Учебно-методический комплекс дисциплины дн(М). В 2 современный урок литературы



Скачать 179.31 Kb.
Дата03.05.2016
Размер179.31 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ДН(М).В.8.2 СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная образовательная программа подготовки бакалавра
по направлению подготовки


050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература

(код и наименование направления)

Утверждено на заседании кафедры

русской филологии

факультета филологии, журналистики и

межкультурных коммуникаций

(протокол № 6 от 30.01.2013 г.)
Зав. кафедрой

_____________________________ Л.В. Горбань


Структура учебно-методического комплекса дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
Структура программы учебной дисциплины
1.1 Автор программы: к.п.н., доцент кафедры русской филологии МГГУ Литвин В.Б.
1.2 Рецензенты: к.фил.н., доцент кафедры русской филологии МГГУ Антошина С.А.;

д.п.н., профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и лингвистики МГТУ Коренева А.В.


1.3 Пояснительная записка:

Теоретико-практический курс «Современный урок литературы» входит в качестве составной части в программу методической подготовки преподавателя литературы. Формирование профессионально-педагогической компетентности в области методики преподавания литературы является перспективной целью программы.

Цель курса: овладение современными педагогическими технологиями преподавания литературы как научной дисциплины, имеющей теоретическую и практическую направленность

Студенты должны

знать: теоретические основы курса

уметь: соотносить литературоведческую, психолого-педагогическую, дидактическую, коммуникативную составляющие процесса преподавания литературы с методической составляющей на теоретическом и практическом (выполнение конспекта урока литературы) уровнях; приобрести практический навык: разработки конспекта урока литературы

Курс выстраивается на интегративной основе (интеграция с курсами общей и возрастной психологии, педагогики, истории педагогики, дидактики, истории литературоведения, истории литературы, теории литературы), а также на исторической основе. В курсе рассматриваются в большей мере диалогические основания преподавания литературы.

В ходе реализации задач курса используются логические и эмоциональные формы освоения материала, различные методы (по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; в соответствии с характером познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский; на основе целостного подхода к деятельности: методы организации и осуществления, методы стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности; с точки зрения обеспечения продуктивного личностно-ориентированного образования: когнитивные, креативные, оргдеятельностные; а также эвристические методы, методы проблемного обучения и др.; при работе с литературными произведениями: метод творческого восприятия, анализирующе-интерпретирующий, синтезирующий методы) и технологии (информационные, игровые, активных методов обучения, проблемного обучения, модульные, коммуникативные).
1.4 Извлечение из ГОС ВПО направления. Дисциплина в ГОС ВПО не представлена.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:



№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа


1.

050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература

4

8

86

36

20

16

-

50

зачет


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:



№ п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего аудит

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего аудит

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1.

Современные образовательные технологии.

10

6

4

-

8
















2.

Деятельностный подход к преподаванию литературы

8

4

4

-

16
















3.

Урок литературы - урок диалог.

6

2

4

-

10
















4.

Нетрадиционные виды уроков литературы.

12

8

4

-

16



















Итого:

36

20

16

-

50















1.6.2 Содержание разделов дисциплины.



Современные образовательные технологии. Определение понятия. Классификация. Обучение и технология. Метод и технология. Проблемное обучение. Современные образовательные технологии в школе и вузе.

Деятельностный подход к преподаванию литературы. Интеграция. Ученик - субъект учения. Формирование компетенций. Личностно-ориентированные элементы образования: личность, содержание, окружающая среда. Практическая направленность преподавания. Индивидуальная образовательная траектория. Модульное обучение. Роль информационной функции преподавания.

Урок литературы - урок диалог. Диалоговые основания преподавания литературы. Главный вопрос урока. Сочетание рационального и эмоционального начал в преподавании литературы. Опережающие задания. Формы сотрудничества.

Интеграция уроков литературы с уроками русского языка, русской словесности.



Нетрадиционные виды уроков литературы. Урок-лекция, урок-семинар, урок-диспут, урок-зачет, урок-салон. Взаимосвязь содержания и формы урока литературы. Варианты урока литературы на одну и ту же тему. Варианты уроков в школах разного типа
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Современные образовательные технологии

Вопросы для самостоятельного изучения


8

Опрос на занятии


2.

Деятельностный подход к преподаванию литературы

Конспектирование научно-методической литературы

16

Обсуждение и защита конспектов

3.

Урок литературы - урок диалог

Составление конспекта урока

10

Обсуждение и защита конспектов

4.

Нетрадиционные виды уроков литературы

Составление конспекта урока

16

Обсуждение и защита конспектов




ИТОГО:




50





1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме:


Практическое занятие № 1-2.

Тема: Образовательные технологии.

План:

  1. Понятие образовательной технологии.

  2. Соотношение образовательной технологии и методики.

  3. Проблема образовательных технологий в исторической перспективе.

  4. Современные образовательные технологии.

Вопросы для коллективного обсуждения

Какие из современных технологий мало используются учителями литературы? В чем причины?

Какие из рассмотренных технологий имеют наибольшие перспективы применения?

Задания для самостоятельной работы:

Подготовить сообщение об одной из образовательных технологий, продемонстрировать возможности ее практического применения (иметь письменную запись).



Литература:

  1. Педагогические технологии / Под общей редакцией В.С. Кукушина.- Ростов н/Д, 2002.

  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

  3. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2001.

  4. Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. - СПб., 2001.


Практическое занятие № 3-4.
Тема: Урок литературы.

План:

  1. Требования к уроку литературы в современной школе.

  2. Типология уроков в дидактике.

  3. Типология уроков литературы.

  4. Структура урока литература. Основные учебные ситуации урока.

  5. Работа над конспектом урока литературы.

  6. Анализ урока литературы.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Чем отличается урок литературы в современной школе от урока в дореволюционной гимназии?



Задания для самостоятельной работы:

  1. Познакомиться с алгоритмом написания конспекта урока литературы (иметь письменный вариант алгоритма).

  2. Познакомиться с вариантами анализа урока литературы (иметь письменный вариант анализа урока литературы).

  3. Познакомиться с конспектом урока литературы, выделить основные учебные ситуации, выполнить один из вариантов анализа урока (письменно).

Литература:

  1. Методика преподавания литературы. В 2 ч. Под ред. В.Г. Маранцмана, О.Ю.Богдановой. - М., 1995. - Ч.1. С. 102 - 110. Ч.2. С. 182 - 205.

  2. Методика преподавания литературы. Под ред. З.Я. Рез.- Л., 1985. С.263 - 278, 278 - 289.

  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. - ТЦ "Учитель", 2002.

  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. - Воронеж, 2001.

  5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок. - Воронеж, 2001.


Практическое занятие № 5-6.

Тема: Урок-диалог.

План:

  1. Отличие урока-диалога от традиционного урока.

  2. Учет возрастных, типологических, индивидуальных особенностей восприятия учащихся при подготовке и в ходе урока-диалога.

  3. Роль и доля рефлексивных заданий в структуре урока-диалога.

  4. Формы сотрудничества учителя и ученика при подготовке и в ходе урока-диалога.

  5. Методы, технологии, виды чтения, пути анализа, интерпретации для организации урока-диалога.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Какие программы по литературе в большей мере выстраиваются на диалогических основаниях?

  2. Все ли ученики способны к диалогу?

  3. Все ли учителя способны к диалогу?

  4. Что должен знать и уметь учитель, чтобы выстроить урок-диалог?

Задания для самостоятельной работы:

Разработать урок-диалог (тема, класс - по выбору). Изучение драматического произведения на уроках литературы в старших классах.



Литература:

  1. Белова С. В. Диалогическое изучение литературы в старших классах. - М.: Логос, 2003.

  2. Капшай Н. Познание мира и человека на уроке литературы. Пособие для учителей. -М: Современное слово, 2005.

  3. Ланин Б.А.Методика преподавания литературы: Хрестоматия-практикум: Учебное пособие для вузов - М: Академия, 2003.


Практическое занятие № 7-8.

Тема: Урок-диспут.

План:

  1. Место произведений драматургии в программе по литературе для старших классов.

  2. Особенности восприятия произведений драматургии учащимися старших классов.

  3. Основные задачи работы над произведениями драматургии в старших классах.

  4. Виды чтения при изучении драматургических произведений в старших классах.

  5. Пути анализа и интерпретации драматургических произведений на уроках литературы в старших классах.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Формирование теоретико-литературных понятий в ходе анализа драматургического произведения на уроках литературы в старших классах.

  2. Педагогическая техника при изучении драматургических произведений на уроках литературы в старших классах.

Задания для самостоятельной работы:

Разработать и провести в лабораторных условиях урок-диспут "Спор о правде в пьесе А.М. Горького "На дне".



Литература:

  1. Лесохина Л.Н. Урок-диспут. - М., 1965.

  2. Михальская А.К. Основы риторики. - М., 1995.

  3. Корст Н.О. Анализ драматического произведения // Преподавание литературы в старших классах. - М., 1964.

  4. Лейдерман Н. Горький в школе: новое прочтение. Методическое пособие для учителя. -М.: ВАКО, 2005.


1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература:



  • основная

  1. Практикум по методике преподавания литературы: Учебное пособие / Под ред. О. Ю. Богдановой. - М.: Академия/Academia, 1999.

  2. Ланин Б.А.Методика преподавания литературы: Хрестоматия-практикум: Учебное пособие для вузов - М: Академия, 2003.

  3. Литературные праздники и нетрадиционные уроки. 5-7 классы. Выпуск 1. – ОЛМА -ПРЕСС Образование, 2002.

  4. Литературные праздники и нетрадиционные уроки. 5-7 классы. Выпуск 2. – ОЛМА -ПРЕСС Образование, 2003.

  5. Булгакова С.В. Нестандартные уроки русской литературы. 10-11 класс. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.




  • дополнительная

  1. Белова С. В. Диалогическое изучение литературы в старших классах. - М.: Логос, 2003.

  2. Кочергина А.Н. Интегрированные уроки в школе. История - литература. 11 класс. -М: Учитель, 2003.

  3. Агеева И. Литературные забавы на уроках и праздниках. Методическое пособие. -М: Сфера, 2006.

  4. Любичева Е. В. От текста к смыслу и от смысла к тексту (текстовая деятельность учащихся). - М: Азбука, 2005.

  5. Капшай Н. Познание мира и человека на уроке литературы. Пособие для учителей. - М: Современное слово, 2005.


1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины.

1.9.1 Перечень используемых технических средств.

1.9.2 Перечень используемых пособий.

1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов, программного обеспечения.


1.10 Примерные зачетные тестовые задания. Нет

1.11 Примерный перечень вопросов к зачету.

  1. Современные концепции содержания литературного образования школьников. Литература в условиях единого государственного экзамена, профильного обучения, перехода на 12-ти летнее обучение Основные направления обновления содержания литературного образования в школе.

  2. Критерии литературного развития. Периоды развития читателя-школьника. Специфика изучения литературы на разных этапах ученического развития.

  3. Формирование читательских и литературно-творческих способностей школьников в процессе преподавания литературы.

  4. Использование педагогической диагностики при обучении литературе в школе.

  5. Формы, методы, приемы и средства обучения литературе в школе и вузе. Основания для классификации методов.

  6. Способы актуализации знаний школьников в процессе обучения литературе. Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей в процессе преподавания литературы в школе и вузе, использование других видов искусства.

  7. Отслеживание результатов и эффективности обучения литературе в школе и вузе. Организация работы учителя литературы в школе, преподавателя в вузе.

  8. Литературоведческая, психолого-педагогическая, дидактическая, коммуникативная, методическая составляющие урока литературы. Формы проведения урока литературы в школе. Педагогическая техника. Урок-диалог. Анализ и самоанализ урока, занятия.

  9. Риторика взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения литературе в условиях авторитарной и личностно-ориентированной дидактики. Педагогическая риторика в вузе.

  10. Современные образовательные технологии обучения литературе в школе и вузе. Модульные и коммуникативные технологии.

  11. Факторы, определяющие условия формирования методической концепции курса литературы в школе и вузе, выбора педагогической техники, обуславливающие уровень профессионально-педагогической компетентности учителя, преподавателя.

Практическая часть.

Проанализируйте методическую концепцию педагога-словесника:



    1. А.Ф. Мерзлякова;

    2. Ф.И. Буслаева;

    3. А.Д. Галахова;

    4. В.И. Водовозова;

    5. В.Я. Стоюнина;

    6. В.П. Острогорского;

    7. Л.И. Поливанова;

    8. А.И. Незеленова;

    9. В.В. Данилова;

    10. Н.М.Соколова;

    11. М.А. Рыбниковой;

    12. В.В. Голубкова.


1.12 Комплект экзаменационных билетов. Нет.

1.13 Примерная тематика рефератов.

  1. Словесные науки в школах Древней Руси.

  2. Дидактические и методические идеи М.В. Ломоносова. Анализ работы «Краткое руководство к красноречию». Проект регламента московских гимназий, составленный М.В. Ломоносовым.

  3. Н.И.Новиков о методике преподавания литературы. Анализ работы «О эстетическом воспитании».

  4. Методические идеи А.Д. Галахова. Анализ работ «Предисловие к «Полной русской хрестоматии», «О программах преподавания русского языка с церковнославянским и словесности в гимназиях».

  5. Методические идеи В.Я. Стоюнина. Анализ работы «О преподавании русской литературы».

  6. Методические идеи В.П.Скопина. Анализ работы «Программа преподавания русского языка».

Литература:

  1. Хрестоматия по истории методики преподавания литературы/Сост. Я.А. Роткович.- М., 1956.

  2. История литературного образования в Российской школе. Хрестоматия.- М., 1999.

  3. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России.-М., 1986. .


1.14 Примерная тематика курсовых работ. Нет

1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. Нет

1.16 Методика(и) исследования (если есть). Нет

1.17 Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине. Нет
РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.

Дисциплина на ЗФО не читается


РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала.

Современные образовательные технологии (6 часа). Определение понятия. Классификация. Обучение и технология. Метод и технология. Проблемное обучение. Современные образовательные технологии в школе и вузе. Дискуссии о структуре и содержании школьных программ по литературе. Учебно-методические комплексы по литературе. Работа с учебником. Предшествующие историко-литературному курсу этапы обучения. Преемственность в преподавании литературы между дошкольными учреждениями, начальной и средней школой. Отличие современных программ и учебников от гимназических. Предметы "Русская словесность" и "Риторика" в современной школе. Авторские программы. Образование и развитие. Управление и прогнозирование. Учебный план и стандарт по литературе в школе и в вузе. Кабинет литературы.

Деятельностный подход к преподаванию литературы (4 часа). Интеграция. Ученик - субъект учения. Знание о самом себе. Формирование компетенций. Личностно-ориентированные элементы образования: личность, содержание, окружающая среда. Практическая направленность преподавания. Ассоциативная технология. Сокращение репродуктивной деятельности. Длительная сосредоточенность на предмете исследования. Психолого-педагогическое пространство. Индивидуальная образовательная траектория. Модульное обучение. Роль информационной функции преподавания. Дискуссии о преподавании литературы.

Урок литературы – урок-диалог (2 часа). Диалоговые основания преподавания литературы. Структура урока. Учебная ситуация урока Целеполагание. Основные вопросы урока. Главный вопрос урока. Слово учителя. Опрос. Домашнее задание Разные стороны читательского восприятия. Сочетание рационального и эмоционального начал в преподавании литературы. Чувственные стратегии освоения литературного материала. Учебная, творческая и исследовательская деятельность учащихся на уроке. Коллективная, групповая, индивидуальная деятельность. Опережающие задания. Формы сотрудничества.

Нетрадиционные виды уроков литературы (8 часа). Системность урока. Формирование специальных умений. Результаты урока. Урок литературы - урок словесности. Интеграция уроков литературы с уроками русского языка, русской словесности. Типология уроков. Виды уроков литературы. Урок-лекция, урок-семинар, урок-диспут, урок-зачет, урок-салон Взаимосвязь содержания и формы урока литературы. Варианты урока литературы на одну и ту же тему. Варианты уроков в школах разного типа Урок литературы в разных дидактических системах. Анализ урока литературы. Виды анализа урока. Алгоритм написания конспекта урока литературы. Работа над конспектом. Режиссура урока. Планирование работы учителя литературы. Лаборатория ученика.
РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий).

Методика литературы

Технология

Метод


Прием

Форма


Урок

Структура урока

Урок-диалог

Деятельностный подход

Модульное обучение

Проблемное обучение


РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации).

Решение методических задач по курсу подробно рассматривается на практических занятиях.


РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.

Характер изменений в программе

Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение

Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение

Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение














РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:


Ф.И.О., ученое звание и степень преподавателя

Учебный год

Факультет

Специальность


























База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница