Учебно-методический комплекс дисциплины дс. В профессиональная деформация социального педагога: пути ее предупреждения



страница1/2
Дата30.04.2016
Размер436 Kb.
  1   2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ДС.В.1.1. Профессиональная деформация социального педагога: пути ее предупреждения

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ



«050711 – Социальная педагогика»

Утверждено на заседании кафедры

социальной педагогики и социальной работы

социально-гуманитарного факультета

протокол № 1 от 15 сентября 2009 г.

Зав. кафедрой_______ В.Р. Рыбкин

Мурманск

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1. Автор составитель программы:

Т.Д. Тегалева, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы.


1.2. Рецензенты:

М.И. Сидорова, к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы социально-гуманитарного факультета;

Л.М. Боброва, координатор проекта «Молодежные центры» представительства гуманитарной организации «СОС - Детские деревни. Норвегия» в Российской Федерации.
1.3. Пояснительная записка
Учебная дисциплина «Профессиональная деформация социального педагога: пути ее предупреждения» изучается студентами, обучающимися по специальности «050711 – Социальная педагогика».

Данный курс – попытка разъяснить специфические особенности, суть новой специальности. Дисциплина логически связана с основными теоретическими курсами и является в известном смысле пропедевтической. Благодаря знакомству с особенностями профессии, факторами, влияющими на личность специалиста в процессе деятельности, у слушателей формируются полные представления о профессиональной деятельности специалистов по социальной работе

Дисциплина «Профессиональная деформация социального педагога: пути ее предупреждения» нацелена на формирование профессионального мастерства студентов, понимания своей социальной роли как посредника между личностью, семьёй и обществом в разноплановых жизненных ситуациях.

Цель курса «Профессиональная деформация социального педагога: пути ее предупреждения» раскрыть студентам сущность, содержание процесса профессиональной деятельности специалиста по социальной работе, возможные варианты профессиональной деформации личности и пути их преодоления.

Задачи курса состоят в создании условий для овладения:

- обобщенными знаниями о возможных проявлениях профессиональной деформации в деятельности специалиста по социальной работе;

- научными способами самоанализа и самооценки собственных сил и возможностей, необходимых для успешного осуществления социальной работы.

В ходе изучения курса студенты овладевают следующими знаниями:

- структуры профессиональной деятельности специалиста по социальной работе;

- факторов, влияющих на личность специалиста в ходе профессиональной деятельности;

- типичных проявлений профессиональной деформации личности специалистов;

- методов предупреждения и преодоления негативной профессиональной деформации специалиста.

В ходе изучения курса студенты овладевают следующими умениями:

- оценивать социально-педагогическую обстановку, микроклимат в социуме;

- анализировать социально-педагогические проблемы социума и конкретного человека;

- анализировать собственную деятельность и определять уровень профессионального роста социального педагога как специалиста;

- применять методы и технологии предупреждения и преодоления негативной профессиональной деформации специалиста.

При разработке учебной программы были использованы материалы Ассоциации социальных педагогов и социальных работников (В.Г. Бочарова); учебные программы по социальной педагогике В.П. Битиниса, В.А. Сластенина, Л.В. Мардахаева, Р.В. Овчаровой, С.А. Расчетиной и др.; учебные пособия М.Я. Басова, Н.Б. Москвиной, В.П. Подвойского и др.

Вместе с тем, использован принцип самостоятельности и вариативности в определении содержания и технологии организации учебного процесса.

Программа рассчитана на 100 часов, из них – 10 часов лекционных; 8 часов практических; самостоятельная работа студентов - 82 часа.



По итогам курса сдаётся зачет.

1.4. Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО -

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы


п/п

Шифр и

наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы, в часах


Вид итог. контр.

(форма отчётности)

Трудо-ёмкость

ауд.

час.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

1

«050711–

Социальная

педагогика»

1

1

100

18

10

8

0

82

зачет


1.6. Содержание дисциплины

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)

Примерное распределение учебного времени



п/п


Наименование темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/ СМ

Самост. работа




Раздел 1. Деятельностный подход к исследованию профессиональной деформации личности

10

6

4

48




Тема 1. Понятия «деятельность», «профессиональная деятельность», «профессиональная деформация», их характеристика

3

2

1

16




Тема 2. Предмет профессиональной деятельности как фактор профессиональной деформации личности специалиста

4

2

2

16




Тема 3. Факторы профессиональной деятельности, влияющие на личность специалиста

3

2

1

16




Раздел 2. Профилактика негативной профессиональной деформации специалиста по социально-педагогической деятельности

8

4

4

34




Тема 4. Профессиональная культура специалиста по социальной работе, характеристика ее основных компонентов

4

2

2

17




Тема 5. Пути предупреждения и преодоления негативной профессиональной деформации специалиста по социальной работе

4

2

2

17




Всего:

18

10

8

82



1.6. 2. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Деятельностный подход к исследованию профессиональной деформации личности
Тема 1. Понятия «деятельность», «профессиональная деятельность», «профессиональная деформация», их характеристика

Понятие «деятельности» как целенаправленного преобразования человеком природной и социальной действительности. Профессиональная деятельность специалиста по социальной работе. Структура профессиональной деятельности. Человек как субъект профессиональной деятельности. Понятие «профессиональная деформация», краткая характеристика наиболее типичных позитивных и негативных проявлений профессиональной деформации специалистов.



Тема 2. Предмет профессиональной деятельности как фактор профессиональной деформации личности специалиста

Исследования отечественных ученых предмета и продукта профессиональной деятельности человека (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, И. А. Баева, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Характеристика продукта деятельности специалиста. Влияние предмета труда на личность специалиста.



Тема 3. Факторы профессиональной деятельности, влияющие на личность специалиста

Социальный статус профессии и профессиональной деятельности. Социальный статус субъекта (специалиста по социальной работе) и самой профессиональной деятельности (социальной работы). Субъектный статус специалиста. Уровни личного профессионального статуса специалиста, их характеристика. Понятие «синдром эмоционального выгорания», краткая характеристика. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального выгорания. Симптомы эмоционального выгорания у специалистов по социальной работе.


Раздел 2. Профилактика негативной профессиональной деформации специалиста по социально-педагогической деятельности
Тема 4. Профессиональная культура специалиста по социальной работе, характеристика ее основных компонентов

Понятия «профессиональная культура», «профессиональная этика», их характеристика. Структура социально-педагогической культуры, характеристика ее основных компонентов. Типичные уровни проявления педагогической культуры социального работника. Этические принципы в социальной работе. Этические дилеммы в социально-педагогической деятельности, их виды.


Тема 5. Пути предупреждения и преодоления негативной профессиональной деформации специалиста по социальной работе

Стимулирование профессионального самосовершенствования специалиста. Подготовка будущего специалиста к самопрофилактике негативной профессиональной деформации личности. Создание наиболее оптимальных условий профессиональной деятельности, обеспечивающих предупреждение негативной деформации специалистов. Преодоление явлений негативной профессиональной деформации личности специалиста.


1.6.3. Темы для самостоятельного изучения

п/п



Наименование раздела дисциплины


Тема

К-во час.

Форма самостоятельной работы

Форма контроля выполнения самостоятельной работы




Раздел 1. Деятельностный подход к исследованию профессиональной деформации личности

Тема 1. Понятия «деятельность», «профессиональная деятельность», «профессиональная деформация», их характеристика

16

- из справочной и учебно-методической литературы выписать определение понятий по теме семинара;

- решение социально-педагогических ситуаций;





- обсуждение на практическом занятии;

Тема 2. Предмет профессиональной деятельности как фактор профессиональной деформации личности специалиста

16

- конспекты статей;

- подготовка к дискуссии «Как предмет профессиональной деятельности влияет на личность специалиста»





- проверка конспектов;

- обсуждение на практическом занятии;




Тема 3. Факторы профессиональной деятельности, влияющие на личность специалиста


16

- конспекты статей;


- проверка конспектов;
- обсуждение на практическом занятии;




Раздел 2.

Профилактика негативной профессиональной деформации специалиста по социально-педагогической деятельности










- проверка

задания;


- выступление

на практическом занятии;



Тема 4. Профессиональная культура специалиста по социальной работе, характеристика ее основных компонентов

17

- проведение самоанализа и самооценки своей личности, используя диагностические методики;

- выполнить упражнение «Как я понимаю принципы социальной работы»;

- в «Словарь социального педагога» выписать определения этических принципов;

- выполнить практические упражнения «Этические дилеммы»;




- проверка выполненного задания;

- педагогический диктант;



Тема 5. Пути предупреждения и преодоления негативной профессиональной деформации специалиста по социальной работе


17

- диагностика личностных особенностей;

- составить алгоритм предупреждения профессиональной деформации школьного социального педагога



- обсуждение на практическом занятии;

- проверка анализа результатов;






Итого:

82









1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу

Раздел 1. Деятельностный подход к исследованию профессиональной деформации личности
Тема 1. Понятия «деятельность», «профессиональная деятельность», «профессиональная деформация», их характеристика
План

1. Понятие «деятельности» как целенаправленного преобразования человеком природной и социальной действительности.

2. Профессиональная деятельность, структура деятельности специалиста по социальной работе.

3. Понятие «профессиональная деформация», краткая характеристика.

4.Типичные позитивные проявления профессиональной деформации специалистов по социальной работе.

5. Типичные негативные проявления профессиональной деформации специалистов по социальной работе.


Вопросы для коллективного обсуждения


  1. Дайте определение понятиям: «деятельность», «профессиональная деятельность». Охарактеризуйте структуру профессиональной деятельности социального педагога (проиллюстрируйте схему конкретными примерами).

  2. Какова общая структура профессиональной деятельности?

3. В чем заключается особенность структуры деятельности специалиста по социальной работе?

4. Дайте определение понятию «профессиональная деформация».

5. Дайте общую характеристику типичных проявлений профессиональной деформации социального педагога.

6. Дайте общую характеристику основных позитивных личностных проявлений профессиональной деформации (профессионального самосовершенствования) специалиста по социальной работе.

7. Дайте общую характеристику основных позитивных поведенческих проявлений профессиональной деформации (профессионального самосовершенствования) специалиста по социальной работе.

8. Дайте общую характеристику основных позитивных личностно-поведенческих проявлений профессиональной деформации (профессионального самосовершенствования) специалиста по социальной работе.

9. Дайте общую характеристику основных негативных личностных проявлений профессиональной деформации специалиста по социальной работе.

10. Дайте общую характеристику основных негативных поведенческих проявлений профессиональной деформации специалиста по социальной работе.

11. Дайте общую характеристику основных негативных личностно-поведенческих проявлений профессиональной деформации специалиста по социальной работе.

12. Проиллюстрируйте типичные проявления профессиональной деформации специалистов примерами из научной и художественной литературы.




Тема 2. Предмет профессиональной деятельности как фактор профессиональной деформации личности специалиста
План

  1. Исследования в отечественной науке профессиональной деятельности человека.

  2. Значение объекта труда в формировании личности человека.

  3. Влияние предмета труда на личность специалиста.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Расскажите об известных вам в отечественной науке исследованиях профессиональной деятельности человека.

2. Дайте определение понятию «предмет труда», приведите примеры из социальной практики.

3. Дайте определение понятию «объект труда», приведите примеры из социальной практики.

4. Как влияет предмет труда на развитие личности специалиста?
Тема 3. Факторы профессиональной деятельности, влияющие на личность специалиста
План


  1. Социальный статус субъекта (специалиста по социальной работе) и самой профессиональной деятельности (социальной работы).

  2. Уровни личного профессионального статуса специалиста, их характеристика.

  3. Понятие «синдром эмоционального выгорания», краткая характеристика.

  4. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального выгорания.

5. Симптомы эмоционального выгорания у специалистов по социальной работе.
Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Назовите основные факторы профессиональной деятельности социального педагога, существенно сказывающиеся на его деформации.

  2. Дайте характеристику влияния социального статуса профессии и профессиональной деятельности на деформацию личности специалиста.

  3. Дайте характеристику влияния степени эмоционально-волевого проявления специалиста в профессиональной деятельности на деформацию личности специалиста.

  4. Назовите симптомы эмоционального выгорания у специалистов по социальной работе.


Раздел 2. Профилактика негативной профессиональной деформации специалиста по социально-педагогической деятельности
Тема 4. Профессиональная культура специалиста, характеристика ее основных компонентов

План
1. Понятия «профессиональная культура», «профессиональная этика», их характеристика.

2. Структура социально-педагогической культуры, характеристика ее основных компонентов.

3. Типичные уровни проявления педагогической культуры социального работника.

4. Этические принципы в социальной работе, их характеристика.


Вопросы для коллективного обсуждения

1. Что понимается под культурой личности, профессиональной культурой и педагогической культурой специалиста по социальной работе?

2. Какова взаимосвязь социально-педагогической культуры и профессионального мастерства специалиста?

3. Назовите и дайте характеристику основных компонентов структуры социально-педагогической культуры специалиста.

4. Дайте характеристику места и роли самой личности специалиста в овладении и проявлении социально-педагогической культуры.

5. Назовите и дайте характеристику основных сфер проявления социально-педагогической культуры специалиста.

6. Назовите и дайте характеристику наиболее типичных форм проявления внешней педагогической культуры специалиста социальной сферы.

7. Каковы наиболее важные пути формирования социально-педагогической культуры специалиста социальной сферы.

8. Раскройте содержание основных этических принципов социальной работы.

9. Дайте определение понятия «этические дилеммы», назовите наиболее часто встречающиеся.

10. Приведите примеры из личного опыта следующих дилемм:

а) конфиденциальность и интересы общества;

б) необходимость говорить правду и интересы клиента;

в) обязательство придерживаться законов и защита интересов клиента;

г) личные и профессиональные ценности.

Задания для самостоятельной работы

1. Прочитайте международный Кодекс Национальной Ассоциации социальных работников» (1979, 1994 гг.), «Профессионально - этический кодекс социального работника России» (1994 г.), проведите сравнительный анализ указанных документов.

2. Выполните упражнение «Как я понимаю принципы социальной работы» (кн. СВ. Тетерского «Введение в социальную работу». С. 70-78).

3. В «Словарь социального педагога» выпишите определения этических принципов, подготовьтесь к «педагогическому диктанту».

4. Выполните практические упражнения «Этические дилеммы» (кн. Е. Ярской-Смирновой «Профессиональная этика социальной работы». С. 74-84).
Основная литература

1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М., - 1994.

2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М., 1999.

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального

образования по специальности 031300 «Социальная педагогика». - М., 1995.

4. Медведева Г.П. Этика социальной работы. - М., 1999.

5. Нагавкина Л.С, Крокинская O.K., Косабуцкая С.А. Социальный педагог:

введение в должность. - Спб.. 2000.

6. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М., 2001.

7. Основы социальной работы /Отв. ред. П.Д. Павленок. - М., 1999.

8. Социальная педагогика /Под. ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.

9. Тетерский СВ. Введение в социальную работу. - М., 2000.

10. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. - М, 1993.

11. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы. - М.,

1998.
Тема 5. Пути предупреждения и преодоления негативной профессиональной деформации специалиста по социальной работе
План


  1. Понятие «педагогическая рефлексия». Педагогическая рефлексия - самоанализ профессиональной социально-педагогической деятельности.

  2. Совершенствование профессиональной деятельности социального педагога.

  3. Подготовка будущего специалиста к самопрофилактике негативной профессиональной деформации личности.

  4. Создание наиболее оптимальных условий профессиональной деятельности.

  5. Методика оценки и критерии эффективности профессиональной деятельности социального педагога.

  6. Алгоритм профессионального самовоспитания специалиста по социальной работе.

7. Преодоление явлений негативной профессиональной деформации личности специалиста.
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Дайте определение понятию «педагогическая рефлексия».

2. Назовите условия профессиональной деятельности, обеспечивающие предупреждение негативной деформации специалистов.

3. Каковы критерии оценки эффективности профессиональной деятельности социального педагога?

4. Расскажите о методиках оценки профессиональной деятельности социального педагога. Приведите примеры конкретных методик.

5. Назовите возможные пути преодоления явлений негативной профессиональной деформации личности специалиста.

6. Что важнее в деятельности социального педагога: личностные качества, теоретические знания или профессиональные умения?

7. Возможности профессионального самовоспитания и саморазвития студентов – будущих социальных педагогов (по результатам самодиагностики).
Задания для самостоятельной работы

1. Проведите самоанализ и самооценку своей личности, ориентируясь на требования профессии «социальный педагог».


Возможные варианты тестовых заданий

1. Таблица для ориентировочного определения предпочтительного типа будущей специальности на основе самооценки (кн. Коломинского Я.Л. «Человек: психология». - М, 1980. С. 200-202).

2. Методики: «Образ жизни», «Личностная биография», «Жизненное предназначение» (кн. Овчаровой В.Г. «Справочная книга социального педагога». - М., 2001.С. 78-100).

3. Упражнения: «Предмет рассказывает о хозяине», «Мой чёрно-белый портрет», «Волшебное озеро» и др. (кн. Тетерского С. В. «Введение в социальную работу». - М., 2000. С. 29, 41- 42).


Основная литература

1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М., 2001.

2. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. - М., 1994.

3. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. - М., 1997.

4. Зайнышев И.Г. О качестве подготовки специалистов //Вестник социальной работы. - 1993.-№ 1.

5. Келасьев В.Н. и др. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников. - М., 1994.

6. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М., 2001.

7. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. - М., 1993.



1.8.Учебно-методическое обеспечение дисциплины
1.8.1. Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Аксёнова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М., 2001.

2. Артемьева Е.Ю., Вяткин Ю.Г. Психологические методы описания профессии / / Вопросы психологии. - 1963. - № 3. С. 127 – 133.

3. Басов М.Я. Личность и профессия. – М., Л., 1926.

4. Безносов С.. П. Профессиональная деформация личности. – Спб.,2004.

5. Безносов С.. П. , Иваницкий А.Т., Кикоть В.Я. Профессиональная подготовка и ее влияние на личность (проблемы профдеформации. – Спб., 1996.

6. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. – Калуга, 2000.

7. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М., 1994.

8. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно- ориентированный подход. — М., 1999.

9. Бруднов А., Березина В. Социально-педагогическая работа в школе // Воспитание школьников. - 1994.

- № 1.


10. Варга А.Я. Предложение критериев отбора и готовности психологов для психокоррекционной работы // Отчёт Консультативного центра психологической помощи семье. - М., 1989.

11. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М., 2001.

12. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М., 1999.

13. Вершловский С.Г. Психолого-педагогические проблемы деятельности молодого учителя. – Л., 1983.

14. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. - М., 1997.

15 . Зайнышев И.Г. О качестве подготовки специалистов // Вестник социальной работы.- 1993.-№ 1.

16. Капустина В.М. Организация аттестации социальных педагогов общеобразовательных школ //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1999.- № 2.

17. Келасьев В.Н. и др. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников. - М., 1994.

18. Колков В.В. Система подготовки социальных работников в ФРГ // Вестник психо-социальной и коррекцион но-реабилитационной работы. - 1995.- № 2.

19. Концепция государственной социальной службы помощи населению: семье и лич­ности / Под. ред. Л.С. Ржа нициной. - М.. 1992.

20. Лодкина Т.В. Из опыта работы семейного педагога в школе // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1996, № 4.

21. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М., 2003.

22. Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. - Орёл, 1995.

23. Медведева Г.П. Этика социальной работы. - М., 1999.

24. Методика и технологии работы социального педагога / Под. ред. М.А. Галагузовой. - М, 2002.

25. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.

26. Нагавкина Л.С, Крокинская O.K., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность. - Спб., 2000.

27. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М., 2001.

28. Орёл В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования

// Психологический журнал.- 2001.- Т.22.- № 1. С. 90-101.

29. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса.- Спб., 2001.

30. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М, 1999.

31. Прихожан А.М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. – М., 2000.

32. Психологическое сопровождение выбора профессии /Под. ред. Л.М. Митиной. - М., 1998.

33. Самоукин А.И., Самоукина Н.В. Выбор профессии: Путь к успеху. – Дубна.- 2000.

34. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. - М., 2002.

35. Социальная педагогика /Под. ред. М.А. Галагузовой. — M., 2000.

36. Социальная работа и подготовка социальных работников в Великобритании, Кана­де, США. - М., 1992.

37. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М., 2000.

38. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. - М., 1993.

39. Филиппова Г.П. Совершенствование профессионализма социальных работников с учетом их личностных особенностей. – Дисс…к. псих. н. – М., 1998.

40. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания учителя // Вопросы психологии. – 1994.

- № 6.

41. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2002.



42. Шаталова Н.И. Деформация трудового поведения работника //СОЦИС - 2000. - № 7.

43. Шилова Л.С. Трансформация женской модели самосохранительного поведения // СОЦИС - 2000. - № 11.

44. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педаго­га. - М.. 2001.

45. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы. - М., 1998.


Дополнительная литература

1. Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. - М., 1998.

2. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. - Москва - Воронеж, 1996.

3. Водопьянова Н.Е. Психическое выгорание // Стоматолог.- 2000.- № 7.

4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Психическое «выгорание» и качество жизни //Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 6. Спб., 2002. С. 140-154.

5. Гурьянова Л.., Ярмоленко Г. Подготовка помощников социального педагога //Воспитание школьников. - 1994.- № 5.

6. Долматова И.М. Совершенствование профилактики профессиональной деформации у сотрудников пенитенциарной системы: Дис…канд.пед.наук.- Спб., 2000.

7. Загайнов Р.М. Проклятие профессии: бытие и сознание практического психолога.- М., 2001.

8. Климов Е. А., Чистякова С.Н. Выбор профессии. - М., 1988.

5. Расчётина С.А. Социальная педагогика – развивающая область образования. - Псков, 1998.

6. Юнг К. .Г. Проблемы души нашего времени. – М., 1994.

7. Юрченко Е.В. Содержание и методы преодоления профессиональной деформации учителя в работе педагога-психолога: Дисс…к. п.н.. – Екатеринбург, 2000.



Электронные источники

  1. http:// www.vashakniga.ru

  2. http://www.webkniga.ru/books

  3. htt://www.it-med.ru

  4. htt://www.budgert.ru

  5. Электронная библиотека - http://www.gumfak.ru

6. http://files.zipsites.ru/books/uchebniki/sindrom_emocionalnogo_vigoraniya.rar
7. prepadav.net/referaty/referat_

8. http://psyfactor.org/lybr.htm

9. http://www.psyinst.ru/library.php

10. http://www.zis.by/articles/consult/0000818

11. http://festival.1september.ru/index.php

12. http://www.psyclub.net/syndrom.html

13. http://www.proatom.ru/modules.php

14. http://npa-gov.garweb.ru


1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
1.9.1. Перечень используемых технических средств:

Диапроектор, компьютеры, видеомагнитофон, телевизор.



1.9.2. Перечень используемых пособий

ТСО для показа слайдов к темам:

Тема 3. Факторы профессиональной деятельности, влияющие на личность специалиста

Тема 4. Профессиональная культура специалиста, характеристика ее основных компонентов

Тема 5. Пути предупреждения и преодоления негативной профессиональной деформации специалиста по социальной работе
1.9.3. Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения: видеофильмы.
1.10. Примерные зачетные тестовые задания

1. Укажите, в каком году в России официально введены специальности: «социальный педагог», «социальный работник»?

A. 1990 год;

Б. 1991 год;

B. 1995 год;

Г. 2000 год.

2. Дополните список ролей социального педагога:

А. Друг;

Б. Адвокат;

В. _____________

Г. Психотерапевт;

Д. _____________

Е. Посредник;

Ж. _____________

З. Помощник.

3. Согласно Международной Конвенции о правах ребенка, период детства занимает промежуток от рождения ребенка до ______ лет (впишите возраст).

4. Назовите кто, согласно Федеральному Закону РФ "Об образовании", являются первыми педагогами ребенка:_____________________________________________________________

5. Перечислите, какие знания обязательно входят в профессиональные знания социального педагога: ____________________________________________________________________

6.Определите верную дату принятия первой Международной Декларации о правах ребенка:

А. 1917


Б. 1924

В. 1959


Г. 1989

7.Основными функциями социального педагога являются все, за исключением одной:

а) предупредительно-профилактическая

б) охранно-защитная

в) организационная

г) диагностическая

д) образовательная

8.Продолжите ряд определяющих личностных качеств социального педагога:

а) гуманистические качества-___________________________________________________________________

б) психологические характеристики- ____________________________________________________________________

в) психоаналитические характеристики-____________________________________________________________________

г) психолого-педагогические качества-____________________________________________________________________

9. Назовите типы учреждений, в которых может работать социальный педагог, основываясь на их ведомственной принадлежности:

а)___________________________________________________________________

б)___________________________________________________________________

в)___________________________________________________________________

г)___________________________________________________________________

д)___________________________________________________________________


10. Выберите правильный ответ. Понятия «воспитание как социальный институт» и «социализация»:

1) тождественны

2) нетождественны

11. Укажите, с какими категориями граждан ведет работу социальный педагог:

а) социально-перспективная группа населения;

б) социально-стабильная группа населения;

в) социально-проблемная группа населения;

г) правильного ответа нет.

12. Заполните таблицу «Уровни профессионализма социального педагога»:


Интервалы интегративного показателя

Уровень профессионализма

9-10

Оптимальный

6-8







Критический






13. Продолжите список показателей, позволяющих оценить результативность профессиональной деятельности школьного социального педагога:

1) четкость в организации профессиональной деятельности

2)___________________________________________________________________3) популярность среди учащихся, их родителей и учителей 4)___________________________________________________________________5) динамика социально-педагогического сопровождения индивидуального развития ребенка за последние 3 года

6)___________________________________________________________________7)___________________________________________________________________8)___________________________________________________________________17. 14. Укажите, какому социальному институту присущи следующие функции социализации:

а) ценностно-ориентационная

б) регулятивная

в) коммуникативная

г) компенсаторная

д) милосердная

е) воспитательная
1.11. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Современная ситуация развития общества как предпосылка возникновения потребности в специалистах нового профиля.

2. Современная ситуация развития детства как предпосылка возникновения потребности в специалистах по социальной работе.

3. Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности.

4. Нормативно-правовая основа деятельности социального педагога.

5. Функции и социальные роли социального педагога, их характеристика.

6. Сферы деятельности социального педагога.

7. Особенности профессиональной деятельности социального педагога и социального работника.

8. Профессиограмма социального педагога, обзор профессионально значимых качеств, знаний и умений.

9. Личностная характеристика социального педагога. Противопоказания к профессиональной деятельности.

10. Структура профессиональной деятельности социального педагога, её характеристика.

11. Система профессиональной подготовки социальных педагогов в России.

12. Критерии оценки результативности профессиональной деятельности социального педагога.

13. Понятия «культура», «педагогическая культура», «социально-педагогическая культура». Пути повышения педагогической культуры социального педагога.

14. Роль социального педагога в гармонизации межличностных взаимодействий.

15. Самодиагностика и саморазвитие личности социального педагога.

16. Понятие «педагогическая рефлексия» и совершенствование профессиональной деятельности социального педагога.

17. Понятие «квалификационная характеристика». Квалификационные характеристики социального педагога, их характеристика.

18. Допрофессиональная подготовка социального педагога.

20. Модели повышения квалификации и переподготовки социальных педагогов.

21. Мировая практика профессионального отбора и подготовки специалистов по социально-педагогической деятельности.

22. Современные подходы к проблемам диагностики и отбора специалистов в области социальной работы.

23. Методологические принципы и подходы, их характеристики в исследовании

проблемы личности социального педагога.

24. Понятие «профессиональная этика социального педагога», её основные категории.

25. Основные функции этики социальной работы, их характеристика.

26. Этические принципы в социальной работе, краткая характеристика.

27. Профессионально-этический кодекс социального работника России. Его структура и содержание.

28. Деонтология – основа профессиональной деятельности социального педагога.

29. Этические дилеммы в социально-педагогической деятельности, их виды.

30. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального

образования, специальность «Социальная педагогика», краткая характеристика знаниям, умениям специалиста.

1.12. Комплект экзаменационных билетов

Экзамен по данной дисциплине не предусмотрен.

1.13. Примерная тематика рефератов

1. История становления социально-педагогического образования в России.

2. Подготовка специалистов социальной сферы за рубежом.

3. Профессия «социальный педагог» в 21 веке.

4. Специфика условий труда и деятельности социального педагога.

5. Особенности профессионального самовоспитания студентов – будущих

социальных педагогов.

6. Реформирование системы профессионального образования в современных

условиях.

7. Выбор специальности в системе высшего профессионального образования.

8. Специализации в подготовке социальных педагогов.

9. Повышение квалификации и переподготовка социальных педагогов.

10. Педагогическая культура социального педагога.

11. Культура взаимодействия социального педагога и клиента.

12. Оценка деятельности социального педагога.

13. Профессиональное творчество социального педагога.

14. Начинающий социальный педагог и проблемы предупреждения его

деформации.


1.14. Примерная тематика курсовых работ.

Курсовые работы по данной дисциплине не предусмотрены.

1.15. Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ

Квалификационные работы по данной дисциплине не предусмотрены.

1.16. Методика исследованияНет.

1.17. Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине. - Нет.

РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения


Формы работы со студентами.

Практическое занятие – это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических, прикладных целях. Особое внимание на практических занятиях уделяется выработке учебных или профессиональных навыков. Такие навыки формируются в процессе выполнения конкретных заданий – упражнений, задач и т.п. – под руководством и контролем преподавателя.

Разновидностью практических занятий является тренинг, который представляет собой систему регулярных упражнений, направленных на развитие и совершенствование определенных навыков.



Семинар (от лат. seminarium «рассадник», переносн. «школа»)– это особая форма учебно-теоретических занятий, которая, как правило, служит дополнением к лекционному курсу. Семинар обычно посвящен детальному изучению отдельной темы и, в отличие от лекции, проводится в каждой студенческой группе отдельно.

Практикуется следующие типы семинаров:

1) семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним.

2) семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы.

3) семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.

Форма семинарских занятий:

развернутая беседа по заранее известному плану;

небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара.

При подготовке к семинару:

- проанализируйте тему семинара, подумайте о цели и основных проблемах, вынесенных на обсуждение;

- внимательно прочитайте материал, данный преподавателем по этой теме на лекции;

- изучите рекомендованную литературу, делая при этом выписки конспекты или прочитанного, которые понадобятся при обсуждении на семинаре;

- постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументировано его обосновать;

- запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на семинаре получить на них ответы.

В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.

Каждый из участников семинара должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, уметь доказывать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию. Необходимым условием продуктивной работы являются личные знания, которые приобретаются студентами на лекциях и в самостоятельной работе.



Работа на семинарских занятиях включает в себя:

• выступление на семинарских занятиях;

• реферат (с защитой);

• рецензирование студентом реферата;

• тестирование;

• контрольные работы.

Подготовительная работа участников семинара заключается в: самостоятельном составлении библиографии (список литературы) к выбранной теме. Литература тщательно просматривается (чтение-просмотр), а затем выборочно читается и фиксируется (аннотация, выписка цитат, тезисы, конспект) все, что представляет интерес для темы. Собранный материал организуется: приводится в систему, определяется его главное содержание, логика движения мыслей (план), подбираются аргументы. Способам и приемам выступления с докладом на семинаре можно и нужно учиться. Например, лучше всего сделать сообщение не информационным, а проблемным: не просто в определенном порядке перечислять мысли (скорее всего – заимствованные), а воспроизвести перед слушателями сам процесс рождения мысли, поиск ее доказательств и определение причинно-следственных связей.

Доклад на семинаре, как правило, не должен быть длительным (от десяти до пятнадцати минут). Но он обязательно должен вызвать реакцию со стороны слушателей, заинтересовать их, - только в этом случае можно считать, что ваша цель достигнута.

Очень важно также правильно оформить библиографический список, который составляется в алфавитном порядке.

  1   2


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница