Учебно-методический комплекс дисциплины б2 Философия



страница1/17
Дата30.04.2016
Размер2.75 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.Б2 Философия

Основная образовательная программа подготовки бакалавра

по направлению подготовки бакалавриата
100100.62 Сервис (профиль «Сервис в индустрии моды и красоты»)

Утверждено на заседании кафедры

философии, политологии и права

факультета истории и социальных наук

(протокол №__1_от__31.08._2012_ г.)
Зав. кафедрой

___________________ Штец Т.П.



Структура учебно-методического комплекса дисциплины
1. Программа учебной дисциплины
2. Автор программы: к.ф.н., доцент Виноградов А.И.
3. Рецензенты: к.ф.н., доцент Штец Т.П.

4. Цели освоения дисциплины

Курс нацелен на создание у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также формирование и развитие философского мировоззрения. Его основная цель - развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.


5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены типов познания в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. Теоретический раздел курса включает в себя основные проблемы бытия и познания, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностном планах. Кроме того, особое внимание уделяется реализации принципов конкурентности и взаимодополняемости различных концепций по отдельным философским проблемам.

Курс философии предполагает предварительное знакомство студентов с материалом курса истории.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

В результате освоения курса философии должны быть сформированы общекультурные компетенции ОК-7: способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков и ОК-12: способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать:

- этапы становления философии как науки;

- основные категории и методы исследования философии;

- наиболее распространенные в мировой и отечественной философской мысли подходы и концепции изучения философии;

- сущность, социальные институты, структурную организацию и функциональные возможности философии;

- основные черты, факторы развития и достижения на различных этапах исторического развития;

- особенности, социодинамику, важнейшие достижения отечественной философии на основных этапах ее развития;

- проблемы взаимодействия общества и культуры, личности и культуры;

2) Уметь:

- самостоятельно анализировать энциклопедическую, справочную, научную и методическую литературу, составлять конспекты, грамотно излагать суть изученного, выступать с сообщениями и докладами;

- применять теоретические знания для анализа многообразных явлений и событий общественной жизни и давать им самостоятельную оценку;

- ориентироваться в вопросах мирового, российского и регионального культурного развития;

- находить междисциплинарные связи философии с другими учебными дисциплинами.

3) Иметь навык:

- активного поиска необходимой информации, умения четко формулировать мысль, высказывать и защищать собственную точку зрения по актуальным философским проблемам;

- выработки объективной и принципиальной эстетической и художественной позиции в осмыслении мозаичного мира современного эстетического и художественного плюрализма, ориентации в сущности прекрасного и безобразного, истинно художественного и подделок, вечного и преходящего.
7. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, (из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов) 108 часов




№ п/п

Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость в

часах и ЗЕТ



Всего аудит.

Часов в интерактивной форме. (из ауд.)

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часы на СРС

(для дисциплин с экзаменом, включая

часы на экзамен)*


1

100100.62 Сервис (профиль «Сервис в индустрии моды и красоты»)


1

2

108/3

16

2

6

10

-

83

экзамен



8. Содержание дисциплины
Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часов на СРС

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часов на СРС

1

Философия, ее предмет и место в культуре человечества

2/1

1/1

1

-

15

/













2

Исторические типы философии

2/1

1/1

1

-

15
















3

Онтология

3

1

2

-

15
















4

Гносеология

3

1

2

-

15
















5

Антропология

3

1

2

-

13
















6

Социальная философия

3

1

2

-

10






















16/2

6

10

-

83

















9. Содержание разделов дисциплины.
Раздел 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества (4 часа)
Мировоззрение и его историко-культурный характер. Мироощущение и мировосприятие. Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровни мировоззрения. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное. Мировоззрение и убеждения. Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи.

Предмет философии. Влияние обыденного опыта и теоретических установок на формирование философских взглядов. Философия как самосознание культуры. Основные аспекты философского знания. Функции философии. Роль философии в кризисные периоды развития общества. Изменение предмета философии в ходе истории.



Раздел 2. Исторические типы философии (10 часов)

Особенности философии в Древнем мире: космоцентризм, проблема «первоначал» меры (гармонии, красоты). Представители: Фалес, Гераклит, Пифагор (первые натурфилософы), Демокрит, Эпикур (атомисты), Платон, Аристотель.

Теоцентризм Средних веков. Представление о патристике и схоластике, полемике номиналистов и реалистов. Особенности свободомыслия в Средние века Антропоцентризм, прометеизм и пантеизм в философии Возрождения (Н. Кузанский). Становление нового метода и новых представлений о мире (Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей).

Эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс), сенсуализм (Д. Локк, Д. Беркли) и рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) в философии Нового времени. Материализм и деизм мыслителей Нового времени и эпохи Просвещения (Ламетри, Вольтер, Руссо).

Основные направления и школы философии в XIX - XX веках. Линия идеализма: И. Кант, Г. Гегель, религиозная западная (персонализм, неотомизм) и религиозная русская философия (B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев), экзистенциализм, философская антропология. Линия материализма: Л. Фейербах, Н.Г. Чернышевский, К. Маркс, В.И. Ленин. Позитивистская ориентация: от позитивизма к постпозитивизму. Основные идеи структурализма и герменевтики.
Раздел 3. Онтология (10 часов)

Учение о бытии. Содержание и соотношение понятий: бытие и небытие. Самоорганизация бытия. Идеи синергетики в изменении взглядов на мир и его познание.

Понятие субстанции. Монистические и плюралистические концепции бытия. Понятия материального и идеального. Эволюция представлений о материи в философии и естествознании.

Понятие картины мира. Научные, философские и религиозные картины мира.

Пространство и время. Эволюция представлений о пространстве и времени. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.
Раздел 4. Гносеология (12 часов)

Развитие представлений о сознании от аниматизма и анимизма к «чистому» сознанию в феноменологии Э. Гуссерля и к идее эволюции форм отражения. Социальная обусловленность сознания его общественно-историческая сущность.

Сознание, самосознание и личность. Сознание как субъективная реальность. Идеальность сознания. Структура сознания. Самосознание и личность. Сознательное и бессознательное в психике человека.

Познание, творчество, практика. Познание как деятельность, направленная на получение знаний, соответствующих действительности.

Субъект и объект познания. Познание как отражение действительности. Формы чувственного и рационального познания, их взаимодействие.

Понятие творчества. Познание как творчество. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности (в процессах воображения, интуиции, логического мышления).

Понятие практики. Основные виды практики. Практика как основа и цель познания.

Вера и знание. Понятие веры. Соотношение веры и знания в истории познания.

Понимание и объяснение в обыденном и научном познании, в герменевтике - «философии понимания».

Проблема истины и ее критериев. Классическое и неклассическое понимание истины. Проблема критерия истины. Практика как критерий истины. Истина и заблуждение. Критика релятивизма и догматизма. Истина и ценность (оценка, польза). Истина и правда. Правда и ложь.

Понятие науки. Критерии научности, их изменение в истории культуры.

Особенности научного познания, его отличия от философского, религиозного, обыденного познания. Вненаучное знание, его формы, разновидности. Проблема соотношения научного и вненаучного познания действительности. Понятие об этике науки и ответственности ученых.

Структура научного познания, его методы и формы.

Структура научного познания. Объект и предмет науки. Основания науки: идеалы и нормы исследования, научная картина мира и стиль мышления, философские основания. Эмпирический и теоретический уровни, их особенности и взаимодействие.

Формы и методы научного познания. Формы научного познания: научный факт, проблема (с греч. problema - преграда, трудность, задача как сложный вопрос или ряд вопросов, требующих изучения), идея, гипотеза, теория. Структура теории (теоретического знания).

Методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение, описание. Общелогические методы познания: абстрагирование, обобщение, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование. Методы теоретического исследования и построения теории: идеализация, формализация, системно-структурный подход, единство исторического и логического, восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный методы.

Рост (динамика) научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Представления о научных революциях и преемственности знаний. Типы рациональности. Рациональность классическая и неклассическая.
Раздел 5. Антропология (12 часов)

Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Специфика человеческой деятельности. Человек как духовное существо. Философия, антропология, психология, теология о духовности человека. Социальная и биологическая продолжительность жизни человека. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни. Человеческая судьба. Концепции предопределения и судьбы человека в учениях прошлого и в настоящее время.

Человек в системе социальных связей. Человек и человечество. Основные характеристики человеческого существования - неповторимость, способность к творчеству, свобода.

Понятие свободы и его эволюция. Взгляд на свободу с позиции технократических и бихевиористских концепций. Свобода «внешняя» и «внутренняя», свобода «от» и свобода «для». Свобода и произвол; свобода и анархия; свобода и необходимость; свобода и ответственность; свобода выбора.

Человек, индивид, личность. Личность и массы. Роль социальной и культурной среды в формировании личности. Генезис личностного начала в истории. Роль культуры в социализации личности. Индивидуализм и конформизм. Проблема типизации личности.

Историческая и выдающаяся личность. Личность в эпохи социальных катастроф. Личность в компьютеризованном мире.


Раздел 6. Социальная философия (12 часов)

Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории. Проблема построения теоретической модели общества. Структура общества и его система. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество и государство. Культура и цивилизация; критерии их типологии. Аналитические и синтетические концепции цивилизаций. Проблемы кризиса, распада, взлета и упадка, становления и уровня развития культур и цивилизаций.

Логика истории и ее смысл. Вариативность конкретных исторических процессов (регресс, прогресс, цикл, отклонение, тупиковые варианты). Специфика необходимост Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории. Проблема построения теоретической модели общества. Структура общества и его система. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество и государство. Культура и цивилизация; критерии их типологии. Аналитические и синтетические концепции цивилизаций. Проблемы кризиса, распада, взлета и упадка, становления и уровня развития культур и цивилизаций.

и в историческом процессе. Соотношение стихийности и сознательности. Проблема типологизации исторического процесса (О.Шпенглер, К.Маркс, А.Тойнби, М.Вебер).

Философия истории о динамике общественного развития (Н.Бердяев, Н.Данилевский) и социальном прогрессе (Дж.Вико, Ж.А.Кондорсе, Ж.-Ж.Руссо). Человек в историческом процессе. Насилие и ненасилие: их разновидности. Стимулы и потенциалы общественного развития.
10. Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины



Форма самостоятельной

работы


Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Философия, ее предмет и место в культуре человечества

Подготовка рефератов по темам раздела




Защита реферата

2

Исторические типы философии

Составление таблицы со сведениями о жизни, работах и основных идеях философов




Представление таблицы

3

Онтология

Подготовка докладов по темам раздела




Выступление с докладом

4

Гносеология

Конспектирование первоисточников




Конспекты первоисточников

5

Антропология

Подготовка рефератов по темам раздела




Защита реферата

6

Социальная философия

Подготовка рефератов по темам раздела




Защита реферата

Нумерация разделов указывается в соответствии с пунктом 9.


К разделу 1: темы рефератов:

    1. Влияние мировоззрения на исторические судьбы человека и общества.

    2. Мифология: прошлое и настоящее.

    3. Философия – наука или мировоззрение?

    4. Философия как самосознание эпохи.

    5. Философия и философствование.

    6. Историческое изменение предмета философии.

    7. Специфика философского знания, основные вопросы философии.

    8. Структура философского знания.

    9. Место философии в системе гуманитарного знания.

    10. Философия и мораль.

    11. Философия и искусство.

    12. Философия и религия.




К разделу 2: составление таблицы:

Каждый студент самостоятельно составляет таблицу философов по следующей схеме: фамилия, имя, отчество философа; годы жизни; страна проживания; основные работы; принадлежность к философским школам; до пяти основных идей философа.

(Образец: Платон 427-347 гг. до н.э.; Древняя Греция; «Диалоги»; объективный идеализм; «первичен мир идей», «человек – синтез души и тела».)
К разделу 3: подготовка докладов:

Требования к докладам:

Доклад готовится обязательно с использованием первоисточников.

Время выступления – 5-8 минут, с последующим обсуждением в аудитории.

Структура доклада:


  • Введение (1-2 мин.) – краткая характеристика эпохи и особенности появления данного учения, или краткая биография философа и того времени, в котором он жил.

  • Основная часть (4-5 мин.) главные идеи учения, со ссылкой на тексты.

  • Заключение – краткие авторские выводы и значение данного учения.

Если по какой-либо причине (из-за нехватки времени) докладчик не успел выступить на семинаре, то оценка может быть выставлена преподавателем на основании текста доклада и устного собеседования со студентом.

Если студента тема доклада заинтересовала и он ее подробно проработал, то доклад может затем быть развернут в соответствующий реферат по философии.



11. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030600.62 История, реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.



    Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50 % аудиторных занятий.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница