Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. 1 «Практика устной и письменной речи по второму иностранному языку (немецкий язык)» дс. 2«Практика устной и письменной речи по второму иностранному языку



страница1/3
Дата03.06.2016
Размер0.55 Mb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ДС.Ф.1 «Практика устной и письменной речи по второму иностранному языку (немецкий язык)»
ДС.2«Практика устной и письменной речи по второму иностранному языку (немецкий язык)»

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
050303 Иностранный язык с дополнительной специальностью «Французский, немецкий языки»

(код и наименование специальности)



Утверждено на заседании

кафедры иностранных языков

факультета ФЖ и МК

протокол № 7 от 25 февраля 2013 г.


Зав. кафедрой

_________________________С.А.Виноградова




РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.


    1. Авторы УМК:

Т.А. Соколовская, ст. преподаватель кафедры иностранных языков и

методики их преподавания МГПУ,



М.В. Чвертко, ст. преподаватель кафедры иностранных языков и

методики их преподавания МГПУ



1.2. Рецензенты:

Н.И. Курганова – кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания МГПУ;

Н.А. Музычук - кандидат филологических наук, зав. кафедрой филологии МГИ
1.3. Пояснительная записка.

Практический курс обучения немецкому языку организуется как взаимосвязанное и взаимообусловленное обучение всем видам речевой деятельности с опорой на взаимосвязанное и взаимообусловленное изучение всех подсистем языка. Курс «Практика устной и письменной речи» рассчитан на 8 семестров.


Целью курса является подготовка специалистов, обладающих знаниями, умениями и навыками в области немецкого языка в объеме, необходимом для того, чтобы:


  • владеть навыками разговорно-бытовой речи (владеть нормативным произношением);

  • понимать устную (монологическую и диалогическую речь) на бытовые и специальные темы;

  • активно владеть наиболее употребительной (базовой) грамматикой и основными грамматическими правилами, характерными для научной и профессиональной речи;

  • знать базовую лексику общего языка, лексику, представляющую нейтральный научный пласт, основную терминологию своей широкой и узкой специализации;

  • читать и понимать научную и специальную литературу по широкому и узкому профилю;

  • участвовать в обсуждении общих и узких профессиональных тем;

  • владеть основами публичной речи – делать сообщения, доклады (с предварительной подготовкой);

  • владеть основными навыками письма, необходимыми для подготовки публикаций и деловой переписки, участвовать в обсуждении тем, связанных со своей специальностью;

  • реферировать немецкие художественные тексты, а также тексты политического и общенаучного характера.

Учебно-методический комплекс по «Практика устной и письменной речи (немецкий язык)» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов очной формы обучения, обучающихся по специальности 050303 «Иностранный язык с дополнительной специальностью». При разработке курса авторы опирались на основные документы Министерства образования РФ. Таким образом обеспечивается преемственность между дисциплинами.

Курс «Практика устной и письменной речи (немецкий язык)» также тесную связь с практическим курсом английского языка, поскольку обучение немецкому языку как второму иностранному происходит с опорой на первым изучаемый иностранный язык, а также с курсом практической грамматики немецкого языка, литературой страны изучаемого языка. Таким образом, обеспечивается преемственность между дисциплинами.

На всех этапах преподавание практики устной и письменной речи строится на основе современных методов обучения и с учетом различных режимов работы в аудитории.

1.4. Извлечение из ГОС ВПО: требования к обязательному минимуму дисциплин специализации не отражаются в ГОС ВПО

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы.


Шифр и наиме

нование специ

льности


Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итого- вого конт-

троля (фор-

ма отчет-

ности)


Трудо-емкость

Всего

аудит


ЛК

ПР

/СМ


Сам. раб.

«Практика устной и письменной речи. Немецкий язык» для специальности 050303





















1 курс


-



















2

218

108







110

Зачет

2 курс


3

144

72







72

Зачет

4

116

56







60

-

3 курс


5

147

72







72

Экзамен

6

144

72







72

-

4 курс


7

210

102







108

Экзамен

8

132

66







66

Экзамен

5 курс


9

84

40







44

Экзамен

-



















    1. Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

ауд.


ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.



Знакомство. Формулы приветствия, прощания, извинения, благодарности.

18

-

18

-

22



Время. календарь. Погода. Времена года. Части суток, дни недели.

10

-

10

-

15



Семья. Биография. Члены семьи. Родственники. Семейное событие.

30

-

30

-

20



Мой друг.

20

-

20

-

6



Урок немецкого языка. Учеба в университете. Наш университет. Факультет. Библиотека.

22

-

22

-

4



Мой дом. Улица. Район. Адрес.

8

-

8

-

8



Квартира, обстановка. Квартира моего друга.

14

-

14

-

18



Рабочий день студента. Временная характеристика событий и явлений (время суток, дни недели, месяц, год).

18

-

18

-

8



Праздники, подарки, поздравления.

12

-

12

-

30



В городе. Ориентировка в городе. Прогулка по городу.

16

-

16

-

8



Москва – столица России.

12

-

12

-

8



Почта. На почте. Телеграф. телефон. Письмо другу. Деловое письмо.

16

-

16

-

20



В магазине. Покупки. В книжном магазине. Мое свободное время.

20

-

20

-

4



Еда. Продукты питания. Этикет Студенческая столовая. Продовольственные магазины.

20

-

20

-

20



Отдых. Хобби. Свободное времяпровождение в Германии.

20

-

20

-

10



Спорт. Основные виды спорта. Спорт в моей жизни.

16

-

16

-

16



Отдых. Времена года. Зимние и летние каникулы. Путешествие как вид отдыха.

20

-

20

-

12



Путешествие. Виды транспорта.

16

-

16

-

34



Германия. Географическое положение, климат, рельеф. Столица Германии – Берлин. Прогулка по Берлину. Другие города Германии.

20

-

20

-

30



Мурманск – столица Заполярья.

16

-

16

-

6



Человек. Внешность. Эмоции. Выдающиеся люди Германии.

30

-

30

-

20



Молодежь. Взаимоотношения взрослых и детей. Проблемы молодежи.

10

-

10

-

12



Здоровье. У врача. Здоровый образ жизни.

42

-

42

-

44



Экология. Охрана окружающей среды в Германии и России.

40

-

40

-

40



Федеральные земли Германии.

10




10




12



Школа. Система образования Германии. Личность учителя.

52

-

52

-

40



Немецкая семья. Отношения в семье. Роль женщины в современном обществе. Семья или работа. Эмансипация.

14

-

14

-

26



Понятие культуры и искусства. Роль искусства в жизни человека (музыка, живопись, театр, кино).

12

-

12

-

12



Немецкая живопись, жанры. Посещение картинной галереи, выставки. Моя любимая картина.

12

-

12

-

14



Скульптура. Архитектура.

12

-

12

-

12



Театр и кино. Жанры. Известные актеры.

4

-

4

-

6


1.6.2. Содержание разделов дисциплины
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

(1 курс, 2 семестр)
Фонетический материал
Фонетическая система немецкого языка. Основные виды интонации. Артикуляционная база немецкого языка в сравнении с артикуляционной базой русского и первого иностранного языка (английского). Артикуляция гласных. Долгота и краткость гласных. Твёрдый приступ, редуцированное [ ] в префиксах be-, ge, окончаниях и суффиксах. Сверхкраткие гласные [ i ], [ o ], [ u ]. Артикуляция согласных. Звонкие и глухие согласные. Полузвонкость. Аспирация. Отсутствие веляризации. Закон конца слова и слога. Слоги ударные и безударные. Закрытые, открытые и условно- открытые слоги. Особенности немецкого словесного ударения. Место ударения в слове. Градация ударения по силе (главное, второстепенное, нулевое). Ударение в простых словах. Фразовая интонация. Фраза, синтагма, акцентная группа. Элементы интонационных структур: предикат, ядро, затакт.
Графика и орфография
Начертание заглавных и прописных букв немецкого алфавита. Правописание производных слов (laut – es lautet). Правописание звонких согласных b, d, g в конце слова и слога (Tag – Tage – täglich; Bad – baden). Удвоение согласных как способ обозначения на письме кратких гласных (kommen, Klasse, beginnen). Написание tz, z, ck, k, s, ss, ß. Написание суффиксов -ig, -lich.

Правописание гласных:

a, ah, aa

i, ie, ich

o, oh, oo

u, uh


e, ee, eh

Правописание дифтонгов: ei, ai, au, eu, au.


Грамматический материал

Морфология
Глагол. Спряжение слабых и сильных глаголов в презенсе. Образование повелительного наклонения слабых и сильных глаголов.Спряжение глаголов «haben”, “sein”. Основные формы некоторых слабых и сильных глаголов. Возвратные глаголы. Переходные, непереходные глаголы.

Имя существительное. Понятие рода существительных. Склонение определённого и неопределённого артиклей. Склонение существительных. Некоторые случаи их употребления. Типичные случаи образования множественного числа существительных.
Имя прилагательное. Предикативное употребление прилагательных.
Местоимение. Склонение личных местоимений, притяжательных местоимений. Употребление и склонение указательных местоимений. Склонение и употребление отрицательного местоимения 'kein'. безличное местоимение ‘es’. Вопросительные местоимения ‘was’, ‘wer’.
Имя числительное. Количественные числительные для обозначения времени, возраста, года. Простые числительные от 1 до 12, сложные числительные от 13 до 19, от 21 до 99, круглые десятки 20-90.
Предлог. Некоторые наиболее употребительные предлоги с дательным и винительным падежами.
Наречие. Наречия места, времени, образа действия.
Синтаксис
Простое нераспространённое предложение. Порядок слов в нераспространённом предложении. Простое распространённое предложение, прямой и обратный порядок слов. Порядок слов в вопросительном предложении без вопросительного слова и с вопросительным словом. Способы выражения отрицания. Употребление отрицания ‘nicht’ и ‘kein’. Порядок слов в побудительном предложении.
Тематика речевого общения


  1. Знакомство. Формулы приветствия, прощания, извинения, благодарности.

  2. Время. Календарь. Погода. Времена года. Части суток, дни недели.

  3. Семья. Биография. Члены семьи, родственники, их возраст, профессия, род занятий, семейное положение, образование. Семейное событие (день рождения). Мой друг (Моя подруга). Его (ее) увлечения, интересы, профессия.

  4. Мы изучаем иностранные языки. Урок немецкого языка. Учёба в университете. Наш университет, факультет, библиотека.

  5. Мой дом, улица, район, адрес.


ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

(2 курс, 3-4 семестры)
Тематика речевого общения


  1. Праздники. Подарки, поздравления.

  2. Квартира, обстановка. Квартира моего друга.

  3. Рабочий день студента. Временная характеристика событий и явлений (время суток, дни недели, месяц, год).

  4. Мой свободный день. Моё любимое занятие.

  5. На почте. Почта. Телеграф. Телефон. Письмо другу. Деловое письмо.

  6. В городе. Ориентировка в городе. Прогулка по городу.

  7. Москва – столица России.

  8. В магазине. Покупки. В книжном магазине.

  9. Еда. Основные блюда. Предметы сервировки, еда дома. Студенческая столовая. Продовольственные магазины, продукты питания.


ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

(3 курс, 5-6 семестры)
Тематика речевого общения


  1. Отдых. Каникулы. Хобби. Спорт. Основные виды спорта. Спорт в моей жизни. Времена года.

  2. Карта мира. Части света, континенты. Крупнейшие страны и их столицы, национальности.

  3. Путешествие. Подготовка к путешествию. На вокзале, поездка по железной дороге. В аэропорту, путешествие на самолёте. Путешествия в жизни человека.

  4. Германия. Географическое положение. Климат, рельеф. Столица Германии – Берлин. Прогулка по Берлину. Другие города Германии. Мурманск – столица Заполярья.

  5. Человек. Внешность. Черты характера. Эмоциональное состояние, деловые качества. Выдающиеся люди Германии. (Общественно-политические деятели, исторические личности).


ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

(4 курс, 7-8 семестр)
Грамматический материал
Морфология
Имя прилагательное. Склонение прилагательных в единственном числе, склонение прилагательных во множественном числе (систематизация и повторение).

Глагол.. Futur II. Модальные глаголы в субъективном значении. Временные формы глаголов (систематизация). Образование временных форм конъюктива (Präsens, Präteritum, Perfekt, Plusquamperfekt, Futurum I und II, Konditionalis I und II). Infinitiv II.
Местоимение.. Взаимные местоимения.
Синтаксис
Инфинитив после глаголов ‘scheinen’, ‘glauben’, brauchen’, “pflegen’ , verstehen’, «wissen». Конструкция haben/sein +zu +Infinitiv. Придаточные предложения уступительные, придаточные предложения сравнения, придаточные предложения следствия. Распространённое определение. Распространённые причастные обороты в роли определения.. Präsens Konjuktiv в самостоятельных предложениях. Konjunktiv в косвенной речи. Причастные обороты.
Словообразование
Глагол. Словообразовательные модели с префиксами miss-, dar-, uber-, unter-, um-, durch-, gegen-, wider.
Имя существительное. Словообразовательные модели с суффиксами -tum, -ur, -t, -nis, -sal и префиксами neo-, anti-. Аббревиатура типа SED и UNO. Сложные слова с аббревиатурами в качестве первого компонента (Defa-film).
Имя прилагательное. Словообразовательные модели -los, -sam, -bar, - vol.
Тематика речевого общения


  1. Немецкая семья. Отношение в семье. Роль женщины в современном обществе. Семья или работа? Эмансипация

  2. Школа. Практика в школе. Основные школьные дисциплины. Урок немецкого языка. Система образования Германии. Личность учителя.

  3. Молодежь. Взаимоотношения взрослых и детей. Проблемы молодежи.

  4. Здоровье. У врача. Самочувствие человека. Название основных болезней. Прием у врача, лечение. Здоровый образ жизни.

  5. Охрана окружающей среды в Германии и России. Основные экологические проблемы. Экологические проблемы Мурманской области. Мероприятия по защите окружающей среды. Личный вклад.
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница