Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 08 Технологии работы с семьей



страница1/4
Дата27.04.2016
Размер1.01 Mb.
  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ДС.08 Технологии работы с семьей

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ


040101 Социальная работа

Утверждено на заседании кафедры

социальной педагогики и социальной работы

социально-гуманитарного факультета

(протокол № 1 от 12 сентября 2008 г.)
Зав. кафедрой В.Р. Рыбкин

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины


    1. . Автор составитель программы: Т.Д. Тегалева, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы.

1.2. Рецензенты: к.п.н., доцент, Игнатович И.И., МГПУ; Штылева М.В., главный специалист Управления по общественным связям Правительства Мурманской области

1.3 Пояснительная записка:

Учебный курс «Технологии работы с семьей» базируется на основных положениях философии, социологии, общей психологии, девиантологии, социальной психологии и педагогики, и предназначен для студентов очной и заочной формы обучения, получающих высшее образование по специальности 040101 - «Социальная работа», ориентирован на социальных работников различного профиля, оказывающих социальные услуги семье.

В соответствии с государственным образовательным стандартом наряду с учебными курсами «Семьеведение», «Конфликтология», «Технологии социальной работы» и др. относится к числу общепрофессиональных и составляет основу подготовки специалиста в области социальной работы.

Учебный курс «Технологии работы с семьей» включает в себя теоретико-практический материал об основных видах, формах и методах социальной работы с различными категориями семей и совокупность знаний о способах и средствах организации такого рода работы в разных сферах жизнедеятельности семей и учреждениях социального обслуживания.

Курс «Технологии работы с семьей» занимает значимое место в системе подготовки специалиста в области социальной работы, поскольку приобретенные знания и практические навыки, сформированные в ходе изучения данной дисциплины, позволят слушателям выбирать. Обосновывать и применять на практике оптимальные способы взаимодействия родителей и детей, воспринимая особенности развития института семьи с опорой на научные знания. Отсюда значимость и место курса «Технологии работы с семьей» в системе профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе.
Цель курса «Технологии работы с семьей» - углубить систему знаний о формах и методах выявления и решения социальных проблем различных категорий семей; выработать у будущих специалистов профессиональные умения и навыки определения путей и способов организации практики социальной работы с семьей.

Задачи курса:

- углубить и систематизировать знания студентов о содержании и характере технологий социальной работы с семьей;

- изучить особенности технологий социальной работы с различными категориями семей;

- обучить современным технологиям внедрения основных направлений государственной семейной политики, принципам социальной работы с семьей и детьми;

- способствовать овладению основными профессиональными технологиями работы с семьей в органах и учреждениях социальной сферы.

В соответствии с требованиями студент должен знать:

- основные понятия и категории технологии социальной работы с семьей;

- специфику технологий социальной работы с различными категориями семей;

- сущность, содержание и этапы технологического цикла социальной работы с семьями, находящимися в трудных жизненных ситуациях.



В ходе изучения курса студенты должны овладеть:

- технологиями социальной работы в различных сферах жизнедеятельности семьи;

- методами координации усилий социальных служб и организаций различной ведомственной подчиненности при решении социальных проблем семьи;

- основными технологиями работы в социальных органах и учреждениях;

- культурой внедрения инновационных технологий социальной работы с семьей и профессиональной этикой.

Предлагаемый курс «Технологии работы с семьей» являются попыткой научного осмысления современных проблем семьи, исходя из новой общественной ситуации в России, в регионе.

Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и рассчитана на 120 часов: аудиторных - 60 часов, из них – 34 часа лекций и 26 часов практических занятий. По итогам курса — зачет, экзамен.

Предлагаемый курс лекций включает три раздела.

При разработке программы были использованы материалы Ассоциации социальных педагогов и социальных работников, учебные программы по «Семьеведению» (Дивициной Н.Ф., Е.М. Зуйковой, Н.В. Кузнецовой, С.А. Масленниковой, Б.Ю. Шапиро, Л.Т. Шинелевой, Т.И. Шульга, С.С. Щекиной и др.); по «Технологии социальной работы» (Р. И. Даниловой, П.Д. Павленок, В.С. Торохтий, Е.И. Холостовой и др.) по специальности «040101 – социальная работа».

1.4. Извлечение из ГОС ВПО. Специальность - социальная работа. Квалификация: специалист – нет.

«Технологии работы с семьей» (общее количество часов - 120).



1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы




Шифр и наименование специальности

курс

семестр

трудоемкость

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

СР

Виды итогового контроля (форма отчетности)

1.

«040101 –

социальная

работа»


5

9

68

34

20

14

0

34

зачет

10

52

26

14

12

0

26

экзамен

всего

120

60

34

26

0

60





1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)

Примерное распределение учебного времени для студентов, обучающихся по специальности «040101 - социальная работа» (дневная форма обучения)





п/п

Наименование раздела, темы.

Количество часов

Всего аудитор.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

СР

1.

Раздел 1. Теоретические основы социальной работы с семьей

10

8

2

0

14

2.

Тема 1. Роль и место курса «Технологии работы с семьей» в системе подготовки специалистов по социальной работе

2

2

0

0

4

3.

Тема 2. Актуальные проблемы современной семьи

2

2

0

0

2

4.

Тема 3. Государственная политика социальной защиты и поддержки российской семьи

2

2

0

0

4

5.

Тема 4. Формы организации социальной работы с семьей

4

2

2

0

4

6.

Раздел 2. Общие технологии социальной работы с семьей

20

10

10

0

20

7.

Тема 5. Социальная диагностика семейного благополучия

4

2

2

0

4

8.

Тема 6. Социально-экономические методы и технологии поддержки семьи

4

2

2

0

4

9.

Тема 7. Психодиагностические методы работы с семьей

4

2

2

0

4

10.

Тема 8. Социально-педагогические методы работы с семьей

4

2

2

0

4

11.

Тема 9. Повышение образовательных возможностей семьи

4

2

2

0

4

13.

Раздел 3. Технологии социальной работы с различными категориями семей

30

16

14

0

26

14.

Тема 10. Социальная работа с молодой семьей

4

2

2

0

4

15.

Тема 11. Социальная работа с неполной семьей

4

2

2

0

4

16.

Тема 12. Социальная работа с многодетной семьей

4

2

2

0

4

17.

Тема 13. Социальная работа с семьей людей пожилого возраста

4

2

2

0

4

18.

Тема 14. Социальная работа с семьей, имеющей детей с ограниченными возможностями

4

2

2

0

4

19.

Тема 15. Технологии работы с детьми в семье разведенных родителях

4

2

2

0

2

20.

Тема 16. Технологии социальной работы с неблагополучной семьей

6

4

2

0

4

21.

Всего: 120 часов

60

34

26

0

60

1.6.2 Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Теоретические основы социальной работы с семьей

Тема 1. Роль и место курса «Технологии работы с семьей» в системе подготовки специалистов по социальной работе

«Технологии работы с семьей» - отрасль знаний о жизнедеятельности и проблемах современной российской семьи, ее роли в обществе и семейной политике.

«Технологии работы с семьей» как учебная дисциплина: цели, задачи, основные принципы, объект и предмет. Общеобразовательная и специальная подготовка будущих специалистов в вузе. Место курса «Технологии работы с семьей» в системе подготовки специалистов по социальной работе.

Требования к уровню освоения содержания курса студентами, обучающимися по специальности «Социальная работа».



Тема 2. Актуальные проблемы современной семьи

Демографические аспекты состояния и развития семьи. Демографическая ситуация в Российской Федерации. Демографические особенности Мурманской области. Демографическая политика в РФ, ее основные направления, механизмы реализации в условиях рыночных отношений. Основные нормативно-правовые акты в области народонаселения по планированию семьи.

Социально-экономическое положение современной семьи. Факторы удовлетворения потребностей и роль важнейших из них: доходы населения и их распределение. Определение бюджета семьи с учетом ее состава и социально-экономического положения.

Отсутствие необходимых условий для сочетания родителями трудовой деятельности с воспитанием детей. Сохранение традиционного разделения домашних обязанностей между мужчиной и женщиной.

Жилищная проблема современной семьи: ее состояние, тенденции, проблемы. Жилищная проблема молодой семьи, семьи студенческой, многодетной. Законодательная и нормативная база. Социально-экономическое положение семей в Мурманской области.

Тема 3. Государственная политика социальной защиты и поддержки российской семьи

Семья как фактор стабильности общества. Принципы и механизмы государственной семейной политики в современных условиях. Социальная защита семьи. Федеральные и региональные программы защиты материнства и детства. Учреждения социальной работы с семьей, их основные функции. Понятие «социальная защита». Правовая основа и законодательные акты государства в осуществлении социальной защиты материнства и детства. Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Федеральные законы и государственные целевые программы, направленные на социальную защиту семей с детьми. Социальная защита семьи, материнства и детства. Социальная работа с семьей в Мурманской области.



Тема 4. Формы организации социальной работы с семьей

Нормативно-правовые основы, регламентирующие деятельность специалистов по социальной работе с семьей. Типы социальной службы для семьи и детей, их характеристика. Структура, функции и полномочия социальной службы семьи. Развитие социальной работы с семьей в Мурманской области.

Сбор и создание информационного обеспечения как начальный этап социальной работы с семьей в структуре социальной службы.

Раздел 2. Общие технологии социальной работы с семьей

Тема 5. Социальная диагностика семейного благополучия

Понятие «социальная диагностика». Современные подходы к изучению семьи. Проблема экспериментального изучения человеческих отношений. Метод изучения документов. Социологические методы (интервью, анкетирование, мониторинг, генограммы, социальные «карты семьи» и др.). Контент-аналитические методы.



Тема 6. Социально - экономические методы и технологии поддержки семьи

Социально-экономические технологии поддержки современной семьи. Сущность основных понятий: пособие; льгота; гарантии; субсидии и др. Виды социальных льгот, их характеристика. Компенсационные выплаты, порядок начисления.

Факторы удовлетворения потребностей семьи. Определение бюджета семьи с учетом ее состава и социально-экономического положения. Усиление социальной защиты семьи через натуральные выплаты, налоговые и другие различные льготы с учетом типа и состава семьи. Основные критерии социальной защиты семьи: адресность, конкретность, дифференциация.

Тема 7. Психодиагностические методы работы с семьей

Критерии и показатели семейного благополучия. Методы сбора фактического материала о социально-психологических явлениях в семье. Психологические методы (метод эмпатического слушания, «исповедальный метод», социометрия, рисуночные методы и др.). Социальная профилактика взаимоотношений супругов при наличии факторов риска в браке.



Тема 8. Социально-педагогические методы работы с семьей

Педагогические методы (наблюдение, беседы, проективные методики и др.). Методы изучения детско-родительских отношений. Изучение семейного опыта воспитания. Проблемы количественного изучения текстов. Методика контент-анализа сочинений «Мой ребенок».



Тема 9. Повышение образовательных возможностей семьи

Психолого-педагогические особенности родительства. Личностная зрелость родителей. Представления о родительстве. Психологическая готовность к материнству и отцовству. Формирование психолого-педагогической культуры родителей. Родительская любовь как основа родительства. Родительская позиция и воспитание. Модели воспитания родителей. Методики исследования родительства.



Раздел 3. Технологии социальной работы с различными категориями семей

Тема 10. Социальная работа с молодой семьей

Статус молодой семьи в обществе и ее определение. Мотивация формирования молодой семьи. Брак и семья в структуре ценностных ориентаций молодежи, ее подготовка к браку. Динамика браков и разводов в России и Мурманской области.

Типы молодых семей: студенческие, неполные, семьи несовершеннолетних родителей и др.

Проблемы молодой семьи: социально-экономические, жилищно-бытовые, психолого-педагогические и др.

Государственная молодежная политика и ее основные направления. Федеральные и региональные программы социальной помощи и поддержки молодых семей. Решение материальных трудностей и других проблем. Кредитование молодых семей. Система льгот и пособий.

Стабилизация института молодой семьи и факторы, способствующие этому.



Тема 11. Социальная работа с неполной семьей

Сущность термина «неполная семья». Типы неполных семей (разведённая, осиротевшая, внебрачная, распавшаяся), их характеристика. Материнская и отцовская неполные семьи, их особенности.

Основные причины формирования неполных семей. Социально-экономические и специфические проблемы неполных семей.

Законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации, регламентирующие социальную защиту и оказание помощи неполным семьям.

Современные формы социальной помощи и поддержки неполной семье. Учреждения, службы, ведомства, организующие помощь и поддержку неполных семей. Центры социальной помощи семье и детям, функции, основные направления оказания помощи и поддержки семьям с одним родителем.

Опыт социальной работы с неполными семьями в Мурманской области (Программы: «Поддержка семьи в Мурманской области» на 2006-2008 годы; «Дети Кольского Заполярья» на 2007-2010 годы и др.).



Тема 12. Социальная работа с многодетной семьей

Демографическая характеристика многодетности в России: основные тенденции, региональные различия.

Место многодетной семьи в когорте семей социального риска и ее современное положение. Основные проблемы многодетных семей: жилищная неустроенность, малообеспеченность, ослабленное здоровье, проблемы в сфере образования, досуга и отдыха.

Типы многодетных семей: традиционные семьи (осознанная многодетность); многодетность, вызванная религиозными взглядами; немотивированная многодетность и др.

Разработка и реализация социальных программ поддержки многодетных семей. Действующие пособия и выплаты, пенсии, установленные многодетным семьям; компенсационные и целевые выплаты на детей и т.д.

Стиль жизни многодетной семьи с различным количеством детей, разделение и взаимодополнение экономической ответственности семьи за свое благосостояние и развитие.



Тема 13. Социальная работа с семьей людей пожилого возраста

Понятие жизненного цикла семьи. Семья пожилых людей, краткая характеристика данной социально-демографической группы.

Изменение положения членов пожилой семьи в сфере общественного труда. Проблемы адаптации пожилых людей к новым условиям жизни.

Государственная система социальной защиты семьи пожилых людей. Основные направления социальной работы при решении проблем пожилых людей.

Система обслуживания пожилой семьи: государственная (дома-интернаты, семейные дома ветеранов войны и труда, центры социального обслуживания и отделения социальной помощи на дому). Общественная, добровольная, благотворительная, гериатрическая помощь.

Новые механизмы, формы и методы социальной защиты семьи пожилых людей.

Опыт социальной работы с семьями пожилых людей в Мурманской области.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница