Учебно-методический комплекс дисциплины дн(М). Основы исследований в физико-математическом образовании



страница1/4
Дата03.05.2016
Размер0.65 Mb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС



ДИСЦИПЛИНЫ

ДН(М).Ф4. Основы исследований в физико-математическом образовании

Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению



050200.62 Физико-математическое образование 

Утверждено на заседании кафедры

физики, информатики и ИТ

факультета физико-математического

образования, информатики

и программирования

(протокол №2 от 04 октября 2012 г.)
Зав.кафедрой физики, информатики и ИТ
____________________ Н.Ю.Королева

Мурманск


2012

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.

    1. Автор программы: д. пед. н., профессор Шиян Н.В.,

    2. Рецензенты: к. филос. н., доцент каф. физики МГТУ Никонов О.А.,

к. ф.-м. н., доцент кафедры физики, информатики и ИТ Шолохов В.С.

    1. Пояснительная записка:

  • Целью данной дисциплины является подготовка студентов к проведению педагогических исследований, обеспечивающих изучение предпосылок, условий и результатов преподавания физики и информатики в школах, колледжах, лицеях, гимназиях и т.п.

  • Задачи дисциплины: интеграция методической и психолого-педагогической компоненты подготовки студентов, формирование профессиональных умений:

  1. строить систему диагностируемых целей и ориентировать процесс обучения на их достижение;

  2. оценивать результаты (текущие, промежуточные и рубежные);

  3. анализировать динамику изменения знаний и умений учащихся, а также изменение их личностных качеств в процессе изучения физики.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины (должны знать, должны уметь):

После изучения дисциплины выпускник должен

1) Знать: Актуальные научные проблемы в системе физико-математического образования.

2) Уметь: применять полученные знания при решении профессиональных задач, пользуясь современными научными методами.

3)Владеть: современными научными методами познания.



Ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовкеФГОС ВПО по направлению подготовки 050200.62 - дисциплина «Основы исследований в физико-математическом образовании» (степень «Бакалавр»).

Место дисциплины в структуре ООП ВПО:

Данная дисциплина «Основы исследований в физико-математическом образовании» входит в Обще профессиональные дисциплины направления - ОПД.Ф.04.




    1. Извлечение из ГОС ВПО направления 050200.62 Физико-математическое образование

Индекс

Наименование дисциплины и основные разделы

Всего часов

ОПД.Ф.04

Основы исследований в физико-математическом образовании

Актуальные научные проблемы в системе физико-математического образования. Теоретические и эмпирические методы исследования элементов системы физико-математического образования. Этапы проведения экспериментальной работы. Методы сбора экспериментальных данных. Основы обработки экспериментальных материалов. Приемы интерпретации результатов исследований.



72



    1. Объем дисциплины и виды учебной работы

№ п/п

Шифр и
наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид
итогового контроля (форма
отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

раб.


1.

050200.62 Физико-математ. образование (Физика)

4

7

72

38

20

18

-

34

Зачет




    1. Содержание дисциплины.

      1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов

Всего
аудит.

ЛК

ПР/
СМ

ЛБ

Сам.
раб.

1.

Актуальные научные проблемы в системе физико-математического образования.

2

2

-

-

2

2.

Исследовательская работа студентов.

2

2

-

-

2

3.

Характеристика основных методов исследования в физико-математическом образовании. Теоретические методы.

2

2

-

-

2

4.

Характеристика основных методов исследования в физико-математическом образовании. Эмпирические методы.

2

2

-

-

2

5.

Единство качественного и количественного анализа в педагогических исследованиях.

2

2

-

-

2

6.

Этапы проведения экспериментальной работы. Методы сбора экспериментальных данных.

2

2

-

-

2

7.

Математическая обработка данных в педагогическом экспертном исследовании.

2

2

-

-

2

8.

Внедрение научных результатов в практику работы школы.

2

2

-

-

2

9.

Теоретические основы диагностики.

2

2

-

-

2

10.

Выбор объекта, предмета, проблемы и цели исследования в физико-математическом образовании. Постановка задач и формулирование гипотезы исследования в физико-математическом образовании. Выбор методов педагогического исследования.

2

-

2

-

2

11.

Технология реализации метода анкетирования и метода беседы (интервьюирование) при проведении исследования в физико-математическом образовании

2

-

2

-

2

12.

Структура и содержание этапов исследования педагогического процесса.

2

-

2

-

2

13.

Математическая обработка данных в педагогическом экспертном исследовании.

10

-

10

-

4

14.

Конструирование диагностических материалов исследования в физико-математическом образовании.

2

2

-

-

2

15.

Некоторые особенности диагностики на этапе итогового контроля.

2

-

2

-

2




ИТОГО:

38

20

18

-

34



      1. Содержание разделов дисциплины.

1.

Введение в предмет «Основы исследования в физико-математическом образовании». Актуальные научные проблемы в системе физико-математического образования.

2.

Исследовательская работа студентов. Организация научно-исследовательской
работы студентов важная составляющая качественной подготовки специалистов
в педагогическом университете. Конференции, конкурсы, выставки студенческих работ.

3

Характеристика основных методов исследования в физико-математическом
образовании
. Теоретические методы. Эмпирические методы.

4.

Этапы проведения экспериментальной работы. Методы сбора экспериментальных данных. Единство качественного и количественного анализа в педагогических исследованиях.

5.

Математическая обработка данных в педагогическом экспертном исследовании.

Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Методы статистической обработки результатов – критерий знаков, медианный метод, критерий Вилкоксона-Манна-Уитни.



6.

Теоретические основы диагностики. Выбор объекта, предмета, проблемы и цели исследования в физико-математическом образовании. Постановка задач и формулирование гипотезы исследования в физико-математическом образовании. Выбор методов педагогического исследования. Технология реализации метода анкетирования и метода беседы (интервьюирование) при проведении исследования в физико-математическом образовании. Структура и содержание этапов исследования педагогического процесса.

Некоторые особенности диагностики на этапе итогового контроля: ЕГЭ в форме

тестирования.


7.

Конструирование диагностических материалов исследования в физико-математическом образовании.



      1. Темы для самостоятельного изучения.



п/п

Наименование
раздела дисциплины.

Тема


Кол-во
часов

Форма
самостоятельной
работы

Форма контроля
выполнения
самостоятельной
работы

1

Введение в предмет «Основы исследования в физико-математическом образовании». Актуальные научные проблемы в системе физико-математического образования.

2

Работают над рефератом.
Составляют конспекты.
Выполняют электронные тесты.
Подготовка материала для участия в конференции

Выступление по теме реферата.
Проверка конспектов.
Проверка выполнения тестов.
Вопросы темы выносятся на зачет.


2

Исследовательская работа студентов. Организация научно-исследовательской работы студентов важная составляющая качественной подготовки специалистов в педагогическом университете. Конференции, конкурсы, выставки студенческих работ.

4

3

Характеристика основных методов исследования в физико-математическом
образовании. Теоретические методы. Эмпирические методы.

4

4

Этапы проведения экспериментальной работы. Методы сбора экспериментальных данных. Единство качественного и количественного анализа в педагогических исследованиях.

6

5.

Математическая обработка данных в педагогическом экспертном исследовании.

Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Методы статистической обработки результатов – критерий знаков, медианный метод, критерий Вилкоксона-Манна-Уитни.



8

Составляют конспекты.
Обработка математических данных.

Проверка конспектов.
Вопросы темы выносятся на зачет.

6.

Теоретические основы диагностики. Выбор объекта, предмета, проблемы и цели исследования в физико-математическом образовании. Постановка задач и формулирование гипотезы исследования в физико-математическом образовании. Выбор методов педагогического исследования. Технология реализации метода анкетирования и метода беседы (интервьюирование) при проведении исследования в физико-математическом образовании. Структура и содержание этапов исследования педагогического процесса.

Некоторые особенности диагностики на этапе итогового контроля: ЕГЭ в форме тестирования.



6

Составляют конспекты.
Составление анкет по разным темам исследования

Проверка конспектов.
Проверка анкет.
Вопросы темы выносятся на зачет.

7.

Конструирование диагностических материалов исследования в физико-математическом образовании.

4

Составляют конспекты.


Проверка конспектов.




    1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Примерные темы практических занятий:

Занятие № 1. Тема: Структура и содержание этапов исследования педагогического процесса.
Занятие № 2. Тема: Постановка задач и формулирование гипотезы исследования в физико-математическом образовании. Выбор методов педагогического исследования.
Занятие № 3. Тема: Технология реализации метода анкетирования и метода беседы (интервьюирование) при проведении исследования в физико-математическом образовании.
Занятие № 4. Тема: Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Метод статистической обработки результатов – критерий знаков.
Занятие № 5/6. Тема: Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Метод статистической обработки результатов – медианный метод.
Занятие № 7/8. Тема: Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Метод статистической обработки результатов – критерий Вилкоксона-Манна-Уитни.
Занятие № 9. Тема: Некоторые особенности диагностики на этапе итогового контроля: ЕГЭ в форме тестирования.


    1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература:


Основная:

  1. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. М.: Академия, 2006.- 267с.

  2. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. М.: Акадеимя, 2006. -127с.

  3. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.

  4. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982.

  5. Введение в научное исследование по педагогике./под ред. Журавлева В.И. М.: Просвещение, 1988.

  6. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976.

Дополнительная:

  1. Глурман В.Г. Эмпирический и теоретический уровень изучения педагогического опыта. //Методологические и теоретические проблемы обучения и использования передового педагогического опыта. М.:1978.

  2. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты.- М. 2000

  3. Методологические проблемы развития педагогической науки./ под ред. Атутова П.Р., Скаткина М.Н., Турбовского Я.С. /М.: Педагогика, 1985.

  4. Методология педагогического исследования /под ред. Пискунова А.И., Воробьева Г.В. /М.: Педагогика, 1985.

  5. Методы педагогических исследований /М.: Просвещение, 1979.

  6. Методы педагогических исследований: Лекции //Под ред. Журавлева В.И.  М.: Просвещение, 1972.

  7. Методы системного педагогического исследования. Л.: 1980.

  8. Методы. //Под ред. Андреевой Г.М./ М.: Изд-во МГУ, 1972.

  9. Михеев В.И. Моделирование и методы измерений в педагогике. М.: Высшая школа, 1987.

  10. Перевощикова Е.Н. Формирование диагностической культуры у будущих учителей математики. Нижний Новгород, 2000.

  11. Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования. /М.: Педагогика, 1989.

  12. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986.- 152с.

  13. Теория и практика педагогического эксперимента. / 1979.

  14. Черепанов В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. /М.: Педагогика, 1989.

Электронные ресурсы:

  1. Электронная библиотека БГУ: Культура педагогических исследований http://elib.bsu.by/handle/123456789/4906

  2. Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учебное пособие / Челяб. гос. ун-т. - Челябинск, 2002. - 138 с. http://window.edu.ru/resource/772/73772

  3. Методология и методыпедагогических исследований//Общая характеристика педагогической профессии. http://lib.rus.ec/b/194060/read

  4. Математические методы в психологии. http://studentam.net/content/view/238/24

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):


Электронно-библиотечные системы (ЭБС)



Wikipedia




http://ru.wikipedia.org/












IPRbooks – электронно-библиотечная система





http://www.iprbookshop.ru/












Российская государственная библиотека – электронная библиотека (ВЕТА)





http://search.rsl.ru/ru/catalog/record/5363039












БиблиоРоссика





http://www.bibliorossica.com/index.html










информационно-справочные и поисковые системы:



Google




http://www.google.ru












Yandex




http://yandex.ru












Rambler




http://www.rambler.ru












    1. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

      1. Перечень используемых технических средств:

Компьютер, проектор.

1.9.2. Перечень используемых пособий:



  1. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977.

  2. Ермолаев-Томин О.Ю. Математические методы в психологии. М.: Юрайт, 2012.

      1. Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения:




  1. Excel

  2. Педагогическая статистика (Программа для анализа данных, полученных в результате педагогических исследований с использованием статистических критериев Вилкоксона-Манна-Уитни).

    1. Примерные зачетные тестовые задания: - не предусмотрены.




    1. Примерный перечень вопросов к зачету:




  1. Актуальные научные проблемы в системе физико-математического образования.

  2. Характеристика основных методов исследования в физико-математическом образовании. Теоретические методы.

  3. Характеристика основных методов исследования в физико-математическом образовании. Эмпирические методы.

  4. Единство качественного и количественного анализа в педагогических исследованиях.

  5. Конструирование диагностических материалов исследования в физико-математическом образовании.

  6. Этапы проведения экспериментальной работы. Методы сбора экспериментальных данных.

  7. Выбор объекта, предмета, проблемы и цели исследования в физико-математическом образовании.

  8. Постановка задач и формулирование гипотезы исследования в физико-математическом образовании.

  9. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Метод статистической обработки результатов – критерий знаков.

  10. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Метод статистической обработки результатов – медианный метод.

  11. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Метод статистической обработки результатов – критерий Вилкоксона-Манна-Уитни.

  12. Приемы интерпретации результатов исследований.




    1. Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии)запланирован зачет

    2. Примерная тематика рефератов – не предусмотрено.

    3. Примерная тематика курсовых работ - не предусмотрены.

    4. Примерная тематика квалификационных работ - не предусмотрены.

    5. Методика(и) исследования (если есть) нет.

    6. Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплинене используется.


РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения – заочная форма обучения не предусмотрена.

РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала.

Фрагменты некоторых лекций и практических занятий
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница