Учебно-методический комплекс дисциплины дн(М). В 1 детская литература



Скачать 370.29 Kb.
Дата26.06.2016
Размер370.29 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ДН(М).В.2.1 ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная образовательная программа подготовки бакалавра
по направлению подготовки


050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература

(код и наименование направления)

Утверждено на заседании кафедры

русской филологии

факультета филологии, журналистики и

межкультурных коммуникаций

(протокол № 6 от 30.01.2013 г.)
Зав. кафедрой

_____________________________ Л.В. Горбань



Структура учебно-методического комплекса
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
Структура программы учебной дисциплины
1.1 Автор программы: Литвин В.Б. , к.п.н., доцент кафедры русской филологии МГГУ

1.2 Рецензенты: Пожидаева О.В., к.фил.н., доцент кафедры русской филологии МГГУ

д.п.н., профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и лингвистики МГТУ Коренева А.В.



1.3 Пояснительная записка:

Цели освоения дисциплины -

- получить целостное представление о детской литературе как самостоятельном историко-литературном явлении, отражающем общие тенденции развития отечественной и мировой литературы, а также педагогической мысли;

- монографически изучить творчество выдающихся детских русских и зарубежных авторов;

- выработать навыки аналитического подхода к художественному тексту, адресованному читателю-ребенку;

- продемонстрировать на практике владение ключевыми литературно-критическими письменными жанрами: аннотацией, рецензией, обзором детского литературного издания.



Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Детская литература – один из самых значительных курсов в филологической подготовке будущих учителей как по объему входящего в него фактического материала, так и по своему эстетическому и воспитательному потенциалу.

Программа определяет содержание курса детской литературы, который усваивается студентами в процессе лекций, практических занятий и в процессе самостоятельного изучения текстов, учебных пособий и дополнительной литературы.

В процессе своего развития литература вступает в очень сложные, связи и отношения: контактные и типологические. Контактные связи – это прямые взаимодействия, влияния (например: Пушкин и поэты его времени). Типологические связи объединяют художественные произведения теми или иными компонентами по сходству и подобию. Эти сходные свойства проявляются в жанрово-видовых и иных формообразованиях, стилевых особенностях, заимствованиях и подражаниях.

Раскрытие контактных и типологических связей дает живую картину историко-литературного процесса.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) знать:

- основные этапы развития литературы в целом, в связи с историческими процессами, происходящими в обществе

- разделы детской литературы

- тематику детского чтения

- необходимые биографические данные

- содержание произведений русских, зарубежных писателей в объеме программы

- основные издания современной детской периодической печати.

- основные библиотечно-библиографических пособий, рассчитанные на читателей младшего школьного возраста

2) уметь:

- самостоятельно анализировать произведения детской литературы разных жанров

- ориентироваться в потоке книг, уметь определять, для какого возраста они предназначены, каково их содержание, образовательно-воспитательное и эстетическое значение

- пользоваться справочниками и словарями

- самостоятельно подготовить краткое сообщение о писателе, привлекая книги и литературу о нем; составлять книжную выставку (авторскую, тематическую).

3) владеть: навыками использования достижений отечественной литературы в социально-культурной деятельности.


1.4 Извлечение из ГОС ВПО направления. Дисциплина в ГОС ВПО не представлена.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина):

№ п/п

Шифр и наименование направления

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам .работа

Вид итогового контроля (форма отчетности)

1.

050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература

3

6

76

40

30

10

-

36

зачет


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины (модуля) и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:






Наименование раздела, темы


Кол-во часов

Всего

аудит.


ЛК

ПР

Сам.

работа


1.
Детская литература как учебный предмет

2

2

-

2

2.

Произведения устного народного творчества в детском чтении

4

2

2

4

3.

Развитие детской литературы в ХV-ХVIII веках

4

4

-

6

4.

Детская литература 1 пол. ХIХ века

8

6

2

6

5.

Детская литература 2 пол. ХIХ века

6

6




6

6.

Детская литература советской эпохи

12

10

2

6

7.

Современная детская литература

4

-

4

6




Всего:

40

30

10

36

1.6.2 Содержание разделов дисциплины.


1. Детская литература как учебный предмет.

Понятие о детской литературе как органической части общей литературы. Специфические особенности восприятия текста читателем-школьником. Понятие о детской книге как особой форме издания. Понятие о круге детского чтения, его составляющих и важнейших характеристиках.

Значение детской литературы в обучении, воспитании и развитии младших школьников.

2. Произведения устного народного творчества в детском чтении.

Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, песенки. Русские народные сказки, их классификация и жанровые особенности.



3. Развитие детской литературы в ХII-ХУII вв.

Первые детские учебные книги (буквари, азбуки, азбуковники), потешные листы. Произведения древнерусской литературы, адаптированные для детского чтения: жития, хожения, воинские и бытовые повести. Первые переводные произведения для детей.

Светский характер книгопечатания в эпоху петровских реформ, реформа кириллицы. Появление детских книг, прямо адресованных читателям-детям (1717 – «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению»; «Атлас», «Руководство по географии»).

Тенденция включения произведений русских писателей – классиков в детское чтение. Развитие энциклопедической книги для детей; «Мир в картинках» Я.А.Коменского.

Становление детской журналистики: просветительская и издательская деятельность Н.И.Новикова.

4. Детская литература 1 пол. ХIХ века.

Нравоучительность как отличительная черта литературы для детей: Басни (Эзоп, Лафонтен, И.А.Крылов).

Классика детской литературы: сказки В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, А.А. Ершова, стихи и сказка М.Ю.Лермонтова, исторические повести А.О.Ишимовой для детей.

Автобиографическая повесть в творчестве писателей Х1Х в. (С.Т.Аксаков, Л.Н.Толстой, А.И.Свирский и др.).

В.Г.Белинский как основоположник теории детской художественной литературы. В.Г.Белинский о выделении классического круга детского чтения.

5. Детская литература 2-ой половины ХIХ века.

Темы, жанры, герои и специфические особенности детских книг русских писателей-классиков (Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, К.М. Станюкович, Д.Н.Мамин-Сибиряк, В.М.Гаршин, А.П.Чехов, Н.Д.Телешов). Поэты-лирики – А.В.Кольцов, И.С.Никитин, А.К.Толстой, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет и др. Писатели-педагоги: К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой. Новые типы учебных книг.

Фундаментальные труды по библиографии детской литературы (В.И.Водовозов, Ф.Г.Толль) и первые исследования (О.Рогова, Н.В.Чехов).

6. Детская литература советской эпохи.

Первые советские книги для детей, вошедшие в золотой фонд детской литературы:

Проза: П.Бляхин «Красные дьяволята», Ю.Олеша «Три толстяка», Б.Житков «Морские истории», В.Бианки «Лесные домишки», М.Ильин «Который час?»

Поэзия: С.Я.Маршак, В.В.Маяковский, К.И.Чуковский.

Вопрос о возможной классификации детской литературы советской эпохи:


  1. Художественные повести и рассказы: Л.Кассиль, В.Катаев, Н.Богданов, Ю.Коваль и др.

  2. Поэзия для детей: Е.Благинина, Д.Хармс, А.Барто, Б.Заходер и др.

  3. Литературная сказка, приключения: А.Толстой, А.Некрасов, А.Волков, Е.Шварц, В.Губарев, и др.

4. Научно-художественная проза: Е.Чарушин, И.Соколов-Микитов, Г.Скребицкий и др.

5. Историческая книга: В.Панова, Е.Озерецкая, Я.Гордин, О.Тихомиров.

Создание новой системы оформление детских книг: В.Маяковский, Н.Тырса, В.Лебедев, Ю.Васнецов, В.Канашевич и др.

7. Современная детская литература.

Общая характеристика состояния современной детской литературы: виды, жанры, темы, типы изданий.

Развитие профессиональной критики детской литературы.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.

№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.



Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Детская литература как учебный предмет. Специфические особенности восприятия текста читателем-школьником.


Составление рабочих записей по книге Романовской «Чтение и развитие младших школьников»

2


Проверка рабочих записей


2.

Произведения устного народного творчества в детском чтении.


Выборочное конспектирование книги В.С. Бахтина «От былины до считалки»

4

Проверка конспекта


3.

Развитие детской литературы в ХIIVII вв. Становление детской журналистики: просветительская и издательская деятельность Н.И. Новикова.

Конспектирование соответствующей главы учебника


6

Проверка конспекта


4.

Детская литература 1 пол. ХIХ века. В.Г. Белинский как основоположник теории детской художественной литературы. В.Г. Белинский о выделении классического круга детского чтения.

Конспектирование статьи В.Г. Белинского «О детских сказках»


6

Проверка конспекта


5.

Детская литература 2 пол. ХIХ века. Фундаментальные труды по библиографии детской литературы (В.И. Водовозов, Ф.Г. Толль) и первые исследования (О.Рогова, Н.В.Чехов).

Самостоятельная подготовка вопроса к зачету


6

зачет


6.

Детская литература советской эпохи. Создание новой системы оформление детских книг: В. Маяковский, Н. Тырса, В. Лебедев, Ю. Васнецов, В. Канашевич и др.

Самостоятельная подготовка вопроса к зачету


6

зачет


7.

Современная детская литература. Развитие профессиональной критики детской литературы.

Конспектирование соответствующей главы учебника

6

Проверка конспекта

1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме:



Практическое занятие №1.

Тема: Малые жанры фольклора.



План:

1.Жанры фольклора и их классификация.

2. Загадки. Классификация загадок по способу образования.

3. Пословицы и поговорки. Выражения пословичного типа.

4. Воспитательное значение малых жанров фольклора.

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения.



  1. Приемы различения пословиц и поговорок.

  2. Принципы отбора загадок, пословиц и поговорок для младших школьников.

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы.

  • Найти определения загадок, пословиц и поговорок по следующим источникам:

  1. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка (любое издание)

  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка (любое издание)

  3. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М., 1983.

Выявить основные жанровые признаки в выбранных определениях.

  • Охарактеризовать основные сборники загадок, пословиц и поговорок.

ЛИТЕРАТУРА:

Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М., 1983.

Бахтин В. От былины до считалки. - Л.,1982.
Практическое занятие №2.

Тема: Народная сказка в детском чтении.



План:

1 Определение сказки. Жанровые особенности сказок о живот­ных, волшебных сказок, сатирических.

2.Миф и сказка: соотношение собственно мифологического и метафорического в прочтении сказки.

3. Изба — символическое и мифологическое (метафорическое) ее значение. Функция избы-дома в сказках разных жанров.

4. Оппозиция изба — избушка на курьих ножках в волшебной сказке;

дом — лес;

Петух — Лиса: мифологическое, символическое, аллегорическое.


  1. Функция пути-дороги в народных сказках, характер препятствий в пути.

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения.

  1. Принцип кумулятивности в сюжете сказок о животных и волшебных сказках.

  2. Инициация в волшебных сказках. Образ мира и дома в волшебных сказках.

  3. Основные составляющие стилизации народного в собственно
    литературных сказках.

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы.

1.Лиса и ее антагонисты в сказках о животных и в социально-


бытовых.

2.Медведь в различных сказочных жанрах.

3.Зло в волшебных сказках и способы его преодоления.

4.Добро и его помощники в различных сказочных жанрах,

5.Красота в народных сказках.

6.Образ жены-хозяйки в народных сказках.

7.Герой, народных сказок; путь к самому себе обновленному.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Сказки о животных и волшебные сказки (по выбору студентов)

2.Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу.

3.Пропп В.Я. Морфология сказки...

4.Он же. Исторические корни волшебной сказки...

5.Неелов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики (Л., 1986). Главы «Человек», «Пространство», «Время».
Практическое занятие №3.

Тема: Развитие детской литературы в XVIII веке.



План:

  1. Рост культуры и просвещения при Петре I.

  2. «Юности честное зерцало» (1717г.) и «Краткая русская история» Феофана Прокоповича - книги, рассчитанные на воспитание молодежи.

  3. «Российская универсальная грамматика» Н.Г. Курганова.

  4. Издание первого детского журнала «Детское чтение для сердца и разума» Н.И. Новикова. Цели, задачи и программа чтения, изложенные в обращении к юному читателю. Центральные идеи журнала - патриотизм, гражданственность, демократизм и гуманизм.

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения.

Роль Н.Н. Новикова, Н.Г. Курганова, A.M. Болотова, Н.М. Карамзина в демократизации детской литературы.

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы.


  1. Познакомиться с первыми источниками детского чтения, с азбукой Ивана Федорова

  2. Подготовить сообщение о первопечатнике И. Федорове.

  3. Подготовить составление сообщения о Симеоне Полоцком и Карионе Истомине

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Русская детская литература: Учебное пособие / Под ред. Т.Д. Полозовой. – М.: Изд. центр «Академия», 1997.

  2. Сетин Ф.И. История русского детской литературы. – М., 1990.

  3. Детская литература. Хрестоматия с основами литературоведения /Сост. А.В. Дановский. – М., 1997.


Практическое занятие № 4.

Тема: Социальная проблематика в детской литературе 2 пол. XIX века.



План:

    1. Характеристика социально-политической ситуации в России 2 пол.XIX века. Массовое обнищание крестьянства. Исход в города. Использование детского труда.

    2. Тема «Детства без детства» в творчестве А.П. Чехова («Беглец», «Ванька», «Спать хочется»)

    3. Социально-философская проблематика рассказов Л. Андреева о детях («Ангелочек», «Петька на даче»)

    4. Жизнь ребенка в изображении Д.Н. Мамина-Сибиряка («Вертел», «Богач и Еремка»)

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения:

  1. Почему тема защиты детства становится одной из ведущих в литературе этого периода?

  2. Насколько сейчас актуальными являются произведения названных авторов?

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы:

Композиционный анализ рассказов А.П. Чехова «Спать хочется» и Л. Андреева «Петька на даче»

ЛИТЕРАТУРА:


  1. Минералова И.Г.  Детская литература. – М., 2002.

  2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М., 2000.

  3. Русская детская литература: Учебное пособие / Под ред. Т.Д. Полозовой. – М.: Изд. центр «Академия», 1997.

  4. Бегак Б.А. Сложная красота: Очерки об истории детской литературы. - М.: Сов. писатель, 1980.


Практическое занятие №5.

Тема: Христианские мотивы в детской литературе.



План:

1. Евангельский календарный круг от Рождества Богородицы к Успенью Богородицы. Символика праздников: Покров Богородицы. Введение Богородицы в храм (детско-родительский праздник). Рождество и Святки. Вербное Воскресенье. Вход Господень в Иеру­салим. Пасха. Отражение данной семантики в поэзии и святочной литературе.

2. Календарная христианская праздничная поэзия в детском
чтении.

3. Образ Рождества в христианском искусстве и в поэзии: Пастернак Б., Рождественская звезда, С. Черный. Пространство Рождества: мистерия и литургия в духовной жиз­ни и художественном творчестве.

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения:

1. Святочная литература. Обязательные составляющие жанра святочного рассказа, повести:



  • святочный рассказ;

  • рождественский рассказ;

  • пасхальная история.
    2. Мистериальное в названных жанрах:

  • ярко выраженный конфликт Добра и Зла;

  • трехмерность пространства (мир реальный, мир горний, пре­исподняя);

  • нисхождение героя в начале повествования и восхождение в финале. (Анализ на примере произведений Г.Х. Андерсена, Л. Чарской, А.И. Куприна, Л.Н. Андреева.)

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы.

А.И. Куприн и Л.Н. Андреев и их Святочные рассказы: черты сходства и различия.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ивич А. Воспитание поколений. Изд. 4. - М.: Дет. лит., 1969.

2. Минералова И.Г.  Детская литература. – М., 2002.

3. Русская детская литература: Учебное пособие / Под ред. Т.Д. Полозовой. – М.: Изд. центр «Академия», 1997.


1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература:


основная литература

  1. Арзамасцева И.Н. Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н.Арзамасцева, С.А. Николаева. – 3-е изд., перераб и доп. – М. : Академия, 2005. – 576 с.

  2. Гриценко А.З. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. - М., 2004.

  3. Детский сборник: Статьи по русской литературе и антропологии детства. - М., 2003.

  4. Зубарева Е.Е. Хрестоматия по детской литературе: Учеб. пособ. - М., 2006.

  5. Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор: Учеб. пособ. - М., 2002.

  6. Чернявская Л.А., Розанов И.И. Русская советская детская литература, - Минск, 1984.


дополнительная литература

  1. Александров В.П. Сквозь призму детства. Очерки. - М.: Детская литература, 1988.

  2. Барто А.Л. Записки детского поэта. - М.: Советский писатель, 1976.

  3. Баруздин С. Заметки о детской литературе. - М.: Детская литература, 1975.

  4. Батин М.А. Павел Бажов. Изд. перераб. и доп. - М.: Современник, 1976.

  5. Бахтин В.С. От былины до считалки. - М.: Дет.литература, 1988.

  6. Бегак Б. Классики в стране детства. – М.,1983.

  7. Бегак Б.А. Дети смеются: Очерки о юморе в детской литературе. - М.: Детская литература, 1971.

  8. Бегак Б.А. Правда сказки. - М.: Дет. лит., 1989.

  9. Бегак Б.А. Сложная красота: Очерки об истории детской литературы. - М.: Сов. писатель, 1980.

  10. Брандис Е.П. От Эзопа до Джанни Родари. – М., 1980.

  11. Воронов Вл. И труд наш молод...: Очерки. - М.: Дет. лит., 1976.

  12. Галанов Б.Е. Книжка про книжки: Очерки. - Изд. 2., доп. - М.: Детская литература, 1974.

  13. Гродненский В. Виталий Бианки: Критико-биографический очерк. Изд. 2. - М.: Дет. Лит., 1966.

  14. Детская литература (Под ред. Зубаревой Е.Е.). - Изд. 3. - М.: Просвещение, 1979.

  15. Зарубежная детская литература. - М.: Просвещение, 1982.

  16. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина. - М.: Просвещение, 1989.

  17. Ивич А. Воспитание поколений. Изд. 4. - М.: Дет. лит., 1969.

  18. Ивич А. Природа. Дети. Очерки. — М.: Дет. лит., 1975.

  19. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. - М.: Высшая школа, 1989.

  20. Лупанова И.П. Полвека: Советская детская литература: 1917-1967; - М.: Дет. лит., 1969.

  21. Ляхов В.Н. Очерки теории искусства книги. – М.,1971.

  22. Маймин Е.А.  О русском романтизме. - М.,1975. – С.3-24.

  23. Минералова И.Г.  Детская литература. – М., 2002.

  24. Мотяшов И.П. Избранное. - М.: Дет. лит., 1988.

  25. Мотяшов И.П. Мастерская доброты: Очерки современной детской литературы. Изд. 2-е. Дет. лит., 1974.

  26. Мотяшов И.П. Счастливый труд души. - М.: Молодая гвардия, 1983.

  27. Непомнящий В.С. Заметки о сказках Пушкина // Вопросы литературы. - 1972. - № 3. – С.124-151.

  28. Николаева С. Дети и война. - М.: Дет. лит., 1991.

  29. Николаева С.А., Арзамасцева И.Н. Детская литература. – М.: Изд. центр «Академия», 1997. - С. 302-303 (В.П. Катаев); 365-371 (Э.Н. Успенский).

  30. Павлова Н. Образ детства - образ времени. - М.: Дет. лит., 1990.

  31. Полозова Т.Д. Открытие мира. - М.: Просвещение, 1979.

  32. Полозова Т.Д., Полозова Т.А. «Всем лучшим во мне я обязан книгам.» - М.: Просвещение, 1990.

  33. Померанцева Р. Русская устная проза. - М.: Просвещение, 1985.

  34. Приходько Д. А. Елена Благинина: Очерк творчества. - М.: Дет. лит., 1971.

  35. Разумневич В.Л. Всем детям ровесники. - М.: Сов. писатель, 1980.

  36. Разумневич В.Л. С книгой по жизни: О творчестве сов. дет. писателей. - М.: Просвещение, 1986.

  37. Рассадин С. Так начинают жить стихом: Книга о поэзии для детей. - М.: Дет. лит., 1967.

  38. Рогачев В.А. Проблемы становления и развития русской советской детской поэзии 20–х годов. - Свердловск, 1990.

  39. Русская детская литература (Под ред. Сетина Ф.И.) - М: Просвещение, 1972.

  40. Русская детская литература: Учебное пособие / Под ред. Т.Д. Полозовой. – М.: Изд. центр «Академия», 1997.

  41. Сетин Ф.И. История русской детской литературы. - М.: Просвещение, 1990.

  42. Сивоконь С. Веселые ваши друзья: Очерки о юморе в сов. лит. для детей. Изд. 2. - М. лит., 1986.

  43. Сивоконь С.И. Уроки детских классиков. - М.,1990.

  44. Советская детская литература (Под ред. В.Д. Разовой) – М.: Просвещение, 1978.

  45. Шаров А.И. Волшебники приходят к людям: Книга о сказке и о сказочниках. – М.: Дет. Лит., 1985.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)



Библиотека Гумер. http://www.gumer.info/,

Большая русская биографическая энциклопедия [Электронный ресурс] : 160 т. текстов, 164839 ст., 15790 ил. - Версия 2.0. - Дан. и прогр. - М. : ИДДК, 2006. - 4 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв. - Систем. требования : Pentium 166 МГц ; 32 Мб ОЗУ ; SVGA ; DVD-ROM ; Windows 98/ME/XP/2000 ; Internet Explorer 5.5 (на диске) ; DirectX 7.0 и выше (8.1 на диске). - Загл. с контейнера. - 650-00.

А.С. Пушкин. В зеркале двух столетий / Гос. музей А.С. Пушкина ; Всерос. музей А.С. Пушкина . - Электрон. дан. и прогр. - М. : Респ. мультимедиа центр, 2003. - 1 электрон. опт. диск (CD - ROM) : зв., цв. - (Мультимедиа энциклопедия). - Систем. требования : Pentium - 166 ; RAM 16 Мб ; SVGA 1 Mб ; CD-ROM 8x ; зв. карта ; мышь ; Windows 98/ NT/ 2000. - Загл. с контейнера. - 112-00

Библиотека словарей. Т. 1 [Мультимедиа] : [17 т. текста, 390 иллюстраций, 14585 словарных статей] / подготовка Е. Ачеркан. - Дан. и прогр. - М. : ЭТС, 2005. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв. - Систем. требования : Pentium II 400 МГц ; 64 Мб ОЗУ ; Internet Explorer ; CD-ROM ; зв. карта Sound Blaster совместимая, видеокарта 4 Мб. - Загл. с контейнера. - Содерж. : Реальный словарь классических древностей / Ф. Любкер. Библейский словарь : в 4 вып. Дипломатический словарь : в 2 т. / под ред. А.Я. Вышинского, С.А. Лозовского. - ISBN 5-86460-137-3 : 250-00,

Библиотека словарей. Т. 2 [Мультимедиа] : [19 т. текста, 19319 словарных статей] / подготовка Е. Ачеркан. - Дан. и прогр. - М. : ЭТС, 2005. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв. - Систем. требования : Pentium II 400 МГц ; 64 Мб ОЗУ ; Internet Explorer ; CD-ROM ; зв. карта Sound Blaster совместимая, видеокарта 4 Мб. - Загл. с контейнера. - Содерж. : Словарь древне-русских личных собственных имен / Н.М. Тупиков. Исторический словарь российских государей, царей, императоров и императриц / И. Нехачихин. Словарь писателей среднего и нового периодов русской литературы XVII-XIX в. / А.В. Арсеньев. Популярный политический словарь. Краткий словарь мифологии и древностей / М. Корш. - ISBN 5-86460-147-3 : 250-00.

Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

- Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ;

- «Рубрикон» — крупнейший энциклопедический ресурс Интернета. http://www.rubricon.com/,

- Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU — полнотекстовая база данных научных периодических изданий. http://www.elibrary.ru/,

- Электронная библиотечная система «Университетская библиотека» http://www.biblioclub.ru,

- Полнотекстовая библиотека МГПУ, http://www.mspu.edu.ru/index.php?option=com_wrapper&Itemid=527.
1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины


      1. Перечень используемых технических средств.

      1. Перечень используемых пособий.

      1. Перечень видео- и аудиоматериалов, программного обеспечения.


1.10 Примерные зачетные тестовые задания. Нет

1.11 Примерный перечень вопросов к зачету.

  1. Специфика и проблемы детской литературы.

  2. Малые жанры фольклора в детском чтении. Загадки: теории происхождения, классификация, жанровые особенности.

  3. Малые жанры фольклора в детском чтении. Пословицы и поговорки, их сходства и отличия. Выражения пословичного типа.

  4. Жанровые особенности русских волшебных сказок.

  5. Жанровые особенности русских сказок о животных.

  6. Жанровые особенности русских социально-бытовых сказок.

  7. Развитие детской литературы до 17 века.

  8. Развитие детской литературы в 18 веке.

  9. Фольклорные традиции и авторские идеи сказок А.С.Пушкина.

  10. Стилистические особенности сказок В.А.Жуковского. Романтизм и фольклорные истоки.

  11. П.П.Ершов «Конек-горбунок»: народная основа, образы сказки, их идейно-воспитательное значение.

  12. М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»: особенности повествования

  13. Сказки В.Ф.Одоевского как образец научно-художественной прозы. Нравственно-эстетическое значение сказок.

  14. А.Ишимова «История России в рассказах для детей»: особенности авторского повествования.

  15. Тема детства в творчестве А.П.Чехова. Рассказы о «детстве без детства».

  16. Тема детства в творчестве А.П.Чехова. Рассказы, посвященные воспитанию в семье.

  17. Стихи Н.А.Некрасова в детском чтении.

  18. Концепция детства в автобиографической повести Л.Н.Толстого.

  19. Концепция детства в автобиографической повести С.Т.Аксакова.

  20. Социальная проблематика рассказов Д.Андреева о детях.

  21. Нравственно-эстетические уроки книг К.Паустовского.

  22. Новаторство поэзии Д.Хармса.

  23. Законы детского восприятия и детского творчества в книге К.И.Чуковского «От 2 до 5». Чуковский о жанре сказки.

  24. Современная литературная сказка: философские основы, проблематика, специфика развития сюжета. Типология литературной сказки.


1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии). Нет

1.13 Примерная тематика рефератов.

1.Английские и ирландские народные сказки

Джек и золотая табакерка: Сказки народов Великобритании и Северной Ирландии. Сост. Е. Нестерова.-М.: Дет. лит., 1989

Ирландские легенды и сказки. Сост. и вст. ст. Н.Шершевской.-М.: Гослитиздат, 1960

2.Сказки народов Югославии

Сербские народные песни и сказки из собрания В.С. Караджича. Сост.Ю.Смирнов.-М.: Худ.лит.,1987

Сказки народов Югославии. Предисл. И. Голенищева-кутузова.-М.: Худ.лит.,1991

3.Сказки Скандинавии

Норвежские сказки.- М.: гослитиздат,1962

Сказки Скандинавии. Вст.ст. В. Каверина. – М.:худ.лит.,1991

4.Немецкие сказки

Немецкие волшебные сатирические сказки.-Л.: Наука,1972



5.Польские сказки

Польские народные легенды и сказки.Вст ст.Я.Мацюсович.-М-Л.: худ.лит.,1965

Польские народные сказки/Сост.А.Щербакова.-Л.:Худ.лит.,1980

6.Украинские сказки

Украинские сказки и легенды. Вст.ст.П.В.Линтур.-Симферополь,1971


Украинские сказки: В 2 кн. Сост.и авт.послесл. И.Панкеев.-М.,1993

7.Болгарские сказки

Болгарские народные сказки. Вст.ст. В.Важдаева.-М.:Гослитиздат,1953



8.Латышские сказки

Латышские народные сказки: Избранное.Сост.К.Арайс.-Рига,1982

Латышские народные сказки. Предисл. Я. Ниендре.-М.:Гослитиздат,1958


Подарок ветра: Латышские народные сказки. Вст.ст. К.Скуиениекса.-Рига,1989

9.Белорусские сказки

Белорусские народные сказки. Вст.ст. С.И. Василька.-М.: Гослитиздат,1958



10.Венгерские сказки

Дерево-до-небес: Венгерские народ.сказки. Вст.ст.Е.Малыхиной.-М.:дет.лит.,1993



11.Цыганские сказки

Золотой кирпич: Цыганские народ. сказки.-М.:Дет.лит.,1992


Сказки и песни, рожденные в дороге: Цыганский фольклор.Сост.Е.Друц и А.Гесслер.-М.: Наука,1985

Сказки и песни цыган Росии.-М.: Правда,1987



12.Татарские сказки

Сказки и легенды татар Крыма. Вст ст.С.Д.Коцюбинского.-М.:Новости,1982

Татарские народ.сказки. Сост.Л Замалетдинов.-Казань,1986

13.Французские сказки

Французские народ. сказки. Сост., вст.ст. Н.А.Лопыревой.-М-Л.:Гослитиздат,1959

Французские народ. сказки..-М.:Сов.писатель,1991

Французские сказки. Послесл. А.Нелепина.-М.:Правда,1988



14.Японские сказки

Веер молодости: Японские сказки.-Новосибирск,1991

Веер Тэнгу: Японские сказки.-Владивосток,1991

Десять вечеров: Японские народ. сказки. Сост., предисл. В.Марковой.-М.: худ.лит.,1991



15.Армянские сказки

Армянский фольклор: Сб. Предисл. Г.О.Карапетяна.-М.:Наука,1979

Армянские народные сказки. Вст.ст. А.Т. Ганаланяна.-Ереван,1965

Армянские сказки. Сказки Араратской долины.-М.:Худ.лит.,1968



16.Узбекские сказки

Узбекские народ. сказки: В2Т. Предисл. М.И.Афзалова.-Ташкент,1972

Волшебный рубин: Узбекские народ. сказки.-Карапалкстан,1979

Волк и лиса: Узбекские народ. сказки.-Ташкент,1975

Волшебный цветок: Узбекские народ. сказки.-Ташкент,1986

Бирюзовый ларец:Сказки.-Ташкент,1967



17.Вьетнамские сказки

Сказки народов Вьетнама. Сост.и вст.ст. Н.И.Никулина.-М.:Наука,1970

Волшебный козел: вьетнамские народные сказки.-М.: Худ.лит.,1976

Чудесный посох: Сказки народов Вьетнама.-М.:Худ.лит.,1990



18.Африканские сказки

Волшебный цветок: Сказки Вост Африки. Вст.ст. М.Вольпе.-М.: Худ.лит.,1987

Газель с золотыми копытцами: Сказки Сев. Африки. Вст.ст.В.Микушевича.-М.:Худ.лмт.,1988

Живой огонь: Сказки Зап.Африки. Предисл. М.Вольпе.-М.:Худ.лит.,1985



19.Турецкие сказки

Турецкие народ. сказки. Вст.ст.Н.К.Дмитриева.-М.:Наука,1967

Турецкие сказки. Вст.ст. И.В.Стебелевой.-М.:наука,1986

Турецкие сказки. Предисл.Р.Моллова.-М.: Изд.вост.лит,1960



20.Туркменские сказки

Туркменские народ. сказки Марыйского района. Вст.ст. Н.К.дмитриева.-М-Л.,1954

Туркменские сказки.-Ашхабад,1984

21.Сказки Южной Америки

Аргентинские сказки. Вст.ст. М.Фунес.-М.:Наследие,1994


Бразильские сказки и легенды. Предисл.И.Тертерян.-М.:Гослитиздат,1962

Мифы, сказки, легенды Бразилии. Предисл. Е.Огневой.-М.:Худ.лит.,1987



22.Аварские сказки

Аварские народные сказки.Сост.Д.М.Атаев.-М.:Наука,1972

Аварские сказки. Сост. М.Саидова.-М.:Худ.лит.,1965

23.Башкирские сказки

Башкирские богатырские сказки. Сост.Л.Г.Барега.-Уфа,1986

Народные сказки, легенды, предания и были Башкирии.-Уфа,1969

Португальские сказки


Сказки и легенды Португалии. Вст.ст. Э.Померанцевой.-М.:Худ.лит.,1980


24.Молдавские сказки

Молдавские сказки.Предисл. Г.Богача.-Кишинев,1971



25.Адыгейские сказки

Сказания и сказки адыгов. Сост.Ш.Х.Хута.-М.:Современник,1987


Адыгейские сказки.-Майкоп,1957

Сказки адыгейских народов.-М.:Наука,1978



26.Индийские сказки

Индийские сказки.-Иваново,1982

Индийские сказки. Вст.ст. М.Клягиной-Кондратьевой.-М.:Гослитиздат,1958

Индийские сказки и легенды. Предисл. Е.М.Медведева.-М.:Наука,1966

Сказки попугая: Индийские легенды и сказания. Послесл.М.Салганик.-Минск,1992

Как простой смертный перехитрил бога смерти: Народ. повести и рассказы Южной Индии. Вст.ст. А.Ибрагимова.-М.:Худ.лит.,1978



27.Китайские сказки

Сказки народов Китая. Предисл. М.Черкасовой.-М.:Гослитиздат,1961


Китайские народ. сказки. Сост., предисл. Б. Рифтина.-М.:Худ.лит.,1972


28.Персидские сказки

Персидские народ.сказки. Предисл. Д.С.Комиссарова.-М.:Наука,1987

Персидские народ. сказки. Предисл. А.З.Розенфельд.-Ташкент,1958

29.Карельские сказки

Карельские народ. сказки Южной Карелии.-Л.:Наука,1967



30.Абхазские сказки

Абхазские народные сказки. Предисл. К.С. Шакрыла.-М.:Наука,1975

Инал-Ипа Ш.Д. Памятники абхазского фольклора.-Сухуми,1977
1.14 Примерная тематика курсовых работ. Нет

1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. Нет

1.16 Методика(и) исследования (если есть). Нет

1.17 Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине. Нет
РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.

Дисциплина на ЗФО не читается


РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала

Тема: Детская литература как учебный предмет.

Вопрос о рамках детской литературы в историческом и современном литературоведении. Подходы к определению термина «детская литература». Специфика восприятия читателя младшего школьного возраста и специфика детской литературы: доступность содержания, простота и стремительность развития сюжета, яркость и эмоциональная насыщенность образов, определенность характеров, богатство и точность языка.

Органическое единство содержания и формы текста и внетекстовой информации в детской книге. Основные виды изданий книг для детей 7-10 лет. Образовательно-воспитательные возможности детской литературы и книги, их роль в формировании идейно-эстетических идеалов подрастающего поколения. В.Г. Белинский о требованиях к детским книгам.


Тема: Произведения устного народного творчества в детском чтении. Малые жанры фольклора.

Детский фольклор. Его содержание, стиль, богатство жанров. Классификация детского фольклора.

Поэзия пестования: колыбельные песни, потешки, прибаутки, приговорки. Образы Сна, Дремы, Угомона.

Детский обрядовый фольклор. Считалки. Загадки. Классификации загадок. Классификация по способу образования. Воспитательное значение загадок. Переход произведений в детскую среду.


Тема: Произведения устного народного творчества в детском чтении. Русские народные сказки.

Определение сказки. Виды сказок: волшебные, бытовые, сатирические, сказки о животных.

Сказки о животных. Тематика и особенности народной сказки о животных. Кумулятивные сказки. Формальные особенности построения кумулятивных сказок. Значение и педагогическая ценность кумулятивных сказок.

Волшебные сказки: происхождение, тематика. Особенности композиции волшебной сказки. Мотивы сказок, типы героев.

Социально-бытовые сказки: тематика и форма, типы положительных и отрицательных героев. Исторические лица в сказках. Особенности языка и стиля.
Тема: Развитие детской литературы в XVXVIII вв.

Влияние исторического процесса на развитие детской литературы.

Произведения древнерусской литературы в детском чтении. «Житие Бориса и Глеба», «Поучение» Владимира Мономаха чадам своим, «Житие Сергия Радонежского».

Переводчик и дипломат Дмитрий Герасимов - первый детский писатель, провозгласивший принцип обучения от простого к сложному.

Книги для обучения грамоте. Буквари, азбуки, азбуковники, грамматики. «Сказание о седми свободных мудростях» - самое распространенное произведение позднего средневековья.

Первопечатные книги XVI века (азбуки или грамматики). Азбука Ивана Федорова -основоположника печатного дела на Руси. Структура азбуки. Принципы изложения учебного материала. Поэт и просветитель - Карион Истомин. «Лицевой букварь» - памятник русской литературы XVII века. Поэт, просветитель, педагог – Симеон Полоцкий.

Русские воинские повести: «Повесть о Евпатиии Коловрате», «Повесть о нашествии Батыя на Рязань», зачатие жанра рассказа, книги по русской истории.

Рост культуры и просвещения при Петре I.



«Юности честное зерцало» (1717г.) и «Краткая русская история» Феофана Прокоповича - книги, рассчитанные на воспитание молодежи.

Роль Н.Н. Новикова, Н.Г. Курганова, A.M. Болотова, Н.М. Карамзина в демократизации детской литературы.



«Российская универсальная грамматика» Н.Г. Курганова.

Издание первого детского журнала «Детское чтение для сердца и разума» Н.И. Новикова. Цели, задачи и программа чтения, изложенные в обращении к юному читателю. Центральные идеи журнала - патриотизм, гражданственность, демократизм и гуманизм.


Тема: Развитие детской литературы в 1 пол. XIX века

И.А. Крылов: аллегорический смысл басен. Традиции Лафонтена и авторские находки. Типология басен. Язык и стиль басен.

В.А. Жуковский: романтическая философия сказок Жуковского: символичность образов. Метод «облагораживания фольклора». Фольклорные традиции и авторские идеи в сказках «Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее». Жуковский-переводчик.

А.Погорельский: фантастическое и реальное в сказке «Черная курица, или Подземные жители». Психологические приемы в изображении мира детства. Традиции европейских сказок в повести. Дидактический смысл повести.

В.Ф. Одоевский: сказки Одоевского как первый образец научно-художественной прозы в России. Познавательное и воспитательное начало сказок. Фольклорные традиции и социальная проблематика сказок «Мороз Иваныч», «Сказки дедушки Иринея».

А.С. Пушкин: Типология сказок Пушкина. Философские и политические взгляды автора в сказках. Литературные и фольклорные источники пушкинских сюжетов, их контаминация в сказках. Приемы фольклорной стилизации, язык и стиль сказок.

П.П.Ершов: источники сюжета сказки «Конек-Горбунок». Композиция сказки, приемы народного театра в повествовании, социальная проблематика сказки. Язык и стиль авторского повествования.

А.О. Ишимова: научная основа книги «История России в рассказах для детей». Композиция книги, воспитательные задачи и их реализация в тексте. Литературное наполнение повествования. Белинский о книге Ишимовой.


Тема: Развитие детской литературы во 2 половине века XIX

Н.А. Некрасов: темы Родины, природы и труда в поэзии для детей. Образы крестьянских детей в творчестве Некрасова. Фольклорные традиции поэзии Некрасова. Историзм и социальная проблематика стихов для детей.

Д.С. Мамин-Сибиряк: цикл «Аленушкины сказки» - композиция, типы сказок, особенности языка и стиля. Раасказы о природе и животных – гуманистический смысл и поучительность повествования.

В.М. Гаршин: аллегоричность образов сказок, философия автора в «Сказке о Жабе и Розе», сатирический смысл сказок «То, чего не было», «Лягушка-путешественница».

А.П. Чехов: социальная проблематика рассказов о детях, приемы отражения детской психологии, литературные сказки для детей «Каштанка» и «Белолобый».

Л.Н. Андреев: философская и социальная основа рассказов о детях, роль приема кольцевой композиции, детские образы в рассказах «Ангелочек» и «Петька на даче».

А.И. Свирский: «Рыжик» как произведение о ребенке-бродяге.
Тема: Детская литература советской эпохи

Первые советские книги для детей, вошедшие в золотой фонд детской литературы:

Проза: П.Бляхин «Красные дьяволята», Ю.Олеша «Три толстяка», Б.Житков «Морские истории», В.Бианки «Лесные домишки», М.Ильин «Который час?»

Вопрос о возможной классификации детской литературы советской эпохи. Художественные повести и рассказы: Л.Кассиль, В.Катаев, Н.Богданов, Ю.Коваль и др.

Поэзия для детей: С.Я.Маршак, В.В.Маяковский, К.И.Чуковский Е.Благинина, Д.Хармс, А.Барто, Б.Заходер и др.

Литературная сказка, приключения: А.Толстой, А.Некрасов, А.Волков, Е.Шварц, В.Губарев, и др.

Научно-художественная проза: Е.Чарушин, И.Соколов-Микитов, Г.Скребицкий и др.

Историческая книга: В.Панова, Е.Озерецкая, Я.Гордин, О.Тихомиров.

Создание новой системы оформление детских книг: В.Маяковский, Н.Тырса, В.Лебедев, Ю.Васнецов, В.Канашевич и др. Типы иллюстраций. Требования к оформлению книг для младших школьников.
Тема: Современная детская литература Я. Аким, В. Голявкин, Л.Давыдычев, Ю.Коваль, Э.Успенский, Г.Остер, Э. Шим
РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий).

Детская литература

Сказка

Загадка


Пословица

Поговорка

Потешка

Дразнилка



Прозвище

Прибаутка

Присказка
Смотри также:

Сайт «Русская литература и фольклор»

Детская литература http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt1/lt1-1941.htm

Загадка - http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt1/lt1-1941.htm

Сказка - http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt1/lt1-1941.htm

Пословицы и поговорки - http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt2/lt2-6172.htm?cmd=0&hash=
Портал «Русское слово»

http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=2&wrd=ПОГОВОРКА&bukv=П

http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=2&wrd=ПОСЛОВИЦА&bukv=П

http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=СКАЗКА%20ЛИТЕРАТУРНАЯ&bukv=С

http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=СКАЗКА%20ФОЛЬКЛОРНАЯ&bukv=С

http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=3&wrd=ПРИСКАЗКА&bukv=П

http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=СКОРОГОВОРКА&bukv=С
РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации).

Решение литературоведческих задач по курсу подробно рассматривается на практических занятиях.


РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.

Характер изменений в программе

Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение

Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение

Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение














РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:


Ф.И.О., ученое звание и степень преподавателя

Учебный год

Факультет

Специальность














База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница