Учебно-методический комплекс дисциплины дн(М). Ф. 10 Этнопедагогика и этнопсихология



страница1/5
Дата01.05.2016
Размер1.08 Mb.
  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ГОУВПО МГГУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

        1. ДН(М).Ф.10 - Этнопедагогика и этнопсихология


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ

бакалавра
050700.62 - Педагогика

(профиль - технологии подготовки специалиста дошкольного образования)

Утверждено на заседании кафедры

социальной педагогики,

дошкольного и начального образования

психолого-педагогического института

протокол № 1 от 7 сентября 2011 г.

Зав. кафедрой

_________ А.А. Смага

Раздел 1. Программа учебной дисциплины.

1.1. Автор-составитель программы: Тишулина С.Г., к.п.н., доцент кафедры СПДиНО

1.2. Рецензенты:


    1. Пояснительная записка:

Фактором формирования поликультурного образовательного пространства является культуродигма. В этой связи изучение и использование народной педагогической культуры представляется методологически важным. Обращение к теории этнической педагогики и этнопсихологии поможет будущим педагогическим работникам осуществлять этнопедагогическую деятельность.

Целью дисциплины «Этнопедагогика и этнопсихология» является подготовка студентов к педагогической, исследовательской и просветительской этнопедагогической деятельности.

Основными задачами курса являются:

-формирование представлений об истоках народных воспитательных традиций, их сущности, влиятельной роли народной педагогики на современные образовательные парадигмы, культуру межэтнических отношений;

-формирование этнопедагогического сознания и мышления студентов;

-формирование у студентов теоретического представления об этнопсихологии как отрасли гуманитарного знания, ее предмете исследования, сущности и содержании всех составляющих этнопсихологических процессов;

-формирование системного знания о факторах, движущих силах и закономерностях этнопсихологических отношений, взаимообусловленности этнопсихологических и социетальных явлений и процессов;

-формирование у студентов системы базовых понятий и терминологической компетентности в области этнопсихологии;

-ознакомление студентов с теорией и методикой этнопедагогики;

-усиление краеведческого аспекта в методике преподавания педагогических

дисциплин;

-выявление новых путей реализации регионального компонента в отборе содержания образования;

-приобщение студентов к народным традициям.

В основу отбора содержания курса положены следующие принципы:

1. Принцип целостности, помогающий представить этническую педагогику в совокупности ее идей, народно-педагогических воззрений и опыта этнического воспитания.

2. Принцип исторического и социокультурного контекста, требующий рассмотрения феномена «этническая педагогика» в ракурсе общественных преобразований.

3. Принцип этничности, помогающий выявить самобытность и уникальность этнической сущности народной педагогики.

4. Принцип междисциплинарного подхода, позволяющий интерпретировать

рассматриваемый феномен с позиций отдельных отраслей научных знаний:

этнологии, этнопсихологии, фольклористики, искусствоведения,

педагогики, истории и др.

5. Принцип научности, предполагающий освещение содержания курса с позиций современной науки, в сопоставлении разных научных подходов.

Методические аспекты преподавания курса определяются следующими принципами:

1. Принцип диалогичности как постоянный диалог преподавателя и студентов на занятиях, обращение к жизненному опыту, обмен мнениями по обсуждаемым педагогическим проблемам.

2. Принцип личностной ориентированности содержания, предусматривающий взаимосвязь обсуждаемых педагогических вопросов с личностными перспективами, профессиональными планами студентов в связи с получением педагогического образования.

3. Принцип развивающе - творческой направленности обучения, состоящий в создании творческих ситуаций, мобилизующих самостоятельность и творческий поиск студентов в решении педагогических задач.

4. Принцип личностных образовательных инициатив, предполагающий

возможность гибкого структуирования образовательного содержания и форм обучения с учетом образовательных потребностей студентов.



Место курса в общей системе подготовки специалиста.

Курс «Этнопедагогика и этнопсихология», являясь одним из ключевых для подготовки бакалавра, предполагает дать студентам определенную сумму знаний о теоретических основах и методической организации этнопедагогической деятельности.



Студент должен знать:

- категориальный аппарат этнопсихологии;

- связь этнопсихологии с другими науками;

- методы и логику этнопсихологического исследования;

-этническую картину мира;

-основные закономерности развития мировых этнических процессов;

-закономерности развития этнической идентификации в зависимости от возрастных характеристик и половых различий;

-этнопсихологические взгляды, концепции, теории в их историческом развитии;

-методологические основы этнопедагогики, ее воспитательные возможности;

-сущность этнопедагогической культуры.



Студент должен уметь:

-выявлять воспитательные возможности опыта народного воспитания;

-использовать на практике педагогические идеи народного воспитания;

-репрезентировать в практике учебно-воспитательного процесса опыт народного воспитания;

- использовать этнопедагогические и этнопсихологические знания в своей практической деятельности;

-приобщать воспитанников к этическим нормам поведения в любой конфессиональной или национальной среде;

-формировать у школьников позитивное отношение к общечеловеческим ценностям;

- ориентироваться в разнообразии идей и подходов в этнопсихологии.

Студент, изучивший дисциплину, должен владеть навыками:


  • поиска эффективных форм этнопедагогической деятельности;

  • взаимодействия с детьми в процессе организации этнопедагогической деятельности;

  • конструирования этнопедагогической деятельности;

  • взаимодействия с различными категориями воспитуемых в этнопедагогической деятельности.

При составлении программы использовались учебно-методические пособия Волкова Г.Н., Крысько В.Г. и др.

1.4 Извлечение из ГОС ВПО

Основные цели, задачи и идеи курса. Методология и источники этнопедагогики и этнопсихологии как научной дисциплины. Ее связь с другими гуманистическими науками. Мир детства: понятие и современные проблемы. Культурная идентичность современного школьника. Взаимозависимость возраста ребенка и его национально- культурной идентификации. Обряды жизненного цикла и традиционные системы воспитания детей у разных народов мира. Влияние мировых религий на воспитание. Семья и семейное воспитание детей у разных народов мира. Традиционные модели и системы социализации детей в современном мире. Влияние культурных традиций. Трудовое воспитание в различных этнических социумах.


1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы:


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контро

ля (форма отчет

ности)


Трудо-

ем-кость



Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.


1

050700 - Педагогика (3 БП) (профиль - технологии подготовки специалиста дошкольного образования)


3

5

72

42

20

22




30

Зачет



1.6. Содержание дисциплины:
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий. Примерное распределение учебного времени:

п/п



Наименование темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/ СМ

Самосто-ят. работа

1.

Основы этнической педагогики

16

12

4

20

1.1

Теоретические основы этнической педагогики

2

2







1.2

Народное воспитание в наследии классиков педагогики

2

2




5

1.3

Народный идеал воспитания

2

2




5

1.4

Средства народной педагогики

2

2

2

5

1.5

Факторы народного воспитания

2

2

2

5

1.6

Семья как хранитель и продолжатель опыта народной педагогики. Этнопсихология семейных отношений.

2

2







2.

Основы этнической психологии

26

8

18

10

2.1

Теоретические основы этнопсихологии как научной дисциплины


2

2




10

2.2

Этничность и этническая идентичность

2

2

4




2.3

Этнические стереотипы в процессе межэтнического общения

2

2

6




2.4

Этнокультурные различия и психология межэтнических отношений

2

2

8







Всего:

42

20

22

30


1.6.2. Содержание разделов дисциплины:
1. Основы этнической педагогики.

Предмет и объект изучения этнопедагогики. Соотношение народной педагогики и этнопедагогики. Народный идеал воспитания. Средства народной педагогики. Факторы народного воспитания. Народное воспитание в наследии классиков педагогики. Педагогические возможности народной педагогики.



2.Основы этнической психологии.

Теоретические основы этнопсихологии как научной дисциплины. Этничность и этническая идентичность. Этнические стереотипы в процессе межэтнического общения. Этнокультурные различия и психология межэтнических отношений.



1.6.3. Темы для самостоятельного изучения:


№ п/п

Наименование темы

Формы сам. работы

Кол-во часов

Формы контроля




1

Народное воспитание в наследии классиков педагогики

Охарактеризуйте принцип народности К.Д.Ушинского

(используйте статью «О народности в общественном воспитании»/Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т.- М., 1988.- Т.1.- С.195-256


5


Проверка конспекта

2

Народный идеал воспитания

Охарактеризуйте совершенного человека как народный идеал воспитания (используйте первоисточник Волков Г.Н. Этнопедагогика.- М.: Академия, 1999.- С.46-61

5

Проверка конспекта

3

Средства народной педагогики

Составление антологии пословиц и поговорок русского языка (выбор темы определяет студент): труд, дружба, гостеприимство, семья.

5


Коллективное обсуждение

4

Факторы народного воспитания

Охарактеризуйте педагогические возможности народно-прикладного искусства как фактора эстетического воспитания (на примере этносов Кольского Севера)

5


Коллективное обсуждение

5

Теоретические основы этнопсихологии как научной дисциплины


Подберите самостоятельно и проведите этнопсихологическое исследование (Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию.- М.: Институт практической психологии, 1996)


10

Защита проекта

Все

го








30






1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу:
Практическое занятие 1: Педагогические возможности народной педагогики этносов Кольского Севера (4 часа)

План (вопросы для коллективного обсуждения)
1. Воспитание школьников Кольского Севера на традициях саамской художественной культуры.

2. Репрезентация опыта саамского народного воспитания в практике общеобразовательной школы как фактор поликультурного образования.

3. Методика работы с саамским фольклором.
Задание для самостоятельной работы:

*Охарактеризуйте и приведите примеры реализации в практике учебно-воспитательного процесса основных принципов отбора и введения регионального материала:

- принцип гуманизации;

- принцип интеграции художественной деятельности с различными направлениями воспитательной работы;

- принцип соответствия регионального материала логике учебно-воспитательного процесса;

- принцип создания эмоционального фона занятий и деятельности;

- принцип доступности;

- принцип мотивации.

*В чем сущность национального компонента в образовании как принципа реформирования российской школы?

*Назовите круг педагогических проблем формирования культуры межнациональных отношений.



ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Беляева Л.С. Саамская этнопедагогика.- Мурманск: МГПИ, 1992

2.Беляева Л.С. Саамская этническая педагогика.- Мурманск: МГПИ, 2001

3.Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации //Педагогика.-1996.-№1.-С.3-8



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я».- М.: Наука,1991

2.Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агентство,1995

3.Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию.- М.: академия,1996


Практическое занятие 2: Психологический характер этнической общности (2 часа)
План (вопросы для коллективного обсуждения)

  1. Человечество, этнос, нация.

  2. Психологическая основа нации.

  3. Национальное сознание, национальное самосознание.

  4. Национальные интересы.

  5. Национальная культура.

  6. Национальный язык.


Задание для самостоятельной работы:

  1. Составьте глоссарий по изучаемой теме.

  2. В чем заключается отличие понятий «этнос» и «нация»?


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Крысько В.Г. Этническая психология.- М.- Академия, 2002

2.Стефаненко Т. Этнопсихология.- М.- Аспект Пресс, 2006

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я».- М.: Наука,1991

2.Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию.- М.: Академия,1996

Практическое занятие 3: Специфика межнациональных отношений людей (2 часа)
План (вопросы для коллективного обсуждения)


  1. Соревнование как неизбежная форма взаимоотношений наций.

  2. Взаимодействие и сотрудничество народов.

  3. Последствия межнациональных отношений; геноцид, ассимиляция, сегрегация, интеграция.

  4. Межэтническая напряжённость.


Задание для самостоятельной работы:

  1. Раскройте причины межнациональных конфликтов.

  2. Предложите свои варианты предотвращения национальных конфликтов.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Крысько В.Г. Этническая психология.- М.- Академия, 2002

2.Стефаненко Т. Этнопсихология.- М.- Аспект Пресс, 2006

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я».- М.: Наука,1991

2.Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию.- М.: Академия,1996

Практическое занятие 4: Сущность, структура и своеобразие этнопсихологических феноменов (2 часа)
План (вопросы для коллективного обсуждения)


  1. Содержание психологии нации.

  2. Системообразующая сторона психологии нации: национальный характер, национальный темперамент, национальный склад ума.

  3. Национальные чувства и настроения.

  4. Национальные традиции и привычки.


Задание для самостоятельной работы:

1.Обозначьте компоненты «национального характера».

2.Выявите основные факторы формирования «национального характера».

3.Напишите основные черты характера (5-7), присущие на ваш взгляд в наибольшей степени вашей этнической группе.

4.Как могут морально - этические нормы и идеалы того или иного народа формировать характер человека?

5. Несмотря на индивидуальность характера отдельной личности, рассматривают некоторые общие черты характера некой социальной группы. В этом случае говорят о национальном характере. Что же это такое? Существует ли национальный характер вообще?


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Крысько В.Г. Этническая психология.- М.- Академия, 2002

2.Лурье С.В.История исследований национального характера в современной науке.- М., 1998

3.Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию.- М.: Академия,1996

4.Стефаненко Т. Этнопсихология.- М.- Аспект Пресс, 2006

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Юнг К.Г. Аналитическая психология. — М., 1995.

2.Юнг К.Г. Коллективное бессознательное. — М., 1997.

3.Юнг К.Г. Психологические типы. — М., 1997.

4.Юнг К.Г. Психология бессознательного. – М., 1996


Практическое занятие 5: Национально-психологические особенности представителей разных народов (4 часа)

План (вопросы для коллективного обсуждения)


  1. Этнопсихологическая характеристика славянских народов.

  2. Тюркские и алтайские народы России.

  3. Финноугорские народы России.

  4. Представители еврейской национальности.

  5. Народы северного Кавказа и Закавказья.

  6. Народы прибалтийских государств.

  7. Представители народов Средней Азии и Казахстана.

  8. Национально-психологические особенности представителей народов дальнего зарубежья.


Задание для самостоятельной работы:

  1. Опишите национально-психологические особенности коренных жителей – представителей разных национальностей Кольского Севера


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Крысько В.Г. Этническая психология.- М.- Академия, 2002

2.Стефаненко Т. Этнопсихология.- М.- Аспект Пресс, 2006

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я».- М.: Наука,1991

2.Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию.- М.: Академия,1996

Практическое занятие 6: Психологическая специфика этнических конфликтов (2 часа)
План (вопросы для коллективного обсуждения)


  1. Сущность, предпосылки возникновения и виды этнических конфликтов.

  2. Содержание этнических конфликтов.

  3. Специфика их разрешения.

  4. Теория реального конфликта.

  5. Теория социальной идентичности.

  6. Урегулирование этнических конфликтов.

Задание для самостоятельной работы:

1. Проанализируйте предпосылки возникновения, сущность, вид и возможности урегулирования этнического конфликта.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Крысько В.Г. Этническая психология.- М.- Академия, 2002

2.Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию.- М.: Академия,1996

3.Стефаненко Т. Этнопсихология.- М.- Аспект Пресс, 2006



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука – 1983. 3.Выготский Л.С. Собрание сочинений. — М., 1982

  2. Гумелев Л. Африканский дневник – М., 2000

  3. Кожанов А.А. Методика исследования национального самосознания. — М., 1978

  4. Кон И.С. К проблеме национального характера - М.: Наука, 1971

  5. Налчаджян А.А.Этнопсихология/ А.А. Налчаджян. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004



Практическое занятие 7: Этнопсихология семейных отношений (2 часа)
План (вопросы для коллективного обсуждения)

  1. Этнопсихологическая специфика и этапы формирования семейных отношений.

  2. Этнопсихологические особенности конфликтов в семейных отношениях.

  3. Психологическая помощь и диагностика этнопсихологических семейных отношений.


Задание для самостоятельной работы:

1.Смоделируйте образ семейных отношений супругов – представителей двух разных этносов.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Крысько В.Г. Этническая психология.- М.- Академия, 2002

2.Стефаненко Т. Этнопсихология.- М.- Аспект Пресс, 2006

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я».- М.: Наука,1991

2.Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию.- М.: Академия,1996

Практическое занятие 8: Методы изучения национально-психологических особенностей людей (4 часа)

План (вопросы для коллективного обсуждения)


  1. Логика и принципы этнопсихологического исследования.

  2. Основные методы этнической психологии: наблюдение, эксперимент, опрос.

  3. Дополнительные методы этнопсихологического исследования.

  4. Метод изучения этнических стереотипов.

  5. Контент-анализ.

  6. Метод моделирования.

  7. Региональная картотека человеческих отношений.

  8. Тренинг кросскультурных умений.

  9. Биографический и праксиметрический метод

  10. Надёжность этнических исследований.

  11. Валидность этнических исследований.


Задание для самостоятельной работы:

1.Подберите самостоятельно (источник №2 из основного списка литературы) и проведите этнопсихологическое исследование (метод исследования выбирается студентом по согласованию с преподавателем).


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Крысько В.Г. Этническая психология.- М.- Академия, 2002

2.Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию.- М.: Институт практической психологии, 1996

3.Стефаненко Т. Этнопсихология.- М.- Аспект Пресс, 2006



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я».- М.: Наука,1991



2.Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию.- М.: Академия,1996

1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1. Рекомендуемая литература.

Список основной литературы

  1. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа: Монография. – Уфа: БГПУ, 2000

  2. Введение в этническую психологию /Под ред. Ю.П.Платонова.- СПб.: Питер,1995

  3. Волков Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: В 2 т. – М.: Изд. Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002

  4. Волков Г.Н. Этнопедагогика.- М.: Академия,1999.-168с.

  5. Вундт В. Проблемы психологии народов. СПб., 2001.

  6. Ким Я. Ю. Коммуникация и кросс-культурная адаптация // Этнос и политика: Хрестоматия / Авт.-сост. А. А. Празаускас.- М.: Изд-во УРАО, 2000

  7. Крысько В.Г. Этническая психология.- М.: Академия, 2002.- 320с.

  8. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология: Учебное пособие для студентов вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000

  9. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М: «Ключ-С», 1999

  10. Лебедева Н. М. Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ // Идентичность и толерантность / Под ред. Н. М. Лебедевой. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002

  11. Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию.- М.: Академия,1996.-344с.

  12. Современная этнопсихология. Хрестоматия /Под ред. А.Е. Тараса. – Минск: Харвест, 2003

  13. Стефаненко Т. Г. Индивидуальные стратегии конструирования этнической идентичности // Идентичность и толерантность / Под ред. Н. М. Лебедевой. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002.

  14. Стефаненко Т. Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993

  15. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения// Общение и оптимизация совместной деятельности/ Под ред.Г.М. Андреевой.- Изд-во Моск. ун.-та, 1987

  16. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / 3-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2003

Список дополнительной литературы

  1. Беляева Л.С. Саамская этническая педагогика.- Мурманск: МГПИ, 2001.-152с.

  2. Беляева Л.С. Саамская этнопедагогика.- Мурманск: МГПИ, 1991.-69с.

  3. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. – М.: Академия, 1998

  4. Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие. Изд. 2-е. – М.: Знание, 1998

  5. Лурье С.В.История исследований национального характера в современной науке.- М., 1998

  6. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988

  7. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С.Комаровой.- М.,2000

  8. Поло М. Книга о разнообразии мира. - СПб., 1999

  9. Садохин А.П. Этнология.- М.: Академия, 2000.- 304с.

  10. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998

  11. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Пед. соч. в 6 т. Т.5. – М.: Педагогика, 1990

  12. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание.- СПб., 2000

  13. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996

  14. Эриксон Э. Детство и общество.- СПб, 1996


1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины
1.9.1 Перечень используемых технических средств

  • Аудио- видеоаппаратура;

  • мультимедийная техника.


1.9.2 Перечень используемых пособий

  • УМК «Этнопедагогика и этнопсихология»;

  • контрольно-тестирующие комплекты (бланочное тестирование);

  • сравнительные таблицы;

  • схемы;

  • графики.


1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения

Учебные фильмы:



  • «Саамские игры глазами студентов».


1.10. Примерные зачетные тестовые задания.
1.Понятие «этнос» характеризуется общностью...

1)языка;


2)культуры;

3)самосознания;

4)интересов.

2.Главным признаком национального самосознания является…

1)обособление;

2)межэтническая интеграция;

3)ментальность;

4)язык.

3.Гуманистическая составляющая этнического сознания определяется как…

1)путь понимания человека человеком;

2)осознание себя как представителя определенной культуры, языка, этноса;

3)осознание механизмов культурного развития;

4)осознание своей индивидуальности.

4.Дуалистическую теорию этноса разработал…

1)С.А.Арутюнов;

2)Н.Н.Чебоксаров;

3)Л.Н.Гумилев;

4)Ю.В.Бромлей.

5.Человечество рассматривается как последовательная цепь многочисленных этногенезов в …теории этноса:

1)информационной;

2)дуалистической;

3)пассионарной;

4)этнологической.

6.Взаимоотношение личности и культуры трактуется как…

1)личность, являясь объектом культурного воздействия, осваивает, усваивает и присваивает культуру;

2)личность функционирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей;

3)личность, создавая культуру, одновременно творит и себя;

4)личность может не взаимодействовать с культурой.

7.М.Мид выделяет в истории человечества…типы культур:

1)предфигуративную;

2)постфигуративную;

3)кофигуративную;

4)префигуративную.

8.В концепции В.М.Межуева о генезисе культур выделяются следующие слои культуры:

1)общенациональная культура;

2)народная культура;

3)этническая культура;

4)мировая культура.

9.Народная культура тождественна…

1)мировой культуре;

2)этнической культуре;

3)художественной культуре;

4)цивилизационной культуре.

10.Компонентами этнической культуры являются…

1)этнические знания;

2)этническое сознание;

3)этнические качества;

4)этническая принадлежность.

11.Стремление к этнокультурной деятельности относится к…компоненту этнической культуры личности:

1)этнические качества;

2)этническая деятельность;

3)этническое сознание;

4)этнические знания.

12.В процессе культурной идентификации личность…

1)усваивает культуру;

2)функционирует в культурной среде;

3)создает культуру;

4)разрушает культуру.

13.Национальное образование должно быть ориентировано на…

1)переориентировку государственных целей образования;

2)общечеловеческие ценности;

3)мировую национальную культуру;

4)культурное самоопределение и развитие личности.

14.Особый вид образования, эпицентром которого является человек, познающий и творящий культуру путем диалогического общения – это основа …

1)личностно-ориентированной концепции образования;

2)личностно-ориентированной концепции образования культурологического типа;

3)непрерывного образования;

4)гуманистического образования.

15.Кто ввел понятие «этнопедагогика»:

1)Я.А.Коменский;

2)К.Д.Ушинский;

3)Л.Н.Толстой;

4)Г.Н.Волков.

16.Как целостная система этническая педагогика характеризуется…

1)педагогическими целями;

2)принципами народного воспитания;

3)методами народного воспитания;

4)временными рамками в историческом развитии.

17.Традиционными формами народной культуры являются…

1)обычаи;

2)обряды;

3)фольклор;

4)игры.

18.Принцип народности в воспитании был основан:

1) К.Д.Ушинским;

2) В.Г.Белинским;

3) Л.Н.Толстым;

4) Я.А.Коменским.

19.Предметом изучения этнопедагогики является:

1) народное воспитание;

2) народные традиции;

3) народная культура;

4) педагогические воззрения народных масс.

20.Объектом изучения этнопедагогики является:

1) традиции этносов;

2) этническое самосознание;

3) народная педагогика;

4) народное воспитание.

21.Выберите основные категории этнопедагогики:

1) народная педагогика;

2) народные традиции;

3) этнопедагогическая культура;

4) этническое сознание.

22.Средствами народной педагогики являются:

1) пословицы;

2) загадки;

3) сказки;

4) природа.

23.Отрасль науки, изучающая педагогические воззрения и опыт народных масс по воспитанию подрастающего поколения, называется:

1) народной педагогикой;

2) этнопедагогикой;

3) историей педагогики;

4) этнопсихологией.

24.Назовите автора статьи «О народности в общественном воспитании»:

1)А.С. Макаренко;

2)В.А. Сухомлинский;

3)К.Д. Ушинский;

4)Я.А.Коменский.

25. Методологической основой этнопедагогики является:

1) культурологический подход;

2) системный подход;

3) эволюционный подход;

4) антропологический подход.

26.Выберите принципы этнопедагогики:

1) природосообразности;

2) народности;

3) связи с жизнью, трудом;

4) научности.

27.Целью народного воспитания выступает:

1) формирование идеала или совершенной личности;

2) передача традиций от старшего поколения к младшему;

3) передача социального опыта от старшего поколения к младшему;

4) воспитание на примере педагогического мировоззрения народных масс.

28.Компонентами этнопедагогической культуры являются:

1) нравственно-этническая направленность сознания;

2) способность к культурной идентификации;

3) владение этнопедагогическими технологиями;

4) профессиональная компетентность.

29.Ориентация на развитие духовно-нравственного потенциала студента определяется в рамках…подхода:

1)аксиологического;

2)акмеологического;

3)деятельностного;

4)комплексного.

30.Основным признаком понятия «толерантность» являются…

1)способность к творчеству;

2)способность к сочувствию;

3)терпимость к чужому мнению;



4)умение общаться.
Ключи:




Ответ



Ответ



Ответ



Ответ



Ответ



Ответ

1

1,2,3

6

1,2,3

11

2

16

1,2,3

21

1,2,3

26

1,2,3

2

2

7

2,3,4

12

1,2,3

17

1,2

22

1,2,3

27

1

3

1

8

1,2,3

13

2,3,4

18

1

23

2

28

1,2,3

4

4

9

2

14

2

19

1

24

3

29

2

5

3

10

1,2,3

15

4

20

3

25

1,2,4

30

3


1.11. Примерный перечень вопросов к зачету.

1.Предмет и объект изучения этнопедагогики.

2.Основные задачи этнопедагогической науки.

3.Проблема воспитания детей средствами народной педагогики в истории зарубежной педагогической мысли.

4.Проблема воспитания детей средствами народной педагогики в истории отечественной педагогической мысли.

5.Этническая педагогика как целостная система.

6.Педагогические традиции и их место в духовной культуре народа.

7.Народ как творец педагогической культуры.

8.Совершенный человек как цель народного воспитания.

9.Пословицы и поговорки как средство народного воспитания.

10.Загадки как средство народного воспитания.

11.Педагогические возможности сказок как средства народного воспитания.

12.Игра, труд, традиции как факторы народного воспитания.

13.Современное значение этнопедагогики. Общечеловеческие основания этнопедагогики.

14.Роль семейного воспитания в народной педагогике.

15.Пути реализации идей этнической педагогики в региональной системе образования.

16.Этнопедагогика как составная часть педагогической культуры.

17.Этнопедагогика семьи.

18.Семья как хранитель опыта народной педагогики.

19.Традиции семейного воспитания.

20.Духовные ценности семьи.

21.Народная мудрость о воспитании.

22.Этнопедагогизация содержания учебно-воспитательного процесса в условиях современной школы.

23.Этнопедагогическая и этнопсихологическая подготовка учителя.

24.Этническакя психология как наука

25.Этническая психология в системе наук.

26.Возникновение и становление этнопсихологии

27.Методология этнопсихологических исследований.

28.Психологические причины роста этнической идентичности.

29.Этапы становления этнической идентичности

30.Социальная мобильность этносов.

31.Межкультурные контакты.

32.Этническая толерантность.

33.Этнические конфликты.

34.Модели измерения этнической идентичности.

35.Современные теории национального самосознания.

36.Национальное окружение и этническое самосознание.

37.Психологические факторы формирования этнического самосознания.

38.Проблемы этнической самоидентификации.

39.Основные функции этнического самосознания.

40.Идеологический уровень этнического самосознания.

41.Социально-психологический уровень этнического самосознания.

42.Этноцентризм.

43.Этнокультурные методы в психологии.

44.Религия и этнопсихология.

45.Женские и мужские этнические стереотипы.

46.Концепция этнического национализма.

47.Этнические стереотипы и этноцентризм.

48.Национальный характер.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница