Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. 3 «Методы изучения семьи, воспитывающей ребенка с речевыми нарушениями»



страница1/3
Дата30.04.2016
Размер0.54 Mb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ДС.Ф.3 «Методы изучения семьи, воспитывающей

ребенка с речевыми нарушениями»


Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
050715.65 «Логопедия»

Утверждено на заседании кафедры

СПиСП ППИ

(протокол № 1 от 09.09.13 г.)

Зав. кафедрой СПиСП

______________Ю.А. Афонькина


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Авторы программы: старший преподаватель Онопа О.А.

1.2 Рецензенты: доцент кафедры СПиСП Кривошеева Н.И., педагог-психолог ГОБОУ СКОШИ № 3 Санташова О.В.

1.3 Пояснительная записка.

Учебная дисциплина «Методы изучения семьи, воспитывающей ребенка с речевыми нарушениями» является комплексной и включает в себя два раздела: «Обследование семьи, воспитывающей ребёнка с речевыми нарушениями» и «Диагностика речевых нарушений».



Цель данной дисциплины – ознакомление студентов с методологией и практикой изучения семей, воспитывающих детей с нарушениями речи, с теоретическими и практичес­кими проблемами диагностики речевых нарушений.

Задачи учебного курса вытекают из специфики самого учебного предмета и из конечной цели подготовки специалиста – всесторонне развитого педагога-дефектолога, хорошо владеющего психологическими и педагогическими знаниями, умениями и навыками, готового реализовывать их в практической работе.

Курс «Методы изучения семьи, воспитывающей ребенка с речевыми нарушениями» ориентирован на решение следующих задач:



  • обеспечить студентов теоретической подготовкой по вопросам психолого-педагогической диагностики семей, имеющих детей с речевыми нарушениями ;

  • сформировать у студентов прочные смысловые и деятельностные установки на практическое использование психолого-педагогических знаний;

  • сформировать навыки психологического и педагогического изучения детей и взрослых;

  • сформировать у студентов способности оказывать профессионально грамотную, квалифицированную психолого-педагогическую помощь ребенку и семье, в которой он воспитывается;

- ознакомить студентов с современными представлениями о дифференциальной диагностике речевой патологии;

- дать представления о существующих методах диагностики;

- сформировать логопедические умения по обследованию детей-логопатов.

Содержание курса «Методы изучения семьи, воспитывающей ребенка с речевыми нарушениями» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Контроль обеспечивается проведением тестирования, устным и письменным опросами, написанием рефератов, зачётом.

В результате изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями:



  • теоретико-методологическими основами психодиагностического процесса;

  • современными подходами к организации и методическому обеспечению изучения детей и взрослых;

  • основными психодиагностическими методиками;

- о структуре речевого нарушения его причинах и механизмах;

- о содержании и методиках комплексного психолого-педагогического обследования логопатов;

- об основных направлениях и содержании обследования логопатов;

Студенты должны уметь:



  • выбирать методы диагностики семьи;

  • адаптировать методики к особенностям испытуемого;

  • проводить количественный и качественный анализ результатов психолого-педагогической исследования с целью включения полученных данных в общую картину развития ребенка;

  • на основании диагностики определять пути коррекционной работы;

- обследовать логопата;

- обосновывать основные направления дифференцированного коррекционного воздействия в работе с различной речевой патологией;

- анализировать результаты комплексного исследования.
1.4 Извлечение из ГОС ВПО

050715 «Логопедия» -


1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):


№ п/п

Шифр и наименование

специальности



Курс

Сем

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудоем

кость


Всего

ауд.


ЛК

ПР

ЛБ

СР

1.

050715

«Логопедия»



4

8

40

12

6

6

-

28

зачёт



1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

СР

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

СР.

Раздел 1. Диагностика речевых нарушений.

1.

Становление речи и формирование коммуникативного поведения в норме и при различных отклонениях в развитии.

1

1

-

-

7
















2.

Особенности коммуникативных нарушений у различных категорий детей с проблемами в развитии.

1

1

-

-

7
















3.

Критерии дифференциальной диагностики различных нарушений речи.

1

1

-

-

-
















4.

Методы и приемы дифференциальной диагностики речевых нарушений.

5

1

4

-

-
















Раздел 2. Обследование семьи, воспитывающей ребёнка с речевыми нарушениями.

5.

Методологические проблемы психодиагностики семьи.

2

1

1

-

7
















6.

Методы изучения семьи

2

1

1

-

7
















ИТОГО:

12

6

6

-

28















1.6.2. Содержание разделов дисциплины.


Раздел 1. Диагностика речевых нарушений.
1. Становление речи и формирование коммуникативного поведения в норме и при различных отклонениях в развитии.

Особенности речевого онтогенеза при различной речевой патологии.

Особенности речевого онтогенеза при снижении слуха.

Особенности речевого онтогенеза при интеллектуальных нарушениях.

Особенности речевого онтогенеза при нарушениях зрения и ОДА.
2. Особенности коммуникативных нарушений у различных категорий детей с проблемами в развитии.

Особенности коммуникативных навыков при различной речевой патологии.

Особенности коммуникативных навыков при снижении слуха.

Особенности коммуникативных навыков при интеллектуальных нарушениях.

Особенности коммуникативных навыков при нарушениях зрения и ОДА
3. Критерии дифференциальной диагностики различных нарушений речи.

Критерии дифференциальной диагностики при обследовании артикуляционного аппарата.

Критерии дифференциальной диагностики при обследовании звукопроизношения.

Критерии дифференциальной диагностики при обследовании фонематических процессов.

Критерии дифференциальной диагностики при обследовании лексико-грамматического строя речи.

Критерии дифференциальной диагностики при обследовании связной речи.


4. Методы и приемы дифференциальной диагностики речевых нарушений.

Методы дифференциальной диагностики речевой патологии.

Приемы обследования речевых нарушений
Раздел 2. Обследование семьи, воспитывающей ребёнка с речевыми нарушениями.
5. Методологические проблемы психодиагностики семьи.
Принципы построения психодиагностических методик для исследования семьи. Комплексный принцип подбора методов в психодиагностике и обследовании семьи. Теоретические проблемы интерпретации получаемых данных.

Цель и задачи диагностической и обследовательской работы с родителями. Принципы диагностической работы с родителями.

Направления и этапы в процедуре психологического изучения семьи. Этические нормы при проведении психодиагностического обследования семьи. Формы предоставления информации о результатах психодиагностики семьи.

6. Методы изучения семьи

Малоформализированные методики: беседа – интервью. Правила ведения беседы. Формы бесед – интервью.

Формализированные методики: личностные опросники; проективные методики; клинико-психолого-диагностические методики.

Методики изучения отношений ребенка к родителям и социуму: методика

Р. Жиля; методика «Чернильные пятна» Г. Роршаха; методика «Детский апперцептивный тест»; рисуночные методики – «Рисунок семьи», «Нарисуй себя», «ДДЧ», «Несуществующее животное»; методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга, методика «Два дома» и др.

Методики изучения особенностей личности родителей.

Методики изучения родительско-детских отношений

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.






п/п

Наименование
раздела дисциплины


Тема

Кол-во часов

Форма контроля выполнения
самостоятельной работы


1.

2.

3.

4.

5.

I. Подготовка к аудиторным семинарским (практическим занятиям)







1.

История развития методов диагностики.


Истоки психодиагностики: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Китай. Становление и развитие психодиагностики в 19 веке: Психодиагностика в 20 веке. Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР.

2

Аудиторная контрольная работа.

Защита рефератов.



II. Темы для самостоятельного изучения







1.

Этические нормы при проведении психодиагностического обследования семьи.




1

Круглый стол по данной теме.


2.

Формы предоставления информации о результатах психодиагностики семьи.




1

Аудиторная контрольная работа.

3.

Становление речи и формирование коммуникативного поведения в норме и при различных отклонениях в развитии.





7

Написание рефератов.

III. Контрольные вопросы и задания







1.

Объект, предмет, цели и основные категории психолого-педагогической диагностики.




1

Понятийный диктант

2.

Формализированные методики




2

Составление таблицы

3.

Методики изучения отношений ребенка к родителям и социуму




1

Составление таблицы

4.

Методики изучения особенностей личности родителей




1

Составление таблицы

5.

Методики изучения родительско-детских отношений




1

Составление таблицы

6.

Особенности коммуникативных нарушений у различных категорий детей с проблемами в развитии.




7

Защита рефератов

IV. Практическая работа студентов исследовательского характера

2

Подготовка и написание реферата

Подготовка и написание курсовой работы



V. Зачетные тестовые задания по всему курсу

2




ИТОГО:

28






1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.


Раздел 1. Диагностика речевых нарушений.
Занятие 1.

Тема: Методы и приемы дифференциальной диагностики речевых нарушений.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Методы дифференциальной диагностики речевой патологии.



2. Приемы обследования речевых нарушений
Литература:

Основная

  1. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М., 2002.

  2. Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников. – М., 2005.

  3. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е.Левиной. – М., 2008.

  4. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

  1. Бейлинсон Л. С. Типы и причины речевых нарушений / Бейлинсон Л. С. // Школьный логопед. - 2007. - № 5. - С. 23-29.

  2. Вершинина О. М. Формирование готовности родителей дошкольников с речевыми нарушениями к участию в коррекционной работе / Вершинина О. М. // Логопед в детском саду. - 2010. - № 2. - С. 5-17.

  3. Жарова В. А. Ранняя диагностика речевых нарушений у детей младенческого возраста / Жарова В. А., Крынцылова И. // Практическая психология и логопедия. - 2006. - №4. - С. 15 - 17.

  4. Ляпидевский С. С. О классификации речевых расстройств / Ляпидевский С. С., Гриншпун Б. М. // Логопедия сегодня. - 2009. - № 2 - С. 6-10.

  5. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / [Г. В. Чиркина и др.] ; под ред. Г. В. Чиркиной. - [3-е изд., доп.]. - М.: АРКТИ, 2005.


Раздел 2. Обследование семьи, воспитывающей ребёнка с речевыми нарушениями.
Занятие 2.

Тема: Методологические проблемы психодиагностики семьи. Методы изучения семьи
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Цель и задачи диагностической и обследовательской работы с родителями.

  2. Принципы диагностической работы с родителями.

  3. Направления и этапы в процедуре психологического изучения семьи.

  4. Этические нормы при проведении психодиагностического обследования семьи.

  5. Малоформализированные методики.

  6. Формализированные методики: личностные опросники; проективные методики; клинико-психолого-диагностические методики.

  7. Методики изучения отношений ребенка к родителям и социуму.

  8. Методики изучения особенностей личности родителей.

  9. Методики изучения родительско-детских отношений


Литература:

Основная

  1. Альманах психологических тестов. – М., 2005.

  2. Бурлачук Р. Л., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 2009.

  3. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. – М., 2007.

  4. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. – Самара, 2008.

  5. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 2005.

  6. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. – М., 2000.

Дополнительная

  1. Волковская Т. Н. Организационно-методические аспекты психодиагностической работы в системе психолого-педагогической помощи детям с недостатками речевого развития / Волковская Т. Н. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2009. - № 6. - С. 45-55.

  2. Дилео Д. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. – М., 2002.

  3. Садовникова Е. Н. Организация логопсиходиагностики заикающихся детей в условиях современного психолого-педагогического центра / Садовникова Е. Н. // Логопедия сегодня. - 2012. - № 4. - С. 42-45.

  4. Тюрина Н. Ш. Формирование социальной компетентности родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / Тюрина Н. Ш. // Практическая психология и логопедия. - 2006. - №2. - С. 70 - 73.



1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература:



Основная

  1. 3абрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка в ваших руках. - М., 2000.

  2. Акош, М. Акош. Кондуктивная педагогика: Книга для родителей. - М., 2007.

  3. Актуальные проблемы современного детства/ Под ред. Е.М. Рыбинского. – М., 2003.

  4. Альманах психологических тестов. – М., 2005.

  5. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. – М., 2001.

  6. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период. – М., 2009.

  7. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 2008.

  8. Бурлачук Р. Л., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 2009.

  9. Буянов М.И. Нервный ребенок. – М., 2007.

  10. Введение в психодиагностику / под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. - М., 2007.

  11. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М., 2002.

  12. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М., 2007.

  13. Волкова Л.С. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи слепых и слабовидящих детей // Дефектология. – 2002. - № 5. – С.64-68.

  14. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. - М., 2007.

  15. Дилео Д. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. – М., 2002.

  16. Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. - М., 2006.

  17. Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников. – М., 2005.

  18. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Обследование устной речи дошкольников //Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М., 2003.

  19. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М., 2001.

  20. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. – М., 2000.

  21. Ткачева В. В. Гармония внутрисемейных отношений. – М., 2000.


Дополнительная

  1. Абт Л. Теория проективной психологии // Проективная психология / Пер. с англ. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - С. 30-54.

  2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование / Пер. с англ. — СПб.: Пи­тер, 2001.

  3. БурлачукЛ. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 2001.

  4. Игры в логопедической работе с детьми / под ред. В.И.Селиверстова. – М., 2002.

  5. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста. – М., 2001.

  6. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М.: Линка – Пресс, 2007. – 176 с.

  7. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 032000-Спец. дошк. педагогика и психология, 031500-Тифлопедагогика и др. / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина ; под ред. В. И. Селиверстова. - М. : Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004. - 408 с. Гриф

  8. Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В.Сталина. - М., 2007.

  9. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М, 2003.

  10. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. - М., 2000.

  11. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е.Левиной. – М., 2008.

  12. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. – Самара, 2008.

  13. Практическая психология для педагогов и родителей. - СПб, 2000.

  14. Психологические аспекты / под ред. А.Я.Варги, А.А.Северного. - М., 2004.

  15. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 2005.

  16. Романова Е.С., Потемкин О.Р. Графические методы в психологической диагностике. – М., 2002.

  17. Технологии практического психолога образования. - М., 2000.

  18. Торре Делла А. Ошибки родителей. – М., 2003.

  19. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду.- М.: Просвещение, 2007.

  20. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 2001.

  21. Хоментаусках Г. Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. 2006. - № 1.

Электронные образовательные ресурсы

www.spf.kemsu.ru

www.hpsy.ru

www.psychology.ru

www.Flogiston.ru

www.biblioclub.ru
Электронно-библиотечные системы

1.http: //polpred.com/



2.http://window.edu.ru/единое

3.http://www.edu.ru/

4.http://www.biblioclub.ru/

5.http://www.I-U.ru/

6.http://soc.lib.ru/

7.http://www.psychology.ru/

1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины

Мультимедиапроектор, видеодвойка, диагностические методики «Иматон»


1.10 Примерные зачетные тестовые задания.



  1. Термин «психодиагностика» ввел в 1921 году:

  • Г. Роршах

  • Дж. Кеттелл

  • С. Розенцвейг




  1. Предметом психодиагностики является:

  • разработка методов распознания индивидуально-психологических особенностей

  • выявление индивидуальных особенностей личности

  • изучение психических процессов




  1. Проективные методики направлены на:

  • изучение особенностей личности

  • изучение психических процессов

  • изучение интеллекта




  1. Методика «Рисунок семьи» направлена на изучение

  • отношений ребенка к родителям

  • отношений ребенка к социуму

  • особенностей взаимоотношений в семье




  1. Процедура психологического изучения семьи состоит из:

  • 3 этапов

  • 4 этапов

  • 5 этапов




  1. Тест – это …




  1. Надежность – это …


1.11 Примерный перечень вопросов к зачету.

  1. Особенности речевого онтогенеза при различной речевой патологии.

  2. Особенности речевого онтогенеза при снижении слуха.

  3. Особенности речевого онтогенеза при интеллектуальных нарушениях.

  4. Особенности речевого онтогенеза при нарушениях зрения и ОДА.

  5. Особенности коммуникативных навыков при различной речевой патологии.

  6. Особенности коммуникативных навыков при снижении слуха.

  7. Особенности коммуникативных навыков при интеллектуальных нарушениях.

  8. Особенности коммуникативных навыков при нарушениях зрения и ОДА

  9. Критерии дифференциальной диагностики при обследовании артикуляционного аппарата.

  10. Критерии дифференциальной диагностики при обследовании звукопроизношения.

  11. Критерии дифференциальной диагностики при обследовании фонематических процессов.

  12. Критерии дифференциальной диагностики при обследовании лексико-грамматического строя речи.

  13. Критерии дифференциальной диагностики при обследовании связной речи.

  14. Методы дифференциальной диагностики речевой патологии.

  15. Приемы обследования речевых нарушений.

  16. Предмет и задачи психолого-педагогической диагностики.

  17. Психодиагностика в работе практического психолога.

  18. Принципы построения психодиагностических методик для исследования семьи.

  19. Комплексный принцип подбора методов в психодиагностике и обследовании семьи.

  20. Теоретические проблемы интерпретации получаемых данных.

  21. Цель и задачи диагностической и обследовательской работы с родителями.

  22. Принципы диагностической работы с родителями.

  23. Направления и этапы в процедуре психологического изучения семьи.

  24. Этические нормы при проведении психодиагностического обследования семьи.

  25. Формы предоставления информации о результатах психодиагностики семьи.

  26. Малоформализированные методики: беседа – интервью.

  27. Правила ведения беседы.

  28. Формы бесед – интервью.

  29. Формализированные методики: личностные опросники; проективные методики; клинико-психолого-диагностические методики.

  30. Методики изучения отношений ребенка к родителям и социуму.

  31. Методики изучения особенностей личности родителей.

  32. Методики изучения родительско-детских отношений.


1.12 Комплект экзаменационных билетов (утверждённый зав. кафедрой до начала сессии).
1.13 Примерная тематика рефератов.

  1. Профессиональные качества и этические нормы психолога-диагноста.

  2. Игровые приемы в психологической диагностике семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

  3. Актуальные проблемы и задачи психологической диагностики семей.

  4. Особенности диагностики средствами различных видов сказок.

  5. Графические методы исследования личности ребенка с отклонениями в развитии и его семьи.

  6. Особенности речевого онтогенеза и коммуникативных навыков при различной речевой патологии.

  7. Особенности речевого онтогенеза и коммуникативных навыков при снижении слуха.

  8. Особенности речевого онтогенеза и коммуникативных навыков при интеллектуальных нарушениях.

  9. Особенности речевого онтогенеза и коммуникативных навыков при нарушениях ОДА.

  10. Особенности речевого онтогенеза и коммуникативных навыков при нарушениях зрения.


1.14 Примерная тематика курсовых работ.

1. Адаптация методик к возрастным особенностям детей.

2. Психолого-педагогическая диагностика психического развития детей в период младенчества.

3. Диагностика эмоционального благополучия или неблагополучия детей.

4. Графические методы исследования личности родителей.

5. Дифференциальная диагностика дислалий и дизартрий.

6. Дифференциальная диагностика ОНР (4 ур.р.р.) и ФФН.
1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.


  1. Психодиагностика родительских проблем.

  2. Особенности использования личностных опросников в диагностике семьи.

  3. Процедура психологического исследования семьи.

  4. Методики изучения отношений ребенка к родителям.

  5. Методики изучения отношений ребенка к социуму.

  6. Особенности использования малоформализованных методик для изучения родительско-детских отношений.

  7. Особенности нарушений речи при минимальных расстройствах слуховой функции: диагностика и коррекция.


1.16 Методика исследования (если есть)

Не предусмотрено.


1.17 Бально-рейтинговая система….

Не предусмотрено.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница