Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 3 «Методы изучения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»



страница1/3
Дата29.04.2016
Размер0.67 Mb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ДС.3 «Методы изучения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»


Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология

Утверждено на заседании кафедры

СПиСП ППИ

(протокол № 1 от 09.09.13 г.)

Зав. кафедрой СПиСП

______________Ю.А. Афонькина


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины

1.1 Автор программы: старший преподаватель кафедры СПиП (МГПУ) Демяшина Вера Владимировна.

1.2 Рецензенты: к.псх.н., доцент кафедры СПиСП Афонькина Ю.А., директор МБОУ г. Мурманска ЦППРК Усанова И.И.
1.3 Пояснительная записка:

Программа по дисциплине «Методы изучения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья» для специальности олигофренопедагогика составлена на основе Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических проблем способствует увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.

Практика последних лет показывает, что увеличивается число семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях. С усилением этой тенденции острее встает вопрос о создании эффективной квалифицированной помощи данной категории семей, так как в связи с недостаточным количеством специальных (коррекционных) учреждений именно семья является основополагающим фактором успешного воспитания детей с отклонениями в развитии.

Учебная дисциплина «Методы изучения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья» изучает диагностический и констатирующий инструментарий комплексного обследования семьи, а также содержание функциональных и социальных отклонений.

Цели курса:

- раскрыть специфику методов изучения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- научить студентов применять диагностические методы, позволяющие выявить проблемы в воспитании и обучении ребенка с ограниченными возможностями;

-обеспечить усвоение этических норм, обязательных для применения методов изучения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.



Задачами курса являются:

- ознакомление с особенностями практического использования методов диагностики в медицинских учреждениях, психологическом консультировании;

- формирование представления о роли и месте психодиагностических методов в системе психологического обследования семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- раскрыть основные признаки коррекционности психодиагностических методик.

Усвоение содержания данной Программы организуется с преобладанием форм и методов контекстного обучения, моделирующих предметно-технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций: проблемных лекций, практических аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Знания методов изучения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья помогут формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельностями, будут способствовать развитию умений учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества.

Формами текущей проверки знаний будут являться собеседования, фронтальный и индивидуальный опрос, итоговые занятия по изученным темам. Итоговая форма контроля зачет.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- методы, методики и принципы, изучения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- методы изучения когнитивной сферы, личности, межличностных отношений;

- методы диагностики психического развития на разных этапах онтогенеза ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Студент должен уметь:

- использовать методы изучения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в целях оптимизации обучения и воспитания;

- применять коррекционные возможности психодиагностических методов;

- оказывать психологическую помощь родителям.

Студент должен получить навыки:

- использования методов изучения когнитивной сферы, личности, межличностных отношений в семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- применения коррекционных возможностей психодиагностики;

- этического применения психодиагностического инструментария.

Программа разработана на основе следующих трудов:


  1. Мастюкова Е. М.Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 032000-Спец. дошк. педагогика и психология, 031500-Тифлопедагогика и др. / Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. ; под ред. В. И. Селиверстова. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 408 с. - (Учебное пособие для вузов). - ISBN 5-691-01100-6[Гриф] : 86-46 ; 83-55 ; 126-50.

  2. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. на фак. педагогики, психологии и соц. работы / Е. И. Артамонова [и др.] ; под ред. Е. Г. Силяевой ; Моск. гос. соц. ун-т. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2004. - 192 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-1745-Х : 72-16.

  3. Основы психологии семьи и семейного консультирования : учеб. пособие для студ. вузов, обуч.по спец.031000"Педагогика и психология", 031300"Социальная педагогика" / под общ. ред. Н. Н. Посысоева. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 328 с. - (Учебное пособие для вузов). - ISBN 5-305-00113-7 : 51-37.


1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (направления)

Не предусмотрено.



1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности: к/р, зачёт, экзамен)

Трудо-ёмкость

Всего аудит.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам.

работа


1

050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология»

4

8

40

12

6

6




28

зачёт

2.

050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» (ЗФО)

5

10

40

6

4

2




34

зачет


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

Вариант 1 для специальности 050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология»

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.


ЛК

ПР

См. р.



История изучения проблем семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

2

2

-

6



Информация об особенностях семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ

4

2

2

10



Психологические методы изучения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ

6

2

4

12

ИТОГО:

12

6

6

28

Вариант 2 для специальности 050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» (ЗФО)



№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.


ЛК

ПР

См. р.



История изучения проблем семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

2

2




12



Информация об особенностях семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ

2

2




12



Психологические методы изучения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ

2




2

10

ИТОГО:

6

4

2

34

1.6.2 Содержание разделов дисциплины


Тема 1. История изучения проблем семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

Возникновение и развитие гуманистического отношения к лицам с психофизическими нарушениями. Первые опыты оказания помощи детям с психофизическими нарушениями и их семьям.

Изучение последствий эмоционального стресса у родителей детей с отклонениями в развитии. Изучение психопатологических расстройств у родителей детей с отклонениями в развитии. Изучение влияния болезни ребенка на характер семейных взаимоотношений, принципы семейного воспитания и типы семей.

Современный этап в разработке проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.


Тема 2. Информация об особенностях семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Информация, полученная от родителей. Схема сбора сведений о родителях и других челнах семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.

Информация, полученная от ребенка.

Информация, полученная от социального окружения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Изучение опыта семейного воспитания специалистами образовательного учреждения.


Тема 3.Психологические методы изучения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Обоснование диагностических подходов к психологическому изучению семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

Диагностика когнитивной сферы ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Диагностика личности и межличностных отношений ребенка с ограниченными возможностями здоровья.


1.6.3 Темы для самостоятельного изучения:


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.



Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

История изучения проблем семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

составить таблицу: «Опыт оказания помощи семьям с детьми с ОВЗ»


2

Проверка таблицы









составить конспект: «Влияние болезни ребенка на принципы семейного воспитания»

4

Проверка конспекта

2

Информация об особенностях семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ

конспект: «Изучение опыта семейного воспитания специалистами учреждений»


2

Проверка конспектов







Разработать схему сбора сведений о родителях и других членах семьи

4

Проверка схемы







Выявить принципы работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, оценить их обоснованность

4

Контрольная работа

3

Психологические методы изучения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ

Охарактеризовать клинико-психолого-диагностические методы изучения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ

2

Контрольная работа







Проанализировать уровни деформации семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ

2

Проверка конспектов







Выявить причины неадекватных форм родительско-детских отношений, выработать рекомендации по их устранению

4

Проверка конспектов







Проанализировать особенности психологических методов изучения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ

4

Выполнение тестов







ИТОГО:

28





1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Тема 1. Информация об особенностях семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

План

1.Семья воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

2.Родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

4.Социальный паспорт семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.


Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Роль семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

2.Проблемы родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

3.Опросники изучающие семью, воспитывающую ребенка с ОВЗ («Ваш стиль воспитания», «Анализ семейного воспитания детей в возрасте от 3 до 10 лет (АСВ)», Опросник родительского отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья).

4.Составление социального паспорта семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.
Задания для самостоятельной работы:

1.Составить социальный паспорт семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья по образцу


1.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Домашний адрес____________________________________Телефон_________

МАТЬ

1.ФИО.


2.Дата рождения.

3.Место работы.

4.Должность.

5.Рабочий телефон, мобильный телефон.

6.Инвалид, № удостоверения.

7.Пенсионер, № удостоверения.

8.Не работает (причина).

9.Социальный статус и образовательный уровень.



Группы

2004

2005

2006

2007

По социальному статусу

1.Рабочая













2.Служащая













3.Работник образовательного учреждения













4.Инженерно-технический работник













5.Безработная













6.Предприниматель
















По образовательному уровню

Среднее













Среднее педагогическое













Среднее техническое













Неполное высшее













Высшее












11.Источники дохода (отметить)



Источники дохода

2004

2005

2006

2007

Заработная плата













Доходы от индивидуальной трудовой деятельности













Пособие по безработице













Детское пособие













Пенсия (по потере кормильца, на ребенка-инвалида)













Алименты













Стипендия













Прочие












ОТЕЦ
1.ФИО.

2.Дата рождения.

3.Место работы.

4.Должность.

5.Рабочий телефон, мобильный телефон.

6.Инвалид, № удостоверения.

7.Пенсионер, № удостоверения.

8.Не работает (причина).

9.Социальный статус и образовательный уровень.



Группы

2004

2005

2006

2007

По социальному статусу

1.Рабочая













2.Служащая













3.Работник образовательного учреждения













4.Инженерно-технический работник













5.Безработная













6.Предприниматель
















По образовательному уровню

Среднее













Среднее педагогическое













Среднее техническое













Неполное высшее












11.Источники дохода (указать, не дублируя доходы матери)



Источники дохода

2004

2005

2006

2007

Заработная плата













Доходы от индивидуальной трудовой деятельности













Пособие по безработице













Детское пособие













Пенсия (по потере кормильца, на ребенка-инвалида)













Алименты













Стипендия













Прочие












12.Длительность брака родителей



Длительность брака

От 1 до 3 лет

От 3 до 5 лет

От 5 до 10 лет

От 10 до 15 лет

От 15 и более















13.Жилищно-бытовые условия



Условия

2004

2005

2006

2007

Отдельная квартира













Собственный дом (часть дома)













Коммунальная квартира













Арендуют помещение













Комната в общежитии













Проживают на площади родственников













Площадь на 1 человека












14.Сведения о детях





ФИО

Дата рожд.

Какое ДОУ

посе-


щает

Какую школу посе-

щает


ПТУ

ВУЗ

Доп. занятия

Не работает, не учится

Особые отметки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1




























2




























3




























4



























15.Взаимоотношения в семье



Отношения

2004

2005

2006

2007

Отчужденные













Благополучные













Скрытый конфликт













Симбиоз отношений













Открытый конфликт












16.Состояние здоровья семьи



Перечень заболеваний

Отец

Мать

Дети

1

2

3










17.Уровень осведомленности родителей о состоянии ребенка и степени его реабилитации



Перечень заболеваний

Отец

Мать

Дети

1

2

3









II.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ


18.Типы родительской позиции по отношению к ребенку (Тест «Мой ребенок»)

Тип

2004

2005

2006

2007

Конструктивная













Акцентуация с авторитарным стилем воспитания













Акцентуация с тенденциями потворствующей гиперопеки













Негативизм (эмоциональное отчуждение)













Противоречивая












19.Стиль воспитания (опросник «Ваш стиль воспитания»)



Стиль

2004

2005

2006

2007

Авторитарный













Либерально-попустительский













Демократический













Противоречивый












20.Типы семейного воспитания (АСВ)



Типы

2004

2005

2006

2007

Потворствующая гиперпротекция













Доминирующая гиперпротекция













Эмоциональное отвержение













Жестокое обращение













Гипопротекция













Повышенная ответственность













21.Типы родительских отношений к ребенку (опросник родительского отношения)

Типы

2004

2005

2006

2007

Кооперация













Отвержение













Инфантилизация













Симбиоз













Гиперсолизация












23.Отношене родителей с ребенком в процессе общения (анкета «Общение в семье»)



Вид отношений

2004

2005

2006

2007

Благополучные













Удовлетворительные













Недостаточное отношение












24.Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения



Виды

2004

2005

2006

2007

Отношение воспитателя к ребенку













Отношение к ребенку других детей













Взаимоотношения воспитателей и родителей













Учебные успехи ребенка













Воспитание ребенка













Здоровье ребенка












25.Включение родителей в деятельность образовательного учреждения



Уровень

2004

2005

2006

2007

«Наблюдатели»













«Заказчики»













«Участники»












26.Социально-психологический климат в семье (субъективная оценка ребенка)



Оценка

ребенка


2004

2005

2006

2007

Благоприятная семейная ситуация













Чувство неполноценности в семейной ситуации













Тревожность













Конфликтность в семье













Враждебность в семейной ситуации













27.Самооценка ребенка

Виды

2004

2005

2006

2007

Завышенная













Адекватная













Заниженная












28.Мотивационные предпочтения ребенка в семье



Виды

желаний


2004

2005

2006

2007

Вещественные желания













Материальные желания













Желания, направленные на изменение среды













Желания, направленные на помощь и установление взаимоотношений












III.ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ



Годы

Рекомендации

2004




2005




2006




2007





Основная литература:

  1. Беляева М.А., Кузнецов И.Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. – Екатеринбург, 2001.

  2. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г.Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2004.

  3. Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М., 2007.

  4. Ткачёва В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М., 2004.


Дополнительная литература:


  1. Бекоева Д. Д. Практическая психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Психология" и психол. спец. / Бекоева Д. Д. - М. : Академия, 2009.

  2. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога : учебное пособие : в 2 кн. : Кн.1 : Система работы психолога с детьми разного возраста / Рогов Е. И. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008.

  3. Шматко Н. Д. Организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности / Шматко Н. Д. // Дефектология. - 2010. - № 5. - С. 52-59.

  4. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г.Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2004


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница