады (рефераты), беседы

Тестирование, доклады (рефераты), беседы

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом




зачет

экзамен 27


5. Содержание программы учебной дисциплины.
5.1. Содержание учебной дисциплины


п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Аудиторные часы


самостоятельные

Всего


Практики

(семинары)



В т.ч. в интерактивной форме

1

Язык Интернета как исследовательская проблема

4

4

2

6

2

Интернет как коммуникативная среда

8

8

4

6

3

Тенденции развития языка в Интернете

8

8

4

9

4

Направления исследования языка Интернета

16

16

12

24

5

Язык блогов

10

8

8

9

6

Языковая игра в Интернете

6

4

4

3

7

Основы научного исследования (методические рекомендации по написанию курсовых работ, представление результатов исследования)

22

22

14

58




Итого

74

74

36

115


5.2. Содержание разделов дисциплины.
Язык Интернета как исследовательская проблема.

Язык как развивающееся явление. Роль средств коммуникации в развитии языка. Интернет как канал коммуникации. Роль Интернета в современном обществе. Функционирование языка в Интернете. Проблемы определения и самоопределения языка в Интернете. Язык Интернета и компьютерный язык. Задачи исследования интернет-языка.


Интернет как коммуникативная среда.

Модель коммуникации Ласуэлла. Виды коммуникации. Технические особенности Интернета и их влияние на коммуникацию. Основные характеристики Интернета как коммуникативного пространства: возможности и ограничения.

Психологический аспект интернет-коммуникации. Проблема идентификации. Понятие виртуальности: виртуальная личность, виртуальное пространство, виртуальное сообщество.

Социологический аспект интернет-коммуникации.

Лингвистический аспект интернет-коммуникации. Специфические языковые средства Интернета.
Тенденции развития языка в Интернете

Смешение особенностей устной и письменной речи в Интернете. Стирание границ между стилями речи. Тенденция к деформализации. Тенденция к сверхформализации.

Понятие гипертекста. Влияние гипертекстовой природы Интернета на функционирование языка (лексика, синтаксис).

Освоение заимствованной лексики в языке Интернета. Кальки и новообразования.

Распространение речевых особенностей интернет-общения за пределы Интернета.
Направления исследования языка Интернета.

Задачи, методы и приемы описательной лингвистики. Принципы описания лексики. Лексические явления в Интернете, представляющие интерес для научного описания. Исследования в данной области.

Задачи, методы и приемы функциональной лингвистики. Функционально-стилистическое анализ интернет-текстов.

Задачи, методы и приемы коммуникативной лингвистики. Понятие дискурса. Язык Интернета как объект дискурсивного анализа. Исследования виртуального дискурса. Специфические жанры интернет-коммуникации. Стратегии и тактики виртуального дискурса.


Язык блогов.

Определение блога. Жанровая природа блога. Стилевые особенности языка блогов. Речевые жанры блога: сообщение (пост), комментарий. Средства самопрезентации автора в рамках блога: вербальные и невербальные.


Языковая игра в Интернете.

Роль игры в интернет-коммуникации. Виды игр в Интернете. Средства языковой игры: фонетические, семантические, словообразовательные. Игра с прецедентными текстами.


Основы научного исследования.

Требования к содержанию и оформлению курсовой работы.

Работа с источниками: поиск материала, критическая оценка материала, конспектирование и реферирование. Правила оформления списка литературы.

Методы сбора и обработки материала.

Методы и приемы анализа лингвистического материала. Экспериментальные методики исследования. Верификация результатов. Представление результатов.

Нормы научного стиля речи.

Этика научного исследования.

Оценка и рецензирование научных работ.



6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
6.1. Основная литература


  1. Дубина Л.В. Язык в Интернете: проблемы определения и самоопределения / Л.В. Дубина // Русская речевая культура и текст ; под ред. Н. С. Болотновой. - Томск : Издательство Томского ЦНТИ, 2010. - С. 37-42.

  2. Интернет-СМИ : теория и практика : учебное пособие для вузов / [авт. : А. О. Алексеева, Е. Л. Вартанова, Л. А. Круглова и др.] ; под ред. М. М. Лукиной.-М. : Аспект Пресс, 2010.-346 с.


6.2. Дополнительная литература


  1. Бочавер С.Ю. Язык без границ / С.Ю. Бочавер // Логический анализ языка. Лингвофутуризм. Взгляд языка в будущее. - М.: Индрик, 2011. - С. 31 - 36.

  2. Громов Г.Р. От гиперкниги к гипермозгу : информационные технологии эпохи Интернет : эссе, диалоги, очерки / Г. Р. Громов. - М.:Радио и связь, 2004. - 204 с. URL : http://www.netvalley.com/library/book2004_w051411/table_of_content.htm

  3. Гусейнов. Г Берлога веблога. Введение в эрратическую семантику : [электронная версия статьи] / Г. Гусейнов. - URL : http://speakrus.ru/gg/microprosa_erratica-1.htm

  4. Гусейнов.Г Заметки к антропологии русского Интернета: особенности языка и литературы сетевых людей : [электронная версия статьи] / Г. Гусейнов. - URL : http://magazines.russ.ru/nlo/2000/43/main8.html

  5. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете : [электронная версия статьи] / А. Жичкина. - URL : http://septemberfox.ucoz.ru/biblio/zgichkina.html

  6. Калашникова А.А. Языковая личность в русскоязычном блоге : когнитивно-прагматический аспект / А.А. Калашникова / Автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Ростов-на-Дону, 2011.

  7. Казнова Н.Н. Трансформация языковой личности в интернет-коммуникации (на примере французской блогосферы) / Н.Н. Казнова / Автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Пермь, 2011. URL : http://www.psu.ru/psu2/files/0504/Kaznova_20_10_11.pdf

  8. Картины русского мира : современный медиадискурс : [монография] / [З. И. Резанова, Л. И. Ермоленкина, Е. А. Костяшина и др. ; ред. З. И. Резанова]. – Томск : СК-С, 2011. – 287 с.

  9. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации / В. Б. Кашкин. – URL : http://kachkine.narod.ru/CommTheory/Contents/Contents.htm

  10. Кортунов, Вадим Вадимович. Бегство от реальности или Оборотная сторона телекоммуникационных технологий / В. В. Кортунов. – М.: Б. и., 2003. – 166 с.

  11. Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва / М. Кронгауз. – М. : Знак, 2009

  12. Лутовинова О.В. Виртуальный дискурс: к определению понятия : [электронная версия статьи] / О.В. Лутовинова. – URL : http://www.lingvomaster.ru/files/178.pdf

  13. Рябцева, Н.К. Тенденция к интеллектуализации в современной культуре / Н.К. Рябцева // Логический анализ языка. Лингвофутуризм. Взгляд языка в будущее. – М.: Индрик, 2011. – С. 110 - 123.

  14. Черных, А. Мир современных медиа / А. Черных. - М. : Территория будущего, 2007. – 308 с.

  15. Шилина, М.Г. Интернет-коммуникация: исследовательские концепции XXI века. К вопросу формирования категориально-понятийного аппарата : [электронная версия статьи] / М.Г. Шилина // Медиаскоп. – Вып. №2, 2012 г. – URL : http://www.mediascope.ru/node/1081

  16. Шмелева, Е.Я. Русский язык в ХХI веке : опыт лингвофутурологии / Е.Я. Шмелева // Логический анализ языка. Лингвофутуризм. Взгляд языка в будущее. – М. : Индрик, 2011. – С. 169 - 178.

  17. Юдина Т.В. Универсальные и специфические характеристики Интернета как формы коммуникации : [электронная версия статьи] / Т.В. Юдина. – URL : http://evartist.narod.ru/text12/18.htm#з_01

  18. Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке : [монография] / [редкол. : В. З. Демьянков и др. ; под ред. М. Н. Володиной]. – М. : Академический Проект, 2011. – 331 с.



6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Программа дисциплины, методические рекомендации для обучающихся, учебно-методическая и научная литература.

Информационно-технические средства обучения (компьютер, интерактивная доска, интернет-ресурсы).
6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).



п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины (модуля)

Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1

Направления исследования языка Интернета.

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007


Специализированная аудитория (оснащение: мультимедиа-проектор, ноутбук, экран, акустическая система, интерактивная доска)



7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

7.1. Методические рекомендации преподавателю
Работа по курсу ведется в форме семинарских и практических занятий. Семинарские занятия проводятся в форме беседы или диспута, предполагающих, что обучающиеся заранее ознакомлены с источниками. Материалом для рассмотрения и критического анализа являются актуальные научные исследования по данной тематике. Используются элементы моделирования, ролевой игры, мультимедийные средства.

Первая часть курса представляет собой введение в научную проблематику семинара. После определения и конкретизации направления исследования предметом обсуждения в семинаре становятся уже самостоятельные наработки обучающихся и возникающие в процессе работы проблемы.



7.2. Методические рекомендации для студентов.
Текущая аттестация проводится в форме оценки выступления в семинаре и участия в общих проектах.

Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к семинарским занятиям и работу над квалификационным научным исследованием.

Организация самостоятельной работы обучающихся:

Тема/вопрос

Кол-во часов

Формы работы

Источники

Язык Интернета как исследовательская проблема

6

Подготовка к обсуждению вопросов семинара:

1. Какие факторы влияют на развитие языка?

2. Интернет как фактор развития языка.


3,4, 15,18.

Интернет как коммуникативная среда

6

Подготовиться к ответу на вопросы:

1. Технические возможности и ограничения Интернета как канала коммуникации.

2. Социально-психологические аспекты интернет-коммуникации.


7,11, 17,19.

Тенденции развития языка в Интернете

9

Подготовиться к дискуссии по теме.

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности речевого поведения людей в Интернете и связанные с ними языковые явления.

2. Ваше отношение к этим явлениям.

3. Возможность влияния Интернета на развитие языка в целом.


5,6, 12, 13.

Направления исследования языка Интернета

24

1. Чтение и реферирование статьи.

2. Чтение и реферирование статьи

3. Подготовка обзорного реферата по одной из тем раздела (см.: тематика рефератов)


17.

14.


Язык блогов

9

Чтение научной работы и подготовка к обсуждению в семинаре

8.

Языковая игра в Интернете

3

Подготовка к занятию: поиск примеров языковой игры.

Интернет

Основы научного исследования (методические рекомендации по написанию курсовых работ, представление результатов исследования)

58

1. Самостоятельный сбор литературы по теме исследования.

2. Анализ источников и написание теоретической (реферативной) части.

3. Сбор материала и написание практической (исследовательской) части.

4. Представление докладов по теме курсовой работы. Анализ и оценка работы других обучающихся (предзащита).



Список литературы.

Библиотека.

Интернет.

Рубежный контроль (контрольная точка) проводится в форме тестирования (письменно).

Завершением курса является написание курсовой работы.
8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
8.1. Тематика рефератов.


  1. Интернет-коммуникация как психологическая проблема.

  2. Словари Интернет языка.

  3. Исследования виртуального дискурса в современной лингвистике (обзор).

  4. Интернет как средство массовой информации.



8.2. Тест рубежного контроля (образец):


      1. Являются ли синонимичными понятия «Интернет» и «электронные средства связи»? (Да/нет).




      1. Являются ли синонимичными понятия «Интернет» и «виртуальное пространство»? (Да/нет).




      1. По мнению О. В. Лутовиновой более широким является понятие

а) компьютерный дискурс;

б) виртуальный дискурс.




      1. Анонимность как основная характеристика интернет-коммуникации подразумевает:

а) обязательное использование псевдонимов;

б) сокрытие личных данных;

в) физическую непредставленность собеседника.


      1. Особенностью Интернета как СМИ является:

а) наличие массового анонимного адресата;

б) использование разговорных средств в текстах публицистического характера;

в) отсутствие гарантий достоверности информации.


      1. Намеренное отступление от правил письменной речи в интернет-коммуникации называется ___________________ (открытый ответ)




      1. Проявлением тенденции к сверхформализации является:

а) Строгое соблюдение норм письменной литературной речи в интернет-общении;

б) Требование соблюдения литературных норм в интернет-сообществе;

в) Установление в журнале или интернет-сообществе специфических речевых норм, обязательных для всех посетителей (участников).


      1. Ваше отношение к графическим значкам-эмотиконам (смайликам).

      1. Они обедняют речь, вытесняя лексические и синтаксические средства выразительности;

      2. Они служат заменой недоступных в интернет-общении невербальных средств коммуникации.

      3. Они являются новым средством выразительности в дополнение к традиционным.

      4. Все утверждения верны.

Дайте развернутый ответ в виде короткого эссе. (Примечание: оценивается аргументация, а не выбор варианта)



    1. Темы курсовых работ

1. Аббревиатуры в языке Интернета.

2. Неомотивация в языке Интернета.

3. Освоение английских заимствований в языке Интернета.

4. Словарь жаргона виртуального сообщества (на выбор).

5. Средства выражения экспрессии в интернет-коммуникации.

6. Стилевые особенности языка блогов.

7. Средства создания образа личности в интернет-коммуникации.

8. Терминологический словарь Интернета.

9. Типы прецедентных текстов виртуального дискурса.

10. Функционирование прецедентных текстов в языке блогов.

11. Явление деформализации (нарушение норм письменной речи) в интернет-коммуникации.

12. Явление сверхформализации в интернет-коммуникации.

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование


Рабочая программа учебной дисциплины составлена:

к.ф.н., доцентом кафедры теории языка

и методики обучения русскому языку и литературе ____________Л.В. Дубиной
Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры теории языка и методики обучения русскому языку и литературе ИФФ,

протокол № ____ от «___» ___________ 20 __ г.

Зав. кафедрой ________________________О.В. Орлова
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена учебно-методической комиссией ИФФ

Протокол № ________ от «____»______________ 20___г.


Председатель учебно-методической комиссии ИФФ ________________С.М. Карпенко


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница