Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 14 «Методология и методы социальных исследований»



страница1/23
Дата29.04.2016
Размер1.91 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ДС. 14 «Методология и методы

социальных исследований»

Основная образовательная программа

подготовки специалиста

по специальности

040104 «организация работы с молодежью»


Утверждено на заседании кафедры

философии и социологии

факультета истории и социальных наук

(протокол №__1_от__31.08._2010_ г.)


Зав. кафедрой

___________________ Самородов В.Н.




РАЗДЕЛ 1

Программа учебной дисциплины
Структура программы учебной дисциплины
1.1. Автор-составитель программы:


  • П.Е. Романов, старший преподаватель кафедры философии и социологии МГПУ.


1.2. Рецензенты программы:


  • В.Н.Самородов, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и социологии МГПУ.

  • В.Н.Фёдоров, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии МГПУ.


1.3. Пояснительная записка:
Учебный курс «Методология и методы социальных исследований» предназначен для студентов специальности «Организация работы с молодёжью» кафедры философии и социологии Мурманского государственного педагогического университета. Курс читается на 2 семестре.

Цель курса - обучение студентов - социологов методологическим, методическим, технологическим и организационным основам проведения социологического исследования, направленного на получение знания о состоянии, закономерностях функционирования и развития массовых социальных явлений и процессов.

Задачами дисциплины являются:

  • показать место и роль социологических исследований в социологической науке, основные их этапы и методологические основания;

  • раскрыть структуру программы социологического исследования, содержание ее основных частей и процедуру ее составления;

  • дать понимание теоретических основ и особенностей процесса измерения в социологическом исследовании, раскрыть способы построения показателей, индикаторов, шкал и индексов;

  • дать понимание теоретических основ построения выборочной совокупности и методов её проектирования в социологическом исследовании;

  • раскрыть содержание и процедуру выполнения отдельных видов социологического исследования, возможности и ограничения их применения;

  • дать понимание системы методов анализа и обработки данных социологического исследования, возможности и ограничения в их применении;

  • раскрыть способы, используемые для обобщения и представления данных социологического исследования, структуру и логику разработки научного отчета;

  • раскрыть существенные особенности, возможности и ограничения количественного и качественного подходов в социологическом исследовании на этапах сбора и анализа данных;

  • раскрыть особенности организационных процедур социологического исследования, их содержание и последовательность проведения.

Данный курс относится к базовым дисциплинам специализации. Он основывается на предварительном изучении таких дисциплин как «Общая социология», «История социологии» и «Математические методы в социологии». Знания, полученные в данном курсе, предназначены для дальнейшей конкретизации в дисциплинах: «Теория измерения в социологии» и «Анализ данных социологического исследования».

В результате изучения дисциплины студент должен:



знать:

  1. методологические основы социологических исследований;

  2. структуру социологического исследования и содержание всех его этапов.

  3. содержательные характеристики и функциональные возможности современных методов социологических исследований;

  4. специфику применения методов в эмпирических исследованиях;

  5. современные подходы к обработке собранных данных и анализу полученных результатов;

уметь:

  1. разрабатывать программу социологического исследования;

  2. осуществлять выбор и обоснование методов исследования в соответствии с изучаемой проблемой;

  3. разрабатывать инструментарий для сбора информации;

  4. подбирать адекватную технологию сбора и обработки информации и применять ее в эмпирических исследованиях,

  5. проводить анализ полученных результатов, давать им интерпретацию и оформлять результаты исследования в отчет.

В ходе изучения дисциплины студенты знакомятся с теоретическими положениями, изложенными в лекциях, и получают возможность самостоятельного анализа материала и решения практических задач в ходе семинарских, практических и лабораторных занятий. Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется при помощи контрольных вопросов на семинарских и практических занятиях, по результатам самостоятельной работы на практических и лабораторных занятиях и по успешности выполнения контрольной работы. После четвертого семестра проводится зачет. Итоговая аттестация по курсу завершается экзаменом.

При составлении учебной программы курса были использованы следующие программы и учебно-методические пособия:



  • Аверин Ю.П., Костюченко Л.Г., Квиткина Л.Г., Масленников Е.В. Методология и методика социологического исследования. Программа курса для специальности «Социология». МГУ, 2002.

  • Васильева Е.Г. Методика и техника конкретного социологического исследования. Программа курса для специальности «Социология». Волгоградский государственный университет, 2002;

  • Витковская М.И., Пузанова Ж.В. Методология и методика социологического исследования. Программа курса для специальности «Социология». РУДН, 2003.

  • Латыпова Ф.Б., Подольская Л.Ю. Методика и техника социологических исследований. Планы семинарских, практических и лабораторных занятий для специальности «Социология». Башкирский государственный университет, Уфа, 2000.

  • Мягков А.Ю. Методология и методика социологических исследований. Учебно-методическое пособие для специальности «Социология». Ивановский государственный университет, 1996.

  • Тихомиров Б.И. Методика и техника социологических исследований. Программа курса для специальности «Социология». СПбГУ, 2002.

Также были использованы следующие учебные пособия для вузов:

  • Анурин В.Ф. Эмпирическая социология. – М., 2003.

  • Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики.   М., 2004.

  • Горшков М.К., Шереги Ф.З. Прикладная социология.   М., 2003.

  • Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности.   М., 2003.


1.4. Извлечение из ГОС ВПО специальности:
Учебный процесс включает лекции (30 ч.) и практические занятия (26 ч.). Самостоятельная работа студентов (56 ч.) включает в себя подготовку к семинарским занятиям по литературе, предложенной в методических указаниях по курсу; поиск новой информации (Интернет, СМИ) по темам семинарских занятий; написание докладов, рефератов, контрольных работ.
1.5. Объём дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):



Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового конроля

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

СМ

ПР

ЛБ

Сам. работа

040104 ОРМ

1

2

112

56

30

26







56

зачёт


Заочная форма обучения


Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового конроля

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

СМ

ПР

ЛБ

Сам. работа

040104 ОРМ

2

3

116

24

8




6




92










4

4




6




Экзамен


1.6. Содержание дисциплины:

1.6.1. Разделы изучаемой дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

Очная форма обучения

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

СМ

ПР

ЛБ

Сам. раб.




Раздел 1. Теоретико - методологические основы социологического исследования





















Основы методологии и методики социологического исследования. Стратегии и виды социологических исследований




2










6



Разработка программы социологического исследования




2

2







6



Методы и процедура измерения в социологии




2















Статистические и социологические аспекты обоснования выборки




2

2







6




Раздел II. Методы сбора данных в социологическом исследовании





















Метод наблюдения




2

2







6



Опросные методы в социологии (интервью, анкетирование, экспертный опрос, метод фокус-группы)




2

2







6



Анализ документов




2

2







6



Эксперимент в социологии




2

2







10



Социометрический метод и концепция социальных сетей




2

2












Психологические методы в социологическом исследовании




2

2












Методические особенности социологических исследований в качественной парадигме




2

2













Раздел III. Результаты социологического исследования. Методологические и организационные вопросы





















Анализ и обработка данных в социологии




2

2







4



Представление результатов социологического исследования




2

2







4



Методологические проблемы социологического исследования




2

2












Организация социологического исследования




2

2







2




Итого:

56

30

26







56


Заочная форма обучения

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

СМ

ПР

ЛБ

Сам. раб.




Раздел 1. Теоретико - методологические основы социологического исследования

8

4

4







30



Основы методологии и методики социологического исследования. Стратегии и виды социологических исследований





















Разработка программы социологического исследования





















Методы и процедура измерения в социологии





















Статистические и социологические аспекты обоснования выборки






















Раздел II. Методы сбора данных в социологическом исследовании

8

4

4







30



Метод наблюдения





















Опросные методы в социологии (интервью, анкетирование, экспертный опрос, метод фокус-группы)





















Анализ документов





















Эксперимент в социологии





















Социометрический метод и концепция социальных сетей





















Психологические методы в социологическом исследовании





















Методические особенности социологических исследований в качественной парадигме






















Раздел III. Результаты социологического исследования. Методологические и организационные вопросы

8

4

4







32



Анализ и обработка данных в социологии





















Представление результатов социологического исследования





















Методологические проблемы социологического исследования





















Организация социологического исследования






















Итого:

24

12

12







92



1.6.2. Содержание разделов дисциплины.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница