Учебно-методический комплекс дисциплины дс 3 «Развитие речи в норме и недоразвитие речи» дс 2 «Развитие речи в норме и недоразвитие речи»



страница1/6
Дата01.05.2016
Размер1.74 Mb.
  1   2   3   4   5   6
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


ДС 3 «Развитие речи в норме и недоразвитие речи»

ДС 2 «Развитие речи в норме и недоразвитие речи»

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

(специальностям)
050716.00 «Специальная психология с доп. спец. «Логопедия»

050717.00 «Специальная дошкольная педагогика и психология с доп. спец.

«Логопедия»

(код и наименование специальности/тей)


Утверждено на заседании кафедры

______________________________

_____________________факультета

(протокол №___от_________200_ г.)
Зав.кафедрой

_______________________________



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор программы:

старший преподаватель кафедры СПиП (МГПУ) Лобанова Ольга Васильевна.


1.2 Рецензенты:

старший преподаватель кафедры СПиП (МГПУ) Максименко Любовь Сергеевна

преподаватель Мурманского педагогического колледжа Овчинникова Елена Геннадьевна

1.3 Пояснительная записка:


  • Цель: сформировать у студентов представление о последовательности этапов онтогенетического развития речи, систематизировать и уточнить имеющиеся у них знания о возможных стратегиях овладения ребенком средствами и способами речевой деятельности, что является принципиально значимым для определения уровня речевого развития, диагностики и коррекции речеязыковых нарушений.

  • Задачи:

  • ознакомить студентов с физиологическими, психологическими и лингвистическими параметрами устной речи;

  • дать представление о периодизации речевого развития ребенка;

  • определить роль семантических структур в развитии всех механизмов детской речи;

  • сформировать представление о значении сензитивных и гиперсензитивных фаз развития речевой и моторной функций у детей первых лет жизни;

  • наметить диагностические критерии разграничения речевой нормы и патологии по следующим показателям:

  • крик новорожденного;

  • предречевые вокализации: гуление и лепет, их психофизиологические и лингвистические характеристики;

  • период появления первых слов и их интенсивного накопления;

  • этап овладения грамматическими закономерностями языка: формирование синтаксических функций и обобщенно-грамматических значений;

  • период становления связной монологической речи, овладение техникой построения диалога и монолога;

  • развитие металингвистической способности ребенка.

  • место курса в общей системе подготовки специалиста;

Программа предназначена для студентов 2-го курса (3-й семестр) обучающихся по специальности «Логопедия».

Знания о процессе формирования речевой функции в онтогенезе являются основополагающими. Развитие речи в норме и различные виды речевого дизонтогенеза составляют основу создания оптимальных систем изучения и обучения детей в процессе коррекционного воздействия требует персональной практической готовности каждого студента к выполнению соответствующих профессионально значимых операций и действий. В этой связи в содержании курса «Развитие речи в норме и недоразвитие речи» отражается его направленность на формирование у будущих логопедов операционных умений, необходимых в работе с детьми по указанным ниже направлениям.

Курс рассчитан на 18 часов лекционных и 18 часов практических занятий; отдельные вопросы выносятся для самостоятельной работы, на которую отводится 36 часов; по итогам курса проводится зачет.
Студенты должны знать:


  • основы анатомической и физиологической целостности ЦНС и периферического речевого аппарата;

  • содержание основных этапов онтогенеза речевой деятельности; возрастную динамику становления речеязыкового механизма ребенка;

  • эволюцию процессов осознания ребенком своей речи;

  • условия и особенности патологического формирования речи.

Студенты должны уметь:

  • свободно оперировать базовыми терминами;

  • владеть приемами и методами онтолингвистического изучения речевой продукции детей дошкольного возраста;

  • определять надежные диагностические и прогностические показатели речевого развития ребенка.


1.4 Извлечение из ГОС ВПО

ДПП.Ф.03 Развитие речи в норме и недоразвитие речи Предпосылки нормального развития речи у ребенка. Анатомическая и физиологическая целостность центральной нервной системы и периферического речевого аппарата, нормальное развитие тех систем мозга и психической деятельности, которые обеспечивают формирование речи. Этапы нормального речевого онтогенеза. Социальные условия нормального развития речи. Патологическое развитие речи. Недоразвитие речи: общее и фонетико-фонематическое.

1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:


№ п/п

Шифр и

наименование

специальности


Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)




Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа


1

050716.00 «Специальная психология с доп. спец. «Логопедия»


2

4

50

20

10

10

-

30

зачет



1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1.

Предпосылки нормального развития речи у ребенка.

1

1







4

2.

Анатомическая и физиологическая целостность центральной нервной системы и периферического речевого аппарата.

2

1

1




4

3.

Нормы развития тех систем мозга и психической деятельности, которые обеспечивают формирование речи.

2

1

1




4

4.

Этапы нормального речевого онтогенеза.

3

1

2




4

5.

Социальные условия нормального развития речи.

2




2




4

6.

Патологическое развитие речи.

1

1







4

7.

Фонетико-фонематическое недоразвитие

4

2

2




3

8.

Общее недоразвитие речи

4

2

2




3




ВСЕГО

20

10

10




30


1.6.2 Содержание разделов дисциплины.


  1. Предпосылки нормального развития речи у ребенка.

Понятие языка и речи. Функции речи.

Условия развития коммуникативной функции речи у детей с различными аномалиями.

Условия формирования нормального развития речи у ребенка (биологические, психологические).


  1. Анатомическая и физиологическая целостность центральной нервной системы и периферического речевого аппарата.

Из истории вопроса: локализационисты и антилокализационисты.

Концепция И.П.Павлова о динамической локализации функций и о сигнальных системах познавательной деятельности.

Три функциональных блока мозга (по Лурия А.В.).

Анатомическое строение периферического речевого аппарата.

Речевой акт: образование воздушной струи, фонация, артикуляция.


  1. Нормы развития тех систем мозга и психической деятельности, которые обеспечивают формирование речи.

Материальным субстратом речевой функции является нервная система, поэтому при повреждении ЦНС и нарушениях её созревания под влиянием различных факторов наблюдаются различные речевые нарушения. Нормы развития центральных концов речедвигательного и речеслухового анализаторов, а также блоков программирования обоих гемисфер – важнейшие факторы формирования речевой функции.


  1. Этапы нормального речевого онтогенеза

Дофонемный период.

Фонемный период.

Последовательность дифференциации звуков речи в онтогенезе.

Становление словаря.

Освоение грамматической стороны речи.

Развитие синтаксических конструкций.




  1. Социальные условия нормального развития речи.

Первичная профилактика речевых нарушений.

Вторичная и третичная профилактика нарушений речи.

Этапы профилактического воздействия.


  1. Патологическое развитие речи.

Этиология речевых нарушений. Критика материалистической и вульгарно – материалистической концепций.

Классификация речевой патологии.




  1. Фонетико-фонематическое недоразвитие

Общие параметры фонетико-фонематического недоразвития речи. Симптоматика ФФН.


  1. Общее недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи, как системное нарушение языковых уровней речи. Уровни речевого недоразвития (I, II, III, IV) – их качественная характеристика. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР I уровня. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР II уровня. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР III уровня. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР IV уровня.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Предпосылки нормального развития речи у ребенка.

Вопросы для самостоятельного изучения.

2

Собеседование по изученным вопросам

2.

Анатомическая и физиологическая целостность центральной нервной системы и периферического речевого аппарата.

Рефераты по темам:

«Развитие коммуникативной функции речи у детей с нарушениями слуха», «Развитие коммуникативной функции речи у детей с нарушениями зрения», «Развитие коммуникативной функции речи у детей с нарушениями интеллекта»



6

защита рефератов

3.

Нормы развития систем мозга и психической деятельности, которые обеспечивают формирование речи.

Вопросы для самостоятельного изучения.

4

Выполнение проверочной аудиторной работы по вопросам.

4.

Этапы нормального речевого онтогенеза.

Вопросы для самостоятельного изучения.

2

Выполнение проверочной аудиторной работы по вопросам.

5.

Социальные условия нормального развития речи.

Рефераты по темам:

«Социальные условия нормального развития речи».



2

Защита рефератов

6.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Составить таблицу (см. план практического занятия)

6

Проверка таблицы и собеседование по обозначенным в ней пунктам

7.

Общее недоразвитие речи

Составить таблицу (см. план практического занятия)

12

Проверка таблицы и собеседование по обозначенным в ней пунктам


1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу


Тема 1. Анатомическая и физиологическая целостность центральной нервной системы и периферического речевого аппарата.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Понятие языка и речи. Функции речи. Виды речи

  2. Условия развития коммуникативной функции речи у детей с различными аномалиями (у глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, с интеллектуальной недостаточностью, с речевой патологией).

  3. Условия формирования нормального развития речи у ребенка (биологические, психологические).

Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовить рефераты по темам:

«Развитие коммуникативной функции речи у детей с нарушениями слуха»

«Развитие коммуникативной функции речи у детей с нарушениями зрения»

«Развитие коммуникативной функции речи у детей с нарушениями интеллекта»
Литература


    1. Леонтьев А.Л. Основы психолингвистики. — М., 1999.

    2. Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации). — М., 1997.

    3. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. — М.,1981.

    4. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1968.

    5. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. — М., 1977.

    6. Слобин Д. Когнитивные предпосылки грамматики // Психолингвистика. — М., 1974.


Тема 2. Нормы развития тех систем мозга и психической деятельности, которые обеспечивают формирование речи.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Из истории вопроса: локализационисты и антилокализационисты.

  2. Концепция И.П.Павлова о динамической локализации функций и о сигнальных системах познавательной деятельности.

  3. Три функциональных блока мозга (по Лурия А.В.).

  4. Анатомическое строение периферического речевого аппарата.

  5. Речевой акт: образование воздушной струи, фонация, артикуляция.

Литература



    1. Брунер Дж. Онтогенез речевых актов // Психолингвисти­ка / Под ред. A.M. Шахнаровича. — М., 1984.

    2. Выготский JI.C. Мышление и речь // Собр. соч. — М.,1982.—Т. 2.

    3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961.

    4. Горелов И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. — Челябинск, 1974.


Тема 3. Этапы нормального речевого онтогенеза

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Дофонемный период.

  2. Фонемный период.

  3. Последовательность дифференциации звуков речи в онтогенезе.

  4. Становление словаря.

  5. Освоение грамматической стороны речи.

Литература



  1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961.

  2. Леонтьев А.Л. Основы психолингвистики. — М., 1999.

  3. Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуни­кации). — М., 1997.

  4. Негневицкая Е.И., ШахнаровичА.М. Язык и дети. — М.,1981.

  5. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Ле­виной. — М., 1968.

  6. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. — М., 1977.

  7. СлобинД. Когнитивные предпосылки грамматики // Пси­холингвистика. — М., 1974.


Тема 4. Социальные условия нормального развития речи.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Первичная профилактика речевых нарушений.

  2. Вторичная и третичная профилактика нарушений речи.

  3. Этапы профилактического воздействия.

Литература



  1. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. — М., 2000.

  2. Чуковский К.И. От двух до пяти. — М., 1966.

  3. ШахнаровичА.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза). — М.,1990.

  4. Элъконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. —М., 1958.


Тема 5. Фонетико-фонематическое недоразвитие

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Качественная характеристика Фонетико-фонематическое недоразвития речи.

  2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН

Задания для самостоятельной работы

Заполните таблицу:



языковые уровни

Произносительная сторона речи (фонетика)

Фонематические процессы

Словарь

Грамматический строй речи

Связная речь


















Чем характеризуется речь ребенка, страдающего фонетико-фонематическим недоразвитием речи по языковым уровням.

Литература


  1. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1969. – С.80-82, 98-130

  2. Рау Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем //Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1968. – С. 271-337

  3. Спирова Л.Ф. Приемы выявления речевых нарушений у детей //Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1967. – с. 31-66

  4. Ткаченко Т.А. Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи //Актуальные проблемы логопедии. – М., 1980. – С. 18-22

  5. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1959, - С. 69-159


Тема 6. Общее недоразвитие речи

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Уровни речевого недоразвития (I, II, III, IV) – их качественная характеристика.

  2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР I уровня.

  3. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР II уровня.

  4. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР III уровня.

  5. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР IV уровня.

Задания для самостоятельной работы

Заполните таблицу:



языковые уровни

Произносительная сторона речи (фонетика)

Фонематические процессы

Словарь

Грамматический строй речи

Связная речь

ОНР

(1 ур.р.р)


















ОНР

(2 ур.р.р.)


















ОНР

(3 ур.р.р.)


















ОНР

(4 ур.р.р.)

















Чем характеризуется речь ребенка, страдающего общим недоразвитием речи (с 1-го по 4-ый уровни речевого недоразвития) по указанным языковым уровням.


Литература

  1. Шахнаровича. — М., 1984.

  2. Выготский JI.C. Мышление и речь // Собр. соч. — М.,1982.—Т. 2.

  3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961.

  4. Горелов И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. — Челябинск, 1974.

  5. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. — М.,1997.

  6. Гринфилд ПМ. Информативность, предсуппозиция и семантический выбор в однословных высказываниях // Психолинг­вистика. — М., 1984.

  7. Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М., 1958.


1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература, учебные издания:



основная

  1. Бельтюков В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1984. — № 5.

  2. Белякова Л.И., Дьякова Е.Л. Заикание. — М., 1998.

  3. Бодуэн де Куртенэ ИЛ. Избранные труды по общему языкознанию. — М., 1963.— Т. 2.

  4. Брунер Дж. Онтогенез речевых актов // Психолингвисти­ка / Под ред. A.M. Шахнаровича. — М., 1984.

  5. Выготский JI.C. Мышление и речь // Собр. соч. — М.,1982.—Т. 2.

  6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961.

  7. Горелов И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. — Челябинск, 1974.

  8. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. — М.,1997.

  9. Гринфилд ПМ. Информативность, предсуппозиция и семантический выбор в однословных высказываниях // Психолингвистика. — М., 1984.

  10. Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М., 1958.

  11. Исенина Е.И. Дословный период развития речи у детей. —Саратов, 1986.

  12. Исенина Е.И. Коммуникативная значимость вокализации в дословном периоде развития речи у детей // Структура языкового сознания. — М., 1990.

  13. Касевич В.Б. Онтолингвистика: типология и языковые правила // Язык, речь и речевая деятельность. — М., 1998. — Т. 1.

  14. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. — М., 1979.

  15. Кубрякова Е.С. Данные о детской речи с общелингвистической точки зрения // Детская речь как предмет лингвистического изучения. — Л., 1987.

  16. Леонтьев АЛ. Исследование детской речи // Основы теории речевой деятельности. — М., 1974.

  17. Леонтьев А.Л. Основы психолингвистики. — М., 1999.

  18. Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации). — М., 1997.

  19. Негневицкая Е.И., ШахнаровичА.М. Язык и дети. — М.,1981.

  20. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Ле­виной. — М., 1968.

  21. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. — М., 1977.

  22. СлобинД. Когнитивные предпосылки грамматики // Психолингвистика. — М., 1974.

  23. Ушакова Т.Н. Пути усвоения родного языка нормальным ребенком // Вопросы психологии. — 1974. — № 1.

  24. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. — М., 2000.

  25. Чуковский К.И. От двух до пяти. — М., 1966.

  26. ШахнаровичА.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза). — М.,1990.

  27. Элъконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. —М., 1958.

  28. Якобсон Р. Избранные работы. — М., 1985.


дополнительная.

  1. Жукова П.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М., 1973

  2. Городилова В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи. – М., 1962

  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Обследование устной речи дошкольников //Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М., 1973. – Гл.2. – С. 38-53

  4. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М., 1972

  5. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Методические указания к пособию «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста». – М., 1971

  6. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1969. – С.80-82, 98-130

  7. Рау Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем //Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1968. – С. 271-337

  8. Спирова Л.Ф. Приемы выявления речевых нарушений у детей //Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1967. – с. 31-66

  9. Ткаченко Т.А. Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи //Актуальные проблемы логопедии. – М., 1980. – С. 18-22

  10. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1959, - С. 69-159

  11. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: Ранний и дошкольный возраст. – М., 1997

  12. Симерицкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М., 1985

  13. Соловьева Л.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности //Дефектология. – 1996. - № 6

  14. Коррекционная педагогика: Учеб.пособие. – М., 1998

  15. Филичева Т.Д., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста //Дефектология. – 1985. - № 4

  16. Федосеева Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф.канд.дис. – М., 1995


1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Мультимедиапроектор, видеодвойка.
1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения.

Видеокассеты



  1. «ДОУ № 39 (1 ч 23 мин.)»

  2. «Подготовка детей в логопедических группах к обучению в общеобразовательной школе.

  3. Первый период работы. 1 часть. (2 ч. 51 мин.)»

  4. «Подготовка детей в логопедических группах к обучению в общеобразовательной школе.

  5. Первый период работы. Часть 2-я. (2 ч. 52 мин.)»

  6. «Коррекционно-логопедическая работа в детском саду.»

  7. «Видеопрограмма по курсу «Логопедия» (Лобанова О.В., Вакуленко Л.С.)»

  8. «Первый год жизни»


1.10 Примерные зачетные тестовые задания.

Вариант №1

Часть I


Укажите наиболее верное утверждение из ряда предложенных вариантов.

1. Алалия – это:

а. Несформированность всех компонентов речевой системы при сохранном слухе и относительно сохранном интеллекте.

б. Отсутствие речи или ее грубое недоразвитие при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте вследствие органического поражения головного мозга.

в. Распад сложившейся речевой (языковой) системы вследствие локального поражения головного мозга у детей.

г. Все вышеприведенные определения верны.


2. Какой фактор в наибольшей степени обуславливает возникновение алалии?

а. Наследственность

б. Асфиксия в натальный период

в. Соматические заболевания

г. Социальные причины
3. Какой автор выделяет 3 формы алалии: сенсорную, моторную (эфферентную и афферентную) и оптическую?

а. Р.Е. Левина

б. В.К. Орфинская

в. Р.А. Белова-Давид

г. А.Р. Лурия
4. Н.Н. Трауготт, изучая детей с моторной алалией, отметила у них нарушения языкового подражания. Что показал проведенный ею эксперимент?

а. Дети с трудом различали сочетания звуков АОУ при отсутствии повторения

б. Дети всегда замечали ошибки при повторении звукового ряда другими детьми.

в. Дети не замечали собственные ошибки при выполнении задания на повтор звукового ряда.

г. Все вышеперечисленное.
5. В чем заключается особенности мышления детей с моторной алалией?

а. Всегда нарушено, т.к. при речь у таких детей является проявлением интеллектуальной недостаточности.

б. Мышление страдает вторично, вследствие изменения процесса общения со взрослыми.

в. Мышление нарушено дифференцированно: особенно страдает вербально-логическое.

г. Все эти точки зрения имеют право на существование.
6. В чем заключается психологическая точка зрения по поводу механизмов моторной алалии?

а. Механизмом является апраксия.

б. Механизм – несформированность психических процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, недостаточность психической активности.

в. Механизм – нарушение языкового уровня порождения речи.

г. Все вышеприведенные варианты.
7. Сколько этапов логопедической работы при моторной алалии выделила О.В. Правдина?

а. 3


б. 5

в. 2


г. 6
8. Как называется 3-й этап коррекционной работы при моторной алалии по Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой и др.?

а. Первые формы слов

б. Формирование предложения из нескольких слов.

в. Однословное предложение

г. Работа над 2-составным предложением.
9. В чем заключается принципиальное отличие моторной алалии от нарушений речи у слабослышащих?

а. При алалии поведение ребенка адекватно ситуации.

б. При алалии нет парезов, гиперкинезов, другой неврологической симптоматики.

в. Жесты алалики сопровождают звуками, искаженными, лепетными словами.

г. Алалики плохо пользуются экспрессивной речью.
10. Сколько повторов требуется сенсорным алаликам для закрепления связи между предметом и акустическим образом слова?

а. 2-3 повтора

б.10-12 повторов

в. 100 повторов

г. 20-30 повторов
11. Каково современное представление о локализации высших психических функций (ВПФ)?

а. Узкий локализационизм – в мозге выделяют зоны (центры), отвечающие за те или иные функции.

б. Ноэтическое направление – все структуры мозга имеют одинаковые функциональные возможности.

в. Динамическая организация ВПФ – мозг имеет системное строение и в то же время работает дифференцированно.


12.Контаминации, часто встречающиеся при афазии, – это:

а. Употребление одних звуков и слов вместо других.

б. Объединение двух слово в одно.

в. «Застревания» на речевом материале.

г. Фрагменты речи, которые употребляет больной в ходе высказывания.
13. Какая форма афазии у больного, если у него локальное поражение лобных отделов коры головного мозга; он не может повторить длинные речевые ряды; речь фрагментарна, «выпадают» глаголы; не ориентируется в условиях задачи.

а. Моторная афферентная

б. Моторная эфферентная

в. Динамическая

г. Акустико-мнестическая
14. Какие факторы обуславливают детскую афазию?

а. Травмы, воспалительные процессы и опухоли головного мозга после начала формирования речи.

б. Атерослекроз, нарушения мозгового кровообращения.

в. Закупорка мозговых сосудов.

г. Все вышеперечисленное.
15. При какой форме афазии при коррекции характерны упражнения с пропущенными словами, в которых названия слов заменены картинками, что позволяет больному опираться на контекст; чтение текста и соотнесение его с картинкой?

а. Моторная афферентная

б. Моторная эфферентная

в. Динамическая

г. Акустико-мнестическая
Часть II

Заполните пропуски в следующих предложениях:

16. Выделяют 4 уровня процесса восприятия речи: сенсорный, перцептивный, … и смысловой.

17. Моторная алалия – системное … экспрессивной речи центрально-органического характера, обусловленное несформированностью … операций, процесса порождения речи при относительно сохранном смысловой и моторной операции порождения речи.

18. А.Р. Лурия выделяет следующие формы афазии: моторную афферентную, моторную эфферентную, динамическую, акустико-гностическую, акустико-мнестическую и…

19. В афазиологии называется первый этап (стадия) в логопедической работе при всех формах афазии называется …

20. Для исследования мануального динамического праксиса при диагностике афазии используются пробы…
Вариант №2

Часть I


Укажите наиболее верное утверждение из ряда предложенных вариантов.

1. Какое из приведенных утверждений является наиболее современным и полным? Алалия – это:

а. Несформированность всех компонентов речевой системы при сохранном слухе и относительно сохранном интеллекте.

б. Отсутствие речи или ее грубое недоразвитие при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте вследствие органического поражения головного мозга.

в. Центрального происхождения немота детей, никогда внятно не говоривших, при наличии у них достаточного для развития интеллекта, элементарного анализа и синтеза и периферического артикуляционного аппарата..

г. Расстройство развития языковой способности у детей, которая характеризуется нарушением языковых операций при восприятии и порождении речевых высказываний.


2. В скольких процентах случаев у алаликов в анамнезе присутствует родовая асфиксия?

а. В 20%.

б. В. 60%

в. В 80%


г. В 100%
3. Какой автор выделяет 3 группы детей с алалией: с нарушениями слухового фонематического восприятия; с нарушением зрительного восприятия; с нарушением психической активности?

а. Р.Е. Левина

б. В.К. Орфинская

в. Р.А. Белова-Давид

г. А.Р. Лурия
4. В.К. Воробьева, изучая детей с моторной алалией, отметила у них нарушения связной речи. Что показал проведенный ею эксперимент?

а. Всех детей можно разделить на 2 группы: первая в неправильной последовательности раскладывала сюжетные картинки, поэтому наблюдались нарушения смыслового уровня в составленных рассказах; другие раскладывали серию картинок верно, но не могли составить рассказ, искажали его суть.

б. Все дети не смогли как верно разложить серию картинок, так и составить по ним рассказ.

в. Дети разделились на 3 группы: первая в неправильной последовательности раскладывала сюжетные картинки, поэтому наблюдались нарушения смыслового уровня в составленных рассказах; другие раскладывали серию картинок верно, но не могли составить рассказ, искажали его суть; третья группа правильно определила последовательность картинок и составила предельно краткие рассказы.

г. дети проявляли речевой негативизм и отказывались выполнять это задание.
5. В чем заключается особенности памяти детей с моторной алалией?

а. Быстрое угасание словесных следов.

б. Не отличается от возрастной нормы

в. Особенно страдает речедвигательная память.

г. Все эти точки зрения имеют право на существование.
6. В чем заключаются взгляды приверженцев моторной теории по поводу механизмов моторной алалии?

а. Механизмом является апраксия.

б. Механизм – несформированность психических процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, недостаточность психической активности.

в. Механизм – нарушение языкового уровня порождения речи.

г. Все вышеприведенные варианты.
7. Сколько этапов логопедической работы при моторной алалии выделили Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.?

а. 3


б. 5

в. 2


г. 6
8. Как называется 2-й этап коррекционной работы при моторной алалии по Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой и др.?

а. Первые формы слов

б. Формирование предложения из нескольких слов.

в. Однословное предложение

г. Работа над 2-составным предложением.
9. В чем заключается принципиальное отличие моторной алалии от дизартрии?

а. При алалии поведение ребенка адекватно ситуации.

б. При алалии нет парезов, гиперкинезов, другой неврологической симптоматики.

в. Жесты алалики сопровождают звуками, искаженными, лепетными словами.

г. Алалики плохо пользуются экспрессивной речью.
10. Какое количество привычных звуков узнают сенсорные алалики в отличие от нормы?

а. 20%


б. 60%

в. 0%


г. 50%
11. За что отвечают первичные зоны второго функционального блока (по А.Р. Лурия)?

а. Синтез ощущений, обеспечение процессов восприятия, узнавания, гнозиса (слухового, зрительного и др.)

б. Обеспечивают выполнение сложный функций, в том числе символических: счета, письма, чтения и др.

в. Прием информации от анализаторов, переработка ее в ощущения.


12. Персеверации, часто встречающиеся при афазии, – это:

а. Употребление одних звуков и слов вместо других.

б. Объединение двух слово в одно.

в. «Застревания» на речевом материале, многократные повторы.

г. Фрагменты речи, которые употребляет больной в ходе высказывания.
13. Какая форма афазии у больного, если у него локальное поражение височно-теменно-затылочных областей коры головного мозга; наблюдается распад симультанного синтеза, отмечаются сложности понимания и употребления словесно-логических конструкций?

а. Моторная афферентная

б. Семантическая

в. Динамическая

г. Акустико-мнестическая
14. В чем своеобразие афазии у детей?

а. Детская афазия отличается быстрой результативностью восстановительной работы.

б. Для детей не характерны опухоли головного мозга как этиологический фактор.

в. Ведущей причиной возникновения детской афазии является родовая асфиксия.

г. Все вышеперечисленное.
15. При какой форме афазии при коррекции характерны упражнения с использованием профилей артикуляции, зеркала?

а. Моторная афферентная

б. Семантическая

в. Динамическая

г. Акустико-мнестическая
Часть II

Заполните пропуски в следующих предложениях.

16. Выделяют 4 уровня процесса порождения речи: мотивационный, смысловой, …, моторная реализация речи.

17. Сенсорная алалия – отсутствие или резкое ограничение … речи у … при наличии достаточных для развития речи остроты слуха и интеллектуальных возможностей

18. А.Р. Лурия выделяет следующие формы афазии: моторную афферентную, моторную эфферентную, динамическую, … , акустико-мнестическую и семантическую.

19. В афазиологии наличие процесса торможения в коре головного мозга вследствие разлитого поражения вокруг пораженного участка именуется поэтическим словосочетанием «… на всех полушариях».

20. Для исследования кинестетической основы движений палец или рука больного отводится в сторону под определенным углом, а затем… Упражнение проводится с закрытыми глазами.

Вариант №3

Часть I


Укажите наиболее верное утверждение из ряда предложенных вариантов.

1. Алалия – это:

а. Несформированность всех компонентов речевой системы при сохранном слухе и относительно сохранном интеллекте.

б. Отсутствие речи или ее грубое недоразвитие при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте вследствие органического поражения головного мозга.

в. Распад сложившейся речевой (языковой) системы вследствие локального поражения головного мозга у детей.

г. Все вышеприведенные определения верны.


2. Какой фактор в наибольшей степени обуславливает возникновение алалии?

а. Наследственность

б. Асфиксия в натальный период

в. Соматические заболевания

г. Социальные причины
3. Какой автор выделяет 3 формы алалии: сенсорную, моторную (эфферентную и афферентную) и оптическую?

а. Р.Е. Левина

б. В.К. Орфинская

в. Р.А. Белова-Давид

г. А.Р. Лурия
4. Н.Н. Трауготт, изучая детей с моторной алалией, отметила у них нарушения языкового подражания. Что показал проведенный ею эксперимент?

а. Дети с трудом различали сочетания звуков АОУ при отсутствии повторения

б. Дети всегда замечали ошибки при повторении звукового ряда другими детьми.

в. Дети не замечали собственные ошибки при выполнении задания на повтор звукового ряда.

г. Все вышеперечисленное.
5. В чем заключается особенности мышления детей с моторной алалией?

а. Всегда нарушено, т.к. при речь у таких детей является проявлением интеллектуальной недостаточности.

б. Мышление страдает вторично, вследствие изменения процесса общения со взрослыми.

в. Мышление нарушено дифференцированно: особенно страдает вербально-логическое.

г. Все эти точки зрения имеют право на существование.
6. В чем заключается психологическая точка зрения по поводу механизмов моторной алалии?

а. Механизмом является апраксия.

б. Механизм – несформированность психических процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, недостаточность психической активности.

в. Механизм – нарушение языкового уровня порождения речи.

г. Все вышеприведенные варианты.
7. Сколько этапов логопедической работы при моторной алалии выделила О.В. Правдина?

а. 3


б. 5

в. 2


г. 6
8. Как называется 3-й этап коррекционной работы при моторной алалии по Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой и др.?

а. Первые формы слов

б. Формирование предложения из нескольких слов.

в. Однословное предложение

г. Работа над 2-составным предложением.
9. В чем заключается принципиальное отличие моторной алалии от нарушений речи у слабослышащих?

а. При алалии поведение ребенка адекватно ситуации.

б. При алалии нет парезов, гиперкинезов, другой неврологической симптоматики.

в. Жесты алалики сопровождают звуками, искаженными, лепетными словами.

г. Алалики плохо пользуются экспрессивной речью.
10. Сколько повторов требуется сенсорным алаликам для закрепления связи между предметом и акустическим образом слова?

а. 2-3 повтора

б.10-12 повторов

в. 100 повторов

г. 20-30 повторов
11. Каково современное представление о локализации высших психических функций (ВПФ)?

а. Узкий локализационизм – в мозге выделяют зоны (центры), отвечающие за те или иные функции.

б. Ноэтическое направление – все структуры мозга имеют одинаковые функциональные возможности.

в. Динамическая организация ВПФ – мозг имеет системное строение и в то же время работает дифференцированно.


12.Контаминации, часто встречающиеся при афазии, – это:

а. Употребление одних звуков и слов вместо других.

б. Объединение двух слово в одно.

в. «Застревания» на речевом материале.

г. Фрагменты речи, которые употребляет больной в ходе высказывания.
13. Какая форма афазии у больного, если у него локальное поражение лобных отделов коры головного мозга; он не может повторить длинные речевые ряды; речь фрагментарна, «выпадают» глаголы; не ориентируется в условиях задачи.

а. Моторная афферентная

б. Моторная эфферентная

в. Динамическая

г. Акустико-мнестическая
14. Какие факторы обуславливают детскую афазию?

а. Травмы, воспалительные процессы и опухоли головного мозга после начала формирования речи.

б. Атерослекроз, нарушения мозгового кровообращения.

в. Закупорка мозговых сосудов.

г. Все вышеперечисленное.
15. При какой форме афазии при коррекции характерны упражнения с пропущенными словами, в которых названия слов заменены картинками, что позволяет больному опираться на контекст; чтение текста и соотнесение его с картинкой?

а. Моторная афферентная

б. Моторная эфферентная

в. Динамическая

г. Акустико-мнестическая
Часть II

Заполните пропуски в следующих предложениях:

16. Выделяют 4 уровня процесса восприятия речи: сенсорный, перцептивный, … и смысловой.

17. Моторная алалия – системное … экспрессивной речи центрально-органического характера, обусловленное несформированностью … операций, процесса порождения речи при относительно сохранном смысловой и моторной операции порождения речи.

18. А.Р. Лурия выделяет следующие формы афазии: моторную афферентную, моторную эфферентную, динамическую, акустико-гностическую, акустико-мнестическую и…

19. В афазиологии называется первый этап (стадия) в логопедической работе при всех формах афазии называется …

20. Для исследования мануального динамического праксиса при диагностике афазии используются пробы…
Вариант №4

Часть I


Укажите наиболее верное утверждение из ряда предложенных вариантов.

1. Какое из приведенных утверждений является наиболее современным и полным? Алалия – это:

а. Несформированность всех компонентов речевой системы при сохранном слухе и относительно сохранном интеллекте.

б. Отсутствие речи или ее грубое недоразвитие при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте вследствие органического поражения головного мозга.

в. Центрального происхождения немота детей, никогда внятно не говоривших, при наличии у них достаточного для развития интеллекта, элементарного анализа и синтеза и периферического артикуляционного аппарата..

г. Расстройство развития языковой способности у детей, которая характеризуется нарушением языковых операций при восприятии и порождении речевых высказываний.


2. В скольких процентах случаев у алаликов в анамнезе присутствует родовая асфиксия?

а. В 20%.

б. В. 60%

в. В 80%


г. В 100%
3. Какой автор выделяет 3 группы детей с алалией: с нарушениями слухового фонематического восприятия; с нарушением зрительного восприятия; с нарушением психической активности?

а. Р.Е. Левина

б. В.К. Орфинская

в. Р.А. Белова-Давид

г. А.Р. Лурия
4. В.К. Воробьева, изучая детей с моторной алалией, отметила у них нарушения связной речи. Что показал проведенный ею эксперимент?

а. Всех детей можно разделить на 2 группы: первая в неправильной последовательности раскладывала сюжетные картинки, поэтому наблюдались нарушения смыслового уровня в составленных рассказах; другие раскладывали серию картинок верно, но не могли составить рассказ, искажали его суть.

б. Все дети не смогли как верно разложить серию картинок, так и составить по ним рассказ.

в. Дети разделились на 3 группы: первая в неправильной последовательности раскладывала сюжетные картинки, поэтому наблюдались нарушения смыслового уровня в составленных рассказах; другие раскладывали серию картинок верно, но не могли составить рассказ, искажали его суть; третья группа правильно определила последовательность картинок и составила предельно краткие рассказы.

г. дети проявляли речевой негативизм и отказывались выполнять это задание.
5. В чем заключается особенности памяти детей с моторной алалией?

а. Быстрое угасание словесных следов.

б. Не отличается от возрастной нормы

в. Особенно страдает речедвигательная память.

г. Все эти точки зрения имеют право на существование.
6. В чем заключаются взгляды приверженцев моторной теории по поводу механизмов моторной алалии?

а. Механизмом является апраксия.

б. Механизм – несформированность психических процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, недостаточность психической активности.

в. Механизм – нарушение языкового уровня порождения речи.

г. Все вышеприведенные варианты.
7. Сколько этапов логопедической работы при моторной алалии выделили Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.?

а. 3


б. 5

в. 2


г. 6
8. Как называется 2-й этап коррекционной работы при моторной алалии по Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой и др.?

а. Первые формы слов

б. Формирование предложения из нескольких слов.

в. Однословное предложение

г. Работа над 2-составным предложением.
9. В чем заключается принципиальное отличие моторной алалии от дизартрии?

а. При алалии поведение ребенка адекватно ситуации.

б. При алалии нет парезов, гиперкинезов, другой неврологической симптоматики.

в. Жесты алалики сопровождают звуками, искаженными, лепетными словами.

г. Алалики плохо пользуются экспрессивной речью.
10. Какое количество привычных звуков узнают сенсорные алалики в отличие от нормы?

а. 20%


б. 60%

в. 0%


г. 50%
11. За что отвечают первичные зоны второго функционального блока (по А.Р. Лурия)?

а. Синтез ощущений, обеспечение процессов восприятия, узнавания, гнозиса (слухового, зрительного и др.)

б. Обеспечивают выполнение сложный функций, в том числе символических: счета, письма, чтения и др.

в. Прием информации от анализаторов, переработка ее в ощущения.


12. Персеверации, часто встречающиеся при афазии, – это:

а. Употребление одних звуков и слов вместо других.

б. Объединение двух слово в одно.

в. «Застревания» на речевом материале, многократные повторы.

г. Фрагменты речи, которые употребляет больной в ходе высказывания.
13. Какая форма афазии у больного, если у него локальное поражение височно-теменно-затылочных областей коры головного мозга; наблюдается распад симультанного синтеза, отмечаются сложности понимания и употребления словесно-логических конструкций?

а. Моторная афферентная

б. Семантическая

в. Динамическая

г. Акустико-мнестическая
14. В чем своеобразие афазии у детей?

а. Детская афазия отличается быстрой результативностью восстановительной работы.

б. Для детей не характерны опухоли головного мозга как этиологический фактор.

в. Ведущей причиной возникновения детской афазии является родовая асфиксия.

г. Все вышеперечисленное.
15. При какой форме афазии при коррекции характерны упражнения с использованием профилей артикуляции, зеркала?

а. Моторная афферентная

б. Семантическая

в. Динамическая

г. Акустико-мнестическая
Часть II

Заполните пропуски в следующих предложениях.

16. Выделяют 4 уровня процесса порождения речи: мотивационный, смысловой, …, моторная реализация речи.

17. Сенсорная алалия – отсутствие или резкое ограничение … речи у … при наличии достаточных для развития речи остроты слуха и интеллектуальных возможностей

18. А.Р. Лурия выделяет следующие формы афазии: моторную афферентную, моторную эфферентную, динамическую, … , акустико-мнестическую и семантическую.

19. В афазиологии наличие процесса торможения в коре головного мозга вследствие разлитого поражения вокруг пораженного участка именуется поэтическим словосочетанием «… на всех полушариях».

20. Для исследования кинестетической основы движений палец или рука больного отводится в сторону под определенным углом, а затем… Упражнение проводится с закрытыми глазами.

Ключ к итоговому тесту



№ вопроса

Вариант №1

Вариант №2




Верный вариант

Баллы

Верный вариант

Баллы

1.

б

1

Г

1

2.

б

1

В

1

3.

б

1

В

1

4.

в

1

В

1

5.

б

1

В

1

6.

а

1

А

1

7.

б

1

А

1

8.

г

1

А

1

9.

В,г

1

Б

1

10.

В,г

2

А

1

11.

в

1

В

1

12.

б

1

В

1

13.

в

1

Б

1

14.

г

1

А

1

15.

Г

1

А

1

16.

моторный

1

Программирование

1

17.

Недоразвитие, моторный

2

Понимание , у детей

2

18.

семантическую

1

Сенсорную

1

19.

растормаживание

1

Диашиз (торможение)

2

20.

Реципрокная, кулак-ребро-ладонь

2

Эта поза дублируется другой рукой

2


№ вопроса

Вариант №3

Вариант №4




Верный вариант

Баллы

Верный вариант

Баллы

1.

б

1

Г

1

2.

б

1

В

1

3.

б

1

В

1

4.

в

1

В

1

5.

б

1

В

1

6.

а

1

А

1

7.

б

1

А

1

8.

г

1

А

1

9.

В,г

1

Б

1

10.

В,г

2

А

1

11.

в

1

В

1

12.

б

1

В

1

13.

в

1

Б

1

14.

г

1

А

1

15.

Г

1

А

1

16.

моторный

1

Программирование

1

17.

Недоразвитие, моторный

2

Понимание , у детей

2

18.

семантическую

1

Сенсорную

1

19.

растормаживание

1

Диашиз (торможение)

2

20.

Реципрокная, кулак-ребро-ладонь

2

Эта поза дублируется другой рукой

2


Оценивание результатов по тесту:

23-22 балла – «отлично»;

21-19 баллов – «хорошо»;

18-16 баллов – «удовлетворительно»;



15 баллов и ниже – «неудовлетворительно».


1.11 Примерный перечень вопросов к зачету.

  1. Детская речь как предмет научного исследования.

  2. Методы изучения детской речи.

  3. Периодизация речевого развития ребенка.

  4. Начальные фазы речевого онтогенеза.

  5. Биологические и социальные факторы усвоения языка.

  6. Протознаки и их функции на начальных стадиях коммуникации.

  7. Характеристика детского лепета, развитие и изменение лепетных структур.

  8. Последовательность освоения звуков речи в онтогенезе.

  9. Процесс овладения знаковой природой слова.

  10. Первые случаи морфологии, появление морфологически значимых единиц.

  11. Словообразовательные инновации в речи детей.

  12. Развитие синтаксических механизмов речи.

  13. Этапы развития связной речи, изменение форм связности в ходе онтогенеза.

  14. Усвоение техники ведения диалога и монолога.

  15. Понятие языка и речи. Функции речи.

  16. Развитие коммуникативной функции речи у детей с различными аномалиями.

  17. Концепция И.П.Павлова о динамической локализации функций и о сигнальных системах познавательной деятельности.

  18. Три функциональных блока мозга (по Лурия А.В.)

  19. Речевой акт: образование воздушной струи, фонация, артикуляция.

  20. Этапы нормального речевого онтогенеза. Дофонемный период.

  21. Этапы нормального речевого онтогенеза. Фонемный период.

  22. Этапы нормального речевого онтогенеза. Последовательность дифференциации звуков речи в онтогенезе.

  23. Этапы нормального речевого онтогенеза. Становление словаря.

  24. Этапы нормального речевого онтогенеза. Освоение грамматической стороны речи.

  25. Этапы нормального речевого онтогенеза. Развитие синтаксических конструкций.

  26. Социальные условия нормального развития речи. Первичная профилактика речевых нарушений.

  27. Вторичная и третичная профилактика нарушений речи.

  28. Этапы профилактического воздействия.

  29. Этиология речевых нарушений.

  30. Классификация речевой патологии.


1.12 Комплект экзаменационных билетов (утверждённый зав. кафедрой до начала сессии).
1.13 Примерная тематика рефератов.

  1. Развитие коммуникативной функции речи у детей с нарушениями слуха.

  2. Развитие коммуникативной функции речи у детей с нарушениями зрения.

  3. Развитие коммуникативной функции речи у детей с нарушениями интеллекта.

  4. Социальные условия нормального развития речи.

  5. Методы изучения детской речи.

  6. Речевой акт: образование воздушной струи, фонация, артикуляция.

  7. Социальные условия нормального развития речи.

  8. Последовательность освоения звуков речи в онтогенезе.

  9. Биологические и социальные факторы усвоения языка.

  10. Этиология речевых нарушений.


1.14 Примерная тематика курсовых работ.

    1. Характеристика этапов онтогенетического развития.

    2. Характеристика активного лексикона (процессов словообразования, доморфологического, морфологического этапа) у детей с отклонениями в речевом развитии.

    3. Выявление и коррекция лексико-семантических нарушений у детей с недоразвитием речи.

    4. Формирование практической ориентировки в словообразовании в норме.

    5. Развитие языковой способности у детей с нарушениями речи.


1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.


  1. Коррекция лексико-семантических нарушений у детей с недоразвитием речи.

  2. Доморфологический этап активного лексикона у детей-логопатов.

  3. Морфологический этап активного лексикона у детей-логопатов.


1.16 Методика (и) исследования (если есть).

Не предусмотрено


1.17 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов пот данной дисциплине.

Не предусмотрено


  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница