Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. 3 Живопись пейзажа



Скачать 385.24 Kb.
страница1/2
Дата26.06.2016
Размер385.24 Kb.
  1   2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственные педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


ДС. Ф.3 Живопись пейзажа

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

050602 Изобразительное искусство со специализацией

«Живопись и живописная композиция»

Утверждено на заседании кафедры

Изобразительного искусства

факультета Культуры и Искусств

(протокол № 1 от 01.09.2009г.)

Зав. кафедрой

______________________________

профессор , д. п. н .Лагутина О.Р.



РАЗДЕЛ 1. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Автор программы: Лагутина О.Р., д.п.н., профессор.
1.2 Рецензент: Е.В. Шорохов, доктор педагогических наук, профессор;

Л.С. Беляева, кандидат педагогических наук, профессор.


1.3 Пояснительная записка

Пейзаж - один из сложнейших жанров изобразительного искусства , потому что пейзаж требует от художника тонкого и точного рисунка , сходства с выбранным мотивом , обобщения , сложного композиционного решения. Работа над пейзажем - основа живописного мастерства, его база. В процессе работы над живописью пейзажа студенты приобретают те знания, умения и навыки, которые необходимы каждому художнику. Просчеты и недоработки в преподавание пейзажной живописи, её специфических особенностей получили негативное отражения на занятиях по рисунку , живописи , композиции. От нерешённости данной проблемы в значительной мере страдает качество подготовки учителей изобразительного искусства.



Цель изучения дисциплины: дальнейшее развитие профессиональных навыков в изображение пейзажа, развитие эстетических чувств у студентов, пространственных представлений, развитие наблюдательности.

Задачи изучаемой дисциплины: 1.сделать форескизы, 2. разработать линейные, тональные, цветовые эскизы, 3. собрать подготовительный материал, 4. написать картину.

В пейзажной живописи можно выделить такие понятия как « ландшафт » ( landsсhaft - нем. ) и « пейзаж » ( pausage - фр. ) : ландшафт - определенным образом выделенная территория или площадь со сходными признаками, пейзаж - видимая картина ландшафта или ограниченное пространство , воспринимаемое с определенной точки зрения. Вид или пейзажный мотив - часть пейзажа, ограниченная полем видения и обладающая определенным композиционным построением.

Пространства пейзажа можно разделить на пространственные категории : пространство ( собственно территория ) и его составляющие - плоскость ( поверхность земли на различных формах рельефа ) и объём ( насаждения , сооружения , объёмно выраженный рельеф ) .По пространственной структуре пейзаж можно разделить на закрытый , полуоткрытый и открытый. Закрытый тип пейзажа характеризуется замкнутостью деревьев , закрывающих небо. Полуоткрытый тип пейзажа, в отличие от закрытого , обладает более глубокой просматриваемостью. В нем ярче проявляются декоративные достоинства отдельно стоящих деревьев и их групп. Открытые пространства лугов , полян , лужаек могут являться композиционными узлами пейзажных мотивов. Их плоскости часто включаются художниками в изобразительное поле пейзажа в качестве переднего плана или фона.

Ожидаемые результаты: профессионально выполненные все три структурные элементы:1. подача эскизов, 2. картон, 3. подготовительный материал, 4. подмалевок, 5. прописка, 6. завершение работы.



Формы организации обучения: практические занятия под руководством педагога в мастерских, еженедельный просмотр на кафедре всеми педагогами кафедры.

Организация самостоятельной работы: изучение рекомендуемой литературы дома, работа в художественных мастерских или дома, в аудитории.



Экзамен проводится всем коллективом кафедры. На экзаменах устный опрос сочетается с просмотром работ каждого студента. Билеты для экзамена составляются и утверждаются кафедрой.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

(в соответствии с требованиями ГОС ВПО):
Студент должен знать:

- технологию и технику создания живописного произведения;

- научные характеристики живописных материалов.

Студент должен уметь:

- применять полученные знания в области живописи на практике.


Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предназначена для студентов педагогических университетов и институтов. Утвержден на заседании кафедры изобразительного искусства МГПУ 21.11.07 (протокол № 5 ).



№ п/п

Шифр и наименование специальности


Курс

Семестр

Общая трудоёмкость



Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля



Всего


ауд

из них:

Сам. раб.

ЛК

ПР

ЛБ

1

050602 “Изобразительное искусство”

со специализацией

“Живопись и живописная композиция”


5

10

70

34

-

-

34

36


Экзамен (10)



1.4 Объем дисциплины и виды учебной работы

1.5 Содержание дисциплины

1.5.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




№ п/п




Наименование раздела , темы



Количество часов


Всего ауд.


ЛК


ПР/СМ


ЛБ


Сам. работа




Десятый семестр
















1

Введение. Виды пейзажа

8

-

8




6

2

Разработка эскиза

8

-

8




10

3

Выполнение картона

8

-

8




10

4

Исполнение в материале пейзажа на холсте

10

-

10




10




ИТОГО:

34

-

34




36

1.5.3 Темы для самостоятельного изучения




п/п





Наименование раздела , темы



Количество часов

Форма самостоятельной работы

Форма

контроля выполнения




Десятый семестр










1

Введение. Виды пейзажа

6

Аудиторные без педагога

Просмотр текущая оценка

2

Разработка эскиза

10

Аудиторные без педагога

Просмотр текущая оценка

3

Выполнение картона

10

Аудиторные без педагога

Просмотр текущая оценка

4

Исполнение в материале пейзажа на холсте

10

Аудиторные без педагога

Просмотр текущая оценка




ИТОГО:

36








1.6 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.6.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
Десятый семестр


Лабораторное занятие ( 8 часов ).

Тема: Введение. Виды пейзажа

План: Введение

1. Определение пейзажа.

2. Виды пейзажа.

3. Задачи пейзажной живописи.

Пейзаж - жанр изобразительного искусства или конкретное произведение , предметом которого является изображение природы , вида местности , ландшафта. Виды пейзажа : городской , сельский , марина , индустриальный , исторический и др. В живописи пейзажа главное - направить видение студента на решение задач передачи пространства , состояния освещения , цветотоновых отношений в разное время года и суток. Передача живописными средствами эмоциональных переживаний при восприятии конкретного пейзажа. Направить внимание студента на разнообразие технических приемов при изображение неба , воды , растительности и т.д. практическая работа от создания эскиза до законченного пейзажа.

Задание для самостоятельной работы: работа с литературой, просмотр иллюстраций по теме занятия.

Основная литература:


  1. Всеобщая история искусств.- Т.Т. I – IV. – М.: Искусство, 1960.

  2. Тарасов Ю.А. Голландский пейзаж XVII века. - М .: Искусство, 1983.

  3. Ломов С.П. Живопись. - М.: Агар , 1999.

  4. Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. - М.: Изд-во А.Х. СССР , 1952.

  5. Рерберг Ф.И. Как научиться писать маслом. - М.: Искусство, 1939.

  6. Советы мастеров. Сборник/ Составитель А. С. Зайцев. Л.: Художник РСФСР, 1979. – 376 с.

Дополнительная литература:

  1. Алпатов М.В. Композиция в живописи. - М .: Искусство, 1940.

  2. Алексеев А. Компоновка пейзажа - // Юный художник , 2000г.-№3.- С.27-29.

  3. Тютюник В.В. Материалы и техника живописи. - М.: Академия Художеств. 196


Лабораторное занятие ( 8 часов ).

Тема: Разработка эскиза пейзажа

План:

1. Изучение конкретного места в разное время года и суток.

2. Выбор наиболее характерного момента для образного решения.

3. Композиционные и колористические решения.

4. Плановость , цветовая и воздушная перспектива.

5. Определение материала , размера , техники исполнения , вида грунта.



Задание для самостоятельной работы: работа с литературой, просмотр иллюстраций по теме занятия.

Основная литература:

  1. Всеобщая история искусств.- Т.Т. I – IV. – М.: Искусство, 1960.

  2. Тарасов Ю.А. Голландский пейзаж XVII века. - М .: Искусство, 1983.

  3. Ломов С.П. Живопись. - М.: Агар , 1999.

  4. Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. - М.: Изд-во А.Х. СССР , 1952.

  5. Рерберг Ф.И. Как научиться писать маслом. - М.: Искусство, 1939.

Дополнительная литература:

1. Алпатов М.В. Композиция в живописи. - М .: Искусство, 1940.

2. Алексеев А. Компоновка пейзажа - // Юный художник , 2000г.-№3.- С.27-29.

3.Тютюник В.В. Материалы и техника живописи. - М.: Академия Художеств. 1962



Лабораторное занятие ( 8 часов ).

Тема: Выполнение картона

План:

1. Уточнение размера.

2. Окончательное композиционное решение , конкретика планов , деталей.

3. Уточнение основных композиционных линий.

4. Тоновое решение.

5. Воздушная перспектива и передача пространства.



Задание для самостоятельной работы: работа с литературой, просмотр иллюстраций по теме занятия.

Основная литература:

  1. Всеобщая история искусств.- Т.Т. I – IV. – М.: Искусство, 1960.

  2. Тарасов Ю.А. Голландский пейзаж XVII века. - М .: Искусство, 1983.

  3. Ломов С.П. Живопись. - М.: Агар , 1999.

  4. Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. - М.: Изд-во А.Х. СССР , 1952.

  5. Рерберг Ф.И. Как научиться писать маслом. - М.: Искусство, 1939.

Дополнительная литература:

  1. Алпатов М.В. Композиция в живописи. - М .: Искусство, 1940.

  2. Алексеев А. Компоновка пейзажа - // Юный художник , 2000г.-№3.- С.27-29.

  3. Тютюник В.В. Материалы и техника живописи. - М.: Академия Художеств. 1962.


Лабораторное занятие ( 10 часов ).

Тема: Исполнение в материале пейзажа на холсте

План:

1. Грунтовка.

2. Перевод с картона на основу под живопись.

3. Уточнение рисунка кистью.

4. Раскладка жидкой краской основных цветовых отношений.

5. Более корпусное продолжение работы над колоритом , постепенно уточняя тоновое решение , передачу пространства.

6. Завершение - подчинение деталей общему , плановость , цветовая и воздушная перспектива : создание образного решения пейзажа.

7. Подбор рамы для готового произведения.



Задание для самостоятельной работы: работа с литературой, просмотр иллюстраций по теме занятия.

Основная литература:

  1. Визер В. В. Живописная грамота: основа искусства изображения .- СПб. : Питер, 2006.- 192

  2. Атлас мировой живописи // автор-сост. Н. В. Геташвили. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007 . – 368.

  3. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись : Учебное пособие. – 6-е издание. - М.: Высшая школа, 2005. – 272 с.

  4. Визер В. В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – СПб:Питер, 2007. – 192 с.

  5. Визер В. В.Живописная грамота. Основа пейзажа. СПб

Дополнительна литература:

  1. Алпатов М.В. Композиция в живописи. - М .: Искусство, 1940.

  2. Алексеев А. Компоновка пейзажа - // Юный художник , 2000г.-№3.- С.27-29.

  3. Тютюник В.В. Материалы и техника живописи. - М.: Академия Художеств, 1983.


1.7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
1.7.1 Основная литература:


  1. Алексеев А. Компоновка пейзажа // Юный художник. – 2000. - №3. – С. 27 – 29.

  2. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М.: Просвещение, 1993.

  3. Беда Г.В. Введение в теорию живописи: учеб.пособие. – Краснодар: Кубан.ун-т, 1987. – 87 с.

  4. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.

  5. Беда Г.В. Живопись. - М., 1986.

  6. Бенуа А. История русской живописи в 19 веке/Сост., вступ.ст., коммент.В.М. Володарского. – 3 изд. – М.: Республика, 1999.

  7. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – 2 изд., доп. – М.: Искусство, 1984.

  8. Гренберг Ю.И. Технология живописи. - М., 1982.

  9. Европейская живопись 13-20 веков: Энциклопед.словарь / Рос.Акад.художеств, Науч. – исслед.ин-т теории и ист.изобразит.искусств. – М.: Искусство; NOTA BENE, 1999.

  10. Живопись: Учебник для студ.вузов, обуч. по спец. «Художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности» / Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. и др. – М.: Владос, 2003.

  11. Михайлов А.М. Искусство акварели. - М., 1995.

  12. Никодеми Г.Б. Техника живописи. – М.: 2003.

  13. Основы техники рисования цветов акварелью / Под ред. Р. Вульф.; Пер. с англ. П.А. Самсонова; Худ.обл. М,В, Драко. - Мн.: Попурри, 2003.

  14. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. – М.: Интерпракс, 1994.

  15. Рычкова Ю.В. Краткая история живописи. – М.: Рипол Классик, 2002.

  16. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. - М., 1980.

  17. Яшухин А.П. Живопись. - М., 1985.

  18. Яшухин А.П. , Ломов С.П. Живопись. - М., 1999

1.7.1 Дополнительная литература:




  1. Гагарин Б.Г. Пути совершенства методов обучения акварельной живописи / в системе подготовки учителей изобразительного искусства /. Дисс.на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М., 1974. – 158 с.

  2. Импрессионизм: История, картины, биографии / Сост. И.Г. Мосин. – СПб: Изд. дом «Кристалл», 2002.

  3. Импрессионизм: Мастера, предшественники и последователи : Энциклопедия / Сост. Грицак Е.Н. – М.: Эскмо, 2003.

  4. Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. – М.: Изд-во Акад.художесв СССР, 1952. – 224 с.антор А.М. Предмет и среда в живописи. Проблемы взаимоотношений предметного мира и пространственной среды. – М.: Сов.художник, 1981. – 127 с.

  5. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Учеб.пособие. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Высш.шк., 1997. – 271 с.

  6. Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины: Очерки о языке живописи. – М.: Сов.художник, 1983. – 375 с.

  7. Основы живописи/ Пер. с исп. О. Вартановой. – С. – Пб.: АОЗТ «Весант», 1994. – 128 с.

  8. Секачева А.В., Чуйкина А.М., Пименова Л.Г., Рисунок и живопись: Учебник для средн. спец. учеб. заведений – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. – 216 с.

  9. Тоновые и цветовые отношения в живописи. – М.: Советский художник, 1964. – 75 с.

  10. Энциклопедия русской живописи: Русская живопись 19 – 20 веков / Под ред. Т.В. Калашниковой. – М.: Олма-Пресс, 1999.


1.8 Материально-техническое обеспечение дисциплины
1.8.1 Перечень используемых технических средств
Для обеспечения данной дисциплины необходимы: оборудованные аудитории; различные технические средства обучения; аудио-, видеоаппаратура; наглядные пособия; учебные мастерские; гипсовые слепки (полный комплект, обеспечивающий организацию учебных постановок для студентов подготовительного отделения, подготовительных курсов и студентов 1—5 курсов ХГФ); натурный фонд - различные реквизиты, утварь, спортивный инвентарь, драпировки и т.п.; софиты; доски для рисования мелом; диапроектор; кодоскоп; видеомагнитофон; экран для демонстрации; шторы для затемнения.

Персональный компьютер , модем , обеспечивающий поиск информации в Интернете по теме: «Живопись пейзажа».


1.8.2 Перечень используемых пособий
Наглядные пособия: методические таблицы по теме : «Живопись пейзажа»; работы студентов из фонда.
1.9 Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену)

Теория пейзажа:

  1. Виды пейзажа.

  2. Пейзаж по содержанию.

  3. Пейзаж по образности.

  4. Лесной пейзаж.

  5. Парковый пейзаж.

  6. Сельский пейзаж.

  7. Городской пейзаж.

  8. Индустриальный пейзаж.

  9. Мемориальный пейзаж.

  10. Морской (маринистической) пейзаж.

  11. Речной пейзаж.

  12. Водный пейзаж.

  13. Горный пейзаж.

  14. Лирический пейзаж.

  15. Эпический пейзаж.

  16. Романтический пейзаж.

  17. Исторический пейзаж.

  18. Астральный пейзаж.


Методика работы над созданием пейзажа

  1. Выбор пейзажного мотива.

  2. Выбор точки зрения.

  3. Передача освещения в пейзаже.

  4. Передача погоды в пейзаже.

  5. Передача времени суток в пейзаже.

  6. Передача времени года в пейзаже.

  7. Зимний пейзаж.

  8. Весенний пейзаж.

  9. Летний пейзаж.

  10. Осенний пейзаж (пространство, мотив, освещение – свет, собственные падающие тени, цветовая гамма).

  11. Цветовая гамма в пейзажной живописи.

  12. Колорит в пейзажной живописи.

  13. Передача характера изображаемого в пейзаже.

  14. Изображение различных по характеру и строению объектов природы, элементов пейзажа.

  15. Выразительность композиции в пейзаже.

  16. Цветовые решения в пейзаже.

  17. Передача объема изображаемых объектов.

  18. Методы работы над пейзажем К. Коро и других зарубежных художников.

  19. Методы работы над пейзажем В. Д. Поленова, И. И. Шишкина и других.

  20. Методы работы над пейзажем импрессионистов.

1.10 Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии) - прилагаются

1.11 Примерная тематика курсовых работ



  1. Техника и технология создания пейзажа.

  2. Техника акварельной живописи и технология создания пейзажа.

  3. Техника работы сангиной и технология создания пейзажа.

  4. Техника работы графитным карандашом и технология создания пейзажа.

  5. Техника работы мягкими графическими материалами и технология создания пейзажа.

  6. Техника масляной живописи и технология создания индустриального пейзажа.

  7. Техника акварельной живописи и технология создания маринистического пейзажа.

  8. Техника работы сангиной и технология создания индустриального пейзажа.

  9. Техника работы графитным карандашом и технология создания пейзажа.

  10. Техника работы мягкими графическими материалами и технология создания индустриального пейзажа.

  11. Техника масляной живописи и технология создания пейзажа с водоемом.

  12. Техника масляной живописи и технология создания исторического пейзажа.

  13. Техника масляной живописи и технология создания сельского пейзажа.

  14. Техника масляной живописи и технология создания архитектурного пейзажа.

  15. Техника масляной живописи и технология создания пейзажа со стаффажем.

  16. Техника масляной живописи и технология создания лирического пейзажа.

  17. Техника масляной живописи и технология создания маринистического пейзажа


1.12 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ


  1. Передача характера освещения в живописном летнем пейзаже.

  2. Колористическое решение в живописи пейзажа.

  3. Передача цветовой и воздушной перспективы в живописи лирического

пейзажа.

  1. Композиционное решение городского архитектурного пейзажа.

  2. Использование контрастов при передаче в графических пейзажах различных

состояний природы.

  1. Передача световоздушной перспективы в северном пейзаже.

  2. Передача характера освещения в живописном летнем пейзаже.

  3. Обучение передаче перспективы в живописном городском пейзаже.

  4. Обучение передаче настроения в пейзаже через корит учащихся на занятиях в

изостудии.

  1. Использование контрастов в изображении романтического пейзажа.

  2. Передача воздушной перспективы в живописном сельском пейзаже.

  3. Передача колорита в осенних живописных пейзажах с водоемом.

  4. Обучение учащихся выделению композиционного центра в пейзажном жанре.

  5. Передача световоздушной перспективы в лирическом пейзаже.

  6. Передача световоздушной перспективы в маринистическом пейзаже

  7. Обучение передаче колорита в городском осеннем пейзаже.

  8. Передача воздушно перспективы в индустриальном пейзаже.


1.13 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине

Теоретическая часть экзамена: Экзамен – форма проверки, оценки знаний и навыков студентов по всему курсу.

Требования к оцениванию уровня знаний, умений и навыков на экзамене.

Оценка «5» («отлично») – знание учебного материала в пределах программы; логическое, последовательное изложение вопроса с опорой на разнообразные источники; определение своей позиции в раскрытии различных подходов к рассматриваемой проблеме; показ значения разработки данного теоретического вопроса для педагогической практики. Свободное оперирование терминами.

Оценка «4» («хорошо») - знание учебного материала в пределах программы; раскрытие различных подходов к рассматриваемой проблеме, опора при рассмотрении ответа на обязательную литературу; включение соответствующих примеров из педагогической практики; знание основных понятий. В ответе допускаются неточности и незначительные ошибки.

Оценка «3» («удовлетворительно») – знание учебного материала в пределах программы на основе изучения какого-либо одного из подходов к рассматриваемой проблеме; допускаются отдельные ошибки и неточности в содержании знаний, в том числе терминологии и в форме построения ответа.

Оценка «2» («неудовлетворительно») – выставляется за слабые знания материала. В ответе допускаются существенные ошибки, которые искажают смысл изученного. Студент передает информацию, которая логически не обработана, не приведена в систему научных положений и доводов, а содержит житейские обобщения вместо научных терминов.
Задачи, решаемые студентами и критерии оценок просмотра их работ по живописной картине на кафедральном просмотре.

Задачи:

1. Подача эскизов – 1.1. Форэскизы (3 шт.); 1.2. Линейные эскизы (2 шт. с разных точек зрения, выделение композиционных центров, форматов); 1.3. Тональные эскизы (2 шт., разное освещение, т.е. собственные и падающие тени); 1.4. Эскизы цветом (2 шт., т.е. холодная и теплая гамма).

2. Подготовительный материал – 2.1. Наброски (10 шт. и более); 2.2. Зарисовки (10 шт. и более); 2.3. Рисунок (10 шт. и более); 2.4. Этюды (10 шт. и более).

3. Картон.

4. Прописка.

Критерии оценок работ студентов:

Пять баллов – когда в работе решены все поставленные задачи.

Четыре балла – не решена одна из задач.

Три балла – слабо решены две задачи.

Два балла – слабо решены три-четыре задачи.

Один балл – не представлена работа.

График написания живописной пейзажной работы



Ф.И.О.

12.09

19.09

26.09

2.10

9.10

16.10

24.10

31.10

7.11

14.11

21.11

12.12

Итог.

оценка


1















































































2















































































3















































































4















































































5





















































































Форэскизы

Линейные эскизы

Тональные эскизы

Эскизы цветом

Подача эскизов

Наброски

Зарисовки

Риснки

Этюды

Подготов. материал

Картон

Прописка





  1   2


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница