Учебно-методический комплекс дисциплины дс социально-педагогическая работа с семьей



страница1/4
Дата27.04.2016
Размер1.05 Mb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО МГГУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ДС.4. Социально-педагогическая работа с семьей

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности «050711 – Социальная педагогика»

Утверждено на заседании кафедры

социальной работы и организации работы с молодёжью

факультета истории и социальных наук

протокол № 7 от 26 января 2012 года

Зав. кафедрой_______ В.Р. Рыбкин




РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины

    1. Автор – составитель программы: Т.Д. Тегалева, старший преподаватель кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью.

    2. Рецензенты: к.ф.н., доцент кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью, Е.Н. Шовина; Л.М. Боброва, специалист НОУ «Центр развития семейных форм устройства детей».

    3. Пояснительная записка:

Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным детям. Международная Конвенция ООН о правах ребенка (1989) декларирует, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством». В соответствии с этим международным актом и российским законодательством определены следующие формы устройства ребенка в семью: усыновление, опека (попечительство), приемная семья (в различных ее видах).

Мировой и отечественный опыт показывают, что и эффективность социализации, и гарантии достойного будущего ребенка-сироты, воспитывающегося в семье, неизмеримо выше, чем у ребенка, отданного в интернатное учреждение.

В Мурманской области с целью развития новых форм семейного устройства детей, лишенных родительского попечения, к началу 1999 года в регионе на основе федерального законодательства была сформирована необходимая региональная законодательная база и проведена курсовая подготовка специалистов. Однако для развития института приемных семей этого оказалось недостаточно. В мае 2000 года гуманитарной организацией «SOS Children”s Villages Norway» («SOS – Детские Деревни, Норвегия) и Правительством Мурманской области был подписано соглашение «Проект по приемным семьям в Мурманской области». Проектом предусматривалось с норвежской стороны – финансирование, обучение и сопровождение приемных семей, с российской – продвижение проекта в муниципальные образования и обеспечение соответствия проекта региональному и федеральному законодательству.

В процессе создания приемных семей выявилась необходимость более серьезной подготовки кандидатов в приемные родители, а также специалистов, которые должны оказывать профессиональную и административную поддержку приемным семьям и детям. Поэтому в 2002 году гуманитарная организация «SOS Children”s Villages Norway» начала реализацию в Мурманской области проекта «PRIDE» («Прайд») – американской образовательной программы для приемных родителей и усыновителей.

Приемная семья, ее интересы и нужды должны быть в центре социальных служб, специалистов по социальной работе. Только такой подход позволит ослабить негативные последствия в организации и сопровождении приемных семей.

В мировой теории и практике социальной работы, социальной защиты детей-сирот приемная семья рассматривается как приоритетная форма устройства детей, лишенных родительского попечения. Отсюда значимость и место курса «Социально-педагогическая работа с семьей» в системе профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе. Изучение проблем приемной семьи, особенностей семейных отношений обеспечит социальному педагогу и специалисту по социальной работе формирование конкретных профессиональных умений и навыков на основе современных социально-педагогических технологий. Это даст возможность совершенствовать работу по социальному сопровождению приемной семьи на каждом этапе ее организации и в целом.



Цель курса «Социально-педагогическая работа с семьей» - ввести студентов в область теоретических и прикладных наук, изучающих приемную семью, ее проблемы, государственную социальную политику в отношении детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, практику социальной работы с приемными родителями и семьей.

Задачи курса:

  • углубить и систематизировать знания студентов о семейных формах устройства детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения;

  • обучить современным социально-педагогическим технологиям сопровождения приемной семьи на каждом этапе ее организации и в целом.

В ходе изучения курса студенты овладевают следующими знаниями:

- зарубежного опыта работы в организации и сопровождении различных видов приемных семьей;



- о механизмах реализации государственной социальной политики в отношении детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения; об основных направлениях социального и других видов обслуживания приемных семей;

- о методологических основах сопровождения приемной семьи; о принципах подбора и подготовки приемных родителей; о социально-педагогических проблемах приемной семьи и системе ее социальной защиты;

- оптимальных условий благоприятных взаимоотношений биологических родителей и детей в условии проживания последних в приемных семьях;

- принципов успешного воспитания детей в приемных семьях.

В ходе изучения курса студенты овладевают следующими умениями:



- работать с нормативно-правовыми документами по оформлению договоров между органами опеки и попечительства и замещающими семьями;

- вести предварительную работу по отбору кандидатов в приемные родители;

- грамотно вести социально-педагогическое сопровождение приемных семей, используя соответствующие формы и способы оказания помощи всем членам семьи на различных этапах ее организации.

Предлагаемый курс и программа «Социально-педагогическая работа с семьей» являются попыткой научно-практического осмысления социально-педагогических и психологических проблем приемной семьи, исходя из новых направлений государственной социальной политики в России.

При разработке программы были использованы материалы Ассоциации социальных педагогов и социальных работников, учебные программы по семьеведению (Кочубей А., Умарова Н., Шептенко П.А., Г.А. Воронина, Б.Ю.Шапиро, Л.Т. Шинелевой, Т.И. Шульга и др.), материалы исследований Дементьевой И.Ф., Олиференко Л.Я., Е.А. Стребелевой, Л. М. Шипицыной и др.

При планировании практических занятий использованы материалы программы «Прайд» (Практический справочник авторов: Джоанн Мэтьюз, Майкл Э. Полови, Эйлин Торпей, Джэнет Ватсон, Джули Суини Спрингуэтер, Морин Лейтон, Венди Уайтинг, Блоум Эйлин, Мэйерз Пацтор и др.). А также материалы Представительства гуманитарной организации «СОС – Детские Деревни Норвегия» (г. Мурманск) в Российской Федерации (Т. Персен, Л.А. Полозовой, О.Б. Ушаковой и др.).




    1. Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО - нет.

    2. Объем дисциплины и виды учебной работы:






Шифр и наименование специальности

курс

семестр

трудоемкость

всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

СР

виды итог. контроля (форма отчетности)

1

«050711 - Социальная педагогика»

4

8

64

30

20

10

0

34

экзамен




    1. . Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)

Примерное распределение учебного времени для студентов, обучающихся по специальности «050711 – Социальная педагога» (дневная форма обучения)




№№

п/п

Наименование раздела, темы.

Количество часов

Всего аудитор.

ЛК

ПР

ЛБ

СР

1.

Раздел 1.Приемная семья как социальный институт защиты сиротства

8

6

2

0

14

2.

Тема 1. Социальный статус приемной семьи, ее типология

2

2

0

0

4

3.

Тема 2. Социально-правовые основы организации и функционирования приемной семьи

4

2

2

0

4

4.

Тема 3. Модели создания приемных семей в мировой практике социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2

2

0

0

6

5.

Раздел 2. Основные направления и технологии социально-педагогической работы с приемной семьей

22

14

8

0

20

6.

Тема 4. Опыт по созданию приемных

семей в Российской Федерации (Мурманской

области)


4

2

2

0

4

7.

Тема 5. Формы поиска и

подготовки приемных родителей



2

2

0

0

4

8.

Тема 6. Технологии

социально-педагогической работы

с приемной семьей (по программе «PRIDE»)


16

10

6

0

12

9.

Всего: 64 час.

30

20

10

0

34

1.6.2 Содержание разделов дисциплины



Раздел 1. Раздел 1.Приемная семья как социальный институт защиты сиротства

Тема 1. Социальный статус приемной семьи, ее типология

Понятие «Приемная семья» (форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями). Основные функции приемной семьи как социального института. Становление системы призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России. Типы современного устройства детей в приемные семьи: приемная семья во время кризисной ситуации; приемная семья на короткое время; приемная семья на длительное время; приемная семья на время отпуска; приемная семья для дневного пребывания ребенка.

Место и значение курса по выбору «Социально-педагогическая деятельность с семьей» в профессиональной подготовке специалистов по социальной работе.

Естественные, междисциплинарные разработки, теория и методология научных исследований по проблемам приемной семьи в России и за рубежом, основные направления и содержание.


Тема 2. Социально-правовые основы организации и функционирования приемной семьи

Правовая основа и законодательные акты государства в осуществлении социальной защиты материнства и детства.

Положение о приемной семье в отечественном законодательстве. Федеральные законы и государственные целевые программы, направленные на социальную защиту семей с детьми. Основные документы, регулирующие жизнедеятельность приемной семьи: Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989 г.); Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации (1995); Постановление Правительства РФ № 829 «Об утверждении положения о приемной семье»; Положение о приемной семье; Федеральный закон № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Федеральная целевая программа «Дети России»; Программа подготовки приемных родителей (профессиональный минимум); Договор, регулирующий отношения органов опеки и попечительства и приемных родителей. Принципы устройства ребенка в приемную семью.

Тема 3. Модели создания приемных семей в мировой практике социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Международный опыт устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в приемные семьи. Фостеровские семьи (США), их характеристика. «Киндердорф» (Австрия, Г. Гмайнер) как форма устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью. Опыт работы «Барибюн Ско» (Норвегия, г. Стокгольм) по устройству детей из детских домов в приемные семьи. Патронатные семьи в зарубежной практике, их функции по воспитанию детей.



Раздел 2. Основные направления и технологии социально-педагогической работы с приемной семьей
Тема 4. Опыт по созданию приемных семей в Российской Федерации (Мурманской области)

Семейный кодекс Российской Федерации (1995). «Положение о приемной семье», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17.07.1996 № 829. Опыт работы по созданию приемных семей в Коми, Самарской области, Калужской области, Красноярском крае и других районах Российской Федерации.

Региональная комплексная программа «Дети Кольского Заполярья», включающая региональную целевую программу «Дети-сироты». Закон Мурманской области «О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье», (вступил в силу с 1 января 1999 года). Постановление Правительства Мурманской области от 22 апреля 2004 года № 114-ПП/4 «О материальной помощи приемным родителям в 2004 году». Программа подготовки приемных родителей (профессиональный минимум) в Российской Федерации: Иванова Н.П., Бобылева И.А., Рыбинский Е.М. (1999).
Тема 5. Формы поиска и подготовки приемных родителей

Подбор приемных семей. Формы работы по поиску и подготовки приемных родителей (рекламные объявления, информационные вечера, тематические вечера, специализированные занятия и др.). Процедура отбора приемных родителей (рассылка информационных материалов, беседы с кандидатами в приемные родители, анкетирование, отборочный визит в приемную семью, тестирование и др.).

Показания и противопоказания помещения ребенка в приемную семью (причины помещения ребенка в приемную семью; причины отказа помещения ребенка в приемную семью).
Тема 6. Технологии социально-педагогической работы с приемной семьей

(по программе «PRIDE»)

Подготовка кандидатов в приемные родители к помещению ребенка в семью. Обучение кандидатов в приемные родители по программе «PRIDE»: модель для создания и поддержания приемной семьи и усыновления. Семинары: 1). «Введение в программу «PRIDE»; 2). «На пути к эффективной командной работе»; 3). «Удовлетворение потребности в развитии: привязанность»; 4). «Удовлетворение потребности в развитии: потери»; 5). «Укрепление семейных отношений»; 6). «Удовлетворение потребности в развитии: дисциплина»; 7). «Продолжительные семейные отношения»; 8). «Планирование изменений»; 9). «Результат программы «PRIDE»: принятие мотивированного решения». Методика подбора приемных родителей, основные этапы, их характеристика.


1.6.3 Темы для самостоятельного изучения




Наименование раздела дисциплины. Тема.

Форма самостоятельной работы

К-во

часов

Форма контроля вып. cам. работы

1.

Раздел 1.Приемная семья как социальный институт защиты сиротства

14




2.

Тема 1. Социальный статус приемной семьи, ее типология

- выписки основных форм развития общественных и государственных форм защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России, оформление в таблицу;

- конспект статьи Дементьевой И.Ф. «Приемная семья – новая модель защиты детства в России»;

- выписки форм содержания и воспитания детей в приемной семье (кн. Шульга Т.И. и др. «Методика работы с детьми группы риска», с. 77);


4

1) проверка

выполненных

заданий;

2) педагогический диктант;

3) беседы по вопросам для обсуждения;


33

Тема 2. Социально-правовые основы организации и функционирования приемной семьи

- Изучение международной Конвенции о правах ребенка (1989);

- реестр современных государственных нормативно-правовых и законодательных актов, регламентирующих социальную защиту приемных семей и детей;

- сбор статистических данных о распространении института приемной семьи в регионе;

- обзор региональных целевых программ, направленных на реализацию задачи семейного устройства детей-сирот;

- подготовка сообщений о негосударственных, общественных, благотворительных организациях в Мурманской области, заботящихся о детях-сиротах;

- подготовка сообщения о региональной целевой программе «Дети-сироты» («Дети Кольского Заполярья» на 2007- 2010 годы).



4

1) проверка реестра нормативно-правовых и законодательных актов;

2) сообщения о демографическ. ситуации в регионе;

3) дискуссия «Отношение общества к приемной семье»;

4) сообщения о негосударствен. общественных благотворител. организациях в Мурманской области, заботящихся о детях-сиротах;







Тема 3. Модели создания приемных семей в мировой практике социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

- аннотация на книгу Вигдис Бункхолдт «Работа приемных семей»;

- компьютерная презентация: «Киндердорф – социально-педагогическая система Г. Гмайнера»;

- вопросы для самостоятельного изучения;


6

1) участие в практическом занятии;

2) обсуждение зарубежных моделей замещающих семей (США, Финляндия, Норвегия, Швеция);






Раздел 2. Основные направления и технологии социально-педагогической работы с приемной семьей

20







Тема 4. Опыт по созданию

приемных семей в

Российской Федерации

(Мурманской области)



- изучить «Программу подготовки приемных родителей (профессиональный минимум) в РФ;

- изучить Программу подготовки приемных родителей «Прайд» (США);

- подготовить сообщения о внедрении программы «Приемная семья» в РФ;


4

1) обсуждение вариантов программы подготовки приемных родителей в РФ;

2) проверка и анализ выполненных заданий;






Тема 5. Формы поиска и

подготовки приемных

родителей


- выписки требований к кандидатам в приемные родители из российских законодательных актов;

- выписки требований к кандидатам в приемные родители из книги «Дети социального риска и их воспитание» /Под ред. Л.М. Шипицыной, стр. 91 – 97;



4

1) обсуждение требований к приемным родителям;

2) проверка конспектов;

3) обсуждение вариантов работы с кандидатами в приемные родители





Тема 6. Технологии

социально-педагогической

работы с приемной семьей (по программе «PRIDE»)


- выполнение практических заданий (из пособия по подготовке приемных родителей «Прайд»)

12

1) участие в практических занятиях;

2) обсуждение результатов выполнения практических заданий






Всего

34





1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница