Учебно-методический комплекс дисциплины дн (М). В 2 «Тренинг развития коммуникативных умений»



страница1/10
Дата30.04.2016
Размер1.98 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ДН (М).В.5.2
«Тренинг развития коммуникативных умений»
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению

«050700-Педагогика»

профиль «Технологии подготовки специалиста дошкольного образования»







Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического

института

(протокол № 5 от 17 января 2012г.)
Зав. кафедрой

____________ (Синкевич И.А.)

2012


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1. Авторы-составители программы:

Плужникова Н.И., старший преподаватель;

Недосека О.Н., кандидат психологических наук, доцент
1.2. Рецензенты:

Синкевич И.А., кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой психологии МГГУ

Храпенко И.Б., кандидат психологических наук, доцент, декан психологического факультета МГИ (г. Мурманск)

1.3. Пояснительная записка

Учебный курс «Тренинг развития коммуникативных умений» нацелен на освоение студентами базовой технологии общения, которая является необходимым и крайне важным компонентом профессиональной деятельности психологов.

Для будущего педагога-психолога искусство развивающего, личностно-ориентированного общения имеет особое значение, так как дети могут максимально раскрыть свой интеллектуально-познавательный и творческий потенциал только в условиях психологически благоприятных для осуществления познавательной и творческой деятельности, а создание таких условий во многом зависит от коммуникативной компетентности и гуманистической ориентированности психолога.

Курс «Тренинг развития коммуникативных умений» опирается на теоретические положения, рассматриваемые в рамках учебных курсов «Социальная психология», «Общая психология», «Возрастная психология» и «Педагогическая психология», являясь их логическим продолжением, позволяющим расширить знания и умения студентов по вопросам, связанным со спецификой общения с учениками, их родителями, учителями.



Цель курса – освоение студентами психотехнологии межличностного, развивающего по своему характеру общения.

Задачи курса:

  • Обеспечить понимание студентами природы, закономерности и механизмов эффективного общения и его технологической организации

  • Развить личные коммуникативные качества, компетентность в общении, профессионально зрелый и эффективный стиль общения

  • Привить навыки владения техникой общения в широком диапазоне их использования

  • Сформировать умение применять технологию общения в различных ситуациях профессиональной деятельности

  • Развить умения самопознания и рефлексии студентов

В общей системе подготовки специалиста данный курс ориентирован на личность студента, на повышение его личностной и коммуникативной зрелости, и по отношению к предметно-ориентированным дисциплинам он играет скорее вспомогательную, чем основную роль. Однако это обстоятельство не снижает ценности данного курса, а наоборот подчёркивает его особое значение, так как даже очень способный специалист-предметник может испытывать серьёзные затруднения в реализации своих профессиональных задач в случае недостаточно развитых коммуникативных навыков и умений.

Структура данного курса включает 2 раздела.

1 раздел – «Введение в психотехнологию общения» - раскрывает суть ключевых проблем общения и описывает методы диагностики коммуникативной компетентности.

2 раздел – «Психотехнология общения» - посвящен описанию и усвоению конкретных техник, способов и приёмов эффективного взаимодействия: особенностей невербального общения, ролевого общения, активного слушания, установление психологического контакта, коммуникативного влияния, построение диалога, управление общением.

Данная дисциплина включает лекционные и практические занятия.

На лекционных занятиях осваиваются теоретико-методические основы психологии общения.

На практических занятиях осваиваются профессионально важные коммуникативные навыки и умения посредством использования различных методов активного социально-психологического обучения: психогимнастика, групповые дискуссии, ролевые игры. Эти методы позволяют осознать существующие коммуникативные барьеры и неэффективные когнитивно-поведенческие стереотипы в различных ситуациях и выработать новые, более эффективные способы решения профессиональных и личных проблем в общении с другими людьми.



Динамические особенности занятия-тренинга проявляются в специфике групподинамических процессов, последовательное развёртывание которых предполагает наличие вступительной фазы психологической подготовки (разминки); основной фазы решения сложных содержательных задач по поставленной проблеме; завершающей фазы коррекции состояний и отношений участников группы. Нарушение этой последовательности (невключённость хотя бы одной из указанных фаз) может привести либо к снижению обучающего эффекта, либо к его полному отсутствию, либо к возникновению негативных эффектов (нарушение атмосферы психологической безопасности; деформация межличностных отношений; психологическое травмирование отдельных участников и др.).

Указанные структурно-динамические особенности лабораторных занятий-тренингов обусловливают, в свою очередь, и организационную специфику этих занятий – прежде всего их продолжительность и время проведения.

Продолжительность каждого занятия должна быть не менее 4-ёх академических часов, т.к. это минимально возможное время для реализации поставленных задач (см. структуру занятия) для осуществления целостного, завершённого акта психологического воздействия с целью преднамеренных изменений психологических характеристик отдельных участников и группы в целом (см. динамику занятия).

Время проведения занятий должно соответствовать не началу, а концу учебного дня – после этих занятий у студентов должно быть достаточно времени для переработки, осмысления, ретрорефлексии пережитого опыта и новой информации, поэтому после тренинговых занятий нельзя планировать другие дисциплины.

Идеальная организационна модель социально-психологического тренинга – это тренинг-«марафон», в котором без временных разрывов и вмешательств других дисциплин сразу вырабатывается вся целевая программа тренинга.

Осваивая данный курс, студенты должны:



  • Знать закономерности и механизмы межличностного и профессионального общения, эффективные способы его организации;

  • Уметь применять технологии общения в различных ситуациях профессиональной и личной жизни для повышения качества жизнедеятельности в целом.

  • Владеть навыками:
    • эффективного межличностного и педагогического общения
    • составления, организации и проведения тренинговых занятий
    • разрешения проблемных ситуаций, возникающих в ходе межличностного и педагогического общения

При подготовке данной программы выборочно использовались материалы программы курса «Тренинг общения», подготовленной кандидатом психологических наук, доцентом Битяновой Н. Р. для Международной Педагогической академии.


    1. Извлечение из ГОС ВПО - не предусмотрено

1.5. Объём дисциплины и виды учебной работы


Шифр и наименование специальности



Курс


Семестр


Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчётности)

Трудоёмкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

«050700-Педагогика» профиль «Технологии подготовки специалиста дошкольного образования»




3

6

110

40

18

22




70

зачёт



1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени




№ п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часов на СРС

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часов на СРС



Раздел I. Введение в психотехнологию общения






























1.


Проблемы и технология общения

2

2
























2.

Диагностика коммуникативной компетентности


10

4

6
























Раздел 2. Психотехнология общения
































3.

Невербальное общение


6

2

4





















4.

Ролевое общение


2

2
























5.

Активное слушание


4

2

2





















6.

Психологический контакт в общении


6

2

4





















7.


Коммуникативное влияние и диалог

6

2

4





















8.


Управление общением

4

2

2























Всего


40

18

22




70


















1.6.2 Содержание разделов дисциплины (модуля) (указать краткое содержание раздела (темы) с обязательным указанием номера раздела (темы).
Тема 1. Проблемы и технология общения

Роль общения в современном мире, повседневной жизни людей, деятельности педагога.

Понятие общения: функции, механизмы, средства, структура, виды, различные концепции и модели общения. Технологический подход к общению.

Навыки владения техникой общения. Умение строить общение в различных ситуациях деятельности и жизнедеятельности.

Литература:


  1. Андреева Г. Н. Социальная психология. – М. 1998. С. 84 – 135.

  2. Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. – Новосибирск. 1999. С. 11 – 61.

  3. Добрович А. Общение: наука и искусство. – М. 1996. С. 53 – 75.

  4. Рогов Е. И. Психология общения. – М. 2004. С. 6 – 38.


Тема 2. Диагностика коммуникативной компетентности

Требования к личности педагога. Понятие коммуникативной компетентности. Коммуникативные качества личности педагога.

Способы и приёмы диагностики компетентности в общении.

Самодиагностика и самоанализ компетентности в общении. «Я – концепция» коммуникативного потенциала личности. Особенности и способы построения коммуникативного автопортрета.

Понятие и характеристика стиля общения. Механизмы развития стиля общения. Пути овладения культурой общения.

Литература:



  1. Батаршев А. В. Психодиагностика способностей к общению. – М. 1999. С. 59 – 150

  2. Белинская Е. П., Тихомандритская О. А. Социальная психология личности. – М. 2001. С. 211 – 260

  3. Елесеев О. П. Практикум по психологии личности. – СПб. 2003. С. 119 – 149

  4. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М. 1999. С. 80 – 180


Тема 3. Невербальное общение

Соотношение вербального и невербального общения. Основные средства невербального общения: мимика, взгляд, улыбка, жесты, поза, дистанция. «Чтение» невербальных признаков в общении. Использование невербальных средств в различных ситуациях общения. Техника невербального общения и способы овладения ею.

Литература:


  1. Бодалёв А. А. Восприятие и понимание человека человеком. – М. 1982. С. 16 – 32

  2. Лабунская В. А. Психология экспрессивного поведения. – М. 1989. С. 3 - 21

  3. Семёнова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости. – М. 2002. С. 92 – 115

  4. Социальная психология личности в вопросах и ответах / под редакцией Лабунской В. А. – М. 1999. С. 143 – 178

Тема 4. Ролевое общение

Ролевая природа, структура и механизмы общения. Психологическая характеристика коммуникативных ролей и позиций. Уровни общения и особенности ролевого взаимодействия.

Трансактный анализ Э. Бёрна. Восприятие и понимание ролевых параметров коммуникатора. Игры и манипуляции в общении. Приёмы ролевого общения.

Литература:



  1. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди, люди которые играют в игры. – СПб. 1992. С. 8 - 53

  2. Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. Практикум. – Новосибирск. 1999. С. 9 - 119

  3. Социальная психология личности в вопросах и ответах / под редакцией Лабунской В. А. – М. 1999. С. 274 - 308

  4. Панкратов В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. – М. 2000. С. 8 – 32


Тема 5. Активное слушание

Ситуации общения и их типология. Понятие ориентировки в ситуации общения. Мотивационно-целевой контекст общения, пространственно-временные условия и личностные особенности партнёра.

Типология собеседников. Умение слушать и понимать собеседника. Психологическая наблюдательность коммуникатора. Приёмы слушания и понимания собеседника.

Литература:



  1. Семёнова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости. – М. 2002. С. 66 – 92

  2. Социальная психология личности в вопросах и ответах / под редакцией Лабунской В. А. – М. 1999. С. 257 – 274

  3. Атватер И. Я вас слушаю. Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. – М. 1988. С. 8 – 50

  4. Мицич П. Как проводить деловые беседы. – М. 1987. С. 56 – 76; 107 – 136


Тема 6. Психологический контакт в общении

Понятие и психологическая характеристика контакта в общении. Психологические механизмы установления контакта.

Техника самоподачи коммуникатора. Приёмы вовлечения в общение. Техника создания и использования оптимальной обстановки в общении. Приёмы мотивирования партнёра. Техника эмоционального влияния. Приёмы налаживания взаимопонимания. Техника доверительного общения. Особенности установления психологического контакта с разными партнёрами и в разных ситуациях деятельности.

Литература:



  1. Добрович А. Общение: наука и искусство. – М. 1996. С. 89 – 111; 115 – 142; 165 – 172

  2. Изард К. Эмоции человека. – СПб. 2000. С. 72 – 90; 187 – 197

  3. Ниренберг Дж., Калеро Г. Читать человека - как книгу. – М. 1990. С. 7 - 34

  4. Психогимнастика в тренинге / под редакцией Хрящёвой Н. И. – СПб. 1999. С. 48 – 58

Тема 7. Коммуникативное влияние и диалог

Психологическая характеристика вербального общения. Голос, слово, высказывания, текст как единицы речевого общения.

Понятие коммуникативного воздействия. Приёмы вербального воздействия. Приёмы информирования. Психологический механизм убеждения и его приёмы.

Диалогическая организация коммуникативного воздействия. Техника постановки вопросов и ответов на них. Приёмы введения спора, дискуссии. Приёмы критики.

Особенности использования приёмов воздействия и диалога в различных ситуациях общения.

Литература:



  1. Вагапова Д. Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. – М. 1999. С. указаны выше

  2. Бороздина Г. В. Психология делового общения. – М. 2000

  3. Панкратов В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. – М. 2000

  4. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. Книга о науке побеждать. – Р н/Д. 1998


Тема 8. Управление общением

Психологическая характеристика управления процессом общения. Прямое и косвенное управление. Управление поведением партнёра и самоуправление в общении. Техника установления и поддержания рамок общения. Техника управления инициативой и дистанцией в процессе общения. Приёмы позиционно-ролевого управления. Техника рефлексивного управления.

Особенности управления общением в ситуациях контактов с трудными собеседниками. Приёмы управления общением в экстремальных коммуникативных ситуациях.

Литература:



  1. Курбатова В. И. Искусство управления общением. – Р н/Д. 1997. С. 15 - 93

  2. Панасюк А. Ю. Управленческое общение. Практические советы. – М. 1990. С. 42 - 56

  3. Иванов Ю. М. Как управлять собой и влиять на других людей. – М. 1991. С. 16 - 28

  4. Шейнов В. П. Искусство управлять людьми. – Минск. 2005. С. 61 - 81

  5. Лещинский В. И. Учимся управлять собой и детьми. Пед. практикум. – М. 1995. С. 28 - 42

  6. Аверченко Л. К. Управление общением: теория и практикум для соц. работника. Уч. пособие. – М. 1999. С. 130 - 180



1.6.3 Темы для самостоятельного изучения



№ п/п

Наименование раздела дисциплины, темы

Форма сам. работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Проблемы и технология общения

Эссе на тему: Проблемы общения

2

Дискуссия по теме

2.

Диагностика коммуникативной компетентности

Реферат; конспект

Вопросы для обсуждения



4

Сообщение на практическом занятии

3.

Невербальное общение

Контрольная работа;

вопросы для обсуждения



6

Индивидуальное собеседование

4.

Ролевое общение

Составление картотеки социально-психологических игр и упражнений.

4

Организация взаимодействия в группе

5.

Активное слушание

Реферат, вопросы для обсуждения

4

Защита рефератов, обсуждение

6.


Психологический контакт в общении

Тесты для самоконтроля

6

Промежуточное тестирование

7

Коммуникативное влияние и диалог

Составление программы социально-психологического тренинга

2

Защита программ

8

Управление общением

Разработка презентаций по актуальным проблемам общения

4

Защита презентаций




Всего:




70




1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ)



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница